Методист учреждения дополнительного образования детей. Проект «Школа молодого педагога»
Наталья Аброськина
В этом выпуске «Методист» представлен проект «Школа молодого педагога», направленный на повышение мастерства молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования детей и разработан в помощь методистам, заместителям директоров по методической работе.
В сборник входит не только описание проекта (пояснительная записка, цели, задачи, ожидаемые результаты, предполагаемые риски, план мероприятий (дорожная карта)), но и различные методические разработки:
• Диагностический инструментарий:
• Положение о проекте «Школа молодого педагога»;
• Методические материалы «Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей»;
• Памятка молодому педагогу «Правила поведения и общения педагога»;
• План контроля деятельности молодых специалистов;
• Схемы конспекта учебных занятий, самоанализа учебного занятия, самоанализа воспитательного мероприятия;
• Технологические карты по развитию профессиональных качеств у молодых педагогов;
• Сценарий игры – квеста для молодых педагогов
Наталья Аброськина
Методист учреждения дополнительного образования детей. Проект "Школа молодого педагога"
Пояснительная записка
Целью данного проекта является содействие повышению профессионального мастерства молодых педагогов через организацию «Школы молодых педагогов».
В результате реализации проекта будут разработаны организационно-педагогические рекомендации по оптимизации образовательного процесса, условий обучения и воспитания детей, начинающие педагоги приобретут необходимые знания и умения необходимые в воспитательно-образовательной деятельности. Будет обеспечена реализация потребности начинающих педагогов в повышении своей профессиональной квалификации. Будет оказана необходимая консультативная помощь педагогам по вопросам обучения в системе дополнительного образования.
Руководители проекта: директор, заместитель директора.
Актуальность: Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели обучения и воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые специалисты не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать программу. план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями.
Целевая группа проекта: педагоги дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ», имеющие стаж работы менее 3 лет.
Срок реализации проекта: 1 год.
Этапы реализации проекта
1 этап – диагностический (сентябрь-октябрь)
2 этап – основной (практико-ориентированный) (ноябрь-апрель)
3 этап – контрольно-оценочный (май-июнь)
Цели и задачи проекта:
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов дополнительного образования.
Задачи:
обеспечение профессионального и творческого роста молодых педагогов;
способствование освоению педагогами современных образовательных технологий и методов педагогической деятельности;
развитие познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и родителями;
использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;
обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
План достижения цели
Создание ситуации успеха для начинающего педагога как важный фактор его нужности, востребованности (заинтересованность педагогической деятельностью по своему направлению, участие в мастер-классах, профессиональных конкурсах, выступления на различных семинарах и конференциях, публикации своего опыта работы, вовлечение к активному участию в общественной жизни МБУ ДО «ДДТ», проведение совместных мероприятий с родителями, организация экскурсий, поездок в музеи, театры и т.д. ).
Сопровождение педагогом-психологом процесса адаптации молодого специалиста в коллективе и помощи в преодолении иных трудностей.
Вовлеченность в деятельность сетевого сообщества. Дистанционное взаимодействие педагогов дополнительного образования.
Совершенствование мастерства в проведении занятий с применением новых педагогических технологий. с помощью взаимопосещения занятий, изучения передового опыта, обмена знаниями и умениями.
Предварительная работа:
сбор информации о каждом педагоге;
анкетирование
выявление затруднений у педагогов;
подбор литературы. курсов;
подготовка теоретического и практического материала;
составление плана работы.
Риски проекта:
отсутствие мотивации к профессии педагога;
утрата интереса к профессии педагога при столкновении с реальными проблемами. Потеря уверенности в себе;
психологический дискомфорт в коллективе.
отсутствие контакта с родителями обучающихся;
завышенная или заниженная самооценка молодого педагога;
отсутствие свободного времени. Большая загруженность молодого педагога.
Намеченные способы коррекции негативных последствий проекта:
создание ситуации успеха для начинающего педагога, которая поможет раскрыть его творческий потенциал и профессиональные способности;
индивидуальные консультации с педагогом-психологом, который поможет разобраться в проблемах;
организация совместных с родителями мероприятий;
вовлечение молодого педагога в общественную жизнь учреждения.
Ожидаемые результаты:
повышение профессиональной компетентности педагогов;
умение применять в работе с обучающимися современные образовательные технологии и методы педагогической деятельности;
познание себя и ориентация на ценности саморазвития;
качественное изменение отношений в коллективе;
рост профессиональной и методической компетенции молодых педагогов.
План реализации проекта (Дорожная карта)
1 этап: диагностический
Сентябрь
«Будем знакомы»:
– Формирование базы молодых педагогов;
– Знакомство с молодыми педагогами (встреча -беседа);
– Выявление потребностей молодых педагогов;
– Анкетирование
– Ведение и оформление документации педагога дополнительного образования (Консультация)
Октябрь
«Планирование воспитательно-образовательной работы»:
– "Тематическое планирование педагогического процесса" (круглый стол);
– Индивидуальные консультации
"Работа с родителями" (семинар):
– Организация работы с родителями обучающихся, организация совместных мероприятий, привлечение родителей к мероприятиям объединения и т.д.;
– индивидуальные консультации
Октябрь -Ноябрь
"Учебное занятие в системе дополнительного образования" (семинар – практикум):
– Структура учебного занятия в системе дополнительного образования;
– Построение технологической карты учебного занятия;
– Самоанализ занятия;
– Проверка планов-конспектов (технологических карт занятий);
– Индивидуальная работа с педагогами;
– Посещение занятий молодых педагогов, выявление проблем, с которыми сталкиваются молодые педагоги.
– Оказание помощи, индивидуальные консультации;
– Справки о проверке технологических карт, справки о посещении занятий
Декабрь
«Использование игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе» (семинар- практикум):
– Сущность игры и ее специфические особенности;
–Функции игры;
–Классификация игр;
–Социальное значение игры;
– Индивидуальные консультации;
– Игровой тренинг
Январь
«Путь профессионального становления» (семинар-практикум):
– Диагностика (анкетирование);
– профессиональные педагогические конкурсы;
– индивидуальные консультации;
– Квест- игра «Потерянное время» (В квесте заложены в игровой форме ситуации, с которыми столкнется педагог по пути профессионального становления)
Февраль
«Технология рефлексии в педагогическом процессе» (мастер-класс):
– краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии;
– индивидуальные консультации;
Март
«Технология подготовки открытого занятия» (семинар-практикум):
– Формы организации и проведения открытого занятия;
– "Неделя педагогического мастерства" (посещение мастер-классов опытных педагогов)
– индивидуальные консультации;
Апрель
"Открытые занятия молодых специалистов":
– Посещение открытых занятий молодых педагогов
Май
Рефлексия работы «Школы молодого педагога» (педагогические дебаты):
– Высказывания педагогов, пожелания;
– Подведение итогов.
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности Школы молодого педагога (далее – Школа), содействует повышению профессионального мастерства молодых педагогов муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» (далее – ДДТ/ Учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии со ст.30 Конституции РФ, ст.35 Закона РФ от 29.12.2012 N 27-ФЗ "Об образовании".
1.3. Деятельность Школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, Устава Учреждения, нормативными правовыми документами об образовании.
1.4.В состав Школы входят: председатель (заместитель директора), молодые педагоги.
1.5. Решения Школы являются рекомендательными для начинающих педагогов.
1.6. Срок действия Положения не ограничен.
2. Задачи Школы:
Главными задачами Школы являются:
2.1. Разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучения и воспитания детей в учреждении дополнительного образования.
2.2. Содействие всем начинающим педагогам в приобретении знаний и умений, необходимых в образовательной деятельности.
2.3. Анализ разделов общеобразовательных программ дополнительного образования, педагогических технологий и методик.
2.4.Обеспечение реализации потребности начинающих педагогов на повышение своей профессиональной квалификации.
2.5. Оказание консультативной помощи всем начинающим педагогам по вопросам образования и воспитания детей в учреждении дополнительного образования детей.
3. Функции Школы
Школа осуществляет следующие функции:
3.1. Обсуждает и утверждает план работы Школы.
3.2. Изучает общеобразовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу по вопросам образования.
3.3. Оказывает консультативную помощь через семинары, тренинги, консультации специалистов, практические занятия, взаимопосещения.
3.4. Определяет соответствие занятий возрастным, индивидуальным особенностям обучающихся, требованиям образовательной программы дополнительного образования.
3.5. Отслеживает итоги успешности обучения и воспитания детей, состояния их здоровья.
4. Права Школы.
Члены Школы имеют право:
4.1. Принимать решения по вопросам, входящим в их компетенцию.
4.2. Приглашать на заседания Школы специалистов, квалифицированных педагогов для оказания консультативной помощи.
4.3. Участвовать в работе методических объединений.
4.5. Стремиться к повышению своего профессионального мастерства.
5. Ответственность Школы:
Члены Школы несут ответственность:
5.1. За выполнение плана работы.
5.2. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений.
5.3. Соответствие принятых решений законодательству Российской Федерации в области образования.
6. Организация деятельности Школы
6.1. Школа избирает из своего состава секретаря, который работает на общественных началах.
6.2. Школа работает по плану, являющемуся составной частью плана работы Учреждения.
6.3. Заседания Школы созываются в соответствии с планом работы, но не реже 1 раза в месяц.
6.4. Результаты работы Школы доводятся до сведения педагогического коллектива на педагогическом совете, оперативном совещании.
7. Документальное оформление деятельности Школы (делопроизводство)
7.1. Заседания Школы оформляются протоколами. Они подписываются председателем и секретарем Школы.
7.2. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.
7.3. Отчет о работе Школы за учебный год представляется в письменном виде председателем Школы.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя Учреждения.
8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение не реже 1 раза в 5 лет и подлежат утверждению руководителем Учреждения.
Технологическая карта по развитию профессионально важных качеству молодых педагогов дополнительного образования
Технологическая карта по развитию профессионально важных качеств у молодых педагогов состоит из 3-х компоненотов:
– Метод;
– Содержание метода (описание);
– Практическое значение метода.
Метод: Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач
Известны четыре вида конкретных ситуаций:
В ситуациях-иллюстрацияхописываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение;
Ситуации-упражнения нужно решать, выполнив некоторые задания (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела «Программы воспитания и обучения в системе дополнительного образования» и др.);
В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его;
Ситуации-проблемы – наиболее сложный метод активизации, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить; в помощь педагогам дается несколько вопросов.
Подбирая ситуации с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности педагогов.
Практическое значение значение метода: Данный метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами, способствует формированию и развитию умения принять педагогически правильное решение в любой обстановке.
Метод : Диалог, дискуссия
Диалог – это беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.
При обсуждении двух противоположных точек зрения руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения в педагогике на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.
Практическое значение метода: Овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора
Метод: Обучение практическим умениям
По продолжительности этот метод должен занимать незначительную часть от общего времени заседания Школы (до 5 мин.). Лучше дать обучающий элемент из опыта работы. Интересен опыт педагогов-наставников. Эффективно применять аудио- и видео запись.
Практическое значение метода: Знакомство с возможными и эффективными решениями практической ситуации, овладение профессиональными умениями на практике
Метод имитации рабочего дня педагога
При использовании этого метода педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые надо решить, и им предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует положительное и недостатки.
Практичекое значение метода: Овладение профессиональными умениями на практике
Метод: Решение педагогических кроссвордов и перфокарт
Этот метод целесообразно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.
Практическое значение метода: Этот метод помогает уточнить знания педагогов по конкретной теме, развивать педагогический кругозор.
Метод «педагогический бой»
Применяется так же, как составная часть консультации, семинара или педсовета. На это отводится не более 10 минут. Участники разбиваются на 2 группы. Руководитель заранее готовит вопросы, каждый из которых адресуется сразу обеим группам. На обдумывание вопроса предоставляется 1 мин., после чего поочередно выслушиваются и оцениваются ответы по 5-балльной системе, при этом учитывается:
– быстрота при подготовке ответа;
– его правильность, краткость и оригинальность;
– умение дать обоснование.
По наибольшему количеству баллов определяется группа победителей.
Практическое значение метода: Развивает профессионально важное умение точно формулировать свою точку зрения, умение ее аргументировано обосновать, овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора
Метод: Работа с инструктивно-директивными документами
Педагогам заранее предлагается ознакомиться с каждым из них, соотнести весь изложенный материал со своей работой, и выделив одно из направлений, продумать план по устранению недостатков. Эту работу каждый проделывает сначала самостоятельно, а затем обговариваются разные подходы к решению одной и той же проблемы.
Практическое значение метода: Развитие умения работать с документами
Метод: Анализ детских высказываний, поведения и творчества детей
Руководитель готовит материал: аудио- записи, подборка рисунков или поделок детей, записи их поведения. Молодые педагоги знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с этими детьми.
Практическое значение метода: Умение анализировать продукты детской деятельности
Метод игрового моделирования
В целом игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим опытом педагогов.
Практическое значение метода: Данный метод повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.
Диагностика проблем педагога.
1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?
_____________________________________________________________
2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?
материальные условия
большое количество детей в группе
отсутствие единых требований к ребенку со стороны педагога и родителей
недостаточная методическая помощь со стороны руководства
недостаток педагогического опыта
нехватка методической литературы
3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?
Да
Нет
Не знаю
4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности обучающихся?
_____________________________________________________________
5. Оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе, в какой степени у вас сформированы диагностические умения:
знание особенностей эмоционального развития обучающегося и умение его изучать
умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
умение изучать и развивать способности своих детей в группе
умение диагностировать волевое развитие ребенка
умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность
Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?
____________________________________________________________
7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?
в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
в методических консультациях по отдельным разделам
в просмотре открытых занятий у опытных педагогов.
Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в ДДТ:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность педагога:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДДТ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Анкета молодого специалиста
1. Почему Вы выбрали профессию педагога? Чем она для Вас привлекательна?
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы педагогом?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
новизна деятельности;
условия работы;
возможность экспериментирования;
пример и влияние коллег и руководителя;
организация труда;
доверие;
возможность профессионального роста.
9. Что Вам хотелось бы изменить?
Анкета «Стиль общения педагога»
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
А) делиться с вами своими мыслями, чувствами
Б) говорить вам только то, что он сам захочет
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
А) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
Б) считаете, что дети сами разберутся в своих проблемах
В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
А) похвалите и всем детям покажете его работу
Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
В) скажете ему «всегда бы так занимался».
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
А) заставите его поздороваться
Б) не обратите на него внимание
В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:
А) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
Б) помочь, подсказать, сделать замечание
В) заниматься своими делами (записи, подготовка)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
А) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71507998?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.