Слово о добродетели. Часть 1

Слово о добродетели. Часть 1
Александр Иванович Алтунин
В современном обществе создалась весьма своеобразная ситуация, которая заключается в том, что понятия о многих добродетелях стали весьма расплывчатыми и туманными. И это еще в лучшем случае. А нередко эти понятия наполнились совершенно новым смыслом. Полным многочисленных и разнообразных искажений и извращений их истинного смысла. Государство перестало заботиться о духовном здоровье населения. И это естественно и закономерно породило нравственный хаос и анархию. И не только среди рабочего класса и крестьянства, но и среди так называемой интеллигенции. В работу сознательно не включены человеческие достоинства. Потому как, предполагается им посвятить отдельную работу. Автор одновременно ведет работу над подготовкой 4-6-томного «Этико-психологического словаря». Многие качества имеют ряд синонимов, которые также не включены в данную работу.

Александр Алтунин
Слово о добродетели. Часть 1

Глава 1
Первая глава будет посвящена проблемным моментам, в определенной степени затрудняющим появление и развитие умения разбираться в людях.
Адекватная самооценка
Очень сложное явлений нашей жизни. Большинство людей относится к себе весьма субъективно. Часть людей или очень переоценивает себя или очень недооценивает. До возникновения адекватной самооценки необходим целый комплект достаточно редких факторов. В частности, это психологическая, философия и духовная эрудиция. Это и наличие системы параметров и критериев оценки человеческой личности вообще, и своей, в частности. Желательно присутствие творческого мышления, постоянного и строгого самоконтроля, многогранного и изощренного, самокритичности, процесса самовоспитания и самосовершенствования, одухотворенности, гармоничности, зрелости, самодостаточности. Хорошо, когда человек делает акцент не на амбиции и самолюбии, а на честолюбии.
Собственно, даже среднего уровня (среднего не с мирской, а с духовной точки зрения, ибо он равен высокому мирскому) мудрости и одухотворенности достаточно человеку для того, чтобы ясно и отчетливо понимать то, что даже самые большие его достоинства и добродетели, способности и таланты весьма и весьма далеки от полного совершенства. Конечно, человек отдает себе отчет в том, как много он уже сделал в совершенствовании самого себя. Но, в тоже время, он понимает и то, что в будущем ему предстоит работа, во много раз больная, чем уже проделанная. И вовсе не факт, что даже спустя сто лет им будет достигнуты какие-либо существенные вершины. Не с мирской, а с духовной точки зрения. Конечно, то конкретное продвижение вперед, что имеет место у него, быть может, служит вполне реальным поводом для возникновения определенного чувства удовлетворения самим собой и своей жизнью. Но осознание величины предстоящей работы очень существенно охлаждает самомнение, самоуверенность и самовлюбленность, амбициозность и тщеславие, жажду непомерной славы. Как и постоянного и выраженного общественного одобрения (или хотя бы своего непосредственного окружения) каждого своего чиха, выражаясь аллегорически.
Наиболее вероятно возникновение адекватной самооценки у классического интеллигента. Желательно не путать это понятие с формальной принадлежностью человека к прослойке интеллигенции в связи с наличием высшего образования. Как показали собственные наблюдения автора более двадцати тысяч представителей интеллигенции, они, в подавляющем большинстве случаев, к истинной интеллигентности не имеют вообще никакого отношения. Что, собственно, полностью совпадает с мнением классиков психологии и философии, художественной литературы и мудрецов. Поэтому, в данном случае, суть дела состоит не в индивидуальной субъективности и пристрастности автора, а в его попытке отразить реальную действительность. Собственно, по поводу интеллигенции конца девятнадцатого и начала двадцатого века в России и в Европе классик мировой философии Бердяев писал, что она, по большому счету, оставляет желать лучшего. В подавляющем большинстве своем. И все проблемы и неприятности, в том числе, революция в России, – это закономерный результат социальной пассивности и инертности, так называемой интеллигенции. По этому поводу у него есть даже отдельная большая работа.
Наиболее близка к оптимальной самооценка у истинного аристократа. Который не перестает им быть даже в бедности, в тюрьме или концлагере. Как говорят по этому поводу мудрые люди «алмаз он и в грязи алмаз, а грязь – она среди алмазов только грязь». Собственно, девяносто девять процентов людей, особо рьяно претендующих ныне в России на звание аристократов, к аристократизму не имеют вообще никакого отношения. И даже более того: как правило, в них нет даже какого-либо существенного намека на аристократичность. Ибо, у них не было не только должной школы воспитания аристократичности, но даже и частичного намека на нее. Истинный интеллиген никогда не гордился и не гордится своим внешним превосходством над большинством простых окружающих. У него чувство собственного достоинства складывается из осознания ценности и значительности работы по самовоспитанию и самосовершенствованию своего ума, души и духа. В отдельных случаях, и тела. И не с точки зрения банальной и упрощенной мирской логики, а с точки зрения высшей логики – духовной. Соответствующей системе классических ценностей бытия. Вечной и универсальной, соответствующей правилам и законам Высших сил Вселенной.
Интеллигент, как никто другой, понимает то, что все хорошее и особенное в нем, все его достоинства и добродетели, способности и таланты заложены в нем Высшими силами. И это не подарок, а лишь аванс, который необходимо отрабатывать всю свою жизнь. Предельно интенсивно и добросовестно. Ибо, все эти положительные моменты даны ему не для самолюбования, а для повышения гармонии в окружающем мире. И в самом себе, естественно. Тяжелым и изнурительным трудом. И именно в этом, можно сказать, особая привилегия интеллигента. В отличие от всех остальных.
Интеллигент очень тонко и дифференцированно воспринимает все свои достоинства и добродетели. Он четко знает, что в мире существует достаточно много людей, которые в значительной степени превосходят его по самым важнейшим параметрам личности. Но, при этом, он ценит и ту изюминку, что есть именно в нем. Он ощущает себя и свою жизнь как маленький кирпичик в гигантской стене тружеников Вселенной. Можно его сравнить и с муравьем, который заботится, в первую очередь, о благополучии всего муравейника. А уже потом, о своем собственном. Хотя, по большому счету, эти моменты в его сознании очень тесно и органично переплетены. Они ни в коем случае не приходят в противоречие друг с другом. Более того: они весьма конструктивно и созидательно, изящно и гармонично дополняют друг друга. Потому как, и действительно, они, с духовной точки зрения, должны взаимно обогащать друг друга, никак не нанося ни прямого, ни косвенного ущерба друг другу. Тогда есть вероятность возникновения истинной гармонии.

Амбициозность
Наибольшую степень выраженности амбициозность имеет у людей деструктивного типа. Или у людей стандартного типа, имеющих в структуре своей личности ряд выраженных элементов деструктивности. Конечно, каждый человек имеет не только комплект недостатков, но и комплект достоинств. Другой вопрос, что творческий тип людей стремится обрести, в первую очередь, основные достоинства и добродетели. И развить их в максимально возможной степени. И это, безусловно, большой труд ума и души, духа и тела. Который, к сожалению, недоступен большинству людей, имеющих выраженную лень ума, души и духа. И поэтому стандартный тип людей предпочитает довольствоваться комплектом второстепенных качеств. Хотя, в силу глобального и фундаментального психологического и духовного невежества, большинство людей, мягко говоря, не очень-то умеет отличать главные качества от второстепенных. Не говоря уже о том, что не знает того, что достоинства и добродетели могут иметь различную степень развития в количественном плане. Что, собственно, определяет их качественный уровень. Их реальную и потенциальную ценность. Ведь ясно, что слабо развитое достоинство имеет минимальную ценность (хотя, какую-то все же имеет и вроде как, не совсем пустое место). Умеренно развитое достоинство имеет среднюю степень ценности. И лишь сильно развитое достоинство имеет высокую степень ценности. Но не с точки зрения банальной житейской логики, а с точки зрения логики духовной.
Ошибкой большинства людей стандартного типа (чуждых интеллигентности) является то, что оно подходит к оценке качеств не с точки зрения духовной, а с точки зрения житейской. Когда умеренно развитое достоинство воспринимается уже как максимально развитое. И действительно, среди подавляющего большинства этот уровень является максимальным. Можно даже сказать, что максимально возможным. Но, то, что для них это даже чисто теоретически есть максимальный уровень, еще не означает того, что он и на самом деле является максимальным вообще. С точки зрения иерархии вечных и универсальных ценностей Вселенной. На самом деле, это всего лишь один из многочисленных и разнообразных стереотипов мышления, распространенных в обществе, имеющий массу искажений и извращений с духовной точки зрения. Эти искажения и извращения могут касаться абсолютно любой сферы бытия – интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической.
Проблема в том, что для определения самого факта наличия того или иного конкретного искажения или извращения необходим действительно высокий духовный уровень того или иного конкретного человека. А это, к сожалению, встречается крайне редко. В лучшем случае, у двух людей из тысячи. Которые смотрятся на общем фоне буквально белыми воронами. Есть, правда, и более жесткое определение этой ситуации: «среди общества горбатых, нормальный человек выглядит уродом»…
Достаточно вспомнить судьбу гадкого утенка на птичьем дворе, где его почти все презирали и даже ненавидели. Только за то, что чисто внешне он не был похож на остальных. Он не вписывался в их представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. А то, что вся их «экспертная» система и гроша ломаного не стоит – это никому и в голову не могло придти. Ибо, умение смотреть на себя со стороны и адекватно себя оценивать приходит только к тем, кто поднялся в своем личностном развитии существенно выше среднего. И тем, кто сознательно и целенаправленно, мощно и непрерывно стремится к максимально возможному уровню развития хотя бы наиболее важных своих достоинств и добродетелей. Для остальных остается или умеренный или выраженный уровень субъективности в оценке самого себя. Который, как правило, сохраняется на этом уровне до конце жизни того или иного конкретного человека.
Проблема большинства стандартных людей не в том, что их главные достоинства и добродетели имеют уровень развития между слабым и средним. А в том, что им хочется думать, что они уже достигли максимального уровня развития. И особенно им хочется, чтобы именно так думали окружающие. В идеальном варианте, все общество. И этот момент выглядит особенно актуальным в связи с тем, что на их глазах, что называется, ряд людей с определенным (часто весьма высоким) уровнем авантюризма и интриганства эффектно проводит эту манипуляцию с общественным (правильнее было бы сказать, с так называемым общественным) мнением. Ибо, они так ловко и умело надувают щеки и распускают свой искусственно окрашенный псевдопавлиний хвост, что большинство наивных и доверчивых, лишенных интуиции и проницательности, мудрости и одухотворенности людей почти полностью им верит. В отдельных и весьма редких, почти идеальных и эксклюзивных случаях, лишь некоторое (от одного дня до года) время. А, чаще всего, на протяжении всей жизни. Им и в голову не приходит, как правило, то, что они являются банальными и предельно послушными марионетками в руках авантюристов, интриганов и психологических манипуляторов. Которые ловят массы на очень красивую и очень эффектную приманку – иллюзию приверженности наиболее ценным классическим добродетелям, порядка, гармонии и совершенства.
Можно даже четко и однозначно утверждать, что в девяносто девяти случаев из ста, когда кто-то очень энергично и даже агрессивно навязывает окружающим свои идеи, то им, на самом деле, движет не забота об общественной гармонии, а банальный личный эгоизм, жажда и стремление использовать энергию и энтузиазм масс в своих корыстных целях. Особенно в борьбе с действительно достойными, умными, талантливыми и гармоничными людьми. И, чем сильнее разница между личностью манипулятора и его потенциальной жертвой, тем выше его уровень энтузиазма в деле многоходовой дискредитации талантливой личности и нанесения максимального ущерба его личности, жизни и творчеству. И это не теоретические расклады автора, не плод его фантазии и воображения, а результат анализа жизни и творчества более пятисот истинных аристократов ума и души, получивших вполне определенное общественное признание.
Конечно, люди стандартного типа (менталитета) не обладают таким уровнем злобности и агрессивности, как представители деструктивного типа. Но в руках последних они могут творить абсолютно любые не только просто безнравственные дела, но и предельно подлые и мерзкие поступки. В их неограниченной концентрированности и злокачественности. Нанося тем самым порой колоссальный ущерб не только тем или иным отдельным конкретным людям, но и обществу, и государству в целом. В отдельных случаях, и всему человечеству.
Достаточно вспомнить революцию в России со всеми вытекающими из нее последствиями. Или сталинские репрессии против самых умных и достойных, творческих и талантливых людей. И все творилось исходя якобы из самых благих намерений. Так что снисходительность и великодушие возможны только относительно второстепенных слабостей и недостатков психологического и интеллектуального характера. Которые нередко четко и логично складываются из распространенных стереотипов общественного сознания, имеющих в себе элемент деструктивности или дисгармоничности. Все не просто очень серьезно, а предельно серьезно. Каждому представителю стандартного менталитета необходимо знать и помнить (хотя, по большому счету, это нужно знать абсолютно всем), что при сознательном или неосознанном пренебрежении к классическим духовным ценностям у него есть высокая вероятность превращения в банальную сволочь, подлеца и негодяя, мерзкое и отвратное существо, в морального и духовного урода. Не говоря уже о злокачественном извращенце с интеллектуальной, психологической или эстетической точки зрения. Конечно, любой вид уродства может быть малым, средним или большим. Но от этого уродство не перестает быть именно уродством, а не слабостью или странностью, особенностью или прихотью того или иного человека, группы людей, всего общества или всего человечества. Все это, конечно, грустно. Но жизнь требует, чтобы акценты были расставлены правильно и адекватно. В противном случае, и общество, и государство, и человечество ждет не гармоничная и стремительная эволюция, а психологическая и духовная деградация. На отдельных этапах истории во много раз стремительнее и глобальнее, чем положительная эволюция. Не говоря уже о том, что, в соответствии с волей Высших сил, эволюция человечества в целом и ныне, и в будущем будет идти, не просто медленно, а очень медленно. Чтобы не возникало коварной и страшной иллюзии своего богоподобия. В свое время приведшей к гибели Атлантиды.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71463790?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Слово о добродетели. Часть 1 Александр Алтунин
Слово о добродетели. Часть 1

Александр Алтунин

Тип: электронная книга

Жанр: Социальная философия

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 23.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В современном обществе создалась весьма своеобразная ситуация, которая заключается в том, что понятия о многих добродетелях стали весьма расплывчатыми и туманными. И это еще в лучшем случае. А нередко эти понятия наполнились совершенно новым смыслом. Полным многочисленных и разнообразных искажений и извращений их истинного смысла. Государство перестало заботиться о духовном здоровье населения. И это естественно и закономерно породило нравственный хаос и анархию. И не только среди рабочего класса и крестьянства, но и среди так называемой интеллигенции. В работу сознательно не включены человеческие достоинства. Потому как, предполагается им посвятить отдельную работу. Автор одновременно ведет работу над подготовкой 4-6-томного «Этико-психологического словаря». Многие качества имеют ряд синонимов, которые также не включены в данную работу.