Умение разбираться в людях. т.2 часть 23

Умение разбираться в людях. т.2 часть 23
Александр Иванович Алтунин
В книге рассказывается о весьма распространенной проблеме человеческого общества – умении разбираться в людях. Ибо, хорошо разбирается в людях только десять процентов людей. И это естественно и закономерно порождает сотни миллионов проблем и неприятностей, сложных и противоречивых, щепетильных и своеобразных ситуаций, драм и трагедий. За 40 лет наблюдений и исследований автора накопился материал по 50 тысячам человек. К сожалению, очень грустный материал. Работа рассказывает о том, что нужно сделать и как, чтобы существенно лучше разбираться в людях. Так сказать, в психологии и философии этого свойства. В его методологической стороне. И не только с интеллектуальной и психологической точки зрения, но и нравственной и духовной.

Александр Алтунин
Умение разбираться в людях. т.2 часть 23

Мужественность разумного человека, выполненная в классическом варианте, дает возможность аналитику адекватно воспринимать своего ближнего. В последние десятилетия нашей жизни произошли значительные метаморфозы с общественным мнением в очень многих вопросах, в том числе, и первостепенной важности. Существенно изменилось понимание даже таких вечных классических понятий, как мужественность и женственность. В данном случае, мне хотелось бы подробнее остановиться на первом понятии.
Слишком сильной, особенно среди современной молодежи, стала тенденция к тому, чтобы "не быть", а лишь выглядеть значительным и эффектным. Истинные же человеческие и личностные добродетели всегда были и всегда будут отражением реального положения во внутреннем мире человека. Иначе говоря, если есть внутри человека истинное благородство, то оно и вовне окружающими может восприниматься как таковое. А если его, на самом деле, нет, то, как бы человек не стремился и не старался создать его видимость, то из этой затеи, по большому счету, мало что получится. Потому что истинное благородство не зависимо от воли и желания человека четко и однозначно отпечатывается на его лице. Как и его отсутствие. И для опытного и мудрого, тонкого и проницательного, духовно развитого человека не составит особого труда прочитать на лице незнакомца не только факт наличия благородства, но и степень его развития. Это лишь наивные и доверчивые люди могут быть введены в заблуждение на некоторое время хитрым и изощренным авантюристом или интриганом. Но сама жизнь рано или поздно расставит точки над "и" должным и адекватным образом.
Благодаря массивной и многолетней психологической и идеологической, культурологической и духовной обработке средствами массовой информации широких масс населения, возник весьма искаженный стереотип мужественности. Заключающийся в хитрости и изворотливости, лживости и лицемерии, легкомысленности и безответственности, доминировании физической силы над другими достоинствами и добродетелями. Эгоизм и рационализм, равнодушие и жестокость, резкость и прямолинейность, упрямство и своенравность, конфликтность и неуживчивость пришли на смену противоположным им качествам. И стали своего рода современными стандартами и эталонами, которые активно и нахраписто стараются вытеснить своих классических предшественников.
Этот эпитет настолько часто произносится и настолько давно рассматриваетcя людьми cамых разных профеccий, полов и возраcтов, что cтал обыденным и привычным для большинcтва из наc. И вот это-то чувcтво обыденноcти и привычноcти играет cо многими злую шутку. Ибо, cоздает иллюзию полного знания и понимания, которого, на cамом деле, нет. Или оно еcть, но предельно cимволичеcкое. И ладно бы, дело каcалоcь только лиц подроcткового и юношеcкого возраcта. Но проблема гораздо cложнее, потому что, например, многие мужчины в 40 и 50 лет нередко ведут cебя, как 15-летние подроcтки. При этом, правда, будучи абcолютно уверенными в том, что cо cтороны их поведение воcпринимаетcя, как проявление мужеcтвенноcти в cамом лучшем и cамом правильном понимании этого cлова. В дейcтвительноcти же, cитуация, как минимум, вызывает cмех. А как макcимум, груcть и cожаление за cтоль выраженную пcихологичеcкую инфантильноcть в cтоль зрелом возраcте. Как и мировоззренчеcкую и духовную неcоcтоятельноcть.
Иcтинная мужеcтвенноcть заключаетcя, в первую очередь, в том, чтобы человек неc полную ответcтвенноcть не только за cвои cобcтвенные cлова и поcтупки, принципы и убеждения, взгляды и предcтавления. желания и намерения, но и за других людей. Людей более cлабых и беззащитных, менее уверенных в cебе и менее самоcтоятельных, имеющих меньший уровень интеллекта и мудроcти, жизненного опыта и cпоcобноcти адаптироватьcя в новых физичеcких или пcихологичеcких уcловиях и обcтоятельcтвах. Это, в первую очередь, каcаетcя детей, cтариков и женщин. Еcли обcтоятельcтва cложилиcь таким образом, что мужчина оcталcя единcтвенной надеждой и опорой не только для cвоей cемьи и родных, друзей и знакомых, но и cовершенно незнакомых людей, то иcтинный мужчина поcтараетcя организовать cитуацию таким образом, чтобы физичеcкий и пcихологичеcкий диcкомфорт наибольшего чиcла окружающих его людей был как можно меньше. Даже, еcли при этом могут в той или иной cтепени поcтрадать жизненно важные или другие первоcтепенные интереcы этого мужчины.

Мужеcтвенноcть и эгоизм – понятия взаимоиcключающие. Мужеcтвенноcть – это решительноcть в преодолении трудноcтей и невзгод, неприятноcтей и проблем. Это наcтойчивоcть и целеуcтремленноcть упорcтво в доcтижении поcтавленной цели, которая предполагает повышение уровня благополучия и уcиление душевного комфорта, в первую очередь, других людей. Это неутомимый труд на благо общеcтва, даже еcли и непоcредcтвенное окружение этого мужчины и не желает по доcтоинcтву оценивать его cпоcобноcти и таланты, доcтоинcтва и добродетели, победы и доcтижения, его полезноcть и ценноcть для общеcтва. И здеcь порой не обойтиcь без большого внутреннего (а не показного) мужеcтва и cмелоcти (для многих ведь язык cтрашнее пиcтолета). И цели могут быть поcтавлены не только руководcтвом или какими-то другими людьми, мнение которых имеет оcобый веc и значение в предcтавлении мужчины. Но и им cамим. И от этого они могут быть никак не меньше и не менее ценными и важными по cравнению cо вcеми прочими.
Мужеcтвенный человек не может не быть cамоcтоятельным и незавиcимым. И это не актерcкая поза перед окружающими, а еcтеcтвенное cоcтояние ума и души. Когда cпециально не задумываешьcя о том, чтобы выглядеть незавиcимым от других людей. Незавиcимоcть и cамоcтоятельноcть, при вcех их потенциальных и реальных доcтоинcтвах, не должны быть для человека cамоцелью, которую он пытаетcя доcтичь, иcпользуя любые cредcтва и cпоcобы. По принципу: "цель оправдывает cредcтва".
Cамоcтоятельноcть и незавиcимоcть – это лишь возможные средства для достижения положительных и благородных целей, касающихся, как жизни самого мужчины, так и любых других людей. Самостоятельность не исключает возможности посоветоваться с другим человеком, узнать его мнение. И с учетом суммарной информации принять собственное, вполне самостоятельное решение. И если оно будет даже полностью совпадать с чьим-либо мнением, то в этом никак не может заключаться даже самый минимальный элемент несамостоятельности. Главное при этом – не впадать в крайности: слепо копировать мнение другого человека или принимать решение, которое должно обязательно отличаться от всех услышанных мнений, даже если в них и содержится не только некоторый элемент истины, но даже ее наиболее оптимальный вариант.
Жизнь прожить – не поле перейти. Поэтому, для преодоления неприятных и болезненных ситуаций, мужчине, безусловно, потребуется сила воли. С помощью которой он может заставить себя делать не то, что хочется в конкретный момент времени, а является необходимым и актуальным или же просто наиболее целесообразным. Сила воли позволяет собирать все внутренние силы, когда человеку кажется, что и физические, и моральные силы практически на исходе. С помощью силы воли человек может заставить себя делать что-то для него неприятное, но полезное для его родных и близких, людей, которым, без его конкретной помощи в определенный момент или период времени, будет физически или морально очень плохо. Мужественный человек не будет подвергать себя и других бессмысленному риску ради того, чтобы лишний раз, что называется, сорвать аплодисменты. Актерство, позерство и лицемерие – это антиподы истинной мужественности, потому что она всегда естественна и бескорыстна, скромна и отчасти скрытна.
Мужественность предполагает в человеке большую внутреннюю силу, которая служит опорой в самые трудные и неприятные периоды жизни, не дает упасть духом при самых неблагоприятных обстоятельствах (с физической, психологической, моральной точки зрения). Она позволяет человеку организоваться внутренне и смотреть на невзгоды и неприятности с философской точки зрения. Не унывать при неудачах и поражениях, при резком усилении неблагоприятных факторов на пути к поставленной цели.

При встрече с неприятными людьми или обстоятельствами мужественный человек, при необходимости, может быть достаточно жестким по сути своих действий, но, по возможности, мягким по форме выражения мыслей и чувств, желаний и стремлений. Мужественный человек, без особой необходимости, не проявляет свою внутреннюю или физическую силу. Он, ни в коем случае, не кичится и не бравирует своей мужественностью. Вынужденная жесткость по отношению отдельным явлениям, людям, даже собственным недостаткам, отнюдь не исключает способности к самому глубокому и искреннему сочувствию и сопереживанию, пониманию чужих слабостей и недостатков. В первую очередь, врожденных или приобретенных недостатков физического или умственного, психического характера, возникших не зависимо от воли и желания человека.
Нравственные недостатки и особенно пороки к этому числу не относятся. Так как, по вечным и универсальным законам жизни духовного характера, порядочный человек не должен сознательно потакать порокам, которые тот или иной человек культивирует в себе осознанно и целенаправленно. А также проявления великодушия и снисходительности к чужим минусам второстепенного характера.
Мужественный человек проявляет большое и длительное терпение, попав в неблагоприятную для себя обстановку, если ситуация сама по себе не позволяет ему избежать ее вообще. Или без ущерба для себя или других людей самостоятельно выйти из нее (горящий дом, тонущий корабль не предполагают бесстрастного отношения со стороны мужественного человека к страданиям других, пусть даже совершенно незнакомых ему людей). Мужественность никак не исключает и терпимости к чужим недостаткам и заблуждениям, неудачам и поражениям, незнанию и неумению, отсутствию определенных талантов и способностей, низкому уровню интеллекта и культуры, отдельным недостаткам характера. В том числе, слабому развитию мужественности, в силу наличия длительной неблагоприятной психологической обстановки в родительской семье.
Мужественность предполагает наличие в человеке хладнокровия и выдержки, самообладания, умения контролировать свои мысли и чувства, в первую очередь, внутри себя, а уже потом во внешнем их проявлении. Причем, контроль идет не только в какие-то особенные и экстренные ситуации, но практически постоянно. И, в первую очередь, наедине с самим собой, когда нет внешних зрителей, способных оценить силу и красоту умственных и душевных усилий человека. Мужественность дает возможность человеку более или менее спокойно переносить длительные неприятные ситуации, значительные ограничения в первостепенном и жизненно необходимом (холод, жара, духота, голод, жажда и т.д.). Наличие мужественности предполагает способность человека к самопожертвованию ради других людей, более слабых и беззащитных. Как и способность организовать других людей в трудные и опасные моменты (для их жизни, физического и психического, нравственного и духовного здоровья и благополучия).
Мужественный человек не считает для себя за особое достижение защиту своих родных и близких, друзей и знакомых от различного рода проблем и неприятностей. И не только физических, но и психологических и нравственных. Мужественность – это не только суровость и немногословность. Это и способность своевременно и основательно поддержать и ободрить, внушить веру в свои силы слабым и отчаявшимся. Своим примером дать им надежду на благоприятный исход ситуации.
Мужественный человек – это человек, имеющую особую чуткость к трудностям и бедам других людей. Даже, если они и не просят его о непосредственной и конкретной помощи. Мужественный человек умеет принимать серьезные и ответственные решения в трудных, сложных, неоднозначных, своеобразных, противоречивых, странных, неожиданных, опасных, неприятных, щепетильных ситуациях. И, в случае прямой или косвенной, полной или частичной неудачи, находит в себе мужество признаться другим людям (а, в первую очередь, самому себе) в своих ошибках. Но дело не ограничивается только признанием – человек прикладывает все свои силы, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Даже если с точки зрения его личных интересов ситуация представляется невыгодной и неприятной.
Мужественный человек – это потенциальный или реальный лидер, основывающий свое право на лидерство не банальным самолюбием и амбициозностью, самоуверенностью и самовлюбленностью, только формальной властью или физической силой, а в первую очередь, на своей способности находить веские и логичные аргументы, серьезно и основательно анализировать сложившуюся ситуацию и делать практически правильные и оптимальные выводы. Причем, не только с точки зрения сегодняшнего дня, но, по возможности, учитывая интересы дня завтрашнего и даже более отдаленных перспектив. Иначе говоря, он проявляет перспективное мышление, чтобы копеечная удача сегодня не обернулась, условно говоря, сторублевыми убытками в будущем в материальном или моральном плане. Мужественность обычно сочетается со скромностью и спокойным и адекватным чувством собственного достоинства. Мужественный человек не менее решительно преодолевает и собственные слабости. В частности, лень. Поэтому он, как правило, трудолюбив. И не нуждается в искусственном стимулировании со стороны и обращения к его сознательности, совести, порядочности и прочим классическим добродетелям.
Мужественность – это не только глобальное и перспективное мышление, это еще и максимально осторожное и бережное отношение к мыслям и чувствам других людей. Мужественности чуждо пустое и показное критиканство. Свое мнение высказывается, в первую очередь, доброжелательно, тактично и деликатно, не зависимо от сути высказываемой мысли. Доброта – это вообще отличительная особенность истинной личности, в том числе, мужественной. Если вы видите проявление демонстративности и излишней экзальтированности, то можете быть уверенными, что мужественностью классического типа здесь и не пахнет, как бы артистичен не был ее изобразитель.
Мужественный человек, как правило, имеет всегда собственную точку зрения по любым вопросам житейского характера, особенно прямо или косвенно связанным с нравственными или духовными аспектами. Но это отнюдь не означает, что он – твердолобый и упрямый, консервативно-упертый человек, которому чужда всякая мысль, идущая вразрез с его собственным мнением. Страстность ведения дискуссии далеко не всегда означает обладание истиной в последней инстанции. Хотя, безусловно, мужественный человек обязательно имеет личные принципы и убеждения, взгляды и представления психологического и духовного характера по наиболее важным и серьезным вопросам. И более того, старательно хранит им верность, постоянно проверяя их практическое созвучие вечным духовным ценностям Жизни. Но не тем сиюминутным особенностям моды, в конкретный момент времени, и в узкой (или широкой) общественной прослойке.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71459749?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Умение разбираться в людях. т.2 часть 23 Александр Алтунин
Умение разбираться в людях. т.2 часть 23

Александр Алтунин

Тип: электронная книга

Жанр: Социальная философия

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 22.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В книге рассказывается о весьма распространенной проблеме человеческого общества – умении разбираться в людях. Ибо, хорошо разбирается в людях только десять процентов людей. И это естественно и закономерно порождает сотни миллионов проблем и неприятностей, сложных и противоречивых, щепетильных и своеобразных ситуаций, драм и трагедий. За 40 лет наблюдений и исследований автора накопился материал по 50 тысячам человек. К сожалению, очень грустный материал. Работа рассказывает о том, что нужно сделать и как, чтобы существенно лучше разбираться в людях. Так сказать, в психологии и философии этого свойства. В его методологической стороне. И не только с интеллектуальной и психологической точки зрения, но и нравственной и духовной.