37 французских философов, которых обязательно надо знать
Ирина Анатольевна Мудрова
В XX веке французская философия стала одной из самых влиятельных в мире и по сей день сохраняет своё действие на современные умы. В этой небольшой, но очень информативной книге мы расскажем вам о самых известных французских просветителях и мыслителях. Жан-Жак Руссо и Мишель Монтень, Пьер Абеляр и Блез Паскаль, Вольтер и Дени Дидро, Рене Декарт и Николя Мальбранш… Каждый из этого списка стоит того, чтобы мы хотя бы немного приобщились к их мудрости.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
37 французских философов, которых обязательно надо знать
© Художественное оформление, ЗАО «Центрполиграф», 2025
© ЗАО «Центрполиграф», 2025
Будьте точны в использовании слов и ожидайте точности от других.
Пьер Абеляр
Недостаточно обладать здравым умом – важно умело им пользоваться.
Рене Декарт
С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!
Блез Паскаль
Брак – единственная война, во время которой вы спите с врагом.
Франсуа Ларошфуко
Человек, которого мы любим, кажется нам прекраснее, чем он есть на самом деле.
Мишель Монтень
Выполняйте любое дело так, как если бы от него зависело все ваше будущее.
Ришельё
В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного.
Дени Дидро
Живой французский ум
Вопрос о национальных философиях или специфике национального способа философствования время от времени становится ключевым как в философском образовании, так и в профессиональных исследованиях. Выделяется не только специфика круга приоритетных вопросов, способы аргументации, стиль философских рассуждений, но и понимание предмета самой философии. Для Франции это вопрос не только собственно историко-философский, это вопрос национальной самоидентификации. Франция – это прежде всего французские интеллектуалы: философы, философствующие литераторы, политики и историки.
В средние века французская философия была ведущей, и до конца XIV века в Европе не было крупных философов, которые не учились бы или не преподавали, по крайней мере временно, в Schola Palatina в Париже или Парижском университете. «Французским Сократом» был назван Пьер Абеляр, представляющий собой вершину французской ранней схоластики.
В эпоху Возрождения: Монтень, который вводит эссе как жанр философии, а также Шаррон.
В XVII веке благодаря Декарту в философии появляется термин дискурс и поднимается тема мыслящего субъекта. Другими мыслителями этой эпохи являлись Гассенди, Мальбранш и Паскаль.
Эпоха Просвещения (XVIII век) во Франции представлена энциклопедистами и материалистами. Вольтер вводит понятие толерантности, под которым понимается поворот в сторону секуляризма. Антиклерикальный уклон французской философии продолжили Гольбах и Дидро, противопоставлявшие просвещённый разум темным суевериям. Кондильяк, Ламетри, Д’Аламбер, Монтескьё, Руссо.
В XIX веке особое место занимает Огюст Конт, основатель позитивизма, которого нередко называют также основателем социологии, хотя собственно социологические исследования с привлечением эмпирического материала начал проводить Эмиль Дюркгейм. Определённым влиянием пользовались французские социалисты Сен-Симон, Фурье, Прудон. В конце века возникают идеи философии жизни в творчестве Анри Бергсона, развитие которых он продолжит уже в XX веке.
В XX веке французская философия сама стала одной из самых влиятельных в мире.
Росцелин Иоанн
ок. 1050—ок. 1122
Французский философ, теолог, первый крупный представитель номинализма. Идеи Росцелина позднее будут подхвачены францисканцами и станут практически официальной философией этого монашеского ордена, чрезвычайно влиятельного во Франции.
Если три Лица в Боге – одна вещь (res), а не три вещи, каждая из которых сама по себе является обособленной, подобно трём ангелам или трём душам, – и притом они едины в том [смысле], что все три суть одно и то же в отношении воли и могущества, – тогда Отец и Святой Дух воплотились вместе с Сыном.
Гильом из Шампо
ок. 1068—1121
Средневековый французский философ-мистик, представитель крайнего реализма, богослов, епископ шалонский с 1113 года. Основал богословскую школу при монастыре святого Виктора в Париже (каноникат св. Виктора). Каноникат стал важным философским и учебным центром, центром мистической теологии.
Бог сотворил мир благим. Потому зло – не субстанциально. Оно – ничто, ибо тварь Божия не есть. Ничто, однако, не есть некое иное начало.
Все сущее в мире, оценённое с точки зрения этики, имеет трёхчастное деление: добро, зло и общее достояние, которое потому общее, что может склониться как к полюсу зла, так и к полюсу добра.
При исчезновении света, остаётся мрак, что есть ничто, так как субстанциально мрак есть ничто, но он происходит отсутствием света.
Мораль есть там, где существует закон: связанный медведь спокоен, развязанный – буен; корабль гибнет в отсутствие кормчего.
Добро – это высочайшая божественная любовь. Сам Бог есть Любовь. Потому тот, кто ею обладает в совершенной мере, тот совершенно благ. Высшее зло – не ненависть к Богу, а сама божественная ненависть.
Ненавидящий Бога совершенно зол.
Абеляр Пьер
1079–1142
Абеляр родился в семье рыцаря в Бретани к югу от реки Луары. Он пожертвовал своё наследство и отказался от перспективной военной карьеры ради изучения философии и логики. В книге «Познай самого себя» Абеляр проанализировал понятие греха и пришёл к выводу, что человеческие поступки не делают человека лучше или хуже в глазах Бога, ибо дела сами по себе ни хороши, ни плохи. Главное в делах – суть намерения. Выше всего Пьер Абеляр ценил возможность строить самостоятельные суждения, свободные от авторитетов. Не должно быть авторитетов, кроме Священного Писания.
Абеляр разработал блестящую философию языка.
Абеляр привлекал толпы учеников, среди которых было множество будущих известных философов.
Я чуть ли не с самой колыбели был причастен к изучению философии.
О многом писать можно гораздо смелее, чем говорить.
Нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял.
Не мнения людей, а доводы разума – вот универсальная формула поиска истины.
Надобно хранить истину в тайне, дабы избежать её опошления.
Любовь – одно из тех страданий, которые невозможно скрывать; одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его.
Против болезни письма нужно принимать особые меры предосторожности, так как это опасная и заразная болезнь.
Абеляр
C сильной любовью не могут ужиться черные подозрения.
Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем словами.
Уместнее опереться не на кропотливый труд, а на разум.
Только ты, Господи, выйдешь в жертву, чтобы умереть; неужели эта печаль твоя ничто для нас, которые проходят незаслуженно? Наши грехи, а не ты, милостивый, Господи, заставь нас чувствовать твою печаль до тех пор, пока через нашу жалость и нашу стыд любви отвечает на призыв любви. Это самый мрачный час на земле, но ты восстанавливаешь свет и жизнь, и тогда всякая похвала будет дана тебе, кто живёт вечно. Даруй нам с тобою страдать, чтобы, когда мы разделяем этот час, твой крест мог принести нам к твоей радости и силе воскресения.
А теперь, мой друг, я собираюсь раскрыть перед тобой все свои слабости. Я полагаю, что всем мужчинам в тот или иной момент нужно отдать дань любви, и тщетно пытаться её избежать. Я был философом, но этот тиран разума одержал победу над всей моей мудростью, его дротики имели большую силу, чем все мои рассуждения, и со сладкой сдержанностью он повёл меня туда, куда ему было угодно.
Неужели ты не тронут до слез и горького сострадания, когда ты видишь единственного Сына Божьего, схваченного самым нечестивым, утащенным, осмеянным, обиженным, избитым, плевком на, увенчанным шипами, повешенным на позорном кресте между двумя ворами? наконец, в такой ужасной и изнурительной форме, перенёсшей смерть ради вашего спасения и спасения мира?
Будьте точны в использовании слов и ожидайте точности от других.
Сомневаясь, мы приходим к допросу, а с помощью допроса мы воспринимаем правду.
Сомневаясь, мы ведём к расследованию, а с помощью расследования мы воспринимаем правду.
Шахматы – это хороший способ учиться, держать свой мозг в форме и контролировать своё эго, ментальную форму вашей местной гимназии. Те, кто рассматривает шахматы просто как средство самообладания, делают игровой опыт неудобным и приводят многих лучший, более чувствительный мозг к анализу, переписке, проблемам, учёбе и тому подобному.
Я хотел найти в философии и религии средство от моего позора; я искал убежище, чтобы обезопасить меня от любви… долга, разума и порядочности, которые в других случаях имеют некоторую власть над мной, здесь бесполезны. Евангелие – это язык, который я не понимаю, когда он противостоит моей страсти… но когда любовь когда-то была искренней, как трудно определить, любить не больше!» В тысячу раз легче отречься от мира, чем от любви. ненавижу этот лживый, неверный мир; я больше не думаю об этом.
Сомневаясь, мы приходим к следствию; по запросу мы постигаем правду.
Сомневаясь, что мы приходим к расследованию, и расследуя, мы узнаем правду.
Сравнивая твои печали с моими, ты можешь обнаружить, что твои в действительности ничто… и поэтому ты будешь терпеть их с большей лёгкостью, что они не хуже.
На самом деле мы говорим, что намерение является хорошим, то есть правильным само по себе, но что действие не несёт в себе ничего хорошего, но исходит из хорошего намерения. Откуда, когда один и тот же человек совершает одно и то же, однако в силу разнообразия его намерений его поступок теперь считается хорошим, а теперь плохим.
Я предпочёл оружие диалектики всем остальным учениям философии, и, вооружившись им, я выбрал конфликтные споры, а не трофеи войны.
Язык порождается интеллектом и порождает интеллект.
Ничему нельзя верить, пока его не поймут; и что для любого человека проповедовать другим то, что он не понимал и не понимал, абсурдно.
Наше искупление через страдания Христа заключается в том, что более глубокая любовь внутри нас не только освобождает нас от рабства греха, но и обеспечивает нам истинную свободу детей Божьих, чтобы мы могли делать все из любви, а чем из страха – любовь к тому, кто показал нам такую благодать, что не может быть найдено больше.
О, какова должна быть их радость и их слава! Эти бесконечные субботы видят благословенные! короны для доблестных, для усталых покойных: Бог будет всем и во всем когда-либо благословен. Воистину, Иерусалим назовём нас тем берегом, видение мира, дающее надежду навсегда; желание и исполнение должны быть отделены друг от друга, и то, о чем молились, не уступает молитве.
Ключ к мудрости – это постоянные и частые вопросы, потому что, сомневаясь, мы ведём к вопросу, а посредством вопросов мы получаем истину.
Первый ключ к мудрости – усердные и частые вопросы.
Начало мудрости – в сомнениях; сомневаясь, мы подходим к вопросу, и, стремясь, мы можем прийти к истине.
Логика сделала меня ненавистным в мире.
Люди, которые отдают себя страстям этой жалкой жизни, сравниваются в Писании со зверьми.
Целью и причиной воплощения было то, что Он мог бы осветить мир Своей мудростью и возбудить его в любви к Себе.
Сын Божий взял нашу природу и взял на себя обязательство учить нас как словом, так и примером даже до смерти, тем самым связывая нас с самим собой любовью.
Мы называем намерение хорошим, которое является правильным само по себе, но действие является хорошим не потому, что оно содержит в себе какое-то хорошее, а потому, что оно исходит из хорошего намерения.
Под предлогом учёбы мы провели часы в счастье любви, а обучение открыло нам тайные возможности, к которым стремилась наша страсть. Наша речь была больше о любви, чем о книгах, которые были открыты перед нами; наши поцелуи намного превосходили наши аргументированные слова.
Для того чтобы понять и оценить моральную сторону действия, необходимо понять, что двигало человеком, какие мысли и чувства его побудили к этому поступку.
Истинная мораль начинается изнутри, и что каждый человек несёт ответственность за свои намерения и мотивы, лежащие в основе его действий.
Бернард Клервоский
1091–1153
Средневековый богослов, мистик, общественный деятель. Родился в знатной семье. В двадцатилетнем возрасте вступил в цистерцианский орден, в его память получивших название бернардинцев. Он приобрёл известность своим подвижничеством. В 1115 году основал монастырь Клерво, где стал аббатом. Боролся с ересями и свободомыслием.
Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров, вдохновитель крестовых походов. Бернард убедил папу Евгения III развернуть вектор крестовых походов с юга на славян.
Скупость – это постоянная бедность в страхе перед нищетой.
Смерть – врата жизни.
Бернард Клервоский
Любовь не ищет вовне ни причины, ни пользы: её польза в самом её проявлении
Итак, для чего же спросишь ты, свободный выбор? Отвечаю кратко: для спасения.
Почему и как следует любить Бога? Причина любви к Богу – сам Бог; её мера – любить без меры.
Возьмите знак креста, и вам будет даровано прощение всех грехов, в которых вы исповедуетесь с сокрушённым сердцем.
Родиться – несчастье, жить – страдание, умирать – горе.
Вера благочестивых верит, а не рассуждает.
Великое дело любовь.
Я люблю, ибо люблю; люблю, дабы любить.
Гуго Сен-Викторский
1096–1141
Главный представитель средневекового философского течения, сочетавшего религиозную мистику с умозрительным мышлением.
Гуго родился в аристократической семье, затем переехал в Париж, в аббатство Сен-Виктор. Благодаря его деятельности Сен-Викторская школа стала одной из самых влиятельных богословских школ своей эпохи. Она делала упор не на разум, а на внутреннее созерцание души и Бога.
Изучай всё! Позже ты увидишь: ничего не лишне.
Есть три вида творений:
– творение Бога,
– творение природы,
– творение мастера, подражающего природе.
Работа художника притворна, потому что копирует природу, принося, однако, дань человеческому разуму своей изобретательностью.
Когда я был ещё маленьким, я взял на себя труд узнать имена всех предметов, какие мне попадались на глаза или какими я пользовался. Что касается моих умозаключений, я отмечал из них одно или два. Сколько же раз я требовал от себя самого делать ежедневные записи, вспоминая по памяти решения, число всех тем и опровержений, какие я изучал!
Есть все-таки различие между двумя понятиями: искусство изучения означает усердие в трудах, а исследование – старание в размышлении.
Пётр Ломбардский
ум. 1160
Философ-схоласт XII века по прозванию Магистр сентенций. Его произведение «Сентенции» стало базовым учебником по католическому богословию и оставались им до эпохи Реформации и Контрреформации. Пётр предложил семь таинств. «Таинство – это видимая форма невидимой благодати». (Августин).
Данте Алигьери сделал его персонажем «Божественной комедии» (раздел «Рай») в числе других видных церковных деятелей.
О таинствах Нового Закона: подойдём теперь к таинствам Нового Закона [т. е. Нового Завета]. Это:
– крещение,
– конфирмация,
– хлеб благословения (т. е. евхаристия),
– епитимья,
– миропомазание,
– рукоположение
– и брак.
Некоторые из них являются лекарством против греха и дают помощь благодати (напр. крещение), другие же являются только лекарством (напр. брак); третьи же укрепляют нас благодатью и силой (напр. евхаристия и рукоположение).
Первоначально человек обладал как естественными благами (naturalia bona), т. е. возможностью бессмертия (posse non mori) и возможностью не грешить (posse non peccare), так и дарованными благами (gratuita bona), с помощью которых мог достигнуть вечной и блаженной жизни, выражающейся в невозможности смерти и греха (non posse mori, non posse peccare). После же грехопадения (при повреждении естественных благ и утрате дарованных) для людей стало невозможно не грешить и не умирать (non posse non peccare, non posse non mori).
Бернар Шартрский
ок. 1070/1080 – ок. 1130
Философ-платоник, представитель шартрской философской школы; магистр школы с 1114 и канцлер с 1119 по 1124/1126 годы. Бернар занимался комментированием трудов Платона. Прямой иллюстрацией к высказыванию Бернара Шартрского стали витражи Шартрского собора. В высоких арочных проёмах южного портала изображены рослые фигуры четырёх главных пророков Ветхого Завета (Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила), а четыре евангелиста Нового Завета (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) – сидят у них плечах, словно малые дети.
Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием.
Иоанн Солсберийский
1115/1120—1180
Богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра. Сложился как богослов, писатель и педагог в Париже. После обучения принял духовный сан и служил при папском дворе, был секретарём канцлера.
Человек должен стремиться разумом и верой постичь всё ему доступное, но и иметь мужество признать существование проблем, превышающих размерность его разума. К последним относятся вопросы о происхождении души, провидения, случая и свободной воли, вопрос о бесконечности чисел и делимости бесконечного.
Нет ничего нелепее, чем публично выставить себя на посмешище, с завидным упорством предаваясь занятию, в котором ничего не смыслишь; это все равно, что пытаться шутить на языке, которого совсем не знаешь.
Искусства с науками угасли бы, исчезло бы право, рухнула бы всякая приверженность вере и любое почитание, да и самый навык правильной речи пошатнулся бы, если бы божественное милосердие не привело людей к употреблению письменности как лекарства от человеческой немощи.
От чтения всегда и требуется, чтобы человек непрестанно становился лучше себя.
Кто бегло прочитывает много книг, выбирая, на чём со вниманием остановиться, тот, вообще говоря, действует осмотрительно, да и потом остаётся более верен предмету своего выбора, поскольку уже заглядывал в остальное.
Поистине бесполезны великие деяния, когда, не освещённые светом письмён, они обречены утонуть в вечной тьме.
Триумфальные арки служат к прославлению знаменитых мужей только тогда, когда о причине и виновнике их посвящения говорят слова на камне.
Иоанн Солсберийский
Кто не хочет, когда может, не сможет, когда захочет.
Разве остался бы неизвестным Аристотелю доказательный вывод квадратуры круга, если бы книгам древних, содержащим пути исследования всей природы, не воспрепятствовали нечестивые войны?
Предпочитаю сомневаться вместе с академиками во всем и каждом, чем придумывать важные дефиниции по поводу того, что остаётся скрытым и непонятным.
Полнота познания универсальности бытия дана лишь Богу; человек должен стремиться разумом и верой постичь всё ему доступное, но и иметь мужество признать существование проблем, превышающих размерность его разума.
Амальрик из Бены
ум. ок. 1204/1207
Амальрик преподавал философию и богословие в Парижском университете и пользовался большой репутацией тонкого диалектика; его лекции, развивающие философию Аристотеля, привлекали большую аудиторию. Божество не имеет трёх лиц, а Бог проявился трижды в лице человека.
Обвинённый в пантеистическом учении, Амальрик в 1204 году должен был оправдаться в Риме перед Иннокентием III и отречься от своего учения. Скоро после этого он умер от горя и унижений, которым он подвергался. Последователи получили название от его имени – амальрикане.
Бог есть все (omnia sunt deus) и, следовательно, все вещи едины, потому что все, что есть, есть Бог (omnia unum, quia quidquid est, est Deus).
Амальрик из Бены
Каждый христианин обязан верить, что он является членом тела Христова, и что эта вера необходима для спасения.
Тот, кто пребывает в любви к Богу, не может совершить греха.
Вселенная – эманация Бога, составляющего сущность вещей; любой верующий призван ощущать себя как элемент тела Христова, в то время как Бог постоянно присутствует в открывающих себя ему; тех, кто пребывает в любви, не должно осуждать за грехи их. Душа, прикоснувшаяся к Богу благодаря истинной любви, утрачивает свою первозданную природу и соединяется с Ним, сама становясь Богом. Бог более не выступает для души чем-то внешним и не может быть поэтому ею любим и почитаем.
Винсент из Бове
1190–1264
Хронист, энциклопедист, богослов, философ и педагог, монах-доминиканец из аббатства в Бове, придворный чтец, библиотекарь и воспитатель детей короля Людовика IX Святого.
Винсент де Бове один из первых пытался проанализировать особенности психологии ребёнка. Трактат «О наставлении детей знатных граждан» (1246–1249) написан в помощь придворным учителям по просьбе королевы Маргариты. Он был очень популярен в Средние века, и не только в высших слоях, но и в городской среде.
Чтобы тщательно сохранить в девочке стыдливость, следует оберегать её от всего враждебного скромности, и прежде всего от излишних плотских удовольствий и от дурного общества. Поясню: от излишеств в пище, сне, купании и украшениях.
Винсент из Бове
Следует воспитывать и обучать их преимущественно четырём добродетелям, а именно целомудрию, или нравственной чистоте, смирению, молчаливости, а также зрелости нравов и поступков.
Цель педагогики состоит в том, чтобы защитить человеческую душу от невежества и пороков «двойным обучением (eruditio), а именно: обучением науке (doctrina) для просвещения интеллекта и обучением дисциплине (disciplina) для направления чувств, ибо добродетель и знание взаимно помогают друг другу и делают человека мудрым.
Пока родители указанным способом благородных девочек старательно охраняют [дома], надлежит их с помощью литературы обучать, а также наставлять в нравах. Обучать их, бесспорно, следует чтением, чтобы они, постоянно стремясь к этому достойному занятию, избегали бы вредных мыслей, а также уклонялись от телесного наслаждения и от пустословия.
Писание правильно убеждает родителей тщательно охранять дочь-девушку, а также воспитывать её в строгости, чтобы не ослабли вожжи до распущенности и низменных страстей или чтобы не опозорила она как-нибудь случайно себя и родителей. [Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их и не показывай им весёлого лица твоего. Имей попечение о теле их – говорю – в девическом возрасте, ибо возраст этот склонен к распущенности. [Следи], чтобы не ходили без разбору то на хороводы, то на представления, то в гости, а охранялись под надзором дома, дабы не вожделели они, слоняющиеся, и не вожделели бы их самих. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.]
Есть у тебя сыновья? Учи их.
Сигер Брабантский
ок. 1240—1284
Развивал учение о двойственной истине, считал мир «совечным» Богу, отрицал свободу воли, бессмертие личной души. Учение Сигера Брабантского было осуждено католической церковью. Был убит своим «обезумевшим» секретарём.
Работы Сигера получили высокую оценку у некоторых современников. Так, Данте в «Божественной комедии» поместил философа на четвёртое небо Рая, рядом с Фомой Аквинским и Альбертом Великим. В течение XIV века известность Сигера постепенно сошла на нет; фигура философа пребывала в забвении вплоть до XX века, когда была заново открыта историками философии.
Свободный выбор есть пассивная, а не активная способность, и необходимо движим объектом желания.
Утверждение «человек познаёт» ложно и [употребляется] не в несобственном смысле слова.
Человеческий вид существует вечно. Имеется противоречие в том, чтобы допускать несуществование вида «человек», поскольку имеются сущие, в чьё определение не входит «безусловное существование», например, индивиды возникающих и гибнущих вещей, и допущение несуществования чего-то такого не противоречит их определениям; но не так обстоит дело с человеческой природой… поскольку «несуществование» противоречит её природе.[Такое учение противоречит христианскому догмату о творении первого человека, поэтому оно было осуждено в 1270 году.]
Исследователю становиться ясно, что Бог обладает величайшей и чистейшей необходимостью в существовании; ибо как может утратить бытие то, что является бытием по своей сущности.
Разум всех людей один и тот же по числу.
Никогда не было первого человека.
Для Божественного провидения будущие события не являются необходимыми, поскольку Божественное провидение есть не что иное, как практическое основание порядка и взаимосвязи причин и отношений наличествующего к причиняемому. Но из такового многое, что происходит, не следует с необходимостью, поскольку это [то есть необходимость] не включено в его понятие, или смысл.
Воля человека волит и выбирает по необходимости.
Всё, что происходит в подлунном мире, подчинено необходимости небесных тел.
Душа, являющаяся формой человека, гибнет как таковая вместе с гибелью человека.
Отделённая после смерти душа не может страдать от телесного огня.
Бог не познаёт единичные объекты. Он не познаёт отличное от себя.
Мир вечен.
Действием человека не руководит божественное провидение.
Бог не может наделить бессмертием и неразрушимостью смертную и разрушимую вещь.
Смирение (humilitas) является добродетелью менее совершенной, чем духовное благородство, «великодушие» (magnanimitas). Потому для человека нет более превосходного состояния, чем занятие философией; причём философ сам по себе имеет достаточно оснований для блаженства, достижимого, таким образом, уже в земной его жизни.
Николай Орезмский
1320–1382
Николай Орезм был выдающимся учёным и представителем философии Раннего Возрождения. Николай Орезм был одним из наиболее почитаемых преподавателей и мыслителей своего времени. Он был решительным противником астрологии и получил известность благодаря своим переводам античных трудов на французский язык и преподавательскому дарованию. Николай стал воспитателем дофина, будущего короля Франции Карла V.
Орезм выдвинул идею о том, что право чеканить деньги принадлежит не суверену, а народу. Тем самым он противостоит растущей тенденции европейских правителей решать свои финансовые проблемы за счёт инфляции.
Николай Орезм вёл непримиримую войну с пьянством монахов в одном монастыре. Монахи так нагружались кальвадосом, что забывали кому и где служат.
Николай Орезмский
Если бы человек, оказавшийся на небе и увлекаемый его суточным движением, мог ясно видеть Землю и её горы, долины, реки, города и замки, то ему показалось бы, что земля вращается суточным вращением точно так же, как нам на земле кажется, что небеса движутся.
Никаким опытом нельзя доказать, что небо движется в своём дневном движении, а Земля остаётся неподвижной.
Подобным образом, если бы воздух был закрыт в движущемся судне, то человеку, окружённому этим воздухом, показалось бы, что воздух не движется… Если бы человек находился в корабле, движущемся с большой скоростью на восток, не зная об этом движении, и если бы он вытянул руку по прямой линии вдоль мачты корабля, ему бы показалось, что его рука совершает прямолинейное движение; точно так же нам представляется, что такая же вещь происходит со стрелой, когда мы пускаем её вертикально вверх или вертикально вниз. Внутри корабля, движущегося с большой скоростью на восток, могут иметь место все виды движения: продольное, поперечное, вниз, вверх, во всех направлениях – и они кажутся точно такими же, как тогда, когда корабль пребывает неподвижным.
Николай из Отрекура
ок. 1299—1369
Средневековый французский философ, схоласт. В теории познания был сторонником скептицизма, в натуральной философии – атомистом, противником Аристотеля.
Решением папской курии в 1347 году был отлучён от церкви и принуждён сжечь свои сочинения.
Что касается вещей, известных из опыта, как, например, когда говорят, что магнит притягивает железо или ревень вылечивает холеру, мы имеем дело только с предположением, но не с достоверностью. Когда говорят, что достоверность относительно таких вещей возникает благодаря правилу, хранящемуся в нашей душе, именно, что всё, что происходит много раз от природной причины, представляет её необходимое следствие, я спрашиваю, что вы называете природной причиной, т. е. утверждаете ли вы, что то, что служило причиной много раз в прошлом вплоть до настоящего дня, останется действующей причиной и в будущем?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71456134?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.