Десятина и пожертвования в евангельских церквях России

Десятина и пожертвования в евангельских церквях России
Сергей Леонидович Червоненко
Монография представляет собой исследование богословских подходов и церковной практики в сфере десятины и пожертвований в евангельских и протестантских церквях России. Основные подходы к практике десятины и пожертвований, богословские обоснования, исторический контекст сложившейся практики.
Рекомендуется для студентов богословских учебных заведений и широкого круга читателей интересующихся темой.

Сергей Червоненко
Десятина и пожертвования в евангельских церквях России


ГЛАВА 1
Российская действительность такова, что подавляющее большинство пасторов и служителей церкви ничего не получают за своё служение, совершая служение добровольно. Даже имея степень бакалавра или магистра, полученную в религиозной образовательной организации, человек часто не служит в церкви на полном времени, будучи вынужден зарабатывать на пропитание вне церкви. Как следствие, церкви в России испытывают финансовые трудности и не имеют соответствующего количества необходимых служений. Вопросы и причины этой проблемы изучаются в этой работе. Целью данной работы является исследование основных убеждений, связанных с десятиной и пожертвованиями, практики их приношения, а также планирования и управления в российских евангельских церквях. На данный момент, существует очень мало источников информации на русском языке о планировании и управлении в российских условиях. Большинство этих материалов переведено с другого языка и имеют иное историческое и географическое прошлое, таким образом они вне контекста евангельских церквей России.
В связи с изложенным, текущее исследование определит положение дел, связанное с планированием и управлением в российских церквях. Для исследования выбрана группа евангельских церквей, включая баптистов, пятидесятников, евангельских христиан. Основная группа участников состоит из епископов, пасторов, диаконов, не рукоположенных лидеров, то есть людей, которые имеют влияние в церкви. Группа христиан-бизнесменов также принимала участие в изучении вопроса; причиной этого выбора было то, что они знают, как работают финансы в бизнесе и могут сравнить с планированием и управлением в церкви.
Главный вывод заключается в том, что в российских церквях распространено учение не предусматривающее приношение пожертвований. Основными подходами такого учения являются: неправильное понимание собственности; неверное понимание десятины и пожертвований; вероучения о «святой нищете» и «евангелии процветания»; негативные примеры планирования и управления.
Целью данной работы является исследование основных убеждений относительно десятины и пожертвований, практики их приношения, а также вопроса планирования и управления в российских евангельских церквях. Многие церкви испытывают трудности с финансовой стабильностью. В связи с изложенным, исследовательская работа определит текущую ситуацию с планированием и управлением в российских церквях. Для изучения выбрана группа евангельских церквей, включая баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, находящихся на всей территории Российской Федерации.
Автобиографическая справка
Я родился в СССР, покаялся в 1991 году. Моему покаянию способствовал приход свободы вероисповедания в бывший СССР. Я был молод, полон энергии и стал членом старой баптистской церкви в городе. На тот момент я был единственным молодым человеком в церкви, ведь люди тогда не посещали церкви из-за предшествовавшей 70-ти летней атеистической пропаганды. Церкви превратились в маленькие, закрытые группы людей, обычно состоящие из членов семей. На протяжении 40 лет эта церковь насчитывали от 30 до 50 членов.
В то время я мечтал об увеличении количества молодежи в церкви, чтобы вместе служить и общаться. Мы старались активно проповедовать Евангелие неверующим в городе, в том числе на улицах. Несколько молодых ребят пришли в церковь в течение следующих нескольких лет. К тому времени я занимался молодежным служением, проводя всё своё время в церковной деятельности. В 1994 году наша церковь численно выросла, и нам потребовалось больше места для проведения воскресных богослужений. Старое здание церкви не могло вместить всех, а у церкви не было денег, чтобы построить новое. В связи с этим, на тот момент лучшим решением было разделить одну церковь на несколько маленьких, с расположением в разных частях города. Таким образом я стал молодежным лидером молодой только что образованной церковной группы.
В 1999 году меня пригласили учиться в “Школе Лидерства” в столице Узбекистана, Ташкенте. До этого момента я был помощником одного из руководителей церкви и одновременно с этим, работал на фабрике. Это была хорошая, высокооплачиваемая работа на большом промышленном предприятии. Не могу сказать, что я любил эту работу, но за счет неё мог заботиться о моей семье – маме и младшем брате. Приглашение пройти обучение, чтобы стать более опытным служителем, пришло неожиданно, но это предложение воодушевило меня. Старейшины церкви увидели во мне потенциал и захотели помочь стать служителем Христа на полном времени! Я уволился с работы и стал студентом “Школы Лидерства”. В финансовом плане я ничего не потерял, ведь студенты получали хорошую стипендию. Год учебы и активного служения пролетел незаметно. В конце обучения всем студентам сказали: «После окончания обучения стипендии и какой-либо другой финансовой поддержки больше не будет. Вам надо самим решать эту проблему.» Моей реакцией было сильное удивление: «Что?!». Также отреагировали и другие студенты. Я не думал об этом раньше, но в тот самый момент у меня появилась серьёзная проблема, ведь большинство церквей не платили пасторам и служителям вообще. И что же делать дальше? Моя мама не работала, а младший брат учился в средних классах. Первое, что пришло в голову – вернуться на предприятие, прося взять меня обратно на работу. Но из-за большого количества желающих там работать, устроиться туда было довольно сложно. С другой стороны, я думал, что, закончив обучение, я получил определенные навыки, необходимые церквям. «У меня должно быть служение!», думал я. Но церкви Центральной Азии были бедными и не могли содержать себя, равно как и своих служителей. Это было очень непростое время поиска и личного кризиса, время молитвы и поста, вопрошая Бога: "Что же мне делать?” Первый раз в жизни я спросил себя: «Что должен делать служитель, как я, получивший богословское образование? Ходить на работу и в свободное время служить, или служить и иногда где-то подрабатывать?» Проходя такие же испытания, мои коллеги задавались теми же вопросами. Я ожидал получить ответ от Бога, и совершил шаг веры сказав в молитве: “Господь я полагаюсь на Тебя, хочу служить Тебе. ради этого я учился, а в Библии сказано, что ты верен и обеспечишь всем необходимым.” Ответ пришел вскоре – ещё во время учебы, по Его благодати, я был нанят Церковным Союзом Узбекистана на должность руководителя отдела по делам молодежи. Таким образом, этот вопрос для меня на тот момент был решен.
В 2004 году я с семьей переехал в Москву (Россия) на новое место служения. Через два года я получил степень Магистра христианского служения и второй раз в жизни задался вопросом: "Что должен делать служитель, как я? Работать и служить или служить на полном времени?” На тот момент я был женат и имел двух детей. Моей ответственностью было заботиться о них и обеспечивать их потребности. Возможно, церкви будут заинтересованы в опытном служителе и смогут обеспечивать его финансово?
Прожив в Москве на тот момент два года, я обнаружил, что у церквей в России аналогичные проблемы, что и у церквей в Центральной Азии и на всей территории бывшего СССР. Много людей с богословским образованием, но в церквях так и не хватает служителей. Я спросил себя – почему так происходит? Почему человек, получив дипломом бакалавра, степень магистра богословия или практического служения, впоследствии идёт где-то работать и не имеет никакого служения в церкви? Почему церкви борются за своё существование, на грани выживания? Почему церкви не стоят у дверей семинарии, в надежде получить хорошего служителя? Я был свидетелем реальной истории, когда зарегистрированная в Московской области церковь, имея свое здание и имущество, закрылась, потому что у них не было пастора. Они не могли найти никого, кто бы стал пастором в их церкви и, в итоге, церковь юридически перестала существовать.
После получения степени Магистра меня пригласили на встречу с лидером молодежного служения церкви, входящей в состав большого российского союза церквей. Они были заинтересованы в том, чтобы я стал руководителем подросткового служения всего Союза. Мне показали большой потенциал служения, но конец встречи не был столь многообещающим. Предложение состояло в следующем: «Ты будешь руководителем подросткового служения для церквей Союза по всей России без зарплаты, так как у нашего союза нет на это денег». Перед этой встречей я думал, что только маленькие церкви испытывают большие трудности, не имея денег на покрытие своих нужд. С этого момента пришло осознание, что проблема гораздо сложнее. Эта проблема широко распространена в церквях России, Центральной Азии и, вероятно, на большей части территории бывшего Советского Союза.
Вскоре после завершения обучение, Московская семинария евангельских христиан наняла меня на работу. Так моя проблема была решена во второй раз. Но мой пример скорее является исключением по сравнению с общей ситуацией в стране. В семинарии есть возможность наблюдать судьбой студентов после завершения обучения. Слава Богу, большая их часть находится в служении. Но многие вынуждены работать и не могут посвящать служению полное время.
Историческое прошлое
Россия приняла христианство в конце 10-го века и на протяжении следующих 1000 лет являлась христианской страной. В 1917 году в России произошла революция, в следствие чего к власти в стране пришли коммунисты. Будучи атеистами, коммунисты стали бороться против Церкви. В итоге, в период с 1917 по 1991 год Россия основной идеологией был атеизм.
Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать вместе со своей атеистической идеологией в начале 1990-х годов. Эти события стали началом “миссионерской волны”1 в России и бывших республиках Советского Союза. Но 70-летний период атеизма под руководством коммунистический партии оказал соответствующее влияние на людей.
Аналогичная ситуация сложилась в Китае. Наши страны объединяет не только территориальная граница, долгие годы дружбы между народами, но и похожее мировоззрение, ведь в обеих странах у власти долгие годы находилась коммунистическая партия. Так продолжалось вплоть до 1990-1991 годов, когда Советский Союз распался, и коммунистическая партия потеряла свою позицию в стране. Свобода вероисповедания пришла в Россию с того момента, но не в Китай. Большое количество миссионеров приехало в Россию. Но правительство Китая запретило аналогичную деятельность в своей стране. Было естественным ожидать, что из-за свободы вероисповедания и финансовой поддержки со всего мира церковь в России станет больше и сильнее. Но в реальности ситуация оказалась прямо противоположной: евангельские церкви в Китае по численности оказались больше и более самостоятельны. Конечно, численность населения в Китае, самая большая в мире, отсюда китайские «маленькие города» гораздо больше по численности, чем некоторые мировые столицы. Так, например, по информации из Атласа Мира, численность населения города Шанхай в два раза превышает численность населения Москвы. Парадокс заключается в том, что даже под государственным давлением китайская евангельская церковь численно растет лучше, чем евангельская церковь в России при свободе вероисповедания. Почему так происходит? И как это относится к вопросу приношения десятины и пожертвований?
В Китае существует организация под названием «Патриотическое движение «За тройную независимость», представляющая основную христианскую, протестантскую церковь в Китае. В названии организации заложены три основных принципа: независимость управления, независимость распространения и независимость финансирования. Эти принципы стали хорошим основанием для роста современной китайской церкви. С момента проведения в Китае реформ в 1978 году, из-за постоянного государственного контроля китайская протестантская церковь не ждала никакой финансовой или какой-либо другой помощи из-за рубежа и была готова полагаться только на свои внутренние ресурсы, и, как я полагаю, такой подход способствовал выживаемости китайской церкви. В определенном смысле государственное давление помогло церкви стать сильнее.
Сравнивая китайский опыт с российской ситуацией и периодом проводимых реформ в 1990-2000 годах, становится очевидно, что у России было совсем другое историческое прошлое. В то время государственный контроль был слабым, а основной лозунг того времени: «Запад нам поможет». Люди не думали о том, чтобы справляться при помощи имеющихся собственных средств, напротив, они ожидали эти средства от западных стран. Такое мышление, разумеется, существовало и в церкви, которая стала зависимой от заграничной финансовой помощи. Как мы видим, даже при том, что у Китая с Россией было схожее историческое прошлое, результаты реформ, проводимых в странах, имели разные результаты.
Следует также отметить еще один немаловажный аспект. Во времена реформ в Китае и России наши страны находились в более или менее одинаковом экономическом состоянии. Обе страны жили при коммунистическом режиме и плановой экономике, испытывали нехватку малого бизнеса и низкий уровень личного дохода населения. Россия и Китай начинали в одинаковых экономических условиях, но мышление в странах было разным: в Китае – «У нас есть все необходимое, чтобы построить церковь»; в России – «У нас ничего нет, пожалуйста, помогите.» Почему это произошло в России, а не в Китае? Во времена СССР в стране существовали евангельские церкви, но численность людей в церквях была небольшой. После падения «Железного занавеса»2 для людей были открыты границы, многие христиане эмигрировали в западные страны в период с 1990 по 2000 годы. Очень быстро церкви остались без лидеров, а местами церкви полностью распались. Тем временем зарубежные миссионеры приезжали в Россию на миссию с деньгами. Много новообращенных людей стали частью вновь открытых церквей, финансируемых из-за рубежа. Существовавшие поместные церкви были не способны принять всех новообращенных, а новые церкви были слишком зависимы от миссионерских денег. Появление проблем было лишь вопросом времени. В тоже время, христиане в Китае не покидали своей страны и не получали никакой помощи извне. Средства поступали только из внутренних источников. Таким образом они рассчитывали только на имевшиеся у них ресурсы, а не на помощь из-за границы. Китайские церкви в настоящее время более сильные и независимые. Чтобы церковь в России стала сильной, независимой и растущей, важно переориентироваться на свои внутренние ресурсы.
Коммунистическая партия пыталась построить коммунизм в Советском Союзе, а в коммунистическом обществе человек не мог чем-либо владеть. Считалось, что всё принадлежало всем. В мышлении людей, живших в Советском Союзе, укоренилась мысль: «Это не моя ответственность», поэтому они не думали о своём будущем и навыках мудрого планировании. Правящая КПСС3 несла идею: «Вам не нужно заботиться о своем будущем, потому что мы заботимся об этом. Мы знаем правильный путь и приведем вас в «светлое будущее». Партия знает, чему и как учить ваших детей, что вам делать на работе, какие газеты читать и каким новостям верить». Для многих людей в Советском Союзе это стало глубоким внутренним убеждением и стилем жизни. Однажды я прочитал статью в газете, автор которой писал о своем опыте работы на заводе в СССР. Будучи молодым начинающим специалистом, он получил от своего начальника задание сделать конкретную деталь на токарном станке, и указал сколько таких деталей нужно было сделать. Молодой человек приступил к работе, но когда начальник ушёл, другие, более опытные работники, остановили все производство и пару часов они ничего не делали. В конце рабочего дня они взяли на складе нужное количество готовых деталей и представили их начальнику, под видом только что произведенных. Начальник посчитал детали, принял работу и поставил отметку «Сделано». Естественно, в конце статьи описывалось, что этот обман раскрыли в итоге, но сам подход понятен.
Этот пример весьма показателен тем, что люди были не заинтересованы делать вещи качественно. Кто-то другой (начальник, партия, правительство), как они думали, должен позаботиться об этом, что кто-то другой решит проблемы, если или когда они появятся.
Нельзя не сказать также об отношениях между правительством и церковью в Советском Союзе. Советское правительство контролировало все церковные деньги. Согласно свидетельствам служителей, которые были пасторами центральной баптистской церкви Москвы, правительство обязало отдавать в “Фонд Мира” около 80% всех пожертвований. Фонд, имевший политическую цель распространять коммунизм в других странах, обладал колоссальным количеством денег, поступавших от пожертвований. Большая часть этих пожертвований не были добровольными, в том числе пожертвования, которые требовали от церкви. По словам гроссмейстера Анатолия Карпова, экс-президент Фонда, в 1989 году в фонде насчитывалось около 7-ми миллиардов долларов США. [Карпов, 2007] “Так как СФМ считался общественной организацией он финансировался за счет добровольно-принудительных взносов граждан и организаций, в том числе: “Изъятия из церковных доходов: церковные приходы и епархии заставляли перечислять большую часть своих доходов в Фонд мира.” [Советский фонд мира, ]
Зная о происходящем, прихожане не хотели жертвовать деньги в церкви, изыскивая другие возможности для того, чтобы пожертвовать Богу: помогали людям лично, использовали свои деньги на нужды служения и использовали товарный обмен и т.д. Естественно, такое отношение оказало влияние на то, как люди жертвовали в церкви. И если поколение верующих в СССР не жертвовали в церкви, зная о причинах, то следующее поколение христиан, их дети, не приносили пожертвования следуя примера предыдущего поколения. Они последовали примеру родителей, на осознавая настоящей причины таких действий, а обсуждать причины вслух, было небезопасно.
С распадом Советского Союза у людей появилась возможность свободно исповедовать веру и религиозность, многие начали посещать церковь. В это время большое количество миссионеров приехало в бывший Советский Союз с деньгами и щедрыми пожертвованиями. Когда иностранные миссионеры привезли деньги в церкви, началось активное служение основанное на зарубежных пожертвованиях. Хотя это и было благословенным временем для церквей, но это привело к проблеме – люди в церквях очень быстро привыкли к такому положению дел. Люди в Советском Союзе были приучены думать, что кто-то решит любую проблему, в частности КПСС. После распада СССР у людей в церкви было взращено такое же мышление. Ранее все проблемы решала коммунистическая партия, а потом трудности решали миссионеры и их деньги.
Так не могло продолжаться вечно. В начале 90-х годов в стране было много миссионеров, но в начале 2000-х их стало вдвое меньше. Многие миссионеры оставили свои служения в России после мирового финансового кризиса 2008 года, и денежные потоки вместе с этим прекратились. Дальнейшее развитие событий в мире, дополнительные политические санкции ещё более усложнили пожертвования для церковной деятельности в России. Это стало одним из факторов, в результате которого количество евангельских церквей в России в настоящее время уменьшается. У церквей есть свои здания, но там некому служить. Из-за необходимости прежде всего заботиться о своих семьях, люди не хотят брать ответственность за церковь. Уменьшение количества евангельских церквей так же можно объяснить естественными причинами – после «Миссионерской волны» достаточно большое количество новых поместных церквей было основано, но многие из руководителей данных церквей были иностранными миссионерами, либо неподготовленными, ново-обращёнными служителями. За резким ростом последовала стагнация, а затем и откат.
Богословие «Святой нищеты» и «Евангелия процветания»
Термины, которые используются далее, содержат два основных подхода к богословию. «Святая нищета» исходит из предпосылки, что богатство является злом, ибо невозможно «служить Богу и маммоне (богатству)». Истинно верующий и духовно зрелый человек должен жить в аскезе, переносить все тяготы жизни, ради духовного роста и приближения к Царству небесному. «Евангелие процветания» является противоположностью «Святой нищеты»; оно исходит из предпосылки, что Бог хочет сделать каждого последователя обеспеченным, даже богатым, а проблемой, почему этого не происходит, является греховность самого человека. Говоря простым языком, для «Святой нищеты» – богатство это проклятие, для «Евангелия процветания» – богатство это благословение.
Большинство евангельских церквей в России росли при коммунизме или в период миссионерской волны 1990-2000-х годов. Это привело к образованию двух основных групп церквей с двумя видами богословия. Церкви с коммунистическим прошлым по большей части верили в «святую нищету», а церкви возникшие во время миссионерской волны зачастую верили в «Евангелие процветания». Стоит сказать, что идеология коммунистического режима выражалась в подходе «плохо быть богатым, потому что богатые капиталисты являются угнетателями рабочего класса». Одним из лозунгов революции 1917 года был «Вся власть народу». Коммунисты боролись против богатства отдельных людей, но за финансово-экономическое равенство для всех: «от каждого по способностям, каждому по труду» [Конституция (Основной закон) СССР в редакции от 5 декабря 1936 г. / Статья 12, ]. Люди в Советском Союзе росли в идеологии равенства, со словами «плохо быть богатым». Для некоторых христиан это было очень похоже на то, что говорила Библия, например, когда в 11 главе Евангелия от Луки в 39-42 стихах записано, как Иисус Христос обличал богатых фарисеев. Так в евангельских церквях распространялось учение о «Святой нищете». Но большинство людей не желают быть нищими, предпочитают быть богатыми и здоровыми. Прихожане евангельских церквей оказались под давлением противоречащих друг другу внутренних конфликтов: желания быть богатыми и обязательства быть святыми в нищете. Таким образом, когда страну накрыла «Миссионерская волна», принеся с собой «Евангелие процветания», многие люди положительно откликнулись на эту тенденцию. Множество новых церквей открыли во время «Миссионерской волны» в России; церкви, в которые люди пришли из светского мира, а некоторые из существовавших церквей. В то время «Евангелие процветания» стало весьма популярным в евангельских, особенно в новообразованных, церквях. Люди увидели альтернативу идеологии «быть бедным хорошо» и им это понравились обещания «Бог хочет сделать тебя богатым». Так в середине периода «Миссионерской волны» «Евангелие процветания» очень быстро стало весьма популярным, в том числе потому, что миссионеры, проповедовавшие «Евангелие процветания», сами были из богатых стран и обеспеченных церквей. В сознании людей понятия «Евангелие процветания» и богатый образ жизни стали равнозначны. Из-за подобного учения у некоторых христиан возникли такие вопросы: «Разве правильно, что “быть святым” означает “жить в нищете”? Действительно ли Бог хочет, чтобы мы так жили? А как же Авраама, Иова, Царя Давида и Соломона?» Подобные вопросы пошатнули основы учения о «Святой нищете», но вскоре люди обнаружили в учении о «Евангелии процветания» свои богословские недостатки. Лозунгом «Евангелия процветания» было выражение «Бог хочет сделать в церкви каждого богатым», но в сравнении с библейскими примерами до этого было весьма далеко в реальной жизни. В конце периода «Миссионерской волны» популярность «Евангелия процветания» уменьшилась, люди в церквях поняли, что оба учения взяты из Библии лишь частично и потому не могли быть названы полностью библейскими.
Однажды я разговаривал с руководитель международного молодежного служения, который только что вернулся из поездки по некоторым российским городам. В одном из городов была церковь насчитывавшая около 400 прихожан, но пастор и служители никогда не получали в церкви зарплату или финансовую поддержку! Такова была политика церкви: пастор должен служить Богу, как они понимали, совершенно бесплатно. В этой церкви сменилось несколько пасторов за последние несколько лет, каждый из которых служил менее года. В той церкви никто не хотел быть пастором. Самое печальное в том, что поступая так, люди верили, что действовали в соответствие с Библией.
Результатом этих диаметрально противоположных богословских взглядов стало появление в российских евангельских церквях двух основных подходов к проповеди о деньгах: очень редко, либо крайне много. Многие пасторы, выросшие в СССР, считая эту тему “недостойной”, не упоминали о ней в церкви. Девять из десяти человек, верящих в святую нищету, отвечая на вопрос о том, что говорит Библия о деньгах, вспомнили 13 стих из 16 главы Евангелия от Луки, где написано: “Вы не можете одновременно служить и Богу, и богатству” или Евангелие от Луки 20 главу 25 стих: “отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу”.
Верующие в евангелие процветания использовали противоположный подход. В течение проповеди они неоднократно тем или иным образом говорили о деньгах. Но таких церквей в России в наши дни становится все меньше4. Так и не став богатыми, многие, увлеченные евангелием процветания, разочаровались в церкви и Боге.
На подходе новое поколение служителей. Влияние Советского Союза на них никак не сказалось, так как живут они уже в новой стране – России. Но с другой стороны на них оказала влияние «Миссионерская волна». Вся ответственность за церкви в России будет возложена на них. Хочется надеяться, что они будут более открыты к тому, чтобы взяться за это дело. Но им требуется помощь: знания и навыки в том, как быть хорошим Божьим служителем, как на практике осуществлять мудрое планирование и управление, как быть независимой в финансовом плане церковью, а так же, как обучать людей в церквях сбалансированным библейским принципам в служении и деньгах.
Цель исследования заключалась в том, чтобы определить богословские убеждения в части планирования и управления, включая десятиной и пожертвованиями, среди евангельских церквей в России, а также найти пути помощи для развития библейского планирования и управления в церквях.
Вопросы исследования
Какие общепризнанные убеждения существуют, в части планирования и управления церковью, включая десятину и пожертвования в евангельских церквях России?
В чем заключаются основные проблемы в планировании и управлении, включая десятиной и пожертвованиями?
Как способствовать развитию планирования и управления?
Как я писал ранее, в Советском Союзе у людей было ошибочное представление о планировании и управлении. Оно распространялось не только на деньги, но и оказывало влияние на их образ жизни. Люди имели неверное представление о жизни и ответственности. Такое мышление определило их отношение к другим людям и к жизни в целом. Такое испорченное мировоззрение стало основополагающей частью в их богословии. Но я верю, что если наша идеология может оказать влияние на наше богословие, то это может сработать и в обратном направлении: богословие может изменить нашу идеологию.
Стремясь получить лучшее понимание того, во что верят служители и прихожане евангельских церквей, был задан один и тот же вопрос: “Что Библия говорит о деньгах? Приведите, пожалуйста, в пример пару мест из Писания”. Самым популярным библейским стихом был 10 стих из 6 главы 1-го послания к Тимофею: “ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям”. Вторым по популярности оказался 13 стих из 16 главы Евангелия от Луки: “Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне”. Вот в чем состоит противоречие – в мышлении пасторов, а соответственно, и в церквях, библейский взгляд на планирование и управление заключается в том, что деньги являются своего рода необходимым злом. Многие из них убеждены, что Библия в большинстве случаях говорит о деньгах негативно. Существует даже богословское убеждение, что Иисус был бедным, что Он сам выбрал жить таким образом, что у Него не было денег и других учил: “Не берите с собой в поясах ни золота, ни серебра, ни меди” (Евангелие от Матфея 10:9). Исходя из этого, пасторы и люди в церквях верят, что служитель должен жить в бедности («святая нищета»), что только такие жизнь и служение в действительности отражают образ жизни Иисуса. Интересно то, что большинство людей, верящих такому учению, применяют этот принцип к пасторам и служителям, но не к себе лично. Т.е. пастор или служитель должны быть «святыми нищими», а прихожане не обязаны жить такой жизнью.
Вторым убеждением является «Евангелие процветания». Новые пасторы, проповедуя эти убеждения, очаровали многих людей. Особенно в начале 1990-ых годов зарубежные проповедники приехали в Россию, чтобы учить об этом. Они говорили людям, что настоящий христианин должен быть “здоровым и богатым”. Для людей, живших за “железным занавесом”, без религии и какого-либо иностранного влияния, это оказалось очень привлекательным. Люди хотели в это верить, потому что это было чем-то необычным. Люди смотрели на Русскую Православную Церковь (РПЦ), говорившую об аскезе для христиан, но при этом имеющую украшенные золотом храмы. Несоответствие слов и действительности было очевидным. Поэтому многие люди соглашались с богатством РПЦ, объясняя его результатом служения Богу. Излишне говорить, что у пришедших в церковь, было ошибочное понимание того, как стать успешным, здоровым и богатым. Из-за не исполненных ожиданий многие из них очень скоро ушли из церкви. Более того, в некоторых больших церквях на территории бывшего Советского Союза случались серьезные скандалы, связанные с деньгами. В церквях с основным учением о «Евангелии процветания» и возникали такие скандалы, главной проблемой которых было финансовое мошенничество лидеров этих церквей. Верующих в святую нищету эти скандалы укрепляли в убежденности того, что «деньги – это зло».
Оба подхода в настоящее время находятся за рамками христианской жизни евангельских церквей России. Некоторые очень консервативные церкви по-прежнему верят в «святую нищету», а несколько харизматических церквей до сих пор придерживаются «Евангелия процветания». Пытаясь найти более сбалансированное отношение, основное количество верующих отошли от таких, доходящих до крайностей, убеждений. Но для этого большинства все еще актуален вопрос: в чем же действительно заключается библейское планирование и управление?
Найти ответ на этот вопрос оказалось непростой задачей. Достаточно просто найти книгу на английском языке о планировании и управлении, основанную на американском, африканском или азиатском опыте. Однако найти такую книгу на русском языке, основанную на русском опыте, почти невозможно.
Возможно ли использовать опыт РПЦ для примера? Нет, не возможно. У РПЦ очень близкие отношения с правительством России, административный ресурс. Согласно информации из статьи “Журнал ‘РБК’ подсчитал, что РПЦ владеет землей, свободным от налогов бизнесом и пользуется другой государственной поддержкой. [Журнал «РБК» подсчитал, на что живет РПЦ, ] Протестантская церковь подобных преимуществ не имеет. Поэтому у протестантской церкви должен быть некий источник информации, в котором бы вопрос планирования и управления рассматривался с богословской точки зрения и был бы применим к прошлым российским реалиям.
При верном понимании планирования и управления с богословской точки зрения, какой бы способ обучения людей мы использовали? Возможно, мы бы просто сказали людям: «Делай так» или «Смотри, как делаю я и повторяй. Это решит твои проблемы». Нам известна проблема и ее решение, следовательно знаем, что и как нужно делать. Такой подход мог бы привести к быстрым переменам в некоторых случаях, но, без понимания всей глубины вопроса, у людей по-прежнему оставалась бы проблема. Это было бы лишь знанием правильных методов, без понимания почему они работают.
С другой стороны, теоретические знания «почему это работает», без практического применения в реальной жизни, так и останутся очередной теорией в разуме, а для большинства людей сложно применять теорию на практике. Следовательно, людей нужно обучать и тренировать обоим навыкам. У них должно быть понимание того, «почему» и «как» быть управляющими. Для обучения и тренировки людей должны быть найдены лучший способ и система обучения.
Джон Уэсли произнес известную сейчас фразу относительно денег: «Делай все, что можешь, сохраняй все, что можешь, отдавай все, что можешь». Неэффективные способы зарабатывания денег, как верят многие служители, стали причиной усиления их финансовых проблем. Не все из них оказались правы. Иметь хорошую финансовую историю было бы проблематично без следующих двух шагов.
В своей книге «Моя жизнь, мои достижения» Генри Форд написал об управлении в его автомобильной компании. В подходе к управлению своей компанией, который он назвал “провести инвентаризацию и очистить дом”, Форд был весьма конкретным. [Форд, 1922] Он понимал проблему многих бизнесменов. При возникновении финансовых проблем в бизнесе, многие из них обращались за кредитом в банк. Но кредит, лишь увеличивая их долг, не решал проблему. С того момента их проблемы становились серьезнее, чем раньше. Генри Форд поступал по-другому. Находя внутри компании слабости, он вносил необходимые изменения, чтобы стать лучшим управляющим.
В церквях следует применять тот же подход. Российские церкви испытывают проблемы с нехваткой финансовых средств. Наиболее распространенной проблемой является низкий уровень дохода людей, что объясняется нехваткой десятин и пожертвований. Пасторы пытаются привлечь финансирование за пределами церкви, так как не верят, что получится это сделать внутри церкви. Больший объём денег, как они верят, поможет им решить проблемы. Чтобы продолжать регулярно проводить воскресные служения, пасторы ищут деньги как внутри, так и за пределами церкви. Приход денег из какого-нибудь внешнего источника помогает лишь на время, не решая проблему полностью, и когда проблема появляется вновь, требуются новые финансовые вложения. Так церкви и их служители становятся зависимыми от денег, поступающих из-за пределов церкви.
Можно предположить, что если Генри Форд увидел бы такую церковь сегодня, он применил бы свой метод «Провести инвентаризацию и очистить дом». Ошибочное планирование и управление является большой проблемой. Церкви, даже при достижении финансовой независимости сталкиваются с проблемами, потому что тратят деньги впустую, неразумно. Имея достаточно финансов на проведение проектов, они часто не знают, как мудро распоряжаться имеющимися деньгами.
Среди пасторов евангельских церквей было проведено анкетирование, с вопросом: “Если бы ваша церковь получила большое денежное пожертвование, на что бы вы его потратили?” 58% опрошенных ответили, что потратили бы деньги на проведение некоторых проектов. В России пасторы готовы потратить деньги на проекты, здание или что-то подобное этому. А что если этими деньгами оказать поддержку служителя в церкви? На этот вопрос положительно ответили только от 5% до 16% респондентов. Причиной тому, как я думаю, является религиозное убеждение “Никакой слуга не может служить двум господам”, основанное на вере в святую нищету. В сознании людей получение финансовой поддержки служителем равнозначно “служению деньгам”.
Приведу пример из реальной жизни. Поместная церковь в России, насчитывавшая около 100 прихожан, получила солидное денежное пожертвование от одной из больших зарубежных церквей. “Как же нам использовать пожертвование?”, думали пастор и церковные лидеры. Они приняли решение построить здание для церкви на 300 человек, надеясь, что однажды в церкви будет столько людей. Следующие несколько лет весь церковный бюджет расходовался только на завершение строительства здания, так как пожертвование покрыло лишь около половины от полной стоимости здания. Ничто не тратилось на евангелизацию, воскресную школу или другие служения. Около трех лет спустя, когда строительство здания было завершено, в церкви оставалось лишь около 50-ти прихожан, остальные люди покинули церковь. Оказалось, что покрыть все обязательные расходы, связанные с управлением новым зданием: на электричество, воду, налоги, отопление, землю, оставшиеся 50 прихожан были не в состоянии. Эти 50 человек жертвовали недостаточно и осилить все расходы нового здания. Через несколько месяцев у церкви не осталось иного выхода, кроме как продать здание. Так в результате неверного планирования и управления поместная церковь осталась без денег и без здания.
Пасторы и лидеры имеют очень смутное представление о том, как планировать и управлять тем, что у них уже есть в управлении. Зачастую проблема заключается не в недостатке денег, а в ошибочном планировании и управлении. Таким образом, просто бо?льшее количество денег не решает проблем. Церковным лидерам необходимо проходить обучение по планированию и управлению .
На другой вопрос “Как можно изменить финансовую ситуацию в церквях?”, только 2% ответили: «Привлекать финансы за пределами церкви, но в России». Служители церквей в России не верят, что смогут найти финансовую поддержку внутри собственной страны. Мысль о том, чтобы попросить у кого-то денег или другую поддержку никому не приходит в голову. Ранее было написано о причинах подобного образа жизни. Как они считают, кто-то другой должен позаботиться об их нуждах: правительство, миссионеры или зарубежная церковь. Из личных бесед со служителями о возможности привлечения финансов в России, стало очевидно, что они в это не верят, считая, что в российских условиях невозможно добиться значимых результатов в этом деле. Как многие из них полагают, привлечение финансирования возможно только в США или Европе, потому что для людей в этих странах пожертвование является обычным делом, ведь они жертвуют и в церкви, и на благотворительность, и в международные фонды здравоохранения или на охрану окружающей среды. Для них не существует вопроса “жертвовать или не жертвовать”, ведь пожертвование входит в их образ жизни.
Русские люди не знакомы с пожертвованиями как с системой. Жертвовать деньги на благотворительность для многих является чем-то экстраординарным. Обычно люди готовы жертвовать во времена бедствий и катастроф, помогать, если кто-то в беде. Но если все в порядке, не станут этого делать. Стоит отметить, что пара крупных скандалов случились в России за последние несколько лет, в которых владельцы благотворительных фондов, украв все деньги, сбежали за границу. Соответственно уровень недоверия к любым благотворительным акциям, направленным на сбор денежных средств сильно взрос.
Так или иначе, некоторые служители осознали, что должен существовать метод финансовой стабильности церкви и стремились его найти. В Узбекистане и России была возможность посетить несколько семинаров, посвященных привлечению финансирования к служению и проектам. Приходя на подобный семинар, служители ищут некое “волшебное слово” или “лучшую стратегию” привлечения финансирования в служение, думая, что все дело в правильных словах и красноречивых планах. Часто, по завершению учебного курса, многие задавали примерно одинаковый вопрос: “Как подготовить соответствующее предложение, гарантирующее получение денег от жертвующих?” Люди не понимали основной идеи таких семинаров по привлечению финансирования. Обычно подобные семинары проводили западные служители, основываясь на своем же западном опыте. К западному образу мышления эти семинары вполне подходят, но вот с реалиями служения в России трудно совместимы, что, вероятно, усиливает убеждение в невозможности привлечения финансирования в России. Разногласия между западной и российской реальностями не разрешаются путем простого перевода материалов на русский язык.
На просьбу обозначить основной источник финансирования церкви сегодня, один из пасторов ответил, что пожертвований от прихожан в церкви количеством до 100 человек для служителей недостаточно, поэтому пасторы вынуждены искать другие источники. Такое мнение распространено среди пасторов. Если пастору мегацеркви денег для существования достаточно, то пастору маленькой церкви придется работать вне церкви, что допустимо в отношении финансового обеспечения пастора. Ведь сам пастор в итоге принимает решение работать вне церкви, если не получает финансового обеспечения в ней. Но с приходом нового пастора, возникнет новая проблема: будет ли церковь готова обеспечивать пастора финансово или скажет, чтобы он служил бесплатно, так как раньше никогда не платили пастору. Это, как говорится, «у монеты две стороны»: с одной стороны пасторы не знают, как вдохновить людей быть верными в приношении десятины, а с другой люди в церкви не имеют представления о библейских принципах финансовой поддержки служения.
Для многих российских церквей в период «Миссионерской волны», деньги зарубежных церквей и служений оказывали ощутимую помощь, если не сказать ключевую, в проведении проектов и обеспечении функционирования церкви. Однако, по причине мирового финансового кризиса, случившегося 2008-м году, финансовая помощь внезапно прекратилась, что привело к проблеме, в результате которой многие церкви и христианские организации столкнулись вызовом – где теперь брать деньги для служения? Один из возможных вариантов решения проблемы заключался в привлечении финансирования на своем местном уровне. Отдельно взятые церкви смогли достичь определенной стабильности в вопросе самообеспечения, но чаще всего это базировалось на личности и предпринимательских способностях самого пастора. Другие же, получив некоторые знания в зарубежных семинариях, попробовали применить их в своей реальности, часто получая совершенно иные результаты, чем описанные в книгах. Подавляющая часть пасторов и служителей в то время не имели необходимых знаний в вопросе финансового выживания в своих церквях и пускали дело на самотёк.
В этом месте следует обратиться к следующей причине – проблеме образования в среде служителей. В российских семинариях пасторы и служители изучают разные темы, они теологически образованы и знают множество разных ересей раннего христианства; знают даты и места путешествий апостола Павла, владеют греческим и еврейским языками, могут читать Библию на этих языках. В то же время, большинство пасторов не знают, как содержать здание церкви хорошем состоянии, из каких источников платить работникам церкви. Многие пасторы мечтают о собственном церковном здании, а если у кого-то есть свое здание, часто церкви из-за низкого дохода не способны его содержать. Ранее я писал о церкви в России, которая хотела построить большое здание на 300 человек, имея только 50 прихожан. Я убежден, что проблема заключалась в том, что они не имели представления о планировании и управлении. В результате чего, они потеряли все деньги, прихожан и само здание.
Возможно, самая большая проблема заключается в том, что церкви не имеют денег для оплаты служителям. По крайней мере, таково одно из основных убеждений среди людей в церквях. Они мечтают об опытных служителях, призванных в служение на полное время; но как иметь такого служителя, не платя ему зарплаты? Едва ли это возможно. Я лично знаю нескольких пасторов церквей, вынужденных работать вне церкви, так же заниматься всеми церковными административными нуждами, заботиться о членах церкви, каждую неделю готовить проповедь, и плюс ко всему заботиться о своих женах и детях! Преуспеть во всем физически невозможно, в конечном итоге приводит к разочарованию, выгоранию, нарушению отношений в семье. Многим пасторам в России приходится справляться с аналогичными трудностями, ведь такое положение дел весьма распространено в России.
Возможно, косвенно на сложившуюся ситуацию повлияло советское прошлое. Люди в России, в большинстве своём, финансово безграмотны и малый бизнес очень слаб. Российская экономика строилась за счет больших корпораций, а частная собственность порицалась. Коммунистическое мышление в период Советского Союза заключалось в том, что «всё находится в коллективном владении, всё принадлежит людям, частной собственности нет». Таким образом, безграмотность в вопросе управления финансами обрела широкое распространение среди людей. Кроме того, коммунистическая партия запрещала и всячески препятствовала христианам получать высшее образование, потому подавляющее число служителей церквей периода «Миссионерской волны», являются людьми без образования. Даже по прошествии 20 лет, при своего рода капиталистической модели государства, мышление людей осталось прежним: работать на корпорацию это наилучший вариант, потому что корпорация знает как вести бизнес. И такой подход переносят на церковь, но в отношении церкви такой подход не применим.
Статистическое соотношение церковных организаций по количеству членов вписывается в «Принцип 80\20». [Кох, 2008]
Этот вопрос, как я уже писал выше, никто не изучал в условиях российской действительности. В России и ближнем зарубежье пасторы и служители изучают богословие в семинариях, но ничего не знают об управлении и планировании. У нас нет специалистов в этой теме. Что же обычно делают пасторы? Они пытаются собрать деньги для своей церкви в других церквях, полагая, что другие пасторы понимают их проблему, поскольку сами находятся в таковой. Те, конечно, понимают, но как помочь другому, когда у самих недостаточно денег? Это как если бы бедный просил денег у бедного. Такой подход проблему не решит.
Определение границ исследования
Местом для проведения исследования была выбрана Российская Федерация. Многонациональная Россия занимала большую часть бывшего Советского Союза. Население страны состояло из людей всех республик, входивших в бывший СССР. По роду деятельности в Семинарии5 имеется возможность общения с пасторами разных национальностей из различных частей России дважды в год. Кроме того, активно используются средства коммуникации в сети Интернет, в частности, видео-чаты, онлайн опросники, что позволило провести опрос пасторов для сбора информации по изучаемой теме.
Для проведения исследования была выбрана группа пасторов и лидеров евангельских церквей, которым необходимо заниматься планированием и управлением в церквях, а так же являются потенциальными получателями финансовой поддержки за свою деятельность. Важно, чтобы пасторы и церковные лидеры понимали сами и учили членов церкви правильному отношению к деньгам и собственности. Таким образом, учение, которое несет пастор, оказывает влияние на жизнь церкви.
Еще одной группой людей, которой уделено внимание в исследовании, стали христианские бизнесмены, понимающие, как успешно вести бизнес в России, и знающие церковную жизнь изнутри. Их мнение может оказаться очень ценным.
Обзор соответствующей литературы
Библия является главным источником христианской жизни, включая данное исследование. Вся необходимая нам информация для жизни содержится именно в Библии и в ней многократно говорится о деньгах. В Ветхом Завете содержится много правил по использованию денег (или серебра) и способов их применения.
Богатство (Бытие 13:2)
Покупать и продавать (Бытие 23:13-16; Второзаконие 2:6)
Дары (Бытие 24:53)
Компенсации (Исход 21:32)
Кредиты (Исход 22:25)
Делать идолов (Книга Судей 17:2-4)
Оплата услуг (1 Царств 9:8)
Пожертвования на нужды храма (Исход 35:5, 24)
Этот список не полный, деньги (или серебро) заменили натуральный обмен. Но наиболее интересной частью Библии является Книга Притч, которая учит обращаться с деньгами праведно.
Божьи заповеди сравниваются с серебром и сокровищем (Притчи 2:1-5)
Мудрость лучше серебра и золота (Притчи 3:13-14)
Выбери мудрость вместо серебра и знание нежели золото (Притчи 8:10)
Плод мудрости лучше золота и пользы от нее больше нежели от серебра (Притчи 8:19)
Приобретать мудрость гораздо лучше, чем приобретать золото (Притчи 16:16)
Доброе имя лучше большого богатства (Притчи 22:1)
Почти каждый стих книги Притч, говорящий о деньгах, богатстве или золоте указывает на то, что мудрость предпочтительнее богатства.
В целом, о деньгах в христианской жизни, чаще писали в западных странах. Поэтому существует много книг о планировании и управлении на английском языке, найти которые гораздо проще именно в западных странах, чем в России. Корни этой проблемы кроются глубоко внутри русского мышления. Базовой идеологией Советского Союза являлся коммунизм, в основу которого легли работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса под названием “Капитал” и “Манифест коммунистической партии”. Приведенную ниже литературу я посчитал подходящей для использования в проведении исследовательской работы:
“Богатая церковь, бедная церковь: ключи к эффективному финансовому служению”, Клиф Кристофер.
“Финансирование вашего служения”, Скотт Мортон.
“Деньги важны (имеют значение). Финансовая свобода для всех Божьих детей”, Майк Слотер.
«Руководство по полной финансовой переоценке», Дэйв Рэмси.
“Деньги, имущество и вечность”, Рэнди Алкорн.
“Моя жизнь, мои достижения”, Генри Форд.
“Жертвуя Богу: Библия о том, как жить изобильной жизнью”, Марк Аллан Пауэлл .
“Евангелие о десятине или планирование и управление в христианстве”, Джаспер Авраам Хаффман.
“Проповедь, планирование и управление: возвещая Божье приглашение к росту”, Крейг Алан Саттерли.
“Богатый папа, бедный папа”, Роберт Кийосаки.
Указанные книги помогают изменить понимание и даже решить часть проблем, связанных с планированием и управлением, первой из которых является финансовая безграмотность людей. Изучению данной проблемы, обретшей международный масштаб, уделялось внимание во многих книгах о деньгах. Книги, даже серии книг, пишут авторы на эту тему, среди которых, например, Роберт Кийосаки с серией книг “Богатый папа, бедный папа” [Кийосаки, 2017], в которой рассказывается о взрослении маленького мальчика, его отце и об отце лучшего друга этого мальчика. Его папа был весьма образованным человеком, работавшим на государственной службе, в то время как отец его друга, не закончив школу, не имел образования. При этом, в вопросе финансов, в бизнесе “необразованный папа” был гораздо успешнее, чем “высокообразованный”. Образование, как мы видим в этой книги, не гарантирует богатой жизни. Напротив, из этого современного примера видно, что необразованный человек знает о том, “как работают деньги” больше, чем образованный. Эта книга была написана в качестве пособия по финансовому образованию.
Дэйв Рэмси в своей книге “Руководство по полной финансовой переоценке”финансовую безграмотность обозначает, как одну из проблем. Он пишет: “Безграмотность не заключается в недостатке интеллекта, а в недостатке опыта. Никто не рождается со знанием того, как управлять автомобилем. Нас обучают этому навыку, хотя похоже, некоторые из нас так и не научились. Никто не рождается с умением читать и писать, опять же нас этому учат. Ни одна из этих способностей не является врожденной, каждой нужно научиться. Подобно этому, никто не рождается со знанием того, как обращаться с деньгами, но нас этому не учат!” [Ramsey, 2009] Это верно как в отношении США, так и России. Большая часть людей безграмотна в этом вопросе, а значит пасторы и церковные лидеры тоже. Люди просто не знают, как работают деньги. Это приводит нас к следующей теме – теме бюджета.
Бюджет часто называют одной из самых важных составляющих финансовой стабильности. К наличию бюджета в компании люди обычно относятся положительно, но ведение личного бюджета является чем-то необычным. Как организация, церковь, как правило, имеет бюджет, необходимость наличия которого продиктована требованием государственных органов. Многие пасторы, к сожалению, смотрят на бюджет как на цифры для составления отчета, не зная как использовать его в качестве финансового инструмента. Бюджет в церквях до сих пор используется пасторами для отслеживания того, куда уходят деньги, а не для планирования их будущего надлежащего использования, т.е. фактически под бюджетом воспринимается «отчет о расходах за период».
Основу церковного прихода, а следовательно – бюджета, как правило, составляют десятины и пожертвования людей. Эта тема должна быть очень внимательно изучена, чтобы найти библейское основание такому подходу. И наконец, главной темой исследования является вопрос планирования и управления.
Основу финансовой стабильности составляют три фундаментальных действия: собирать, сохранять и приумножать. Изучая литературу можно сделать вывод о том, что людям часть этой формулы под названием “сохранять” малознакома. Эта проблема обрела форму международного масштаба. Роберт Кийосаки написал: “Большинство людей не отдают себе отчета в том, что в жизни важно не то как много денег зарабатываешь, а то как много денег сохраняешь. Мы все слышали истории о бедных людях во мгновение ока разбогатевших, выиграв в лотерею, а потом снова ставших бедными. Выиграв миллионы, они вскоре возвращаются к тому же разбитому корыту. Или истории о профессиональных спортсменах, которые, зарабатывая миллионы долларов в год в возрасте 24 лет, к 34 годам уже спят под мостом. Пока я пишу эти строки, в утренней газете я прочитал историю молодого баскетболиста, который год назад был миллионером, а сегодня, всего в 29 лет, заявляющего, что его друзья, адвокат и бухгалтер отобрали его деньги и сейчас он работает мойщиком машин за копейки. Его история попала в газету, когда он был уволен с работы из-за отказа снять с пальца чемпионский перстень во время того, как он вытирал машины. Он пытается обжаловать свое увольнение, ссылаясь на трудную жизненную ситуацию и предъявляя претензию работодателю в дискриминации. Он говорит, что перстень – это все, что у него осталось, и если его заберут, он погибнет”. [Кийосаки, 2017]
Из этого вышеприведенного примера следует, что даже большой доход не делает людей финансово стабильными. Люди полагают, что выиграв миллион долларов в лотерею, вся их жизнь навсегда измениться. Но ведь их привычное мышление при этом не меняется. Приведенная в статье под названием “От богатства к нищете: почему большинство победителей лотереи заканчивают банкротством” статистика гласит: “чем больше денег выиграешь в лотереи, тем больше вероятность стать банкротом” [Riches to rags: Why most lottery winners end up broke, 2013]. Дэйв Рэмси написал: “Лотерея – это налог на бедное население и людей, не умеющих считать”. [Ramsey, 2009] У людей существует проблема с частью формулы “сохранять”. Получая финансовую помощь из-за границы или не от членов церкви, многие церкви тем самым “выигрывают в лотерею”. К сожалению, многие церкви в настоящее время обанкротились по причине тех же банальных проблем, как “победы в лотерею” или, другими словами, в результате безграмотного планирования и управления.

ГЛАВА 2

«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». (1 Коринфянам 4:2)

“Ни в одной церкви нет проблем с деньгами, есть только проблема верности”. (Брайан Клут)

Библейское учение о планировании и управлении
Каким образом следует различать верные богословские убеждения от ошибочных, чтобы защитить церковь от проблем? В одних церквях уделяют внимание учению о «святой нищете», в других же «Евангелию процветания». Лучшим пример может быть, приём, который используют в полиции. Полицейские должны быть готовы отличить фальшивые деньги от настоящих, и наилучший способ получения этого навыка заключается не в том, чтобы выучить все виды фальшивых банкнот, а в доскональном изучении настоящей банкноты. Поэтому полицейские уделяют довольно много времени изучению подлинных банкнот, чтобы уметь отличить их от фальшивых. Аналогичный подход может быть использован и в богословии, когда служителю совсем не обязательно разбираться во множестве богословских взглядов, но важно очень хорошо знать библейское учение о планировании и управлении.
Ответственными за работу по планированию и управлению финансами в церкви необходимо назначить одного или несколько человек. Важно обеспечить наличие механизмов, позволяющих быть уверенными в том, что лидеры действительно управляют. Финансовые лидеры управляют финансами, лидеры прославления управляют в поклонении, лидеры миссий управляют миссионерской работой. Человеку, сильному в планировании и управлении, необходимо направлять церковь в том, чтобы быть верными Божьими управляющими. Библейское учение о планировании и управлении ведет к пониманию истинного смысла собственности, который заключается в том, что владельцем всего является Бог, а ответственность служителя заключается в использовании доверенного ему имущества угодными Богу путями.

Десятина и пожертвования в Библии
Наиболее сложными в христианском богословии являются темы десятины, пожертвования, а также планирования и управления. Большинством христианских богословов не уделяется должного внимания изучению вопросов, связанных с деньгами и имуществом, что в результате приводит к недостатку знаний и многочисленным дискуссиям по этим вопросам. Студенты в христианских семинариях как правило изучают духовные дисциплины. По словам многих пасторов семинарии не дают практически никакого образования в сфере финансов, зато они обладают богатыми духовными познаниями и опытом изучения Библии; так что духовное состояние пасторов, как мы надеемся, находится в хорошем состоянии. Они знают как проповедовать, читать на Библию на греческом языке и консультировать людей, но немногие из них являются специалистами в планировании и управлении с библейской точки зрения.
Возможно, деньги являются не-библейской темой? Может быть это правильно, что пасторы избегают разговоров о деньгах? Перечитывая Библию, можно обнаружить, что эта тема весьма популярна среди авторов. Находясь в пустыне, Иоанн Креститель призывал людей покаяться в своих грехах, а те спрашивали его, что они должны были делать:
“И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.” (Луки 3:10-14)
Ответ Иоанна Крестителя касался только денег и имущества, которым те владели. Он говорил об одежде, пище, налогах и зарплате. Сегодня многие христиане такие ответы не считают “духовными”, предпочитая использовать такие слова, как “молись Богу”, “ходи в церковь”, “ежедневно читай Библию”. Будучи вполне духовным, Иоанн Креститель понимал, что измененное отношение к имуществу и деньгам свидетельствует о подлинном преображении человека.
Во многих притчах, которыми Иисус Христос учил людей, Он использовал примеры денег (Матфея 25:14-30; Луки 19:11-27; Луки 15:8-9), имущества (Матфея 21:33-41; Луки 15:1-7; Луки 20:9-16), богатства (Мф. 13:44-46), зарплаты (Матфея 18:23-35; 20:1-16) и богатых людей (Матфея 24:45-51; Луки 7:41-43; 12:16-21; Луки 15:11-32). Он использовал примеры из реальной жизни, такие как, пример бедной вдовы в храме (Марка 12:41-44), одобрил решение Закхея раздать половину своего имения нищим (Луки 19: 5-10) и многие другие примеры. Многие ветхозаветные стихи проясняют, как обращаться с деньгами и формировать честные финансовые отношения между евреями. Как пример, можно привести богатых людей, как Авраам, Лот, Иов, Иаков (Израиль) и Соломон. Джон и Сильвия Ронсеваль написали: «Второй по значимости темой, которой уделяется внимание в Библии, по имеющимся оценкам, является имущество и наше отношение к нему. Чуть ли не каждый седьмой стих в Евангелии от Луки посвящен этой теме. Однако мы не придаем должного значения такой близкой Божьему сердцу теме, считая ее неловкой. Пока мы, упуская из вида самое важное, в наших учебных помещениях предаемся детальному толкованию выбранных библейских отрывков, община разрушается» [Ronsvalle, Ronsvalle, 1994]. Повторюсь, что чуть ли не каждый седьмой стих в Евангелии от Луки посвящен этой теме, указывая на то, что Лука придавал этой теме большое значение. Резюмируя все притчи Иисуса Христа, Баррет пришел к заключению, что «Из-за настолько сильной привлекательности материализма, Христос посвятил две трети Своих притч предостережению от этого Своих учеников. Иметь дело с деньгами, имуществом, а также отношения между богатыми и бедными – это вынужденная, ежедневная, большая часть нашей жизни, хотя в наших церквях почему-то эта тема считается неловкой»[Barrett, 1994]. Для Иисуса Христа эта тема не была щекотливой, напротив Он многократно ее использовал. Пауэлл написал: «Мы не должны любить или служить деньгам – мы должны их использовать» [Powell, 2006].
Почему и как деньги стали своего рода щекотливой темой в церквях? Христианство стало основной религией в мире после окончания периода ранней церкви, что стало возможным благодаря обращению в христианство императора Константина Великого. В течение следующих нескольких сот лет церковь была самой влиятельной организацией в мире. Католическая церковь обладала огромным имуществом, включая землю и недвижимость. После разделения Церкви на католическую и православную, возникла новая проблема – куда отправлять деньги от поместных церквей, в Рим или Константинополь? Из-за многочисленности обеих церквей и необходимости иметь значительное количество священнослужителей, вопрос финансов обрел большое значение для них, в том числе богословские обоснования. Большая часть восточной православной церкви выбрала учение о святой нищете. [McMullen, 2014] Западные же католики пошли по-другому, путем накапливания как можно большего количества денег, где индульгенция вызывала наибольшие сомнения, когда, продавая спасение людям, священники становились продавцами. Кто-то, рано или поздно, должен был выступить против этой системы, что и произошло, когда “Лютер, начав разрушать этот карточный домик, к 1520 году получил, приносящее полную свободу, откровение, которое выразил в богословском послании, говоря, что спасение бесплатно, чтобы его обрести никому не нужно что-то делать, не говоря уже о том, чтобы за него платить. Практически все виды протестантизма откажутся от всей или большей части пенитенциарной системы, включая индульгенции”. [Duggan, 2014] Такая связь католической церкви того времени и денег являет собой пример нездоровых взаимоотношений. После реформации церкви, протестанты, провозглашая, что за спасение ничего не надо платить, боролись против индульгенции. Но, как это часто бывает, в борьбе c индульгенций сами деньги стали восприниматься в церкви как «проблема».

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71450332?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Десятина и пожертвования в евангельских церквях России Сергей Червоненко
Десятина и пожертвования в евангельских церквях России

Сергей Червоненко

Тип: электронная книга

Жанр: Христианство

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 18.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Монография представляет собой исследование богословских подходов и церковной практики в сфере десятины и пожертвований в евангельских и протестантских церквях России. Основные подходы к практике десятины и пожертвований, богословские обоснования, исторический контекст сложившейся практики.