Бурятия и Байкал: Загадки стихий. Мистика святынь, феномены природы и некоторые её причуды. Серия «Тайны Бурятии и Байкала»

Бурятия и Байкал: Загадки стихий. Мистика святынь, феномены природы и некоторые её причуды. Серия «Тайны Бурятии и Байкала»
Борис Машкович
Эти явления сыграли важную роль в развитии нашей цивилизации, наделив людей чувством прекрасного и суеверным страхом. Их изучение не завершено, оно продолжается, попутно открывая новые феномены.В этой книге собраны наиболее интересные из наблюдавшихся на Байкале и в Бурятии явлений с иллюстрациями и хронологией событий. Приводятся описания некоторых обрядов, взаимодействующих со стихиями природы.Публикуемая информация будет интересна всем, от юного натуралиста до умудренного натурфилософа.

Бурятия и Байкал: Загадки стихий. Мистика святынь, феномены природы и некоторые её причуды
Серия «Тайны Бурятии и Байкала»

Борис Машкович
В этом мире два вида людей: те, которые хотят знать, и те, которые хотят верить.
Фридрих Ницше

© Борис Машкович, 2024

ISBN 978-5-0065-0899-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
С тех пор, как первая осознанная мысль отделилась от животных инстинктов, человек пытается познать окружающий его мир. Явления природы, от тех, что грозят смертью, поражая своей мощью, до небесных картин, наполняющих восхищением, вызывали у него суеверный ужас. Нам, неизвестно, когда у первопредков возник культ Природы. Возможно, от первого наблюдения убийственного удара молнии или от кострища, обложенного по кругу камнями.
Несмотря на огромный промежуток времени, разделяющий нас, и данные наукой объяснения процессов порождающих то или иное наблюдение, эти явления не перестают вызывать у нас практически те же чувства страха и восторга.

Благодаря исследованиям А.Л.Чижевского, мы теперь знаем, что, в среднем, каждые одиннадцать лет наше Солнце проходит через пик интенсивной активности. В это время количество темных пятен, которые по сути своей, сильнейшие магнитные поля звезды, на его поверхности бывает максимальным. Их магнетизм в десять тысяч раз сильнее магнитного поля Земли.
Солнечные вспышки и корональные выбросы плазмы направляют в сторону Земли облака положительно заряженных частиц – протонов и магнитных полей, называемых солнечным ветром. Они вызывают геомагнитные бури, их видимым проявлением в атмосфере являются полярные сияния.
Эти выбросы достаточно узконаправленные и, иногда, Земле удается их миновать, поэтому не каждая вспышка приводит к магнитной буре.
В 2021 году начался двадцать пятый солнечный цикл, и он уже превысил по своей интенсивности предыдущий. Его пик ожидался в 2025 году, но события, связанные с увеличением частоты и мощности рентгеновских вспышек, подтверждают начало пика на год раньше. В 2024 году полярные сияния неоднократно были видимы на всей территории России, опустив зону видимости ниже средних широт.

В природе нет ничего абсолютно статичного. Подобными циклами живут и водный, и воздушный океаны планеты. Поднимаются и разрушаются горы. Похолодания сменяются потеплениями. Сегодня климатологи России все уверенней говорят о том, что больше становится видимых индикаторов существенного изменения климата.

Первым из них считают увеличение явлений, связанных с переносом тепла между слоями атмосферы. Этот перенос, называемый конвекцией, вызывает сильный нагрев земной поверхности, который способствует частым ливневым осадкам и сокращению мелких затяжных дождей.
Следующим признаком является увеличение числа вспышек молний, в том числе рост количества сухих гроз и появление зимних молний.
Еще один безошибочный индикатор это возникновение смерчей. Для их образования кроме сильного прогрева поверхности требуется холодная верхняя тропосфера. Необходима резкая граница температур в атмосфере. Поэтому, если в 2018 году научные работники Байкальского государственного заповедника категорически отрицали саму возможность появления смерча в акватории южного Байкала (об этом в соответствующем разделе), то сейчас мы получаем сообщения о неоднократных их наблюдениях в течение года, а Гидрометцентр России уже внедряет в свою практику методологию прогнозирования смерчей.

Не углубляясь в оккультные и эзотерические знания о стихиях, отмечу лишь, что в этой книге будут рассматриваться явления, как физического мира, так и относящиеся к структуре невидимого нашими органами чувств мира, называемого нами духовным или тонким.

Все наблюдаемые нами явления отлично вписываются в теорию четырех первоэлементов или стихий. Считается, что это знание дошло до нас от эзотерической Древней Мудрости, которой, время от времени, Великие Посвященные делятся с человечеством, вызывая взрывное развитие процесса познания.

Так произошло и в IV – II веках до нашей эры, когда почти одновременно на востоке в Китае (Цзоу Янь и Дун Чжун-шу) и на западе в Греции (Эмпедокл и Платон), получили свое развитие философские теории о неизменных и вечных четырех первоэлементах, своим взаимодействием порождающих все существующее и присутствующих во всем. Вот только в китайском учении «У-Син» по необъяснимым причинам первоэлементов пять. Впрочем, к этому же числу, но с другими элементами, приходит Платон, развивая идеи Эмпедокла.


Платоновы тела. Изображение из книги Иоганна Кеплера «Harmonices Mundi», 1619 год.

Развивая теорию о пяти первоэлементах он, силой своей мысли, проникает в их строение. Сопоставляя, известные ему, пять простейших трехмерных форм правильных многогранников, позднее названных Платоновыми телами, он определяет соответствие их стихиям. В основу своего распределения Платон принимает критерии устойчивости и подвижности.
В результате элементарные частицы стихий получили следующие соответствия:
Земля – гексаэдр куб (шестигранник) – наиболее устойчивое и неподвижное тело;
Вода – икосаэдр (двадцатигранник) – подвижная и неустойчивая форма;
Воздух – октаэдр (восьмигранник) – легкое и подвижное тело;
Огонь – тетраэдр (четырехгранник) – острое и колющее тело.
Пятое тело додекаэдр (двенадцатигранник) был соотнесен со Вселенной.

Если использовать знания пифагорейцев мы можем, на основании выводов Платона, определить частоту и звучание каждого первоэлемента. Для этого воспользуемся известным нам пифагоровым строем, с которого, собственно, началось создание музыкальных произведений. В нем звуки получили математическое выражение. Этот строй позволяет на основе суммы углов геометрической фигуры узнать частоту ей соответствующую.
Достаточно полученную сумму углов основной фигуры умножить на количество таких фигур в объемном теле, а после перевести градусы в герцы (единица измерения частоты), и мы получим искомую величину.
При таком переводе принимается, что один градус соответствует одному герцу, единице измерения частоты. Эти расчеты актуальны для звукоряда, основанного на камертоне ноты ля первой октавы в 432 Гц, принятого во времена Платона.
Все определяемые нами ноты есть в музыкальном строе Леонарда Эйлера, при этом они гармоничны и фрактальны расчетам на основании цифр солнечных суток: 24 часа, 60 минут и 60 секунд. Расчет частот этого строя начинается так: 24х60х60=864, 864/2=432 получаем ноту Ля, первой ступени минорной гаммы.
Результат расчета для объемных тел Платона:
Земля – 2160 Гц – до мажор четвертой октавы;
Вода – 3600 Гц – ля мажор соединяется с фа мажор в аккорде фа диез мажор четвертой октавы;
Воздух – 1440 Гц – фа мажор третьей октавы;
Огонь – 720 Гц – фа мажор второй октавы.

Мы получили не только частоту, но и звуки соответствующие первоэлементам (стихиям), по Платону. Все они входят в обертоновый ряд от ноты фа диез октавами выше.

Распределим стихии в ряд по их частотным характеристикам: Вода, Земля, Воздух, Огонь. Такой порядок соответствует античным представлениям о соотношении сторон света и стихий: северу – земля, югу – огонь, востоку – воздух, западу – вода.

Образуется замкнутый круг при движении слева направо или, как говорят, «по солнышку». Движения, зафиксированного не только в обрядовых хороводах, но и в совершении гороо вокруг святыни. Выполним же и мы свой обход.

Стихия первая: ВОДА

Слезы икон
При Русской православной церкви с 28 декабря 1993 года действует Синодальная библейско-богословская комиссия. Подтверждение фактов мироточения икон входит в ее обязанности. В одном из интервью руководитель Экспертной группы по чудесам этой комиссии Павел Васильевич Флоренский, заявил: «Заметим, что признанные и почитаемые на Руси иконы ни разу не мироточили. Они будто не нуждаются в доказательствах своей чудодейственной силы. «Плачут» лишь новые иконы и те, которые стоят в частных домах. Мироточение иконы – пограничное явление. Масло образуется из ничего.
Мы брали на анализ масло с разных икон. По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это, примерно, то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. Поэтому не имеет значения, аналогичны ли друг другу взятые с икон масла.
А святые ли они? Нет химического критерия святости. Но к миру эти масла не имеют никакого отношения! Миро, действительно, варится на основе масла, но с добавлением определенных благовоний, состав которых строго определен. Готовит его лично патриарх на специальном богослужении. И лишь раз в несколько лет. Потом миро в пузыречках рассылается по епархиям. Человека помазывают им один раз в жизни – при крещении. Термин «мироточение» можно принять лишь как условность: процесс источения некоего маслянистого вещества из иконы. Но только не мира». [1]


На фотографии Н. А. Чарушина иконы К. Рейхеля «Божья матерь» и «Господь Вседержатель», возле Царских врат главного алтаря кяхтинской церкви Воскресения Христова, XIX век

В Бурятии зафиксированных фактов мироточения икон немного, поэтому есть смысл привести все, на момент написания книги, известные. Тем более, что некоторые выходят за рамки указанные Флоренским. Все они произошли в последние сто лет (более ранних описаний нет даже в работах местных краеведов).

В фондах Кяхтинского краеведческого музея имени академика В. А. Обручева, среди прочих, хранятся иконы «Господь Вседержитель» и «Божья матерь» работы Карла Рейхеля (середина XIX века). При подготовке их к выставке в 2013 году обнаружили масляные подтёки. Предположительно, эти иконы мироточили в 1920-х годах, когда располагались возле Царских врат главного алтаря Воскресенской церкви (Храм во имя Воскресения Христова с приделами во имя Казанской божьей Матери и Святителя и Чудотворца Николая) города Кяхты (Троицкосавск), до ее закрытия в 1930 году и передачи всех икон в музей.

В Ильинкинской церкви Богоявления Господня в селе Ильинка Прибайкальского района Бурятии находится храмовая икона ветхозаветных пророков Давида и Исайи. Настоятель отец Евгений (Старцев) купил ее 15 октября 1998 года, по случаю: «Икону принес мне неизвестный молодой человек. Не раздумывая, приобрел, ценность не вызвала сомнения. А затем, поставив ее дома, очистил лики от грязи. Икона сразу стала мироточить, после чего перенес ее в церковь.
Думаю, что икона была написана, скорее всего, в конце XVIII – начале XIX века. Принадлежала она, видимо, Троицко-Селенгинскому монастырю, одному из старейших в Забайкалье».

В апреле 1996 года у В.П.Уризченко выкупили список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Предполагается, что писан он в конце XVIII или начале XIX века в уральском иконописном центре Невьянске. Специалисты относят ее к старообрядческим семейным патрональным иконам. Икона мироточила двенадцать дней с 30 октября 1999 года. В каком храме она находилась ранее неустановленно.
В 2024 году «Одигитрия» была отправлена на реставрацию. Где ее очистили от копоти и загрязнений, восстановили утраты, укрепили краску и покрыли икону защитным слоем. После реставрации ее вновь освятили и вернули в киот на левой стороне нижнего Богоявленского храма Одигитриевского собора.


Икона ветхозаветных пророков Давида и Исайи и список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (до реставрации).

Hикoлaй Kopниeнкo, клиpик Cвятo-Oдигитpиeвcкoгo coбopa: «Этo cпиcoк чyдoтвopнoй икoны, кoтopaя нaxoдитcя в Cмoлeнcкe, нo любoй cпиcoк, любaя икoнa тaкжe cтaнoвитcя чyдoтвopнoй, кoгдa люди пpибeгaют к нeй c мoлитвoй, вepoй, пpocят y нeё иcцeлeниe oт cвoиx тeлecныx, дyшeвныx нeдyгoв и пoлyчaют пpocимoe. Oдигитpия – зacтyпницa глaвнoгo coбopa Бypятии. Eё икoнy вepyющиe cчитaют чyдoтвopнoй, нe paз oни мoгли нaблюдaть кaк oнa миpoтoчит».

В центре Улан-Удэ возле Гостиных рядов расположен храм-часовня Страстотерпца царя Николая II. В начале июня 2005 года во время уборки, после побелки помещения в часовне, Тамара Фомина заметила, что на иконе с изображением Николая II из глаз истекает жидкость. Создавалось впечатление – икона плачет.
Маргарита Гуслякова: «Царь сам заплакал. Из глаза так текло, что все наши работники тоже плакали. Пять дней стекало, мы вытрем, а оно опять течет, на шестой день течь перестало, а полосы остались».
Корреспондент еженедельника «Информ Полис» побывавший в часовне в своем репортаже подтвердила: «Действительно, следы от стекавшей жидкости видны на иконе невооруженным глазом. Икона современная, появилась здесь три года назад, когда была построена часовенка. Горожане, узнавшие о необычном явлении, зачастили сюда. Каждый выдвигает свою версию случившегося, но большинство сходится к выводу, что это какое-то знамение». [2]

В селе Батурино Прибайкальского района Бурятии расположен Сретенский женский монастырь. Именно в этой обители с разницей почти в три года мироточили иконы. Первый факт насельница монастыря заметила 23 июня 2013 года, в День святой Троицы. Под стеклом киота по иконе Святителя Иннокентия Иркутского стекала маслянистая капля. Немаловажная деталь, в этой иконе есть частица мощей святого.
Настоятельница матушка Ника: «Во время первого же нашего крестного хода с иконой с мощами мы освятили ею с горы окрестности монастыря. И прямо там, на горе, икона начала мироточить. Православные знают, что мироточат обычно старые, намоленные иконы. А это икона совсем новая…»


Икона Святителя Иннокентия Иркутского, фрагмент мироточащей иконы и икона вeликoмyчeникa и Цeлитeля Пaнтeлeимoнa со следами мироточения.

Второй факт мироточения зафиксировали на новодельной иконе вeликoмyчeникa и Цeлитeля Пaнтeлeимoнa (Пантелеймона), также с частицей его мощей.
Настоятельница Сретенского монастыря игумения Ника: «Икону давали в дом инвалидов Улан-Удэ в придомовую церковь вместе с мощами, и у них она замироточила. Они были очень удивлены, сначала капля была, потом струйка появилась.
Когда они нам её вернули, то мироточение усилилось. Это происходит для того, чтобы мы укреплялись в вере, чтобы видели, что господь делает то, чего ни один человек сделать не может.
Это проявилось на нимбе, возле руки, даже на ложечке. На груди и на нимбе сильно видно миро. От ложечки (прим. лжица – ложечка с крестом, которой совершается причащение) исходит «миро», как будто он собирается нас помазать, идёт струйка.
Конечно, это можно считать чудом. Вот представьте, доска лежит и выдаёт масло, и не живицу какую-то, которую даёт сосновая доска, а выдаёт маслянистую жидкость в большом количестве, ну это же чудо. Иногда «миро» благоухает. Если господь хочет, чтобы мы укрепились в вере, это возможно, причём возможно даже от картонной иконочки».
Эта икона была написана в Чите Светланой Насибулиной, к тому времени уже бывшей инокини монастыря Атамановки Читинской епархии. Вот как она прокомментировала полученное из монастыря сообщение: «Сегодня – память святого великомученика Пантелеимона (прим. 9 августа (27 июля по старому стилю) 2016 года). Лет семь назад я написала эту икону для любимых сестёр из батуринского Сретенского монастыря. В неё вставили мощи святого. Вчера я получила сообщение, что икону на несколько дней возили в дом инвалидов и по возвращении оттуда она замироточила. „Миро“ выступило по нимбу и по ложечке, которой святой врач подаёт лекарство. Честно сказать, у меня просто задрожали ноги, я не могла уснуть два часа буквально, потому что я все это передумывала».
Светлана Насибулина после своих комментариев в прессе подверглась достаточно жесткой критике за раскрытие своего авторства. Савватий, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский: «Никакой ее личной заслуги в этом чуде нет и быть не может. Это все равно, что кисть начала бы хвалиться картиной, написанной Художником. Любой иконописец должен в первую очередь понимать, что он, прежде всего, не более чем инструмент в Руках Божиих. И, кстати говоря, это уже не первый случай чуда мироточения иконы (прим. капли маслянистой жидкости выступали на этой иконе еще два года назад).
Икoнa вeликoмyчeникa и Цeлитeля Пaнтeлeимoнa c чacтицeй eгo мoщeй, кoтopaя нaxoдитcя в мoнacтыpe, зaмиpoтoчилa. Ho миpoтoчить нaчaлa oнa нe ceгoдня, в дeнь eгo пaмяти, a нeдeлю c нeбoльшим нaзaд. Чтoбы нe вызывaть нeздopoвый aжиoтaж вoкpyг этoгo чyдa игyмeния и cёcтpы мoнacтыpя cтapaлиcь нe aфишиpoвaть eгo. Но, по Евангелию, не может укрыться город, стоящий на верху горы, так и факт этого чуда нельзя скрыть. В настоящий момент икона находится в алтаре нижнего придела».

Поселок Байкал (порт) Слюдянского района Иркутской области, настоятель храма Преображения Господня отец Андрей Воробьев: «У нас в поселке есть еще один храм в распадке Щелка (прим. церковь „Всех святых“ со скитом). Туда привезены 120 частичек мощей святых, в том числе из Киево-Печерской лавры. Они показывают, что здесь реально присутствуют, что им это место нравится. На второй месяц, как мощи привезли в 2020 году, началось мироточение. Иконы мироточат, благоухают. Место там уютное, укромное, монашеское».
Мастер реставрационных мастерских Иркутской епархии Анатолий Иванович Фенин строил храм со своим сыном в течение трех лет. По завершении им было испрошено специальное разрешение и благословение митрополита Святогорского на получение ковчега с частицами мощей 89 святых.


Полученный ковчег разместили в храме «Всех Святых». Со слов жены Анатолия Ивановича с тех пор, кроме появления миро на отдельных иконах, происходит регулярное мироточение полиграфической копии иконы «Собор святых преподобных Печорских». При этом наблюдается соответствие появления «миро» с праздником святого, мощи которого есть в этой церкви.

Завершая обзор мироточащих икон, не могу не привести слова Александра Московского, ответственного секретаря комиссии по описанию чудесных знамений Московской патриархии, в интервью одной из центральных газет, он сказал: «Из истории церкви мы знаем, что мироточение может быть не только божественным знаком, но и проделками демонов. Возможно, в потустороннем мире кто-то просто издевается над нашими священниками. А мы ломаем голову над тем, что происходит». Слишком уж схожи эти явления по своему проявлению с полтергейстом, когда без видимых источников в помещениях появляется вода, кровь или другие жидкости.

Сила брызг
Юрий: «Сидим в головном региональном офисе МЧС по Бурятии. Зашла речь о лесных пожарах и способе борьбы с ними – для этого края это существенная проблема – если что – мобилизуют все население, но иногда не справляется и военная техника. Как-то во время такой мобилизации обнаружили в лесу одинокую избушку, к которой уже вот-вот должен был подойти пожар, который никак не могли остановить, а в избушке – бабка божий одуванчик.
Говорят ей:
– Бросай все, садись в машину – пожар.
– Ой, милки – никуда я не поеду – у меня еще дел много.
– Как не поедешь? Пожар! Видишь?! Через максимум 20 минут тут пепелище будет.
Бабка глядит на пожар, хватается за голову и, причитая, уносится вглубь избы. Ну, думают, за вещами или может животное, какое. А бабка спустя минуту выходит со стаканом воды, мочит в нем пальцы и брызгает в сторону пожара, а потом и весь стакан себе под ноги выливает. Пламя опадает за пять секунд, как и не было… Вот и не верь после этого в местных шаманов».

Мне, достоверно неизвестно, использовала ли бабушка запас святой воды или наговорила на воду нужный шепоток, но сам ритуал брызгания многим хорошо знаком. Так кормят, задабривая, духов местности шаманисты, используя этот же принцип, взаимодействия через воду с иным миром, окропляет христианский священник.
Защитное значение ритуала подтверждает XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев: «Когда буддист рассеивает цацана молоко, чай, водку или рис в восточную сторону света и так далее по кругу, надо понимать, что это не является подношением Буддам и его ученикам или небожителям с савдаками. Таким образом, буддист, совершая обряд сэржэм, жестко закрывает двери беде, горю и страданию». [3]

Знак во льду
В конце декабря 2021 года при строительстве ледяного городка в Закаменске в куске льда обнаружили объемное изображение, в котором буддисты признали ганжир. Лед для городка добывали на реке Джида, чудесный образ обнаружил житель села Мыла Закаменского района Баир Жамьянов.
Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев: «Закаменский образ Ганжира во льду – это уникальное явление. Удивительно, что образ Ганжира не утек далее вниз по реке Джида, а остался во льду около городка Закаменск, чтоб мылинцы его нашли. Только факты и ничего случайного и придуманного здесь нет».


Закаменский «ганжир».

Медный или позолоченный шпиль на крыше основного Цогчен дугана – ганжир, называют еще ушнишей, он является символом просветления и олицетворяет пять Дхьяни Будд.
Хамбо Лама высказал предположение, что этот образ преподнесли наги Лусууд. В Бурятии издавна ритуал Луссуд проводят божеством Арьяабаала. Вероятно, ганжир, образовавшись в воде реки Номто-Гол, протекающей у подножия горы Улаан-Зураа, смешавшись с водами Сэхира, попал в реку Джида. Этот знак был определен, как предвестник пришествия на закаменскую землю могущественного Аряабаала.
18 марта 2022 года ледяной треугольник с «ганжиром» был передан Санагинскому дацану «Даша Пунцоглин», и помещен для сохранения в специально изготовленный холодильник. Там он хранился до апреля 2023 года. После растаял и его воды ушли в землю.

Дождевая магия

Знамя Хунну.

Днем 21 июня 2020 года Гуннским фондом Бурятии, при участии шаманов, в районе Иволгинского городища (подробнее о нем и хунну читайте в книге «Древние тайны Бурятии и Байкала») в ясный жаркий день был проведен обряд поклонения Солнцу. После него над Улан-Удэ собрались дождевые тучи, и хлынул ливень.

Событие прокомментировал президент фонда Олег Булутов: «Это действо всегда имеет какие-то последствия. Вот и на этот раз, мы водрузили знамя Хунну после обряда поклонения Солнцу, была жара, ничего не предвещало перемены погоды, но прошло всегда два часа, и пожалуйста…
В Венгрии, Казахстане, Турции даже в пустыне Гоби при поднятии знамени Хунну начинается ветер, сильный ливень и гром. В Тунке в местности рода Далахай на поклонении Буха Нойону лет пять назад ливень со штормовым ветром все шатры и палатки снес». [4]

На территории Джергинского заповедника в Курумканском районе Бурятии в Амутской котловине возле озера Балан-Тамур (прим. Боолон-Тумэр, в санскрите есть созвучное слово, которое означает шаманствующий) в начале ХХ века научной экспедицией было обнаружено обоо, которое представляло собой сооруженный из жердей «чум».
Внутри него размещен небольшой столбик из лиственницы. На нем нанесена молитва-обращение к жившему на этой возвышенности шаману. Надпись на тибетском языке.


Фотографии Артура Мурзоханова, Джергинский заповедник.

В Баргузинской долине говорят так: «Из озера Балан-Тамур берет свое начало река Баргузин. Когда-то очень давно жил на его берегу сильный шаман. К нему, в период сильной засухи, когда гибли от бескормлицы животные, шли за помощью жители Баргузинской долины.
Откликаясь на мольбу, шаман проводил специальный обряд почитания духов. После него он спускался на берег озера и заходил в воду. Он шел да тех пор, пока его длинные волосы не касались воды. Тогда закипала вода в реке Баргузин, и бурный поток устремлялся в долину. Начинались дожди».
После того, как шаман покинул этот мир, на месте, где он проводил обряды, был установлен символический «чум» шамана и этот столбик с молитвой-обращением о воде к его духу, а шаманские атрибуты скрыли в пещере.

В шаманском пантеоне бурят есть свой Хозяин дождя, называемый Хурайн Нойон, относящийся к небожителям. К нему, в темно-серый каменный дворец, отправлялись в засушливую пору шаманы с просьбой о дожде. В распоряжении Хурайн Нойона было девять бочек воды. Для трехдневного непрерывного дождя достаточно было открыть одну из них.
Шаманы, использующие дождевую магию, в Бурятии были во все времена. Например, в улусе Дархинтуй Закаменского района помнят живших там знаменитых шаманов:
Хан-Манза таабай (1700—1750 годы): «Он мог летом в нужное время вызвать дождь. Если грозовые тучи двигались на улус, особенно в сеноуборочное время, то он мог их рассеять или направить к таёжным хребтам. После смерти Хан-Манза таабайя похоронили его, как положено шаманам высокого сана, в лиственничном саркофаге на четырёх лиственничных столбах в местности Бильчир улуса Дархинтуй. Существует легенда о том, что пожары обходят это место захоронения великого шамана»;
Бабуева Намжил Рампиловна (1909—1998 годы): «Она в летнее время проводила молебен, чтобы вызвать дождь, когда в улусе давно не бывало ни капли дождя. К концу молебна из-за горных хребтов появлялись тучи, и шёл ливневый дождь».

В местности Шунгэтэ Иволгинского района Бурятии весной 2002 года в небывалую засуху вырос невероятно высокий и красивый шалфей, образовав своей зарослью полукруг. Именно в этом месте в священной роще каждое лето проводится сложный по исполнению ритуал вызова дождя «Лусад».
На посещение этой рощи в предгорьях Хамар-Дабана существует ряд табу. Запрещено не только приносить вред растениям, но и беспокоить животных. Строгий запрет на вход в эту рощу женщин и громкие разговоры.
Описание обряда от участника события: «Мужчины в роще расположились на траве, на залитой солнцем поляне в глубине леса. Молебен проводили ламы Иволгинского дацана под руководством тибетца Лхарамба багши. Молитвы пятерых лам сопровождались звоном колокольчиков и ударами в барабан. Мужчины сидели в молчании, только иногда тихо переговаривались.
По окончании обряда ламы взяли «балим» – специальные подношения, сделанные из ячменной муки в виде конусов с изображениями змей, унесли к двум родникам и бережно опустили в воду.
В это время небо стало быстро затягиваться тучами. Мужчины стоя образовали большой круг и стали брызгать во все стороны молоко. Затем хором крикнули несколько раз: «Ахрай! Примите подношения и дайте нам ваше благословение! Ахрай!» И тотчас в листьях деревьев зашумел ветер и хлынул ливень».
Пояснение от Буддийской традиционной Сангхи: «Лусад Тахиха, так называются молебны и подношения в честь хозяев воды, входит в число обрядов, предназначенных для достижения каких либо временных целей, будь то ниспослание дождя для обильных урожаев, устранения проблем, испрашивание счастья и мира для жителей той или иной местности.
Обряды выполняются в так называемые «Дни лусов» (бур. лусын буудал), в это время наиболее благоприятно оказывать почитание властителей воды нагов».

В 2017 году буддисты из России, Калмыкии, Внутренней Монголии (КНР) и Монголии провели в селе Дулан Кабанского района Бурятии на территории Байкальского дацана «Дамбадаржалин» ритуал Рамнай освящения статуй Восьми великих Нагов под руководством Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева на берегу Байкала.
Буддийское учение определяет, что на Байкале располагаются восемь главных Лусуудов нашего мира и через Байкал осуществляется связь с ними. После освящения восьми статуй молебен «Лусад», с подношением хозяевам вод, проводят там. Во время обряда делают подношение песочной мандалы «Калачакра»: «Подношение песка мандалы хозяевам вод и озёр – это одна из традиций для очищения воды от всего негативного. Хозяева вод принимают песок мандалы как высший дар, самый лучший подарок и самое лучшее лекарство».


Освящение статуй Восьми великих Нагов XХIV Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым.

Для проведения обряда, ламами приготавливаются различные субстанции, называемые как «три белых» – молоко, масло, простокваша, «три сладких» – сахар, мед, патока, а также различные драгоценности. Во время ритуала ламы с помощью медитативной практики мысленно преобразуют все эти подношения в драгоценности и лекарства для духов воды, после чего в сопровождении звуков ритуальных инструментов почтительно опускают подношения в воду.

В дополнение к восьми Великим нагам 20 июля 2024 года был проведен обряд открытия глаз, оживления, семиметровой статуи Луссуд Хаана Варуны владыки всех вод на планете – короля нагов.


Автор скульптуры Анатолий Шоболов [сайт 1].

На следующий день, после этого события, в Тункинском районе Бурятии на 142-ом километре автодороги А-333, после обильных осадков, подмыло насыпь, в результате чего обрушилась переходная плита моста через реку Большой Зангисан. В этот же день из-за размыва дорожного полотна водами реки Цакир в Закаменском районе введен режим ЧС.
Через несколько дней река Джида перерезала автодорогу Р-440 «Гусиноозерск-Петропавловка-Закаменск», что привело к утрате транспортного сообщения уже с 27 населенными пунктами.
После очень сильных дождей, прошедших с 1 по 3 августа, прорвало дамбу Хохолойского водохранилища. Начался мощный подъем воды в реках Мухоршибирского, Тарбагатайского и Заиграевского районов Бурятии. Введен режим ЧС регионального масштаба.
В результате паводком повреждено 94 километра автодорог, разрушено 13 и повреждено 5 автомобильных мостов. Вода затопила территории 16 населенных пунктов.
Так, совпало? Возможно. Слишком уж строг взгляд, открывшего глаза, гневного божества.

Православное население Бурятии имело свои способы влияния на погодные условия. В своей статье известный краевед А.Д.Жалсараев приводит следующие сведения:


Иконы «Знамение Пресвятыя Богородицы», Котокельский образ Святителя и чудотворца Николая и Святителя Христова Николая Голоустенского (восстановленная, в киоте).

При Посольском Спасо-Преображенском монастыре еще одной чудотворной иконой была икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1871 году об иконах монастыря писали: «Чудотворная икона святителя Христова Николая Голоустенского с посольскою иконою «Знамение» Пресвятыя Богородицы, прибыли в Нерчинский завод в сопровождении иеромонаха Герасима с братию… К несчастью, с 21 мая в нашем крае настала засуха, не было ни капли дождя…
Благочестивые прихожане с теплою верою обратились к… иеромонаху Герасиму с просьбою – поднять из собора святые иконы «Знамение» Божией Матери и святителя Николая с крестным ходом… для молебствия о ниспослании дождя… Лишь только крестные ходы при колокольном звоне вышли из церкви… стал накрапывать мелкий дождик… потом с 5-ти часов вечера пошел тучевой, крупный и обильный дождь… и затем настало настоящее ненастье… (дождь), продолжавшийся 13 и 14 июня, после трехнедельной засухи обильно увлажил жаждущую землю… Кто бы что ни говорил, как бы там ни объяснял… но мы… несомненно, веруем и благодарно исповедуем, что Заступница усердная, Преблагословенная Матерь Христа Бога нашего и великий угодник Божий святитель Христов Николай чудотворец, изящный, предивный и милостивый, не остался у нас в долгу за пребывание в нашем Богоявленском соборе…»

Нерукотворная икона Николая Чудотворца впервые явилась в местности, где сегодня расположено село Большое Голоустное, в XVII веке, а в начале XVIII века была найдена во время бури по яркому огню горящей свечи. История ее обретения схожа с той, что записана про аналогичный образ Котокельский, с горящей свечой и трехкратным возвращением к выбранному месту. Икона представляла собой скульптуру из кипариса, обклеенного расписанной бумагой.
В 1930-е годы она была разрублена на части. Считалась утраченной. Лишь в конце 1990-х годов выяснилось, что от первоначального образа сохранились рука с храмом и левая стопа, они были вмонтированы в восстановленный образ в начале 2000-х годов. По пути возвращения в 2004 году из Москвы в Большое Голоустное в Усолье икона замироточила.

Еще одна икона святителя Николая, Мирликийского чудотворца, явилась на монастырском острове озера Котокель (прим. А.Д.Жалсараев в другой статье указывает эту икону, как утраченную святыню. Возможно, схожесть легенд об обретении и самих образов, запутала не только краеведов).
Предание гласит, что в 1780-х годах баргузинские купцы Новиковские и Черновы, ехавшие в зимнее время ночью по Байкалу, сбились с дороги из-за поднявшейся вьюги. Тогда не было нынешнего тракта с Хаима на Гремячинск и Горячинск, все шли Байкалом и Котокелем в зимнее время или берегом последнего верховым трактом в остальное время года.
Долго блуждали и уже потеряли надежду отыскать путь, как неожиданно выехали на Котокель, к бывшему там Селенгинскому Свято-Троицкому монастырскому зимовью (зимовье служило заезжим постоялым двором, в зимнее время до 6 месяцев).
Они еще раньше видели на утесе огонек, как бы от горящей свечи, который светился, несмотря на ветер и вьюгу (прим. – еще несколько примеров указующего огня горящей свечи будут в главе Огонь).
Прибыв на остров, купцы поспешно отправились с монастырскими людьми на то место, где светился огонек, и обрели икону святого Николая чудотворца (икона была небольшая, резное изображение святителя как бы в киоте, в правой руке святой Николай держит церковь, а в левой меч, в фелони) и пред нею горящую свечу.
С благоговением приняли баргузинцы святую икону и с радостью поспешили с нею в Баргузин, где торжественно были встречены церковным клиром и всем населением. Но, по преданию, икона святителя Николая недолго оставалась там. Она оказалась снова на Котокеле.
Сохраняется предание, что после первого возвращения иконы жители Баргузина, собравшись, прибыли на Котокель с тем, чтобы унести чудотворную икону. Подняли ее из часовни (к тому времени построили ее на острове под утесом, на котором не раз была обретаема святыня) и, немало отойдя, остановились на отдых, икону же поставили в стороне на камне. Когда собрались идти дальше, иконы не оказалось на камне. Возвратившись на Котокель, нашли ее там.
Сотворив прилежную, со слезами, молитву и дав обещание возвратить святыню обратно, подняли и донесли ее беспрепятственно до Баргузина. После пребывания в Баргузине икону возвратили на место.
Около 1810 года разбойники напали на монастырское зимовье и убили живших там четырех человек (с тех пор это место называют «убиенным мысом»); после этого по распоряжению архимандрита Селенгинского Свято-Троицкого монастыря монастырское имущество было отправлено в обитель. Взят был и упомянутый образ святителя и чудотворца Николая.
Такое опустение продолжалось от святой Четыредесятницы до праздника Пентикостии (Пятидесятницы), после чего тот же архимандрит неизвестно по какому случаю, но, конечно, по внушению Божию, с церковной церемонией сам препроводил образ святого Николая обратно.
В то время на реке Кике было столь сильное половодье, что она выступила из берегов. А потому бывшие при церемонии, препровождавшие образ, остались на берегу.
Несший же икону святителя Николая крестьянин Иван Кафтанчиков перешел через быстрый водный поток, через который и на конях проехать было невозможно, без всякого препятствия. Это явное чудо поразило необычайностью общество богомольцев, сопровождавших процессию.
И позже многократно, по одной молитве народа к угоднику Николаю, внезапно посылался дождь на жаждущую землю и люди спасались от бедствий неурожая. Сколько подобных чудес, неизвестных большинству людей, но ведомых получившим милость от Бога, совершалось по ходатайству и заступлению великого чудотворца!

Свидетели пишут, что в 1874 году в Баргузинском округе до половины лета не было дождя. Жители просили преосвященного Мартиниана, епископа Селенгинского, дозволить поднять икону Николая чудотворца, на что получили немедленное разрешение. И как только оно было отправлено в Селенгинский Свято-Троицкий монастырь (ныне, икона, святыня Свято-Троицкого Селенгинского монастыря), святитель послал жителям утешение: прошли дожди и, несмотря на то, что они запоздали, в то лето собрали обильный урожай.
В 1885 году икону Николая чудотворца обносили по Верхнеудинскому округу. В одном селении иеромонах, бывший при иконе, видя, что жители опечалены бесконечными дождями, которые портили убираемый хлеб, предложил им отслужить молебен святителю – и что же! – настали ясные дни, и уборка хлеба окончена была благополучно.
Приведенные здесь свидетельства о чудесных явлениях благодати от иконы великого угодника Божия Николая далеко не все. К сожалению, собирать и записывать было не в обычае. [5]

Карина Пронина о своей поездке в Тарбагатайский район: «Сухо и жарко, сухо и жарко, – повторяет глава села Большой Куналей Галина Мальцева. Она смотрит из окна «УАЗика» на куналейские поля и холмы. Я сижу рядом. – Петя, когда же дождь будет?


В 3 км от села Билютай Бичурского района Бурятии, на восточной стороне, за рекой Хилок на горе высится староверческий деревянный крест. В засушливые годы верующие приезжают к нему, чтобы помолиться и попросить дождя. В 2009 году он был обновлен.

Водитель «УАЗа» Петр Гребенщиков, высокий крепкий мужчина, усмехается.
– Когда молиться все пойдем, тогда и будет.
Я сижу ровно и глазом не моргну. Меня такой ответ не удивляет. За последний час я наслушалась массу чудесных историй про потушенные пожары, вылеченные болезни и вызванные дожди. Все благодаря старообрядческим молитвам…
Эту рассказали в селе Большой Куналей: Однажды сильная пришла засуха. Еще чуть-чуть – и все бы выгорело, весь урожай. Жители села собрались на бугре и молились целый день. Так много было людей, что бугор был черный. Через несколько дней пришел хороший дождь, который спас село от голодной смерти».

Старообрядцы Забайкалья, называемые в Бурятии семейскими, имеют свою ритуальную практику вызывания дождя. Состоит она из нескольких обрядовых действий, которые, в зависимости от погодных условий, исполняются как все разом, так и по частям на протяжении всего лета.
Свои кладбища и Крест старообряцы всегда размещают на возвышенности. Традиция, продолжающаяся еще с языческих поклонений Перуну. С ними связана часть ритуалов. У старшего поколения: поливание могил, моление с иконами на кладбище и у Креста, окропление надворных построек. Обливание у молодежи и детей, купание, исполнение детьми магических закличек (например, «Тучки, тучки, Сойдитесь у кучки, Полейте грибочки у нашем лесочке»).
Их выполнение не всегда привязано к основным летним событиям Преплавление и день Ивана Травника (Купала). Ритуалы могут быть реализованы по мере необходимости вплоть до Ильина дня.
При этом обращаются за помощью не только к святым, но и к недавно усопшим. Они, перешедшие в мир предков, считаются способными влиять на земные процессы.

Спонтанное свечение
Его невозможно увидеть без помощи специальных приборов. Виктор Добрынин, ведущий специалист отдела лазерной физики и нанотехнологий физико-технического института НИ ИрГТУ, открыл свечение байкальской воды случайно. В 1980-х годах проводились исследования глубины проникновения солнечного света. Было установлено, что предельная глубина 450—500 метров, но попутно выявили необъяснимое свечение воды.
Более десяти лет велся сбор данных, затем, после перерыва, в 2010 году исследования возобновили. Учеными было установлено, что свечение наблюдается в любой воде, но его интенсивность зависит от ее чистоты. Так, например, дистиллированная вода светится слабо, а наиболее интенсивно – байкальская. Вода Байкала способна излучать свет около месяца. При этом с глубиной уровень свечения падает.
В. Добрынин: «В ходе эксперимента 1983 года мы прошли по Байкалу (с южного до среднего) на научно-исследовательском судне «Г.Ю.Верещагин» и сделали измерения в разных точках. Выяснилось, что свечение воды наблюдается в любой точке Байкала, на всех глубинах, на разном удалении от берега. На больших глубинах (800 – 1200 метров) есть ядро прозрачности Байкала. Именно здесь самая чистая вода и она меньше светится. Как правило, интенсивность свечения уменьшается с глубиной, причем диапазон изменения от поверхности до дна достигает 100 и более раз. Имеются вариации свечения – на заданной глубине интенсивность может изменяться в течение года в 2—5 и более раз. На самой глубоководной станции вблизи острова Ольхон зарегистрирован минимальный уровень свечения – 100 фотонов через квадратный сантиметр в секунду.
Предполагается, что данное явление обусловлено химическими реакциями, которые проходят в воде с участием кислорода, а другими агентами, скорее всего, являются органические вещества. Это так называемая хемилюминесценция – возникновение излучения вследствие образования продуктов химических реакций в возбужденном состоянии.
Основной целью экспедиционных работ, выполненных весной 2012 года, являлось продолжение исследований спонтанной люминесценции водной среды озера Байкал в естественных условиях. Вариации свечения на различных глубинах обусловлены динамикой водной среды. Также были проведены измерения многократно рассеянного солнечного излучения и синего светодиода, которые позволяют оценить оптические характеристики байкальской воды».
Кроме этого выявлено влияние ультразвука и освещения на интенсивность спонтанного свечения байкальской воды. В. Добрынин: «Ультразвук с развитой кавитацией необратимо гасит свечение, а действие внешнего освещения обратимо. Причем наибольшим эффектом тушения спонтанной люминесценции обладает синий свет. Мощные источники излучения – красный и зеленый лазеры практически не произвели никакого действия, в то время как слабый свет синего светодиода ослабляет спонтанную люминесценцию природной воды в несколько раз. Это наблюдение позволяет сузить круг возможных объяснений явления и высказать ряд рабочих гипотез относительно его природы».
Учеными, на основании накопленных с осени 2011 года по январь 2012 года данных, сделан вывод о снижении интенсивности свечения байкальской воды в сто раз, с последующим обратным нарастанием с января. При этом точка минимума (самая чистая вода) пришлась на 19 января 2012 года – христианское Крещение. Эти результаты, в основном, согласуются с данными полученными в лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина РАМН при исследовании крещенской воды.
Для выявления изменений в воде замерялось количество ион-радикалов. Этот уровень начал нарастать с 17 января. Вместе с ним рос водородный показатель pH. Максимум зафиксировали вечером 18 января 2007 года, при этом электропроводность воды стала соразмерной с искусственно созданным католитом (вода насыщенная электронами), а водородный показатель превысил нейтральный на 21%.
Электромагнитная активность крещенской воды начала спадать с утра 19 января, а к 20 января 2007 года все свойства воды вернулись к обычным показателям. Установлено, что у крещенской воды на 22% выше pH и на 3% выше электропроводность.
Ученые предполагают, что феномен объясняется гравимагнитным взаимодействием между Землей и Солнцем. [6]

Учеными ФГОБУ ВПО «Московский технический университет связи и информатики» (МТУСИ) проведено исследование «Изменение физических свойств крещенской воды при воздействии электромагнитного излучения», которое позволило сделать следующий вывод: «Из всей совокупности экспериментальных данных следует, что мощное воздействие на земные воды в день Крещения происходит от Солнца в виде узкого пучка продольных электромагнитных волн, расположенного в плоскости орбиты Земли, и возбуждаемого в центре плазмы Солнца в виде двух противоположно направленных лучей Н-типа с диаграммой направленности порядка одного углового градуса. Для этих лучей защита магнитного поля Земли не действует». [7]

Так, может быть, прав фараон Эхнатон (Аменхотеп IV), утверждавший, что единый бог это Солнце?

Круги на воде
20 августа 2013 года в пресс-центре еженедельника «Информ Полис» состоялась пресс-конференция для представителей региональных СМИ, посвященная завершению первого сезона Международной швейцарско-российской научно-исследовательской экспедиции «ТрансЕвразийский перелет: Леман-Байкал».


М. Слепенчук демонстрирует снимок, фотография Марины Игумновой.

Михаил Слепенчук: «Эта экспедиция дала некоторые побочные результаты, которые я бы назвал сенсационными. Честно говоря, пока объяснить это невозможно. Я не знаю, что это такое. Это требует дополнительных исследований. Пока заявлять с уверенностью о происхождении этого явления рано. Сегодня на конференции с вами мы впервые рассказываем об этой сенсации. Ни в Швейцарии, ни в Москве, пока об этом не знают».
При этом была продемонстрирована фотография, скриншот с видеозаписи, которая велась при пролете мотодельтоплана 7 августа над дельтой реки Селенга в Кабанском районе Бурятии. На ней виден ряд темных кругов расположенных на расстоянии двадцати метров друг от друга и имеющих диаметр 7—8 метров.
Эти восемь тёмных кругов в дельте Селенги наблюдались несколько дней подряд вне зависимости от времени суток и погоды. Обследование акватории Байкала с катера летом 2013 года в месте обнаружения кругов ничего необычного не выявило.

Исследование обнаруженных аномалий началось 17 марта 2014 года специалистами научного центра СО РАН и Забайкальского края, после образования надежного ледяного покрова. Базой экспедиции определили село Истомино.
Учеными были проведены химические и радиофизические исследования. Изучался химический состав и физические свойства воды, сделаны замеры температурного режима, взяты образцы донных отложений в районе аномалии.
Возглавлял экспедицию старший научный сотрудник лаборатории геоэкологии Байкальского института природопользования Баир Цыдыпов. Основная рабочая версия – круги образованы выделением газовых гидратов на дне озера. Подтвердить эту версию может физико-химическое исследование параметров льда.
Баир Цыдыпов: «Координаты этих кругов были определены с помощью GPS-оборудования, мы их зафиксировали и установили в центре каждого круга вешки. Будем производить бурение, осуществлять все сопутствующие работы – химические, радиофизические.
В этот раз для полётов используют российскую модель дельталёта «Фрегат» и уникальную аппаратуру, которая раньше имела исключительно военное назначение.
В частности, гиперспектрометр был только у военных. Этот прибор начинён высокоточной аппаратурой. Когда идёт съёмка из космоса или самолёта, это обычно подвергается скепсису: на земле ведь нет проверки. А здесь наземные данные коррелируются со спутниковыми и данными с дельталёта.
Для взятия проб грунта используется дночерпатель Петерсена».

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71449372?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Бурятия и Байкал: Загадки стихий. Мистика святынь  феномены природы и некоторые её причуды. Серия «Тайны Бурятии и Байкала» Борис Машкович
Бурятия и Байкал: Загадки стихий. Мистика святынь, феномены природы и некоторые её причуды. Серия «Тайны Бурятии и Байкала»

Борис Машкович

Тип: электронная книга

Жанр: Религии, верования, культы

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 19.12.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эти явления сыграли важную роль в развитии нашей цивилизации, наделив людей чувством прекрасного и суеверным страхом. Их изучение не завершено, оно продолжается, попутно открывая новые феномены.В этой книге собраны наиболее интересные из наблюдавшихся на Байкале и в Бурятии явлений с иллюстрациями и хронологией событий. Приводятся описания некоторых обрядов, взаимодействующих со стихиями природы.Публикуемая информация будет интересна всем, от юного натуралиста до умудренного натурфилософа.