30 упражнений для правополушарников
Елена Александровна Комарова
Екатерина Сахарова
Застряли в левом полушарии, где царствуют логика и анализ? Хотите разбудить творческую интуицию и освободить свой внутренний потенциал? Тогда "30 упражнений для правополушарников" – это ваша книга!
Эта практическая пособие предлагает увлекательные и доступные упражнения, разработанные для стимуляции работы правого полушария мозга, ответственного за образное мышление, интуицию и творчество. От рисования и медитации до нестандартных задач и игр – вы погрузитесь в мир образных ассоциаций и нестандартных решений.
Освободите свою фантазию, разблокируйте скрытые таланты и найдите новые способы решения проблем. "30 упражнений для правополушарников" – путь к гармоничному развитию и раскрытию своего творческого потенциала. Начните работать со своим правым полушарием сегодня!
Елена Комарова
30 упражнений для правополушарников
Дети с преобладанием правополушарного мышления часто сталкиваются с трудностями в образовательной системе, заточенной под левополушарный тип мышления, что создаёт вызовы и для них самих, и для их родителей.
Проблемы в обучении:
• Последовательность и детализация: Правополушарные дети часто думают нелинейно, глобально, видя общую картину, а не детали. Им сложно следовать строгим инструкциям, запоминать информацию пошагово, выполнять задания, требующие последовательности действий. Это может проявляться в трудностях с чтением, письмом, решением математических задач, требующих алгоритмического подхода.
• Структурирование информации: Системы, требующие строгой структуризации информации (например, конспекты, тетради), могут вызывать у них сложности. Они лучше усваивают информацию через визуальные образы, ассоциации, игры, а не через лекции и абстрактные понятия.
• Заучивание: Запоминание фактов и последовательностей может быть трудно. Они лучше запоминают информацию, связанную с эмоциями или яркими образами.
• Критическое мышление: Хотя правополушарные дети часто обладают богатым воображением и интуицией, им может быть сложно критически анализировать информацию, отделять факты от вымыслов.
Проблемы в поведении и взаимодействии с родителями:
• Гиперактивность и импульсивность: Правополушарные дети часто более импульсивны и гиперактивны. Им трудно сосредоточиться, они могут быть рассеянными и нетерпеливыми.
• Эмоциональность: Они часто более эмоциональны и чувствительны. Они могут быстро переключаться между разными настроениями.
• Проблемы с самовыражением: Правополушарным детям может быть сложно вербализовать свои мысли и чувства. Они часто лучше выражают себя через творчество (рисование, музыка, танцы).
• Непонимание социальных норм: Им может быть сложнее понимать социальные сигналы, из-за чего возникают трудности в общении со сверстниками.
• Проблемы с организацией: Они могут быть дезорганизованными, растерянными, терять вещи.
Рекомендации для родителей:
• Понимание уникальных особенностей: Родители должны осознавать сильные и слабые стороны своих детей.
• Создание поддерживающей среды: Важно создать атмосферу понимания и поддержки.
• Альтернативные методы обучения: Использовать визуальные и интерактивные методы обучения, игры, творческие занятия.
• Развитие навыков саморегуляции: Помочь ребёнку управлять своими эмоциями и поведением.
• Поиск поддержки специалистов: В случае серьёзных трудностей обратиться к педагогу-психологу, нейропсихологу.
Важно помнить, что это лишь общие тенденции. Каждый ребёнок индивидуален. Поддержка и понимание помогут правополушарным детям раскрыть свой потенциал и достичь успеха в жизни.
Вот 30 нейроупражнений для развития правого полушария у детей до 18 лет, стимулирующих развитие правого полушария мозга:
I. Визуально-пространственные упражнения
Упражнение 1: "Рисование не глядя", является эффективным методом развития пространственного мышления, координации движений, чувства линии и межполушарных связей у детей до 18 лет. Это упражнение требует от ребенка рисовать без визуального контроля, задействуя в работе как правое (пространственное воображение, восприятие формы), так и левое (планирование, координация движений) полушария мозга.
Необходимые материалы:
• Лист бумаги. Можно использовать бумагу разного формата и текстуры, чтобы ребенок мог экспериментировать.
• Карандаши, фломастеры или краски. Выберите инструменты, которые ребенку нравится использовать.
Выполнение упражнения:
1. Подготовка: Ребенок садится за стол, удобно располагается и кладет перед собой лист бумаги. Инструмент для рисования он берет в руку. Важно обеспечить комфортную атмосферу без отвлекающих факторов.
2. Закрытие глаз: Ребенок закрывает глаза. Это ключевой элемент упражнения, так как исключает визуальный контроль и заставляет его сосредоточиться на кинестетических ощущениях и пространственном воображении.
3. Рисование: Ребенок начинает рисовать, не подглядывая. Он может рисовать любые фигуры, линии, узоры, которые приходят ему в голову. Важно поощрять свободу творчества и не навязывать конкретных тем или форм. Он может представлять себе образы и пытаться перенести их на бумагу.
4. Открытие глаз: После завершения рисования ребенок открывает глаза и рассматривает свой рисунок. Обсудите с ним его работу. Какие образы он визуализировал? Какие трудности он испытывал? Что ему больше всего понравилось в этом упражнении?
Адаптация для разных возрастов:
• Младшие школьники (6-9 лет): Начните с простых заданий, например, рисование линий, кругов, квадратов. Продолжительность упражнения должна быть короткой (5-7 минут).
• Средний школьный возраст (10-12 лет): Можно усложнять задания, предлагая рисовать более сложные фигуры или предметы. Продолжительность упражнения можно увеличить до 10-15 минут.
• Подростки (13-18 лет): Можно предлагать более сложные задания, например, рисование пейзажей, портретов или абстрактных композиций. Продолжительность упражнения может достигать 20 минут и более.
Результат:
Регулярное выполнение этого упражнения способствует развитию пространственного мышления, координации движений, творческого мышления и межполушарных связей. Это также помогает улучшить концентрацию внимания и способность к самовыражению. Важно поощрять ребенка и поддерживать его творческий подход. Не стремитесь к идеальному результату, главное – сам процесс рисования и развитие пространственного воображения.
Упражнение 2: "Лепка из пластилина", является эффективным методом развития мелкой моторики, пространственного мышления, творческих способностей и межполушарных связей у детей до 18 лет. Лепка задействует как правое полушарие (пространственное воображение, творчество), так и левое (планирование, последовательность действий). Разнообразие возможностей лепки позволяет адаптировать упражнение под возраст и индивидуальные способности ребенка.
Необходимые материалы:
• Пластилин разных цветов. Использование разнообразной цветовой гаммы стимулирует воображение и позволяет создавать более яркие и выразительные поделки.
• Дополнительные материалы (по желанию): стеки (специальные инструменты для лепки), дощечка для лепки, готовые формы для оттисков, природные материалы (шишки, камешки), бисер, бусины – все это позволяет усложнять задания и добавлять новые элементы в поделки.
Выполнение упражнения:
1. Подготовка: Ребенок садится за стол в удобном положении. Перед ним располагается пластилин и дополнительные материалы (если используются). Важно обеспечить комфортную атмосферу без отвлекающих факторов.
2. Выбор темы: Ребенок выбирает тему для своей поделки. Это может быть животное, предмет, абстрактная композиция или что-либо еще, что ему придет в голову. Поощряйте свободу творчества и не навязывайте конкретных тем.
3. Процесс лепки: Ребенок начинает лепить, используя свои руки и дополнительные инструменты (если используются). Важно поощрять эксперименты с разными техниками лепки, цветом и формой.
4. Завершение: После завершения лепки ребенок рассматривает свою поделку. Обсудите с ним его работу. Какие трудности он испытывал? Что ему больше всего понравилось? Что он мог бы сделать иначе?
Адаптация для разных возрастов:
• Младшие школьники (6-9 лет): Начните с простых заданий, например, лепки шариков, колбасок, простых геометрических фигур. Постепенно усложняйте задания, предлагая лепить простые предметы (яблоко, солнышко).
• Средний школьный возраст (10-12 лет): Можно предлагать лепить более сложные предметы (животные, дома, машины). Вводите новые техники лепки, используя дополнительные инструменты.
• Подростки (13-18 лет): Предлагайте более сложные задания, например, лепку скульптур, барельефов или абстрактных композиций. Поощряйте эксперименты с разными техниками и материалами.
Результат:
Регулярная лепка развивает мелкую моторику, пространственное мышление, творческие способности и межполушарные связи. Это также помогает улучшить координацию движений и концентрацию внимания. Важно поощрять ребенка и поддерживать его творческий подход
Упражнение 3: "Оригами", является эффективным методом развития мелкой моторики, пространственного мышления, логики, терпения и межполушарных связей у детей до 18 лет. Складывание бумаги требует одновременной работы правого (пространственное восприятие, визуализация готовой фигуры) и левого (логическое понимание последовательности действий, планирование) полушарий мозга.
Необходимые материалы:
• Квадратные листы бумаги: можно использовать специальную бумагу для оригами, которая более плотная и не так мнется. Однако можно использовать и обычную бумагу для печати или цветную бумагу. Разнообразие цветов и фактур бумаги может повысить интерес ребенка к занятию.
• Инструкции или схемы для складывания: Существует множество схем оригами разной сложности. Для начального этапа подходят простые модели, например, самолетик, лодочка, журавлик. Постепенно можно переходить к более сложным моделям. Схемы можно найти в книгах, журналах или в интернете.
Выполнение упражнения:
1. Выбор модели: Ребенок выбирает модель оригами, которую он хочет создать. Начните с простых моделей и постепенно усложняйте задания по мере освоения навыков.
2. Изучение инструкции: Ребенок внимательно изучает инструкцию или схему складывания. Важно понять последовательность действий и каждое движение.
3. Складывание бумаги: Ребенок начинает складывать бумагу согласно инструкции. Это требует точности и аккуратности. Важно следить за тем, чтобы сгибы были ровными и четкими.
4. Коррекция ошибок: Если ребенок допускает ошибки, помогите ему исправить их. Важно научить его анализировать свои действия и находить причины ошибок.
5. Завершение: После завершения складывания ребенок рассматривает свою поделку. Похвалите его за старания и творческий подход.
Адаптация для разных возрастов:
• Младшие школьники (6-9 лет): Начните с простых моделей оригами. Помогайте ребенку на начальных этапах складывания.
• Средний школьный возраст (10-12 лет): Можно использовать более сложные модели. Поощряйте самостоятельность и творческий подход.
• Подростки (13-18 лет): Предложите создавать более сложные модели оригами или даже попробовать создать свои собственные модели.
Результат:
Регулярные занятия оригами способствуют развитию мелкой моторики, пространственного мышления, логики, терпения и межполушарных связей. Это также помогает улучшить концентрацию внимания и способность к решению проблем. Важно поощрять ребенка и поддерживать его интерес к оригами.
Упражнение 4: "Конструирование из мелких деталей", является эффективным методом развития пространственного мышления, мелкой моторики, логики, творческих способностей и межполушарных связей у детей до 18 лет. Конструирование требует одновременной работы правого (пространственное воображение, визуализация готовой модели) и левого (логическое понимание последовательности действий, планирование) полушарий мозга.
Необходимые материалы:
• Набор конструктора: Выбор набора зависит от возраста и способностей ребенка. Для младших детей подходят наборы с крупными деталями и простыми инструкциями. Для старших – более сложные наборы с множеством деталей и возможностью создания более сложных моделей. Наборы позволяют создавать механические модели и развивают инженерные навыки.
• Инструкции (по желанию): Многие наборы поставляются с инструкциями по сборке конкретных моделей. Однако можно поощрять ребенка и к самостоятельному конструированию без инструкций.
Выполнение упражнения:
1. Выбор модели: Ребенок выбирает модель, которую он хочет собрать. Это может быть модель из инструкции или его собственная идея. Поощряйте самостоятельность и творческий подход.
2. Планирование: Ребенок планирует последовательность действий. Он может рассмотреть инструкцию (если она есть) или представить себе, как будет выглядеть готовая модель и как лучше ее собрать.
3. Сборка модели: Ребенок начинает собирать модель, используя различные детали. Это требует точности и аккуратности. Важно следить за тем, чтобы детали были правильно соединены.
4. Коррекция ошибок: Если ребенок допускает ошибки, помогите ему исправить их. Важно научить его анализировать свои действия и находить причины ошибок.
5. Завершение: После завершения сборки ребенок рассматривает свою модель. Похвалите его за старания и творческий подход.
Адаптация для разных возрастов:
• Младшие школьники (6-9 лет): Начните с простых моделей с крупными деталями и ясными инструкциями. Помогайте ребенку на начальных этапах сборки.
• Средний школьный возраст (10-12 лет): Можно использовать более сложные наборы с большим количеством деталей. Поощряйте самостоятельность и творческий подход.
• Подростки (13-18 лет): Предложите собирать очень сложные модели из наборов "Юный конструктор"или попробовать создать свои собственные конструкции.
Результат:
Регулярные занятия конструированием из мелких деталей способствуют развитию пространственного мышления, мелкой моторики, логики, творческих способностей и межполушарных связей. Это также помогает улучшить концентрацию внимания, способность к решению проблем и техническое мышление. Важно поощрять ребенка и поддерживать его интерес к конструированию.
Упражнение 5: "Работа с пазлами", является эффективным методом развития пространственного мышления, мелкой моторики, терпения, внимательности и межполушарных связей у детей до 18 лет. Сборка пазлов требует одновременной работы правого (пространственное восприятие, визуализация целой картинки) и левого (логическое понимание последовательности действий, поиск необходимых деталей) полушарий мозга.
Необходимые материалы:
• Пазлы: Выбор пазлов зависит от возраста и способностей ребенка. Для младших детей подходят пазлы с крупными деталями и небольшим количеством элементов (от 10 до 30). Для старших – пазлы с большим количеством элементов (от 50 и более), а также пазлы нестандартной формы или с трехмерными элементами. Разнообразие тематики пазлов (животные, пейзажи, абстрактные узоры) также важно для поддержания интереса.
• Поверхность для сборки: ровная поверхность (стол, пол), достаточно большая, чтобы разложить все детали пазла.
Выполнение упражнения:
1. Выбор пазла: Ребенок выбирает пазл, который хочет собрать. Важно выбирать пазлы соответствующей сложности. Начните с простых пазлов и постепенно усложняйте задания.
2. Разбор деталей: Ребенок рассматривает картинку на упаковке пазла (если она есть) и начинает сортировать детали по цветам, формам или другим признакам. Это помогает организовать работу и ускорить процесс сборки.
3. Поиск подходящих деталей: Ребенок начинает искать подходящие детали и соединять их между собой. Важно поощрять его самостоятельность и не помогать слишком много.
4. Стратегия сборки: Можно предложить ребенку разные стратегии сборки: сначала собрать края, затем центральную часть или сосредоточиться на определенных цветах или фрагментах изображения.
5. Завершение: После завершения сборки ребенок рассматривает собранный пазл. Похвалите его за терпение и старания.
Адаптация для разных возрастов:
• Младшие школьники (6-9 лет): Начните с пазлов с небольшим количеством деталей (10-20).
• Средний школьный возраст (10-12 лет): Можно использовать пазлы с большим количеством деталей (30-50).
• Подростки (13-18 лет): Предложите пазлы с большим количеством деталей (50 и более), пазлы нестандартной формы или с трехмерными элементами.
Результат:
Регулярная работа с пазлами способствует развитию пространственного мышления, мелкой моторики, терпения, внимательности и межполушарных связей. Это также помогает улучшить концентрацию внимания и способность к решению проблем. Важно поощрять ребенка и поддерживать его интерес к сборке пазлов.
Упражнение 6: "Раскрашивание мандал", является эффективным методом развития концентрации внимания, мелкой моторики, спокойствия и межполушарных связей у детей до 18 лет. Раскрашивание мандалы – это медлительный и сосредоточенный процесс, требующий одновременной работы правого (восприятие цветовой гаммы, пространственная организация) и левого (планирование, последовательность действий, точность) полушарий мозга.
Необходимые материалы:
• Распечатки мандалы: Мандалы – это симметричные узоры, часто используемые в медитации. Их можно найти в специальных раскрасках для взрослых и детей или распечатать из интернета. Выбирайте мандалы разной сложности в зависимости от возраста и навыков ребенка. Для младших детей подходят простые мандалы с крупными элементами, для старших – более сложные с множеством мелких деталей.
• Карандаши, фломастеры или краски: Выбор инструментов зависит от предпочтений ребенка. Цветные карандаши позволяют легко корректировать линии, фломастеры дают более яркие цвета, а краски открывают широкие возможности для творчества.
Выполнение упражнения:
1. Выбор мандалы: Ребенок выбирает мандалу, которая ему нравится. Важно, чтобы выбор был определен его личными предпочтениями, а не навязан взрослым.
2. Выбор инструментов: Ребенок выбирает инструменты для раскрашивания. Можно поэкспериментировать с разными инструментами и техниками раскрашивания.
3. Процесс раскрашивания: Ребенок начинает раскрашивать мандалу. Важно сосредоточиться на процессе и не спешить. Раскрашивание должно быть спокойным и сосредоточенным занятием. Обращайте внимание на мелкие детали и старайтесь заполнять пространство равномерно.
4. Наблюдение за ощущениями: Обратите внимание на то, какие ощущения возникают у ребенка во время раскрашивания. Это может быть чувство спокойствия, расслабления или сосредоточенности.
5. Завершение: После завершения раскрашивания ребенок рассматривает свою работу. Похвалите его за терпение и аккуратность.
Адаптация для разных возрастов:
• Младшие школьники (6-9 лет): Используйте простые мандалы с крупными элементами. Помогайте ребенку на начальных этапах раскрашивания.
• Средний школьный возраст (10-12 лет): Можно использовать более сложные мандалы с большим количеством мелких деталей.
• Подростки (13-18 лет): Предложите более сложные мандалы и поощряйте эксперименты с разными техниками раскрашивания.
Результат:
Регулярное раскрашивание мандалы способствует развитию концентрации внимания, мелкой моторики, спокойствия и межполушарных связей. Это также помогает улучшить эмоциональное самочувствие и способность к саморегуляции. Важно поощрять ребенка и поддерживать его интерес к этому занятию.
Упражнение 7: "Создание коллажей", является эффективным методом развития творческого мышления, пространственного воображения, композиционных навыков и межполушарных связей у детей до 18 лет. Создание коллажа требует одновременной работы правого (образное мышление, интуитивное восприятие, создание гармоничной композиции) и левого (логическое планирование, последовательность действий, выбор материалов) полушарий мозга.
Необходимые материалы:
• Основа для коллажа: Это может быть лист плотной бумаги, картон, ткань или даже доска. Размер основы зависит от задумки коллажа.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71435797?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.