Сказания о Бурятии
Василиса Александровна Марказова
Сборник погружает читателя в древний мир бурятских народных преданий, которые передавались из поколения в поколение, сохраняя в себе мудрость и духовное наследие этого удивительного края. В каждой сказке оживают духи Байкала, могучие шаманы, загадочные животные и природные силы, которые учат уважению к природе, взаимопониманию и гармонии с окружающим миром.
В этих историях раскрываются традиционные ценности бурятского народа – почитание старших, сила рода и связь с предками, а также мистический взгляд на вселенную, где всё живое связано невидимыми нитями. Легенды переплетаются с реальностью, напоминая о вечном поиске человеком своего места в этом мире и о его ответственности перед природой.
Этот сборник предназначен для всех, кто интересуется культурой и фольклором Бурятии, а также для любителей мудрых и волнующих историй, пропитанных духом земли и воды.
Василиса Марказова
Сказания о Бурятии
Бог огня – Сахяадай Нойон
Давным-давно, в суровых степях Сибири, жил народ, чьи улусы простирались под бескрайним небом, окруженные величественными горами и густыми лесами. Люди бурятского народа были сильными и храбрыми, но им предстояло испытание, которое едва не привело к их гибели.
Зима того года выдалась особенно холодной и жестокой. Снег лежал глубокими сугробами, и ледяной ветер пронизывал до костей. Лесные звери, которые обычно прятались в своих логовах, начали выходить к людям в поисках пищи. Волки стали нападать на улусы, уничтожая скот и угрожая самим людям. Но это было не единственным бедствием: запасы еды заканчивались, а охотники не могли добыть дичь, потому что животные ушли в дальние края или погибли от мороза.
Отчаяние охватило улусы, и люди начали терять веру в то, что смогут пережить эту зиму. Старейшины собрались на совет, чтобы обратиться к духам предков за помощью. Однако духи молчали, и ничто не обещало спасения. Лишь один старец вспомнил древнюю легенду о Сахяадай Нойоне, могущественном боге огня, который когда-то давно помогал их предкам в тяжёлые времена.
Сахяадай Нойон был духом огня, который жил в горных глубинах. Он был хранителем тепла и света, символом силы и жизни. Легенда гласила, что, если взывать к нему с чистым сердцем и истинной верой, он придёт на помощь и одарит своим благословением.
Старейшины решили, что это их последний шанс, и приказали собрать самое ценное, что осталось у жителей улусов – куски сушёного мяса, ткани и украшения, чтобы принести их в жертву Сахяадай Нойону. Они разожгли большой костёр на вершине священной горы и начали молиться, прося бога огня спасти их от неминуемой гибели.
Ночь опустилась на землю, и холод стал ещё более нестерпимым. Ветер завывал, как голодный зверь, и казалось, что надежды больше нет. Но вдруг, среди огня, поднялся столб света, яркий и ослепительный. Из пламени возник могущественный облик – Сахяадай Нойон, высокий и грозный, его тело сияло, а глаза горели.
– Я услышал ваш зов, люди, – произнёс он. – Вы призвали меня в час великой беды, и я помогу вам.
Сахяадай Нойон взмахнул рукой, и огонь, бушующий на вершине горы, распространился по степи, охватив деревья и кустарники. Но вместо того, чтобы уничтожать всё на своём пути, огонь начал приносить жизнь. Леса ожили, звери, ранее скрывавшиеся от холода, вернулись, а теплый свет прогнал мороз и дал людям тепло.
Животные, которые угрожали улусу, отступили, напуганные яростью огня. Волки разбежались, и больше не тревожили поселение. А на месте костра, где стоял Сахяадай Нойон, земля стала тёплой и плодородной. Весной там начали расти целебные травы, и деревья, плоды которых могли прокормить людей.
Сахяадай Нойон благословил людей своим теплом и светом, и они смогли пережить суровую зиму. Когда весна наконец пришла, улус вновь стал процветать. Люди больше не знали голода и страха перед дикими зверями. Каждый год они стали проводить обряд в честь Сахяадай Нойона, разжигая огонь на вершине горы и принося ему дары в благодарность за спасение.
С тех пор Сахяадай Нойон стал главным защитником бурят, символом силы огня, который может как уничтожить, так и спасти. Люди верили, что он всегда находится рядом, готовый прийти на помощь, если они будут нуждаться в его защите и мудрости.
Сказание о Хутени Бурхад – богах холода
Давным-давно, в далёком и суровом краю, где вечные снега укрывали землю, а ледяные ветры завывали в горах, жили древние духи – Хутени Бурхад – боги холода. Они были жестоки и не знали жалости к тем, кто нарушал их покой. Хутени Бурхад обитали в пещерах, где даже солнце не могло растопить ледяные стены и стояла вечная мерзлота.
Духи обладали огромной силой – они могли не только насылать лютый холод, но и страшные болезни. Девушки и парни, которые осмеливались выходить на улицу в ночное время, особенно зимой, становились их жертвами. Хутени Бурхад посылали холодные ветры, которые проникали в тело и морозным дыханием обдавали все органы, вызывая неизлечимые болезни. У тех, кто заболевал, кожа постепенно становилась холодной, температура их тела постепенно падала и их жизненные силы постепенно уходили. Они покрывались тонкой коркой льда и засыпали вечным сном.
Хутени Бурхад похищали души больных, превращая их в своих слуг. Души этих несчастных были обречены на вечное скитание по холодным землям, служа своим жестоким хозяевам. Они превращались в ледяные ветры, холода, которые проникали в кости, и преподносили ненасытным духам новых жертв.
Чтобы уберечься от гнева Хутени Бурхад, люди старались не выходить на улицу в морозные ночи и избегали горных вершин, где и было пристанище северных богов. Старейшины знали, как умилостивить Хутени Бурхад. Они оставляли на пороге дома – кусок самого жирного мяса или небольшую пиалу с теплым молоком. Если подношение принималось, болезнь отступала, а душа оставалась в теле.
В то время родилась в одном улусе у семьи девочка по имени Наран. Была она ребенком смышленым: и рукодельницей умелой и матери поможет воды натаскает шкуры выделает что отец принесет. Росла дочь и радовала глаз, прилежная и послушная была. Не могли не нарадоваться родители. Только была в ней особая сила, не брали ее никакие морозы, не боялась она холода, горело ее сердце огнем и ни одна стужа или метель не могли навредить ей. Прошло так пятнадцать лет, выросла Наран стала настоящей красавицей. Брови соболиные, глаза черные как ягоды смородины, кожа как белый нефрит и волосы цвета вороного крыла. Многие парни ходили к ней свататься, но очень любила она родителей и не хотела покидать отчий дом.
В то время Хутени Бурхад разбушевались не на шутку, холода и морозы становились все суровее, ветра и снежные бури накрывали улусы. Стали молодые люди все чаще впадать в сон, не принимали подношения духи: опрокидывали пиалы, швыряли куски мяса. И случилась беда заболел этой болезнью Алдар – сын соседей Наран, был он ей как родной брат. Горе охватило Наран, впал в сон ее брат названный и забрали его душу боги.
Решила она спасти его и убежала в темную ночь из юрты родителей. Пошла она туда куда ветра дули и снежинки спешили, горело ее сердце и не был ей страшен холод. Привели ее ветра к пещере на горе. Зашла она внутрь пещеры и увидела трех мужчин, сидящих за столом из кристально чистого льда, волосы их были белы как снег, глаза были синими как реки и озера, а кожа казалась прозрачной. Поняла Наран что это боги Хутени Бурхад во плоти и упала на колени. Не поднимая головы, стала она просить, чтобы освободили они душу Алдара. Тогда заговорил один из них: «У нашего младшего брата нет жены, если станешь его женой вернем мы душу того, о ком просишь назад. Сердце у тебя горячее и не боишься холода, ты можешь подойти на роль невесты». Испугалась Наран, но виду не подала собрала все мужество в свои руки и молвила: “Я согласна”.
Ушли старшие братья остались они вдвоем. Посмотрел на нее младший брат и сказал: “Завтра я уйду на три дня, а ты к тому времени покажи какая ты хозяйка. Подготовь мне меховой дэгэл достойный чтобы жениться и накорми. Если не сможешь, заморожу я всю твою деревню, заберу себе твою душу, и останется твой улус тут навечно в услужение. А если справишься – вернутся все назад в целости и сохранности”.
Наступило утро, проснулась Наран, а дух уже покинул пещеру. Стала она изучать ее и в самом далеком углу нашла сундук, переливался он всеми цветами радуги. Открыла она его и нашла шкуру и мясо оленя, инструменты для выделки и пошива из льда и ледяные бусины. Достала она шкуру и села выделывать, а мясо бросила вариться в котел. Два дня она скоблила шкуру, стала шкура мягкой.
Взяла она ледяную иглу и сшила одежду для будущего мужа. Пошла проверять мясо Наран, мясо стало мягким, наваристым стал бульон, – сделала она вкусный бухлер. Села она одежду украшать, руками вышивать бурятские долины, озера, соболей, бегающих по кедрам и играющих друг с другом, вышила рысь и ее маленьких котят, лошадей, бегущих по родным степям и узорами украсила. Вернулся домой к тому времени младший брат, надел на себя дэгэл, довольно цокнул языком: “Хороший дэгэл, красивый и сделан добротно. А теперь накорми меня тем, что сготовила”. Налила ему девушка бухлер, съел все без остатка дух и молвил: “Хорошая ты хозяйка – возьму тебя в жены и обещание свое сдержу”.
Обратилась с последней просьбой Наран: “Можно мне попрощаться с братом своим названным, и родителям весть передать чтобы не переживали они обо мне». Дал добро дух и пришла она к душе Алдара и попросила передать письмо родителям, чтобы не горевали они и знали, что с их дочерью все в порядке. Взял письмо ее друг и отправили Хутени Бурхад его и жителей деревни назад в улус. В тот же день стала Наран женой духа. Радость была в деревне, многие проснулись от долгого сна, только горевали родители девушки, но принес Алдар им письмо от дочери и утешились они что у нее все в порядке. Усмирила Наран строптивый нрав Хутени Бурхад и перестали они на ее родной улус нападать.
Сказание о боге кузнеце – Хара Маха Тэнгери
В древние времена, когда мир только начинал обретать свою форму, и земля ещё не была разделена на горы и равнины, жили в небесных чертогах могущественные духи – Тэнгери. Они правили стихиями и управляли жизнью на земле. Среди них был один особенный дух, чьё сердце горело, как раскалённое железо, а руки были сильны, как молоты. Имя его было Хара Маха Тэнгери – кузнечный бог, мастер металла и молота.
Хара Маха Тэнгери обладал великой мудростью и искусством, способным преобразить руду в мощные орудия и украшения, сияющие, как звёзды. В его кузнице, расположенной в недрах священной горы, огонь никогда не угасал, и звук его молота разносился по всему небесному своду.
Однако, глядя с небес на землю, бог видел, как люди, населяющие её, страдают от холода, голода и диких зверей. У них не было орудий, чтобы защищаться, не было инструментов, чтобы строить теплые жилища, и обрабатывать землю. Люди жили в страхе и беспомощности, обрекая себя на необратимую смерть.
Однажды, в своём милосердии, Хара Маха Тэнгери решил спуститься на землю, чтобы научить людей своему великому искусству. Он принял облик могучего старца с седыми волосами и глазами, светящимися, как угли в раскаленной печи. В одной руке он держал молот, а в другой – кусок необработанного железа.
Появившись перед первым человеком, которого он встретил, Хара Маха Тэнгери сказал:
– Я пришёл, чтобы дать тебе знание, которое преобразит мир. Я научу тебя, как управлять огнём и металлом, как ковать оружие и инструменты, которые сделают тебя сильнее и помогут тебе защитить себя и своих близких.
Человек, увидев перед собой бога, упал на колени, в благоговении приняв его дар. Тогда Хара Маха Тэнгери начал учить его: как разжигать кузнечный огонь, как раскалять железо, как бить по нему молотом, придавая форму и силу. Он показал, как создавать ножи, мечи и копья, как делать топоры и лопаты, а также как украшать изделия орнаментами, отражающими душу кузнеца.
Под руководством бога человек овладел мастерством кузнечного дела и стал первым в мире кузнецом. С его помощью племя начало процветать. Сначала он ковал оружие, чтобы защищаться от врагов и диких зверей. Затем начал создавать инструменты, которые позволили возделывать землю и строить прочные дома. Люди стали жить лучше и больше им не грозила смерть, все они благодарили Хара Маха Тэнгери за его дар.
Когда время пришло, Хара Маха Тэнгери вернулся в небесные чертоги, оставив людям своё благословение и знания. С тех пор кузнечное дело стало священным ремеслом, а кузнецы – уважаемыми мастерами, которые передавали своё искусство из поколения в поколение. Считалось, что в каждом ударе молота и в каждом изделии живёт дух Хара Маха Тэнгери, благословляя их на прилежное служение людям.
Люди по сей день почитают Хара Маха Тэнгери, принося ему дары в виде первых изделий нового кузнеца, прося у него мудрости и силы в своём ремесле. И если кузнец чист сердцем и предан своему делу, говорят, что сам Хара Маха Тэнгери приходит к нему во сне, подсказывая, как создать великие вещи, которые будут жить веками.
Лусууды
Давным-давно, когда земля ещё была молодой, а люди только начинали обживать её просторы, на бурятских землях правили могущественные духи, известные как Лусууды – хозяева воды. Лусууды обитали в глубинах рек, озёр и родников, охраняя водные источники и поддерживая баланс природы. Они были могущественными существами, способными управлять течением рек, направлять дожди и защищать водные просторы от зла.
Лусууды были почитаемыми духами, жившими на берегах рек и озёр. Люди знали, что именно благодаря Лусуудам вода в реках оставалась чистой и животворящей, а рыба всегда водилась в изобилии. Лусууды были покровителями, дарующими жизнь и защиту. Каждый Лусууд был привязан к определённому водоёму, и его душа была неразрывно связана с водой, которую он охранял.
Среди непроходимых лесов тайги и чистых озёр, был один маленький улус, где люди испокон веков поклонялись духам природы. Среди этих духов особым почетом пользовались Лусууды – мистические духи воды. Они обитали в каждом озере, реке и ручье, охраняя водоёмы и их обитателей.
Говорили, что Лусууды были прекрасны, как свет луны, отражающийся в глади воды, но и безжалостны, как буря, которая могла уничтожить все вокруг. Никто не видел их истинных обличий, но все знали, что разгневать их – значит навлечь беду на всю деревню.
В этом улусе жила молодая девушка по имени Алтана. Очень любили ее родители, и росла она во вседозволенности. Выросла она красавицей, но гордой и тщеславной. Каждый день учили ее родители почитать духов природы, но она не слушала их, а только смеялась. Считала Алтана, что ее красота не сравнится ни с одним божеством и место ее во главе богинь Тэнгери. Часто она проводила время у озера, любуясь своим отражением в воде. Однажды подул сильный ветер и пошла рябь по водной глади, исказилось ее прекрасное лицо. Разозлилась девушка, вскричала: “Как смеешь ты портить мое отражение!” Злость наполнила ее сердце. Схватила она камень и со всей силы бросила в озеро.
В ту же минуту вода в озере начала колыхаться, словно оживая. Над поверхностью воды появились тонкие, словно плетёные из серебра, фигуры. Они были призрачными, но в их глазах горел ледяной гнев. Это были Лусууды.
– Ты осмелилась кидать камни в наше озеро, смертная? – сказал один из духов, и голос его звучал как разбушевавшиеся волны во время бури.
Посмотрела на них Алтана и промолвила: “Моя красота прекраснее всех богов в этом мире, а вода посмела исказить мое лицо. Будьте благодарны за то, что я позволяю вам смотреть на меня духи”. Рассвирепели Лусууды от наглости девушки. Взял один из них горсть воды и кинул в лицо Алтаны. Глянула она в отражение, а смотрит на нее уже не красивая девушка, а обезображенная старуха с кучей бородавок. Заплакала Алтана стала кричать и требовать, чтобы вернули они ей прежнее лицо. Но духи подняли свои руки, схватили ее за ноги и утянули в глубины озера. Алтана, охваченная страхом, поняла свою ошибку, но было уже поздно.
Оказалась она на глубине озера, сковали ее водоросли и поместили в темницу из зеркальных стен, состоящую из льда. Видела теперь девушка старуху в отражении, злую и горбатую. Молила она прощение у Лусуудов, но те оставались глухи к ее просьбам. Так и осталась она навечно в глубинах озера.
Узнали об этом ее родители, погоревали, да и смирились. С тех пор люди в селении стали еще более осторожными, уважая и почитая Лусуудов. Они помнили историю об Алтане, которая посмела неуважительно относиться к духам воды, и всегда напоминали своим детям, что природа требует уважения, а не пренебрежения.
И по сей день, в тихие ночи, если подойти к озеру, можно услышать тихий плач, доносящийся из глубин. Это Алтана, жалеющая об утраченной красоте и своей ошибке перед Лусуудами не может исчерпать своего горя.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71386645?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.