55 великих событий истории Отечества
Геннадий Анатольевич Жигарев
Русская история
Не зная прошлого, мы лишаем себя будущего. Автор этой книги – путешественник, историк и телеведущий Геннадий Жигарев – предлагает относиться к истории нашего народа как к единому пространству. От древних славянских становищ до космических полётов… В этой книге автор рассказал о 55-ти ключевых событиях истории Отечества, истории нашего народа. Не изучив их, мы не сумеем воспользоваться бесценным историческим наследием, которое оставили нам многие поколения предков. Это и победы на полях сражений, и принятие христианства, и преодоление междоусобиц, и научные достижения… От Рюрика и Святослава до героев-сталинградцев и Юрия Гагарина. Эта книга должна быть в каждом доме, в каждой библиотеке! О событиях далекого и близкого прошлого Геннадий Жигарев рассказывает просто и увлекательно, с опорой на научное знание. Эта книга именно сегодня необходима и школьникам, и их родителям.
Геннадий Жигарев
55 великих событий истории Отечества
© Жигарев Г., 2024
© ООО «Издательство Родина», 2024
* * *
К читателю
Я хотел бы напомнить о великих событиях истории нашего народа. Разные эпохи, разные социальные формации… Общее здесь одно – победы, доблесть, борьба за существование на планете. Наш народ несколько раз создавал великие державы – со столицами в Новгороде, в Киеве, в Москве и Петербурге. В этом списке важное место занимает и Советский Союз. Поэтому в этой книге под одной обложкой соседствуют события глубокой древности, времена становления наших предков – и подвиги советских людей, создавших великую державу ХХ века и освоивших необозримое пространство.
В этой книге я рассказал не только о победах – хотя их в нашей истории было немало. Поражения тоже важны: ведь мы извлекаем из них уроки. К тому же после всех катастроф Россия возрождалась, как птица Феникс, благодаря патриотизму, мужеству и уму. Благодаря тому, что наши предки умели сплачиваться – и достойно отвечать на исторические вызовы.
Конечно, великих событий в истории нашего народа было больше. Если книга придется вам по душе – мы обязательно дополним ее. Мысли на этот счет есть!
Главная наша идея – единство русской истории. Это очень важно, что наша история едина и неделима, хотя удивительно разнообразна. Ведь в ней действовали разные племена, народности, представители разных верований… И географически, и климатически великая Россия неоднородна. В этом наша сила, наше богатство.
Нужно чувствовать единство истории Отечества от самых далеких истоков (им мы уделяем особое внимание) до великих побед ХХ века, которые и сегодня оказывают мощное влияние на все политические процессы в мире. Ведь мы – победители, наследники героев Великой Отечественной войны.
Надеюсь, что эта книга будет полезна школьникам и их родителям, и они при чтении испытают такой же прилив сил и энергии, как автор, когда писал эти очерки.
Будем беречь и любить наше историческое наследие.
Геннадий Жигарев, путешественник
Откуда Русь пошла
ВVI веке славяне обживались на Балканском полуострове. С Севера угрозу для славян представляли авары, с юга – могущественная Византия. Славяне на Балканах смешались с местным фракийским, македонским и иллирийским населением.
О войнах греков со славянами на Балканах поведал знаменитый византийский историк Феофилакт. Он рассказывает, что балканские славяне были опытными земледельцами и скотоводами. В те времена славяне ещё не имели государства, у них не было чиновников, не было царских династий. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Во времена больших войн во главе всех племён вставал один воевода – наиболее храбрый и решительный полководец. Постепенно складывались династии воевод. Многое решалось на вечевых собраниях. Важную роль играли и жрецы, умевшие предсказывать будущее.
Греки были недовольны, что славяне берут под свой контроль плодородную Фракию.
Войны славян с византийцами продолжались не меньше ста лет. То затухали, то вспыхивали с новой силой. Византия стремилась превратить Балканы в свою колонию, в земледельческую базу. Славяне боролись за независимость. В конце VI века воеводой дунайских славян стал Пирогост – потомственный военачальник, храбрый и расчётливый предводитель. Славяне подготовили поход на греческие владения на Балканах, причём начали нападение неожиданно, застали врасплох византийцев.
Такой увидел будущую Русь Николай Рерих
В отряде насчитывалось всего 600 человек. Они гнали за собой повозки с добычей и невольников. Греческий полководец Пётр – любимый брат императора Маврикия – решил настигнуть и разгромить этот измождённый отряд. И греческий авангард напал на славянский отряд. Славяне заняли оборонительную позицию: соорудили круг из повозок и оттуда стали метать в греков дротики. Во главе греческого авангарда стоял храбрый полководец Александр. Он приказал своим воинам пробиваться в рукопашную. В кровопролитной схватке грекам удалось перебить весь славянский отряд. Это был равный бой, в котором греков полегло столько же, сколько и славян.
Между тем в Константинополе ходили слухи о нападении склавинских полчищ на Грецию. Возможно, это славянские вожди распространяли такие пересуды. Они хотели страху нагнать на греков и предотвратить их наступление на Балканы.
Император и идеолог Византийской империи Маврикий рекомендовал грекам бороться со славянами не только силой, но и хитростью. Он советовал стравливать между собой славянских князей, подкупая тех, кто правил ближе к границам с греческими владениями. Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения, готовы ожесточённо сопротивляться, когда на них нападает даже более сильный противник.
Пётр следовал советам брата. Он заключил договор с аварами. Обещал поделиться с ними добычей после победы над славянами. Из Греции он получил пополнение.
В начале осени 597 года стратиг Пётр с войском подошёл к реке Арджеш. Пирогост следил за передвижениями греков через разведчиков. Он приближался к реке с противоположной, восточной стороны. Пётр стал готовить переправу. Он не знал о приближении славянского войска. Но, по правилам военного искусства, послал через реку своих разведчиков. Воинам Пирогоста удалось перехватить разведчиков. Их допросили. Теперь Пирогост всё знал о греческом войске и мог основательно готовиться к сражению. Восточный берег реки был лесистым. Там, в зарослях, Пирогост скрыл своих воинов.
Пётр начал переправу, не дожидаясь возвращения разведчиков. Первым двинулся тысячный авангард. Греки на плотах, вместе с кавалерией, переправились через реку. Но не успели они освоиться на том берегу, как из засады на них напали воины Пирогоста. Греков уничтожили – всех до одного. Пётр с ужасом наблюдал за гибелью своего авангарда. Он понял, что переправляться нужно всем войском. И Пирогост решил встретить их, выстроив своих воинов в линию. Грекам удалось во время переправы энергично забросать славянские шеренги копьями. В войсках Пирогоста началась паника. Меткий греческий лучник высмотрел на холму Пирогоста. Стрела попала ему в бок. Воевода упал. Рана оказалась смертельной.
После гибели предводителя славяне отступили. Но война на этом не закончилась. Собравшись с силами, славяне продолжили сопротивление. Ромеи двигались вперёд – а славяне атаковали их небольшими отрядами. В дороге им не хватало воды, приходилось утолять жажду неразбавленным вином, которое везли в обозе. Но вот проводник-славянин привёл греков к речке Яломице. Усталые воины бросились к воде. И тут с противоположного берега в них полетели копья и стрелы. Множество греков погибло. Пётр приказал организовать переправу и расправиться с врагами на том берегу. Но это не спасло византийцев. В ожесточённой схватке на речной отмели и на берегах Яломицы полегло почти всё войско стратига Петра. Греки в панике бежали аж до Дуная. Пётр спасся, но потерял доверие брата.
Так в кровопролитных войнах народы доказывали своё право на выживание, право на будущее.
На южном берегу Балтийского моря в VI веке славянские племена – ободриты (бодричи), лютичи (вильцы) и поморяне – достигли достаточно высокого уровня цивилизации. Они строили города, возделывали землю, активно занимались торговлей. Добывали на побережье янтарь – в старину его на Руси называли алатырем. Строили корабли, бесстрашно отправлялись в далёкие путешествия – за экзотическими товарами, за оружием, за золотом.
На пересечении торговых путей возникали города, многие из которых сохранились до нашего времени.
По русским сказкам нам знаком остров Буян, что «в море-океане». Так называли остров Руян, который в наше время чаще называют на немецкий манер – Рюген. Это один из крупнейших островов на Балтийском море. Иногда руянами называют и славянское племя, жившее на острове.
Самое главное место на Руяне – полуостров Аркона. Часть его территории в наше время ушла под воду. Здесь находилась древняя славянская крепость с храмом Святовита (Свентовита) – языческого бога войны и победы. Он напоминает древнегреческого бога Ареса и римского Марса. Имя бога означает «светлый витязь», то есть самый лучший воин. Во многих племенах его почитали как верховного бога. Даже из отдаленных славянских земель ему приносили пожертвования на Руян. В храме стояла огромная статуя Святовита с четырьмя головами. В правой руке он держал металлический рог, который каждый год жрецы наполняли вином для гадания о плодородии следующего года. Четыре головы символизировали власть бога над четырьмя сторонами света, четырьмя ветрами и четырьмя сезонами. Бога Святовита знали и на Руси – после Рюрика.
Известен случай, когда богатый дар святилищу Святовита передал даже датский король Свейн – не славянин. Из уважения к славянскому богу он передал в святилище Святовита драгоценный кубок. В большом почёте пребывали арконские жрецы. Ведь они разгадывали указания Святовита, его ответы на вопросы князей. После военных побед славянские князья посылали в Аркону треть трофеев.
Большие жертвоприношения в Арконе совершались ежегодно поздним летом, после уборки урожая. Святовиту приносили скот и хлеб. Для всех пришедших устраивался священный пир с медовым вином. Тут же гадали об урожайности следующего года.
При святилище держали коней – город охраняла дружина из трёхсот всадников. Из них коней Святовита выделялся священный белый конь. Его тщательно оберегали от людей. Только один всеми уважаемый жрец имеет право ухаживать за ним и садиться на него. Считалось, что это конь Святовита. Его называли Яр-конь.
Конь участвовал в гаданиях. Когда воины собирались в поход или купцы в опасное путешествие – сначала молились богам о победе. А потом жрец выводил белого коня. Перед храмом устраивали барьер из копий. Если конь переступал их сперва правой ногой – это считалось добрым знаком. Если левой – поход откладывали или отменяли. Это считалось дурным предзнаменованием. В русских сказках и былинах встречается боевой богатырский конь белой масти, приносящий удачу и победу своему хозяину и обладающий даром предвидения. Волшебный конь!
На балтийском побережье – от Старгорода (современный Ольденбург) до Колобжега – стояли славянские города. Это Рёрик, Мехелен, Волин. Все они были связаны с Арконой родовыми связями, торговыми путями и общей религией. Чаще всех страдал от набегов соседей Старгород (Стариград) – самый западный центр славянства на Балтике. Древнейшее найденное поселение в Старгороде датируют 680-м годом. Жителям города приходилось первыми принимать удар и защищать славянскую землю от набегов норвежцев, датчан и германцев. Это был мощный военный центр. Корабли из Старгорода доходили до Новгорода и Киева. Само название Новгорода подразумевает существование Старгорода, откуда, возможно, пришли первые строители города на Волхове. Жили славяне на берегах рек Лабы (Эльбы) и Вислы.
Славяне конкурировали с датчанами и на море. На кораблях они совершали набеги в далёкие земли – за добычей. Нападали на датские и саксонские города, разрушали порты противников. Наверное, если бы балтийским славянским племенам удалось объединиться под властью одного князя – они устояли бы в борьбе с германцами. Но… До середины XII века продолжалось развитие славянских городов на Балтике. А после начался период онемечивания. Однако прибалтийские славяне были до Рюрика предшественниками русской государственности, а после, вплоть до германского наплыва, – соседями русичей.
Этот край сыграл в истории нашего народа роль важную, системообразующую.
В VI–VII веках славяне пришли на берега Приильменья и Приладожья и начали пускать корни в этих краях. Славяне знали земледелие, у них имелся домашний скот: лошади, коровы, свиньи, куры. Они владели кузнечным и гончарным делом, хотя гончарного круга ещё не знали. Славяне были хорошими воинами и мореходами. Их предки и братья повидали мир, прошли с войнами от Балтийского моря до Чёрного и Средиземного морей.
До славян здесь обитали только малочисленные финно-угорские племена, состоявшие из небольших семейных общин. Другое дело – славяне. Славянские племена, пришедшие в эти края, – словене, кривичи – жили большими общинами. А значит, их жизнь была организована более сложно и более эффективно. Финны не стали врагами славян. Славяне с финнами никогда не враждовали, тем более не воевали. Финны нередко селились рядом со славянами, смешивались с ними, делились своими навыками, принимали славянскую речь, традиции, обычаи. Если хотели сохранить самобытность – мирно уходили дальше в леса за зверем. Славяне стояли на более высокой ступени развития, чем финно-угорские народы, которые занимались только охотой, рыбной ловлей и собирательством, не стремились создавать города. Плуга они не знали.
А у славян был обычай: свои поселения они окружали крепким частоколом. Это помогало и от диких зверей, и от незваных гостей. Вскоре земля Приильменья и Приладожья покрылась во множестве такими укрепленными поселениями. Скандинавы, которые позже побывали в этих краях, так и прозвали нашу северную землю – Гардарика, то есть страна укреплённых поселений. Но постепенно маленькие поселения превращались в настоящие деревянные города. Росту городов способствовало стремление славян жить большими общинами. Первые наши города в Приильменье – Русса, Любша, Ладога, Изборск. В каждом из них проживало до тысячи человек.
Что привело славянские племена на берега Волхова и озера Ильмень?
Славяне квасили капусту, солили мясо, рыбу, обрабатывали шкуры животных. Для всего этого необходима соль. На берегах Ильменя издавна были известны солончаки. И люди, и животные знали в тех краях несколько солёных водоёмов. Славяне начали добывать соль вывариванием из соляных растворов. Это был стратегический товар – и для себя, и на обмен. Из крепких парней формировали небольшие отряды, охранявшие соляные промыслы. Жить вокруг Ильмень-озера было привольно: воинственные орды кочевников, которые всё разрушали на своём пути, сюда заглядывали нечасто.
Соль – первая причина прочного, осёдлого расселения в этих краях. Вторая причина – торговый путь из варяг в греки, который проходил и через Волхов. В те времена по этому опасному пути уже ходили караваны торговцев. Им необходимы были стоянки для отдыха, для ремонта кораблей, пополнения запасов. В 750-х годах появились на двух берегах реки Волхов напротив друг друга две славянские крепости – города Любша и Ладога. Расстояние между городами – всего лишь полтора километра. Жители этих городов, вероятно, вели общую политику по отношению к купеческим караванам. А ведь эти крепости контролировали стратегически важный отрезок торговых путей из варяг в греки и из варяг в арабы – устье Волхова. То есть связь между Балтийским морем и Чёрным морем, а также между Балтикой и Каспием, где властвовали хазары.
Без санкции жителей Любши и Ладоги купеческие караваны не могли продолжить путь. Две крепости – как ворота через реку. Не остановишься, не договоришься с местными жителями – не проедешь. Поэтому славяне в этих краях активно занимались торговым обменом. В Ладоге археологи нашли следы производства глазчатых бус. На них у купцов обменивали заморский товар. Позже речка Любша значительно обмелела, и крепость потеряла своё значение. А Ладога оставалась важнейшим центром приильменских словен.
Здесь, в районе Ильмень-озера, Волхова и Ладоги, зарождалась наша государственность.
Основатель династии
Семьсот лет в нашей стране правила династия Рюриковичей. Князь, о котором мы поведём речь, дал имя династии. Он был первым. Были в наших краях и до Рюрика князья, воеводы, мореплаватели. Великий русский учёный Михайло Ломоносов первую часть своей «Истории» так и назвал – «О России прежде Рюрика». Но князь Рюрик создал государство, с которым связана вся наша история. Не случайно именно его имя прочно осталось в истории!
Что случилось в Ладоге, на берегах реки Волхова и озера Ильмень в сентябре 862-го?
Начнём по порядку и заглянем ещё лет на сто-двести в глубь времён. В VI–VII веках в эти края пришли славяне: кривичи и ильменские словене. Они занимались земледелием, держали домашний скот, владели кузнечным и гончарным делом. Они стояли на более высоком уровне развития, чем их соседи – малочисленные финно-угорские племена, которые занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством, а плуга не знали. Славяне с финнами никогда не враждовали, тем более не воевали. Финны нередко селились рядом со славянами, смешивались с ними, делились своими навыками, принимали славянскую речь, традиции, обычаи.
У славян была традиция: огораживать поселения частоколом. Это и от диких зверей помогало, и от незваных гостей. Вся земля Приильменья и Приладожья покрылась такими укреплениями. Позже приплывшие на эту землю скандинавы так и прозвали Русь: Гардарика, то есть страна городков, огороженных поселений. Но с приходом славян появились на этой земле и настоящие города, в каждом из которых проживали до тысячи человек: Ладога, Любша, Изборск, Русса.
Князь Рюрик. Памятник Тысячелетию России в Новгороде
Местных жителей – крестьян, рыбаков, охотников – в конце 850-х годов теснили варяги. Они пришли из-за моря, как торговцы.
Воинственные, хорошо вооружённые отряды, которые поначалу торговали со славянами и финнами, а потом решили брать с них дань силой оружия. Так же они поступали и в Англии, и во Франции: сначала приходили торговать, разведывали, что, да как, а потом нападали и грабили.
Словене собрались с силами и отказались платить. Вооружили ополчение, прогнали варяжскую дружину. У варягов – доспехи, мечи. А у словен – только мужество и воля к победе над пришлыми захватчиками. В кровавом бою под Ладогой, на берегах Волхова, они порубили варягов.
После этих сражений словенцы, кривичи, меря и весь – дружественные славянские и финские племена – остались без лучших воинов. Лучшие всегда погибают первыми.
Знатные славянские роды боролись за первенство, за власть над зарождавшимся племенным союзом. Началась смута, борьба за власть. Новгородцев, ладожан, изборцев терзали завоеватели – норманны и хазары. Но главная беда – внутренние распри, междоусобицы.
И тогда знатный муж Гостомысл, родовой старейшина, на вечевом собрании предложил пригласить «третью силу», способную примирить соперников: «За морем живёт князь Рюрик – опытный воин, повидавший немало стран. К тому же он нам родня».
Говорят, что накануне Гостомысл видел вещий сон: из чрева его дочери Умилы произрастает огромное дерево. Что это – пророчество о династии, о будущей могучей державе? Сыном Умилы был Рюрик…
Кем был Рюрик, варяго-русский князь? Точных сведений не осталось, а по косвенным признакам можно сделать такой вывод: среди варягов и руссов преобладали славяне, но встречались и норманны, и финны. Варяги – не народ, а сообщество, в которое входили представители разных племён. Изначально они занимались торговлей, умело управляли ладьями. Научились защищать себя, стали искусными воинами.
От словенцев и кривичей варяги отличались воинственным духом. Боевое сословие! Варяги умели ковать обоюдоострые мечи – самое грозное и редкое оружие того времени. К мечу и щиту относились как к святыне: ведь кузнецы подчас примешивали в сплав кости предков. Потому если принималось важное политическое решение – клялись на мече. Правда, варяжские и славянские мечи получались среднего качества. А булатные мечи, которыми сражались знатные варяги, попадали к ним из далёкой Персии.
Варяжская дружина дисциплинированно подчинялась князю и воеводам, не боялась долгих и опасных походов. Не раз варяги облагали данью соседние племена – и славян, и финнов, и балтов. Те же словенцы в 850-е годы уже платили дань варягам, а варяжские дружины охраняли Новгород, Ладогу, Изборск и крестьянские наделы, возникавшие вокруг укреплений. Балтийское море называли Варяжским: на своих ладьях варяги исплавали его вдоль и поперёк, нападая на прибрежные города.
По одной из версий, первый правитель Руси был внуком новгородского правителя Гостомысла. Дочь Гостомысла вышла замуж за ободритского князя Годослава. В их семье и родились братья – Рюрик, Синеус и Трувор. Ободриты (бодричи) – славянское племя, жившее на территории нынешней Восточной Пруссии. Княжеская резиденция располагалась в городе Рёрик.
Имя Рюрик – скорее всего, славянское родовое прозвище. Сокола считали хранителем княжеского рода. Рёрик, Рюрик, Рарог – всё это разные произношения одного слова. Сокол! У сокола – сильные, длинные, заострённые крылья. Его повадки в атаке стремительны, непредсказуемы для противника. Соколы находят общий язык с людьми, даже в первобытные времена соколов приручали. Ловких, осанистых людей называли в честь этой птицы. Вполне подходящее имя для воинского вождя, для правителя. Древние знаки, гербы Рюриковичей – двузубец и трезубец – это изображение сокола, летящего на добычу.
Есть и другая версия, по которой имя Рюрика считается германским, а самих варяго-руссов относят к чистокровным норманнам. Но если бы власть над словенами захватили чужеродные норманны, они навязали бы славянам своих богов, свой язык. А в пантеоне Рюриковичей мы видим славянских языческих богов: Перуна, Даждьбога, Мокошь, Велеса, Сварога. Малозаметны норманнские влияния и в древнерусском языке. Так что ободритская версия происхождения Рюрика наиболее правдоподобна.
Ободриты воевали с норманнами, наступавшими с датских земель, аж с далёкого полуострова Ютландия. В одном из сражений князь Годослав погиб. Говорят, что убили его обманом, в спину. Когда Рюрик возмужал, он собрал дружину, с которой бродил по разным странам, добывая себе славу оружием.
Ободриты держали оборону на острове Буяне (Руяне), который остался в веках в русских сказках и поверьях. Там – их главное святилище. Возможно, именно оттуда и пришёл на землю Новгородскую Рюрик. Впрочем, варяги держали заставу и на берегу соляного озера Ильмень. Там издавна варили соль – промысел по тем временам стратегический, требовавший обученной охраны. Кто защитит лучше, чем варяжская дружина? В предании сохранились сведения, что послы из Новгорода поехали к варягам «за море». Скорее всего, под морем всё-таки подразумевалось Ильмень-озеро, а не Балтика.
«Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами», – такое слово молвили Рюрику новгородцы. В переводе на современный русский: «Земля наша велика и обильна, а охранять её некому. Требуется нам князь с дружиной».
Рюрик принял предложение, отправился в Ладогу – и жизнь его с этих пор переменилась. Он больше не искал счастья в авантюрах. Показал себя рачительным хозяином, стремился расширить границы государства и укрепить систему политической и экономической власти. С братьями-варягами на ладьях прибыла дружина – не больше 150 воинов. По тем временам – грозная сила. В словенской столице проживало не больше 500 человек, включая женщин, детей и стариков. А тут – целая армия, которую Рюрик пополнял из местной знати.
Прежние варяги искали у славян наживу и относились к ним как к чужакам. А Рюрик – родственник Гостомысла – стремился укреплять государство.
Рюрик поселился в словенской столице – на реке Волхов, в Новгороде. Для него построили резиденцию неподалёку от новгородской крепости – Рюриково городище. Синеус правил в Белоозере, Трувор – в Изборске. Вскоре два брата умерли, и власть Рюрика упрочилась. Во всех городах он поставил своих наместников – опытных воинов, которые отличились храбростью и умом. Им приходилось находить общий язык с местной знатью – со «старцами городскими».
После нескольких походов князю удалось значительно расширить владения: его власти подчинились Ростов, Муром, Полоцк.
Рюрик строго следил за сборами податей, а попытки восстаний подавлял военной силой. Осталось предание о восстании Вадима Храброго – по-видимому, представителя старой новгородской знати, претендовавшего на власть. По мнению историка Василия Татищева, Вадим был сыном старшей сестры Годослава, то есть двоюродным братом Рюрика.
Под властью Рюрика сложилось русское государство, взявшее под контроль речные выходы из Балтийского моря и начало торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Враг познал силу русской палицы, боевых топоров и копий. Подданным Рюрика гарантировалась безопасность от завоевателей с Запада и Востока, от германцев и хазар. Государство уже при Рюрике справлялось со своей главной миссией: оборонять русские племена от завоевателей и утихомиривать внутреннюю смуту. Альтернатива – порабощение и гибель.
Аскольд
Среди дружинников Рюрика Аскольд выделялся лидерскими амбициями и острым умом. Его не устраивало положение боярина при князе. Аскольд стремился к власти, к славе, к завоеваниям. Князь Рюрик знал, что после похода на Константинополь и стычек с хазарами поляне ослабли. Знал, что Киев разбогател на торговле с ромеями (византийцами), а поляне – трудолюбивые пахари. Царьградское золото манило воеводу Аскольда – и Рюрик направил его на Юг, на Киев и Константинополь. Для Рюрика экспедиция Аскольда была шансом расширить владения. Кроме того, он избавлялся от потенциального конкурента.
Рядом с Аскольдом всегда находился брат Дир и несколько верных дружинников. Аскольд был хитрым, осмотрительным полководцем. Прежде чем идти в сражение, умел собрать сведения о противнике. Подплывая к Киеву, он узнал, что после похода в Византию лучшие воины полян перебиты, что в городе наступило безвластие. Князья из династии Киевичей перессорились, самые смелые из них погибли в междоусобицах и далёких походах. Не случайно хазарам удалось покорить киевлян. Поляне платили дань Хазарскому каганату. Киевская знать – городские старцы – почувствовали в Аскольде защитника. Сильный, опытный, решительный воин, он гарантировал им защиту от хазар. И действительно, вскоре ему удалось сколотить сильную дружину.
Т. Шевченко. Аскольдова могила в Киеве
Аскольд воевал с кочевыми болгарскими племенами и печенегами. Их нанимали хазары, желавшие снова получить власть над Киевом. Сражения шли с переменным успехом, но Аскольду удавалось сохранить независимость своего княжества. В одном из сражений с кочевыми «чёрными болгарами» погибает сын Аскольда. Вместе с братом Диром Аскольд двинулся во главе дружины на печенегов – и обратил их в бегство.
Рюрик надеялся, что Аскольд расширит границы Русской державы, но новоявленный киевский князь не признавал власти Рюрика над собой. Новгород и Киев начали конкурировать, их интересы пересеклись в Полоцке. Несколько лет этот город платил дань Рюрику, но Аскольд с дружиной направился туда, в землю кривичей, и принудил наместников Рюрика заплатить подати Киеву.
После восстания в Новгороде некоторые знатные новгородцы, спасаясь от гнева Рюрика, бежали в Киев, к Аскольду. По-видимому, Аскольд надеялся захватить власть над всеми племенами, подчинёнными Рюрику. Но эта затея Аскольду не удалась.
В 866 году Аскольд узнаёт, что в Константинополе убили киевских купцов. Подходящий повод для похода! Князь решил, что пришло время проучить греков и взять с них богатую дань. Ему удалось собрать многочисленную армию, состоявшую из полян, северян, дреговичей и нанятых кочевников. И снова Аскольд выбрал выгодное время для похода: от купцов он узнал, что византийский император Михаил с большой дружиной отбыл в далёкий поход – воевать с арабами. Великий город лишился защитников. Погода тоже благоприятствовала Аскольду: море встретило русские ладьи ласковым штилем. Двести судов быстро достигли Босфора, остановились в бухте Золотой Рог. Воины Аскольда принялись грабить предместья Царьграда.
Оборону города возглавил патриарх Фотий. Вскоре в Константинополь спешно вернулся и император, но большая часть войска задержалась в пути. «Город едва не был поднят на копье», – вспоминал Фотий о тех днях. После всенародного молебна во главе с патриархом Ризу Пресвятой Богородицы с крестным ходом обнесли вокруг крепостных стен Константинополя.
Рассказывают, что патриарх опустил Ризу в тихие воды Босфора – и тут же началась буря, разметавшая ладьи киевлян. Богородица отвела угрозу от Константинополя. Так появился церковный праздник Ризоположения, который православный мир каждый июль отмечает и в наше время.
Аскольд потребовал выкуп, греки помогли ему снова снарядить ладьи. В Константинополе князь стал свидетелем ещё одного чуда: Фотий на глазах изумлённых язычников вложил в огонь Святое Евангелие, но книга осталась цела.
Аскольд возвращался из похода не победителем и не проигравшим. Сильное впечатление на него произвёл патриарх Фотий – настоящий чудотворец. Потрясённый Аскольд принял решение креститься в веру православную. Он направил к Фотию послов. Патриарх мечтал обратить руссов в христианскую веру – и послал в Киев миссионеров во главе с Кириллом и Мефодием. Создатели славянской азбуки учили киевлян грамоте и проповедовали Христа.
Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его дружины. Патриарх послал в Киев митрополита Михаила. Русская митрополия вошла в списки Константинопольского патриархата. Патриарх Фотий гордился тем, что «руссы променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую».
Но на массовое крещение полян Аскольд не решился. Не пришло ещё время для всеобщего крещения Руси. И в Киеве языческих истуканов всё ещё было гораздо больше, чем православных приходов.
Город на Днепре
Славный город начинался с переправы через великую реку. Переправлялись по деревянным настилам, которые держались на столбах, вкопанных в речное дно. Назывались эти столбы киями, а добрых молодцев, работавших на переправе, прозвали киянами. А одного из первых киевских князей звали Кием. Он стал родоначальником династии. Ходили слухи, что и он когда-то был перевозчиком на Днепре, но даже наш древний летописец – Нестор – отвергает эти предположения.
Кажется, нет на свете места привольнее: полноводная река, высокие холмы, на которых удобно возводить крепости и святилища, плодородные поля вокруг. Леса полны дичи. Благодатный край, который благословил апостол Андрей Первозванный. Неудивительно, что поселения на берегах Днепра появились ещё в доисторические времена, по некоторым оценкам – 25 тысяч лет назад.
Когда-то считалось, что легенды о Кие – это всего лишь народные сказки, не связанные с исторической правдой. Но сто лет назад археологи раскопали остатки киевского городища, которое было построено не позже начала VIII века. Сведения о князе Кие начали подтверждаться.
В летописях остались сведения, что византийский император «с великой честью» принимал славянского князя Кия. Когда это случилось? По-видимому, в конце VI – начале VII века. В те годы поляне уже мало-помалу торговали с Византией, но укреплённых городов не имели.
Легендарные основатели Киева. Мозаика в Софийском соборе
Кий (его ещё называли Кувом и Кувером), по-видимому, был одним из вождей славянского племени, которое приняло на себя удар аварцев и отступило на территорию нынешней Хорватии. Во время аварских войн славяне были союзниками византийцев – и в Константинополе уважали Кия, умелого воина, способного политика. Император Ираклий принимал его как союзника, с почестями. Византийцы помогли Кию оружием, серебром – и направили на Верхний Дунай. Там славянский вождь основал крепость Киевец, воевал с аварами. А потом Кий не поладил с греками – и покинул придунайские края. С небольшой дружиной князь направился вверх по Днепру, пока не нашёл поселение в полянском краю. Там он увидел удобную переправу и место для торговли.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/gennadiy-zhigarev/55-velikih-sobytiy-istorii-otechestva-71339155/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.