Мой друг – фотоаппарат
Сергей Щёкотов-Александров
Об авторе
Сергей Щекотов-Александров – независимый фотограф-документалист. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Специализируется на съемках нематериальной и материальной культуры, природы и повседневной жизни, ландшафтов городской среды, музейных учреждений. Автор и куратор многочисленных передвижных фотовыставок в регионах России. Ведет авторский канал на «Дзене» «Километры фотографических дорог». Член Королевского фотографического общества Великобритании. С. И. Щекотов-Александров издает авторские Е-книги, где публикует свои фотографии. Книги публикуются на русском и английском языках.
О книге
В 2024 году исполняется 50 лет с того момента, как фотограф-документалист Сергей Щекотов-Александров, будучи 14-летим подростком, начал фотографировать.
В этой книге он рассказывает о том, как фотоаппарат стал его другом по жизни. О том, где и когда он фотографировал, о проведенных фотовыставках.
Автор пытается ответить на вопрос «МОЖЕТ ЛИ ФОТОКАМЕРА СТАТЬ ДРУГОМ ПО ЖИЗНИ?».
Сергей Щёкотов-Александров
Мой друг – фотоаппарат
Об авторе
Сергей Щекотов-Александров – независимый фотограф-документалист. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Специализируется на съемках нематериальной и материальной культуры, природы и повседневной жизни, ландшафтов городской среды, музейных учреждений. Автор и куратор многочисленных передвижных фотовыставок в регионах России. Ведет авторский канал на «Дзене» «Километры фотографических дорог». Член Королевского фотографического общества Великобритании. С. И. Щекотов-Александров издает авторские Е-книги, где публикует свои фотографии. Книги публикуются на русском и английском языках.
О книге
В 2024 году исполняется 50 лет с того момента, как фотограф-документалист Сергей Щекотов-Александров, будучи 14-летим подростком, начал фотографировать.
В этой книге он рассказывает о том, как фотоаппарат стал его другом по жизни. О том, где и когда он фотографировал, о проведенных фотовыставках.
Автор пытается ответить на вопрос «МОЖЕТ ЛИ ФОТОКАМЕРА СТАТЬ ДРУГОМ ПО ЖИЗНИ?».
ВСТУПЛЕНИЕ
О ЧЕМ ЭТА КНИГА
Эта книга, по моим намерениям, должна представлять разговор, который строится из 5 разделов. Это разговор с 1974 года по сегодняшний день.
Каждый раздел будет описывать ту или иную часть моей фотографической жизни.
Первый раздел «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФОТОГРАФИИ» (1974–1978 гг.) о том, как я стал обладателем фотоаппарата. Мои первые фотозанятия. И первая общественная работа по фотографии.
Второй раздел «МОЯ ФОТОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В АРМИИ» (1980–1989 гг.).
Третий раздел «О ФОТОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ» (1990–2000 гг.).
Четвертый раздел «О ПЕРЕВОДЕ ФОТОДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЛАНОВУЮ ОСНОВУ» (2001–2014гг.). Возможно ли такое. Об этом я поговорю в этой главе.
Пятый раздел «О МОЕЙ ФОТОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» (с 2016 г. по настоящее время).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В СТРАНЕ
Мне сейчас 64 года, и за время моей жизни в России сменилось несколько политических режимов. И то, как связан тот или иной этап моей фотодеятельности с тем или иным режимом, тоже будет прослеживаться. Прежде всего я сначала жил в брежневский период, когда еще был СССР. В это время прошло мое детство. Были потом андроповский период и период Черненко. Потом был горбачевский период, или период перестройки экономической системы в стране. Потом около 10 лет у власти был Б. Н. Ельцин. Он мой земляк, с Урала. И весь последний период у власти в стране находится В. В. Путин с небольшим перерывом на президентство Д. А. Медведева.
ПРЕДАННОСТЬ
На кого рассчитана моя книга? И здесь я должен сказать, что прежде всего разговор в моей книге будет о преданности. Своему делу. Своей фотографии. Своему взгляду на окружающую жизнь.
Поэтому моя книга рассчитана на тех людей, которые преданы своему делу.
Таких людей на самом деле много.
Например, мой отец – модельщик Иван Георгиевич Щекотов. Всю жизнь работал с деревом. Был рабочим-модельщиком высшего разряда.
Человек может быть предан, например, природе. Заниматься природоохранной деятельностью или делать какие-то посадки.
Можно быть преданным медицине, культуре, образовательной сфере.
И вот потому, что я всю жизнь занимаюсь Фотографией, много знаю об этой деятельности и внутри нее можно найти очень много самого разного и интересного. Это как будто ты изучаешь атом. Он расщепляется, расщепляется… И ты видишь разное и разное.
В своей книге я постараюсь показать многогранность и глобальность Фотографии.
РАЗВИТИЕ ФОТОТЕХНИКИ
За 50 лет моей деятельности по фотографированию произошли значительные изменения в развитии фототехники.
Я еще подростком занимался черно-белой аналоговой фотографией. Сам разводил фотохимикаты, проявлял и печатал снимки.
Пройдет какое-то время, и я буду делать самостоятельно цветные фотографии, и слайды, и отпечатки. Потом к нам в город придут технологии компаний «Кодак», «Коника», «Фуджи», «Агфа», и цветные фотографии будут делать машины.
Потом появится цифровая фотография. И пленки заменят цифровые файлы.
У меня будет цифровой фотоаппарат.
И все это фототехнические моменты так или иначе будут связаны с моей общей фотопрактикой.
Первая глава
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ФОТОГРАФИИ (1974–1978 гг.)
МНЕ КУПИЛИ ФОТОАППАРАТ
Как и многие школьники, я в детстве ходил в самые разные секции и кружки. До 7-го класса я ходил в лыжную секцию, футбольную секцию, в секцию легкой атлетики, в секцию баскетбола, в шахматный кружок.
В 1974 году, когда мне исполнится 14 лет, мой отец Иван Георгиевич Щекотов купит мне фотоаппарат «Смена-8М». Я стану страстным фотолюбителем. Меня фотография настолько сильно увлечет, денно и нощно я буду проявлять, печатать фотографии. Буду разводить растворы. Ванная комната будет постоянно переоборудоваться в фотолабораторию.
Моя мама Любовь Федоровна Щекотова смотрела-смотрела на мои страстные занятия по фотографии и решила записать меня в фотокружок.
Этот фотокружок был в ближайшем Доме пионеров (был тогда такой на Уралмаше, районе г. Екатеринбурга, где я жил).
В фотокружок ходило около 30 человек, и я стану таким «самым главным», что ли. Руководитель кружка Иван Прокопьевич Челапко будет доверять мне разводить растворы, проводить печать разных важных фотографий.
Эта страсть к фотографии у меня возникла сразу. Я не могу объяснить почему.
ЭКСКУРСИЯ НА УКРАИНУ И В БЕЛОРУССИЮ
В 1975 году произойдет интересный случай в моей жизни. В моей школе группа из 25 школьников старших классов будет отправлена в поездку на дальнюю экскурсию на Украину и в Белоруссию.
На Украине мы будем смотреть в г. Ровно и окрестностях места, связанные с русским разведчиком Николаем Ивановичем Кузнецовым. Это известный герой. О нем есть фильм «Сильные духом». И он до Великой Отечественной войны работал на Уралмашзаводе.
Кроме этого, нас свозят на экскурсию во Львов, это город на Западной Украине.
И на один день нас свозят в Белоруссию в г. Брест, посмотреть Брестскую крепость, известный военный мемориал.
Вся эта поездка вместе с переездом на поезде туда и обратно займет около 10 дней.
Так вот, я взял с собой свою «Смену-8М» и нащелкал в поездке много разных фотографий.
Снимки были из г. Ровно, из партизанских мест в соседних местах, из Брестской крепости.
Материал показал в фотокружке.
Иван Прокопьевич был пожилым человеком, бывшим фронтовиком. Он оценил мои фотографии. Выбрал около 20–25 снимков. Сделал сам большой фотостенд из этих снимков «ЮНЫЙ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ». Опубликовал несколько фотографий в уралмашевской многотиражке «ЗА ТЯЖЕЛОЕ МАШИНОСТРЕНИЕ». Словом, прославил меня, и я стал авторитетным фотографом-школьником.
Иван Прокопьевич первым назвал меня ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТОМ.
Я его не просил ни о чем.
Надо сказать, что вся моя дальнейшая жизнь была так или иначе связана с фотожурналистикой, документальной фотографией.
В то время я жил в государстве СССР – Союзе Советских Социалистических Республик. И Украина и Белоруссия были в составе этого Союза.
ФОТОГРАФИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Мое увлечение фотографией в школе пришлось на вторую половину 7-го класса, 8-й, 9-й, 10-й классы. И, конечно, такой фанатик в фотографии (как меня называли) не мог стороной обходить школьную жизнь.
И поэтому учебные события моего класса, спортивные события, какие-то мероприятия в школе становились объектом моего фотографического внимания. И практический каждый месяц один раз или два раза я выпускал фотогазеты и клеил их на школьной афише. У этих фотогазет всегда были зрители! Эти фотогазеты были очень простыми. Брал отпечатанные небольшие фотографии, клеил их на лист ватмана и подписывал.
Родители, конечно, мои замучились. Шли постоянные расходы на пленки, фотобумагу, ватман. Школа ведь не платила ни копейки.
В школьные годы у меня появилась более дорогая фотокамера – «Зенит-ЕМ». Это была уже «зеркалка». И фотографировать ей было одно удовольствие. Причем качество фотографий значительно улучшилось.
Когда у нас в 10-м классе был выпускной вечер, к тому празднику я для класса подготовил три визуальных фотопроекта. Сделал цветное слайд-шоу, кинофильм с хроникой жизни класса на узкой кинопленке на 10 минут. Также сделал для класса черно-белый диафильм из 3 частей. Причем все делал своими руками. И черно-белые цветные пленки фото и кино я проявлял сам, сам составлял растворы. Сам все монтировал. Фактически половина всего времени выпускного вечера тогда ушла на просмотр моих фотофильмов и кино. Публика была в восторге! Ну а этот случай определил мою дальнейшую жизнь.
ВГИК
После окончания школы я пойду работать на Свердловскую киностудию. Я хотел связать свою судьбу или с кинематографом, или с фотографией. Пошел работать в монтажный цех подсобным рабочим. Меня не хотели брать на работу. Потому что я был еще маленьким. Но все равно меня взяли. И я стал работать.
Моя задача была возить на тележке банки с кинофильмами (35-миллиметровыми пленками) из монтажного цеха (где шел монтаж фильма), в звукоцех (где шло озвучивание, наложение, дублирование, создание синхронного звука у фильмов). Иногда я общался с монтажерами, режиссерами, звукорежиссерами, ассистентами режиссеров и звукооператоров. Фактически это была работа грузчиком.
В монтажном цехе был женский коллектив. Работали 2-3 мужчины. Я полюбился в коллективе. На капустниках я сочинял и пел под гитару (сам играл) им песни. Когда меня провожали в армию, подарили электробритву, которой потом какое-то время брился весь взвод, а потом она пропала.
У меня тогда была цель – попробовать поступить во ВГИК (это Всероссийский институт кинематографии в Москве). Проработав год на киностудии, я поехал поступать учиться на операторский факультет. Прошел творческий конкурс. Меня допустили к экзаменам. Как нам сказали, было 2000 участников конкурса (мы высылали фотографии). А допустили до конкурса только 100 человек, из которых нужно было выбрать 12–15.
Я сдал экзамен «Техника фотографии» на 5. Сдал съемку. У нас была экспресс-фотосъемка на ВДНХ. Прошел собеседование. Но на диктанте получил слабую оценку. Кстати, на этом диктанте очень многие абитуриенты получили слабые оценки. Ведь более 80 человек (в том числе и я) не прошли конкурс.
Обидно, конечно!
Запомнился такой случай. Во время собеседования мне будет предложено поступать учиться на оператора художественного фильма. Тогда я сказал, что хотел бы учиться на оператора документального кино.
Вернулся я из Москвы в Екатеринбург. И осенью 1978 г. пошел служить в армию срочную службу по призыву.
Вторая глава
ПОСЛЕ АРМИИ (1980–1989 гг.)
ТМЗ
Когда после армии вернулся в г. Екатеринбург, я решил снова начать учиться в высшем учебном заведении. Только решил поступать не во ВГИК в г. Москве, а в Уральский госуниверситет на факультет журналистики в г. Екатеринбурге. И для этой цели поступил на рабфак. Были раньше такие подготовительные отделения для абитуриентов более старшего возраста, для тех, у кого уже есть рабочий стаж или за плечами служба в армии.
Я поступил на рабфак, прошел собеседование. Но, к большому сожалению, учиться я не стал.
Буду поступать на этот же рабфак на следующий год.
А пошел работать на завод, где работал мой отец, – турбомоторный, или ТМЗ. Отец мой работал модельщиком. А я устроился работать в заводскую фотолабораторию. Так я стал впервые профессиональным фотографом. В течение года я занимался самыми разными фотографическими работами. Снимал станки в цехах, делал фоторепродукции, снимал на документы, фотографировал некоторые события на заводе. Немного занимался цветной фотографией. Постоянно приносили что-то печатать. Словом, была ежедневная работа с фотографией. В фотолаборатории работала группа из 4 человек. Я был одним из них.
Летом 1981 года начальник фотолаборатории командировала меня на 3 месяца работать фотографом в заводской пионерский лагерь «Ворошиловец». Там мне пришлось быть руководителем фотокружка пионерского лагеря.
С этим фотокружком у меня связано много интересных историй.
Именно там я сделаю известные фотографии «МИР ДЛЯ ДВОИХ», «ДОЧКА СОЛНЫШКА».
Там со мной произойдет очень интересная история, которую многие называют анекдотом.
История такая.
В начале каждой смены руководители (тогда их было около 10) в актовом зале проводят рекламу своих кружков. Так в первую смену и мне пришлось выйти на сцену и пригласить желающих прийти в фотокружок научиться фотографировать.
Можно себе представить зал, полный школьников – более 600 человек. Все слушают меня. Я взял с собой 5 фотоаппаратов «Смена-8М». И пригласил пятерых школьников на сцену и повесил им фотокамеры на грудь.
Все бы хорошо. Но на следующий день возле здания администрации лагеря (а именно в этом здании у меня была комнатка-фотолаборатория) собралось очень много школьников. Как потом выяснилось – около 200 человек пришли ко мне записываться в фотокружок.
Пришли начальник пионерского лагеря, старшая пионерская вожатая. И не могут понять – что происходит.
В мою фотолабораторию больше 7 человек не входит. Я записал в фотокружок всех, кто пришел. Запись шла на улице. Но дети есть дети. Через несколько дней в кружок стало ходить 15–20 человек, которых я разбил на 2-3 подгруппы.
КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ
Летом 1981 года меня пригласил в поход в качестве фотографа заводской клуб туристов. Предстояло на 12 дней сходить в горы Кавказа по маршруту Красная Поляна – Сухуми. Это чуть более 200 километров. Я согласился.
Я взял с собой 2 фотоаппарата. Один с черно-белой фотопленкой. Другой – с цветной. Условие приглашения было такое, что я все фотопленки после возращения передам безвозмездно турклубу. Я согласился. Мне было это дело очень интересно!
Конечно, я оставил для себя несколько снимков.
Это было первое мое настоящее путешествие в горы, где я видел горные восходы и закаты. Видел многочисленные водопады и леса. Конечно, кавказские горные пейзажи обворожительны!
Такой поход у меня состоялся перед тем, как я пойду потом работать в пионерский лагерь руководителем фотокружка.
РАБФАК УРГУ
Осенью 1981 года я снова буду поступать на рабфак факультета журналистки Уральского университета.
Будет очень смешная история с моим поступлением. Она будет связана с Валерием Георгиевичем Сесюниным. Прекраснейшим человеком, который был в то время деканом факультета журналистики, и он же отвечал за набор слушателей на рабфак. Именно он потом после окончания факультета предложит мне остаться работать в университете и преподавать фотожурналистику.
История будет такой.
Для того, чтобы пройти на рабфак, нужно пройти творческий конкурс. Журналисты приносят свои публикации в газетах. А я второй раз принес фотовыставку. В прошлом году я тоже приносил фотовыставку. Ситуация была примерно такой. Я входил в комнату, где сидели преподаватели – члены комиссии. А это 7-8 человек. На пол я выкладывал фотографии в паспарту. Где-то 25–30 экспонатов. И приглашал членов комиссии посмотреть эту фотовыставку.
И вот Валерий Георгиевич говорит:
– Сергей, ты вот в прошлом году приходил поступать и также приходил показывал нам свои фотографии. И мы тебя приняли. Но ты учиться не стал. Вот мы сейчас тебя снова примем. А ты снова не будешь учиться. И тогда как?
Я ему ответил так.
– Прошел год, как я вернулся из армии. Я поработал фотографом на заводе и понял, что мне нужно получать высшее образование.
Меня приняли. Причем приняли – и никто не спросил, где у меня публикации в газетах. Члены комиссии увидели, что просто имеют дело с творческим человеком. И они решили – пусть учится!
В моей жизни в последующем будут тысячи и тысячи публикаций в газетах и журналах. Два с половиной года я буду даже работать редактором газеты. Но то, что меня не спросили про мои публикации в газетах при поступлении на рабфак факультета журналистики, – это мне очень сильно запомнилось!
1-Й КУРС УНИВЕРСИТЕТА
Когда я начал учиться на факультете журналистики (еще учась на рабфаке), я познакомился со своей будущей супругой Раисой. Весь первый курс у меня пройдет под флагом интенсивных занятий. Я старался. Посещал все лекции. Много читал художественной литературы. И, конечно, будут регулярные свидания с любимой девушкой. И я даже добьюсь того, что у меня будет повышенная стипендия. В то время это будет 46 рублей. Обычная стипендия была 40 рублей. Чтобы понимать, много это или мало, скажу: зарплата инженера тогда была 120 рублей в месяц.
У меня будут интересные истории студенческих работ в колхозе и строительном отряде «Товарищ». Там и там я снимал много разных фотографий, которые украшают мой архив сегодня.
Летом 1983 года мы с Раисой поженимся. И летом 1984 года у нас родится первая дочка Юлия. И начнутся, конечно, большие денежные траты. Студенческих денег будет катастрофически не хватать. Я остановлю свое обучение на дневном отделении университета.
Начнется моя практика работы фотокорреспондентом газеты «На смену!». А позже продолжу обучение на факультете заочно.
Редакция газеты «НА СМЕНУ!»
Газета «На смену!» в то время была крупной областной комсомольско-молодежной газетой с тиражом более 270 тысяч экземпляров.
Два с половиной года в этой газете для меня были замечательным временем, где я попытался раскрыться как фотожурналист.
Во-первых, у меня была цель заработать немного денег. Во-вторых, я действительно любил фотографию. Работая профессиональным фотокорреспондентом, я понял, что нужно продолжить обучение в заочной форме на факультете журналистики. Что я и сделал.
Моя задача в этой газете заключалась в том, чтобы насыщать ее снимками. Нас работали 4 фотокорреспондента. Один из них – я.
«На смену!» в то время была второй по значимости после газеты «Уральский рабочий». Она выходила ежедневно. Это было 4-страничное издание формата А3. Иногда газета выходила на 6 страницах.
Моя работа заключалась в том, что я постоянно ездил в командировки по городам Свердловской области. На 1-2 дня. На 2-3 дня. И там фотографировал на разных предприятиях, учреждениях. Я как-то подсчитал, что объехал около 35 городов и деревень по области за время своей работы в этой газете.
Мои фотографии публиковались практически в каждом номере. За один день я бывал на 2-3 предприятиях. Ночевал в гостиницах. Привозил из командировок обычно 8–12 фоторепортажей и одиночных фотоинформаций.
Договариваться на съемки было легко. На всех предприятиях были комсомольские ячейки. Позвонить – и тебя встретят, подскажут, что снимать, проводят и так далее. К тому же я был популярным фотокорреспондентом в этой комсомольской среде. Очень часто мне в распоряжение давали автомобиль для выездов в дальние места.
Были случаи, когда секретари райкомов комсомола встречали меня прямо на вокзале. Привозили на машинах к себе в райком. И на столах лежали многочисленные газеты «На смену!» с моими фотографиями, опубликованными на 1-й полосе или на отдельных фотостраницах. Угощали чаем. Конечно, было очень приятно!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71330413?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.