Подростковый гид: как общаться без стресса
Елена Горбач
Эта книга – твой надёжный навигатор по миру общения и взаимодействия. Она поможет разобраться в правилах, которые делают школьную и повседневную жизнь проще и интереснее, научит уверенно вести себя в спорте и в команде, поддерживать дружеские отношения и решать конфликты. Ты узнаешь, как обращаться за помощью к учителям, выстраивать отношения с тренером и взаимодействовать с одноклубниками, а также как уверенно общаться с незнакомыми взрослыми на улице и в общественных местах, чтобы избежать опасных ситуаций.
Помимо реальных советов, здесь ты найдёшь множество примеров фраз и простых правил общения, которые помогут тебе чувствовать себя свободнее и увереннее в любой ситуации. Книга написана в дружелюбном стиле, без скучных нравоучений, и станет для тебя источником полезных знаний, с которыми школьная и социальная жизнь станут проще и ярче.
Елена Горбач
Подростковый гид: как общаться без стресса
Введение
Этикет в общении нужен как раз не для того, чтобы следовать скучным правилам. Этикет – это способ подсказать тебе, как тебе будет комфортно и как ты не создашь проблем себе и другим. Если ты знаешь, как тебе стоит вести себя в разных ситуациях, тебе легко и приятно общаться с сверстниками, взрослыми, учителями и родителями. Этикет – это об уважении к другому человеку, понимании и умении действовать так, чтобы было тем, с кем общаешься, удобно
Кем он создан?
Этикет не был создан одним человеком или в один момент. Это результат многовековой эволюции общества. Правила поведения складывались постепенно, по мере того как люди учились жить вместе. Этикет отражает культурные и социальные нормы разных времен и народов. Он помогает нам понимать друг друга и находить общий язык, даже если мы выросли в разных условиях и говорим на разных языках.
Почему его придумали?
Этикет был придуман, чтобы люди могли мирно сосуществовать и уважать друг друга. Когда все следуют определенным правилам, становится легче предсказывать поведение других людей и избегать конфликтов. Жить по правилам намного легче. Этикет помогает нам выражать уважение и заботу о других, а также защищает наше личное пространство и достоинство.
Как пользоваться этой книгой?
Эта книга – твой небольшой навигатор по дорожкам разговоров и общения. Здесь собраны ситуации и примеры, конкретные фразы и ситуации, которые помогут тебе понять, как вести себя в школе, на тренировке, в магазине, с незнакомцами и другими людьми. Ты можешь читать книгу подряд или выбирать интересные для себя главы. Книга несет рекомендательный характер.
В современном мире успех достигается в команде. Вместе можно не только заработать больше, но и реализовать глобальные проекты, создать инновационные экологические решения и воплотить многое другое. Для формирования сильной команды важно научиться общаться качественно и доброжелательно. Это может не получиться сразу, но важно продолжать попытки. Эта книга – краткий сборник дружелюбных и вежливых фраз, которые помогут вам строить доверительные отношения.
Глава 1: Школа. Общение в школе, как не стать занудой и не нажить врагов
Школа – это не только учеба, но и место, где ты встречаешь друзей, родителей, учителей, малышню и старшеклассников. Общаешься и учишься жить в обществе.
Как просить помощь у одноклассников
Будь конкретным в своих просьбах. Твои одноклассники не экстрасенсы, в голову к тебе залезть не могут. Вместо общих фраз типа "Помоги мне", скажи что-то конкретное, например:
"Эй, можешь объяснить, как решить это уравнение? Я что-то совсем запутался."
"Можешь показать, как ты сделал это задание? Я что-то не догоняю."
"Как ты понял эту тему? Мне кажется, я что-то упустил."
"Можешь помочь с домашкой по математике? У меня вообще ничего не сходится."
"Покажи, как решается это уравнение? Я уже третий раз пытаюсь и никак."
Объясни, почему тебе нужна помощь. Расскажи, почему тебе важно разобраться в теме: "Мне реально нужно понять этот материал, чтобы не завалить контрольную."
"Если я не разберусь, то точно провалю тест. Поможешь?"
"Мне нужно понять эту тему, чтобы подготовиться к экзамену."
"Я не могу разобрать это сам, а нам завтра сдавать. Поможешь?"
"Мне реально надо выучить это, а то я не смогу пройти на следующий уровень."
Предложи что-то взамен. Покажи, что ты ценишь время и помощь одноклассника: "Если поможешь с этой задачей, я могу тебе помочь с домашкой по истории."
"Если поможешь с физикой, я помогу тебе с английским."
"Ты мне с химией, а я тебе с литературой. Договорились?"
"Поможешь с этой задачей? А я могу помочь с рефератом по истории."
"Я тебя выручу с биологией, если ты объяснишь мне эту тему по математике."
От шоколадки или булочки мало кто откажется.
Будь дружелюбным и благодарным. Простое "спасибо" всегда приятно услышать: "Спасибо тебе огромное! Ты реально выручил."
"Спасибо огромное! Ты мне очень помог."
"Реально спасибо, ты меня выручил."
"Без тебя я бы не справился, большое спасибо!"
"Ты лучший, спасибо за помощь!"
Не стесняйся просить помощь. Все иногда нуждаются в поддержке. Я тебе больше скажу, люди любят помогать: "Слушай, я совсем не понял эту тему. Может, у тебя найдется время помочь мне?"
"Эй, можешь помочь разобраться с этим? Я совсем запутался."
"Не понимаю эту тему, можешь объяснить?"
"Мне нужна помощь с домашкой, ты можешь показать, как это делается?"
"Слушай, я вообще не понял это задание. Можешь помочь?"
Используй юмор. Иногда немного юмора может разрядить обстановку: "Поможешь с задачей, а я обещаю дать тебе списать на следующем тесте!"
"Если объяснишь эту тему, я куплю тебе шоколадку."
"Поможешь, а я обещаю не забывать о твоем ДР!"
"Объясни, а то я тут сижу, как Пушкин на физике."
Просить помощь у одноклассников – это реально круто и важно. Знаешь, почему? Потому что, во-первых, ты не обязан всё знать и уметь сам. Мы все учимся и иногда нам реально нужна помощь. Когда ты обращаешься к своим одноклассникам, ты показываешь, что уважаешь их знания и мнение. Это сближает, делает вас командой.
Кроме того, когда ты просишь помощи, ты создаёшь атмосферу поддержки и дружбы. Это работает в обе стороны: сегодня ты попросил о помощи, завтра кто-то другой обратится к тебе. И вот так создаётся крепкий круг доверия и взаимопомощи.
И ещё, не бойся показаться слабым или глупым. Наоборот, это показывает твою смелость и открытость. Ты удивишься, как многие ребята охотно помогают и даже радуются, что могут быть полезными. Просто сделай первый шаг – спроси, и увидишь, что твои одноклассники готовы тебя поддержать.
Как общаться с учителями
Что делать, если учитель кричит? Прежде всего постарайся не принимать это на личный счет. Возможно, он или она просто переживает стресс или усталость. Оставайся спокойным и вежливым. После урока, если учитель тебе симпатичен и у вас доброжелательное общение, можешь подойти к учителю и спокойно сказать: "Мне показалось, что вы были очень расстроены. Есть ли что-то, что я могу сделать, чтобы помочь?" Если крик учителя кажется несправедливым или постоянным, поговори с родителями или школьным психологом, чтобы найти решение.
Школьная жизнь наполнена различными событиями, и не всегда мы успеваем переключиться с одной задачи на другую. Я сейчас приведу тебе несколько типичных школьных ситуаций, которые встречаются регулярно. Мало кто объясняет, как уверенно и успешно находить выход из непростых моментов.
Сначала давай научимся задавать вопросы учителям.
Ситуация. На уроке что-то непонятно или требуется дополнительное объяснение.
"Извините, я не совсем понял этот момент. Можете объяснить еще раз?"
"Можете, пожалуйста, подробнее рассказать об этом? Я хочу лучше понять."
"Мне сложно разобраться с этой темой. Можете дать несколько дополнительных примеров?"
"Я запутался в этом вопросе. Можете разъяснить, как это работает?"
Каждый учитель любит свой предмет. Как каждый хозяин любит своего котика или домашнего любимца. И когда ученик проявляет интерес к уроку, то в глазах учителя этот ученик становится немного особенным. Только не говори, что не бывает интересных уроков. Если вслушаться в то, что говорит учитель, то можно найти очень много интересного и на географии (какая самая высокая гора? И там самолеты не летают, а знаешь почему?), и на физике (про шмеля все же слышали!), и на алгебре (положи в банк на детский счет 1600 рублей из копилки, сколько ты заработаешь за 5 лет?)
Назовем эту ситуацию так: поддержание позитивного общения на уроке.
"Спасибо за объяснение, это было очень полезно!"
"Я нашел дополнительную информацию по теме, которую мы обсуждали. Могу поделиться?"
"Этот урок был действительно интересным. Можно узнать больше о…"
"Мне нравится этот предмет. Есть ли дополнительные книги или ресурсы, которые вы можете порекомендовать?"
Кроме доброжелательных взаимоотношений порой возникают и конфликтные ситуации. Как выходить из конфликта с учителем.
Ситуация. Возникла напряженность или конфликтная ситуация на уроке.
"Извините, я не хотел вас обидеть. Давайте обсудим, как я могу исправить свою ошибку."
"Я понимаю, что вы недовольны. Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?"
"Простите, что так получилось. Я готов работать над этим и не повторять ошибок."
"Простите, я не хотел вас обидеть."
"Простите, что так получилось."
Как просить помощи у учителя, даже если ты зарекомендовал себя как заядлого двоечника
Не всегда родители могут помочь с заданием. Иногда надо придумать проект или что-то создать самостоятельно. Да, современные ресурсы, видео уроки, онлайн платформы тебе в помощь. Но и там порой можно не найти что надо именно тебе, особенно, если сроки для выполнения задания ограничены. Ситуация: Необходима помощь в учебе или с выполнением задания.
"Извините, могу я получить помощь по этому заданию? Мне нужно разобраться."
"Я понимаю, что у меня не лучшие оценки, но я хочу стараться больше. Поможете мне?"
"Мне сложно дается этот предмет, но я готов работать над собой. Можно ли получить вашу консультацию?"
"Я знаю, что часто ошибаюсь, но я хочу исправить свои оценки. Можете помочь мне с этим заданием?"
"Я понимаю, что не всегда выполняю задания, но мне действительно нужно понять этот материал. Поможете мне?"
"Можете, пожалуйста, помочь мне разобраться с этой темой? У меня возникли сложности."
"Я не справляюсь с этим заданием. Можете объяснить, что я делаю не так?"
"Я действительно хочу улучшить свои результаты. Можете дать мне несколько советов?"
"Можно ли обсудить мои ошибки на контрольной? Я хочу понять, где я ошибся."
Ситуация: Учитель заметил, что домашнее задание не выполнено, и высказывает недовольство.
Я тоже когда-то училась в школе, и помню, как порой занудно делать уроки. Иногда проще списать, но постоянное списывание лишь вредит, и не только тебе. Лучше соберитесь вместе с парочкой одноклассников и сделайте домашку вместе, подумайте вместе. Это и вас объединит, и время проведете с пользой, и на контрольной будет намного легче. Однако, так бывает, что домашка не выполнена… По разным причинам… и вот как можно попробовать выйти сухим из воды.
"Извините, я не смог выполнить задание вовремя. Могу я его доделать и принести позже?"
"Я действительно старался, но не понял задание. Можете объяснить, что именно я сделал неправильно?"
"Простите за опоздание с заданием. Я готов исправить и выполнить его в ближайшие дни."
"Я понимаю, что это моя ошибка. Могу я получить дополнительное время, чтобы завершить работу?"
«Извините, я не смог выполнить домашнее задание, потому что у меня были трудности с материалом. Могу ли я прийти к вам за помощью?"
"Я не сделал задание вовремя, и это моя ошибка. Могу ли я исправить ситуацию и сдать его позже?"
"Простите за то, что не принес домашку. У меня были личные проблемы. Могу ли я закончить его и сдать завтра?"
"Я понимаю, что заслуживаю замечания за невыполнение домашнего задания. Можете дать мне шанс исправиться и сдать его в ближайшее время?"
"Простите, я не сделал домашнее задание, потому что не понял материал. Могу ли я получить дополнительные разъяснения?"
"Извините, у меня возникли личные проблемы, и я не успел сделать задание. Могу ли я сдать его позже?"
"Я знаю, что это не оправдание, но вчера у меня было много дел дома. Могу ли я получить второй шанс?"
"Простите, я не справился с заданием. Могу ли я получить дополнительное время для выполнения?"
И еще тебе лайфхак: если хочется, чтобы уроки проходили интереснее, то после урока, когда уже уходишь из кабинета, прояви уважение и проговори учителю.
"Спасибо за ваши уроки, они действительно помогают мне понимать предмет лучше."
"Я ценю вашу помощь и поддержку. Спасибо, что уделяете нам время."
"Ваши объяснения всегда очень понятны. Спасибо, что делаете материал доступным."
"Мне нравится ваш подход к обучению. Спасибо, что делаете уроки интересными."
Правила поведения на переменах
Да, понятно, что 45 минут сидеть на уроке очень тяжело, попа становится квадратная от стула, и тогда хочется размяться, побегать. Однако важно помнить, что перемены тоже требуют соблюдения определённых правил, чтобы не мешать другим и не создавать хаоса в школе.
Как экологично выплеснуть энергию.
Вместо того, чтобы бегать по коридорам, можно сделать легкие физические упражнения на месте: попрыгать, потянуться, сделать несколько приседаний. Если нужно побегать, старайся выбрать место, где ты никому не помешаешь, например, коридор, где мало учеников. Можно поиграть в настольные игры или заняться чем-то увлекательным, что поможет расслабиться и переключиться.
Уважай других учеников.
Если видишь младшеклассников, не бегай слишком быстро рядом с ними, чтобы случайно не сбить. Старайся не создавать шум, чтобы не мешать тем, кто хочет отдохнуть или подготовиться к следующему уроку. Уважай личное пространство других учеников, не толкайся и не кричи.
Поддерживай чистоту и порядок.
После того как поел или попил, не оставляй мусор на столах или в коридорах, выбрасывай его в урны. Если видишь, что кто-то мусорит, подскажи им, где находится мусорное ведро. Старайся не портить школьное имущество: не рисуй на стенах, не ломай мебель и не рви плакаты. И хватит уже жвачки приклеивать на столы и стулья, ну выброси в мусорку, или в салфетку (кусочек бумажки) заверни, выбросишь после урока. Если видишь, что кто-то оставил мусор, не стесняйся напомнить ему о правилах чистоты.
Найди тихое занятие.
Если тебе не хочется бегать и прыгать, можешь послушать музыку в наушниках, а лучше в одном, чтобы слышать, что же происходит рядом. Вполне возможно почитать книгу или пообщаться с друзьями. Можно посидеть в школьной библиотеке, если она открыта, и спокойно подготовиться к следующим урокам, и даже можно за перемену сделать алгебру или английский, пока в голове еще есть воспоминания о пройдённой теме. Иногда просто посидеть и поболтать с друзьями в спокойной обстановке – отличный способ отдохнуть.
Поддерживай дружелюбную атмосферу.
Если видишь, что кто-то остался один, пригласи его присоединиться к вашей компании. Если у кого-то плохое настроение, постарайся поддержать его и помочь отвлечься от проблем.
Найди безопасные способы отдыха.
Играй в настольные игры или карточные игры с друзьями. И я не имею ввиду играть в карты на деньги. Есть много классных маленьких настольных игр, типа UNO, Соображарий, Экивоки и пр. А шашки магнитные, которые в дорогу берут с собой путешественники – быстро и весело. Кто проиграл, тот несет 5 рюкзаков на следующий урок! И поиграли и глаза сберегли от смартфонов. Также можно потянуться, сделать лёгкую разминку, чтобы размять мышцы. Пообщайся с друзьями, обсуди последние новости или просто поговори на интересные темы.
Пожалуйста, уважай правила школы. Если нельзя выходить на улицу, найди интересные занятия внутри школы. Участвуй в организованных школьных мероприятиях и кружках (если такие есть в твоей школе).
Дополнительные правила этикета общения для школы.
Важно уметь замечать работу не только учителей, но и школьного персонала. В столовой можно сказать: «Было вкусно! Еще бы порцию съел, да в животе места нет уже» и улыбнуться. Можно не ходить по мокрому полу, который только что помыла уборщица. Пройди с краю, или по сухому месту. Ты вот попробуй полы дома помыть, все желательно, и еще лучше недельку. Тогда ценность чистоты возрастет =).
Внимательно относись к младшим ученикам, во-первых, они маленькие и очень быстрые, ты их можешь даже не заметить и споткнуться. Во-вторых, помогай им, если видишь, что они нуждаются в этом. Ты же тоже когда-то был первоклассником-малышом. Вспомни себя, как было порой страшно.
Не бойся попросить совета у старших учеников, они могут поделиться полезным опытом. И будут чувствовать себя героями и экспертами в делах школы =).
Участвуй в совместных мероприятиях, поддерживай инициативы учеников других возрастов. Принимай участие в соревнованиях от школы, пробуй себя в олимпиадах. Это замечательная возможность перезнакомиться с активистами школы, и эти активисты в разных классах учатся. А знакомства со старшеклассниками лишними не бывают =).
Как вести себя в группе и на коллективных заданиях.
Работа в группе требует умения слушать и принимать мнение каждого участника. Это совсем не значит, что ты должен со всеми соглашаться. Важно принять факт, что кто-то думает иначе, и это нормально. Давай возможность каждому высказаться и предложить свои идеи. Если возникают разногласия, старайся найти компромиссное решение. Принимай активное участие в работе группы, не перекладывай ответственность на других. Благодари своих одноклассников за совместную работу и достигнутые результаты.
Эти советы и примеры помогут подросткам, особенно тем, у кого есть трудности с успеваемостью, наладить нормальное и уважительное общение с учителями, что положительно скажется на их учебном процессе и общей атмосфере в школе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71313226?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.