Заруководи или заруководят тобой
Влас Аркадьевич Сидоренко
Доброй друг, как-то раз в моей жизни возникла потребность донести до близкого и дорогого мне человека свои знания в области руководства, причем человек никогда не был руководителем.
Рассказать все свои знания и опыт в одной или пару бесед представлялось невозможным, поэтому и родилась данная книга с краткими основными выдержками руководящей деятельности.
В дальнейшем я решил оформить книгу по всем правилам пунктуации и орфографии, и предоставить её вам.
Вы спросите: а кто я такой чтобы учить кого-то?
Я не гуру, и не профессионал высшего уровня и в книге не описано всё и без остатка в области управления, ведь каждый из нас несовершенен и постоянно развивается и растёт. Но у меня точно есть чем с вами поделиться!
А если вкратце, то:
1. Книга для тех, кто не был руководителем;
2. Никакой воды, только основное и примеры;
3. Пособие на один-два вечера прочтения;
4. Описаны не все практики и методы, только то, о чем я знаю и практикую;
5. Не только голый текст, но и интересные картинки ;)
Влас Сидоренко
Заруководи или заруководят тобой
Рассказав в аннотации о сути книги, я предлагаю не мешкать и приступить сразу к делу. Единственное, хочу вас сориентировать по часто употребляемым словам. Чтобы не создавать тавтологии слово «руководитель» я заменяю на: управленец, босс, руководство. Слово «исполнитель» заменяю на: специалист, подчинённый, коллеги, спецы, работники, работяги.
Начнём!
Глава 1. Роль управления в мире
1. Кто такой руководитель
В мире существует одно из правил под названием «80 на 20». Оно означает то, что всё в нашем мире стремится к данному процентному разделению. Так, например, 20 процентов усилий порождает 80 процентов результата или в мире 80 процентов капитала распределяется между 20 процентами населения. Вот точно также во всем мире люди делятся на руководителей и исполнителей: всего существует 80 процентов исполнителей и 20 процентов руководителей. И ни одна из групп людей не может остаться без лидера. Система постоянно и ревностно стремится к сохранению себя. Так, если один руководитель среди 5 сотрудников управляет процессом, то система находится в равновесии. Если данного управленца убрать из группы, то среди этих пяти сотрудников обязательно один начнет излагать больше идей, больше инициативы и больше указывать на то, что всем делать. В конце концов он станет неформальным руководителем, а в последствии рано или поздно, взяв на себя ответственность, станет официальным предводителем. И эта система снова окажется в равновесии. То есть, все системы в мире стремятся к руководству и исполнению. Не бывает коллективов без явных лидеров и руководителей. Причем закономерность прослеживается не только в человеческом обществе, но и в животном мире. К примеру, взять волков, они сбиваются в стаи и у них есть свой альфа-волк. Утки и многие другие птицы имеют своего руководителя при перелете в клине с севера на юг. Самая первая утка в клине задает темп, скорость и направление. У муравьев вовсе складывается целая иерархия, если не сказать целое государство. Причем чем лучше организована группа, тем лучше ее результаты.
В неживой природе также существуют данное понятие. Туча на небе как самый настоящий босс и предводитель направляет на землю капли дождя, стремясь освободиться от излишней влаги и оросить землю.
В общем, руководителем можно назвать любую особь, либо существо, ведущее других к одной цели.
2. Цель руководителя
Я думаю на данный вопрос ответят многие и скорее всего скажут единогласно о том, что цель конечно же добиться поставленных перед коллективом задач.
Да, большинство ответят верно, ведь это одна из основных целей, но далеко не единственная. Цель не только достигнуть поставленной цели, но и обязательно добиться её коллегами. Добиться именно так, чтобы каждый из них получил удовольствие, удовлетворение от проделанной работы, усовершенствовал свои навыки. Притом при всём сотрудник не должен чувствовать того, что им руководили, а верил в то, что эта цель нужна была непосредственное ему самому и все вокруг только ему помогали. Я бы сказал руководитель не добился поставленной цели, если добился через жертвы и недовольство.
Вот представьте, набираете вы людей в штат под зарплату выше рынка, представляетесь им своим руководителем, подписываете с ними большую кучу документов и начинаете указывать что делать, причем если указания не выполняются или выполняются медленно вы начинаете давить, изводить и наконец увольнять. В конце концов, когда от тех людей, которых вы наняли останется половина, а другая половина попросту изнасилована вы достигаете своей цели.
Такой подход в корне не верен и говорит о том, что человек далеко не знает, как руководить, причем то чего он добился будет иметь очень низкое качество, будет недолговечно и тяжело повторяемо. К тому же вы получите соответствующую репутацию, и никто больше с вами работать не захочет.
В мире достаточно ресурсов для всех и рвать когти, идти по головам как раньше не нужно. Все должны получать удовольствие от того чем они занимаются, кем бы они ни были.
3. Роль руководителя в любой деятельности человека
Как и сказано было выше руководители есть везде как в природе, так и в человеческой деятельности человека.
Рассмотрим любые деятельности, которые придут на ум и найдём в них руководителя. Возьмем приготовление пищи – руководитель шеф-повар, управление автомобилем – начальник водитель, управление парком автомобилей – диспетчер, строительные работы – прораб, медицинская деятельность – главврач, ремонт автомобилей – главный механик, туристическое агентство – директор и так далее и тому подобное. Вы можете сами потренироваться с данными примерами.
Мы не были бы людьми, если бы у нас не было структуры руководитель-подчиненный. Да я бы сказал больше, мой дорогой читатель, если бы у нас не было такой структуры мы бы и живыми не были, возможно мы были бы валунами на берегу моря. В общем в каждой деятельности руководители играют огромную роль, остается лишь подметить то, что где-то они справляются со своей задачей лучше, а где-то хуже, а где-то совсем плохо. Вот для того, чтобы справляться с управленческими задачами лучше всех я предлагаю углубиться в суть характера, качеств, поведения лучшего руководителя и постараться перенять максимум.
Глава 2. Личность лучшего руководителя 5 уровня
1. Основные черты характера руководителя
Рассматривая характер руководителя, вы быть может сразу скажите о том, что характер должен быть хорошим, простым и удобным для сотрудников. Хотя очень трудно различить характер и навыки общения, лучше оперировать словами психотип и темперамент. Психотип руководителя должен быть выдержанным, спокойным и в меру открытым, хотя открытость для руководителя никогда не была проблемой, чем больше вы открыты, тем лучше.
Но и по темпераменту хороший руководитель не должен быть чрезмерным сангвиником (через чур хохотушкой, говоруном и заводилой). Я бы сказал золотая середина это что-то среднее между флегматиком (который спокойно относится к происходящему, не убиваясь и не обхохатываясь) и сангвиником (который не закрывается от людей и стремиться коммуницировать). Характер на удивление не должен быть мега простым, удобным для всех и «размазанным по доске». У хорошего руководителя есть стержень вдоль него самого, причём стержень должен быть титановый, либо из высоколегированной стали чтобы в случае проблем и трудностей он не деформировался. Я думаю вы понимаете мои ассоциации с металлом ;) В то же время человек должен прислушиваться к окружающим, но это уже мы говорим о навыках и о поведении, которые мы разберем ниже.
2. Черты поведения руководителя
Поведение кого бы то ни было в коллективе явно отражается на всех окружающих. Один сотрудник, разносящий недовольство и пессимизм, может свести к этому весь коллектив. Поэтому таких сотрудников хороший руководитель корректирует, помогает им исправиться, если не получается переводит, либо исключает из основных задач. Но если сам управленец выражает сомнение в проекте или некорректно себя ведет, то и весь коллектив моментально разлагается и становится неспособным выполнить задачу.
В итоге, мы можем определить основные черты поведения руководителя:
Оптимизм. Оптимизм должен сопровождать руководителя на всех стадиях управления, чтобы то ни было: проблемы, ограничения, неурядицы, ссоры и даже камнепад с неба должны восприниматься руководителем как возможности и только позитивно, а затем заряжать всех остальных таким настроем. Из своего опыта могу сказать о том, что, когда я видел генерального директора, излучающего оптимизм и радость к этой жизни, у меня просыпалось тяготение к человеку, хотелось больше коммуницировать и лучше работать.
Спокойствие и хладоумие. При встрече с трудностями и форс-мажором ни в коем случае нельзя боссу терять голову, паниковать и бегать вокруг стола. Когда ребенок упал он может по-разному реагировать относительно того какие эмоции у мамы это вызывает. Если мама резко вскакивает и с круглыми глазами обеспокоенно подбегает к упавшему малышу естественно он начнет рыдать. В то же время он может отряхнуться и побежать дальше, если мама хладнокровно, находясь на своем месте, скажет ему: «ничего страшного». Точно также и с коллективом. Когда бос паникует и рвет на голове волосы, то и сотрудники в панике. Напротив, когда руководитель с холодной головой, то и все остальные спокойны и в большей вероятности это помогает переломить ситуацию в пользу трудящихся;
Человечность. Если животные без слов чувствуют, как к ним относятся, то и люди подавно это понимают. И если к ним относятся как к скоту, даже и говоря им другие слова, то каждый это чувствует и по-настоящему на все 100 никогда не выложится, а то и вовсе уйдет.
Небрезгливость к работе коллег. Иногда коллективу нужно увидеть, как руководитель не брезгует сделать работу своих работяг. Специалисты, будь то в офисе или на площадке строительства, увидев как руководитель может не только задания раздавать, но и сам выполнять их работу проникнутся к нему уважением. Все осознают то, что их работа очень важна, почувствуют себя в одной команде с руководством, начнут выкладываться больше, минимизируется неточное доведение информации до руководителя о ситуации на производстве. Когда босс знает твою работу уже значительно труднее мухлевать с отчётностью и придумывать небылицы почему задача не выполнена в срок. Сотрудники на местах станут преодолевать трудности лучше и темп работы ускорится. Кто прежде сталкивался с трудностями и не знал, как к ним подойти, думал о том, что сама поставленная задача невыполнима увидят, как руководство решает эти трудности и их возможно сделать. После чего все возьмутся за дела без рассуждений и промедления и даже если задача действительно сложновыполнима сама вселенная поможет им волшебным образом решить задачу, имея такие сильные уверенные мысли и импульсы от коллектива. К тому же это позволит управленцу относиться к людям еще человечней, понимая в каких условиях они работают, и быть может быстрее и острее понимать, как помочь улучшить условия работы своих коллег, ибо «сам поработал вот этими руками и на своем горбу почувствовал сложность, проблемы и сроки выполнения».
3. Особенности самых лучших CEO корпораций
В книге «построенные навечно» Джима Коллинз (рекомендуется к прочтению) приводится анализ самых крупных, успешных и прибыльных компаний, которые существуют задолго после смерти своего основателя. В книге рассказывается о том, что данные компании выжили и успешно развиваются после ухода своих создателей благодаря не только четко выстроенной миссии, ценностям, нацеленности на процветание всего человечества, но и благодаря самым лучшим CEO (топ-менеджерам). Джим Коллинз таких управленцев называет руководителями 5 уровня.
Им свойственно грамотное назначение специалистов на места, планирование, делегирование, перспективные и инноваторские решения и самое главное скромность. Да-да, именно скромность. На интервью данные руководители на вопрос почему ваша компания сейчас занимает лидирующие позиции и бурно развивается? Они отвечали: «это все из-за того, что у нас работают самые талантливые и самые профессиональные сотрудники». Также утверждали о незначительности их роли, присуждая весь успех специалистам на своих местах, воодушевленно и самоотверженно справлявшихся со всеми задачами.
Конечно, не секрет то, что данные руководители 5 уровня мастерски обладают отличными способностями перспективного мышления и планирования.
4. Психологическое здоровье руководителя
Наверняка, на данную тему ни у кого не возникнет споров. Если у руководителя внутренние укоренившиеся комплексы и проблемы, то это обязательно скажется на его поведении и данное поведение будет неадекватным. Список неадекватного поведения слишком велик от маленького незначительного до глобального и абсурдного, поэтому перечислять все возможные проблемы не имеет смысла.
Для руководителя в первую очередь необходимо стараться осознавать себя, анализировать свое поведение, спрашивать у близких, коллег про свое поведение и, если вас что-то беспокоит долгое время для разбора и пресечения проблемы необходимо обратиться к профессиональному психологу, тем более это давно стало модно.
Если же вы нанимаете управленца в компанию вам необходимо протестировать человека, дать поговорить с ним вашему кадровику-психологу, который разбирается в людях. Также немаловажно прислушиваться к новому человеку, присматриваться, работать с ним и обязательно получать обратную связь о нём путем анонимного массового тестирования сотрудников на предмет удовлетворённости.
В свое время будучи учащимися в кадетском лицее нас как «сотрудников» тестировали на предмет качества наших учителей «руководителей». В целом система была непоколебима, даже если один кадет захотел насолить вредному учителю и проставлял в тесте все самые отрицательные баллы в целом система всё равно показывала усредненную точку зрения об учителе. Такие же тестирования проводятся в крупных и средних организациях, которые помогают выявить не только неудачных руководителей, но и неадекватных специалистов. После выявления отделом кадров результатов коллег уже прошедших испытательный срок можно выполнить корректировку поведения человека путем помощи ему у корпоративного психолога, к которому к слову сказать может прийти любой сотрудник.
Данная идея была также опробована мной будучи кадетом, когда у нас в штате лицея был психолог. Она проводила уроки и к ней можно было в любой момент обратиться в случае проблем подростка в коллективе, в семье или при тяжелой учебе в атмосфере жёсткой дисциплины.
Глава 3. Основы, инструменты и особенности руководства
1. Основой стандарт постановки задачи (основные 3 вопроса)
Существуют так называемые 3 кита постановки задачи: это 3 вопроса которые нужно задавать при постановке задачи руководителем: Что? Когда? Зачем?
Что? Это наименование задачи. Что именно нужно сделать. Например, отнеси документы в министерство.
Когда? Когда именно нужно выполнить задачу. Например, «отнести документы нужно сейчас, до 10:00, это очень срочная задача». Очень важный вопрос, который многие руководители игнорируют при постановке задачи. В итоге человек не понимает, когда нужно выполнить задачу, не понимает её приоритетность и попросту откладывает.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71305555?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.