Шведский анабазис Путевые заметки. 2009 год

Шведский анабазис Путевые заметки. 2009 год
Аарне Лутта
Путевые заметки, написанные во время совместной работы с образовательным центром "Северная гардарика".
Швеция-Дания 2009 год
При оформлении обложки использованы фото автора.

Аарне Лутта
Шведский анабазис Путевые заметки. 2009 год

Глава 1
Путевые заметки. Глава 1


Как там в романсе?…Утро туманное, утро седое?..

Да нет, какое оно туманное и седое? Нормальное питерское утро. Раннее. Сегодня стартуем в Швецию. К семи нужно быть на Загородном у ТЮЗа – там точка сбора. Туда и еду. Вчера прошли «Алые паруса» – выпускники гуляли. Весело, конечно, масштабно, зрелищно, но организация этого действа у нас, как всегда, не продумана совершенно. Город утром напоминал огромную помойку, совмещенную с сортиром. Скорее, даже сортир совмещенный с помойкой. Ну, на Рижском,. где я ночевал в гостинице, все тихо и спокойно, а вот в центре, говорят, творилось что- то невообразимое! Представляю себе, каково было живущим на Невском и вокруг!..
Подъезжаю к памятнику Грибоедову. Разворачиваюсь, глушу двигатель. Никого пока нет, рановато. Ну, и ладно, подождем – не привыкать. Вокруг памятника еще тусуется небольшая кучка молодежи. Пьют пиво, смеются, но уже как-то вяло – чувствуется, всю ночь отрывались, силы на исходе… Рассосались… Причем как-то очень быстро, как по команде. По площади ветерок гоняет мусор, бомж с мешком ходит и собирает банки и бутылки, допивая недопитое.
Вспоминая собственный выпускной, вроде как не настолько бурно отмечали… Ну, да и Бог с ним! Новые времена, новые нравы….

Звонит шеф, интересуется где я. Где-где… Давно уже на месте, пока никто не подъехал еще. Говорит, что рано, сам будет примерно через полчаса. Ок, ждем-с…

Вот и первые клиенты – черный «Дискавери» припарковывается около киоска, минут через пять, почти одновременно, причаливают опять же черные «Ауди» и «Мерс». Ну а что же вы хотели? Клиенты далеко небедные. Удовольствие недешевое – ребенка отправить на месяц в Швецию.
Выбираюсь из-за руля, открываю багажный отсек. Машины уже подъезжают одна за другой, выгружаются чемоданы и сумки. Причем, тачки почти все навороченные и, почему-то, либо черные, либо темно-синие. Комплексы тешат что ли – не пойму. И владельцы ( владелицы) соответственные. Давно уже заметил – чем более серьезные клиенты, тем более достойно себя ведут. Неизменно вежливы – это, как правило. И наоборот – в одночасье резко разбогатевшие, кто в результате чего – это уж сами додумывайте, видны сразу. Какое «Версаче» ни надень, и на каком крутом джипе не подъедь – все равно проглядывает, даже в мелочах, и отсутствие элементарного воспитания и неистребимый «совок». И дети, соответственно, глядя на родителей, перенимают их манеру поведения. Одни, заходя в автобус, здороваются. Другие, задрав нос, проходят как мимо пустого места. Контингент среднего школьного возраста. Лет, примерно четырнадцати-пятнадцати. Ну, дети они и есть дети – что с них взять? Как воспитаешь – такими и вырастут. Остается искренне посочувствовать педагогам и воспитателям. Как они будут с ними управляться – не представляю! Там же такая пальцовка у некоторых – мама не горюй! И не откажешь ведь! Деньги заплачены – извольте воспитывать и обучать мое чадо, хотя воспитывать его нужно было дома, а учиться если само не хочет, то, как его заставишь?…

– С младшими школьниками легче – эти совсем дети, и как-то привести их к порядку еще можно. Слушаются, по крайней мере. Старшие тоже менее проблемны в этом отношении – все-таки чуть посерьезней народ, и с ними легче найти общий язык. А вот с этими сложней всего. Слушать, как младшие, только потому, что взрослый, они тебя не будут. Какого-то количества мозгов, как у старших, еще нет, поэтому пытаться прибегнуть к какой-то логике и убедить – тоже бесполезно. Плюс еще избалованные богатенькими родителями дальше некуда… И прет из них со страшной силой весь этот «переходный возраст»…, – делится со мной Максим. Макс – что-то типа старшего вожатого в этом пионерлагере.
– Сочувствую. И как же ты справляешься? Я бы не смог… И все такие? – ужасаюсь я.
– Нет, не все, конечно… Но есть, есть экземпляры – сам увидишь.

Подъезжает шеф, здоровается, вокруг него мгновенно образовывается круг родителей, что-то выясняющих, чем-то возмущающихся. Шеф спокойно отвечает на вопросы, дает разъяснения…

-Вот ведь народ! По десять раз говорилось и на общем собрании и с каждым индивидуально – все равно опять приходится все растолковывать…На собрание не приходит, информацию не читает, а потом стоит тут и возмущается, что она видишь ли не знает и ей ЕЙ персонально не сообщили! – Макс раздраженно отворачивается – Давай, закрывай багажник – никто больше не придет!

Захлопываю крышки багажников, запускаю двигатель. Еще через минут десять неизбежных прощаний и прочего, сопутствующего расставанию, наконец, закрываю двери и отчаливаю. Кроме Макса едет еще Диана – загорелая темноволосая девушка лет двадцати трех- двадцати пяти. Вожатая и воспитатель. Третий воспитатель – Мария, женщина примерно моего возраста – едет в машине с шефом, потому как места в автобусе не хватает. Полна коробочка. Шеф едет с нами до финиша, затем через три дня отбудет в Финляндию.
Диана берет микрофон и призывает пионеров к вниманию. Объясняет им, что, где и как у нас будет происходить. Знакомит с правилами поведения в автобусе. Сообщение о том, что в автобусе запрещено поедание мороженого, гамбургеров и прочих марсов-сникерсов вызывает недовольный гул и возмущенные выкрики. Включаю свой микрофон:

– Небольшое уточнение к сказанному Дианой,– внушительно говорю я – Отмыть сиденье и от мороженого и от макдональдовского кетчупа достаточно сложно. И, как бы аккуратно вы не ели – все равно где-то что-то запачкаете. Мне же меньше всего хочется после рейса еще и сидения оттирать… Хотя… – я делаю паузу – Существует единственная категория пассажиров, за которыми я и отмываю сидения и убираю все что они насвинячили. Эта категория именуется – лохи! Так что – кто себя таковыми считает – пожалуйста! Кому остановить у «Макдоналдса»?..

Тишина. Лохом себя, видимо, считать никто не хочет. Ну, посмотрим, что дальше будет. Хотя, пожалуй, я наверно что-то не то сказал. Макс негромко замечает, что не стоило так уж прямо. Мозгов-то нет – начнут мамочкам-папочкам звонить, что водила их лохами обозвал. Я и сам понимаю уже, что на таком языке с ними говорить еще рано. Причинно- следственной связи установить самостоятельно они не в состоянии пока. Ну, на фиг, действительно! Буду опосредованно через Максима с ними общаться.

Взгляд в зеркало. В проходе стоит какой-то подросток и болтает с приятелем или подружкой – хрен его знает. Обращаю на него внимание Дианы. Макс говорит по телефону, и отвлекать его я не буду. О том, что во время движения автобуса запрещено стоять в проходе и разгуливать по салону, было сказано в самом начале, но в данном случае запрет явно игнорируется, вероятно, еще и с целью произвести впечатление на подружку – дескать, вот он какой я крутой – все мне пох!

– Витя! – Диана обращается к подростку

Ноль внимания, делает вид, что не слышит

– Витя, сядь, пожалуйста, на место!

Та же реакция.

Остальные притихли и с интересом ждут, каким образом Витю будут усаживать. Тот, судя по поведению, весь из себя на пальцах дальше некуда. А может и бравада просто – на публику работает. Публика же, прямо как в школе, когда приходит новый учитель, с интересом следит за развитием событий.

– Витя, сядь на место! – очередной призыв остается без ответа.

Решаю помочь. Педагогика – не мое занятие, но пока эта публика в автобусе, надо ее построить сразу, чтобы хоть тут вбить в них элементарные вещи. Впереди светофор. На зеленый не успеваю, выключаю скорость и накатом медленно подползаю к стоп линии. Резко бью по тормозам. Витя, не удержавшись на ногах, цепляясь за кресло, грохается на пол. Беру микрофон.

– Все видели?! Скорость практически нулевая, однако, удержаться ни на ногах, ни за кресло Витя не смог. Теперь представьте, что произойдет на большой скорости. Запрет стоять и разгуливать по салону не я выдумал! Нештатная ситуация на трассе, резкое торможение – и полетите головой вперед прямо в лобовое. Вы, конечно, вольны распоряжаться собственными жизнями и здоровьем где угодно, но только вне автобуса. Здесь за вас всех отвечаю я, и только я! Всё понятно?!

Молчание. Витя, поднявшись с пола, усаживается на свое место. Ну, хоть тут, надеюсь, поняли, что им говорят….

Сравнительно легко выбираемся из города. Суббота, машин немного. «Скандинавия» тоже не сильно загружена. Как всегда, на узком участке от развилки на Парголово до Огоньков, впереди вырисовывается ползущий «Камаз», обогнать которого нет ни малейшей возможности. Либо встречные идут – не успеть проскочить, либо сплошная, и алчно потирающие руки в ожидании добычи, гайцы за кустами. Места их обычной дислокации известны, да и встречная фура подмигивает дальним, чтобы не вздумал обгонять. Через пару сотен метров за поворотом наблюдаю торчащую из кустов морду гаишного «Форда». Гаец тоскливым взглядом провожает меня, медленно ползущего за немилосердно дымящим «Камазом». Могу представить, какими эпитетами награждает он прошедшую фуру, явно просигналившую мне о наличии засады. Иначе с чего бы я полз за «Камазом» при пустой встречной.
– Спасибо, друг! – мысленно благодарю незнакомого коллегу – Ни гвоздя тебе, ни жезла!
Огоньки. Тут трасса уже пошире. Утапливаю газ, «Камаз» остается за кормой. Стрелка спидометра быстро ползет к сотне, да там и остается. Ограничитель, мать его! Конечно, по идее, правильно, что установлен – нефиг гонять, не ралли! А с другой стороны, при обгонах он здорово мешает, сбрасывая скорость в самый неподходящий момент. Приходится делать поправку еще и на это.
Вот и Выборг остался позади. Сворачиваю на заправку. Нужно долиться топливом, да и в туалет выпустить желающих тоже нелишне. Открываю двери, страждущие высыпают из автобуса. Ко всему прочему – туалет в автобусе не работает, чинить его я не собираюсь, там дел не на один час, да и желания нет ни малейшего. По окончании вояжа загоню на станцию – пусть там занимаются.
Пистолет в баке, солярка щедрой струей льется в широкую горловину. А что это там за две пары кроссовок за кормой торчат?!. Бля!.. Курят засранцы! Захожу за автобус – так и есть! Не засранцы даже, а засранки – две соплячки стоят и дымят.
– Эт-то что такое?!! – рявкаю я.
– А что?! – возмущается одна – Мне родители разрешают курить!
– А тебе известно, что на заправках категорически запрещено курить?! Об этом тебе родители не говорили?! А ну живо, затушили сигареты и марш по местам! Не хватало мне еще штраф из-за вас схлопотать!!

Беспрекословно тушат сигареты и молча забираются в автобус. М-да… весело начинается путешествие… что дальше будет?…


Глава 2
Граница…

Длиннющий хвост машин тянется километра на полтора. Очередь из фур начинается вообще черт-те за сколько. Там все семь будет. Ну, для фур это немного. Было – и от Выборга очередь начиналась, а это пятьдесят километров. И на финской стороне, соответственно, от Хамины – почти сорок. Причем, при любой плотности потока финскую таможню они проходят за считанные минуты, но российскую!… Хоть и отгроханы новейшие терминалы на обоих переходах, что на Торфяновке, что на Брусничном, организация процесса, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и заставить шевелиться работничков там крайне сложно. На моей памяти только однажды я прошел паспортный контроль, транспортную инспекцию и таможню в общей сложности за семь минут! Очереди не было ВООБЩЕ! Не успел подъехать – документы аж из рук рвали, и все на местах, никого ни искать, ни ждать не надо! Видимо, какое то большое начальство приезжало с проверкой, иначе с чего им так крутиться? А так – вечно одних нет, другие обедают, у третьих народу не хватает. Хотя обычная картина – один, не торопясь, работает, трое вокруг сидят курят. Подвозил как-то одного таможенника, разговорились… Он и объяснил, что ставки им поурезали, и доход, как нетрудно догадаться, в основном идет совсем из других источников… Тоже можно понять. Что он одну машину оформит, что пять – зарплату никто не прибавит. Так нахрена ему напрягаться?.. Вот если б он имел долю процента за каждую оформленную машину – тогда и скорость бы в разы возросла. Сколько оформил – столько и заработал.
Только не надо говорить мне, что по сравнению, предположим, с латвийской или польской границей, где стоят неделями, это все пустяки и семечки! Наслышан! Но я там не езжу, слава Богу. Сам знаю, что все относительно. А посему, не будем сравнивать, хорошо?…

Подъезжаю. Передо мной пять автобусов. Три наших – два от «Невы», один от «Аэротравела», один литовский и один финн. Иду выяснять ситуацию. Веселого мало. Первый в очереди «травел», говорит что стоит уже шесть часов. Печально…. Если такая перспектива вырисовывается – на паром точно не успеем. «Нева» и «Травел» тоже в Турку идут, только они на «Silja line», и в Германию. Мы же на «Viking line» и на нем в Стокгольм. Но при таком раскладе не факт, что успеем. Стоим больше часа – никакого движения вообще. За мной уже два автобуса, приближается третий. Шеф куда то звонит – видимо, есть какие-то каналы у него и тут. После десятиминутных переговоров обнадеживает меня, что вскоре процесс пойдет. Похоже – действительно подхлестнули их там сверху – «травел» тронулся к таможне, за ним пошла «Нева». Шефу перезванивают – видимо интересуются состоянием дел. Поговорив, он информирует, что оказывается, у них там вместо трех коридоров на паспортном контроле работает лишь один, но пообещали, что сейчас ускорятся, открыв два остальных. Ну, совок совком и остался. Как будто не видят что делается! Хотя, привычка мариновать в очередях – это, наверное, национальная особенность нашего государства. С тоской думаю о том, что паспорт уже кончается – нужно ехать в консульство в Хельсинки делать новый, а там очередь чуть ли не с вечера занимать нужно…

Передо мной финн. Оказывается, он тоже от «Невы» туристов везет. Полный автобус китайцев. В Хельсинки… Видать, у «Невы» не хило дела идут, раз своих машин не хватает. Хотя – сезон, а в сезон работы всегда много, сам в прошлом году из рейсов не вылезал, и от российских турфирм тоже работал немало.
Еще час прошел, вторая «Нева» и литовец на таможне уже, следующими нас должны запустить. Через минут сорок наконец-то поднимается шлагбаум. Ну, будем надеяться, долго не продержат тут… Ага!.. Как же!.. Рано радовался!… Сравнительно быстро пройдя транспортную инспекцию и таможню, надолго застреваем на паспортном контроле. Дополнительные коридоры, пропустив первые четыре автобуса, вновь закрыли. Работает только один, перед нами пятьдесят китайцев, и оформляют их крайне медленно. На одного уходит не меньше двух минут. Ну, еще бы – они же все одинаковые, да и имена – язык сломаешь! Вижу знакомого прапорщика, подхожу, здороваюсь и интересуюсь, нельзя ли открыть второй коридор. Говорит, что если и откроют, все равно пока китайцы не пройдут – нам не выехать. Их автобус в «кармане», объехать его возможности нет. Да и контролеров нехватка сегодня. Тех, которые были, кинули на въезд – там тоже столпотворение. Советует пока детей из автобуса не выводить, чтобы в зале не торчать. Поболтав с ним пару минут, забираюсь в автобус и открываю ноутбук. Хорошо, что догадался с собой взять. Книжек скачал много – все-таки месяц почти в поездке буду, хоть почитать есть что….
Уже часа полтора прошло… Заглядываю в зал.
Наконец-то! Осталось четыре китайца. Возвращаюсь к автобусу, командую высадку. Пионеры шумно десантируются и выстраиваются, под контролем Макса, в очередь. Щелчок турникета – последний китаец прошел контроль. Теперь мы…

Ну, что ты будешь делать!.. Тетка-контролер выходит, запирает будку и заявляет, что сейчас придет сменщица, которая нас и оформит. Ждем… Хорошо – недолго. Вскоре слышится быстрый стук каблучков, из двери служебного входа появляется миниатюрная фигурка.
Алена! Давно не виделись! Узнав, она улыбается мне, открывает будку и приглашает на контроль. Ну, тут-то я спокоен. Уже не раз убеждался – быстрей нее никто не оформляет. У Алены на автобус уходит минут двадцать. Все бы так работали!

– Привет, драйвер! Куда на этот раз?
– Привет, Алена! На паром. Швеция, потом Дания…
– Хорошо!.. – мечтательно улыбается она – Я бы тоже с удовольствием прокатилась!
Болтовня со мной не мешает делу, пальцы Алены с неимоверной быстротой пляшут по клавиатуре.
– Да чего хорошего-то?. Я дома с семьей уже забыл, когда и был, а оттуда только через три недели вернусь и снова в рейс!…
– Ужас!… – она сочувственно качает головой – И все равно, интересно… Новые поездки, новые впечатления…– она шлепает штамп в паспорт и протягивает его мне – Удачи тебе!
– Спасибо, Алена! И тебе всех благ!..

Блестящая калитка турникета, щелкнув, выпускает меня в накопитель. Китайцы уже уехали, выхожу к автобусу и открываю багажники. Сержант-контрактник неторопливо проходит вдоль автобуса, залезает внутрь, осматривает салон.
– Сколько человек?
– Пятьдесят.
– Пройдут контроль – позовешь меня, штампы проверю.
Вот ведь порядки! Штамп на контроле ставят, потом на входе в автобус проверяют, да еще и на последнем рубеже! И когда назад въезжаешь – та же история. Друг другу не доверяют что ли?…
Захожу обратно в накопитель. Уже почти все прошли, осталось человек пять. Вскоре и они оформлены, выстраиваем личный состав и выводим к автобусу. Машу рукой сержанту, тот вразвалочку подходит к двери и запускает пассажиров, бросая взгляд на свежие штампы в паспортах.
– Сорок девять… Пятьдесят. Все на месте. Счастливого пути! – он отходит к шлагбауму и нажимает кнопку. Путь открыт! Автобус медленно выезжает с таможни.
– Паспорта далеко не убирайте! Через полтора километра еще одна проверка будет. Лучше, если сразу откроете на странице со свежим штампом, чтобы время не терять – говорю в микрофон. Взгляд в зеркало. Зашевелились, открывают паспорта. Притормаживаю у последнего шлагбаума, открываю дверь. Боец ловко заскакивает в салон.
– Паспорта приготовьте пожалуйста! – проходит между рядами, убеждается в наличии синих штампиков на розовых страницах. – Все в порядке, счастливого пути!
Дверь закрывается, сбоку проплывает шлагбаум и красно-зеленый пограничный столб, затем другой столб, но уже бело-голубой… Граница пересечена…

Подъезжаем к финской таможне Ваалимаа. Светофоры. Три полосы. Крайняя правая для фур – там стоит машин семь, левая для легковых – этих побольше, десятка полтора наберется. Средняя наша – совсем пустая. Ждем. Минут через пять красный светофор над нашей полосой меняет цвет на зеленый. Подъезжаю к шлагбауму, глушу двигатель. Таможенников нет, погранцов тоже…. Как вымерло все. Идем на паспортный. Два пограничника на контроле. Все компьютеризировано, все по уму. Ну, что нашим-то мешает так работать?!
Протягиваю контролеру список пассажиров и паспорт. Он интересуется, куда едем, ставит штамп и желает счастливого пути. Выхожу к автобусу, шлагбаум как был открыт, так и открыт, таможенники, судя по всему, не интересуются ни нами, ни кем другим. У них вообще тут контроль выборочный. Или может таможенная смена нормальная. Есть, правда, смена, почти полностью состоящая из эстонцев, живущих в Финляндии и потрошащая машины с российскими номерами прямо-таки с садистским удовольствием. Хоть здесь, хоть в мелочах, но русским поднасрать… Тьфу!..
А финские таможенники, в большинстве своем, нормальные и доброжелательные. Особенно кто уже не первый год работает. Пока не нарушаешь, конечно. Если попался на чем – огребешь так, что мало не покажется!.. Молодые, по молодости и глупости своей еще видят в каждом контрабандиста. Но со временем набираются ума и опыта и успокаиваются. Хотя таможня таможне рознь. Через второй пункт, который называется Нуйямаа и находится северней, я стараюсь не ездить. У них там какой-то учебный центр таможенный, вот молодежь и дрессируют. А поскольку у ней, у молодежи, амбиций немеряно, а мозгов недостаток, то ну его нахер! Даже если на север иду, все равно там не пересекаю. Лучше крюк сделать, зато спокойно без нервотрепки и унизительного шмона пройти таможню.
Проезжаю вперед, останавливаюсь у зала ожидания для пассажиров. Вся процедура от входа на контроль до посадки последнего пассажира заняла двадцать минут. Сегодня быстро конечно, бывает и подольше. Хотя, больше часа обычно не стоишь.

Посчитаем…

Российская таможня:
Ожидание на въезд – два часа сорок минут.
Ожидание на паспортном контроле – полтора часа.
Прохождение паспортного контроля – двадцать минут (повезло, что Алена была, а то бы не меньше часа).
Пересчет по головам и проверка штампов (два раза) – еще двадцать минут.
Итого – почти пять часов. (И это еще сравнительно немного, бывает и целый день уходит).

Финская таможня:
Ожидание на въезд – пять минут.
Прохождение паспортного контроля – пятнадцать минут.

Короче – от момента пересечения госграницы до момента выезда с таможенного поста – двадцать минут.

Комментарии излишни!..


Глава 3
Выруливаю на Е-18. Ну, с Богом! Погрузка на паром начнется в 20.30, к 20.00 нужно уже быть на терминале. Время – 16.10. Будем надеяться – дальше все пойдет без задержек. Даже тормознуться можно где-нибудь, кофе выпить. Время позволяет минут на двадцать сделать остановку. На полпути от Хельсинки до Турку, в Лахнаярви. есть кафешка неплохая прямо у трассы, с большой стоянкой. Там и отдохнем.

17.20. Давно позади Хамина и Котка. Остальные населенные пункты в стороне от трассы, посему и ограничения скорости нечасто попадаются – в основном почти везде сотня. За развязкой на Коувола начинается автострада, там уже 120 можно идти, что все и делают. А я – нет. И по правилам не положено автобусу больше сотни идти, и ограничитель не даст. Легковушки, не напрягаясь, обгоняют и уходят вперед. Вот она была, а через минуту только красные огоньки габаритов скрываются вдалеке. Ну и фиг с ними! И как тут не вспомнить Владимира Семеновича?

Обгоняет нас вся мелкота, и слегка
Нам обгоны, конечно, обидны.
Но мы смотрим на них свысока!
А иначе нельзя из кабины

Вот и мы свысока смотрим. Хоть и не дальнобои, про которых песня, но рейсы и у нас не короткие. Обхожу одна за другой три неторопливо идущие фуры. В хорошем грузу ребята. Один – фургон-трехосник с длиннющим пятиосным прицепом, два других – тягачи с фурами и «племянниками». Номера шведские, видать тоже на паром. Но, скорее всего, в Хельсинки. В Турку сегодня им не успеть по времени. Фурам тут вообще больше восьмидесяти нельзя разгоняться. В зеркале появляется быстро увеличивающаяся точка. Миг – и она уже скрывается за поворотом. Мотоциклист… Самоликвидатор, как я их называю. Скорость, как я прикидываю, за двести. Куда летит?!

19.15. Лахнаярви. На просторной стоянке у кафе – четыре автобуса, все питерские. Отмечаю, что «Травел», с которым стояли на границе, тоже здесь, еще два «Неоплана» и брат-близнец «Мерс». Выпускаю пассажиров, иду в драйверскую. Тут во многих кафе на трассе существуют такие комнаты отдыха для водителей автобусов. Обычно стоит пара термосов с кофе и чаем, фрукты, бутерброды, выпечка. Тут же телевизор и пара кресел или диван. Такое обычно у сети заправок «АВС». В других – реже. Здешнее кафе к «АВС» не относится, а драйверская все равно есть. Правда, без дивана, но хоть пара столиков, кофе и холодильник с бутербродами имеются… Да!.. И в драйверских это все бесплатно. За счет заведения, так сказать.
Захожу, здороваюсь. Ба!.. Знакомые все лица! Занимая пол стола, сидит огромный, как шкаф, Валера, рядом пьет кофе Славка. Тесен мир. В прошлом году вместе работали от одной из питерских турфирм. За соседним столиком разместился экипаж «Травела».
–Здорово! – улыбается Валера. Моя ладонь полностью скрывается в его здоровенной волосатой лапе – Давно не виделись! Куда идешь, кого везешь?
– На «Викинг». Швеция, потом Дания. Три недели. А вы?– интересуюсь я, наливая кофе
– А мы на «Силью». В Германию а оттуда до городу Парижу – улыбается Славка – На три дня. Ты от кого сейчас?..
– Да, я не туристов везу. Школьников в летний лагерь. Будут там отдыхать и инглиш попутно изучать.
– И что, ты все три недели там с ними будешь? Однако!… – качает головой Валера – И, поди, еще и один как всегда, без напарника?
– Один, я всегда один…– отпиваю кофе
– Прямо как Джеймс Бонд, в одиночку работаешь! – Славка с хрустом потягивается – пойду покурю…

Допив кофе, выходим на улицу. Взгляд на часы – через пять минут стартовать. Славка и Валера идут на «Силью», а она отходит на полчаса позже, так что им сильно торопиться не нужно. Запускаю двигатель. Мои все уже на местах, Макс загоняет последних пионеров в салон и пересчитывает личный состав
– Все на месте. Можем ехать…

20.00. Турку. Трасса плавно огибает город и выходит прямо к замку Turunlinna – главной достопримечательности. Построен он был в незапамятные времена шведами. Да и вообще все города на западном побережъе по составу населения, в основном, шведские А Турку и Порвоо – вообще два самых старых города страны. До того как стать частью Российской империи, Финляндия все время была под шведами.. . Потом – под Россией…. Сейчас, после недолгой самостоятельности опять легли теперь уже под ЕС.

Как с горечью поведал мне один ветеран, прошедший обе войны:
– Обидно, что независимость, за которую было заплачено и кровью и жизнями, которую отстояло наше поколение, нынешние политики поднесли Евросоюзу на блюдечке …

И прав ведь дед! Я его точку зрения полностью разделяю. Ну, почему, скажите мне, политики в Брюсселе решают, как жить людям в Финляндии? А прелести глобализации финны уже распробовали, и сравнение далеко не в пользу ЕС. Тут и квоты на сельхозпродукцию, в результате которых разорилась масса мелких фермерских хозяйств, без усилий снабжавшая страну продуктами, и квота на «беженцев», со страшной силой прущих сюда из Африки и арабского мира, и как следствие, в разы возросшие криминал и наркота. Работать не хотят, наглые как танки. Чуть тронь его – вонь до небес поднимет – расизм и все такое. Сами себе финны яму выкопали… Если раньше еще могли выбирать и решать пустить не пустить, то сейчас – получите и не вякайте! И хрен оспоришь!… О том, что цены процентов на тридцать взлетели сразу, я уж и не говорю… Печально…

Поворачиваю направо, замок остается позади, а перед нами открывается пассажирский терминал с большими красными буквами «Viking Line» на крыше. Приехали! До посадки двадцать минут. Шеф уже ждет нас здесь – он приехал раньше. Выгружаю пассажиров – теперь они пойдут через пассажирский терминал, а мы – на грузовой. Разворачиваюсь и еду мимо замка назад. Поворот направо, еще направо – ворота открыты, заезжаю и встаю в очередь на погрузку. Глушу двигатель, цепляю под лобовое посадочный талон… Передо мной два автобуса, справа фура, легковой поток идет отдельно в четыре ряда по другим полосам. Где-то там и шеф тоже стоит. Ну, что ж, теперь будем ждать своей очереди.
Появляются регулировщики в кислотно-желтой форме, ходят между машинами, собирают информацию о длине транспортных средств.. Бородатый крепыш подходит ко мне, открываю дверь.

– Длина?
– Двенадцать метров
Он окидывает взглядом автобус:
– Какие двенадцать? Больше!..
– Какое больше!? Меньше!.. – вытаскиваю техпаспорт, тыкаю пальцем в нужную строчку. Взгляд его следует за пальцем и упирается в цифру 11.98
– На два сантиметра всего!
– Но ведь меньше! – смеюсь я

Он, кивнув, улыбается, отходит и что-то говорит в рацию, видимо дает сведения другой группе регулировщиков, которая работает непосредственно на пароме. Погрузка организована на диво четко и грамотно. Бородач дает отмашку, автобус, стоящий передо мной, медленно начинает движение. Запускаю двигатель, закрываю дверь. Двигаюсь следом. Легковушки, микрики, автобусы, фуры – весь этот поток сходится у аппарели и скрывается в необъятном чреве парома. Двое огромных грузовых ворот, как две пасти, проглатывают все новые и новые машины. Регулировщик показывает мне ряд, заезжаю на аппарель. После яркого солнца на улице, глаза привыкают не сразу. Здесь, хоть и есть освещение, нужно быть осторожным, чтобы не зацепить зеркалами краны магистралей, идущие вдоль переборок с одной стороны, и поднятый второй ярус грузовой палубы, на котором расположены легковушки, с другой. Что тут, что там, расстояние буквально несколько сантиметров.
Подползаю к корме стоящего впереди автобуса. Регулировщик показывает разведенными ладонями расстояние, наконец, кивает головой и скрещивает руки. ОК! Ставлю на ручник, глушу двигатель. Сумка с вещами уже собрана, пока стоял в ожидании погрузки. Теперь закрыть автобус – и в каюту!

Паром восьмипалубный. Называется «Изабелла». Каюта моя расположена на шестой, автобус остался на грузовой. Вскоре после отхода ее перекроют, и попасть туда можно будет лишь когда причалим в Мариенхамне на Аландских островах. Там выгрузится часть пассажиров и транспорта, там же сядут новые до Стокгольма. А потом только на подходе к Стокгольму. За сорок пять минут до прибытия замки автоматически откроются, и можно будет идти к машине. Сейчас тут делать нечего. Поднимаюсь на шестую палубу, получаю от коридорной карточку от своей каюты. Тут каюты для драйверов расположены в отдельном крыле неподалеку от трапа, ведущего к грузовой палубе, где и находится транспорт. Удобно – не нужно бегать по судну, искать… Все рядом, все указано.

После душного трюма в каюте тихо и прохладно. Свежий кондиционированный воздух, на койке аккуратно сложено полотенце. Отлично! Скидываю одежду и забираюсь в душевую. Каааайф! Великое дело – после рейса в душ забраться!
Усталость сразу куда то исчезла, выхожу в каюту через десять минут уже свежий и чистый. И голодный. Время ужинать, однако. Все-таки перекус в кафешке – это так, червячка заморить. Да и не особо хотелось, пока ехал, а сейчас уже желудок напоминает о себе и недовольно урчит. Надеваю чистую футболку и джинсы, в задний карман – плоскую фляжку с водкой. Конечно! Не в баре же покупать!.. Сейчас мы ее под хорошую закуску и употребим!

Ужин на пароме можно охарактеризовать как праздник желудка. Стол шведский и буквально ломится от различных блюд и закусок. Плюс к этому – пиво и вино здесь бесплатные – включены в стоимость ужина – пей не хочу! Причем наливаются из автоматов. Поэтому, я думаю, пионеры наши хоть и сидят кучей за столом под контролем, но все же наверняка либо пива, либо вина успели глотнуть. Я бы на их месте не преминул такой возможностью воспользоваться, ибо вспоминая себя в этом возрасте…

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/aarne-lutta/shvedskiy-anabazis-putevye-zametki-2009-god-71294983/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Шведский анабазис Путевые заметки. 2009 год Аарне Лутта
Шведский анабазис Путевые заметки. 2009 год

Аарне Лутта

Тип: электронная книга

Жанр: Книги о путешествиях

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 10.11.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Путевые заметки, написанные во время совместной работы с образовательным центром "Северная гардарика".

  • Добавить отзыв