Введение в египтологию: Путешествие в долину фараонов
Анастасия Михайловна Скрябина
Собранный материал рассказывает о государственном устройстве и его отражении на фресковой живописи и в скульптурных портретах (периодизация, характеристика самых известных фараонов), религиозных представлениях (все главные и любимые боги древних египтян), достижениях (особенно тех, чем пользуемся до сих пор – паруса, зеркала, соха, отвес, календарь, часы), жизненном укладе, особенностях искусства (архитектура, живопись, ювелирное искусство). Материал тщательно проверялся по разным источникам.
В примечании даются дополнения к отдельным именам, событиям, явлениям. Отдельно отобрана лирика Древнего Египта в русских переводах, в частности А. Ахматовой.
Данная научно-популярная книга, безусловно, поможет тем, кто стремится пополнить, уточнить и систематизировать свои знания о Древнем Египте и его богатом культурном наследии. Она ориентирована на широкий круг читателей.
Анастасия Скрябина
Введение в египтологию: Путешествие в долину фараонов
От составителя
Эта книга посвящена одному из самых загадочных этапов мировой истории. Поглощённая осевым временем культура Древнего Египта оставила целый мир артефактов, поражающий возвышенностью художественных образов, впечатляющей монументальностью, точно выверенной геометрической строгостью, выразительным лаконизмом. Священный дух древних египтян, наложил отпечаток (след) на всё их искусство – храмовую архитектуру, живописные фрески гробниц, рельефные оттиски обелисков, скульптуры фараонов и главных богов, иероглифические записи на папирусных свитках.
Неиссякаемый интерес учёных и художников к этой цивилизации сделал египтологию с конца 18 века отдельной наукой. Более того, увлечение древнеегипетской культурой духовно обогатило французскую культуру и в целом повлияло на европейскую гуманитарную мысль Нового времени. Правда, некоторые исследователи считают, что Древний Египет так и не создал своей философии и не оставил громких имён мыслителей. Однако созданная в Древнем Египте мифология и теология подарила людям веру в перерождение и последующую вечную жизнь и вообще возвеличила человеческую личность.
Собранный материал представлен во взаимосвязях с последующими эпохами, знаменитыми историческими личностями, датами, предметами и понятиями, что отвечает принципу исторической преемственности. Книга поможет тем, кто стремится уточнить и систематизировать свои знания о Древнем Египте и его наследии. Интерес к Древнему Египту не ослабевает. Его образы как миражи иногда прорываются из глубин нашего подсознания и зовут вернуться в реальность прошлого, чтобы человек мог обрести себя в настоящем и с уверенностью строить будущее.
Страна Нила
Около 5000 лет назад возник один из первых очагов цивилизации – Древний Египет. В конце IV – начале III тысячелетия до н.э. наступает новая фаза исторического развития, чему способствуют изобретение письменности, объединение страны, улучшение оросительной системы. В этот период, который принято называть ранним, из 40 городов-государств на севере Африки формируются два царства – Верхнее и Нижнее.
Местоположение древнеегипетского государства, вдоль самой длинной в мире реки Нил (6700 км), было обусловлено плодородием толстого слоя ила, оседающим в долине после ежегодных разливов с июня по сентябрь (следствие экваториальных ливневых дождей). Действительно, Египет – дар великого Нила, приносящего жизнь в эти пустынные земли. Сами египтяне называли свою страну «чёрная земля», подчёркивая плодородие её почвы в противоположность пустыне – «красной земле». На чёрных полях вдоль речных берегов египтяне сеяли и высаживали сельскохозяйственные растения, а с марта начинали собирать урожай. Речную глину умело использовали гончары и строители. Важным было и то, что река и её каналы являлась также главной и единственной транспортной артерией страны, по ней перевозились камни для строительства, продовольствие для жителей городов. Бескрайние пустыни вокруг долины защищали государство от чужеземных захватчиков.
Вторым не менее существенным фактором в географии и экономической жизни Египта было солнце. Летом и зимой длина светового дня почти постоянна, солнце восходит и садится очень быстро. Солнце освещает и обогревает Египет лучше, чем любую другую страну. Качество солнечного света не менее важно, чем продолжительность светового дня и способность творить тепло. В Верхнем Египте сияющее великолепие солнца не заслоняет никакая дымка. Очень редко небо омрачается проносящимся облаком. Солнце, луна и звезды сияют на небесном небосводе подобно бриллиантам. Солнце дарит Египту более мягкий климат, чем в других средиземноморских странах. Первый греческий историк и путешественник Геродот в V в. до н.э. отмечает это: «В Египте правит вечное лето». Солнцу египтяне обязаны мягким климатом, благоприятным для человека и растений, чистым и здоровым воздухом, убивающим вредные испарения, продлевающим жизнь и веселящим сердце. Оно упрощает условия существования, стимулирует всхожесть, и когда солнце не опаляет, оно радует всё. Поэтому неудивительно, что одним из высших культов был культ солнца, даже сам Египет называли страной Солнца, а фараонов его сыновьями. Этот географический и климатический факторы сыграли решающую роль в экономическом развитии Египта.
Древний Египет был сказочно богатой страной. Бесстрашные купцы на деревянных кораблях проложили путь во многие страны Средиземного моря, куда в конце своего пути впадает Нил. Шёл оживлённый обмен своих товаров на местное сырьё и предметы роскоши. Специями и пряностями (корица, мускатный орех, чёрный перец, корень имбиря) торговали арабские мореплаватели. Мирра и ладан для религиозных церемоний доставлялись из Аравии. Из Индии и с острова Цейлон (ныне Шри-Ланка) везли сандаловое дерево. Золото, слоновая кость, фрукты, жирафы, обезьяны, красивые шкуры леопарда и живые бабуины были желанными товарами. Одним из самых важных ввозимых товаров была кедровая чёрная древесина из Ливана, которую использовали египтяне для строительства своих кораблей. Многочисленные порты по берегам служили местами выгрузки товаров. У древних египтян ещё не было монет, а потому они вели меновую торговлю.
Более трёх тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Каждый человек занимал своё место в чёткой схеме социального устройства, образующую пирамиду. Вершину занимал фараон, сосредоточивший в одном лице все существующие тогда формы власти. За ним следовали жрецы, министры, военачальники, номархи (правители ном – провинций). Затем шли писцы, сборщики налогов, контролирующие исполнение законов. Самой многочисленной группой были простолюдины:охотники, рыбаки, торговцы, ремесленники, строители, немного ниже по социальной лестнице стояли крестьяне, возделывающие поля и выращивающие скот. В подножье пирамиды были рабы, не имеющие никаких прав. Ряды рабов постоянно пополнялись захваченными в плен воинами, а также впавшими в долги бедняками. Дети рабов тоже становились рабами.
Власть фараонов
Слово «фараон» переводится как «великий дом», но оно означало не дворец царя, а царское господство в целом, распространявшееся на землю и всех египтян. Фараон владел всем, что принадлежало его подданным. Начиная с эпохи Нового царства, фараоном стали называть самого правителя. Он имел несколько официальных титулов, подтверждающих его уникальный статус в обществе – царя и бога одновременно.
Египтяне верили, что их фараон был живым богом, который один мог объединить всю страну и поддерживать космический порядок и правосудие. И что именно боги выбирали фараона, чтобы на земле торжествовали мир и справедливость. Даже в именах (данных при рождении и тронных) фараонов всегда была часть имени почитаемого бога. Египтяне верили, что когда фараон умрёт, он станет богом и достигнет вечной жизни. Считалось, что каждый земной царь был сыном бога Ра и после смерти станет Осирисом. Как писали тогда, фараон – это «бог, дарующий жизнь всем людям; он – отец и мать всех живущих; он – единственный, нет подобных ему». Он – живой сын бога, воплощение Ра и Осириса. Верховная власть была обожествлена и достигла своего абсолютного могущества после объединения страны. Фараоны почитались как живущие на земле боги. Египтяне были обязаны им всем, что имели. Считалось, что без божественного правителя всё погрузилось бы снова во тьму, и воцарился бы хаос.
Богатейшая история Древнего Египта как государства, насчитывающая почти три тысячелетия, тесно связана с личностями, многие из которых известны во всем мире и даже стали имена нарицательными. Исследователи разделили историю Египта на пять эпох: Раннее царство (ок. 3000 – 2650 гг. до н.э.), Древнее царство (около 2650 – 2150), Среднее царство (около 2040 – 1640), Новое царство (около 1550 – 1070) и Поздний период (около 712 – 332). Учёные полагают, что история правления фараонов завершилась с окончательным завоеванием Египта греками в 332 г. до н.э.
За 26 веков на троне сменилось 30 династий, т.е. примерно 350 фараонов. Первым фараоном был Нармер (Менес), властвовавший над Верхним Египтом (долина Нила) и завоевавший Нижний Египет (дельта Нила). Именно он в эпоху Раннего царства объединил Верхний и Нижний Египет, центром которого стал город Абидос.
Эпоха Древнего царства – это время царей Джосера, Хеопса, Хефрена, Микерина и строительства их гигантских пирамид. Столицей становится город-крепость Мемфис, построенный ещё Нермером на границе двух государств. Само же слово Египет («Айгюптос») – греческого происхождения, представляет собой искажённое поэтическое название столицы Древнего царства Мемфиса – Хет-ка-Птах, что переводе «крепость бога Птаха», его поэтическое название – «Весы Обеих Земель». Именно в эпоху Древнего царства сложились художественные каноны в египетском художественном искусстве, которые резко отличают его от искусства других стран. К концу Древнего царства наблюдается ослабление центральной власти и усиление сепаратизма в различных провинциях. Раздробление приводит в упадок главный центр Древнего царства – Мемфис. Появляются два самых влиятельных центра страны: на севере Верхнего Египта – Гелиополь и на юге – Фивы.
В эпоху Среднего царства в результате военных столкновений столицей объединённого Египта становятся Фивы. В это время получила своё наиболее яркое развитие египетская литература (сказки, басни, мифы, поучения, пророчества, любовная лирика), записанная на папирусах. Тогда же возник новый литературный жанр – описание путешествий. Также сохранились практические наблюдения, познания в медицине, математике, астрономии этого периода. С 1663 – 1567 гг. до н.э. – почти сто лет Египтом правили гиксосы* – союз азиатских кочевых племён (именно от них египтяне узнали о лошадях). Фиванцы, изгнав захватчиков, создали Новое царство.
Эпоха Нового царства – это эпоха наивысшего экономического, государственного и культурного расцвета Древнего Египта. Успешные военные походы обогатили страну, что дало возможность развернуть крупное строительство храмов в честь богов и собственных побед. Торговцы и воины путешествовали в Африку, Азию и страны Средиземноморья. Все знаменитые нам сегодня фараоны относятся к этому периоду. О них известно следующее.
Хатшепсут (1479-1457 до н.э.) – первая женщина-фараон, чьё имя означает «самая благородная из дам». Любимая дочь фараона Тутмоса I, одного из творцов Египетской империи. После смерти мужа и сводного брата Тутмоса II, скончавшегося совсем молодым, вероятно, от оспы, она становится регентшей, отстранив наследника Тутмоса III (пасынка, единственного внебрачного сына Тутмоса II) от правления. Провозгласив себя полноправным фараоном, Хатшепсут строила храмы, установила множество статуй, говоривших о её божественном происхождении.
На гранитных обелисках, весом более 300 тонн, возведённых по приказу Хатшепсут в Карнаке, изображался бог Амон, признающий сан прекрасной царицы. На них Амон возвещал: «О, моя возлюбленная дочь, я, твой любимый отец, признаю твой царский сан! Я возвожу тебя на мой трон. Я вручаю тебе скипетр и опахало. Я породил тебя, дабы ты стала опорой этой земле». Именно это и сберегло обелиски от разрушения потомков. Хатшепсут была первым фараоном, запечатлевшим своё божественное происхождение в надписях и рельефах. Вероятно, она хотела остаться в памяти людей как самостоятельный правитель. Эта женщина-фараон правила Египтом двадцать один год, вела мирную внешнюю политику, больше уделяя внимание торговле и экзотическим путешествиям в страну Пунт (предположительно это была восточная часть Африки – теперешние Сомали, Эритрея, Йемен или Южный Судан). Время её правления – время стабильности и торговли. Под руководством её фаворита – талантливого архитектора Сенмута – была возведена гробница Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, в окрестностях Фив.
Тутмос III (1479-1425 до н.э.) после смерти Хатшепсут сумел взять власть, разрушив большинство статуй, принадлежащих мачехе. Он был непобедимым полководцем, на его счету 17 походов, при его правлении территория Египта расширилась далеко на юг и на восток. Тутмос («сын бога Тота») воплощает новую государственную идею: присоединять к Египту столько соседних земель, сколько хватит сил. Он завоевал Сирию, южную Нубию, Палестину. При нём страна достигла расцвета своего могущества.
Аменхатеп IV (Эхнатон) (1352-1336 до н.э.) десятый фараон XVIII династии правил Египтом 17 лет и вошел в историю как фараон-еретик, а время его правления в науке получило название «амарнского периода». Эхнатон заявил, что бог Атон (бог солнечного диска) лучше других богов тем, что его может видеть каждый. Этот бог объемлет своей любовью все творения, он единый бог над всем. (Раньше считалось, что только фараон и жрецы потомки бога Ра.) Он внушил своим подданным, что Атон – универсальный мировой бог, а фараон – его избранник, «возлюбленный сын». Культ Амона-Ра был запрещён и введён культ второстепенного бога Атона, чтобы сломить могущество жрецов, распоряжавшихся третьей частью всех доходов и сделать власть в стране централизованной, единоличной. Он сменил своё имя Аменхатеп IV («сын Амона») на Эхнатон* (означает «слуга Атона») и объявил себя главным жрецом государства. Выдающимся литературным памятником эпохи стал «Гимн Атону», авторство которого приписывается самому фараону. Эта религиозная реформа (атонизм) потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры.
Почти два десятилетия с 1372 по 1354 год до н.э. в Египте осуществлялся первый в истории человечества поворот к монотеизму: боролись со жрецами всех богов, возводили храмы нового главного бога и строили новую столицу Ахетатон* (горизонт Атона). Этот период называют амарнский. После его смерти жрецы восстановили культ Амона и прокляли фараона-еретика. Оценки, споры о нём и его реформе не прекращаются до сих пор.
Главной женой и соправительницей своенравного фараона была царица Нефертити* (в переводе «пришла красавица»). Никогда прежде жена фараона не принимала такого активного участия в жизни страны. У нее было шесть дочерей, но, к сожалению, не было наследника, что и послужило причиной опалы. Незаконченный портрет Нефертити нашли в 1911 году в руинах Ахетатона (ныне известный как Эль-Амарна) в мастерской придворного скульптора Тутмоса. Это её изображение до сих пор считается одним из общепризнанных идеалов женской красоты и одним из самых прекрасных и знаменитых образцов древнеегипетского искусства.
Фараона Тутанхамона (1336-1327 до н.э.), сына Эхнатона, возвели на трон в 9 лет, но за него правил визирь отца. Взойдя на престол, юный правитель примирился со жрецами, сменив данное отцом имя Тутанхатон («живой образ Атона») на Тутанхамон («живой образ Амона»). Он считал отцом своего деда Аменхотепа III. Умер Тутанхамон в возрасте девятнадцати лет. Имя этого фараона стало широко известным только благодаря тому, что 26 ноября 1922 года английский археолог Говард Картер*, после более чем 3200 лет после захоронения, нашел вход в помещение гробницы и обнаружил в ней более 2000 ценных предметов. Только в 2010 году по результатам генетической экспертизы стало известно, что причиной смерти молодого фараона стала малярия и плохая наследственность.
Рамсес II* (1279-1213 до н.э.), фараон XIX династии, считал себя великим воином. После знаменитой битвы под Кадешем* с хеттами (1274 г. до н.э.), чтобы прославить себя, он возводил грандиозные храмы (в том числе и уникальный храм в Абу-Симбеле, высеченный в горной породе в 1269 г. до н.э.), монументы, колоссальные скульптуры по всему царству и подвластной ему Нубии. При нём был подписан договор с хеттами – первый мирный договор в истории человечества. Он унаследовал престол в 25 лет, правил 67 лет, дожил до 92 лет и был отцом 100 сыновей. Главной женой Рамсеса II была прекрасная аристократка Нефертари (в переводе «самая прекрасная»). Про неё сам фараон говорил так: «Каждое утро Солнце поднимается над землёй, чтобы вновь увидеть её красоту». После смерти этого правителя девять фараонов носили его имя.
Александр Македонский* после победы в 332 г. до н.э. (над персидским царём Камбизом, захватившим Египет в 525 г. до н.э.) был провозглашен в Карнаке (главном храме) фараоном, сыном бога Амона-Ра и стал новым правителем Египта. Основал в свою честь новый город-столицу Александрию*, создал органы самоуправления, узаконил греческий язык. С этого момента начинается эллинизация Египта. Уже после смерти непобедимого полководца в 323 году до н.э. один из его сподвижников полководец Птолемей Сотер привёз в Александрию тело Македонского, построил гробницу (она до сих пор не найдена) и вскоре стал верховным правителем Египта. Таким образом, к власти приходит последняя правящая династия – Птолемеев. Эта династия из 15 греческих фараонов правили с 305 г. до 30 г. до н.э.
Клеопатра* (51-30 г. до н.э.) была самой знаменитой царицей Египта и его последней правительницей. Её имя (в переводе «слава отца») ещё при жизни было овеяно множеством легенд. Дочь фараона Птолемея XII Клеопатра VII после смерти отца в 51 г. до н.э., расправившись с родным братом-наследником с помощью римского полководца Юлия Цезаря, становится во главе царства. Затем она как царица Египта и возлюбленная великого полководца прибывает в Рим. Когда Цезарь был убит, она вернулась в Александрию. Пытаясь добиться могущества Египта и сохранить свою единоличную власть, Клеопатра привлекает на свою сторону влиятельного римского полководца Марка Антония. Но планам и надеждам египетской царицы, следовавшей заветам Александра Македонского, не суждено было сбыться.
Со смертью Клеопатры и её возлюбленного закончилась эпоха фараонов, в 30 году до н.э. при императоре Октавиане (провозглашённым потом Августом) Египет становится Римской провинцией.
Религия
В глазах древних греков египтяне были «религиознейшими из людей». Если взглянуть на их жизнь глазами Геродота, можно сказать, что египтяне существовали в мире божественного. В египетских текстах встречается более двух тысяч богов. Однако главных богов было немного.
Бог солнца Ра каждый день проплывал по небу, перевозя в своей ладье солнце, а ночью боролся с чудовищами в подземном мире. Одним и символов бога Ра на земле считался голубой цветок нильской лилии, очень похожий на небосвод, в центре которого сияет солнце. Он распускался сразу после восхода солнца и, закрываясь на закате, погружался в воду.
Амон первоначально считался богом ветра и особенно почитался в Фивах, но впоследствии, когда город стали столицей Египта, взял на себя роль главного бога-творца. Его стали назвать Амон-Ра, его сначала изображали как человека в короне, украшенной двумя длинными перьями, потом он стал незримым.
Птах – бог, сотворивший мир и все живые существа, просто произнеся вслух их названия. Его изображают в виде мумии человека с бородой, держащего в руках анх – символ жизни. Он также бог искусств и ремесел, воды, земли и мирового разума.
Гор (Хорас) – древнейших из богов Египта, относящийся к солнцу и небу, но самой главной его задачей было оберегать фараона. Гора изображали в виде сокола или человека с головой сокола, у которого вместо одного глаза – луна, а вместо другого – солнце. Его имя переводится как «тот, кто высоко вверху». Гора также считали хранителем великой мудрости. На статуе Хефрена, ок. 2540 г. до н.э. (Египетский музей, Каир) Гор простирает крылья вокруг фараона, словно окутывая его перистым плащом, и шепчет ему на ухо мудрые советы, не предназначенные для посторонних ушей.
Хатхор – богиня плодородия, любви и красоты изображалась в образе женщины, держащей солнце между рогов, или коровы. Она покровительствовала музыке, искусствам, веселью. Считалось, что Хатхор развлекала Ра – бога солнца, если у него было плохое настроение. Египтяне посвящали ей большие праздники.
Тот – бог Луны, письменности, мудрости и знания (с головой чибиса).
Существовали божества и культы, особенно почитаемые в определённых городах: в Мемфисе – Птах, в Фивах – Амон, в Гелиополе – Ра, В Абидосе – Осирис. В эпоху Древнего царства бог Ра – это солнце, он являлся демиургом, отцом богов и основателем всего сущего. Потом в период Среднего царства, когда столицей стали Фивы, местный фиванский бог Амон провозглашается верховным богом и к его культу относят ряд функций бога Ра. Богами, которых почитала вся страна, были бог Ра и Осирис.
Осирис – бог животворной воды и произрастания. Он сын Геба (бога земли) и Нут (богини неба). Легенда гласит, что некогда египетский бог Осирис был первым царём на земле. Он научил египтян многим премудростям: растить урожай, строить дома, изготавливать инструменты, лечить болезни. Но его родной брат Сет – бог хаоса, пустынь, неурожая, штормов и войн, желая захватить трон, убил его. Сестра и жена Осириса Исида (покровительница и волшебница, её часто изображали с солнечным диском на голове и относились к ней, как к матери) и бог Анубис (Чёрная собака загробного мира) помогли Осирису ненадолго воскреснуть. После победы Хораса (царский сын, древний бог солнца, сохранивший свой тотемный облик сокола, ставший в последствии хранителем царей и одним из священных титулов фараона) над Сетом Осирис становится богом подземного царства.
Осирис также был богом растительности, причём, возможно, эта функция божества – древнейшая. Именно поэтому на фресках и папирусах его изображали зелёным. Он персонифицировал собой ежегодный цикл возрождения природы и поэтому почитался по всей стране. С верой в него жил каждый крестьянин. Супруга Осириса Исида почиталась как верная жена и любящая мать, а также всесильная богиня магии. Осирис, Исида и Хорас (или Гор) почитались в качестве божественной семьи, или триады.
Возрождение Осириса было своего рода отмщением. Миф об Осирисе давал надежду древним египтянам на воскрешение после смерти. Первоначально предполагалось, что только фараоны могут воскреснуть, но со временем все египтяне получили обещание вечной жизни. Для того, чтобы обрести после смерти вечную жизнь, необходимо было заботиться обо всех составляющих человеческой личности – о теле, имени, тени и душе. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего царства на стенках саркофагов, в период Нового царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мёртвых» (правильный перевод – «Книга о выходе на свет дня»). В ней написано, что после смерти Анубис, ставший богом мумификации, вел человека на суд в Зал Двух Истин.
Сердце взвешивала на весах Истины богиня Маат (её изображали со страусовым пером на голове и крыльями), олицетворявшая порядок и справедливость, она была дочерью бога Ра и участвовала в сотворении мира, её заветам должны были следовать даже фараоны. На одной чаше весов – сердце человека, на другой – перо истины. Безгрешное сердце должно быть легче перышка. Сердце, отягощённое грехами и злыми помыслами, кидают на съедение Амт, чудовищу с головой крокодила, телом льва и задними лапами гиппопотама. Эта вторичная смерть в глазах египтян была уже окончательной – следствием её становилось полное небытие человека. Прошедшего же это последнее испытание ждали Поля Тростника, где блаженные умершие будут вечно собирать богатые урожаи под бдительным оком Осириса – доброго бога, правителя загробного мира.
Неверно было бы считать, что древние египтяне были одержимы мыслью о смерти. Скорее, они мечтали о вечной жизни. Все их заупокойные обряды – мумификация, погребение и поминальные праздники – проводились для того, чтобы обрести вечную, райскую жизнь после смерти. Люди верили, что под землей лежит огромный, мрачный мир, куда по ночам уходит солнце. В основе заупокойного культа – вера в загробную жизнь и бессмертие души, надежда на возрождение. Смерть для египтян была просто уходом в другой мир, где смерти уже не было, и египтяне там могли жить вечно.
Этот главный культ определил характер искусства и науки Древнего Египта, привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета. Древние египтяне считали, что душа человека будет жить вечно только в том случае, если сохранится его тело. Поэтому они делали мумии, а потом помещали её в антропоморфные саркофаги. На лицо мумии накладывали маску-портрет, чтобы душа узнала потом свою плоть.
Ежедневная смена дня и ночи тоже имела своё мифологическое объяснение. По легенде, когда Хорас, сын Осириса, подрос, он решил отомстить за смерть отца. В конце концов, он одолевает Сета и завоёвывает трон, однако этой войне никогда не суждено закончиться. Борьбу света и тьмы египтяне представляли себе как ежедневную борьбу богов Хораса и Сета, а также как извечную борьбу добра со злом. Хорас становится богом солнца, побеждающим силы мрака. В его честь потомками-фараонами в Эдфу был воздвигнут храм, на стенах которого история египетской теологии. В одной из битв Хорас потерял глаз, который стал символом борьбы со злом, исцеления, а также всевидящим оком. Каждый фараон при жизни отождествлялся с этим богом, а после своей смерти должен был стать Осирисом.
Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона – живого бога на земле, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы, умирающей и вечно возрождающейся). Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Нилом – источником процветания государства. Когда египтяне ждали наводнений (разливов), они молились богу Хапи, обитающему в пещере близ Асуана, откуда начинаются разливы Нила. Миф рассказывает, что, когда наступало время, дверь пещеры распахивал бог Хнум с бараньей головой (слепивший первых людей из глины и затем вдохнувший в них душу), и тогда разлив происходил у самой пещеры, «заставляя смеяться луга».
Древний Египет – классическая страна поклонения богам в виде животных. Некоторые боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом и головами животных. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, повиноваться и поклоняться. Культ животных в Египте самый древний. Считалось, что каждый бог представлен на земле в виде сакрального животного.
Культ кошки был связан с культом богини Бастет – дочери Ра. С ней связывали благополучие семьи, радость. Они были самыми популярными домашними животными. Кошек обожествляли, потому что они ловили мышей, уничтожавших хранящиеся запасы зерна целой семьи и семена будущего урожая. Ещё египтян восхищало то, как кошка ухаживает за котятами. Поэтому, естественно, богиня – покровительница матерей получила кошачье лицо. Каждый год в честь неё устраивались фестивали. Мумии кошек хоронили на кладбищах около храмов Бастет. Убивать кошек – было запрещено. Слово для обозначение кошки в древнеегипетском – миу, что похожее на мяу.
Бог водной пучины и воинства Себек, изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила. Силу, мощь и коварство этих рептилий – обитателей Нила – египтяне хорошо знали. Себека часто изображали с разинутой огромной пастью. Одним из главных символов верховной власти, обязательными атрибутами царской короны-урей были богиня-коршун Нехбет (покровительница Верхнего Египта)и кобра Ваджет (покровительница Нижнего Египта). Последняя всегда с угрожающе раскрытым капюшоном внушала страх и оберегала. Также она являлась и символом самого фараона, потому что египтяне считали, что змеи бессмертны.
Жук-скарабей отождествлялся с богом утреннего солнца Хепри. Самовоспроизводящийся из навоза, он символизировал солнце, создающее себя вновь каждое утро и затем медленно передвигающееся по небу. Его изображение использовали в амулетах, печатях. Богиня войны Сохмет («могущественная») была с львиной головой. Воины, идущие в бой, просили её наделить их своей яростью. В Древнем Египте фараона часто изображали в образе льва, самого свирепого и сильного хищника. Благодаря роскошной гриве, золотистой шкуре и царственным повадкам Лев является ещё и древним символом солнца, воплощением высшей власти на земле.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71293675?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.