Граффити и муралы. Женский взгляд на стрит-арт
Алессандра Маттанца
Стрит-арт
Как женщины меняют лицо уличного искусства? От дерзких граффити до впечатляющих муралов – их творения наполняют поверхности городов по всему миру силой, красотой и социальной значимостью.
Через интервью и примеры работ эта книга проливает свет на творческий путь и уникальный стиль 24 самых известных уличных художниц, среди которых Annatomix, чьи муралы напоминают оригами, потрясающие воображение краски Maya Hayuk и ни на что не похожие работы Olek, облачившей в вязаные полотна целые дома. Их истории разнятся, но каждая оказала мощное влияние на современную культуру и репрезентацию женщин в мире стрит-арта.
Погрузитесь в удивительный мир уличного искусства через страницы этой книги!
Алессандра Маттанца
Граффити и муралы. Женский взгляд на стрит-арт
© is a registered trademark property of White Star s.r.l.
© 2022 White Star s.r.l. Piazzale Luigi Cadorna, 6 – 20123 Milano, Italia www.whitestar.it (http://www.whitestar.it/)
© White Star Publishers, 2022
© Перевод. О. Хомченко, 2023
© Оформление. ООО «Издательство АСТ», 2024
Женщины в стрит-арте
Автор: Стефани Утц
Ясно ли мы представляем, сколько на свете талантливых художниц? Правда ли, что, когда речь заходит о женском искусстве, можно столкнуться с определенной предвзятостью, пусть даже на бессознательном уровне, или дискуссия такого рода уже не имеет под собой основания?
В настоящее время наблюдается драматическая разница между числом выпускниц художественных учебных заведений и количеством художниц, чьи работы представленны в галереях и музеях. По данным Национального музея женского искусства, больше половины всех деятелей изобразительного искусства в США – женщины, однако в галереях и музеях художницам принадлежит не более тридцати процентов работ. Согласно статистике, это связано не с низкой квалификацией женщин в искусстве, а исключительно с кураторской практикой музеев и галерей, которым следует задуматься над ней и принять активные меры ради более сбалансированного представления авторов в коллекциях.
Тем важнее становятся выставки представительниц уличного искусства. Самим своим фактом, они не только ломают стереотип об исключительности мужчин в стрит-арте, но и знакомят зрителей с более широким спектром авторского взгляда и творческих техник.
Однако даже признание женского уличного искусства на авторитетном уровне часто приводит к новой проблеме: плоды их творчества начинают называть «феминными». Парадоксально, но, даже несмотря на пестрое разнообразие стиля и тематик, это приводит к выделению художниц в отдельную группу индивидов, что, в свою очередь, приводит к разделению, подразумевающему покровительственные сравнения, ведь часто успех женщины определяется исключительно по отношению к их коллегам-мужчинам.
Как и многие другие уличные художницы, Свун противится гендерным интерпретациям своих работ. Она считается образцом самостоятельной женской карьеры и признана во всем мире за свои бумажные аппликации в натуральную величину. Майя Гаюк, автор масштабных красочных муралов, работает только с теми галереями, что представляют определенный процент художниц. Работы Фэйт 47, воплощает своим уникальным женским стилем сложные социальные реалии, тогда как АЙКО, используя элементы манги, игриво обращается к женской сексуальности, наполняя пространства доминирующих мужчин узнаваемым женственным колоритом и содержанием. А Мисс Ван демонстрирует силу женской природы в арт-среде через образы с обнаженной грудью.
Итак, какова ситуация на сегодняшний день? Многое изменилось за последние годы. Работая в разных стилях, одни художницы сознательно отстаивают женские элементы в уличном искусстве, тогда как другие выходят за рамки гендера. Они намеренно ставят женственность под сомнение, делая ее оружием и игнорируя любые социальные условности. Многие художницы публично играют со своей женской идентичностью, раскрывая свою личность из-под псевдонимов, что только способствует распространению женского уличного искусства, претендующего на место в художественной сфере.
Стрит-арт больше не эксклюзивный мужской клуб. На преодоление гендерных стереотипов ушло немало лет, но теперь, наконец, можно сказать, что пришло женское время. Тем не менее, пока раскрыта лишь мизерная доля возможного потенциала. Есть еще множество талантливых художниц, только прокладывающих себе путь на передовую уличного искусства.
Вне всякого сомнения, признание женского вклада в уличное искусство, возникновение платформ для женских выставок все больше вдохновляет девушек и женщин всего мира выражать свою индивидуальность в этом ключе.
Стефани Утц, соучредитель Музея городского и современного искусства (MUCA), (Мюнхен, Германия)
Чем сильнее женщины, тем сильнее искусство
Автор: Алессандра Маттанца
Порой, мы встречаем женщину, чей образ навсегда отпечатывается в памяти, а знакомство с ней становится основой всей вашей жизни. Журналистка, писательница и активистка Глория Стайнем всегда была в авангарде борьбы за гендерное равенство. Знакомство с ней взволновало меня не только из-за ее взглядов и образа мыслей, но и благодаря душевной теплоте, женской силе, львиной выдержке, отваге, бесстрашии. Ее пылкий ум преодолевает границы пола, пространства и времени, а идеи, которым она всегда хранит верность, пронизывают прошлое, настоящее и будущее. Глория – настоящий друг всех женщин, и именно наша встреча так глубоко тронула меня.
«Я бесконечно восхищаюсь Глорией. Она потрясающий человек и пример женщины, которой мы все хотим стать. Стайнем олицетворяет женщин во всей их сложности и многогранности. Меня поражает ее невероятная чуткость и настойчивость, неиссякаемое терпение и несгибаемая воля, побуждающая двигаться вперед и не пасовать перед любыми, даже самыми отчаянными трудностями», – признается Джулианна Мур, сыгравшая главную роль в фильме «Глории» Джули Теймор, режиссера картины «Фрида» и не менее удивительной женщины. Именно фильм о Глории Стайнем, мастерски показавший ее путь, ее борьбу за независимость и признание основных прав человека, побудил меня издать книгу, посвященную уличным художницам. Эти женщины трудятся в сфере, которая еще совсем недавно считалась исключительно мужской. Отчасти из-за свободного и довольно-таки дикого образа жизни уличных художников, отчасти из-за тяжелых физических нагрузок, сопряженных с этим видом искусства. Нельзя не сказать и об опасностях, с которыми они сталкиваются, особенно тайно работая по ночам. Как уличный фотограф, я разделяю с ними понимание трудностей их профессии и частые случаи дискриминации. Будучи журналисткой, я часто оказывалась единственной женщиной за столом и каждый раз спрашивала себя: «Почему?»
Каждая художница, встреченная мною, так или иначе, вдохновляла меня продолжать. Быть знакомой с такими невероятными женщинами, что упорно и отважно ищут свое место в мире, где, наконец, обретают голос – большая честь для меня.
С самого детства меня зачаровывали выдающиеся женщины. Меня не покидало ощущение, что их сила высвобождает особую очищающую энергию, способную, ни много ни мало, изменить мир. Зачастую, именно поэтому, непонятые, они часто обрекали себя на одиночество, не оставляя борьбу. Несмотря на социальные «нормы», призванные сделать их невидимками, они продолжали излучать внутренний свет. Они – бунтарки, ведущие борьбу против правил и устоев во имя своих собственных принципов. Они – женщины, вышедшие за рамки «обыденности» своего времени и гендерных стереотипов, стремящиеся сломать принципы устоявшихся образов мышления, во имя своих собственных. Они смогли выполнять традиционно мужскую работу, подвергающиеся жестокому обращению, но нашедшие в себе силы начать все сначала и помогать другим. Такие как они всегда полны решимости покорить Нью-Йорк, расписывая его стены или размещая портреты вдоль улиц.
Леди Пинк (Lady Pink), вероятно, была первой художницей, добившейся успеха во все еще в основном мужской среде, а именно – в сфере граффити. Она использовала свой успех для продвижения права каждого на равенство и равные возможности, а еще для того, чтобы обратиться к молодежи и воодушевить ее не бояться следовать за мечтой. Внимание к социальной функции искусства в форме предостережения и обличения несправедливости занимает центральное место в творчестве всех уличных художниц, которых я знаю.
«Женщина, решившая стать полноправным членом общества, всегда должна помнить об армии сторонников статуса-кво, воспринимающей ее как глупую шутку. Это их естественная реакция и первое средство самообороны. Такой женщине понадобится помощь других женщин».
Глория Стайнем
Работы Татьяны Фазлализаде посвящены, прежде всего, положению женщин и, в частности, женщин афроамериканского происхождения. Чтобы осветить его, она провела кампанию «Перестань просить женщин улыбнуться», собирая свидетельства о драматичном и часто глубоко болезненном жизненном женском опыте.
Женщины, чьи имена представлены в этой книге, – особенные и экстраординарные личности. Знакомство с ними непременно произведет на вас глубокое впечатление, а их истории о бесчисленных приключениях, новаторских взглядах, борьбе за природу и будущее, несомненно, коснутся глубин читательской души. Они расскажут вам о своей трудной жизни и о бесчеловечных условиях, в которых и по сей день находится множество женщин по всему миру. Они проведут читателя туда, где женщины до сих пор подвергаются жестокому обращению, лишенные прав и стремлений, они считаются существами немногим выше животных. Художница Шамсия Хассани, не понаслышке знакомая с современным положением афганских женщин, может лично представить не одно драматическое свидетельство. Ее искусство, подобно булыжнику, который она швыряет в «окна» мира, призвано привлечь внимание других стран к жестокой дискриминации ее родины.
Помимо прочего, книга станет чудесным путеводителем по бескрайним вселенным художниц, выражающих человеческую натуру как бесконечный цикл природы. Как в образах уличной художницы Свун (Swoon) можно обнаружить интенции чарующих шаманских заклинаний, рождающих в подсознании зрителя конкретные образы, первобытного животного инстинкта и неиссякаемую силу океанских волн.
Благодаря этим художницам, по всему миру возникают все новые и новые женские сообщества. Они устали быть невидимками и больше не боятся выражать свое мнение и поддерживать друг друга в принципах истинного женского Ренессанса. Только сплотившись, женщины становятся сильнее. Наша сила – в единстве, и это только начало.
Айко (Аiko)
Экспрессионизм, объединивший чувственность востока и запада
«Если что я и поняла с самого начала, так это то, что молодая иностранка не может рассчитывать на мгновенный успех в любой деятельности, тем более в искусстве».
СТЕНА ХЬЮСТОН-БАУЭРИ – (Нью-Йорк, США, 2012). Фото Марты Купер
АЙКО – художница, работающая в традиционной технике трафаретного граффити. Но ее подход сейчас – большая редкость, ведь она сама вырезает трафареты, а затем, даже на очень масштабных стенах, раскрашивает их вручную. Ее творчество выделяется на общем фоне величественным и чарующим объединением Востока и Запада, а также благодаря сексуальным, обольстительным женским образам, сильным и непреодолимо притягательным, которые, как и она сама, невольно привлекают взгляд. Ее муралы уникальны – зачастую они огромны, при этом всегда незабываемы и способны прочно запасть в душу. АЙКО, она же ЛЕДИ АЙКО (LADY AIKO), родилась в Японии, но сексистская культура ее родины с самого детства душила ее ограничениями, и это стало причиной ее переезда в Нью-Йорк, который сразу же вдохновил ее. «Я родилась и выросла в центре Токио. Меня всегда окружала богатая культура и прекрасные древние традиции. Мое детство можно назвать счастливым, потому что я могла свободно учиться пению, танцам, письму, рисованию и музыке. Большую часть времени я занималась выражением собственной версии чего угодно, чем развлекала окружающих», – с ноткой ностальгии в голосе вспоминает она. «В три года я уже лазала по лестницам и, вместе с друзьями, радостно раскрашивала стены в детском саду. Видимо уже тогда где-то глубоко в душе я знала, что хочу связать жизнь с искусством. Меня и по сей день отличает та страсть, радость и преданность труду. Семья поощряла мои разношерстные увлечения, стойко перенося любые перемены в моей деятельности. Когда я была подростком 1980–90-х годов, меня очаровали зарубежная андеграундная культура, независимый кинематограф, поп-арт, панк и электронная музыка; но из-за ограниченного доступа этого было мне недостаточно. Я постоянно испытывала жажду большего. Кроме того, с моими интересами и взглядами я осознала, что не вписываюсь в стереотипное японское общество, где доминируют мужчины. Меня это крайне разочаровывало. Еще школьницей я поняла, что патриархальная культура не позволит мне добиться успеха в живописи», – признается она.
Следуя за мечтой, АЙКО уехала в Соединенные Штаты: «После окончания Университета Искусств, где я изучала графический дизайн и кинопроизводство, я отправилась в Нью-Йорк создать собственную версию жизни художницы 90-х годов».
КОНИ АРТ-ВОЛЛ– (Нью-Йорк, США, 2015). Фото AIKO STUDIO
Поначалу все складывалось не очень гладко: «Начинать все заново в Штатах было непросто. В то время не у всех был Интернет, а у меня не было ни нужных знакомств, ни знания языка. Все, что я взяла с собой: чемодан с кое-какой одеждой, путеводитель и словарь. Я и не представляла, чего можно ожидать. Пришлось забыть все свои страхи и, подобно младенцу, заново делать первые шаги в жизни. Я вспоминаю то время как период счастливых случайностей, потому что нужные люди и места попадались мне совершенно внезапно. В глубине души я понимала судьбоносность этих встреч, доверяла инстинктам и прислушивалась к внутреннему голосу, который ведет меня с самого детства», – рассказывает она.
В Нью-Йорке она смогла найти работу, позволяющую остаться в Америке. «Вскоре после переезда я устроилась ассистентом Такаси Мураками, помогая в подготовке его первой международной персональной выставки Super Flat, проходившей в Сохо в 1998 году. Я стала частью небольшой команды единомышленников в скромном помещении с всего одним рабочим столом в бруклинском районе Уильямсбург. Я помогала ему писать картины, документировать его рабочий процесс и последующие выставки. Такаси сам был новичком в мире современного искусства, и мне посчастливилось оказаться свидетельницей начала его карьеры», – вспоминает она.
Тем временем АЙКО активно развивала собственный стиль: «Пока я готовила документы для поступления в аспирантуру, то два года проработала в студии у Такаси, знакомясь с людьми, городом и миром искусства в целом. Но уже скоро я поняла, что не вписываюсь в эти идеально белые „коробки“ галерей с одетыми с иголочки посетителями. Я приехала в Нью-Йорк не для того, чтобы работать подмастерьем в чужой студии, а моей маленькой зарплаты едва хватало на жизнь. Я мечтала о гораздо более грандиозном приключении. Познакомившись с местными художниками, через них я узнала о граффити и стрит-арте. Их андеграундная среда кипела умопомрачительной энергией, совсем не похожей на привычный уклад моей родины. Такаси однажды предупредил меня, что граффити – искусство второго сорта, не приносит денег и вряд ли поможет моей художественной карьере. Но я не согласилась, мой энтузиазм неудержимо влек меня к публичным формам искусства вместе с моими новыми друзьями. Так мое приключение только начиналось».
Заказная работа для W Bellevue – (Вашингтон, США, 2016). Фото AIKO STUDIO
Этот период оказал колоссальное влияние на творческое развитие и становление личности АЙКО.
«Если что я и поняла с самого начала, так это то, что молодая иностранка не может рассчитывать на мгновенный успех в любой деятельности, тем более в искусстве. Работать в одиночку – еще более трудная задача. Японская художница Яеи Кусама приехала в Нью-Йорк в 1958 году и с большим трудом смогла привлечь внимание публики. Я понимаю ее, потому что пережила аналогичный опыт. Где-то в 2000 году вместе с Патриком Макнилом и Патриком Миллером мы основали коллектив FAILE. Нам было слегка за двадцать, мы были студентами-художниками, жили и работали вместе каждый день и хватались за любую возможность. Пять лет мы создавали проекты и устраивали выставки, пока не стали популярны. Больше всего мне нравилось творить анонимно, развлекая случайных прохожих на улицах работами, что мы создавали вместе с друзьями-коллегами, среди которых были BAST, Бэнкси, Бен Айне и Шепард Фейри. Мы брались за массу задач и много путешествовали как настоящая семья», – вспоминает она.
Особенное историческое значение приобрело ее сотрудничество с Бэнкси: «В 2005 году он взял меня в „турне“ по крупнейшим музеям Нью-Йорка, таким как Метрополитен, Музей современного искусства (MoMA) и Бруклинский музей, где он анонимно выставлял свои картины. Я документировала эти тайные „миссии“, с интересом наблюдая за тем, сколько провисят его полотна. Об этом вышел фильм „Выход через сувенирную лавку“. О нас заговорили на первой полосе New York Times, и имя Бэнкси узнали во всем мире. Я помогла ему стать звездой, и вместе мы создали рынок искусства без белых галерейных „коробок“. Это был исторический момент. Это стало началом большой и непрерывно растущей индустрии граффити и стрит-арта для нового поколения».
ОБЩЕСТВЕННАЯ СТЕНА – (Копенгаген, Дания, 2019). Фото AIKO STUDIO
Несмотря на международную славу, АЙКО еще долгое время испытывала трудности на творческом пути: «Я практически не зарабатывала и была далека от славы, зато могла спокойно спать, есть и путешествовать по всему миру. Как свободная творческая душа я стремилась лучше узнать каждого человека, проводя с ним время. Это было бесценно и невероятно вдохновляющее – открывать для себя разнообразные выразительные стили и ярких, активных творцов. К сожалению, у меня возникли проблемы, как в личных, так и деловых отношениях с участниками FAILE. Я отказывалась создавать стрит-арт исключительно во имя нашей команды, на чем они постоянно настаивали, посчитав себя „боссами“. Они посоветовали мне вернуться в Японию и там свободно применять свой смешанный стиль и формы. Я наконец-то начинала обретать себя, но мне не нашлось места в мужском сообществе. Женщина угрожала их мужественности. Настоящая чепуха, но она повергла меня в отчаяние. Но именно благодаря боли у меня произошел прорыв. Я решила продолжать свою деятельность, без лишнего шума воплощая в творчестве красоту, сексуальность, любовь, свободу и правду», – признается она с открытым и искренним сердцем.
Заказная работа для Центра международной торговли. Фрагмент. – (Нью-Йорк, США, 2020). Фото AIKO STUDIO
«Когда мне уже было за 30, мне пришлось снова начать сначала, с минимумом поддержки. Символом искусства и свободы стал мой знаменитый Кролик с аэрозольным баллончиком. Первый трафарет с кроликом я вырезала и раскрасила в лондонской студии Бэнкси, и с тех пор он стал моей визитной карточкой. Уже семнадцать лет я рисую его по всему миру. Фундамент АЙКО – синтез западного „дикого стиля“ моей юности и дзен-буддистского духа японских предков. Несмотря ни на что, я выражаю искреннюю благодарность каждому человеку и каждому событию моей жизни», – признается она.
В конце концов, АЙКО все же отыскала в Нью-Йорке свой путь: «В 2006 году я познакомилась с Мартой Купер и Джеффри Дейчем, ставшими моими наставниками. Вместе с Мартой мы участвовали в выставках и проектах по всему миру, став идеальными соратниками. Они познакомили меня с Леди Пинк, Крэшем, Дэйзом, Кенни Шарфом и Футурой – художниками „старой школы“, работавшими в метро и на улицах, пригласившими меня поработать над совместными выставками и мероприятиями. Я стала первой женщиной-художником, нарисовавшей муралы на Винвудских Стенах в 2009-м и стене Бауэри Кита Харинга в 2012 году. Я стала частью истории и наконец, начала замечать, как сметаются все преграды на моем пути», – объясняет она.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71281081?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.