Записки путешественника. Часть II. Долгий полет из Южной Африки в Европу. Острова Коронадо и Канкун

Записки путешественника. Часть II. Долгий полет из Южной Африки в Европу. Острова Коронадо и Канкун
Борис Викторович Шатров
Вторая часть записок путешественника.
В этой книге собраны рассказы о путешествиях и приключениях на островах Коронадо в Тихом океане и Канкун в Карибском море.
Вместе с попутчиками по перелету из Африки в Европу, с голландским и португальским моряками, читатель узнает подробности об игре в покер в Лас-Вегасе и методах мнемотехники для запоминания и использования больших объемов информации на примере историй эпохи Великих географических открытий, а также об евгенике – науки о выведении породистых людей, о загадке Колумба, о других великих мореплавателях и о современных методах обучения ведущими американскими коучами..
Поиск пиратских сокровищ, гонки в открытом море и среди джунглей, погружение в мир коралловых рифов, знакомство с авианосцем и его самолетами и вертолетами, поездка в древний город майи Чичен-Ица, знакомство с мексиканской кухней и другие развлечения на морских берегах – в книге много захватывающих историй.
Предназначена для широкого круга читателей.

Борис Шатров
Записки путешественника. Часть II. Долгий полет из Южной Африки в Европу. Острова Коронадо и Канкун

1. Дальнемагистральный самолет, экипаж, пассажиры и материалы по истории Южной Африки
Боинг 777-300ER – это модификация самолета с повышенным комфортом, где ER (Extended Range) означает дальнемагистральный самолет, то есть лайнер для самых протяженных авиалиний, таких как Йоханнесбург – Франкфурт-на-Майне.
Новенький самолет блистал чистотой. Пассажиров у первой двери встречал командир корабля и очаровательные стройные стюардессы. Они здоровались с каждым пассажиром и показывали направление к их местам, демонстрируя обаяние и белозубые улыбки. Бортпроводницы были как модели с подиумов былых лет, когда еще ценились красота и женственность. Самолет и экипаж подтверждали высокий класс авиакомпании, которая имела пять звезд в рейтинге Skytrax; авиакомпаний с пятью звездами – всего около десятка на весь мир. Лучшая российская компания «Аэрофлот» имела только четыре звезды. Не так просто соответствовать высоким стандартам отрасли по восьмистам параметрам качества Skytrax World Airline Star Rating.
Кресла пассажиров даже в экономклассе были довольно широкие и с увеличенным расстоянием между рядами, что значительно повышало комфорт для пассажиров.
У меня был случай, когда я летел жарким летом на очередную конференцию из Москвы в Неаполь на среднем месте, и с одной стороны от меня располагался солидный мужчина, весом далеко за 150 килограммов, а с другой стороны – симпатичная дама, уступавшая солидному мужчине только тем, что была меньше ростом, остальные же размеры тоже соответствовали «серьезным людям». Мужчина, сказав, что в полете врачи рекомендуют больше пить воды, почти все время пил воду и обильно потел. Дама воду не пила совсем, но потела еще больше.
После того полета моя помощница Мария подготовила инструкцию для самой себя и для офис-администратора с требованием для меня билеты всегда брать с местами только у прохода, и сейчас мы сидели с Ольгой друг напротив друга, через проход в одном ряду кресел. Так у нас было больше свободного пространства и свободы. В любое время, независимо от того, спит твой сосед или нет, не беспокоя других пассажиров, мы могли встать и прогуляться в туалет или просто размяться, что необходимо при дальних полетах.
Даже на скоростном 777-300ER полет на противоположную точку земного шара предстоял длительный, около 11 часов, и стоило вспомнить советы известного специалиста альтернативной медицины и здорового образа жизни Пола Брэгга: в самолете не стесняться и, периодически, в проходе между сидениями или у туалетов, где меньше народа, выходить и делать хороший комплекс упражнений для мышц всего тела. И Пол Брэгг никого не стеснялся, выходил и делал хорошую гимнастику. Я тоже следовал этому совету, в каждом полете находил тихое место и делал небольшую разминку. Как я читал в прессе, Поль Брэгг умер в возрасте 95 лет. Но не от старости. Смерть этого человека – трагический несчастный случай: во время катания на серфинге у побережья Флориды его накрыла гигантская волна. Так было написано в той статье, что я прочитал.
Пассажиры проходили, искали и находили свои места, укладывали ручную кладь, садились, потом вскакивали, доставали ручную кладь, брали то, что понадобится в полете, снова возвращали вещи в отсеки над головой, и многие продолжали подпрыгивать к багажным полкам еще по нескольку раз.
Я уже положил свой айпад в карман кресла передо мной. В айпаде я собрал кучу материалов по Южной Африке, и там было что читать в полете, а потом еще на пару месяцев дома. Я уже много прочитал интересного по южноафриканской истории, начиная с древних времен. Как всегда, читая, я делал краткие заметки, используя свои методы и стенографические сокращения, также систематизировал записи, что позволяло мне запоминать большие объемы информации. Айпад стал у меня незаменимым инструментом для этих целей.
Последнее время я интересовался золотой и алмазной лихорадкой в Южной Африке, когда проходимцы и авантюристы всех мастей со всего света съехались на южную оконечность африканского континента, жили в ужасных условиях, как безумные лихорадочно копали и просеивали землю, рыдали, падая от отчаяния и изнеможения, или вопили от радости, найдя алмаз или самородок золота, и в одно мгновение становились богачами или погибали от рук таких же искателей призрачного счастья.
Меня интересовало, как Южная Африка стала самой главной страной в мире по добыче алмазов и золота. Как болезненный, чахоточный юноша по имени Сесил Родс, сын простого английского священника, почти без денег прибыл в Южную Африку подлечиться от туберкулеза в южноафриканском климате, который ему рекомендовали врачи.
Этот молодой человек со слабым здоровьем создал знаменитую компанию «Де Бирс», победил конкурентов, практически ограбил все население Южной Африки, завладев основными месторождениями и приисками по добыче алмазов и частично по добыче золота. Создал три новых колонии, которые получили его имя – Южная Родезия, Северо-Западная Родезия, Северо-Восточная Родезия. Устроил англо-бурскую войну. Основал «Алмазный синдикат» и стал контролировать всю мировую торговлю алмазами, сказав свое знаменитое: «Если на всем свете было бы только четыре человека, алмазов продавать нужно было бы столько, чтобы хватило лишь для двоих…»
Сесилу Родсу этого было мало, и он стал масоном Объединенной великой ложи Англии, где Великим магистром был принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. В масонской ложе Родс пребывал вместе с другими видными людьми девятнадцатого века – маркизом Солсбери, лордом Рэндольфом Черчиллем (отцом Уинстона Черчилля), Артуром Конан Дойлом, Редьярдом Киплингом, Оскаром Уайльдом и многими другими известными личностями.
Но и здесь ему было тесно, и он организовал тайное общество «Круглый стол» для управления мировой экономикой и политикой, назвав тайную организацию по мотивам круглого стола короля Артура, с участием и поддержкой сильных мира сего. Постепенно выяснилось, что в «Круглом столе» участвовали Морганы, Рокфеллеры, Ротшильды и другие политические и финансовые воротилы мира.
Болезненным Сесилом Родсом были созданы такие могущественные организации, что они продолжали править миром и после его смерти. Показательный пример: оборонная промышленность США во время Второй мировой войны остро нуждалась в алмазах для хонингования внутренних поверхностей стволов всех типов вооружения: от пистолета до самых больших артиллерийских орудий, поршней и цилиндров всех видов двигателей и так далее. Везде для создания современного оружия требуется высокоточная обработка с использованием алмазов. Американская промышленность нуждалась в покупке алмазов на несколько миллионов карат дополнительно, но «Де Бирс» продавал и поставлял только то, что было запланировано в довоенное время. Не помогло личное обращение президента США Рузвельта к руководству «Де Бирс», тогда Рузвельт обратился к Черчиллю[1 - Алмазы Третьего рейха и некоторые особенности управления глобальными сырьевыми рынками. Часть 2 [Электронный ресурс] uvelir.info. – uvelir.info/news/25396/.], так как Южная Африка (Южно-Африканский Союз) была английской колонией до 1961 года, но и премьер Великобритании не мог заставить «Де Бирс» отойти от правил торговли алмазами, установленных в свое время Сесилом Родсом.
У меня на айпаде было собрано много материалов по данным темам, и я мог бы весь полет изучать эти вопросы, но пока меня отвлекали пассажиры.
Последние годы мне приходилось часто летать самолетами в разные точки земного шара и случалось видеть разную публику в разное время. Был даже такой период, что все пассажиры, независимо от пола и возраста, были одеты в одинаковую униформу: джинсы, кроссовки и выше пояса то, что соответствовало сезону, но такое же простое и практичное: майка, клетчатая хлопковая рубашка и куртка-ветровка или кофта. Причем эта униформа была не только для дороги. Я помню, в Париже и Риме, столицах, где жители понимают толк в одежде, площади и улицы были заполнены сплошным однообразием и простотой: девушки и юноши, тети и дяди, бабушки и дедушки – все в кроссовках-джинсах-майках. Часто было невозможно разобрать, девушка или парень, или вообще имел ли какой-либо пол перед тобой человек. В конце концов люди поняли, что одежда должна быть не только практичная и удобная, но иногда и красивая, и снова появилось некоторое разнообразие в одежде. Хотя многие продолжают ходить в кроссовко-джинсо-маечной униформе.
Однажды во время прогулки по итальянской столице я увидел забавную картину: в центре Рима у Испанской лестницы, где собирается много молодежи и по улицам туристы идут к собору или от собора святого Петра, шел ремонт старинного трехэтажного здания. Здание стояло в строительных лесах. Вокруг полно праздного народа, и все в кроссовко-джинсо-маечной униформе, а на крыше дома мужчина в светло-синем костюме-тройке и белой рубашке принимает «галошу» с бетоном, которую ему подает подъемный кран. Ногой в модельной туфле открывает заслонку «галоши», и оттуда с брызгами вытекает бетон, но мужчина не обращает на это внимания и управляет «галошей», чтобы равномерно разлить бетон по крыше. Он, в элегантном итальянском костюме, в белой рубашке и модных туфлях, работает с бетоном на крыше старинного итальянского дома, а внизу, на улицах и площадях Рима, праздный народ бездельничает в рабочих костюмах американских ковбоев, которые в этих джинсах и рубашках коров пасли и навоз за ними убирали. Ирония жизни, не правда ли? Или результат североатлантической солидарности?
Вот такая картинка из жизни итальянской столицы, столицы страны законодателей моды. Можно эту картинку рассматривать как народный протест против серости или как насмешку над серостью праздной толпы бездельников. Сальвадор Дали смог бы создать шедевр сюрреализма по этой картинке из жизни.
На этом рейсе среди пассажиров в джинсовой униформе выделялись чернокожие африканцы: мужчины в деловых костюмах и дамы в цветастых африканских длинных платьях или юбках – видимо, представители властей и бизнеса современной ЮАР, едут на переговоры, подписание соглашений и контрактов, конференции и другие деловые мероприятия. Также резко выделялись евреи-ортодоксы в своих черных шляпах и с пейсами – куда бы я ни поехал, на международных рейсах всегда присутствуют эти представители древней нации, и даже в Южной Африке у них есть дела.
Необычно было видеть мужчин, некоторые с бородами, в черных и коричневых шляпах с большими полями, в сюртуках, с ними дамы в строгих платьях и с аккуратно уложенными волосами. Были также мужчины в дорогих кожаных и замшевых пиджаках светлых тонов, одетых на белую рубашку, и брюках из дорогого материала. Видимо, семейные пары и мужчины в кожаных пиджаках были африканеры, потомки первых белых переселенцев.
Молодежь – в джинсах и чаще в высоких ботинках, чем в кроссовках. Рассматривая пассажиров, можно было отличить туристов, приезжавших в ЮАР, и жителей Южной Африки. У последних при всей улыбчивости и легком открытом общении с незнакомыми людьми и между собой в лицах видны были собранность и решительность. Чувствовалось, что жизнь белых африканцев не дает им расслабиться и держит в некотором тонусе.
Молодые девушки – две блондинки и одна шатенка – сели рядом с Ольгой. Четверо загорелых молодых людей, все под два метра ростом, спортивного вида, и каждый с серьгами в ушах, подошли к нам, закинули быстро ручной багаж в отсеки над головой, и у двоих оказались места рядом со мной. Вторая пара спортсменов обошла центральные ряды и заняла места перед девушками, которые сидели рядом с Ольгой. Это были две похожих друг на друга блондинки, с волосами, заплетенными в косички, лет шестнадцати-семнадцати, и такого же возраста шатенка, с аккуратной стрижкой под Мирей Матье, видимо, подруга двух сестер-блондинок.
Спортсмены были одеты почти одинаково: рубашка поло, джинсы и массивные ботинки на толстой подошве. Отличие только в расцветке поло, а также в фасоне и цвете обуви, как я успел заметить. «Спортсмены, видимо. Но почему только четверо? Какой вид спорта у них? Единоборцы, может быть, легкая атлетика?» – размышлял я. В то же время подсознание подсказывало, что подобная ситуация у меня уже была, но я не смог задать вопросы и получить ответы в прошлом, а на этот раз спортсмены рядом, и я могу расспросить их, о чем захочу, в рамках приличия, конечно.
Самолет набрал высоту, вышел на крейсерский режим, двигатели стали жужжать ровно и монотонно, погасла табличка «Застегните ремни». Ольга дремала, откинувшись на спинку кресла. Было самое подходящее время спросить спортсменов об их спортивных достижениях.

2. Знакомство с моряками-атлетами
Я обратился к соседу:
– Сэр, извините, вы и ваши товарищи спортсмены? На соревнования летите? Какой вид спорта?
Сосед широко улыбнулся и протянул мне свою широкую руку:
– Ян ван Ридек, пожалуйста, зовите меня просто Ян.
Я пожал его руку, почувствовав ее силу и загрубевшую кожу ладони:
– Борис, приятно познакомиться.
– Взаимно. Нет, мы не спортсмены. Мы моряки. Но иногда наша работа действительно как некий вид спорта, особенно во время штормов. – Ян снова широко улыбнулся.
– Моряки летят на самолете, что случилось с вашим кораблем? – озадачился я.
Мой собеседник понимающе улыбнулся:
– Современная работа моряка отличается от того, что было раньше. Корабль выполняет рейсы по своему расписанию, а у моряков отпуска по своему графику. Мы с коллегами сошли на берег в Кейптауне и летим домой в трехнедельный отпуск, затем должны встретить наше судно уже в Шанхае.
– Впечатляет. Широкая география.
– Да, наше судно бывает практически во всех крупнейших портах по всему миру.
– Вы с вашими коллегами все под два метра ростом и выглядите одинаково спортивно, как команда мастеров-волейболистов. У вас на корабле отбор в команду, как у спортсменов?
Ян задумался на мгновение, затем ответил:
– Да нет, обычный отбор, главное, чтобы квалификация и здоровье были на хорошем уровне. В то же время наш корабль «Христофор Колумб» пользуется заслуженным уважением профессионалов, работать на нем почетно, и многие потомственные моряки стремятся попасть туда. Так случилось, что все четверо здесь – именно потомственные моряки, наши прадеды и отцы тоже были моряками.
– Вы хотите сказать, что если потомственный моряк, то рост как у вас должен быть? – спросил я, улыбаясь.
– Совсем не обязательно, но перед вами результат некоторой селекции. Это сейчас не происходит или происходит, но не так заметно, а до XX века моряки должны были управлять парусами и при сильном ветре, и в шторма, бегать по реям, как обезьяны, и в эту профессию шли только физически сильные и выживали сильнейшие.
В памяти у меня стали всплывать картинки. Я вспомнил, как в Мюнхене, в бизнес-центре, я ехал в лифте с четырьмя холеными, около двух метров ростом, немецкими бизнесменами, судя по их деловому экстерьеру и разговору. Я тогда подумал, что те господа могли быть результатом программы Третьего рейха по выведению суперменов чисто арийской расы. Если за несколько десятилетий возможно получать такие результаты, то что уж говорить об отборе за несколько веков.

3. Евгеника – выведение породистых людей
Слова моряка показались мне очень резонными, а тема селекции, выведения суперчеловека, или человека, превосходящего в тех или иных качествах остальных, интересовала многих людей, а также правительства многих стран.
После немцев в Мюнхене в памяти всплыли образы трех российских генералов на Ленинградском вокзале в Москве. Мне часто приходилось ездить в Петербург для встреч с руководством российских компаний и участия в конференциях. Самым удобным транспортом до Питера и обратно был поезд «Красная стрела», особенно когда появились мягкие купе на одного человека. Комфорт и сервис фирменного поезда поднялись на очень высокий уровень. Поезд отправлялся из Москвы в 23:55 и прибывал в Питер в 7:55 утра. И такой же поезд шел обратно ночью. Уютное купе с приготовленной постелью, горячим ужином и завтраком, минеральная вода, горячий чай и кофе в любое время – что еще надо человеку? Дорога намного – и еще раз: на-а-амного! – приятней, чем мучения с аэропортами и самолетами. И, конечно, сервис «Красной стрелы» оценили многие деловые люди.
Однажды – был легкий морозец – я занес вещи в купе и вышел подышать свежим, зимним ночным воздухом перед отправлением поезда. У соседнего вагона разговаривали три генерала, также стоя в ожидании отправления. Эта компания тут же привлекла мое внимание. Не так часто встретишь трех генералов сразу, да еще под два метра ростом. «Бывшие спортсмены дослужились до генеральских погон. Скорее всего, волейболисты», – подумал я, глядя на хорошие пропорции фигур военных. Расстояние между нами было не больше десяти метров, и я заметил детали, которые меня озадачили.
Я сам служил офицером два года после того, как окончил МАИ и отработал один год инженером. Знал, что большинство «двухгодичников», как называли нас в армии кадровые офицеры, за два года так и не научились носить военную форму. И у кадровых офицеров тоже не редкость, когда форма сидит мешком. У этой же троицы на перроне мало того что форма сидела идеально, но и качество ткани и пошив формы были на таком уровне, что я даже не знал, что генеральские шинели, брюки, ботинки, фуражки могут быть столь превосходного качества и так идеально пошиты и подогнаны по фигуре.
Нельзя сказать, что я мало встречал генералов: за несколько месяцев до встречи на перроне я по приглашению президента ОАК участвовал в торжественном мероприятии, где треть участников составляли генералы с разным количеством генеральских звезд на погонах.
Торжества были приурочены к очередному достижению компании «Сухой». По этому поводу от лица президента ОАК всем приглашенным вручили по коробке с коньяком, специально выпущенным к этому событию французской компанией Tiffon. Бутылка коньяка Tiffon Cognac Reserve Sukhoi Superjet 100 покоилась в изящной шкатулке-ящичке из темного дерева, на сухой луговой траве, уложенной на дне. С внутренней стороны крышки был вмонтирован сертификат с надписью на французском, что этот уникальный коньяк произведен мастером винодельни и управляющим компании Tiffon, основанной в 1875 году, Ричардом Браастадом по заказу компании «Гражданские самолеты Сухого». Там же было указано, что всего изготовлено четыреста бутылок такого коньяка, на сертификате в моей коробке значилось, что номер моей бутылки «109», далее стояла личная печать и подпись Ричарда Браастада.


Я прикинул, что на мероприятии участвовало около сотни человек, и наверняка оставшиеся триста бутылок были отправлены членам правительства и генералитету – тем, кто не присутствовал на торжестве. Можно только гадать, кому была подарена бутылка с номером один, а для меня бутылка с номером 109 была очень даже неплохой оценкой моей работы. Может, поэтому у меня еще не было повода открыть ее и попробовать, насколько хорош этот коньяк.
Подарок – коньяк в шкатулке – всем понравился, остальное тоже оказалось на высоком уровне: после короткой торжественной части дала концерт группа «Белый орел», и сам основатель группы, солист, бизнесмен, олигарх Владимир Жечкин пел «Как упоительны в России вечера»; в другом зале одновременно с концертом шел фуршет с деликатесами и хорошими напитками. Обстановка на мероприятии была праздничная и непринужденная. Я общался с некоторыми из генералов и всех остальных видел на близком расстоянии. У всех была обычная генеральская форма, ничего особенного, как у военных на перроне, я никогда не видел.
Но форма – это было не все, чем привлекла внимание тройка военных. Они общались между собой свободно и легко, но в то же время в голосе, в каждом движении чувствовалась сила, уверенность, достоинство и благородство. У всех троих лица также отличались от обычных лиц российских генералов.
Армия у нас рабоче-крестьянская как была, так и осталась. И это можно видеть при одном только взгляде на армейских командиров. Ничего в этом плохого нет, но отпечаток житейских трудностей и тягот службы можно видеть на лицах военных.
Если внимательно смотреть, то по лицу человека можно узнать, какую жизнь прожил его обладатель. Как много тягостей, лишений, страданий и испытаний он вынес. Все пережитые проблемы накладывают отпечаток на внешность человека. Зигмунд Фрейд правильно говорил, что внутри нас сидит инстинкт, или программа, саморазрушения. Поэтому все вредные привычки так притягательны и доставляют удовольствие, разрушая организм. И в первую очередь переедание, которым страдают многие наши командиры высшего звена. Все отражается на всей внешности человека, его лице и фигуре. Я не увидел у генералов, привлекших мое внимание, никаких следов вредных привычек, лишений, тягот службы и трудностей на жизненном пути, что меня сильно смутило. Как так, дослужиться до генеральских погон, служить отечеству – и не пережить стрессы и лишения? Это не поддавалось объяснению.
Я вспомнил, что вместе с моим призывом «двухгодичников» в нашу часть ракетных войск стратегического назначения прибыли два лейтенанта после окончания Военно-морской академии подводников в Санкт-Петербурге. Они также имели ракетную специальность, но на подводных лодках. При распределении им предложили службу в лесах, а не под водой, сказав, что это легче, чем на атомных подводных лодках. Среди строя в зеленом два офицера в черном (да еще и с кортиками при парадных построениях) сильно бесили командира полка, а зампотылу не мог ничего сделать, так как лейтенанты при выпуске из Академии получили весь комплект обмундирования офицеров-подводников. Через полгода обладатели кортиков запросились на подлодку, и еще через полтора года их перевели, как они просили. Но моряки успели нам рассказать много интересного. В частности, что у них в училище были курсанты – потомственные дворяне, которые по семейным правилам и традициям должны служить на российском флоте, как их отцы, деды и прадеды. Эти курсанты отличались от других, держались особняком и общались между собой в основном на французском языке. Может, тройка генералов – это тоже дворяне? Но я никогда не слышал, чтобы в дворянских семьях, где бывают случаи смешения родственной крови, вырастали дети по два метра ростом.
Поэтому, глядя на генералов, я стал вспоминать, как в лихие девяностые, когда одни пили горькую, другие делили народную собственность, министры дарили бывшим врагам самые большие секреты страны, а генералы КГБ ездили с лекциями в США рассказывать, как они здорово против американцев работали, и оставались жить в Америке. В то время можно было почти все, и в газетах много чего печатали, о чем раньше боялись говорить.
Например, что Институт мозга был создан для изучения мозга Ленина, чтобы у других такие же мозги выращивать, Институт переливания крови был создан для омоложения стареющих партийных вождей кровью, взятой у молодых и здоровых, и что дедушке Калинину не только такую кровь переливали, но и в постель комсомолок укладывали, чтобы они свою молодую силу старичку передавали, а сами от него идеи марксизма-ленинизма впитывали. Дряхлеющим лидерам также пытались пересаживать железы обезьян для передачи энергии животных.
Писали про идеи выведения сверхчеловека. Улучшением породы людей занимались в разные времена и в разных странах. В 1883 году английский исследователь, антрополог, географ Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, ввел понятие «евгеника» (от греч. eugenes – благородного происхождения, породистый) как науку, занимающуюся улучшением врожденных качеств человеческого вида. Евгенику и работы по ней поддерживали видные личности: Уинстон Черчилль, Теодор Рузвельт, Герберт Гувер, Бернард Шоу, Герберт Уэллс и многие другие.
В СССР в 20-е годы XX века доктор Илья Иванович Иванов при поддержке партийного руководства проводил эксперименты по скрещиванию обезьяны с человеком с целью выведения универсальных солдат, супербойцов и неутомимых тружеников, и у него для экспериментов было всегда достаточно добровольцев-комсомольцев – как юношей, так и девушек. После экспериментов одни говорили, что у Иванова ничего не получилось, другие – что получилось, но не все, что он планировал.
Создавали также коммуны из сильных и умных мужчин для их ускоренного размножения с большим количеством здоровых женщин. А биолог Николай Константинович Кольцов пытался на генном уровне вызвать положительные мутации в организме человека.
Практически все, кто занимался этими вопросами, считают, что исследования и работы по выведению сверхчеловека, или «породистого» человека, в том или ином виде велись и ведутся во всех развитых странах, но после чудовищно зверских методов нацистов по созданию «чистой арийской расы» почти во всех странах стараются не говорить об исследованиях и работах по улучшению человеческой породы и не обсуждать их публично.
В результате я так и не смог найти ответ на вопрос, откуда в нашей армии генералы, похожие на сверхлюдей, и почему я увидел их в двенадцать часов ночи на перроне Ленинградского вокзала у поезда «Красная стрела», а не по телевизору в передаче о заседании Министерства обороны в расширенном составе. Один только показ по телевидению таких военных заставил бы всех больше уважать нашу армию. А если дать им еще и выступить с нужной речью, то во всех странах и военные, и гражданские стали бы более внимательно слушать, что заявляет Министерство обороны РФ.
В то же время слова моряка-голландца еще раз подтвердили мои догадки, что это все-таки мог быть результат некоторой селекции. Секретность подобных работ заставила меня также задуматься и о потомственных моряках на корабле «Христофор Колумб». Может, это не случайность, что такие рослые атлеты собрались на одном судне? Может, их собрали для наблюдения за всеми участниками эксперимента, который мог проводиться с конца XIX или начала XX века. Кроме наблюдений, врачи-исследователи могли подкармливать гормонами и другими лекарствами подопытных кроликов и делать им новые инъекции, при этом сами моряки, возможно, совершенно не подозревали о том, что над ними проводят эксперименты.
Это были только мои мысли и домыслы, и я, конечно, не собирался обсуждать такие вопросы с моими соседями.

4. Серьга в ухе моряка
– Ян, извините за мое любопытство, каждый из вас, кроме высокого роста, выделяется среди обычных людей тем, что у вас серьги в ушах. Это что-то означает? – продолжил я задавать вопросы, хотя чувствовал, что это уже переходит все рамки приличия, но длительный полет располагал к разговорам.
Ян рассмеялся, услышав вопрос:
– Борис, это не то, что многие сейчас думают. У моряков с древних времен серьга в ухе. Если моряк погибал в море-океане и его тело выносило на берег, тому, кто находил тело, серебряная серьга была платой за захоронение погибшего. С XVI века моряки серьгу стали добавлять в ухо за каждый проход с огибанием мыса Горн у южной оконечности Южной Америки и мыса Доброй Надежды на юге Африки. Каждая серьга – как подтверждение квалификации и опыта моряка. Проход корабля по проливу Дрейка вокруг мыса Горн – самый опасный, и моряки надевают или золотую, или большего размера серебряную серьгу в этом случае.
Королева Великобритании Виктория своим указом постановила в каждом кабаке наливать чарку моряку с серьгой в ухе за счет Ее Величества в знак уважения к морякам и к их опасной и трудной работе. И эта традиция соблюдается некоторыми питейными заведениями до сих пор. Вот мой сосед и коллега Франциско, у него семь серег в ухе, из них три золотые, и он часто поднимает бокал за светлую память Ее Величества, – кивнул Ян в сторону дремавшего соседа.
– Три золотых, значит, он работал на судне, которое проходило над кладбищем кораблей, через пролив Дрейка, но есть же Панамский канал. Зачем выбирать рискованные маршруты, когда есть безопасные?
– Панамский канал имеет ограничение по весу и размеру корабля – это до 100 тысяч тонн и 305 метров в длину, 33,5 метра в ширину, 26 метров в глубину. Такой размер судна называется Panamax. Сейчас некоторые корабли превышают эти размеры и вынуждены проходить по проливу Дрейка, огибая мыс Горн, и Франциско работал на таком корабле, но одна золотая серьга у него – это спортивное достижение. Он в команде с такими же энтузиастами на парусной яхте в Атлантическом океане прошел через широты, где часто бушуют шторма, которые моряки называют «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые». Через пролив Дрейка обогнули мыс Горн и дошли под парусами до побережья Калифорнии, практически повторив наиболее трудную часть пути кругосветного плавания пирата и офицера английского флота Фрэнсиса Дрейка.
– Мой респект морским волкам, – с уважением в голосе сказал я и затем спросил: – Франциско не голландец, как вы?

5. Мои ассоциации и рассказ, как моряки связаны с эпохой Великих открытий
– Португалец, и не простой – он потомок известного мореплавателя Бартоломеу Диаша, – тоже с уважением в голосе сказал Ян тихо, чтобы не потревожить соседа. Тот тут же открыл глаза. Он был самый старший по возрасту из четверки моряков, немного пониже и пошире остальных, с загорелым обветренным, как я уже понял, вековыми морскими ветрами лицом и ухмылкой Адриано Челентано.
– Ты опять тревожишь дух моего предка. Это тебе когда-нибудь аукнется, Ян, – сказал Челентано и протянул мне руку: – Хай, Борис! Мое имя Франциско.
– Приятно познакомиться с великими мореплавателями, – ответил я, пожимая крепкую руку. И продолжил: – Как интересно все складывается! Бартоломеу Диаш в 1488 году достиг мыса Доброй Надежды и открыл путь Васко де Гаме к Индии. Да Гама, вернувшись с богатым грузом пряностей после двухлетнего путешествия в Индию в 1499 году, практически уничтожил Христофора Колумба, который во время третьей своей экспедиции к берегам Америки в 1500 году был арестован, закован в кандалы, отправлен в Испанию и умер в бедности и забвении шесть лет спустя, – стал выдавать я те ассоциативные цепочки, которые непроизвольно всплывали в моей памяти от упоминания имен великих мореплавателей. – К тому же какое совпадение: Ян ван Ридек звучит как Ян ван Рибек – это тот, кто основал первое поселение европейцев в Южной Африке в 1652 году как форпост поддержки морского пути в Индию, тем самым закрепив торговые пути на восток в противовес западному пути, который прокладывал Колумб, – продолжал я, решив выдать все ассоциации, которые у меня в голове выстроились в один ряд. – Вы, антагонисты, представители смертельных конкурентов Колумба, теперь работаете на корабле «Христофор Колумб». К тому же оставляете его в городе, основанном Ян ван Рибеком на торговом морском пути, уничтожившем Колумба. Это прямо издевательская усмешка судьбы. Как вы думаете?
– Wowww! – Ян и Челентано со смехом звонко ударили друг друга ладонями, потом повернулись ко мне и воскликнули практически хором: – Это круто, мэн! (Что у нас переводят как «Это круто, чувак!»)
Я тоже засмеялся и спросил:
– А вы об этом не задумывались?
Моряки отдышались от смеха и ответили тоже почти хором:
– Ну ты даешь, Борис! Все признают, что Колумб – великий мореплаватель, он один из богов для любого моряка!
А Ян добавил:
– Колумб был великий мореплаватель, но он совершил в самом начале своего великого пути простую, но роковую ошибку, и она очень тяжело отразилась на его жизни.
– Он не поверил расчетам Эратосфена, ты это имеешь в виду?
Ян серьезно и внимательно посмотрел на меня, некоторое время он молчал.

6. Русских распознают по одежке
– Борис, я вижу, ты русский и летал в Южную Африку по бизнесу?
– Да, нас, русских, видно издалека… Только русские могут надеть костюм с галстуком, чтобы сходить вечером в обычный ресторан. Это правда так, – усмехнулся я, вспоминая себя самого в костюме и галстуке в развеселом мюнхенском ресторане. Был веселый баварский праздник весны и темного пива, и Биргит, жена европейского директора Юргена, танцевала на столе.
Биргит потом объяснила, что она танцевала на столе не просто так. Только гражданам Баварии разрешалось танцевать на столе в этот праздник. Она гражданка Баварии, а таковых не так много в современном Мюнхене. В большой компании моих коллег, сидевших за нашим столом, включая Юргена, ее мужа, гражданкой Баварии была только она, хотя все жили в Мюнхене или в его пригородах. Поэтому Биргит чувствовала, что она должна станцевать на столе в поддержку традиций и для демонстрации, что в Мюнхене еще остались граждане Баварии. После такого объяснения я подумал, что за пределами родной страны не стоит судить об иностранцах по их поведению и поступкам, которые непривычны нам или кажутся экстравагантными, а иногда шокирующими или не очень приличными.
В ресторане все были в свободных одеждах для отдыха, пили пиво из больших литровых кружек и танцевали, а я сидел, как закованный в железных доспехах, в своем лучшем костюме и с галстуком, затянутым удавкой на шее, а напротив меня, в дальнем конце ресторана, среди веселящихся немцев можно было видеть за танцующими сидящего за столом в напряженной позе такого же бедолагу в костюме, галстуке, с красной унылой физиономией. Наши глаза встретились. Мой соотечественник понимающе смотрел на меня.
Это был мой первый приезд в Мюнхен и последний раз, когда я надевал деловой костюм с галстуком для ресторана, без веских причин для этого.
Я продолжил отвечать Яну:
– Все надевают джинсы в дорогу, а я не снимал джинсы студентом, а с годами стал больше ценить комфорт. Американские слаксы – самые просторные и удобные брюки, а к ним нужен свободный блейзер, а к блейзеру – белая рубашка без галстука. В карманы блейзера можно разложить все необходимое – это очень удобно для меня, особенно в дороге.
– Европейцам и американцам тоже комфортней в такой одежде, но они считают деньги. Джинсы и спортивную куртку можно выстирать в стиральной машине, а слаксы и блейзер или костюм надо нести в химчистку. Нетрудно заметить, что в основном русские не обращают внимания на такие дополнительные расходы, – выдал моряк секреты многих иностранцев, которые безошибочно распознают русских, несмотря на все надетые на нас дольче-габбаны, версаче, диоры и кардены.
– Тонкое наблюдение! Поздравляю! Могу только чуть пояснить один важный момент: обычно русские обращают внимание на дополнительные расходы, но только когда приходится платить. Мы не приучены аккуратно считать деньги, как это делают европейцы и американцы, тем более будущие расходы. Может, это потому, что у нас денег, которые можно было бы считать, не было долгое время, – прокомментировал я, улыбаясь.

7. Загадка Колумба
– Ты совсем не похож на человека, который копается в истории и зубрит все даты исторических событий. Чем ты занимаешься?
Я коротко рассказал ему о себе, нашей компании и о том, как замечательно мы провели время в Южной Африке. Затем мы поговорили об эпохе Великих географических открытий и великих путешественниках. Франциско также участвовал в разговоре. Оказалось, что мои собеседники не знали некоторых деталей четырех экспедиций Колумба. Например, то, когда и как адмирала, закованного в кандалы, доставили в Испанию и посадили в тюрьму и как он совершил свое последнее четвертое путешествие к берегам Америки.
Также мои собеседники с большим интересом расспрашивали меня и слушали о загадке Колумба: как так случилось, что, ринувшись в неизведанное, Колумб проследовал оптимальным маршрутом к берегам Америки и обратно, используя океанические кольцевые течения, вызываемые силой Кориолиса в результате вращения Земли. В те времена никто не знал о кольцевых течениях и тем более о силе Кориолиса.
Исследователи до сих пор не могут объяснить, как в Средние века Колумб первым пересек Атлантический океан по оптимальному маршруту. Известный путешественник и исследователь Тур Хейердал отстаивал теорию, что древние египтяне на папирусных лодках доплывали до берегов Америки тысячелетия назад и знали о кольцевых течениях. Колумб же мог получить карты с указанными на них течениями от монахов, с которыми у него были хорошие отношения. Монахи, в свою очередь, могли скопировать эти карты в обширнейшей Ватиканской библиотеке, доступ к многим архивам которой закрыт для простых смертных по сей день.
В доказательство этой теории по рисункам древних египтян Тур Хейердал построил папирусную лодку «Ра», которая затонула при попытке пересечь океан. Тогда путешественник построил вторую лодку, «Ра-2», из египетского тростника. На второй папирусной лодке, точной копии лодок древних египтян, Хейердал пересек Атлантический океан и достиг берегов Америки.
Моряки, конечно, хорошо знали о путешествиях норвежца Хейердала и что он продемонстрировал возможности древних мореплавателей, но они не знали, что это также было использовано как гипотеза объяснения маршрута путешествия Колумба к берегам Америки.
Франциско заметил, что о южных западных пассатных ветрах и течениях было известно во времена Колумба, однако не было известно, куда эти течения могут привести, не знали о существовании Америки. Но, доплыв до Багамских островов, Гаити и Кубы, такой опытный и гениальный человек, как Колумб, мог почувствовать начало течения Гольфстрим и по интуиции моряка выбрать правильный обратный путь.
Я согласился с Франциско, что, возможно, так и было, но остается загадкой, почему никому, даже королевской комиссии, рассматривающей проект Колумба, он не показывал свои карты, которыми пользовался во время плавания. А также почему адмирал был так уверен и успокаивал команду, что все идет по плану, когда моряки паниковали, что западные ветра все время, изо дня в день и от недели к неделе дуют в одном направлении, уносят корабль все дальше от берегов Европы. В результате мореплаватели, возможно, никогда не смогут вернуться домой.
Ян потянулся, сидя в кресле, сделал несколько движений, разминая затекшее тело, и заявил, что Колумб был великим мореплавателем и нам, смертным, не понять небожителей, но и боги иногда ошибаются. И мы поговорили, как древний грек Эратосфен за семнадцать веков до Колумба смог точно вычислить размеры Земли, и почему адмирал ошибся в своих расчетах и как простая ошибка в расчетах стала роковой ошибкой в жизни великого мореплавателя.

8. Африканеры и их проблемы
Ольга позвала меня и рассказала о своих соседях. Пока я разговаривал с моряками она познакомилась со всеми пассажирами рядом с ней. Две девушки-блондинки, Ада и Джилл, были сестрами, дочерьми буров, то есть потомков первых голландских переселенцев. Их отец и мать, Якоб и Элма, сидели впереди Ольги. Шатенка Жанетт, подружка сестер-блондинок, поехала с ними посмотреть Европу.
Когда девушки узнали, что Ольга русская, все оживились. Семейство буров и Жанетт едут в Россию в первую очередь, а затем по другим странам Европы. Жанетт – африканерка с французскими корнями, она давно учит русский и неплохо говорит на нем. Жанетт пересела на место рядом с Ольгой и помогала как переводчик при необходимости. Ольга хорошо понимала английский, но всегда ленилась улучшать разговорный язык. Она без проблем общалась с продавцами в любых магазинах и считала, что ей это достаточно.
Девушки с родителями на русско-английском уже рассказали, что делегация буров из их общины уже ездила в Россию, в Ставропольский край, и встречалась с губернатором, который обещал выделить землю и оказывать всестороннюю поддержку африканерам. Он предложил начать с переезда 30–50 фермерских семей. Прошло более чем полгода, и из Ставрополя пришло сообщение, что земли для переселенцев выделили, можно приезжать их смотреть и шаг за шагом двигаться дальше. Община решила направить Якоба и Элму посмотреть выделенную землю, познакомиться с обстановкой и оценить условия жизни в этом районе. Если Якоб, Элма и девушки не увидят серьезных проблем и препятствий, то другие семьи тоже поедут смотреть и решать все вопросы, связанные с переездом. После России Якоб и Элма с девушками планируют путешествие по Европе.
После рассказа Ольги я почувствовал необходимость поприветствовать семейство африканеров. Через проход трудно было разговаривать даже с Ольгой, я встал и подошел сначала к родителям и познакомился с ними, потом – с девушками. Якобу и Элме я сказал, что это будет большое событие для всей нашей страны, если южноафриканские фермеры приедут жить в Россию. Несомненно, сельское хозяйство выиграет от новых трудолюбивых и опытных фермеров, но и все многонациональное российское общество может получить возможность обогатиться южноафриканской культурой. Пожелал им успехов и сказал, что, если есть какие-либо вопросы ко мне как простому россиянину, я готов помочь найти на них ответы, в пределах моей компетенции, конечно.
Я сел на свое место и некоторое время через Ольгу участвовал в ее разговоре с африканерами.
Причина, почему африканеры уезжают в другие страны по всему миру, а многие из тех, кто пока не уехал, ищут возможности это сделать, у всех одна – притеснения со стороны чернокожего населения.
Белое население в Африке всегда существовало обособленно, а в 1948 году находящаяся у власти Национальная партия ЮАР объявила политику апартеида. Право собственности на землю было только у фермеров европейского происхождения. Белое население притесняло и эксплуатировало чернокожих африканцев. Но с 1994 года к власти мирным путем пришло чернокожее население, и маятник качнулся в другую сторону.
Девушки рассказали, что никто не вспоминает, но именно последний белый президент Фредерик Виллем де Клерк начал демократические преобразования в стране, выпустил из тюрьмы лидера Африканского национального конгресса (АНК), партии чернокожих африканцев Нельсона Манделу после 27 лет заключения. Де Клерк провел демократические выборы, на которых победила партия АНК, и президентом стал Нельсон Мандела. Де Клерк и Мандела хотели построить свободное равноправное государство для всех, независимо от цвета кожи, но получается, что все больше белых людей, среди которых не только фермеры, но и врачи, учителя, инженеры, ученые и другие квалифицированные специалисты, вынуждены покидать страну.
Белое население подвергалось атакам как со стороны государственной власти, так и со стороны криминала. Бандиты разного толка постоянно нападают на белых фермеров. Из различных регионов страны постоянно приходят сообщения об убийствах белых людей.
Все белые не уверены в своей безопасности – особенно после одобрения парламентом закона о принудительном отъеме земель у белых фермеров.
Суть споров о земле состоит в том, что и белое, и черное население считает себя законными владельцами земли. При этом фермеры европейского происхождения полагают, что имеют на нее больше прав: именно их предки, прибывшие более трехсот лет назад из Голландии, Германии и Франции, занялись ее возделыванием. Потомки первых переселенцев называют себя бурами и африканерами и считают, что, если бы не их европейские предки, тут до сих пор была бы целина.
Сказать бурам, что ЮАР не их родина, – это сильное оскорбление для них. Они слишком долго и кропотливо работали на землях, практически непригодных для этого. Чтобы белый фермер куда-либо переехал, должны возникнуть особые обстоятельства, и, к сожалению, они возникают. И если к России белые фермеры ЮАР пока только присматриваются, то в Австралию, Новую Зеландию, Канаду, США и Великобританию активно переезжают.
Конфликты с местными властями дошли до того, что по надуманным причинам власти не продлили Якобу лицензию на оружие, и Ада, Джилл и с ними Жанетт ходят на курсы, где изучают оружие и тренируются в стрельбе. Теперь они будут защитниками от бандитов. Девушки также сказали, что надеются, что все сложится благоприятно, они переедут в Россию и оружие на новом месте им не понадобится.
Мы с Ольгой дали африканерам свои телефоны и предложили им, когда у них будет время, приехать посмотреть Москву и заехать к нам в гости на дачу, познакомиться с Подмосковьем.
После разговора с нами Ада, Джилл и Жанетт переключились на общение с молодыми голландскими моряками – Бертом и Фрэнком, которые сидели перед ними.

9. Карточные игры, шулеры и мастера Вегаса

9.1. Голландский моряк – любитель игры в карты
Стюардессы накормили всех обедом. Завершив обед стаканчиком кофе, я откинулся на спинку удобного кресла, вытянул ноги, потянулся всем телом и расслабился. Оживление в салоне самолета, возникшее во время обеда, стало проходить, послеобеденная дрема овладела пассажирами. Рядом Ян читал что-то на своем планшете, Франциско дремал, Ольга читала любовный детектив, который она взяла из дома, но за две недели не нашла времени даже открыть книгу. За иллюминаторами мигали сигнальные огни на крыльях самолета. Ровно жужжали двигатели. Дальнемагистральный лайнер продолжал свой долгий полет из Йоханнесбурга во Франкфурт-на-Майне, из Южной Африки в Европу.
Ольга дотронулась до моего плеча, и я открыл глаза. В очередной раз красавицы стюардессы предлагали нам полюбоваться своими очаровательными улыбками и безупречной формой, идеально сидящей на стройных женских фигурах, и заодно предлагали нам напитки. Я взял, как всегда, стакан воды и стакан яблочного сока. Моряки тоже не меняли свой выбор. Ян взял колу и воду, а Франциско – красное вино и воду. Я ему сказал, что его выбор намного здоровее, чем выбор Яна. Франциско согласился со мной и заметил, что поездки Яна в Лас-Вегас плохо влияют на него, у него появляется все больше нездоровых американских привычек.
Оказалось, что Ян – любитель покера и в последние годы в отпуск ездит в Лас-Вегас, где он играет в покер. Иногда ему удается даже поучаствовать в чемпионате мира по покеру WSOP (World Series of Poker), который проводится ежегодно в казино отеля Rio.
В студенческие годы я тоже играл в карты, в основном в преферанс, и у меня неплохо получалось. Одно время игра в карты была для меня некоторым дополнительным заработком. Слова голландца об его увлечении игрой в карты пробудили у меня воспоминания. В голове начали всплывать картинки из студенческой жизни.

9.2. Игра в карты в мои студенческие годы – мотивации игры и умение «делать свою игру при плохом раскладе»
Играть в карты я начал, потому что видел рядом с собой игру высокого класса настоящих профессионалов-интеллектуалов, и я мог у них многому научиться. Также игра в преферанс меня привлекала тем, что в отличие от шахмат, результат игры в карты мог быть осязаем и ощутим.
Почему я перестал играть в карты? Главной причиной для меня было то, что игра требовала много времени, когда было немало других занятий – более полезных и продуктивных. Поэтому я перестал играть в карты и больше времени стал тратить на учебу, на освоение наук по специальности.
В то же время, играя с хорошими профессионалами-интеллектуалами, я многому научился. Научился в плохих ситуациях не опускать руки, а собираться, напрягать мозговые извилины и находить оптимальные решения возникших проблем. В картах это умение называлось «делать свою игру при плохом раскладе». Удивительно, какие невероятные комбинации ходов находились в, казалось бы, совершенно безнадежных ситуациях методом мозгового штурма и мобилизации всех ресурсов организма.
За счет концентрации и волевых усилий, особенно в экстремальных ситуациях, мозги двадцатилетних юношей творили чудеса, начинали работать на более высоком уровне сознания и находили поразительно четкие алгоритмы решения, казалось бы, совсем неразрешимых задач, но эта способность, к сожалению, постепенно проходит с возрастом.
Не зря Альберт Эйнштейн считал, что если ученый не сделал серьезного вклада в науку до 30 лет, то уже и не сделает. Сам Эйнштейн уже сделал и опубликовал работы, посвященные специальной теории относительности, когда ему было всего 26 лет. Английскому физику Исааку Ньютону было 25 лет, а на него уже упало яблоко, и он разработал теорию гравитации. Томас Эдисон к 30 годам уже был известным изобретателем и изобрел фонограф. Английский физик Поль Дирак сделал научное открытие, за которое получил Нобелевскую премию, в 25 лет. Гульельмо Маркони, которого называют «отцом радио», изобрел беспроволочный телеграф, когда ему был всего 21 год. А Александр Македонский в 20 лет уже завоевал половину мира. Поэтому двадцатилетние юноши не так слабы и глупы, как многие полагают.
Вместе с тем во время игры в преферанс «хлопать фишками впустую» считалось недостойным занятием. То есть если взялся за игру, то должен доказать, что ты прав и у тебя есть «своя игра»; если не можешь сделать «свою игру» – не занимай время у других и у себя, признай поражение и двигайся дальше. За этими простыми словами стояли жестокие сражения с жесткими правилами и риском получить большие финансовые проблемы и неприятности в жизни. Это воспитывало характер и учило легко преодолевать обычные жизненные трудности с усмешкой, что это мелочи жизни, а не трудности.
Также игра в карты научила распознавать шулеров, отодвигать их в сторону и не иметь с ними никаких дел. Это тоже полезная подготовка, которая всегда нужна в жизни.
Шулерство было от мелких «хитростей», таких как наколка иголкой невидимых знаков на картах, до шулерских раздач заранее подготовленных колод карт. «Основная» игра шла одной колодой карт, но такие же в точности колоды были изначально «заряжены» и приготовлены «под столом», причем «заряжены» очень редкими раскладками карт, которые назывались «Хабаровский сюркуп» и «Транссибирский паровоз».
Сдающий шулер мешает колоду, дает ее сдвинуть, и, когда колода готова к раздаче, игрок как бы делает замах, чтобы начать раскидывать карты по кругу, но сначала приближает руки с колодой к животу и очень быстрыми отточенными манипуляциями одной рукой опускает колоду на бедро, а другой берет уже «заряженную» колоду с другой ноги и начинает раздавать.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71232595?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Алмазы Третьего рейха и некоторые особенности управления глобальными сырьевыми рынками. Часть 2 [Электронный ресурс] uvelir.info. – uvelir.info/news/25396/.
Записки путешественника. Часть II. Долгий полет из Южной Африки в Европу. Острова Коронадо и Канкун Борис Шатров
Записки путешественника. Часть II. Долгий полет из Южной Африки в Европу. Острова Коронадо и Канкун

Борис Шатров

Тип: электронная книга

Жанр: Книги о путешествиях

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 21.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Вторая часть записок путешественника.

  • Добавить отзыв