Московская битва 1612 года (Битва на Девичьем поле)
Денис Леонидович Коваленко
Смутное это было время. Не знал русский человек кому верить. Князь Пожарский и гражданин Минин во главе второго ополчения освободили Москву, и избавилась Русь от польской интервенции.
Денис Коваленко
Московская битва 1612 года (Битва на Девичьем поле)
Московская битва 1612 года
(Битва на Девичьем поле)
От автора
4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом, подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
Православные знают этот день, как день почитание иконы Казанской Божией Матери.
Днем всероссийского почитания иконы стал день рождения первенца у второго царя династии Романовых Алексея Михайловича, царевича Димитрия. Царевич родился в ночь на 22 октября (1 ноября)[1 - В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском при царском Коломенском дворце.] 1648 года.
В этот день, 36-ю годами ранее, в 1612 году, князь Пожарский дал обет, что возьмет он Кремль, занятый поляками, и в благодарность построит храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери. И 22 октября (1 ноября), князь Пожарский вошел с войском в Китай-город. Обет свой князь исполнил: Собор был построен и освящен патриархом Филаретом (отцом царя Михаила Романова, первого царя династии) в октябре 1625-го. Именно по этим знамениям, свершившимся в один день 22 октября (1 ноября): обет князя, освящение храма и рождение первенца – царь и постановил: объявить сей день всероссийским праздником[2 - То, что праздник (и почитание иконы и день народного единства) назначен на 4, а не на 1 ноября – арифметическая халатность столетней давности, на которою в наше время просто не обратили внимание, что вызвало множество споров и дискуссий о правильности датировки праздника. С переходом в 1918 году на Григорианский календарь многие даты перевели на новый стиль «механически»: простым прибавлением тринадцати дней, без учёта давности события. Поэтому при переходе на новый календарь 22 октября сместилось не на 1 ноября, а сразу на 4-е. В XVII веке, Юлианский календарь отставал от григорианского всего на 10 дней, а 13 дней отставания (+3 дня) накопились лишь к началу XX века (когда и произошла смена календарей). Эта арифметическая оплошность нисколько не умаляет ни значимость событий того Смутного времени, ни сам праздник. По Юлианскому календарю случилось всё 22 октября – и эта дата ни у кого не вызывает сомнений. По Юлианскому календарю и будет летоисчисление нашего рассказа.].
О том, что стало предвестником этого праздника, о событиях, произошедших у стен Москвы, о Московской битве, решившей судьбу России – этот рассказ.
Минин и Пожарский ведут войско второго ополчения к Москве
Тихо и покойно было на монастырском дворе. Князь Дмитрий Михайлович и не помнил, сколько он сидел вот так, на березовой чурке возле входа в келью, не чувствуя ни усталости ни времени. В густой июльской листве старой липы щебетала какая-то птаха, хорошо так щебетала, давно не было так радостно на душе у князя…
– Князь, – инок почтительно склонился, – Иринарх[3 - Ирина?рх Росто?вский – преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви 13 (26) января и 23 мая (5 июня) в собор Ростовских святых.] просит тебя войти.
– Покойно-то как, – князь поднялся, невольно потянулся. – Пойдем, Кузьма, – позвал стоявшего возле своего товарища, – покойно-то как, – повторил и, склонившись, вошел в низкий проход старой кельи.
– Здравствуй, князь, здравствуй, Кузьма, – поклоном приветствовал вошедших старец.
– Благослови, отче, – и князь Пожарский и Кузьма Минин пали перед старцем на колени, смиренно склонив головы.
Из Борисоглебского монастыря старец Иринарх прислал князю крест, просфору и челобитие, где благословлял князя, прорекая[4 - Прорекать – Предсказывать], что «узрит князь славу Божию». И воодушевившись, князь решил, перед Москвой, лично подойти под благословение старцу.
– С вами идет Сама Богородица, – возложив ладонь на склоненную голову князя, сказал старец Иринарх. – Будет тебе видение, князь, что войдешь ты в Москву с образом Пречистой нашей Матери. Образ сей найдешь ты скоро. Мало кому тот образ известен, но пройдет время, и станет он наравне с Владимирским образом. Иди же, князь, – благословил старец Пожарского, и следом Минина.
От самого Нижнего Новгорода шла сила русская. Год, по всей России, собирали деньги, чтобы вооружить войско. 10 000 воинов – конных и пеших, казаков и бояр, детей боярских[5 - Де?ти (или сыны?) боя?рские – сословие в Русском царстве в конце XIV – начале XVIII веков. В XVI—XVII веках дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную службу, за которую получали поместья, записывались в десятни по уездам и составляли поместную конницу.] и простых крестьян вели с собой к осажденной столице Пожарский и Минин.
Было это в июле месяце 1612 года. Трудное это было время. Не было на Руси царя. В Москве, в Кремле, в самом сердце Русского царства, как страшная опухоль засели ляхи. И не выгони ляхов из Москвы, не вырежи эту опухоль, сожрет она Русь. Потеряет Русское царство свою независимость, станет колонией Речи Посполитой. Но страшнее, что отнимут у русского человека веру его православную. Навяжут унию[6 - (лат. соединение) – слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой – допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов. – Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона], кнутом и рублем обратят русского человека неизвестно во что. Сам Римский папа Павел V благословил Сигизмунда III на поход на Московию и шпагу прислал, освящённую в праздник Рождества Христова. И многие русские бояре ждали этого, просили Сигизмунда, чтобы сына своего Владислава он на русский трон посадил. Не думали бояре о будущем Руси, о своем личном будущем думали. Смутные были времена. В шаге от пропасти стояла Православная Русь.
***
Когда войско русское вошло в Ярославль, где назначили главное место сбора, откуда пойдет рать на Москву, встретил князь протопопа казанского. Возвращался сей человек в Казань из Москвы. И рассказал протопоп князю свою историю: было ему видение – отвезти образ Богоматери, обретенный в Казани, и почитаемый казанцами как чудотворный, москвичам, в поможение защиты от ляхов. Но увидел протопоп раздор в стане русском: убил изменник Ивашко – атаман Заруцкий[7 - Иван Заруцкий – атаман донских казаков, один из виднейших предводителей казачества в эпоху Смуты. Соратник Тушинского вора. В летописях довольно часто встречается с именем – изменник Ивашко.] боярина Ляпунова[8 - Прокопий Ляпунов – боярин, главный руководитель первого ополчения 1611 года.], не поделив с ним старшинство. И когда при виде образа дворяне Ляпунова пали на колени и молились, – смеялись казаки Заруцкого, и даже с коней не слезли. И видя такое бесчинство и несогласие в лагере русском, увез протопоп икону, решив, что неправильно рассудил он о своем видении. Да задержался в Ярославле, где и встретил князя Пожарского. Услышав рассказ протопопа, удивился князь и понял смысл слов старца Иринарха. С того дня стал Казанский образ Матери Божией символом второго ополчения: с ним вышло войско из Ярославля к Москве.
***
Нерадостное зрелище увидел князь: обугленной и безжизненной была Москва. От вида этого разболелась рана, полученная князем, когда сражался он на улицах Москвы вместе с восставшими горожанами. Был тогда князь в своем доме на Сретенке, когда уставшие от польских бесчинств восстали москвичи. Годом ранее, в 1610 году, по приглашению бояр и митрополита Гермогена, вошел в Москву польский гарнизон. Согласился владыка Гермоген, а за ним и бояре посадить на русский трон сына Сигизмунда III, польского королевича Владислава. Отправили посольство к Смоленску, осажденному Сигизмундом, заключить договор с королем: русским царем становится Владислав, принимает он веру православную на границе, и в Москву въезжает православным. Сигизмунд уводит войска от Смоленска. Костелов на русской земле не ставит и веру католическую не разносит. И Владислав, сев на трон, слушается не литовских магнатов, а русских бояр, – таков был договор. Но обманул Сигизмунд. Отправил в Москву гарнизон, а вместо сына прислал «опекунов» – гетманов Жолкевского и Гонсевского, вместе с полковниками Будилой и Струсем. И присягу новому царю принесли русские без царя – пуст был трон, когда присягала Русь Владиславу. И в церквях молиться стали за Владислава. Все указы, все суды от имени Владислава писались и производились. Пошли на такой шаг бояре и митрополит, в надежде, что прогонят ляхи Лжедмитрия II, пришедшего на Русь, после смерти Лжедмитрия I. Оба эти разбойника, назвав себя именем убитого царевича Димитрия, последнего из рода Московских Рюриковичей, вошли с войсками на Русь и хотели царствовать. Первого разбойника убили сами москвичи, когда увидели, что самозванец он. Второй же засел с казаками в Тушино и грозил Москве. Не знали москвичи, что оба разбойника пришли с войсками из Литвы и по благословению папы Римского. Первый самозванец, так и вовсе тайно принял веру католическую. Смутное было время. Не знали русские люди кому верить. Одного желали: чтобы был у них царь православный и мир наступил.
Войск своих Сигизмунд от Смоленска не увел. Не собирался он сажать на русский трон своего сына, сам хотел править. Подчинить Московию Речи Посполитой.
Год сидели ляхи в Москве, год собирали дань, когда по всей западной Руси ходили банды литовские, грабя и разоряя русские города и села, а в Новгороде сидели шведы и хотели на трон московский своего королевича посадить. А в Тушино – разбойники самозванца, прозванного Тушинским вором. А в Калуге, казаки, что от первого самозванца остались.
Первым, кто отказался платить ляхам деньги стал рязанский боярин Прокопий Ляпунов. Собрал он войско, объединился с отпавшими от Тушинского вора атаманом Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким; и тремя войсками, названными «первым ополчением», двинулись они на Москву.
Донесли полякам, что идет войско на Москву большое. Было это 19 марта[9 - Все даты по старому стилю], во вторник Страстной недели, в час обедни. И стали ляхи готовиться к осаде, заставляя москвичей втаскивать на крепостные стены пушки. Отказались москвичи.
***
– Что же это, православные! – понеслось по Москве. – Ляхи нас заставляют по братьям своим стрелять! – вооружившись, что под рукой было, восстали москвичи, дрались с хорошо вооруженными поляками. Была это не битва, а погром. Поляки врывались в дома, в лавки купцов, резали и стреляли каждого, кто попадался на пути. Кто жил в Китай-городе, бежали в Белый город[10 - На месте стен Белого города сегодня Бульварное кольцо], поляки следом. Когда началась резня, князь Пожарский со своими домочадцами был в храме.
– Неужто конец света?! – слыша крики и шум стрельбы, пали ниц кто был на службе.
– Баб и детишек уводите! – крикнул князь своим дворовым, и выбежал из церкви. Как раз несколько конных поляков, у самого храма, рубили мужиков, отбивавшихся кольями от забора.
– Вот ведь!.. – князь подобрал у убитого мужика кол и бросился на подмогу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71224375?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском при царском Коломенском дворце.
2
То, что праздник (и почитание иконы и день народного единства) назначен на 4, а не на 1 ноября – арифметическая халатность столетней давности, на которою в наше время просто не обратили внимание, что вызвало множество споров и дискуссий о правильности датировки праздника. С переходом в 1918 году на Григорианский календарь многие даты перевели на новый стиль «механически»: простым прибавлением тринадцати дней, без учёта давности события. Поэтому при переходе на новый календарь 22 октября сместилось не на 1 ноября, а сразу на 4-е. В XVII веке, Юлианский календарь отставал от григорианского всего на 10 дней, а 13 дней отставания (+3 дня) накопились лишь к началу XX века (когда и произошла смена календарей). Эта арифметическая оплошность нисколько не умаляет ни значимость событий того Смутного времени, ни сам праздник. По Юлианскому календарю случилось всё 22 октября – и эта дата ни у кого не вызывает сомнений. По Юлианскому календарю и будет летоисчисление нашего рассказа.
3
Ирина?рх Росто?вский – преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви 13 (26) января и 23 мая (5 июня) в собор Ростовских святых.
4
Прорекать – Предсказывать
5
Де?ти (или сыны?) боя?рские – сословие в Русском царстве в конце XIV – начале XVIII веков. В XVI—XVII веках дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную службу, за которую получали поместья, записывались в десятни по уездам и составляли поместную конницу.
6
(лат. соединение) – слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой – допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов. – Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
7
Иван Заруцкий – атаман донских казаков, один из виднейших предводителей казачества в эпоху Смуты. Соратник Тушинского вора. В летописях довольно часто встречается с именем – изменник Ивашко.
8
Прокопий Ляпунов – боярин, главный руководитель первого ополчения 1611 года.
9
Все даты по старому стилю
10
На месте стен Белого города сегодня Бульварное кольцо