Московская битва 1612 года (Битва на Девичьем поле)

Московская битва 1612 года (Битва на Девичьем поле)
Денис Леонидович Коваленко
Смутное это было время. Не знал русский человек кому верить. Князь Пожарский и гражданин Минин во главе второго ополчения освободили Москву, и избавилась Русь от польской интервенции.

Денис Коваленко
Московская битва 1612 года (Битва на Девичьем поле)

Московская битва 1612 года
(Битва на Девичьем поле)

От автора
4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом, подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
Православные знают этот день, как день почитание иконы Казанской Божией Матери.
Днем всероссийского почитания иконы стал день рождения первенца у второго царя династии Романовых Алексея Михайловича, царевича Димитрия. Царевич родился в ночь на 22 октября (1 ноября)[1 - В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском при царском Коломенском дворце.] 1648 года.
В этот день, 36-ю годами ранее, в 1612 году, князь Пожарский дал обет, что возьмет он Кремль, занятый поляками, и в благодарность построит храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери. И 22 октября (1 ноября), князь Пожарский вошел с войском в Китай-город. Обет свой князь исполнил: Собор был построен и освящен патриархом Филаретом (отцом царя Михаила Романова, первого царя династии) в октябре 1625-го. Именно по этим знамениям, свершившимся в один день 22 октября (1 ноября): обет князя, освящение храма и рождение первенца – царь и постановил: объявить сей день всероссийским праздником[2 - То, что праздник (и почитание иконы и день народного единства) назначен на 4, а не на 1 ноября – арифметическая халатность столетней давности, на которою в наше время просто не обратили внимание, что вызвало множество споров и дискуссий о правильности датировки праздника. С переходом в 1918 году на Григорианский календарь многие даты перевели на новый стиль «механически»: простым прибавлением тринадцати дней, без учёта давности события. Поэтому при переходе на новый календарь 22 октября сместилось не на 1 ноября, а сразу на 4-е. В XVII веке, Юлианский календарь отставал от григорианского всего на 10 дней, а 13 дней отставания (+3 дня) накопились лишь к началу XX века (когда и произошла смена календарей). Эта арифметическая оплошность нисколько не умаляет ни значимость событий того Смутного времени, ни сам праздник. По Юлианскому календарю случилось всё 22 октября – и эта дата ни у кого не вызывает сомнений. По Юлианскому календарю и будет летоисчисление нашего рассказа.].
О том, что стало предвестником этого праздника, о событиях, произошедших у стен Москвы, о Московской битве, решившей судьбу России – этот рассказ.

Минин и Пожарский ведут войско второго ополчения к Москве
Тихо и покойно было на монастырском дворе. Князь Дмитрий Михайлович и не помнил, сколько он сидел вот так, на березовой чурке возле входа в келью, не чувствуя ни усталости ни времени. В густой июльской листве старой липы щебетала какая-то птаха, хорошо так щебетала, давно не было так радостно на душе у князя…
– Князь, – инок почтительно склонился, – Иринарх[3 - Ирина?рх Росто?вский – преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви 13 (26) января и 23 мая (5 июня) в собор Ростовских святых.] просит тебя войти.
– Покойно-то как, – князь поднялся, невольно потянулся. – Пойдем, Кузьма, – позвал стоявшего возле своего товарища, – покойно-то как, – повторил и, склонившись, вошел в низкий проход старой кельи.
– Здравствуй, князь, здравствуй, Кузьма, – поклоном приветствовал вошедших старец.
– Благослови, отче, – и князь Пожарский и Кузьма Минин пали перед старцем на колени, смиренно склонив головы.
Из Борисоглебского монастыря старец Иринарх прислал князю крест, просфору и челобитие, где благословлял князя, прорекая[4 - Прорекать – Предсказывать], что «узрит князь славу Божию». И воодушевившись, князь решил, перед Москвой, лично подойти под благословение старцу.
– С вами идет Сама Богородица, – возложив ладонь на склоненную голову князя, сказал старец Иринарх. – Будет тебе видение, князь, что войдешь ты в Москву с образом Пречистой нашей Матери. Образ сей найдешь ты скоро. Мало кому тот образ известен, но пройдет время, и станет он наравне с Владимирским образом. Иди же, князь, – благословил старец Пожарского, и следом Минина.
От самого Нижнего Новгорода шла сила русская. Год, по всей России, собирали деньги, чтобы вооружить войско. 10 000 воинов – конных и пеших, казаков и бояр, детей боярских[5 - Де?ти (или сыны?) боя?рские – сословие в Русском царстве в конце XIV – начале XVIII веков. В XVI—XVII веках дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную службу, за которую получали поместья, записывались в десятни по уездам и составляли поместную конницу.] и простых крестьян вели с собой к осажденной столице Пожарский и Минин.
Было это в июле месяце 1612 года. Трудное это было время. Не было на Руси царя. В Москве, в Кремле, в самом сердце Русского царства, как страшная опухоль засели ляхи. И не выгони ляхов из Москвы, не вырежи эту опухоль, сожрет она Русь. Потеряет Русское царство свою независимость, станет колонией Речи Посполитой. Но страшнее, что отнимут у русского человека веру его православную. Навяжут унию[6 - (лат. соединение) – слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой – допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов. – Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона], кнутом и рублем обратят русского человека неизвестно во что. Сам Римский папа Павел V благословил Сигизмунда III на поход на Московию и шпагу прислал, освящённую в праздник Рождества Христова. И многие русские бояре ждали этого, просили Сигизмунда, чтобы сына своего Владислава он на русский трон посадил. Не думали бояре о будущем Руси, о своем личном будущем думали. Смутные были времена. В шаге от пропасти стояла Православная Русь.
***
Когда войско русское вошло в Ярославль, где назначили главное место сбора, откуда пойдет рать на Москву, встретил князь протопопа казанского. Возвращался сей человек в Казань из Москвы. И рассказал протопоп князю свою историю: было ему видение – отвезти образ Богоматери, обретенный в Казани, и почитаемый казанцами как чудотворный, москвичам, в поможение защиты от ляхов. Но увидел протопоп раздор в стане русском: убил изменник Ивашко – атаман Заруцкий[7 - Иван Заруцкий – атаман донских казаков, один из виднейших предводителей казачества в эпоху Смуты. Соратник Тушинского вора. В летописях довольно часто встречается с именем – изменник Ивашко.] боярина Ляпунова[8 - Прокопий Ляпунов – боярин, главный руководитель первого ополчения 1611 года.], не поделив с ним старшинство. И когда при виде образа дворяне Ляпунова пали на колени и молились, – смеялись казаки Заруцкого, и даже с коней не слезли. И видя такое бесчинство и несогласие в лагере русском, увез протопоп икону, решив, что неправильно рассудил он о своем видении. Да задержался в Ярославле, где и встретил князя Пожарского. Услышав рассказ протопопа, удивился князь и понял смысл слов старца Иринарха. С того дня стал Казанский образ Матери Божией символом второго ополчения: с ним вышло войско из Ярославля к Москве.
***
Нерадостное зрелище увидел князь: обугленной и безжизненной была Москва. От вида этого разболелась рана, полученная князем, когда сражался он на улицах Москвы вместе с восставшими горожанами. Был тогда князь в своем доме на Сретенке, когда уставшие от польских бесчинств восстали москвичи. Годом ранее, в 1610 году, по приглашению бояр и митрополита Гермогена, вошел в Москву польский гарнизон. Согласился владыка Гермоген, а за ним и бояре посадить на русский трон сына Сигизмунда III, польского королевича Владислава. Отправили посольство к Смоленску, осажденному Сигизмундом, заключить договор с королем: русским царем становится Владислав, принимает он веру православную на границе, и в Москву въезжает православным. Сигизмунд уводит войска от Смоленска. Костелов на русской земле не ставит и веру католическую не разносит. И Владислав, сев на трон, слушается не литовских магнатов, а русских бояр, – таков был договор. Но обманул Сигизмунд. Отправил в Москву гарнизон, а вместо сына прислал «опекунов» – гетманов Жолкевского и Гонсевского, вместе с полковниками Будилой и Струсем. И присягу новому царю принесли русские без царя – пуст был трон, когда присягала Русь Владиславу. И в церквях молиться стали за Владислава. Все указы, все суды от имени Владислава писались и производились. Пошли на такой шаг бояре и митрополит, в надежде, что прогонят ляхи Лжедмитрия II, пришедшего на Русь, после смерти Лжедмитрия I. Оба эти разбойника, назвав себя именем убитого царевича Димитрия, последнего из рода Московских Рюриковичей, вошли с войсками на Русь и хотели царствовать. Первого разбойника убили сами москвичи, когда увидели, что самозванец он. Второй же засел с казаками в Тушино и грозил Москве. Не знали москвичи, что оба разбойника пришли с войсками из Литвы и по благословению папы Римского. Первый самозванец, так и вовсе тайно принял веру католическую. Смутное было время. Не знали русские люди кому верить. Одного желали: чтобы был у них царь православный и мир наступил.
Войск своих Сигизмунд от Смоленска не увел. Не собирался он сажать на русский трон своего сына, сам хотел править. Подчинить Московию Речи Посполитой.
Год сидели ляхи в Москве, год собирали дань, когда по всей западной Руси ходили банды литовские, грабя и разоряя русские города и села, а в Новгороде сидели шведы и хотели на трон московский своего королевича посадить. А в Тушино – разбойники самозванца, прозванного Тушинским вором. А в Калуге, казаки, что от первого самозванца остались.
Первым, кто отказался платить ляхам деньги стал рязанский боярин Прокопий Ляпунов. Собрал он войско, объединился с отпавшими от Тушинского вора атаманом Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким; и тремя войсками, названными «первым ополчением», двинулись они на Москву.
Донесли полякам, что идет войско на Москву большое. Было это 19 марта[9 - Все даты по старому стилю], во вторник Страстной недели, в час обедни. И стали ляхи готовиться к осаде, заставляя москвичей втаскивать на крепостные стены пушки. Отказались москвичи.
***
– Что же это, православные! – понеслось по Москве. – Ляхи нас заставляют по братьям своим стрелять! – вооружившись, что под рукой было, восстали москвичи, дрались с хорошо вооруженными поляками. Была это не битва, а погром. Поляки врывались в дома, в лавки купцов, резали и стреляли каждого, кто попадался на пути. Кто жил в Китай-городе, бежали в Белый город[10 - На месте стен Белого города сегодня Бульварное кольцо], поляки следом. Когда началась резня, князь Пожарский со своими домочадцами был в храме.
– Неужто конец света?! – слыша крики и шум стрельбы, пали ниц кто был на службе.
– Баб и детишек уводите! – крикнул князь своим дворовым, и выбежал из церкви. Как раз несколько конных поляков, у самого храма, рубили мужиков, отбивавшихся кольями от забора.
– Вот ведь!.. – князь подобрал у убитого мужика кол и бросился на подмогу.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71224375?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском при царском Коломенском дворце.

2
То, что праздник (и почитание иконы и день народного единства) назначен на 4, а не на 1 ноября – арифметическая халатность столетней давности, на которою в наше время просто не обратили внимание, что вызвало множество споров и дискуссий о правильности датировки праздника. С переходом в 1918 году на Григорианский календарь многие даты перевели на новый стиль «механически»: простым прибавлением тринадцати дней, без учёта давности события. Поэтому при переходе на новый календарь 22 октября сместилось не на 1 ноября, а сразу на 4-е. В XVII веке, Юлианский календарь отставал от григорианского всего на 10 дней, а 13 дней отставания (+3 дня) накопились лишь к началу XX века (когда и произошла смена календарей). Эта арифметическая оплошность нисколько не умаляет ни значимость событий того Смутного времени, ни сам праздник. По Юлианскому календарю случилось всё 22 октября – и эта дата ни у кого не вызывает сомнений. По Юлианскому календарю и будет летоисчисление нашего рассказа.

3
Ирина?рх Росто?вский – преподобный Русской церкви, затворник Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье. Память совершается в Православной церкви 13 (26) января и 23 мая (5 июня) в собор Ростовских святых.

4
Прорекать – Предсказывать

5
Де?ти (или сыны?) боя?рские – сословие в Русском царстве в конце XIV – начале XVIII веков. В XVI—XVII веках дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную службу, за которую получали поместья, записывались в десятни по уездам и составляли поместную конницу.

6
(лат. соединение) – слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой – допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов. – Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

7
Иван Заруцкий – атаман донских казаков, один из виднейших предводителей казачества в эпоху Смуты. Соратник Тушинского вора. В летописях довольно часто встречается с именем – изменник Ивашко.

8
Прокопий Ляпунов – боярин, главный руководитель первого ополчения 1611 года.

9
Все даты по старому стилю

10
На месте стен Белого города сегодня Бульварное кольцо
Московская битва 1612 года (Битва на Девичьем поле) Денис Коваленко
Московская битва 1612 года (Битва на Девичьем поле)

Денис Коваленко

Тип: электронная книга

Жанр: Православие

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 17.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Смутное это было время. Не знал русский человек кому верить. Князь Пожарский и гражданин Минин во главе второго ополчения освободили Москву, и избавилась Русь от польской интервенции.

  • Добавить отзыв