Стояние на Угре

Стояние на Угре
Денис Леонидович Коваленко
Рассказ этот о великом событии: когда Русь завоевала свою независимость от Орды. Когда Великий князь Иоанн III положил начало великому государству под названием Российская Империя.

Денис Коваленко
Стояние на Угре

Стояние на Угре

От автора
Иван III Васильевич; современники именовали его Грозный, Правосуд, Державный, потомки назвали – Великим.
Именно его, получившего при жизни титул «Государя всея Руси» по праву можно называть создателем Русского государства.
Да, благодаря популярной литературе и кинематографу, его имя не так известно, как имя Ивана IV или Петра I, но именно Иван III положил начало единого Русского царства, а следом – и Российской Империи. Что говорить – когда сам Московский Кремль – символ современной России, с главным кафедральным собором Русского государства – Успенским собором – построены по велению Ивана Великого. Утверждение государственного Герба с двуглавым орлом. Объединение русских земель под главенство Москвы. Присоединение Великого Новгорода. Начало возвращения западных земель от власти Литвы. Создание общерусского Судебника[1 - Судебник – свод законов Русского государства]. Становление Государева Двора и образование Боярской думы. Но самое великое деяние Великого князя – независимость от Орды. Русь более не часть Улуса Джучи. Русь – самостоятельное государство. Государство, с которым теперь придется считаться и Западу и Востоку. То, что было утрачено во время междоусобных и братоубийственных войн, когда князья Киевские делили власть – вернулось под начало Москвы.
И днем независимости Руси можно по праву назвать день 11 ноября 1480 года – день Великой победы на реке Угра.

***
Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории.
Николай Михайлович Карамзин «Истории государства Российского»

Двери раскрылись и боярин возгласил:
– Иоанн, Божиею милостию, Великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский и Псковский и иных! Послы ордынского царя[2 - Монгольских ханов, русские признавали своими царями, за них молились в церквях, и платили налог, как платит регион центру.] Ахмата!
Великий князь, Иван III Васильевич, лишь слегка приподнял руку от подлокотника своего трона и жестом разрешил впустить послов. Он даже не поднялся, само лицо его не выразило ничего, что говорило бы, не то что о почтении, а даже о каком-то интересе к тем, кто сейчас войдет в его палаты.
В парче, шелках и блеске вошли царские послы. Вошли без поклона – они глаза, слова и уши великого царя, они его воля! Они явили милость этому русскому дикарю, что снизошли до него, это он должен был приехать в Орду и стоять на коленях во дворце их хана, смиренно ожидая своей участи; потому что он – раб.
Но кем возомнил себя этот раб! – невольно взгляды послов наслаждались прекрасными росписями княжеских палат – как богато устроил он свой кремль, сколько вкуса и изящества во всем этом великолепии, созданном, без сомнения, европейскими мастерами[3 - Московский Кремль и Успенский собор строили итальянские мастера, под началом Аристотеля Фиораванти]; и всё это – на деньги их божественного хана?!
Въезжая в Кремль послы заметили, эту бросающуюся в глаза роскошь новой изменившейся Москвы: Грановитая палата, Успенский собор; сам двор Московского Кремля – восхищал, и заставлял уважать того, кому это все принадлежало. И он – кому всё это принадлежало – спокойно сидел на своем троне, и взгляд его смотрел на послов совсем не так, как должен смотреть раб. И невольный страх охватил послов: они почувствовали себя волками, вместо овчарни ворвавшиеся на псарню.
Да, все это – и Кремль и соборы и палаты, и пушки и армия – все было построено и создано на «ханские деньги». Великий князь Иван III Васильевич перестал платить Орде. Не ему – «собирателю земли русской» – бояться и кормить издыхающего волка. Это был вызов. Решение далось не сразу. Жива была память о его славном деде, Дмитрии Ивановиче Донском, решившем не платить Токтамышу. Сто лет как тому минуло. И живы те, кто помнил, что последовало за отказом – Токтамыш сжег Москву.
Но признали Москву своей владычицей Тверь и Рязань, Ярославль и Ростов, Псков и Вятка. И Новгород; 600 лет свободный и независимый – Новгород склонил гордую голову – назвал Московского князя своим государем.
Затихла и степь – Крымский хан Менгли-Гирей теперь друг и союзник Москвы, и брат[4 - Братьями называли себя равные друг другу правители государств.] Великому князю Иоанну. Всё – что к югу от Калуги и до Путивля – всё южное поочье, всё было присоединено Русью благодаря этому союзу.
Остались Литва и Орда – вечные непримиримые противники Руси. Запад и Восток – подобно тискам они сжимали Русь, и много сил требовалось сдерживать эти тиски, не дать им сомкнуться и раздавить Москву.
И вот он, новый царь, возмечтавший вернуть времена батыевы. Он прислал своих послов, он ждет покорности и смирения…
– Твой царь и повелитель, Великий хан Большой Орды, Ахмат вручает тебе басму и требует положенной дани, – чуть сдерживая дрожь в голосе, величественно произнес посол и передал стоявшему возле боярину деревянную доску с изображением хана. Боярин с почтение поднес басму Великому князю.
Иван III Васильевич поднялся, он был высок и строен. Не сразу он взял доску с портретом, какое-то время он пристально смотрел в лицо посла. Посол не выдержал, отвел взгляд. Чуть заметная улыбка презрения тронула лицо Великого князя. Он взял у боярина басму.
– Значит, мой царь и мой повелитель требует, – сказал он, разглядывая теперь портрет хана. – Так вот мой ответ, – и князь смачно плюнул в искусно сделанное изображение. И с размаха бросив басму на пол, с силой втоптал ее каблуком в пол, и еще раз, и еще. – Этих двух – убить! – перст Великого князя указал на послов, что стояли по обе руки от говорившего. Бояре, выхватив сабли, залили кровью камни царской палаты. – Спеши объявить царю виденное тобою, – говорил Великий князь оставшемуся в живых; крепко того держали боярские руки, и безумен был взгляд его черных татарских глаз. – Что сделалось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое! – так сказал Великий князь, и сделал жест, что бы убрали эту погань из его палат, и бояре выволокли посла вон.
***
Труден был этот последний шаг и долог был к нему путь. Но другого пути у Руси не было. Более двухсот лет деды и прадеды Великого князя Московского терпели унижения от сыроядцев[5 - Так называли славяне татар, употреблявших в пищу сырое мясо и кровь.]; платили непомерную дань и унизительный выход[6 - Налог]. Ездили в Орду, как перед Богом стояли перед погаными[7 - Др.-русск. поганъ – "языческий"] на коленях, проходили сквозь огонь, поклонялись кусту[8 - Языческий религиозный ритуал], пили кобылье молоко. Встречали ханских послов, унижено возложив плетки на гордые княжеские шеи. И многому пришлось научиться, многое познать, чтобы настал этот день, когда растоптана царская басма!
200 лет Русь изучала нравы Орды, ее устройство и законы. Не сразу пришло понимание, что противостоять Орде можно, лишь переняв ее облик, ее порядок.
Никто в мире не был так дисциплинирован и организован как Орда.
И это первое чему научилась у Орды Русь. Канули в Лету[9 - Река Забвения, протекающая в царстве мертвых Аида] закованные в доспехи, подобно европейским рыцарям, русские бояре. Сняли тяжелые латы и кольчуги, надели стеганые татарские тегиляи[10 - Тегиляй – тканый кафтан, служивший доспехом русскому ратнику], сели в высокие седла[11 - Седла для воинов-лучников; рыцари сидели в низких седлах], и вместо тяжелых копий и прямых мечей, взяли луки и кривые сабли. Самим видом русский всадник теперь походил на ордынца. Исчезли и привычные дружины – появились полки – похожие по устройству на татарские. Появилась ямская почта неведанная Европе. Вся Россия переплелась ямскими станциями – ямами[12 - Ям – от тюркского, почтовая станция (стан – селение)]

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71221222?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Судебник – свод законов Русского государства

2
Монгольских ханов, русские признавали своими царями, за них молились в церквях, и платили налог, как платит регион центру.

3
Московский Кремль и Успенский собор строили итальянские мастера, под началом Аристотеля Фиораванти

4
Братьями называли себя равные друг другу правители государств.

5
Так называли славяне татар, употреблявших в пищу сырое мясо и кровь.

6
Налог

7
Др.-русск. поганъ – "языческий"

8
Языческий религиозный ритуал

9
Река Забвения, протекающая в царстве мертвых Аида

10
Тегиляй – тканый кафтан, служивший доспехом русскому ратнику

11
Седла для воинов-лучников; рыцари сидели в низких седлах

12
Ям – от тюркского, почтовая станция (стан – селение)
Стояние на Угре Денис Коваленко
Стояние на Угре

Денис Коваленко

Тип: электронная книга

Жанр: Современная русская литература

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 17.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Рассказ этот о великом событии: когда Русь завоевала свою независимость от Орды. Когда Великий князь Иоанн III положил начало великому государству под названием Российская Империя.

  • Добавить отзыв