Неизведанный мир слов

Неизведанный мир слов
Кудеев Роман
"…Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом. Единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень..”. Это слова Виктора Гюго, годы жизни 1802-1885.

Кудеев Роман
Неизведанный мир слов

Глава 1

Праздники
Какие существенные праздники есть у башкирского народа? Все зависит от времени, эпохи. К примеру, лет сто назад и чуть больше, по свидетельствам некоторых очевидцев, башкиры празднуют Курбан, Ураза и Маулид. Но, если спросить сегодня, то данные праздники вряд ли десятая часть башкир назовет. О Нардугане мало кто вспомнит, но вот Сабантуй/ ?абантуй скажут многие, если не все. Вот что именно празднуется вряд ли догадываются. Многие уткнутся в заложенный стереотип – ?абан ведь плуг, значит и праздник плуга. Но это лишь поздняя народная этимология. И. И. Лепехин (XVIIIв.) указывал на присутствие у башкир хлебопашества и, что живут в домах, избах, даже имеют ружья, но в следующем веке башкиры не только не сеют хлеб, но не имеют ружей, на войну идут с луком и стрелами. Все это последствия кровавого ХVIII вена. Однако, праздник ?абантуй отмечен ещё в старинных записях. Итак, что празднуем.
?абантуй уходят корнями в такую глубокую древность, что мама не горюй. Само название восходит к башкирскому ?аб, – черенок, ручка чего-либо. Однокоренное с англ. hub "ступица, узел". Отсюда уже имеем ассоциативный ряд: башк. Урал, т?р, , егип. анх, крест. Да, крест, перекресток дорог, центр, кон, кол, Оро. Место, откуда начинается рост. См. араб. Аби или иврит Ави – рост, колос, трава. Здесь же понятие исток, источник, начало течи, реки. И потому как речь об Урале, то начало таких рек как Урал, Кама, Миасс, Тобол и мн.др. Данные водные артерии связывали Урал с внешним миром. К примеру, через Каспий выход к Месопотамии или на Сырдарью и Амударью. Месопотамия это шумеры и аккадцы, Сырдарья – Башкуртские горы, урду, Пакистан, брахманы.... Тобол связывает с Иртышом и далее с Китаем, в частности с Синьцзян и уйгурами и саларами.
Таким образом Урал есть центр, узел. Сравн. с самоназванием народа баш?орт, где баш и есть центр, голова, узел, ?орт (круг, двор).. Начальная согласная в слове ?аб всего лишь протеза. И основой является аб голова, с оглушением согласного ап, откуда уже снова с протезой кап/caput "голова". При этом с перегласовкой имеем вариант "ип (иб)" со значением сердце. Кстати, отсюда имя Ибрахим/Ибра?им, от нем. rahmen "обрамление, кайма, ограждение, рамка" (court). Но rahm "сливки" (сравн. кайма и башк. ?айма?). По сути имеем кальку Ибра?им – голова, сердце, центр двора и баш?орт – баш ?орт (сравн. сливки обществаа). В англ. производным от rahm является rim "обод, кант" и rime "изморозь,, иней". Далее имеем ряд ?ай (буря, пахтанье), ?айма? (сливки, сметана), ?ырау ~ кров ~ кровь ~ ?ан ~ начало. Как известно Ибра?им – родоначальник, вариант Авраам – отец народов. Из сочетания rahmen ~ кант ~ кайма ~ хендж ~ обод приходит к понятию стена, защита, вал. И еще, одно из древних известных из письменных источников наименований жителей Урала аримаспы, здесь можно сравнить с англ "a rim spa" – минеральный источник, исток, источник воды, родник, колодец. Можно попутно добавить, что сердце однокоренное (кентум-сатем изоглосса с > к) с нем. herz, латин. cor, англ. heart, греч. кардиа (откуда мы имеем кардиологию). И.напомним, что имелось написание Башкардия (Карпини XIII век) в отношении Урала. И ещё замечание: ард – земля, англ. earth, нем.erde, араб. ,ард, баш. ер, швед. ?r (уар, дифтонг) и т.д. От этого же корня англ. year "год", к которому имеет отношение другой, уже упомянутый, башкирский праздник Нардуган. Здесь имеет место альтернация н > й, протетическая согласная с не совсем ясным значением. Иногда это частица отрицания не , иной раз согласие, соответствует предлогу на, над. Ярким примером замещения н > й являются слова рус.яз нож ~ ёж (йож), межязыковые нос ~ й??, нар (жар араб., солнце монг.) ~ яр (йар, жар). В таком случае можем сопоставить Нардуган и Year (год) и получим рождение года. Нардуган означает просто новый год. И это наиболее согласуется с тем, в какую пору празднуется Нардуган – с 25 декабря по 7 января. Время празднования Нового года. В башк.яз. йыл "год", но йылан "змея" (см. Уроборос). Для сравн. рус. год и гад (пресмыкающиеся), но ход. От праздника Нардуган вернёмся праздновать ?абантуй.
К корню ?ап/?аб восходит имя др-егип..бога земли ??б ( Геб, Каб, Кеб, Себ). Здесь в имени вряд ли случайное совпадение. Особенно, если рассматривать имена всех персонажей др.-егип. мифологии. Термин ?абан и имя бога земли ??б явно связаны и общая фонетика не просто так. Можно добавить для полноты картины данные поп-геннтиков, общая гаплогруппа R1bфараонов и части башкир.
Если Урал и есть узел, hub, то ?абантуй посвящен уральской земле, Уралу и собственно баш?орту, башкирскому народу. Впрочем, слово ?абан "плуг" восходит все к той же основе ?аб/?ап "черенок" (центр) и далее ап (аб) "рост, голова, глава"…
Как празднуется ?абантуй? Каждый элемент имеет свою причину возникновения. Рассмотрим, какие игры проводятся во время празднования.
В первую очередь это скачки, кто быстрее, чей конь придет первым. Довольно древняя забава. Но в связи с тем, что праздник назван ?абантуй, то здесь, очевидно, стремление первым попасть домой, в круг (?ап/?аб – центр, черенок, узел, сердце, й?р?к). Если кто помнит, то ранее всей деревней собирали подарки, сладости для победителей....
Следующей забавой является столб, на вершину которой следует взобраться юноше. Оттуда он обязан осмотреться и указать путь, прокричать, а также зажечь огонь, если он потух. Именно поэтому в последующем подвешивали петуха, символизирующего зов, призыв, курс. Причем как огонь, маяк, так и зов отца. В разные языки термин атас "?т?с" (петух) проник под разными значениями. В рус.яз. это отец, у персов атас – пламя, огонь. И все же столб это указатель пути, курс, башк. к?р "видь, увидь" (видеть). в ст. рус. кур "петух".
Куреш или башк. к?р?ш, борьба батыров на поясах. Очень важно, что именно на поясах, в башк.языке не только билбау (поясная лента), но и ?айыш (сопротивляйся). Подробнее о слове ?ай, переводится с башкирского "метель, буря, пурга, кружить" плюс эш "дело" либо иш "плети, плести". Таким образом ?ай эш – то, что окружает, кружит, оплетает. Слово к?р?ш состоит из корней к?р "здоровый, упитанный, жирный" и эш "дело" или все тот же корень иш "плети, плести". Ещё одно значение слова иш это "побей, прколоти, победи, свяжи в узел". Здесь уже и пояс и борьба. Речь идёт о том, чтобы связать противника (добыть языка, пленить).
Бег в мешках. Здесь все просто и это инсценировка побега из плена. Принимали участие в этом только девушки, как и в попытке пронести яйцо, лежащее в ложке, держа зубами эту саму ложку. То же с самоваром на голове.
Бой на мешках, сидя на бревне. Здесь я прослушал лекцию, прошляпил момент. Помнится речь шла о борьбе хороших и плохих дел человека, о мосте Сират. В башк.яз. Сират означает просто очередь, т.е. мост может быть назван так, потому что перед ним выстраивается очередь. Но в араб. яз. сира "путь", поэтому в их понимании Сират также путь, та-марбута "т" в словах женского рода в араб.яз. И снова башкирский язык, где сир – "изъян, болезнь" и Сират – выявление болезней, не привез ли ты из далёких краев хворь. В общем и целом, можно применить все варианты. И все же, в мешки насыпали солому и бились, сидя на бревне. У кого-то из них мешок был легче – хорошие и плохие поступки, оценки, отметки…Кстати, благие поступки дают вес мешку. К мосту имеет отношение и забава пройти по бревну, стоящему под наклоном.
Далее ещё игры. Нужно разбить горшок, в котором находится нечистый дух. На самом деле, не совсем дух, но прах сожженного за грехи. Слово горшок снова тюркизм и восходит к слову к?ршак, производное или однокоренное с ?ор?а? "живот, пузо, утроба".
Как празднуется ?абантуй? Каждый элемент имеет свою причину возникновения. Рассмотрим какие игры проводятся во время празднования.
В первую очередь это скачки, кто быстрее, чей конь придет первым. Довольно древняя забава. Но в связи с тем, что праздник назван ?абантуй, то здесь, очевидно, стремление первым попасть домой, в круг (?ап/?аб – центр, черенок, узел, сердце, й?р?к). Если кто помнит, то ранее всей деревней собирали подарки, сладости для победителей. В скачках участвуют, как правило, юного возраста. Условно, вроде как, коню легче. Но здесь ?абантуй "праздник центра", некоего учебного заведения, и участие детей нормально, ведь для них наступают каникулы.
Следующей забавой является столб, на вершину которой следует взобраться юноше. Оттуда он обязан осмотреться и указать путь, прокричать, а также зажечь огонь, если он потух. Именно поэтому в последующем подвешивали петуха, символизирующего зов, призыв, курс. Причем как огонь, маяк, так и зов отца. В разные языки термин атас "?т?с" (петух) проник под разными значениями. В рус.яз. это отец, у персов атас – пламя, огонь. И все же столб это указатель пути, курс, башк. к?р "видь, увидь" (видеть). в ст. рус. кур "петух". От этого корня и курсант. В лат., гол языках идёт переосмысление термина к?р "смотреть, видеть" и имеем currere "бежать", вместо к?рер "видеть". Причем от слова к?? "око", к???т "высматривая" имеем ?усат и кочет – все тот же петух. Из этого же семантического ряда нем. hahn, сравн. ?ан "кровь", ?ана "кров" англ. соck, фр. coc, сравн. к?к "небо" (свод, купол).. Кстати, петух вовсе не от слова петь, хоть слова и связаны, но от греч. ???????? "петух" и ????? "летать". Вернёмся к празднику ?абантуй.
Куреш или башк. к?р?ш, борьба батыров на поясах. Очень важно, что именно на поясах, в башк.языке не только билбау (поясная лента), но и ?айыш (сопротивляйся). Подробнее о слове ?ай, переводится с башкирского "метель, буря, пурга, кружить" плюс эш "дело" либо иш "плети, плести". Таким образом ?ай эш – то, что окружает, кружит, оплетает. Слово к?р?ш состоит из корней к?р "здоровый, упитанный, жирный" и эш "дело" или все тот же корень иш "плети, плести". Ещё одно значение слова иш это "побей, прколоти, победи, свяжи в узел". Здесь уже и пояс и борьба. Речь идёт о том, чтобы связать противника (добыть языка, пленить).
Бег в мешках. Здесь все просто и это инсценировка побега из плена. Принимали участие в этом только девушки, как и в попытке пронести яйцо, лежащее в ложке, держа зубами эту саму ложку. То же с самоваром на голове. Самовар адаптированный в русский язык башкирский термин "сама ыуар" – мера смолы, варить смолу. Башкиры были достаточно известными смолеварами в свое время. Попутно самовар могли использовать и для заваривания чая (шама – заварка, чаинка). К русским самовар проник после военных событий 1736-40 гг. В собственно рус.яз. образование слова самовар маловероятно, ведь, в таком случае, так следовало назвать более раннюю утварь, применявшуюся для разогрева воды. Хотя здесь вовсе непонятно была ли у русских посуда, т.к. слово кастрюля в рус.яз. также заимствование из нем.яз. kasserolle или франц. casserole., восходящее к англ. cast "лить" и rule "норма". Кстати, слово посуда придумал и ввел обиход Ломоносов, придумал кальку слову норма – суд. Есть ещё сковорода – сковать и круг (род, рондо, родео), ?ау – намордник, защита, кольчуга, чешуя. Если исходить из ?ау "намордник", то изначально это щит, с этимологией башк.яз. Кстати, в этом случае глагол "ковать" восходит к башк. ?ау "верхний слой, покрытие", которое можно и скинуть. Однако, это к нашему празднику отношения не имеет.
Бой на мешках, сидя на бревне. Здесь я прослушал лекцию, прошляпил момент. Помнится речь шла о борьбе хороших и плохих дел человека, о мосте Сират. В башк.яз. Сират означает просто очередь, т.е. мост может быть назван так, потому что перед ним выстраивается очередь. Но в араб. яз. сира "путь", поэтому в их понимании Сират также путь, та-марбута "т" в словах женского рода в араб.яз. И снова башкирский язык, где сир – "изъян, болезнь" и Сират – выявление болезней, не привез ли ты из далёких краев хворь. В общем и целом, можно применить все варианты. И все же, в мешки насыпали солому и бились, сидя на бревне. У кого-то из них мешок был легче – хорошие и плохие поступки, оценки, отметки…Кстати, благие поступки дают вес мешку. К мосту имеет отношение и забава пройти по бревну, стоящему под наклоном. Здесь уже, скорее, выпускные экзамены.
Далее ещё игры. Нужно разбить горшок, в котором находится нечистый дух. На самом деле, не совсем дух, но прах сожженного за грехи. Слово горшок снова тюркизм и восходит к слову к?ршак, производное или однокоренное с ?ор?а? "живот, пузо, утроба". Любопытно, что это объединяет, казалось бы, различные термины – ?ор?а? и ?урса? (кукла). Оба имеют отношение к слову к?ршак, в одном случае идол, игрушка глиняная, в другом – горшок это утроба. Примечательно происхождение слова кувшин. Восходит к башкирскому ?ыуыш – укромное место, эсе ?ыуыш – внутри пусто. Является родственным слову ?ауыш "соединяться, совокупляться, сплетаться". Здесь следует уловить семантический ряд" укромное место ~ совокупление ~ ложе, постель. При этом в этом ряду и франц. Couсhe "ложе". Но возможно иное происхождение, здесь важно назначение предмета и кувшина в частности. В баш?. яз. ?ау "старая кожа", которую надо смыть. Таким образом кувшин всего лишь ёмкость для омовения – ?ау ?с?н. Здесь мы видим богатство башкирского языка, его многранность, я бы назвал, величие.
Если вам понадобится найти этимологию какого-либо слова, но словари не дают исчерпывающего ответа, останавливаясь на дежурной фразе "дальнейшая этимология не ясна", то поищите корни в башкирском языке. Примеров может быть множество. Вот один из них: дверь в рус яз. и башк. диуар "стена" однокоренные, но двусоставные. Корень диу "защита", родств. с греч. тео, с латин. deus, фр. dieu со значением бог, англ. dew, швед, dagg, нем. tau со значением роса, снова башк. тау "гора". Но гора однокоренное с англ. hoar "иней, изморось или седина, старость", с основой башк. ?оро "серый". Вероятно, шло сравнение снежных вершин гор. Здесь же имя до.-егип. божества Гор, в оригинале horow, hor – седой, старый старший. В общем дверь и диуар восходят к слову тау "гора" с семантикой "защита", откуда и бог (Тео, deus).
?абантуй – праздник центра, школы, учебного заведения. Учитывая протетическую гласную в начале слова в башк.яз. в слове школа, увидим прямое назначение: эшкул – эш ?ул "дело рук". Учимся писать, мастерить, творить, рисовать.... Основой в названии ?абантуй является ?аб/?ап и далее ?ап и ?ап, caput – голова, баш. Другое значение слова ?аб – земля, место, двор, узел. Второй слог это знакомое слово а? "сознание, разум". Таким образом, ?аб а? – центр знаний, место получения знаний, земля, узел – урал … И, соответственно, ?абантуй – выход на каникулы, сдача он экзаменов. Праздник узла, центра, Урала, баш court (двор, корт). И по окончании получение сладостей, туй. Итак, ?абантуй, собственно башкирский праздник, посвященный им же самим. Тем более лестно, что и другие народы начинают праздновать. Это означает, что башкиры ещё будут существовать. Добавим, что совр. произношение в башк.яз. ?ф?, восходят к рус. варианту Уфа. В свою очередь Уфа производное от"ут" – огонь, свет. Имеется альтернация ф > т, свойственное рус.яз. из-за отсутствия межзубных фонем ??, ?. Поэтому Уфа не только ут, дающий свет, просветление, знания, но узы, узел, ???к "центр". Именно поэтому термины Уфа и Баш?орт равнозначны. К примеру, челеби означает "духовный, знающий", что имеет отношение к названию другого центра, школы – Челяба. Но свое название, как и само понятие челеби восходит к понятию "сыл ?би" – старый учебный центр, старый учитель, ?арт абый (сыл – ассы, ?сетке, закисший, опара). Название Оренбург от башк. ырым бур – дом предвестника, ырым – предзнаменование. Здесь Урал в роли пророка или дом, где учат календарю – цикл, круг. Далее рым – кольцо, причал, пристань, гавань.... с замещением н > м, имеем ри? или ринг (с назализацией). И все это Урал – узел, сердце. Здесь всюду веет древностью.
Шигирские сопки одни из древнейших на земле их возраст 4,2 млрд.лет, практически равен возрасту самой земли. Теперь словообразование: в башк.яз. шы?ыр "скрип", но ши?ыр "стих", йыр "песня", но ер "земля". (из цикла "Учимся говорить").
И самое интересное, этот праздник ?абантуй и его название относится не столько к черенку, сколько и к мужскому члену, фаллосу. Ещё ибн Фадлан (Х век) отметил, что башкиры носят обереги на шнурке на шее в виде фаллоса. Точно такие, как православные нательные крестики, традиция ношения которых восходит все к тому же органу. Но со значением "отец, папа, родитель, предки". Потому что женский орган не получится использовать в роли указателя, будет непонятно. Хотя изображение др.-егип. анх, узел, бант, вполне возможно, и восходит к …является предковым для креста (ноги и руки от одной точки, той самой точки – места выхода на белый свет).
Следует сказать, что Гермес (в др.-греч. Ирмес или Эрмес) бог торговли, ремесла, воровства, хитрости, обучивший людей календарю и прочим премудростям часто изображался в виде четырёхгранной колонны, с бюстом человека, с приделанной к колонне спереди членом, символом плодородия. Имя Гермес является однокоренным с названием древнегерманского божества Ирмина (Германа или Яримана). Первый слог имени означает благородный, истинный, жизненный – муж, мужчина, ир. Ман, второй слог, вероятно, свет либо древн. север. Хотя может иметь отношение к башк. "М?н" сокращ. от мен?н, т.е. Ир мен?н – имеюший мужество (муди, тот самый орган, имеет член, сексуальность). В этом случае соответствие с назначением герм – межевые столбы или указатели расстояния. Попутно б указателе, восходит к глаголу "указывать", далее баш?. у? "стрела". В башк.яз. обнаруживается ряд родственных слов:ер "земля"; йыр (йыры?) – щель, промежуток, расстояние между чем-либо; яр; ?ыр "нива поле".....
Гермес, покровитель путешествинников и торговли и проводник в мир мертвых. Следует объяснить причины появления столбов (герм). У башкир существовал обычай, известный под названием барымта. Молодые люди числом до девятисот отправлялись в поход за добычей. При этом под добычей подразумеваются не столько имущество, сколько девушки (к?л?ш). Для того, чтобы найти обратный путь ставились столбы, гермы, путь домой, ерем? – К своей земле, на родину. Отсюда и Гермес выступает в роли проводника в мир мертвых, в мир предков, путь домой. У? "стрела", указывает прямой путь. Некоторые юноши не решались ехать домой, возвращаться, нарушая устав. И с их слов родина представлена Адом, Тартар, место, где ждёт наказание, люли от родителей, родственников. Сам термин Ад производное от Аид и далее Ай ид, совр. Ай ит – дающий свет, сжигающий факел. Проводником душ в мир мертвых, кроме столбов, герм, были также псы. До.-егип. Анубис с головой шакала (волка, собаки) также выполнял роль проводника душ в мир предков, указывал путь домой. Умершего воина (царя, вождя, фараона) следовало вернуть домой и этот путь указывали гермы и собаки. Для транспортировки понадобилось бальзамирование. Башкирский язык прямо указывает на связь прощания с покойным и бальзамированием ( спиртование). И это слово хуш (прощай) и хушбуй (духи). Сопровождали усопшего телохранители ?нг?р и н?г?р, которые подвергались дома допросу со стороны старшин или родителей умершего. И, если ответы удовлетворяли, воина хоронили с предками. Но могли и сжечь за недостойные поступки. Сравн. в исламе: ангелы Мункар и Накир, ад и рай, ожмах – ко всем, ад или ай ит – факел, сжечь.
К земледелию праздник ?абантуй имеет отношение. Более того, в башк. яз. соха "?у?а, су?а", тогда как су? в т?р. и азерб. яз. сохраняет старое значение "фаллос". Такая этимология показательна в плане того, что в рус.яз. соха является тюркизмом, но вовсе так, как это пытаются подать сегодня. Надо сказать, что ?у? и ?аб оказываются калькой, далее ?абан и ?у?а также калька. Однокоренные в рус. яз. сук, соха, но восходят к тюрк. су?, далее к корню у? "стрела" ( указатель, указка, прямой). Откуда и башк. у?ыу "учеба, обучение, чтение". В этом случае ?абантуй начало каникул: ?ан ?ул, канун Кул, где Кул или кол и есть центр. Этот же корень в слове школа и в англ. college. Из вышеуказанного видим, что праздник имеет прямое отношение к пути домой, проводнику душ и Анубиса, собаке. Термин каникулы от латин canicula "собачка" и каникулы – собачьи дни. Но в башк.яз. ?ан – кровь, источник, начало. И каникулы это возвращение домой, к родителям. Собаки просто указывали путь домой, как и гермы "ерем?". ?айтам инде мин тыу?ан илем?. И ?абантуй общий праздник возвращения домой. Здесь же общая семантика с появлением ростков. Таким образом праздновали не пахоту, но ростки и каникулы, возвращение детей с учебы, баш?. у?ыу, где та же основа у? (указатель, стрела).
В случае с каникулами, адом может оказаться наказание за плохую учебу, сгорать со стыда сравнивается с огнем – ай ит "краснеть". Башкирское слово ожмах с современным значением рай является однокоренным с араб. ажма?ин (ожма?) – все, каждый. В рус.яз рай родств. со словом рой "множество". Любопытно, что геенна в башк. яз. й???нн?м имеет общие корни с термином йыйын (джиен) "сбор, собрание". Отсюда же гиена – указывающая путь собака, участвующая в сборе, помогающая собрать. У древних египтян гиена почиталась особо высоко. Таким образом й???нн?м и ожмах имеют общее значение – все вместе, собрание. Почему бы не родительское собрание? По времени башкирский йыйын и ?абантуй совпадают. Кроме того, alla также означает все, каждый (швед.яз.). И далее делаем соответствующие выводы…
И снова приходим к термину баш?орт, где баш "начало" и ?орт "двор" (court), земля, начальная земля. Здесь видим, что йыйын и ?абантуй это башкирские праздники с корнями, уходящими в древность.

?ан

Этим словом в башкирском языке обозначена кровь.
Слово ?ан имеет восходит к термину а? "сознание, разум, понимание", адекватное восприятие. И начало, источник. Таким образом ?ан это начало.
Согласная "?" в начале слова соответствует предлогу "у" (к, в, с, вместе, из, от). Таким образом ?ан это точка отсчёта. Между прочим от этого корня образовано слово канун. В современном понимании это предшествующий день. Канун собственно от начала и есть, от ?ан, со стороны начала. С перегласовкой данное слово известно больше и это кон. Также изменено по смыслу на центр, но все же это точка отсчёта. Также точкой отсчёта является кол. Данное слово образовано замещением л > н, которое имеется во многих словах, как внутри русского языка, так и в словах заимствованиях, а также в башкирском языке, в котором имеется своеобразный ключ. Простым примером такой альтернации может служить местонахождение третьего лица он > ол (ул). .
Результатом замещения л > н следует считать шведское слово k?lla. Надо отметить, что у шведов своеобразное произношение и заменяют к < ч, поэтому читают ч?лл?. Переводится k?lla "источник, родник". К этому k?lla восходит термин начало в рус.яз. – на k?lla, на ч?лл?, на чало, т.е. находится на точке отсчёта. К этому корню можно подвести и слово человек – источник нежности. ((vek – нежный). Любопытное наблюдение, в швед.яз. начало "b?rjan". И борй?н это башкиры, наименование одного из кланов. Подробно уже описывал в других работах, касающихся именно кланов. Здесь продолжим о крови, ?ан, начале.
Термин k?lla в швед.яз. производное от k ?lla, где alla – все, каждый, целый. В рус.яз. существовало написание и произношение слова целый через "к" – келый. Сохранилась запись на бересте "а замки Келе а лвере Келе" что означает "замки целы, двери целы". Таким образом цел производное от кел и далее "к Эл", где Эл соответствует шведскому alla. Термин восходит к башкирскому Алла – все, каждый. Стоит напомнить, что Кел в башкирском языке это семья, т.е. нечто целое, то же ?аил?. Можно добавить для интриги, что у этрусков существовала главная богиня с именем Чел, вполне подходит под определение Кел – источник, начало, семья. Этруски понесли с собой на Аппенины гладиаторские бои, и гонки на колесницах. Глава эрусков химера с головой льва, что-то типа грифона. И, как известно из записей Аристея из Проконнеса, с грифонами конфликтовали аримаспы.
Чел или, цел, Кел – к Эл, вместе со всеми, отсюда и понятие снмья. Совр. Эл – социум, страна, территория у тюркоязычных, Эл на иврит "бог" (Элохим). . В башк.яз. осуществлен переход в сторону "и", поэтому имеем ил с тем же значением. В рус.яз. заимствовано ил в понятии дно, основа (начало). Можно для информации добавить, что в разговорном башкирском есть фонема, произносимая между И и Э (Е). Также есть произносимая между Ы и Э (Е). Например ?е??т произносится чаще как ?ыуат ?эуат, что ближе к правилам палатизации. И в в литературном именно такое написание и должно быть, через э, но… Соответственно в литературном это никак не отмечено.
И снова швед. k?lla "источник", с которым коррелирует башкирское ?ала "город". И это место сбора, где находятся все, источник. Таким образом ?ала связаны со слово ?ан (начало, кровь). Точнее с термином ?ана – кров, хана. Те, кто читали предыдущий пост, должны помнить, что хана от башк. ?ана – кров, крыша. Откуда изменение значения на благодать, Ханна, Анна. Кстати, имена соответствуют Алле, все то же замещение л > н, как в словах кон иикол, местоимениях он и ол (ул) и мн.др.. . А ещё сществовала богиня с именем Алла у готов, к которым непосредственное отношение имеют шведы. И, как выясняется, башкиры. Алла у башкир имя бога, вероятно, от его начального значения все, весь мир. Итак, Алла это все, то же ил (Эл). Следы этого ил видим в глаголе кил, в переводе с башкирского "иди к мне", но со старым, первым значением "возвращайся, иди к источнику, к старту, к точке отсчёта. Обнаруживаем ил в англ.яз.. с перегласовкой а > и: call (призыв, зов, то же башк кил). И далее от этого корня college, cottage, коллектив и проч.. В арабс. от этого корня образовано несколько слов. Например, куль "все", ?уль "скажи", ?альбун (?альби) "сердце" и проч. В связи с арабским попутно отметим термин ???? ( жм?) со значением однокоренное с башкирским ожмах "рай" . В рус. яз. Рай родственное слово, с общим происхождением со словом рой "все, множество". Присутствует перегласовка а > о. От башк. дин в англ.яз. Eden (Эдем), но den пещера, что сближает с к?ф, ?ап. И далее ?апау, Капова пещера, б?рй?н,. borjan "начало". О пещере Шульганташ наслышаны многие, о местах проживания борй?н также известно. Теперь подумайте, почему это место названо началом? Разве рисунки в пещере не об этом говорят? Само слово ?апау с башкирского можно переводить как просто пещера или кров, врата, то, что находится под крышей, за воротами. Слово собственно башкирское, никаких предпосылок для заимствований. Более того корень кап в ряд языков попал в значении глава, голова, caput. Например, капуста от этого корня и в рус.яз. считается заимствованием.
Кров, крыша в дальнейшем дало возможность ассоциироать это место с благодатью. Отсюда кайф и кафе однокореные со слово к?ф "пешера". Кстати, само слово пещера является производным от "бешере?" – варить. Однокоренными в этом случае будут печь, англ. back. Пещера это место очага, там, где варят, кормят, благодать, рай. Снова сравним Eden, den (пешера) и дин. Простой соответствующий ряд слов: варить ~ вар ~ бар ~ есть. Бар, в смысле, башкирское слово со значением "существует, есть". Именно такое сочетание вносит ясность в связь, фонетическое сходство двух, казалось бы, разных понятий: есть: присктствует, существует, иметь и кушать, трапезничать. Интересен, с точки зрения этимологии, глагол хавать (вульгарн. кушать) только в рассмотренном ракурсе. Дело а том, что в англ. яз. have – иметь (есть). Восходит слово к башкирскому ау, в совр. сети. Но ранее ау – просвечивающий, прозрачный.... Но это уже далеко от термина ?ан…
Итак, ?ан как начало действительно выказывает признаки такового и в словообразовании. . Кроме того, ?ан эидет параллельно со словом кон, которое является калькой слова род "круг", "рондо", "родео". В случае с рондо уже не раз упоминаемая назализация, в прошлом отмечаемая буквой юс малый в глаголице – ?. Надо сказать, что данная буковка и есть начало а?, так и читалась "?" (а). Надо ли говорить на каком языке говорили те, кто придумал глаголицу, если слово язык писалось ?зыкъ и читалось а??ы?, что при дословном переводе означает "для понимания". Собственно для этого и служит язык, как средство коммуникации. .
От слова ?ан образован термин ?ана – место отдыха, трапезы, кров, кафе. В рус.яз. также однокоренные слова кров и кровь, как башк. ?ан и ?ана (хана). Далее кафе восходит к слову к?ф (пещера). Здесь также калька пещера – бешере? (варево, кухня, столовая), как кафе и к?ф (пешера). Сюда же отнесем кайф – благодать, нега. И другой ряд: рус.сахар, нем.Zucker, англ. sugar, башк. ш?к?р. С ними общее происхождение имеют ш?к?р (довольствоваться, чувствовать удовлетворение), ш???р (город). И здесь снова просматривается башк.?ала (город), полученное чередованием согласных л > н, ?ала > ?ана. В целом все это связано с многолюдным местом и достатком. В рус. яз. слова семь и семья однокоренные, но основа сем означает множество. К примеру, Эл ед..ч, Эло?им мн.ч. Для сравнения башк. ете "семь", но ет? "достаток". Существуют произношение ете ~ е?е. Если это достаток, то почему бы не еда, ведь башк. яз. тоже имеется слово ем, но не глагол, но оозначает корм, семя (сравн. семь~ семья)… Кел ~ семья, целое…
Следует вернуться к истокам. В этом нам поможет язык.
И все же иш. Почему иш?
Если с английским blood дело с этимологией обстоит несколько просто, термин восходит к основе lооd – лить, течь, откуда и лудить, лот (свинец, грузило), то в башкирском языке происхождение слова ?ан обнаружить нелегко. Но возможно....

Первое, что следует учесть, это произношение гласной. Имеется, скажем так, еле улавливаемые дифтонги ОА или УА (WA). Не чистая "А", как в имени Анна или в слове канал. Теперь посмотрим в русском языке, с чем связано слово кровь. И обнаружим родственное кров (крыша над головой, укрытие). Попутно отметим однокоренные слова в рус.яз. – налог, логово, залог, берлога, где лога это ни что иное как ложе, спальное место. Сюда же отнесем и глагол лежать (лёжа). По данному примеру обнаружим в башк.яз. однокоренное слово с термином ?ан – ?ана (совр. хана). Хана собственно кров и есть, крыша над головой. В рус.яз. слово попало уже с измененным смыслом – крышка, буквально крышка гроба. Что касается терминологии, то несомненно ?ан и хана однокоренные. Более того, было время, в башк. яз. фонема "х" вовсе отсутвовала. К примеру, слово харам произносилось ?арам, откуда ясно просматривается этимология – ?арама – не смотри.
Итак, разобрались, что слова ?ан и ?ана однокоренные и являются калькированием рус. кровь и кров. Заодно уяснили, что хана это кров, крыша и лишь затем крышка. Но с этимологией не продвинулись. Здесь можно добавить лишь, что кровь и кров восходят к башкирскому слову "?ырау" – иней, позднее изморозь. Кстати, очень может быть, что собственно термин иней восходит к башк. ин?й "мама", со значением защита, кров, покров, покрытие. Заимствования или, вернее, однокоренные слова, можно обнаружить в разных языках. К примеру, вроде как семитское имя Лот, является однокоренным со словом лудить, покрывать оловом, но восходит к англ. lood – лить. Почему бы не быть из этого же корня слову лёд в рус.яз.?
И все же о крови, о слове ?ан в башкирском языке. Если исследовать присутствие дифтонга ОА (УА), то получим вариант "Куан" или "Кван", где уан это начало, источник, откуда и англ., one – название цифры один. В нем.яз. вариант "Айн". К данному слову восходит имя Иван и его форма Иоанн. В рус.яз. Иван как слово долгое время использовалось в значении башка, глава. Отсюда и калька иван-чай и капорский, где "кап" и есть голова, см. латин. caput, англ. chapter, нем.kampf, араб. к?ф. Таким образом, в слове ?ан в основе "уан" – первый, источник, начало. Начальная протетическая согласная в данном случае означает "вместе" или заменяет приставку "из" (от, к, у). Однокоренным Ивану будет нем. Ганс (hans), где имеем альтернаци ? < ? (г). Примером такого замещения может служить гусь > ?а?. Кстати, в слове ?а? все тот же дифтонг, что в ?ан. В нем. Hans имеется "н", которую следовало бы произносить с назализацией. И очень часто можно встретить слова и без этой "н", например, пять ии пяндж, лента и лета, Линда и Лида, Ганс и Газ и т.п. Причиной появления или утраты может служить малый юс ?, используемый в письменности. В до.-греч. письме заменялось двойной ?? (гаммой), например, ??????? "ангел". Башк. вариант будет а?кел – семейство понимающих, сознательных, сознающих, калька homo sapiens. Здесь либо а? сознание либо а?? – аромат, запах. Малый юс присутствовал в написании слова ?зыкъ, совр.язык. Старое прочтение с назализацией даёт форму а??ы? и указыаает на этимологию – а? "понимание". И этимология слова язык восходит к башк. а? – сознание, понимание и буквально а??ы? "для понимания". Имя Ганс итмалвй юс выручают в поиске этимологии слова ?ан, т.к. уже имеется назализация, которая даёт корень а?. А это в переводе с башкирского языка сознание, понимание происходящего, разум.
Итак. В начале было сознание, разум а?. Откуда нем.айн (ein), англ. уан (one), имена Иван, Джон, Сион,. Иоанн. С помощью агглютинации получено слово ?ан. Далее имеем ?ана или вариант хана (кров, крыша). Отсюда толкование крова, крыши "благодать", имеющее отношение к имени Ханна, в рус.яз. используется в форме Анна (без протезы). Смысловой ряд Иван – башка – кап – каф даёт происхождение слова кафе – благодать, кров. Отсюда и кайф – благодать.. Это же слово означает пещера, в англ.яз. cave "пещера", однокоренное с арабским к?ф с тем же значением. Отсюда название пещеры ?апау (Капова) – крышка, кров, врата. Точнее, это даже не название, но просто пещера, слово утраченное. Но это даёт понимание того, что "Капова пещера"является тавтологией.
Следует сравнить нем. Ein (Айн) с башкирским айны? "трезвый, в сознании", что даёт также возможность сопоставить а? и начало, первый, источник. Появление й – и краткой, приводит к башкирскому ?ай – буря, откуда уже ?айнау "кипение, бурление" далее смешение, что даёт понятие хаос. Это приводит к тому, что в начале был хаос. Само слово хаос восходит к древнегреческому ???? "хаос", от которого происходит термин газ. Выше уже рассматривали корреляцию газ и имени Ганс, далее Иван. Осталось добавить англ. house "дом", нем. haus "дом", что даёт в понимании кров, крыша. Любопытно, в башк.яз. ?й "дом", но уй "мысли". Для сравнения рус. дом и думы. Но в башк.яз. имеется ?йм? "к?с?" от ?й "сгрести в кучу" (сгреби). С утратой "й" сегодня имеем ?м? "коллектив" (с переосмыслением чаще коллективная помощь).
Итог. Слово ?ан имеет этимологию от термина а? "сознание, разум, понимание", адекватное восприятие. И начало, источник. Таким образом ?ан это начало.

Башкирская фонетика

Учимся говорить или как научились говорить люди.
Ай – луна, месяц. Ау – сети, прозрачный, просвечивающий, дух, призрак. А? (фонема к более гортанная, произносится словно очишаешь горло) – белый, светлый, чистый. А? (н с назализацией) – сознание, разум, понимание происходящего. В последнем случае имеется оглушение согласного, стоящего в конце слова. К примеру, а?ара – становится чище, светлее, белее или седее. Во всех трёх словах – ай, ау, а? присутствует дифтонг WA, не отмечаемый в письме, поэтому уже практически утрачен. То есть, слова начинают произносить с лабиализации, огубливания, губы слегка в трубочку складываются. Но не как на приеме у врача – сразу А.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/kudeev-roman/neizvedannyy-mir-slov-71206261/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Неизведанный мир слов Кудеев Роман
Неизведанный мир слов

Кудеев Роман

Тип: электронная книга

Жанр: Языкознание

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 12.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: "…Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом. Единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень..”. Это слова Виктора Гюго, годы жизни 1802-1885.

  • Добавить отзыв