Научи меня быть тобой!
Ivolga (Анастасия Каляндра)
"Научи меня быть тобой!" – с такой просьбой малыш енотик однажды обратился к своему папе учителю. Так начался интересный урок, во время которого мудрый папа енот поможет своему маленькому сыночку разобраться в очень сложных вещах и понять некоторые жизненно важные истины. Что такое – быть собой? Как можно быть ещё и кем-то другим, но в то же время – всё ещё собой? Как стоит жить и расти, растить и учиться. Кого слушать и у кого брать уроки? Как любить, понимать, верить и заботиться? Как принимать не очень легкие решения и делать не очень простой выбор? Во всём этом попробует разобраться малыш енотик вместе со своими читателями, а заодно – побывает в таких замечательных местах, как лес и как то, где вырос папа енот. Автор книги приглашает Вас в маленькое приключение, полное размышлений, мудрых мыслей и выводов, улыбок, детства и добра. Уверенна что оно будет интересно как юным читателям, так и взрослым.
Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.
Ivolga (Анастасия Каляндра)
Научи меня быть тобой!
– Папа!..
Маленький енотик подбежал к папе и чуть было не выбил у него из лапок кружку с горячим шоколадом.
– Что?… Что, сынок? – папа енот был испуган, ведь он, ну никак, не ожидал такого внезапного нападения. Тем более, что папа даже и не видел своего маленького сына из-за развернутой газеты. – Ты что-то хотел?
– Ага… – ответил запыхавшийся сынок, который теперь пытался отдышаться. – Хотел. Я… я хотел тебя попросить… ты можешь… ты можешь меня научить быть тобой?..
– Мной?.. – удивился папа, – Ну, знаешь… Это сложное умение, конечно – быть мной… И почему же ты, скажи мне, этого хочешь?.. – папа енот удивленно улыбался в ожидании ответа.
– Я… Я хочу быть тобой, потому что ты умный. И сильный, и взрослый… И хороший. И я тебя люблю. Сильно-сильно!..
– Спасибо!.. – рассмеялся папа енот. – Всё это хорошо… Но это ведь не обязательно значит, что нужно быть именно мной!.. Ведь в мире абсолютно неисчислимое колличество сильных и умных и взрослых енотов, помимо меня!..
– Нет, обязательно!
– Это почему же?
– А потому, что я тебя люблю, папа, а не какого-то другого ещё енота!
– Я всё же не понимаю, милый – и как же это так случилось, что ты вдруг захотел быть мной?..
– А вот так…
И маленький енотик рассказал своему папе всё о том, как же это случилось.
Однажды (а именно – в этот самый день) маленький енотик сидел у окна в сильный дождь и мечтал. Он любил мечтать обо всём, обо всём, что только есть на свете. И думать обо всём подряд. (Но только если это не касалось его уроков, которые нужно было сделать в школу.) Он сидел над своими тетрадками и учебниками за столом и совершенно на них не смотрел. Он оперся локтями о стол и глядел в окно и думал о том, как хорошо бы ему было стать большим и сильным. И как хорошо было бы, чтобы его все так же уважали, как папу енота! И он бы, так же, был большим специалистом, и его фотографию вешали бы на почётной доске, и награждали бы грамотами на работе… И ученики его – такие же, как у папы, все дарили бы ему свои поделки – пусть и корявые немножко, но зато сделанные от всего сердца – из шишек и веточек и листвы… И все они стояли бы у него на шкафчике в гостиной, как у папы, и он бы любовался на них и думал – какие же они все у него хорошие – и поделки и его ученики!.. А потом все они, один за одним, повырастали бы, и стали бы приходить к нему в гости с цветами, и все пили бы чай с вареньем за столом, и вспоминали свои школьные годы… Всё это было бы очень хорошо!.. А ещё – хорошо бы, чтобы он умел, так же, как папа, чинить, если надо будет, водопровод… Или игрушки, или чайники… Или вкручивать лампочку если она погасла. А ещё – хорошо бы, как папа, читать газеты и даже понимать – о чём в них написано!.. И так енотик мечтал и мечтал… И думал и думал… И наконец понял, что для того, чтобы быть настолько счастливым, насколько в жизни только и возможно – ему обязательно нужно бы стать своим папой. Ведь лучше професии он придумать, ну просто не мог.
– Ага… – сказал папа енот и задумался. – Так значит – ты, и вправду, хочешь быть мной?..
– Конечно! – торжественно заявил маленький енотик. – Ну, научи меня, пожалуйста, папа, быть собой! Ведь ты же учитель!.. Ты можешь!
– Но… Послушай. Ведь в мире всегда найдётся очень-очень много тех, кто захочет научить тебя быть ими… Не кажется ли тебе, что ещё гораздо интереснее попробовать быть собой, мой милый?..
– Не-еет!.. Ведь я и так уже – я! Я уже очень давно – я. И быть собой – это я уже хорошо умею!.. А вот тобой быть – ещё нет.
– Правда?.. Но, я бы так не сказал, дорогой… Ведь каждый на свете всю жизнь учится быть собой, и так до конца не все и доучиваются обычно… А ты говоришь, что уже и умеешь?.. Возможно. Но, я тебе скажу, что, уж точно ещё не до конца. Вот, скажи мне – как тебе кажется: что это значит "быть собой"?..
– Со-бой?.. – задумалмя сыночек, – Ну… Это выглядеть как я… Ходить как я… Кушать как я. Учиться и спать… как я. Всё, что я делаю – делать…
– А, как же, тогда, ты думаешь – все другие маленькие енотики, которые точно так же как ты едят, ходят, учатся в школе и спят – так все они, точно-точно, уже стали тобой?..
– Ну… Нет. Наверное.
– А как тебе кажется – вот, когда я был маленьким енотиком – совсем таким, как ты – я уже был собой – твоим папой?.. Ну, то есть – таким собой, каким ты меня знаешь?
– Ну… Ну… Ну, не знаю.
– Тогда я ещё не был большим и взрослым… Был куда более слабым и не таким уж умным, как сейчас. Так как же тебе кажется – это был уже я или ещё не я?
– Ну… Наверное – не ты. Раз ты такой был.
– Но если бы меня спросили вот тогда, совсем как у тебя сейчас – умеешь ли уже ты быть собой?.. Ведь я бы ответил, и наверняка бы ответил, что, да, я умею. И это было бы правдой. Ведь тогда – я уже был я. Но только теперь я – другой я. Хотя и тоже я. Понимаешь?..
– Ну… Да. – поразмыслив сказал маленький енот.
– А ещё, я скажу тебе больше того – если пройдёт ещё сколько-то времени и я проведу его не без пользы и дела, то уже через несколько лет, а может быть – даже месяцев, я стану совсем другим мной. Хотя, ещё и тем же. Но возможно (и я на это надеюсь), я буду тогда ещё чуть-чуть умнее, лучше… Ну и, конечно, взрослей. Как тебе кажется – каким же мной, в таком случае, мне нужно учить тебя становиться?
– Ну… Не тем, который раньше был… А так… А так не знаю. Давай – тем, которым ты позже будешь?.. А? Ведь он же ещё сильнее и лучше!..
– Ну!.. Милый мой, – засмеялся его папа, – Ну как же я, подумай пожалуйста, могу научить тебя быть тем собою, которым ещё сам должен только лишь научить себя стать? Ведь мне самому ещё нужно учиться…
– Тогда… Тогда, давай – тем, что сейчас!..
– Ага… Ну… Ну, что ж… Это сложно, мой дорогой. Ведь мы с тобою даже совсем и не похожи. Мы ведь совсем разные. И нас с тобою ни один посторонний енот никак не перепутает!..
– А это легко!.. Давай сюда очки! – и маленький енотик стащил со своего папы очки и вырвал из рук газету, а потом сел, развалившись поудобнее в кресле, закинул одну лапу на другую, надел очки и развернул перед собою газету. – Ну вот!.. Теперь можно и перепутать!
– Ха-ха!.. – засмеялся папа енот. – Моя копия! В миниатюре!..
– А это ничего – я скоро подросту.
– Ну… Не совсем-то и скоро. Ещё должно пройти много лет, прежде чем ты вырастешь совсем таким как я. Вот, тут уж ничего и не поделаешь, милый!.. Нужно ждать.
– Как?.. Совсем-совсем ничего?..
– Совсем-совсем…
– И ты не можешь меня научить быть сразу большим?..
– Конечно нет! Точно так же, как я и не могу научить себя самого быть таким маленьким, как ты…
– А просто тебе это не надо!.. Вот потому ты это и не можешь…
– Как так – не надо?.. Почему же ты так решил?
– Ну, а зачем тебе нужно быть маленьким? Ведь это неудобно!.. Ведь ты совсем и не можешь ни до чего дотянуться – всё время нужно вставать на цыпочки, или просить кого-то, чтобы для тебя достали вещи с полки… А ты всё можешь сам.
– Зато я с очень большим трудом, дорогой мой, сгибаюсь, учитывая мой ревматизм, и силюсь что-нибудь достать с нижней полки… Это тоже очень неудобно, знаешь ли!..
– А… А зато ты не будешь подпрыгивать, чтобы достать до ветки берёзы и с ней поздороваться за ручку!.. А мне надо подпрыгивать…
– А зато – ты не будешь случайно ударяться о притолоку, лишь потому что у тебя голова чуть выше, чем дверной проем!
– А зато… А зато ты не должен сидеть у кого-то на плечах, чтобы увидеть – что происходит на уличном концерте…
– А зато я, милый мой, уже не смогу сидеть у кого-нибудь на плечах и смотреть себе на уличный концерт!.. А мне бы, думаешь, иногда не хотелось?..
– Ну… Ну, зато, тебе… всё равно хорошо, что ты большой!.. Тебе в школу ходить не надо!
– Куда уж там!.. А куда же я, по твоему хожу всякий будний день по утрам?..
– Ну… Ну, зато тебе никто не запретит есть что-то вкусное… Не скажет, что это вредно.
– Ох!.. Знал бы ты, дорогой мой, наше взрослое здоровье!.. Так ты бы понял, что нам уже оно само всё время говорит о том, что не нужно есть что попало!
– А ещё… Ещё тебе не нужно всё время слушать взрослых, чтобы не стоять потом в углу…
– Ты знаешь – и когда ты уже совсем большой, тебе, всё же, приходится слушать других взрослых людей, прислушиваться к ним, чтобы не остаться совсем одному – а это всё равно что в углу.
– Ты хочешь сказать, что тебе бы хотелось быть таким, как я?.. Маленьким?
– Конечно. Во многом мне бы хотелось стать тобой, как и тебе – мной. Стать маленьким и опять не чувствовать никакой ответственности за родных и за важные решения… И даже, почти – за самого себя. Опять понимать, что ты можешь спокойно учиться и отдавать этому сколько угодно времени… И ещё – что у тебя вся жизнь впереди. И можно почти никуда не спешить…
– Но… Но ты уже тоже не умеешь быть мною, как и я ещё не умею быть тобой?..
– Да…
– Хотя и хочешь?..
– Да, да… Вот такая, сынок мой, грустная ситуация – вот, очень бы я хотел побыть таким маленьким и беззаботным енотиком, как ты… Покататься на игрушечных машинках или на аттракционах в парке… Ведь мне они, знаешь, как нравятся?!. Попрыгать, и побегать, и помахать руками в воздухе, и посмеяться в голос просто так… и знать, что на меня при этом не будут прохожие показывать пальцем. И поиграть в песочке… И снова пойти в первый класс с большим-большим пышным букетом!.. Не мог бы ты научить меня, как быть тобою?..
– Ну… Ну, ты же и так знаешь как… Попрыгай, побегай и помаши руками… Сходи на аттракционы. И будешь ты мной. Вот и всё. Можешь даже уроки мои сделать.
– И всё?.. А как же – мне, разве не нужно тому учиться, что у тебя есть внутри?.. Тому, что только ты и знаешь, и видишь, и чувствуешь?.. Ведь это, наверное – самая главная часть тебя. Вот, мне бы выучить то, о чем ты мечтаешь и думаешь, о чем переживаешь и радуешься… Тогда, может быть, я и стал бы хоть чуть-чуть тобой. Ведь тот енот, который просто скачет и машет руками, как ты – ведь он же совсем и не ты, если думает, при этом, совсем о чём-то о другом. Ну, скажем – я вот, скачу и думаю о работе и о делах, а ты – скачешь и думаешь про то, как ты будешь играть в игрушки. Ведь это совсем разные мысли!..
– И… И мне нужно тебе всё, всё, всё объяснить?.. Что я думаю и что меня тревожит?
– Ну, значит – всё. Ведь если я не буду знать всего, что ты думаешь и что ты чувствуешь – так я и не смогу быть, точно уж, тобой. Ведь ты же знаешь все свои мысли?.. И значит – ты это ты. А если кто-то знает их не все – то это уже точно не ты. А ещё – память. Ведь я же должен всё то же самое помнить, что в жизни помнишь ты. Ведь если отнять от тебя хоть какое-то воспоминание, или чувство, или мысль – так это, наверное, будешь уже и не совсем ты. Это всё равно, что отнять от тебя твой, именно, хвостик, или твой именно носик, или твои именно глазки – ведь кто же, тогда, без них тебя узнает? Ты и сам не узнаешь себя в зеркале. А мысли, и чувства, и переживания – они все такие же твои части, как нос и рот и глазки.
– Ну… Ну, если всё… То это будет очень долго рассказывать. Всё, что я помню… И что меня тревожит…
А маленькому енотику, действительно не хотелось всё-всё рассказывать – ведь среди его переживаний и воспоминаний были, помимо прочего, и двойки, которые порой случались в его жизни, и о которых он не хотел совершенно рассказывать своему папе. Ведь тогда он бы, пожалуй, разозлился и уж точно не захотел бы его учить быть собой.
– А ты по чуть-чуть мне будешь рассказывать. Понемножку. И так всё наконец и расскажешь. – сказал папа енот, хитроватенько улыбаясь.
– Ну… Я не хочу всё рассказывать. Не всё…
– А что так?
– Ну… Ну, ты же понимаешь, что я… Что есть такие вещи… Что я… Ну, не всегда совсем уж хороший енот.
– Та-аак?..
– Я иногда… Делаю ведь не очень-то и хорошие вещи… Или думаю. Ты, наверное, не захочешь быть таким енотом, как я. Ведь я очень много чего делаю, ну, тоже… Не так.
– Так ведь и я много чего делаю тоже не так. И много чего делал и мыслил и совершал за свою жизнь не совсем правильного. Да, да. А ты, вот, тоже – хочешь быть мной… И не знаешь всего этого. И мне кажется, дорогой мой, что это – ещё одна причина, по которой тебе не стоит быть мной, а мне, например – тобой. Ведь у каждого из нас есть свои недостатки и плохо было бы их передавать другому. Единственное, что с ними следует сделать – так это убрать их и из своей жизни… Но пока ты их ещё не убрал – так, всё-таки, они ещё твоя часть. И делиться этой частью ни с кем, тоже не стоит. Мне кажется, что нужно делиться лишь только хорошим. Вот, если ты хочешь, допустим, взять от меня что-нибудь такое хорошее – допустим какое-то умение или достоинство: то пожалуйста! Бери! Хочешь быть умным как я – будь, ведь это хорошо. Хочешь быть сильным – пожалуйста!.. Хочешь быть в чём-то хорошим – в чём-то таком же, что и я – так и это здорово. Будь честным, как я бываю, будь добрым, будь щедрым… Но не будь, допустим уж, вредным или грубым и раздражительным… А ведь я иногда раздражаюсь без повода… Усталость и всё такое, понимаешь… Вот я и говорю потому, что ты и не должен быть мной. Частично – может быть, пожалуйста. Но не мной – в полном смысле… Понимаешь?..
– Ну, па-аапа!.. – заныл его маленький енотик, – Ну ты-ыыы же о-бе-ща-аал!.. Что ты меня научишь! Ну, научи меня быть тобо-ооой!..
– Ну… Ну, как бы тебе это объяснить… – задумался папа енот, – Ведь это не очень хорошая идея…
– Ну, па-аапа-аа!..
– Ну… что ж!.. У меня теперь отпуск, – сказал его папа, – и значит – мы с тобой можем, и действительно, чуть-чуть поучиться быть и мной, и тобой… Пожалуй – попробуем… По крайней мере попробуем – а там ты уж и сам решишь: хочешь ли ты быть мной, или совсем нет.
– Ну, конечно, хочу! – настойчиво воскликнул маленький енотик и даже подпрыгнул от радости.
– А может быть, и я на это надеюсь, ты, всё же, захочешь учиться быть собою… Что, конечно, гораздо лучше, чем быть мной… Конкретно для тебя, мой дорогой.
– А я хочу – тобой!..
– Ну, для начала, тогда – садись, делай уроки. – сказал папа енот совершенно ужасную для его сына вещь.
– Ну, па-аап!.. Ты же обещал, что мы будем учиться тобою бы-ыыть!.. А сам?..
– А что – сам?.. – улыбнулся его папа, – Ты думаешь – прежде чем стать мною я не учил уроков?
– Ну а… Ну а зачем? Ведь… Ведь ты сам учишь! А я – если буду учиться теперь – я буду совсем на тебя не похож! А только похож на того тебя, что был маленький… А мы ведь решили учиться на большого!..
– Ну, почему же?.. Ты будешь очень даже похож – да, да, на меня в детстве. Но это ведь не значит – что не на того меня, что есть сейчас. Ведь я и теперь – частично тот я, что был в детстве. Без этого нельзя. Никак нельзя. И ты сам, когда вырастешь – будешь ведь не совсем каким-то другим, новым енотиком, а на большую, большую часть состоящим из самого же себя, который живёт вот сейчас… из маленького мальчика-енота.
– Да?.. Ну и… И я не хочу состоять из уроков.
– А как же ты, тогда, будешь что-то знать?..
– Ну, я… А я хочу быть сразу – большим и умным!..
– Но почему? Ведь это приятно, правда, дорогой мой, если тебя будут все считать умным и большим?..
– Да, да!.. Правда!
– Ведь это значит что все тебя ценят и уважают…
– Да, да!.. Как тебя!
– А ведь они уважают тебя, по сути дела, совсем не за то, мой милый, что ты, вот такой вот, вдруг весь большой и весь умный, и ценят тебя не за то – а за то, что ты до-оолгое-до-ооолгое время, для того, чтобы таким стать, был маленьким и глупеньким и учился и рос… Ведь это – твой труд, а не то, что ты есть и есть. Ведь если бы все так просто, в момент, становились и умными и большими и даже хорошими – совсем как все становятся в мире живыми при рождении – так это бы и не было вовсе твоей заслугой. И не за что было бы тебя уважать. А вот теперь, мой дорогой, хочешь ли ты, чтобы тебя уважали?..
– Ну… Да. Но я так не хочу учиться!.. Это так долго… И сложно. И я не хочу больше оставаться маленьким и глупым… Ведь это так плохо, когда ты, всё ещё, глупый и, всё ещё, не всё умеешь!.. А чтобы всё-всё уметь – нужно учиться очень долго… Ведь так, папа? Ты сам мне говорил, что тоже долго учился…
– И я, всё равно, ещё далеко не всё, мой милый умею.
– А это так ужасно, что мне ещё долго нужно быть таким!..
– Ну, подожди – ведь ты же уже не совсем-совсем глупый и совсем-совсем маленький… Так?.. Ведь ты же хоть что-то уже, да и знаешь?
– Ну… Да…
– Ну, скажем – ты складывать числа умеешь?..
– Ага.
– А вычитать?
– Тоже.
– А умножать?..
– Нет ещё…
– Ну, ладно… А читать ты умеешь?
– Да…
– А писать?
– Да, но… Но ты мне сам говорил, что это ещё криво.
– Ну ничего… Так это уже очень много! Ведь, вот смотри – вот, всего год назад, когда ты ещё не пошёл в школу и не умел всего этого – так ты ведь был, значит, глупее?.. Но всё равно. Ты и тогда был уже очень даже не глуп. Ведь ты умел вырезать, и завязывать шнурки, и лепить из пластилина, и раскрашивать – чего ты не умел ещё делать тогда, когда был совсем маленьким. Но, скажем, когда ты не умел ещё всего этого делать – то ты тоже не был глуп. Ведь ты уже научился ходить и держать ложку сам – чего ты не мог совершенно при рождении. Но и от рождения, я скажу тебе – ты не был глупым: ведь ты уже умел улыбаться, смеяться, любить – ведь ты очень любя смотрел уже тогда и на меня и на маму – а это, я скажу тебе, возможно и самая большая мудрость в мире – уметь любить!.. А значит – ты уже был мудр. Знаешь… Вот, ты мечтаешь о том, чтобы быть большим и сильным… И умным и всё-всё-всё умеющим… И я тебя понимаю – конечно же хорошо об этом думать и приятно такое представлять. Но вот что я тебе скажу. Пока ты думаешь и хочешь быть мной, пока я предлагаю тебе быть тобой, но ты почему-то не хочешь, пока мы с тобой не решили ещё все эти наши с тобой разногласия – давай мы сделаем вот что… Придумаем себе вот такое вот упражнение… Представим – как это быть деревом.
– Де-ре-вом?!. – глаза его маленького сыночка округлились до невозможности.
– Да, да… Деревом. Ведь это очень полезно – иногда представить себя тем, чем никогда ещё раньше не представлял… А я думаю, что ты себя ещё не представлял никогда деревьями. Так вот… Представь, что ты – дерево. Вернее – ты ещё только хочешь им быть. Ты хочешь быть большим, раскидистым, шумящим на ветру, тенистым деревом… Цветущим летом, а осенью дающим плоды. Так вот – ведь это похоже на то, что ты, будучи ещё маленьким ребёнком, хочешь быть сильным и умным и взрослым… Представь. Пока – ты маленький росточек. А был ещё недавно – всего-то семечком… Скорее нам нужно с тобй самим попробовать. Ты когда-нибудь растил дерево?
– Я?.. Нет…
– А хочешь попробовать?..
– Ну… Конечно!.. – и маленький енотик запрыгал на месте от радости, что ему предстоит попробовать ещё что-то новенькое и интересное.
– Тогда давай. Будем пробовать – ведь всё равно на улице дождь. Неси из кладовки мешочек с грунтом… Знаешь где он?..
– Ага!.. – запрыгал маленький енот ещё больше и сходу пустился к кладовке.
– И лопатку возьми!..
Через несколько минут маленький енот был на кухне с мешочком из холщевой ткани, в котором у папы хранился грунт, а ещё он держал в лапках небольшую лопатку – немножко длинную и с заостренным концом, да так устроенную, что она, будто бы, была сложена пополам, но только не до конца – вот такая интересная лопата!
А папа енот уже, оказывается, достал откуда-то яблочки и продолжал ещё что-то искать на полке.
Маленький енотик немножко расстроился.
– Ну ты… Ты как поешь – скажи… Чтобы мы тогда уже растить начали… А то я уже всё принёс… Но я пока подожду… Ты кушай, кушай. За меня не беспокойся…
– Да я… – сказал папа и на секундочку прервался – его голос заглох где-то в глубине шкафа, на одной из верхних полок, куда он, стоя на цыпочках тянулся и даже залез уже руками и головой, а слова разнеслись по шкафу так, точно стенки его ещё несколько раз потихонечку их себе повторили. Под нос, чтобы запомнить. – Я… Пока кушать ещё не… Не хочу, мой дорогой. – И папа, с усилием вытянув что-то из глубины полки шкафа, упал на полную стопу наконец, после такого долгого напряженного стояния на цыпочках, и выглядело это почти так, как когда пробка выскальзывает наконец из бутылочного горлышка если её сначала долго с усилием оттуда тянуть. И чем-то в папиных руках оказался горшок – большой, глиняный, тяжёлый. – Ну вот… – сказал папа, оглядывая горшок, – А с чего ты решил вдруг, что я кушать буду?..
– А ты… А ты яблочки достал. Зачем-то…
– Ну, как зачем!.. – засмеялся папа, – А семена мы с тобою откуда же брать будем?
– Откуда? – непонимающе спросил маленький енотик.
– Из яблок!
– Из яблок?.. – ещё больше удивился его сын.
– Ну, конечно!.. Откуда же ещё мы с тобой возьмём семена для деревьев, когда никуда не сможем выйти в такую дождливую погоду? Ну, значит – у нас с тобой будет яблонька… Будет яблонька расти! Давай, режь!
– Что режь?.. – спросил его енотик. Он всё ещё не понимал – как так возможно, что может из яблочка получиться яблонька? Ведь он ещё пока что знал только то, что сами яблоки, как раз, появляются на яблоне, а не наоборот. Ведь он ещё не всё в мире знал.
– Яблочко! Яблочко конечно! Бери и кушай за одно, а то потемнеет. – добавил папа и сам разрезал ему яблоко и вручил ароматные дольки прямо в маленькие лапки. А серединку оставил себе. – Ну вот – ты ешь… А я пока достану семечки… – и стал папа енот ножом выковыривать из серединки семечки и говорить, – Вот видишь, как получается?.. Вот, есть яблоко. И в нём есть семена. А семена эти если посадить – то они у нас прорастут… И станут они расти, расти… Расти и наконец вырастут, возможно в целое дерево. Если только, конечно, мы не бросим за ним ухаживать в какой-то момент. И, видишь, как?.. Мы семечки с тобою берём из плода – уже созревшего, выспевшего, вкусного… Вкусно?..
– Угу… – кивнул маленький енот, ответственно прожевывая очередной кусочек.
– …Вот. Вкусного… Сочного. А ведь это – уже результат всей жизни яблони. Вот, она растёт и зеленеет весной, и цветёт летом… И наконец у неё появляются плоды – ароматные сочные яблочки. И в них уже есть семена, и из этих семян может вырасти и ещё целое дерево!.. И не одно! А так и у нас, понимаешь?.. Вот, кто-то живёт… Многие живут и прожили уже, когда ты ещё, например, только родился. И многие уже скопили за всю жизнь и силы, и мысли, и чувства; и образовали такие ценности для себя, такие убеждения правильные, хорошие, такие дела и поступки успели совершить, что во всех них уже есть семечко – хорошее семечко хоть какое-нибудь от главной сути жизни – что-то, что произошло от жизни, что стало частью жизни, и что тоже может дать жизнь. Вот, например, ты видишь плоды – как я, например, живу и хорошо, честно иногда поступаю… Или мама. И ты смотришь на нас с ней, и ты тоже можешь начать очень быстро так хорошо поступать – ведь, вот перед тобою семена. Бери и расти! Ты видишь семена хороших и честных нравов – так ты можешь их взять и вырастить целое дерево, и будет на нём ещё много плодов, и кто-то ещё, возможно, сможет уже и из них добыть много-много семян! Понимаешь? Попробовал вкусный плод, увидел, что это хорошо, и можешь, тут же, делать такие же! Ведь и мы с мамой, прежде чем стать, ну, хоть достаточно хорошими, на данный момент, например, енотами – долго росли и растили в себе добрые, хорошие качества, и пропалывали сорняки… А ведь они, сорняки – то есть всякие сорные, нехорошие качества, и чувства, и намерения – очень быстро растут!.. Они так растут, что только и успевай пропалывать! Выдергиваешь, вы-дер-гиваешь, один за одним, постоянно, а они – всё новые вылазят!.. А вот, чтобы нужный росточек вырастить и дорастить до большого дерева – так это нужно ещё ох как о нём аккуратно заботиться!.. Ухаживать. Ведь, всё-таки, если его дорастишь, то хороший получится результат! Да, это очень и очень похоже на жизнь… Знаешь ли, на нашу жизнь – рост деревьев. Да и… Вообще в этом мире есть столько вещей так похожих друг на друга!.. Хотя они разные иногда совершенно! Вот поэтому нужно, мой друг, и полезно иногда представить что ты, например – дерево, и что ты – облако, ну или птичка… Или ещё что-нибудь, что вроде бы, к тебе вообще никак и не относится. Ведь, всё-таки, у этого может оказаться очень много чего, с тобою сходного. Но только заметного где-то сразу, снаружи, при первом взгляде на это что-то, а не совсем-то и незаметного сразу, если взглянешь на себя… Ведь… Ведь всё здесь, в этом мире, придумано и создано одним Творцом – Богом. И всё здесь сделано в гармонии, в прекрасном благозвучии… Как, знаешь – когда хор поёт вместе и красиво, и слаженно, и никто не фальшивит – так это звучит так гармонично!.. Хотя все в этом хоре могут петь и совершенно разное – разные партии, разные ноты: не обязательно только одно и в унисон. Но всё это звучит, в итоге, одною прекрасною композицией! А ведь все поют и немножечко разное… Так и в мире – посмотришь на что-то, что, вроде бы, совсем на тебя не похоже… что, вроде бы, живёт не совсем так как ты. Но, всё же, оно, почему-то, звучит во многом созвучно с тобой, с твоей жизнью. И всё это мудро продумано… Мне кажется, что так всё задумано в этом мире Творцом, чтобы всё вместе звучало шикарным и потрясающим, невероятно красивым хором!.. Но только мы, многие, берём и сами, по своей собственной воле, выбиваемся из хора и орём, хрипим, фальшивим иногда… И сами же себе срываем голос и выбиваемся из сил. – и папа барсук с сожалением покачал головой. – Ну, так вот… Вот у нас и есть семечки!.. Нужно теперь их полить водой… – и папа енот немножечко полил семена, которые лежали на блюдце, водичкой, – А теперь – сыпь землю!
– Куда?
– В горшок. – торжественно объявил сыну папа енот. – Хотя нет, давай сам лучше насыплю… Для тебя это ещё будет тяжело. Во-оот та-ааак!.. – сказал папа енот и насыпал побольше грунта в горшок – огромный, массивный, а особенно – для маленького сына енотика – горшок.
– Папа?.. А зачем так много?.. Ведь семечко-то маленькое?
– Ну, как зачем?.. А ведь оно будет расти.
– Но это слишком большой горшок для него…
– Ну, да – согласен. Я знаю, что многие другие делают по уму – сначала сажают рассаду, и делают это в совсем маленьких контейнерчиках, а потом пересаживають- когда она уже подрастет – туда, где больше места… Но где же мы с тобою в такой дождь возьмём ещё и маленькие контейнерчики?.. Надеюсь – наше семечко и так быстро вырастет… И дорастёт до этого горшка. А ведь вообще-то – если сказать прямо, то должно-то оно, и вовсе, стать у нас целым деревом… И после – ему и в горшке-то уже помещаться совсем не получится. И этого-то для него станет мало. Вот так вот… А так – кажется: маленькое такое семянышко… ведь кажется, правда, что очень уж, очень большой этот горшок для него?.. А ведь потом – станет маленьким…
– А… А оно там не потеряется?.. – с тревогой в голосе узнал маленький енот, взявшись лапками за край большого горшка и заглядывая вовнутрь. – Ведь оно темное и земля темная…
– Конечно нет!.. Ведь если оно прорастет, то оно станет больше и поменяет цвет. И будет, вообще, по правде говоря – и не семечко больше совсем, а уже – росток. Все то же будет, но уже – не то же. Ведь это как про тебя – ты сейчас, например, тот же, что раньше, но и не тот. А чуть-чуть позже будешь всё тот же ты, но уже и не тот снова. Понимаешь?.. – спросил папа енот, аккуратно закапывая в землю слегка размокшие семянышки.
– Угу… – кивнул маленький енотик. – Ой, а их вот так совсем и не видно!..
– Конечно. Потому что нужно так, чтобы семянышки были пока под землёй… А потом-то они прорастут. Бери, если хочешь – тоже закапывай!
– Ага!.. – сказал маленький енотик и тоже принялся закапывать маленькими лапками семянышки в землю.
– Вот… А скоро они прорастут, дорогой мой… И станут тянуться к солнцу… И… Сам увидишь, вобщем.
– А как они поймут – где солнце? Ведь им из-под земли не видно…
– Ну… Знаешь, само то, что они – семена, и то что в них есть уже жизнь – подскажет им то, что такое рост и жизнь, и куда нужно расти, и где есть свет. Ведь они – они уже несут в себе зачатки понимания… Понимания всего. Ведь родом они из яблока, которое видело солнце и подставляло ему свои бочка,и пригревалось… И родом они от дерева, которое само росло и знает – куда, и которое долго тянулось к свету и становилось всё больше и сильнее. Ты понимаешь?..
– Ну, почти…
– Вот так – и ты. Если ты будешь иметь в себе, внутри зачатки каких-то хороших вещей – зачатки добра, любви, честности: хотя бы желание их в себе вырастить – пусть даже ты только лишь и успел ещё сделать, что собрать себе семянышки из чужих плодов… Увидел: вот это хорошо – как кто-то любит… Вот это хорошо – как кто-то творит добро, и вот это тоже очень хорошо – когда кто-то честен. Ты только лишь увидел их плоды – то, как они воплотили в свою жизнь все эти качества, такие как добро, любовь и честность… И извлек семена. Захотел быть таким же. Так вот, даже если тебе будет плохо в такой момент, и если вокруг тебя в тот момент сгустится темнота и ты не будешь видеть – куда же тебе идти и что делать… как и семянышко не видит, например, из-под земли… А ведь и такие периоды случаются в любой жизни… Так ты дай прорасти этим своим семянышкам, дай им пробиться, зазеленеть прямо в полную силу, и когда они прорастут – то ты последуешь за этими ростками и они покажут тебе путь к свету. Понимаешь?..
– Ну… Да. – задумался маленький енотик.
– Оо-оо!.. Ну и измазался ты, мой дорогой! Все-то лапки в земле!.. Давай-ка я тебе водой их полью… – и папа енот взял с окна большую лейку и стал лить своему сыну на маленькие лапки водичку, – Держи лапки над горшком. Во-ооот!.. И заодно и семянышки наши польем! Всё-оо!.. Вот теперь-то можно и чайку пойти попить!
– А… А скоро они прорастут?..
– Скоро… Должно быть.
– Ага. Тогда я здесь подожду. – заявил маленький енотик и взялся лапками за бортик горшочка. – Когда я увижу что они проросли, так я тебе скажу… А ты, если хочешь – иди чай пить. Я позову тебя, когда увижу.
– Да нет… Не так скоро. Возможно сегодня, возможно завтра… А возможно что и через пару дней. Но уж точно не за несколько минут, мой дорогой!
– А-аа… Жалко… – расстроился маленький енот.
– Ну, ничего. Зато ведь, скажи мне – тебе интереснее было бы если бы тебе сразу вручили готовое дерево и сказали бы: "На! Пользуйся!"… или, всё-таки, интереснее то, что ты сам, с самого нуля сможешь растить это дерево и поливать… И ждать того, когда оно прорастёт?.. Ведь интереснее так, да?
– Ну да… – кивнул маленький енотик.
– А вот, скажи мне – тебе было бы интересно и хорошо если бы тебе сразу же подарили проросший росток?..
– Ну, да.
– Конечно. И это понятно. Ведь его ещё можно растить и растить!.. А вот, когда ты сейчас сам закопал в землю семянышко и сам теперь будешь растить его и смотреть – когда же оно прорастёт… Ведь это, наверное, ещё чуть интереснее, чем уж сразу увидеть росток давно выросший?
– Ну, да… Конечно. Это здорово. И интересно.
– А как ты будешь рад, поверь мне, когда наконец-то увидишь росточек, который проклюнулся!.. А потом – когда у него распустятся первые листики… Ведь это же настоящее чудо – когда, вот ещё только что этого не было, а вот уже и есть!.. Вот так и с тобой, мой дорогой. Ты не расстраивайся когда понимаешь, что самому тебе ещё расти и расти, и развиваться и развиваться, и учиться и учиться… И даже, может быть, меняться много раз. Ведь как с ростком – это всё разные этапы твоей жизни. И если ты, как дерево, становишься всё более сильным, большим и хорошим – так это не значит того, что, конечно же главная цель твоей жизни – большое раскидистое дерево, которое уже цветёт и дарит плоды в полную мощь – делает все остальные этапы твоей жизни незначимыми. Ведь это по своему чудо – когда маленький, чистый зелёный росток только ещё пробивается из грунта… Ведь это тоже чудо – тогда, когда от него протягиваются к миру первые листочки. И это тоже такое чудо – когда ты отпустишь уже первые ветки, и чудо тогда, когда только начнёшь привыкать к открытому грунту где-нибудь в саду… Всё это – твои чудеса, и радуйся каждому из них хорошенько, и конечно стремись дальше. Не останавливайся на том, что ты умеешь сейчас, но и не думай, что это ещё никуда не годится. И не бойся тяжелой работы!.. Ведь, если ты хочешь работать в школе, например как я – так ты должен сейчас, по своему в ней работать и старательно учиться. Пусть это и не всегда достаточно просто – так ты понимай: ведь если ты захочешь вырастить дерево – то ты сначала будешь гнуться к земле, и копать, и носить мешки с грунтом, и перетаскивать горшки, и жариться под солнцем для того, чтобы прополоть сорняки или окучить свой маленький росточек… И, может быть, спина у тебя будет немножечко ныть, и лапки все будут в земле, и солнышко будет тебя уморять – но ты будешь чувствовать, что на душе у тебя хорошо-оо!.. Ведь ты сам, наконец, сможешь скоро сделать настоящую вещь – вырастить целое дерево, или целого настоящего енота!.. А, более того, на этом пути ты создашь множество и множество прекрасных чудес – и те, что будут юными и чистыми и новыми, и те, что будут уже слегка подросшими, уже немного сильными умелыми и окрепшими… И так – дальше, дальше… Ты понимаешь?..
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/ivolga-anastasiya-kalyandra/nauchi-menya-byt-toboy-71203873/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.