Начало пути визажиста – нюансы профессии

Начало пути визажиста – нюансы профессии
Александра Шабалина
В книге автор от первого лица делится с читателем собственным опытом, полученным за годы профессиональной деятельности. Говорит о нюансах в работе визажиста, которые не освещаются или затрагиваются лишь косвенно в программах обучающих курсов. Начинающий визажист, прочитав книгу, откроет для себя новые стороны профессии. Узнает, на что следует обратить внимание, выбирая выездную самостоятельную работу и общаясь с клиентками.

Начало пути визажиста – нюансы профессии

Александра Шабалина

Дизайнер обложки Полина Шабалина
Иллюстрации Внутри текста картинки взяты с сервиса Freepik (Amethyst primea, Ponga, Ehtisham Abida, Freepika, Prosymbols Premiuma)

© Александра Шабалина, 2024
© Полина Шабалина, дизайн обложки, 2024

ISBN 978-5-0064-7114-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Приветствую моего дорогого читателя на страницах этого скромного издания! За годы работы визажистом-стилистом профессия свела меня с интересными и замечательными людьми. Накопленный опыт общения с клиентками вдохновил поделиться рекомендациями и советами с мастерами, которые только начинают свой профессиональный путь. Также книга предназначена для тех, кто планирует пройти обучение на визажиста. Советы не касаются техники нанесения макияжа, работы с косметическими продуктами. Мы не будет затрагивать вопросы стерилизации инструмента, оформления самозанятости и прочего. Хоть и коснемся нескольких организационных моментов, основное внимание уделим ситуациям и нюансам, встречающимся при выездной работе. Честно поговорим об аспектах, касающихся взаимодействия с клиентками.
В работе визажиста есть не очевидные на первый взгляд моменты, некоторые из которых влияют на качество макияжа и прически (при работе над полным образом). Также имеют место нюансы, касающиеся психологии и этики. Каждый мастер, имеющий многолетний профессиональный опыт, обладает собственным видением рассмотренных мною вопросов. Я хочу поделиться своими наблюдениями и мыслями, которые могли бы помочь подготовиться новичкам к предстоящему пути.


Внутри текста используются стоковые изображения с сервиса Freepik авторов Amethyst primea, Ponga, Ehtisham Abida, Freepika, Prosymbols Premiuma

Важные аспекты выездной работы

Сначала давайте затронем несколько общих моментов, о которых задумываются все начинающие мастера. Рассмотрим важные аспекты организации выездной работы.



Выезды или салон?
Планируя пройти обучение, не всегда задумываешься, в каком формате будешь работать. Профессиональную деятельность можно вести, выезжая к клиенткам на дом или в салоне. Когда я записывалась на курсы, индустрия красоты не была развита так сильно, как сейчас. Обучающиеся со мной на визажиста девушки в большинстве вообще сомневались, оставят ли полученные навыки для себя или будут отрабатывать их на незнакомых людях. Что касается моих представлений, я шла на курсы с полным осознанием, что буду заниматься этим профессионально. Формат выездной работы в дальнейшем мне показался более удобным. Раскрученных мастеров в городе было немного, набиралось около десятка человек. Поэтому после обучения я быстро нашла свою нишу и клиентуру.
Сложно однозначно ответить на вопрос, какой формат работы предпочтителен. Сравнивая салон и самостоятельные выезды, можно отметить разницу в заработке и самоощущении. Нюансы трудоустройства в салон:

1. В разных студиях красоты может отличаться получаемый мастером процент от оплаченной клиентом суммы.

2. Где-то визажисты работают на своей косметике, а где-то – на предоставленной салоном.

3. С одним работодателем можно договориться о выездах по фактической записи клиентов, другой потребует постоянного присутствия визажиста на рабочем месте. Вторая ситуация может оказаться не слишком удобной и выгодной для мастера.

4. Услуги визажиста востребованы меньше в сравнении со стрижками или маникюром. В течение всего дня салон может посетить один клиент, а бывает так, что и вовсе нет желающих. Если у визажиста нет стабильной ставки за выход на работу, то вознаграждение по итогу месяца окажется весьма скромным.

Выездная работа дает свободу выбора. Мастер сам решает, когда и кого записывать. После завершения работы появляется свободное время, которым можно распоряжаться на свое усмотрение. Есть одно большое «но» – нет стабильности. В один месяц может быть настолько интенсивная запись, что полноценно выспаться и отдохнуть просто нет возможности. А по прошествии нескольких недель поток клиентов может резко пойти на спад из-за сезонных или других факторов.
Многие мастера сегодня работают, арендуя целое помещение или отдельное рабочее место. В этом случае можно отметить множество преимуществ. Во-первых, не тратится время на дорогу к клиентам, которые сами приходят к назначенному времени. Во-вторых, не нужно ломать спину, неся на плечах тонну косметики и лаков для волос (если работаешь над полным образом). В-третьих, есть отлично организованное под индивидуальные потребности рабочее место. Все, что нужно, находится под рукой. Из минусов можно отметить финансовую сторону вопроса. Если поток клиентов нестабильный и с большими интервалами, то платить за аренду помещения станет проблематично.

Подводя итоги, нельзя однозначно сказать, какой формат работы лучше. Каждый выбирает тот, который позволяет себя реализовывать и чувствовать комфортно.



Вопросы безопасности выездов к незнакомым людям
Останавливаясь на этом вопросе, сразу скажу, что на своей практике не встречала угрожающих жизни или здоровью ситуаций. Но периодически слышала из разных источников о неприятных инцидентах, возникающих у коллег. Например, одной девушке пришлось убегать с адреса, потому что в квартире ее встретила компания мужчин. Я не хотела бы рассказывать страшные истории и пугать новичков. Просто нужно не забывать об аккуратности и осмотрительности. Выбирая выездную работу, следует понимать, что вам будут звонить незнакомые люди. Я бы рекомендовала:

1. Не записывать жену, сестру, маму, дочь по звонку мужчины. На моей практике был такой случай, когда поступил звонок от некоего молодого человека. Он просил накрасить его девушку. Мне показалось странным, что обращается третье лицо, поэтому я предпочла вежливо отказать. В таких случаях не нужно грубить или оправдываться. Достаточно сказать, что временно заказы не принимаются или дата занята. Среди представительниц прекрасного пола, напротив, запись третьего лица встречается часто. Искать мастера может подруга или сестра. Теоретически решать такие вопросы может и мужчина (жених, брат, муж). Но в реальной жизни это большая редкость. Честно говоря, сам звонок мужчины, просящего приехать накрасить некую девушку, выглядит довольно странно.

2. Прислушиваться к ощущениям, возникающим от интонации человека. Здесь есть два момента. Вы можете почувствовать, что человек, что называется, не ваш. У каждого из нас по-разному складывается контакт с различными типажами личностей. С кем-то мы начинаем общаться так, как будто знакомы всю жизнь. А с отдельными людьми не можем найти общего языка в самых простых вопросах. НО сейчас я акцентирую внимание именно на безопасности. Наиболее важно определить адекватность звонящего человека. Спокойно и вежливо задавайте уточняющие вопросы, давая понять, что вам нужно посмотреть свое расписание и проверить, свободна ли дата. Так вы оставляете для себя возможность для отказа маргинальным личностям, если что-то не понравится. О том, какие вопросы в разговоре с клиентом стоит уточнять, поговорим позже.

3. Проверять страницу человека, если Вам пишут в соцсетях. Задавайте наводящие вопросы – пока ждете ответа и принимаете решение, просмотрите стену с фотографиями и постами. Чтобы наглядно показать, о чем идет речь, вспомню об одном случае из практики. Мне написал некий человек в контакте (соцсеть), который просил приехать этим же вечером (к 22 часам) и накрасить их с подругой. Мне показалась странной аватарка (на ней был накрашенный мужчина, переодетый в женщину). Доверившись интуиции, я вежливо отказала, написав, что свободных окошек нет. Затем я решила зайти на страницу этого человека. На стене были размещены исключительно ролики порнографического содержаниями. Я убедилась в правильности своего решения.

Нужно понимать, что выездная работа – это, в-первую очередь, постоянное взаимодействие с незнакомыми людьми. Я бы рекомендовала всегда оставлять какому-то человеку из близкого окружения информацию о том, куда и к кому вы едете.



Сумка или рюкзак?
Мы подошли к вопросам, связанным с выбором рабочей сумки. Нельзя однозначно сказать, что лучше для визажиста. Каждый мастер выбирает для себя наиболее удобное решение. Я бы выделила наиболее важные критерии при выборе – наличие достаточного количества отделов и легкий вес. По моему опыту могу сказать, что неправильно подобранная сумка отражается на здоровье спины, если приходится с ней ехать на общественном транспорте. Также важно, чтобы были отдельные карманы для личных вещей (телефон, кошелек). Можно выделить 4 основных варианта:

Жесткий кубический кейс. Мечта многих новичков. На самом деле, кубический жесткий кейс с крышкой не самый удачный вариант для работы на выездах. Такой кейс удобно держать под рукой на стационарных рабочих местах в салонах или дома. Для транспортировки косметики он неудобен из-за большого веса.

Сумка на плечо. Такие варианты отличаются легкостью, вместительностью. Наплечные сумки для визажистов легко вмещают косметику и принадлежности для укладок. Недостаток лишь один – асимметричность нагрузки на позвоночник. При частых выездах без личного авто неизбежно возникнут проблемы со спиной.

Рюкзак. На мой взгляд, это самый оптимальный вариант. Во-первых, нагрузка на спину распределяется равномерно. В рюкзаки для визажистов влезает все, что нужно для работы с лицом и волосами клиента.

Сумка на колесиках. Бьюти-кейсы могут иметь жесткий корпус или текстильный. Выигрывают у всех перечисленных выше вариантов по вместительности. Не создают нагрузку на спину, позволяют перевозить любой объем косметики. Есть лишь один нюанс. Зимой сумка на колесиках становится неудобной в плане перемещения по наледи и сугробам.
Что выбрать для работы, решать каждому мастеру индивидуально. Кто-то перемещается на общественном транспорте, кто-то на личном автомобиле или такси, закладывая расходы на дорогу в стоимость заказов. Поэтому нельзя что-то выделить как нечто универсальное и удобное для всех.



Работа в 4 руки со вторым мастером
Это очень актуальная тема для новичков, так как именно в паре часто начинается работа визажистов. Стартовать в одиночку, делая только макияж, тоже можно. Но в сотрудничестве с мастером по прическам шансов расширить клиентскую базу значительно больше.
Когда я закончила обучение, я стала думать о том, с чего мне начать. И решила найти человека, который согласится вместе со мной выезжать к клиенткам для создания полного образа. Поисками занялась на специализированном форуме. На мой запрос отозвалась девушка, с которой мы и начали сотрудничать.
По нашим объявлениям в соцсетях обращались молодые девушки и женщины преклонного возраста. Работа шла достаточно оживленно, и потом мне стало интересно освоить искусство создания причесок. На такое решение меня мотивировало и собственное вдохновение, и отдельные моменты, имевшие место в совместном сотрудничестве с парикмахером. Давайте разберем сначала плюсы работы в 4 руки:

Экономия времени
При самостоятельной работе, когда сначала создается макияж, затем прическа, уходит до 3—4 часов. Если над образом трудятся 2 человека, то время сокращается вдвое. Это большой плюс, позволяющий брать за день больше одного клиента.

Увеличение дохода
Как упоминалось выше, при желании можно брать несколько выездов в день, если позволяет спрос на ваши услуги. Следует упомянуть и о другом аспекте. Параллельно оба мастера работают по своему профилю с клиентами, которым нужен только визаж или необходима лишь укладка. Это двойная реклама для обоих. Коллега расскажет о вас, вы расскажете о коллеге. Так нарастает «сарафанное радио», увеличивается поток клиентов.

Сосредоточенность на одном деле
Отвечая лишь за макияж, вы освобождаете себя от переживаний, правильно ли рассчитали время на весь образ и угодите ли клиентке сделанной укладкой. Сосредотачиваетесь на выполнении визажа, максимально уделяя внимание каждой детали. Если закончили раньше второго мастера, можете по договоренности уезжать по своим делам.

Есть в парной работе и минусы. Разберем в таком же формате все возможные проблемы:

Риск опозданий к клиентке
Вам повезло, если вы сработались с таким же пунктуальным человеком, каким являетесь сами. В том случае, если коллега не умеет приезжать на встречи своевременно, неизбежны стрессы. Приведу свой пример. Мы договаривались с девушкой-парикмахером встречаться у метро или недалеко от клиентки. Затем вместе приходили на место работы. Иногда приходилось ждать коллегу, которая опаздывала к назначенному времени. Нарушался тайминг, который для меня является одним из важнейших аспектов работы. Я ощущала неловкость перед клиентками, когда мы приходили позже назначенного времени. Можно договориться так, чтобы каждый из мастеров ехал самостоятельно на адрес и начинал работу. Даже в этом случае неловкость будет сохраняться, потому что клиент воспринимает вас как команду. И раздражение на опоздание парикмахера неизбежно ляжет и на вас.

Зависимость от другого человека
Представьте, что за полгода к вам записалась клиентка. За день до выезда коллега сообщает вам о каком-либо форс-мажоре. Безусловно, не зависящие от нас обстоятельства могут произойти с любым. Но при парной работе зависимость от этого фактора возрастает в 2 раза.

Неудобства при нанесении макияжа
Некоторые прически требуют детальной проработки челки, передней зоны головы. При выполнении таких действий другим мастером визажист может накладывать тон, рисовать брови, красить ресницы. Вам необходимо стабильное положение головы, например для прорисовки стрелок. Да, все эти моменты реально согласовать. Но это дополнительные трудности, с которыми придется мириться.

Взаимная ответственность за результат
Сотрудничая на постоянной основе со вторым мастером, вы становитесь ответственны за репутацию друг друга. Как бы хорошо ни сделал макияж визажист, плохо выполненная укладка испортит впечатление о вас обоих. Соответственно, и наоборот тоже. Если у клиентки в процессе дальнейшей прогулки или праздника что-то пойдет не так с волосами, то негативные отзывы будут адресованы и вам с большой долей вероятности.

Я изначально стремилась к самостоятельной работе. Работу в паре рассматривала как временный вариант. Мы хорошо ладили со вторым мастером, я благодарна этой девушке за совместное начало работы и поддержку. Сотрудничать с ней было легко и комфортно. Но работа над полным образом интереснее, объемнее. При этом ты ни от кого не зависишь. Самостоятельно решаешь, кого и на какое время записывать. К слову, следовало внести еще один недостаток парной работы. Каждую дату, на которую клиентка хочет записаться, необходимо сначала согласовывать со вторым мастером, у которого уже могут быть запланированы свои дела.
Когда работаешь над образом в одиночку, можешь спокойно обдумать все детали, предложить клиентке уникальные идеи без оглядки на мнение второго мастера. В какой-то момент пришло осознание готовности к самостоятельной работе и повышению уровня на специальных курсах, о чем я ни разу не пожалела.
Кстати, в паре мне все же приходилось работать и позже. Бывали ситуации, когда клиентке хотелось заказать определенного мастера по прическам, не умеющего делать визаж. Я соглашалась на такие заказы – этот формат отличается от ситуации, когда люди изначально работают в паре. Ты не несешь ответственности за выбор клиентки. Все вопросы по прическе решаются с человеком, не имеющим к визажисту никакого отношения. Я приезжала часто до приезда парикмахера и к его появлению успевала закончить работу. Даже при одновременном присутствии с коллегой удавалось оговаривать обоюдные вопросы, связанные с удобством выполнения каких-либо деталей образа. Такие дни, надо сказать, я расценивала как «разгрузочные». Ехать к клиентке можно было с легкой (относительно) сумкой, в которой была только косметика.
Знаю, что некоторые мои коллеги не берут заказы только на макияж или только на укладку, если умеют создавать весь образ целиком. Выбор в каждом случае индивидуальный.

Новичкам, в любом случае, советую поработать в паре с другими мастерами. Это помогает набраться уверенности и опыта на первых порах. Когда становишься более самостоятельным внутренне, можно отправляться в одиночное плавание.



Профессиональная или люксовая косметика?
В этой теме я не буду называть, рекламировать конкретные марки косметики. Часто на форумах визажисты задают коллегам вопрос, касающийся выбора между люксовыми брендами и профессиональными линиями, которые могут быть не знакомы клиенткам. Я выскажу свое субъективное мнение, которое, возможно, поможет определиться новичкам.
Вы никогда не сможете угодить всем клиенткам, делая акцент на люксовых брендах.

Достаток у людей разный. Одна и та же марка косметики двумя разными клиентками может восприниматься как премиальная или как недорогая. Отношение зависит от того, кто к чему привык. Гонка исключительно за самыми дорогими средствами не станет гарантией того, что косметика полностью будет устраивать вас в работе. Наличие в сумке стильных брендовых флаконов не должно стать самоцелью.
Я считаю, лучше приобретать профессиональные продукты. В линейках производителей такой косметики можно подобрать те средства, с которыми комфортно работать, которые позволят добиваться желаемого результата. Профессиональная косметика отличается стойкостью, имеет особый состав. По цене такие продукты часто выгоднее, чем люксовые известные бренды. Такие материалы можно покупать в интернете, специализированных магазинах и на тематических выставках.

Запомните – никто не упрекнет визажиста за использование профессиональной продукции, пусть и не самой известной. А вот не угодить клиентке недостаточно «люксовым» продуктом значительно легче.
Самое главное – ориентируйтесь на то, с чем ВАМ нравится работать. В работе визажиста важнее не то, чем заполнен кейс, а какой результат вы создадите. Безусловно, безопасность используемых средств должна быть важнейшим критерием.  Новые для вас продукты тестируйте на себе. Оценивайте стойкость и аллергенность до использования в работе.



Общение с клиентками и неожиданные нюансы работы

Ну, вот мы и дошли до самой интересной главы, ради которой затевалось написание этой небольшой книги. Взаимодействие с людьми – это важнейший аспект работы визажиста.



Немного общей информации
Не слишком коммуникабельным людям от природы привыкнуть к выездной работе может оказаться сложно. Однажды моя знакомая произнесла такую фразу «Не представляю, как ты это делаешь – мне легче отработать без выходных бухгалтером, чем приехать к незнакомому человеку делать макияж». Есть категория людей, которые не смогли бы обжиться в профессии даже спустя месяцы.
Когда к вам обращается совершенно незнакомый человек, увидев вашу страничку в соцсети или рекламное объявление, он совсем ничего о вас не знает. И вы о нем тоже. Это очевидно, скажете вы. Так-то оно так, но ваша обязанность как мастера расположить к себе человека, иначе он может записаться к кому-то более приятному в общении. Я неоднократно слышала от клиенток, что они выбрали меня, потому что я была самой приятной в беседе. Сразу уточню, я не говорю о пустой болтовне. Наоборот, чрезмерно разговорчивые люди среди мастеров часто отталкивают не меньше, чем хмурые и неприветливые.
Но, продолжим. При встрече необходимо удерживать контакт. Возможно, кто-то работает молча с суровым лицом. Не могу сказать, какой эффект это имеет, но я такое не практиковала. На мой взгляд, именно сочетание вежливости, такта и умеренной открытости быстро располагает к себе. Клиент начинает вам доверять с первой минуты общения. Никто не говорит, конечно, о том, что нужно ходить колесом и непрерывно транслировать веселые басни. Такое поведение, наоборот, вызовет раздражение и отторжение.
Нужно ли улыбаться и быть милой, когда не хочется? Да, нужно. Нужно ли стараться угодить клиентке? Да. Возможно, кто-то имеет иное мнение. Но от оставленного впечатления зависит, позовут ли вас работать в другой раз. На моей практике был случай, когда я работала с гостьей невесты. Другой визажист делала макияж возрастной женщине. Мы работали в одной комнате, поэтому был хорошо слышен их диалог. Девушка-визажист работала молча, завершила красивый макияж, дала посмотреться даме в зеркало. У той от увиденного возник очевидный дискомфорт. Она попросила слегка приглушить черный карандаш вокруг глаз. На что был дан жесткий и короткий ответ «Так и делают возрастной макияж, я не стану ничего менять». В итоге ситуация стала обретать драматичный характер. Если бы девушка улыбнулась и выполнила просьбу клиентки, не давя профессиональными знаниями, сохранилась бы добрая атмосфера общения.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71196469?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Начало пути визажиста – нюансы профессии Александра Шабалина
Начало пути визажиста – нюансы профессии

Александра Шабалина

Тип: электронная книга

Жанр: Руководства

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 09.10.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В книге автор от первого лица делится с читателем собственным опытом, полученным за годы профессиональной деятельности. Говорит о нюансах в работе визажиста, которые не освещаются или затрагиваются лишь косвенно в программах обучающих курсов. Начинающий визажист, прочитав книгу, откроет для себя новые стороны профессии. Узнает, на что следует обратить внимание, выбирая выездную самостоятельную работу и общаясь с клиентками.

  • Добавить отзыв