А вы знаете что в 1942 году

А вы знаете что в 1942 году
Алексей Анатольевич Леонтьев(Поправкин)
Когда в 1982 году открыли рейс Архангельск-Котлас-Волгоград, я стал изучать историю 2МВ. Начал с 14 томов истории. Я понимаю, что 14 томов истории нормальный человек не осилит, поэтому старался писать очень кратко на основании километров прочитанного. Если человека только заинтересовать, то он сам найдёт литературу написанную профессиональными историками. А так как знаний очень немного, то и назвал так.

Алексей Леонтьев(Поправкин)
А вы знаете что в 1942 году

А вы знаете, что в 1942 году
После победы под Москвой и наступления наших войск зимой 1941-1942 годов. боевые операции могли развиваться более успешно для нас, чем в первые месяцы войны. Однако наступательные операции Красной Армии весной 1942 г. окончились неудачно. После поражения советских войск под Харьковом и Керчью стратегическая инициатива на юге перешла к противнику. Успешное весенне-летнее наступление немецкой группы армий "Юг" развивалось быстро. На Сталинград двигалась часть немецкой группы.
На основании директивы Ставки ВГК от 17октября 1941 года на северо-западе от Москвы был организован Калининский фронт. Его главной задачей была остановить немецкое наступление северо-западнее Москвы и удержать Калинин.
В это Фронт был сформирован в условиях фактического развала советской обороны во время Вяземской операции. Силам немецкой Армии группы Центр удалось прорвать оборону советских войск и окружить под Вязьмой четыре армии, девяти танковых бригад и тридцати одного артиллерийского полка.
Потери убитыми и ранеными Красной Армии превысили 380 тысяч человек; в плен попало свыше 600 тыс. человек. Дорога на Москву была открыта.
Но Москву отстояли.
Битва шла с 30 сентября 1941 года до 20 апреля 1942 года. Это 202 дня
Потери Красной Армии были 1,8 млн человек. Потери немецких войск и союзников: 457,1 тыс. человек
Красная армия нанесла немцам первое поражение и перехватила стратегическую инициативу. Во время наступления, советские войска продвинулись на 250 км от Москвы и обхватили немецкую группировку с двух сторон. Из строя были выведены 16 немецких дивизий и одна бригада. Полного разгрома немецкие войска смогли избежать только в результате переброски 12 дивизий и двух охранных бригад из Западной Европы.
2 января 1942 года после ожесточенных декабрьских боев, шедших в ходе контрнаступления под Москвой, частями Красной Армии был освобожден город Малоярославец. Местные жители, вышедшие из подвалов и землянок, радостно встречали освободителей. На улицах города по разным данным насчитали от 500 до 1000 убитых гитлеровцев. Общие потери врага в боях за город составили около 4 тыс. солдат и офицеров. Было также захвачено 35 танков, 12 танкеток, 13 бронемашин, 560 автомашин, 160 орудий, 65 миномётов, 3 склада боеприпасов, около тысячи велосипедов, много вагонов с различными грузами. В числе трофеев оказались генеральский парадный мундир и шпага, на клинке которой была надпись, что это оружие вручено Гитлером командующему группы армий «Центр» для победного парада в Москве. Наши потери составили 1350 бойцов и командиров. За мужество и героизм, проявленные в этих боях военным советом 43-й армии было представлено к наградам 479 человек, а Военный совет Западного фронта дополнительно наградил орденами и медалями 84 бойца и командира особого батальона МВО. Начав наступление в последние дни 1941 года, советские войска уже 5-го января вышли к окраинам Обояни и начали штурм.
В ходе наступления Красной Армии зимой 1942 г. немецкие войска были отброшены от Москвы, однако попытка советских войск сходу овладеть Ржевом, Гжатском, Вязьмой и Сычевкой не увенчалась успехом. Борьба на этом направлении вела к огромным потерям с обеих сторон и затянулась почти на 14 месяцев.
В январе 1942 года в ходе Любанской наступательной операции войска 2-й ударной армии Волховского фронта успешно прорвали немецкую оборону. Не имея сил для дальнейшего наступления, они основательно увязли в немецком тылу, подвергаясь угрозе окружения.
Такое положение сохранялось до 20 апреля, когда командующим 2-й ударной армией, с сохранением должности заместителя командующего Волховским фронтом, был назначен генерал-лейтенант Андрей Власов. Существует множество всяких домыслов, но важно только то, что он оказался предателем, и флаг РОА, совпадающий с флагом России был брошен на Красной Площади к Мавзолею В.И.Ленина на параде Победы 24 июня 1945 года.
Демьянск
Один из главных ударов планировали нанести по осаждающей Ленинград Группе армий «Север». 7 января 1942 года войска Северо-Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Павла Курочкина атаковали позиции противника в районе озер Ильмень и Селигер, развивая наступление в направлении Демянска и Старой Руссы.
«Северо-запад труден по-своему», – писал командир батареи гвардейских минометов Владимир Фланкин: «Там, правда, почти не бывает лютых морозов и непереносимой жары. Климат мягкий и влажный. Но кругом леса и болота. Влага – круглый год. Ступишь в сторону от тропы – и провалишься по пояс. Бездорожье».
Несмотря на это и ожесточенное сопротивление немцев, Красная Армия успешно продвигалась вперед по нескольким направлениям, намереваясь взять противника в клещи. Обеспокоенное командование 2-го армейского корпуса вермахта запросило у Берлина разрешение отступить, но получило категоричный ответ: «Демянск должен защищаться до последнего человека». В итоге, 20 февраля двигавшиеся навстречу друг другу советские части замкнули кольцо окружения у села Залучье, отрезав значительные силы 2-го корпуса и моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» общей численностью в 95 тысяч человек.
Под контролем окруженной группировки находилась территория площадью в 3000 квадратных километров, на которой располагались крупный город Демянск и ряд мелких населенных пунктов.
Руководство Третьего рейха называло, как «Крепость Демянск» и «Твердыня на Востоке». Солдаты 2-го корпуса, в свою очередь, называли ее просто «графством», поскольку их командир генерал Вальтер фон Брокдорф-Алефельд действительно был графом.
Все дороги были заблокированы, движение вне дорог вообще исключалось.
С приходом весны немецкие войска стали предпринимать попытки прорвать кольцо окружения, что, в конечном итоге, им удалось. 22 апреля 1942 года в районе деревни Рамушево. Образовался так называемый «рамушевский коридор» шириной до одного километра. Немцам, однако, удалось расширить его до восьми километров, укрепить минными полями, десятками дотов и дзотов. Попытки советских войск уничтожить эту линию снабжения и восстановить «котел» так ни к чему и не привели.
Под Москвой были сосредоточены огромные силы, то Юго-Западный фронт выглядели куда скромнее. Самое главное, что не было взаимодействия между соединениями в самой армии!
После контрнаступления под Москвой Красная Армия перешла в наступление повсеместно.
Несмотря на это, фронт провёл успешную Елецкую операцию в декабре 41-го. И почти сразу перешёл к Курско-Обоянской наступательной операции. Именно с этого и начались боевые действия, которые длились почти год и привели к созданию Курской Дуги.
Курско-Обоянская наступательная операция удивительно похожа на наступление вермахта в рамках операции «Цитадель» на южном фасе Курской Дуги.
Тогда ударные группы армий «Юг» шли на Курск через Обоянь. И камнем преткновения стала именно Прохоровка.
Наступление велось оно силами двух армий, но велось неудачно. Взаимодействие армий не было налажено.
Над флангами наступавших советских войск нависла серьёзная угроза, чем и воспользовались немцы. Наши войска 10-го января стали отходить, и в результате вернулись на те же позиции, откуда и начали наступление.
Потери советских войск составили около 30 тысяч человек.
Ещё один удар на Прохоровку был в феврале 1942 г. В общей сложности в боях за Прохоровку в феврале нашими войсками было потеряно 487 человек убитыми, 1220 – ранено, 75 – обморожено, 33 – пропало без вести.
Немецкие потери составили 93 человека убитыми, 348 – раненых, 1 – пленный. Ничего кроме потерь эти атаки не дали.
В это же время Красная Армия провела наступление на Вязьму. В результате юго-восточнее и юго-западнее города оказались в окружении крупные силы Западного фронта.
Заполярья и блокаде залива Петсамо.
Из лётчиков гражданской авиации был сформирован 212-й полк дальней авиации, прославившийся лучшими бомбардировщиками на фронтах Второй мировой. Свою боевую деятельность он начал 19 января 1942-го. За первое пятилетие дальняя авиация несколько раз меняла свое название, от Дальнебомбардировочной авиации Главного командования Красной Армии до Авиации дальнего действия ночных бомбардировщиков».
Полк на чал свою боевую деятельность с 19 января 1942-го. За первое пятилетие дальняя авиация несколько раз меняла свое название, от Дальнебомбардировочной авиации Главного командования Красной Армии до Авиации дальнего действия.
По приказу Гитлера, вначале 42-го, в северные моря прибыл флагман немецкого флота – линкор «Тирпиц». Он должен был возглавить грандиозную охоту за конвоями союзников. А вместе с ним подводные лодки, авиация, тяжелые крейсеры. За все время он смог потопить лишь один отставший советский лесовоз, и был выведен из строя в 44-м году английскими самолетами, взлетевшими из Архангельска. Зато подлодки и авиация добились большего успеха. Так в июле 1942 года они разгромили большой конвой PQ-17. Операцию готовили с немецкой тщательностью. В «загоне» участвовала волчья стая из 11 подводных лодок и двух мощных групп надводных кораблей. 27 июня конвой в сопровождении двух подводных лодок и двух десятков боевых кораблей отправился в сторону Архангельска. Через неделю их перехватили подводные лодки и методично начали топить и транспорты, и охрану. Это был один из самых драматичных эпизодов морской войны. Британцев подвела и поднявшаяся паника. Адмиралтейство приняло решение рассыпаться конвою на отдельные суда. И тогда немцы уничтожили 23 транспортных борта из 34. Потери составили: 210 самолетов, 430 танков, около 3500 грузовиков, тысячи тонн боеприпасов и продовольствия. До ноября 42-го года конвои несли серьезные потери от тщательно спланированных немецкиx атак. Лишь после открытия фронта в Северной Африке значительная часть люфтваффе из Норвегии переместилась туда, а советская авиация, напротив, усилила присутствие. (в Реквиеме PQ-17 Пикуля это подробно описано)
12 января 1942 года погиб Владимир Михайлович Петляков. Авиаконструктор вылетел в Москву, однако самолёт вследствие пожара разбился в районе Арзамаса.
Больше всего бомбардировщиков построили Пе-2- 11 247. А самый большой бомбардировщик был Пе-8. Их построили меньше всего. По разным источникам 76-83 было построено. По размерам и бомбовой нагрузке превосходил американские и английские аналоги. Сложность запуска в производство такой машины, как ТБ-7, заключалась во многом в недостатке квалифицированных инженерных кадров. Кроме знаменитого перелёта из СССР в США в ноябре 1942 года мы первые бросили ФАБ-5000 (5тонная бомба) по Кенигсбергу 29 апреля 1943 года. В мае 1943 британские ВВС провели успешную атаку на плотины и тоже 5000 тонными бомбами. Потом была Курская дуга. Немцев 5000 тонные бомбы приводили в ужас.
17 января 1942 года к Можайску подступили войска 5-й армии генерала Л. А. Говорова, которые охватывали город с севера и юга. Основные бои велись в районе Ильинского моста (север), Чертаново (юг) и железнодорожной станции. 19 января городок Верея после ожесточенного боя, был захвачен советскими войсками. Разгромленные остатки противника, отходили в западном направлении. Положение немецкого гарнизона в Можайске оказалось критическим.
Начав наступление в последние дни 1941 года, советские войска уже 5-го января вышли к окраинам Обояни и начали штурм.
В зимних боях 1942 г.  на Калининском фронте отличился командир эскадрильи капитан И. И. Мещеряков. К февралю 1942 г. на его счету было 11 воздушных побед, в том числе один самолет, уничтоженный в районе Ярцево при помощи тарана. 8 февраля 1942 г.  Мещеряков совершил второй воздушный таран в районе Ржева – уничтожил самолет противника и погиб сам.
Ночью с 19 на 20 января одна из стрелковых дивизий Говорова захватила Гаретово и Хотилово; разбитого противника она преследовала в направлении Уварово. В тоже время другая дивизия, прорвав фронт немцев на участке Язево, выдвигалась вдоль автострады Москва – Минск, угрожая перехватить пути, ведущие из Можайска на Гжатск.
5 февраля - Завершились совместные заводские и государственные испытания эталонного самолёта Як-7Б М-105ПА, начавшиеся 28 января 1942 года на аэродроме новосибирского завода. В отчёте по госиспытаниям Як-7Б отмечалось, что по сравнению с самолётом Як-1, хорошо зарекомендовавшим себя на фронте, самолет Як-7Б в конструктивном отношении является более совершенным.
В феврале бригада под командованием майора Григорьева Ивана Антоновича провела 67 боевых операций в тылу противника в районах Сегозеро, Поросозеро. А летом 1942 года 1 партизанская бригада Карельского фронта за 56 дней совершила 700-километровый рейд по тылам врага.
23 марта завершился 1000-километровый рейд партизанских отрядов Минской и Пинской областей. В течение трех недель партизаны разгромили целый ряд полицейских участков и провели воспитательную работу с населением.
В январе – марте 1942 войска Юго-Западного фронта провели наступление в районе Изюма, в результате был создан плацдарм на западном берегу реки Северский Донец в районе Барвенково, открывавший возможность дальнейшего наступления на Харьков и Днепропетровск. Была перерезана железнодорожная линия Днепропетровск-Сталино, по которой проходило снабжение 1-й танковой армии вермахта. С началом весенней распутицы наступление было остановлено. Командование вермахта планировало начать наступление 18 мая. Однако Красная армия начала наступать раньше, 12 мая, одновременным ударом по немецким войскам на севере с рубежа Белгород-Волчанск, а на юге – с северной части выступа линии фронта, проходившего в районе Лозовенька и Балаклея. Окружение 6-й армии вермахта в районе Харькова. Красной Армии 17 мая ей удалось потеснить части 6-й армии немцев и почти вплотную подойти к Харькову. Южнее Харькова завязались упорные бои.

На северном фланге операции советские войска силами 28-й армии генерал-лейтенанта Д. И. Рябышева в районе Волчанска создали прорыв глубиной 65 км и значительно продвинулись в районе Белгорода.

Пассивность войск правого фланга Юго-Западного фронта позволила немецкому командованию выводить часть сил с этого участка .
После поражения под Москвой, вермахт уже не имел возможности для наступления по всему фронту. Поэтому германское командование выбрало в качестве стратегической цели на лето 1942 года одно направление – Кавказ с его богатыми ресурсами, и прежде всего нефтью, которая была как воздух необходима немецкой армии для продолжения боевых действий. Новый удар по Красной Армии должен был, по мнению Гитлера, привести Германию к окончательной победе.
5 апреля 1942 года он подписал директиву № 41. Там ставилась задача "на севере взять Ленинград, а на южном фланге фронта осуществить прорыв на Кавказ". 11 апреля был подготовлен план наступательной операции под кодовым названием "Блау" Предполагалось разделение германских сил группы армий "Юг" на две самостоятельные – "А" и "Б", которые должны были продвигаться в направлении Сталинграда и Северного Кавказа.
К 16 мая стрелковые соединения обеих ударных группировок продвинулись на 20 – 35 км. Наступали стремительно и вели бои на рубежах, овладение которыми планировалось на 3-й день операции. Во время боёв 12—16 мая основная идея наступательной операции Юго-Западного фронта не удалась.
Вторые эшелоны и резервы в дивизиях и армиях отсутствовали. В результате, войска Красной армии под Харьковом были окружены и уничтожены. В результате поражения Красной армии в Харьковском сражении обстановка на южном крыле  резко изменилась в пользу противника. Немецкие войска захватили стратегическую инициативу и заняли выгодное положение для наступления на сталинградском и северо-кавказском направлениях. Немецкое командование начало успешно развивать заранее намеченное стратегическое наступление – на Кавказ и на Волгу.
Первая Ржевско-Вяземская операция проводилась с начала января войсками двух фронтов: Калининского, командующий генерал-полковник Иван Конев, и Западного, командующий генерал армии Георгий Жуков. Операция являлась составной частью стратегического наступления советских войск зимой 1941—1942 годов и имела целью завершить разгром немецкой группы армий «Центр», командующий генерал-фельдмаршал фон Клюге. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 100—250 километров. Но разгромить группу армий «Центр» не удалось, немцы зацепились за Ржевско-Вяземский выступ. 1. Ржевско-Вяземская (08.01 – 20.04 1942г.)карта взята из интернета


С 18 января по 28 февраля 1942 года с целью содействия войскам Калининского и Западного фронтов в окружении части сил немецкой группы армий «Центр». Была высадка десанта в тыл немецких войск в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции
.
. В результате наступления войск Калининского и Западного фронтов немецкая оборона была прорвана на нескольких участках. Было решено выбросить десант южнее Вязьмы с задачей перерезать автодорогу Вязьма—Юхнов и железную дорогу Вязьма—Брянск. Высадка производилась в ночное время.
Были перехвачены коммуникации противника, десантники способствовали наступлению 33-й армии и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса.
В конце января в тыл немецких войск прорвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала П. А. Белова. Обозначилась возможность окружения немецкой группировки. Чтобы не допустить отхода противника из намечавшегося окружения советское командование решает выбросить десант в районе Вязьмы с задачей перерезать железную и шоссейную дороги Вязьма – Смоленск. Кольцо вокруг 33армией сжималось. Рядом сражалась конница Белова. Но соединиться 33 с армией было запрещено. А на Севере, около Ржева из последних сил сражалась 29 Армия. 18 февраля они поднялись в свой последний бой.
27 января началась выброска 4-го воздушно-десантного корпуса в район деревни Озеречня. Из-за недостаточного количества транспортных самолётов высадка частей корпуса производилась поочередно, начиная с 8-й воздушно-десантной бригады. Немецкая авиация активно противодействовала советским войскам. В результате её налётов на аэродромах была уничтожена часть самолётов, предназначенная для транспортировки десанта. В сложившейся обстановке советское командование вынуждено было приостановить операцию. Тем не менее к 1 февраля в указанный район было десантировано три батальона 8-й воздушно-десантной бригады общей численностью 2497 человек, а также 34,4 тонны грузов. Сама выброска прошла неудачно: большая часть грузов была потеряна, а люди рассеяны на большой площади. В результате после приземления в место сбора вышли только около 1300 человек. Несмотря на все трудности, десантники приступили к активным действиям в тылу врага и попытались выполнить поставленную задачу, то есть перерезать немецкие коммуникации западнее Вязьмы.
За несколько дней им удалось вывести из строя отдельные участки железной и автомобильной дорог, овладеть рядом населённых пунктов и разгромить штабы нескольких немецких частей . Шоссе и железная дорога Смоленск – Вязьма были не очищены от противника. Положение войск 4-й армии было сложным.
Вскоре 8-я воздушно-десантная бригада оказалась в окружении и на её выручку были направлены части 1-го гвардейского кавалерийского корпуса. После соединения с кавалеристами десантные подразделения были подчинены командиру корпуса генералу П. А. Белову.
К середине февраля в районе Вязьмы сложилась крайне тяжёлая обстановка. Частям Красной Армии не удалось окружить немецкие войска. Советское командование решило высадить главные силы 4-го воздушно-десантного корпуса западнее Юхнова с задачей перерезать Варшавское шоссе и в дальнейшем соединиться с частями 50-й армии. Высадка 9-й и 214-й воздушно-десантных бригад происходила в ночное время с 16 по 24 февраля. За этот период в районе Желанья было выброшено 7373 человека и 1525 тюков с боеприпасами, вооружением, продовольствием и другим имуществом. Высадка проходила при активном противодействии немцев.
На земле корпус встретил сильное сопротивление немецких войск. Несмотря на это, десантники прошли в немецком тылу 20—22 км и 28 февраля вышли на рубеж, указанный для встречи с 50-й армией. Однако войска армии не смогли прорвать немецкую оборону, и 4-й воздушно-десантный корпус перешёл к обороне.
Оставшись в тылу противника, 4-й воздушно-десантный корпус во взаимодействии с 1-м гвардейским кавалерийским корпусом и частями 33-й армии вёл активные боевые действия. В начале апреля корпус перешёл в подчинение генерал-майора П. А. Белова. Объединённая группа овладела районом южнее Вязьмы и удерживала его до конца мая, сковав несколько немецких дивизий. Он отвлёк на себя в общем 7 немецких дивизий.
За Ефремовым присылают самолёт. Ефремов лететь отказывается, а с самолётом посылает знамя 33Армии. Так не стало 33 армии. Ефремов во главе небольшой группы пытается пробиться к своим. Ранен, застрелился. Похоронен с почестями немцами 18 апреля.
К весне 1942г СССР достиг довоенного уровня выпуска самолетов – не менее 1000 боевых самолётов в месяц, со второй половины 1942г вышел на рубеж выпуска 2500 самолетов в месяц при общих ежемесячных потерях 1000 самолетов. С июня 1941 по декабрь 1944 было выпущено 97 тыс. самолетов

– 34 тыс. самолетов выпустили в СССР в 1943г, 40 тыс. в 1944г, а всего за ВОВ – 125 тыс. самолетов. По другим данным, за 1941-45гг было выпущено 115600 боевых самолетов, из них около 20 тыс. бомбардировщиков, 33 тыс. штурмовиков и почти 63 тыс. истребителей- со второй половины 1942г в РККА происходит создание резервных авиационных корпусов, так с сентября и по конец 1942г было создано 9 таких корпусов, а в дальнейшем – еще 23, каждый из которых состоял из 2-3 дивизий – на 22.06.1942г 85% всей советской дальнебомбардировочной авиации составляли 1789 самолетов ДБ-3 (с модификации ДБ-3ф назывался ИЛ-4), остальные 15% – СБ-3. Эти самолеты не попали под первые удары немецкой авиации, так как базировались относительно далеко от границы.
А 24 июня 1942 года десантники и кавалеристы вышли на соединение с войсками 10-й армии.
В это же время Красная Армия провела наступление на Вязьму. В результате юго-восточнее и юго-западнее города оказались в окружении крупные силы Западного фронта.


карта взята из интернета
Второе сражение за Ржев, с 30 июля по 1 октября 1942 года, – первая Ржевско-Сычевская операция имело целью разгром немецкой 9-й армии, оборонявшейся на Ржевско-Вяземском выступе. Задачей войск Западного и Калининского фронтов было срезать верхний, северо-восточный угол ржевско-вяземского выступа, «овладеть городами Ржев и Зубцов, выйти и прочно закрепиться на реках Волга и Вазуза». Бои непосредственно за Ржев продолжались с 24 августа по 1 октября, советским войскам удалось выйти на окраины города. Однако дальнейшее продвижение войск было остановлено. Вообще 2. Ржевско-Сычевская (30.07 – 23.08 1942г.) 3.Ржевско-Сычевская (25.11 – 20.12 1942г операция разделена на 2 части и 4. Ржевско-Вяземская «Марс» (02-31.03 1943г. по другим источникам 20 декабря.
После была операция «Марс», продолжалась с 25 ноября по 20 декабря 1942 года. Руководил операцией генерал армии Георгий Жуков. Планировался разгром центральной части немецкой группы армий «Центр» в районе города Вязьма. Однако результаты не были достигнуты. Территориальные приобретения получились очень скромными: прорывы в долине реки Лучесы и северо-западнее Ржева. По сути наступление Западного и Калининского фронтов провалилось. В то же время предполагается, что большое значение имело истощение сил 9-й армии группы армий «Центр». Битва поглотила все немецкие резервы, которые могли быть направлены на деблокирование окруженной 6-й армии Паулюса в районе Сталинграда.
Над флангами наступавших советских войск нависла серьёзная угроза, чем и воспользовались немцы. Наши войска 10-го января стали отходить, и в результате вернулись на те же позиции, откуда начали наступление.
В это же время Красная Армия провела наступление на Вязьму. В результате юго-восточнее и юго-западнее города оказались в окружении крупные силы Западного фронта.
Согласно справочнику «Россия и СССР в войнах XX века: потери вооруженных сил», под редакцией Г. Ф. Кривошеева, составили около 30 тысяч человек. Ржевско-вяземская проведённая при содействии Северо-Западного и Брянского фронтов. С 1 января по 30 марта 1942 года группа армий «Центр» потеряла более 330 тысяч человек. Потери советских войск в операции, согласно официальным данным, составили 776 889 человек, из них безвозвратные – 272 320 человек, или 25,7 %, санитарные – 504 569 человек
К 25 октября немецкое командование провело перегруппировку 1-й танковой армии и сконцентрировать её основные силы на нальчикском направлении. Немецкое командование планировало захватить Орджоникидзе, чтобы затем развить наступление в направлении Грозный – Баку и по Военно-Грузинской дороге на Тбилиси. По планам Ставки ВГК Нальчикско-Орджоникидзевскую оборонительную операцию было решено проводить Северной группой войск Закавказского фронта под руководством генерала армии Тюленева и генерал-лейтенанта Масленникова И.И. Группы армий «А» и не допущения их прорыва На линии Нальчика – Орджоникидзе оборону держала ослабленная предыдущими боями и не имеющая танков 37-я армия. Поэтому, немецкое командование смогло создать на шести километровом участке прорыва огромное превосходство в силах. Группировка немецких войск состояла из 1-й танковой армии в составе трёх корпусов из состава группы армий «А» под общим командованием Адольфа Гитлера. А авиационную поддержку группировке осуществлял 4-й воздушный флот люфтваффе
В это время в СССР производство стали и добыча угля и нефти уменьшились в 2 раза, а те же показатели в Германии даже увеличились! Это потому, что СССР к тому времени потерял 2/3 территорий с промышленностью и рудами. А промышленность была эвакуирована за Урал.
В это же время Германии в результате достались предприятия оккупированной Европы. Так Третий Рейх вошёл в зенит своего могущества.
Дух Россиян и Красной Армии был не сломлен. Благодаря невероятной стойкости советских людей выросло количество и качество оружия.
В 1942 году СССР превзошли Германию по выпуску самолётов 21736/15409(1,4 раза), а танков 24446/9300! 2,6 раза!
Поставки по Ленд –Лизу только набирали обороты. Единственным танком, который удовлетворял условиям боя был американский Шерман. Однако, полностью уступал Т-34 и КВ. Шерман появился в 1942 году. В Северной Африке качества среднего танка М3, поставлявшаяся в Англию, называлась «Генерал Грант» признавались вполне удовлетворительными. Там это был лучший танк не только в войсках союзников. По своим боевым качествам он не уступал лучшим немецким танкам почти до самого конца 1942 года, особенно в обороне, где «Грант» действовал как превосходное самоходное противотанковое орудие.
Иначе обстояло дело на советско-германском фронте, где природные условия значительно разнообразнее и коварнее, чем в Африке. Да и танки, использовавшиеся обеими сторонами уже в 1942 году, были часто мощнее «Генерала Ли».
Здесь сказывался ещё один недостаток, общий для всей техники, поставлявшейся в СССР по ленд-лизу. Она была в эксплуатации значительно сложнее советской. Иногда, даже не заботились о том, чтобы перевести техническую документацию на русский язык, организовать правильное обучение экипажей. Часто неподготовленные люди сажались на технику, а техника бросалась в бой. В результате потери иностранных танков в РККА оказывались выше, чем могло быть при их более умелом использовании.
Была решена и проблема тоннажа: в США было налажено массовое производство сухогрузов типа «Либерти» (паспортная грузоподъемность 8300 т). Для сравнения: средняя грузоподъемность судна транспортного морского флота СССР на начало 1946 года составляла 3100 т. За счет максимального упрощения и унификации судового оборудования и применения электросварки срок постройки судов был сокращен с 230 до 42 суток. Абсолютный, поистине «стахановский» рекорд продолжительности постройки «Либерти» составил 111 часов 30 минут. Учитывая ускоренную подготовку сварщиков, американцы острили, что «Либерти» варили парикмахеры. В 1943 году в среднем в день изготавливали три судна такого типа; тогда же начались их поставки СССР (около 38 судов). Всего с сентября 1941 года до конца войны было спущено на воду 2770 сухогрузов типа «Либерти». Суда были рассчитаны на пять лет эксплуатации, на практике их использовали до 1960-х годов. Изготовленный «стахановскими» темпами «Роберт Пири» был списан в 1963 году. В 1974 году в СССР еще использовалось 19 судов типа «Либерти». Один из них стоял на Английской набережной у Балтийского завода до конца 80-х под названием Харьков.
Советские танкисты сокращённо прозвали «Генерала Ли» БМ или ВГ с добавлением цифры в зависимости от числа членов экипажа: ВГ-6, БМ-7 и т.д. Расшифровывалась эта аббревиатура очень мрачно: БМ – братская могила, ВГ – верная гибель. Однако, опять же, в руках умелых экипажей даже такой «ростом до небес» неуклюжий танк мог быть грозным.
Захваченная немцами 520-мм французская железнодорожная гаубица под Ленинградом
Из Франции она отправилась под Ленинград. Немцы использовали сверхмощную гаубицу, получившую обозначение 52 cmHaubitze (E) 871(f), с конца октября 1941 года. Прибывшее на фронт орудие немцы применяли для обстрела целей в окрестностях Ленинграда.

Правда, период её пребывания под Ленинградом оказался недолгим. Уже 3 января 1942 года установка оказалась уничтожена в результате взрыва снаряда в канале ствола. При этом гаубица не подлежала восстановлению, и в 1944 году остатки данной железнодорожной артиллерийской установки были захвачены советскими войсками в качестве трофеев.
5 апреля в бою с немцами во время операции по прикрытию бомбардировщиков был подбит самолёт Як-1 управляемый Алексеем Петровичем Маресьевым, районе «Демянского котла» (Новгородская область). Маресьев сумел дотянуть самолёт до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три – до ранения и семь – после. Удостоен звания Герой Советского Союза(24 августа 1943).
Без регулярного снабжения провизией и боеприпасами немецкие войска не смогли бы продержаться долгое время, и Герман Геринг бросил на помощь «Крепости Демянск» все свободные силы транспортной авиации. Авиагруппы изымались у Группы армий «Центр». Поскольку господство в воздухе все еще оставалось за Люфтваффе, ВВС Красной Армии не смогли существенно помешать работе «воздушного моста». Тем не менее, при снабжении Демянска немцы потеряли свыше сотни транспортных «Юнкерсов-52» и «Хейнкелей-111».
Успешная оборона Демянского «котла» сыграла с Гитлером злую шутку. Когда в ноябре 1942 года 300-тысячная армия Фридриха Паулюса попала в ловушку в Сталинграде, фюрер запретил ей оставлять город, так как был уверен, что и здесь Люфтваффе выручит окруженные войска.
Постановлением ГКО СССР № 1392 от 5 марта при Ставке Верховного Главнокомандования создана авиация дальнего действия (АДД). Полки и дивизии дальнебомбардировочной авиации (ДБА) выведены из подчинения ВВС, объединены в авиацию дальнего действия (АДД – в дальнейшем Дальняя авиация) с подчинением непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования.
9 марта в бою семи истребителей Як-1 под командованием Бориса Николаевича Ерёмина против 25 немецких истребителей Ме-109 и ФВ-190 сбито семь самолётов противника без своих потерь.
26 апреля 1942 года, Постановления Государственного Комитета Обороны:

«О производстве самолётов Ил-2 на заводе № 381 с моторами АМ-38».

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71161066?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
А вы знаете что в 1942 году Алексей Леонтьев(Поправкин)
А вы знаете что в 1942 году

Алексей Леонтьев(Поправкин)

Тип: электронная книга

Жанр: Книги о войне

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 28.09.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Когда в 1982 году открыли рейс Архангельск-Котлас-Волгоград, я стал изучать историю 2МВ. Начал с 14 томов истории. Я понимаю, что 14 томов истории нормальный человек не осилит, поэтому старался писать очень кратко на основании километров прочитанного. Если человека только заинтересовать, то он сам найдёт литературу написанную профессиональными историками. А так как знаний очень немного, то и назвал так.

  • Добавить отзыв