Дарующая жизнь. Женские архетипы в материнстве: от Деметры и Персефоны до Бабы-яги и Василисы Прекрасной
Лиза Марчиано
МИФ ПсихологияМИФ. Психология архетипов
Юнгианский психоаналитик Лиза Марчиано подробно разбирает мифы, сказки, архетипы, символы и сюжеты, связанные с материнством, – от беременности до расставания с повзрослевшими детьми – и помогает обрести внутреннюю целостность.
Материнство – это не только большие эмоциональные и физические нагрузки, но и время интенсивного самопознания. Это настоящее путешествие героя, описанное в сказках и мифах, которые хранят в себе коллективную мудрость человечества.
Вместе с известным аналитическим психологом Лизой Марчиано вы совершите погружение в символические глубины материнства. В книге подробно разбираются архетипы, связанные с ролью матери. Вернувшись из этого внутреннего путешествия, вы будете обладать знаниями, необходимыми для того, чтобы определить собственные ценности, принять отвергаемые стороны личности и обрести уверенность в своих силах.
Для кого книга
Для мам и тех, кто готовится стать мамами.
Для всех любителей Юнга и юнгианского подхода.
Лиза Марчиано
Дарующая жизнь. Женские архетипы в материнстве: от Деметры и Персефоны до Бабы-яги и Василисы Прекрасной
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Copyright © 2021 Lisa Marchiano.
This Translation published by exclusive license from Sounds True Inc.
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2024
* * *
Посвящается моей матери и детям
Дисклеймер
Все случаи описаны с разрешения клиентов. Имена и персональные данные изменены.
Предисловие
Я всегда знала, что не хочу иметь детей. Во время учебы в колледже подруга призналась мне, что всей душой мечтает стать матерью, но я не разделяла ее чувств. Я строила амбициозные карьерные планы и считала материнство ограничением свободы и обыденностью. После колледжа я устроилась в некоммерческую организацию в Вашингтоне. Работа казалась захватывающей, важной и полезной. В глубине души я понимала, что мне нужно многое успеть в жизни, и боялась, что рождение детей помешает реализовать потенциал.
Автор бестселлеров психолог Джеймс Хиллман, рассуждая о психологическом развитии человека, выдвинул так называемую теорию желудя[1 - Hillman J. The Soul’s Code: In Search of Character and Callin. New York: Random House, 1996.]. Он утверждал, что каждый из нас приходит в мир со своим уникальным талантом или способностями. Точно так же, как из желудя в любом случае вырастет дуб, а не береза или яблоня, мы рождаемся с определенным предназначением в жизни. «В каждом человеке ждет пробуждения нечто древнее и удивительное, мифическое и важное»[2 - Meade M. The Water of Life: Initiation and the Tempering of the Soul. Seattle: Greenfire Press, 2006. Р. 20.], – пишет мифолог и писатель Майкл Мид. Будучи молодой женщиной, я очень хотела найти в себе то, что ждало пробуждения. Я боялась, что, став матерью, навсегда лишусь этой возможности.
Моя мать была разочарована своей ролью. Хотя я всегда чувствовала, что мама меня любит, временами она жаловалась на то, какой ограниченной стала ее жизнь. «Никогда не заводите детей!» – кричала она нам, когда ощущала себя особенно подавленной (что случалось часто). Я выросла с двойственными чувствами по отношению к материнству.
Время и возраст смягчили мое убеждение не становиться матерью. В конце концов я поняла, что мой разум не может найти ответы на все вопросы. В двадцать восемь лет я изучала международные отношения в Нью-Йорке, а затем планировала поступить на юридический факультет, чтобы иметь возможность продолжить увлекательную работу с международными некоммерческими организациями. Но подсознательно я испытывала другие стремления. После прибытия в Нью-Йорк мне начали сниться навязчивые сны, действие которых происходило в метро. Эти подземные образы отражали психологическое погружение в себя. Я впала в депрессию, хотя всеми силами пыталась ее избежать. Работа, придававшая жизни смысл, теперь казалась напрасной. Я с головой ушла в аспирантуру и другие занятия, но все равно чувствовала себя все более одинокой, грустной и плаксивой. Меня против воли затягивало в пучину депрессии.
Я была в ужасе от такого упадка сил. Но через какое-то время, ранней весной, мне стало любопытно, что со мной происходит. Я стала записывать свои сны и читать книги последователей аналитической психологии Юнга. Это помогло иначе взглянуть на свое подавленное состояние и увидеть в страданиях возможность узнать больше о себе. И то, что я в себе открыла, оказалось очень захватывающим.
Карл Юнг (1875–1961), швейцарский психиатр, был великим исследователем души. Юнг выделял несколько стремлений, характерных для любого человека, но утверждал, что главное – врожденное желание реализовать свой потенциал. Хотя он соглашался, что бессознательное хранит в себе то, что было подавлено или забыто, он придерживался теории, что бессознательное может служить источником огромного творческого потенциала и роста. Юнг считал, что мы связаны с общим для всех людей источником образов и понятий через более глубокий слой бессознательного. Этот слой называется коллективным бессознательным и включает в себя универсальные для всех времен и культур архетипы, влияющие на наши мысли, чувства и поступки. Идеи Юнга стали целительным бальзамом для моей депрессии и растерянности. Среди тьмы и одиночества я вновь обрела смысл и цель жизни.
Депрессия была крупным сейсмическим событием, которое изменило поток моей жизненной энергии и его направление. Я поддалась порывам и инстинктам, которые поднимались изнутри. Теперь, по прошествии времени, мне ясно, что «темная ночь души» была моей судьбой, заложенной при рождении, – желудем, из которого вырастет дуб. Через несколько лет я передумала изучать юриспруденцию и начала долгий путь к тому, чтобы стать аналитическим психологом.
Примерно в это же время я встретила своего будущего мужа и вступила в брак. Он очень сильно хотел иметь детей, а я стала достаточно мудрой, чтобы научиться брать от жизни то, что она предлагает. Через два года после свадьбы я родила ребенка. К моему удивлению, первый год жизни дочери принес мне огромное удовлетворение и радость. После первых трудных и изнурительных месяцев мы с ней вошли в чудесный ритм. Я обожала все, что касалось заботы о ней. И словно рождения этого прекрасного, идеального ребенка было недостаточно, я поступила учиться на аналитического психолога сразу после того, как дочери исполнился год. Собираясь выйти погулять с коляской, я засовывала тяжеленный том из собрания сочинений Юнга в сумку для подгузников, чтобы посидеть на скамейке и почитать, когда дочь заснет. Я чувствовала себя совершенно реализованной и довольной.
Но это удовлетворение длилось недолго. Через несколько месяцев после того, как дочери исполнился год, я забеременела вторым ребенком. Новая беременность принесла новые нагрузки… и новые тревоги. Я постоянно беспокоилась о том, как появление второго ребенка повлияет на мою жизнь: работу, учебу и отношения с дочерью.
Сын родился за неделю до второго дня рождения дочери. Заботы о двухгодовалой малышке и новорожденном выматывали, я чувствовала себя растерянной, измученной и подавленной. Хотя я продолжала изредка принимать клиентов в частной клинике, пришлось отказаться от обучения на аналитического психолога, из-за чего я ощущала себя потерявшей почву под ногами и лишенной профессионального развития. Я набрала большой вес и не успевала заниматься спортом и нормально питаться. Из-за физического напряжения, трех лет недосыпания подряд, отсутствия времени, чтобы погрузиться в свои мысли и заняться собой, и абсолютной невозможности удовлетворить все потребности младенца и карапуза я стала чувствовать себя истощенной, плаксивой и бездарной. С двумя маленькими детьми мне казалось, словно я теряю себя, с головой погружаясь в трясину.
Как-то раз, холодным декабрьским днем, отправившись на прогулку просто для того, чтобы выйти из дома, я с трудом толкала двухместную коляску с детьми в гору. «Быть матерью – это так тяжело, – подумала я. Однако следующая мысль меня удивила. – Зато я очень быстро развиваюсь. То, что происходит со мной сейчас, наверняка поможет лучше понять себя».
Прошло более пятнадцати лет с тех пор, как эта мысль впервые пришла мне в голову, и мои дети уже стали подростками. Все это время я верила, что воспитание детей – мучительно трудное занятие, но оно всегда позволяет открыть что-то новое в себе, нужно только захотеть. Я извлекла уроки из своего родительского опыта, и мне также выпала честь наблюдать в своей психотерапевтической практике рост и развитие других матерей – некоторые из них впервые родили ребенка, другие налаживали отношения с повзрослевшими детьми.
Материнство, с его сильными физическими и эмоциональными перегрузками, – это горнило, в котором мы проходим испытание на прочность и меняемся. В алхимическом сосуде материнства жар накаляется до предела. Морально устаревшие части нашей личности расплавляются, и формируются новые. Материнство – это головокружительный танец на высоковольтных проводах, маскарад и осознание собственной смертности. Это изгнание из рая и обретение его, любовь и ненависть, а также бесконечная сердечная боль. Материнство – постоянная борьба с самой собой. Что бы ни таилось на дне вашей души, будь то мусор или сокровище, материнство поможет вам найти это.
Одна из самых важных идей Юнга заключается в том, что мы продолжаем расти и развиваться на протяжении всей нашей жизни. Согласно Юнгу, мы никогда не перестаем меняться и совершенствоваться. С возрастом у нас появляется больше возможностей стать самими собой – стремиться к раскрытию уникальных задатков, вырастить дуб из внутреннего желудя. Юнг называл этот постоянный процесс становления личности индивидуацией.
Индивидуация – это медленный процесс настройки на свое подлинное «я». На это уходит целая жизнь. Для этого вам нужно оставаться открытой жизни, чтобы каждый удар судьбы, разочарование или ошибка помогали вам подружиться с какой-то новой, ранее неизведанной или презираемой частью себя. Если идти по жизни, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, упорно стремясь узнать о себе как можно больше и принять это, вы, как правило, становитесь одним из тех пожилых людей, которые счастливы и мудры, а не озлобленны и сварливы.
На первом же симпозиуме по аналитической психологии мне выпал шанс своими глазами увидеть, что представляет собой индивидуация. Конференция, на которой присутствовали сотни специалистов и стажеров, проходила в большом отеле в центре Монреаля. Я впервые оказалась на подобном мероприятии и ощущала благоговейный страх, находясь в тесном контакте с авторами, чьи книги по аналитической психологии Юнга произвели на меня огромное впечатление. Надеясь показать себя хорошей студенткой, я послушно посещала каждую лекцию, несмотря на усталость из-за того, что уже несколько месяцев была беременна вторым ребенком.
Во второй половине дня по программе шла лекция известного аналитического психолога Гарри Уилмера на тему рисования пряжей. Доктор Уилмер был новатором в области социальной психологии, создавшим методику работы с ветеранами войны. Прежде я никогда не слышала о картинах из пряжи и предположила, что доктор Уилмер будет рассказывать о реликвиях некоторых коренных народов и обсуждать архетипическую символику, обнаруженную на них. Тема казалась довольно скучной, но я была полна решимости добросовестно слушать лекцию.
Уилмеру было за восемьдесят, его голос звучал прерывисто и неуверенно, когда он взял микрофон. Доктор начал с рассказа о том, как во время Второй мировой войны у него обнаружили туберкулез и он почти полтора года провел в лазарете на борту военного корабля. Страдая от болезни и одиночества, он почувствовал желание взять пряжу и иглу и создавать картины, используя технику, которую спонтанно изобрел. Продолжительная болезнь позволила ему более глубоко понять самого себя, а картины из пряжи отразили этот внутренний процесс. Доктор показал нам несколько слайдов с изображением своих работ, рассказывающих о попытках примириться с грустью, сердечной болью и одиночеством. Затем он поведал историю о том, как его взрослый сын насмерть разбился на мотоцикле, и продемонстрировал фотографии картин из пряжи, выполненных после этой трагедии.
Картины выглядели красочными и интересными, но дело было не в их художественных достоинствах. Уилмер сказал, что всегда начинал шить с середины холста и никогда не знал, как будет выглядеть конечный результат. Это были спонтанные произведения его бессознательного, во многих отношениях такие же простые и безыскусные, как у ребенка. «В глубине души каждый из нас художник», – произнес он.
В какой-то момент, еще в начале его выступления, у меня потекли слезы, и они так и не прекратились до конца лекции. Я ожидала от этого знаменитого аналитического психолога блестящей, хотя и трудно постижимой интеллектуальной дискуссии. Вместо этого перед нами стоял совершенно беззащитный человек и делился своими простыми попытками придать смысл невыносимой муке. Трудно сказать, была ли моя плаксивость частично вызвана гормонами раннего срока беременности. Когда позже я столкнулась с подругой и спросила, присутствовала ли она на мероприятии, она ответила: «О да. Я проплакала всю лекцию».
Гарри Уилмер умер полтора года спустя в возрасте восьмидесяти восьми лет.
Согласно учению Юнга, цель психологического роста – стать более целостным. Стать целостным – это быть способным полностью переживать все эмоции, сомневаться в себе, признавать ошибки, проявлять страстный интерес к окружающему миру, принимать двойственность своей натуры, слушать внутренний голос и использовать собственные силу и авторитет в интересах защиты себя и тех, кого мы любим.
Стать целостным – значит уметь быть игривым, испытывать благоговейный трепет и смеяться над собой. Это означает быть способным защитить себя, когда это необходимо, но в остальное время отбросить эту защиту, чтобы изучать окружающий мир с открытым сердцем, готовым удивляться чудесам и уязвимым к боли. Возможно, больше всего для обретения целостности нужно проявлять любопытство к самому себе, чтобы, сталкиваясь с каждым новым испытанием, которое преподносит жизнь, глубже постичь тайны своей души.
Немногие события в жизни позволяют нам познать себя так, как материнство. Материнство утомит вас, наполнит страхом и доведет до слез. Оно вызовет радость, неуверенность в себе, веселье, удовлетворенность, ярость, ужас, стыд, раздражение, ощущение неполноценности, горе, тревогу и любовь. Вы, вероятно, увидите себя в самом лучшем и в самом худшем проявлении. Если смысл жизни все же заключается в том, чтобы расширить жизненный опыт и больше узнать о себе, то материнство предоставляет огромный простор для самопознания.
С этой точки зрения не имеет значения, идеальная ли вы мать: работаете вы или сидите дома, сами готовите детское питание или шьете своими руками костюмы на Новый год. Важно, проживаете ли вы этот опыт с открытым сердцем, чтобы по-настоящему присутствовать в собственной жизни со всеми ее душевными страданиями, разочарованиями и радостями. Если вы именно такая мать, вы не можете ошибиться, независимо от того, сколько «ошибок» совершите. «Правильный путь к целостности, – сказал Юнг, – полон судьбоносных окольных путей и поворотов не туда»[3 - Jung C. G. The Collected Works of C. G. Jung Vol. 12: Psychology and Alchemy / trans. R. F. C. Hull. 2
ed. Princeton: Princeton University Press, 1968. Para 6.]. Если относиться к материнству осознанно, оно поможет вам стать более целостной.
Позволите этому случиться – материнство станет возможностью проявить себя в полной мере. Но иногда бывает трудно прислушаться к этому призыву. Мы замечаем, что стараемся уйти от тягот родительства. Материнство часто вызывает сложные чувства, которые порождают стыд, сомнения, а иногда даже ненависть к себе. Вы можете поддаться искушению избежать этих чувств и начинаете избегать своих детей, либо проводя как можно больше времени вдали от них, либо эмоционально отстраняясь. Или заглушаете свой внутренний голос и чрезмерно полагаетесь на общепринятые рекомендации о том, как вести себя с детьми. Поступая таким образом, вы можете облегчить напряжение, вызванное неуверенностью в себе, но тем самым теряете свою подлинность. Вы также упустите возможность узнать себя лучше. Мрачные дни материнства болезненны. Но именно в процессе этих переживаний мы пускаем корни прямо в глубочайшую основу нашего бытия.
Конечно, трудно помнить о личностном росте и развитии, когда мы устаем от забот о младенце так, что засыпаем на ходу. И когда мы подавлены и напуганы тем, что наш ребенок-подросток впал в депрессию или занимается членовредительством, осознанный подход к преображению вряд ли поглощает все наши мысли. Иногда бывает трудно осознать, что наши испытания имеют смысл.
К счастью, те, кто жил до нас, оставили неисчерпаемый запас историй, которые могут служить путеводителями. Мы можем обратиться к ним, чтобы осмыслить наш опыт, убедиться, что мы не одиноки, и соотнести наши мучения с переживаниями других людей, чтобы страдание стало созидательным для души. Сказки – это как раз такие путеводные истории.
Один мудрый человек как-то сказал, что сказка – это история, которая лжива снаружи, но правдива внутри[4 - Перефразированный ответ ребенка на вопрос «Что такое миф?», согласно Роберту Джонсону. См.: We: Understanding the Psychology of Romantic Love. New York: HarperOne, 2009. Р. 2.]. Мифы и сказки – кладезь универсальных для всех времен и культур моделей поведения. Они затрагивают жизненные ситуации, с которыми мы можем столкнуться. Почти во всех сказках говорится об индивидуации. Когда мы узнаём себя в сказке, мы понимаем, что не одиноки. Другие люди прошли через это до нас. Тогда мы можем взглянуть на свое бедственное положение немного по-другому или рассмотреть различные варианты выхода из ситуации. И у нас формируется представление о том, куда двигаться дальше, потому что мы знаем, в какой истории находимся. Это бальзам на наши встревоженные сердца – осознание, что любое испытание является частью универсальной человеческой истории. В конце концов, все мы – актеры пьесы, поставленной Богом. Услышав, как наши тревоги описаны на прекрасном, неподвластном времени языке сказок и мифов, мы получаем глубокое исцеление.
Герой – это один из двух фундаментальных архетипов, которые каждый из нас может воплощать в течение жизни. Второй архетип – мать. Хотя герой обычно ассоциируется с мужчинами, а мать – с женщинами, представители обоих полов могут ощутить потребность следовать одной из этих моделей поведения – или обеим сразу – в течение жизни. Основные аспекты пути развития героя раскрываются через многочисленные мифы и сказки, в которых герой должен отправиться в неизведанную страну, победить драконов или пройти другие испытания и вернуться с обретенной мудростью. Путь развития матери также описан в древних, неподвластных времени сказаниях. У ее образа много общего с образом героя, но они отличаются в одном важном аспекте: ее путь ведет не в другие страны, а вниз. Истории о героинях обычно связаны с погружением.
В мифах и сказках часто встречается колодец. Это яркий образ, символизирующий контакт с глубокими, животворящими водами, которые таинственным образом поднимаются из подземного мира – бессознательного. В кельтской мифологии священные колодцы служили вратами в потусторонний мир, а их воды обладали магическими или целебными свойствами.
В детстве я всегда проводила лето в Джорджии на ферме бабушки и дедушки по отцовской линии. Хотя где-то в 1950-х годах в дом провели водопровод, бабушка по-прежнему любила черпать воду из большого деревянного колодца, который находился у заднего крыльца. Глубокий колодец – жуткое место. Помню, как меня охватывала дрожь, когда я опасно перегибалась через край. Ощущение головокружительной глубины, странное эхо, прохлада, которая веяла снизу даже в самые жаркие дни, намекали на существование другого царства. Когда бабушка отпускала ведро, ворот с шумом крутился, сильно раскачиваясь, и ведро летело вниз, и вниз, и вниз невероятно долго, и лишь потом мы слышали далекий всплеск. В «Книге символов» отмечается, что через колодец «мы, похоже, связаны с другим таинственным царством, подземным, потусторонним, напоминающим о наших собственных непознанных душевных глубинах, психической матрице, возможно, бесконечно обширной»[5 - Ronnberg A., Martin K. The Book of Symbols. K?ln: Taschen, 2010. S. 610.].
Год за годом, десятилетие за десятилетием мой дед превращал свой страх смерти в тревогу, что колодец пересохнет. Но колодец никогда не переставал дарить нам холодную, утоляющую жажду воду. Сколько бы раз мы ни бросали ведро в прохладные глубины, оно всегда возвращалось полным. Таким образом, колодцы напоминают нам о связи с глубоким, таинственным источником духовной жизни с его неисчерпаемым потоком интуиции, мечты и воображения.
В вас есть колодец, который никогда не пересохнет, хотя временами вам может казаться, что это не так. Внутренний колодец соединяет вас с глубинным источником мудрости, интуиции и инстинктов, которые являются наследием человечества. Трудности материнства – это приглашение слиться с этим источником: погрузиться в свои глубины, чтобы открыть внутри себя безграничный поток творчества, ярких образов и смысла. Хотя мой дедушка всегда боялся, что колодец пересохнет, если мы будем брать оттуда слишком много воды, мне навсегда запомнилось, что колодцы скорее пересыхают, когда ими не пользуются. Дары бессознательного поистине безграничны: чем чаще вы обращаетесь к бессознательному за мудростью, тем больше его изобилия вы получите.
Эта книга поможет вам спуститься в такой колодец и черпать из его тайного источника. Сказки, мифы и мечты составляют тот кладезь, который ждет вас на следующих страницах, когда вы начнете погружение – погружение, которое послужит посвящением в ваши собственные глубины.
Вступление. Путешествие к источнику
Разум человека стремится к целительной силе природы, к глубоким истокам бытия и к бессознательному единению с жизнью во всех ее бесчисленных формах.
К. Г. Юнг
В любом путешествии к неизведанному невозможно обойтись без проводника, и эта книга призвана стать именно таким проводником. Истории, рассказанные здесь, отображают универсальный цикл погружения, пребывания и возвращения, который знаменует женский путь к посвящению в тайны. Этот цикл будет повторяться для нас неоднократно, по мере того как мы будем глубже познавать себя через материнство. Когда вы впервые становитесь матерью, когда ваш ребенок идет в школу, когда дочь сталкивается с трудностями подросткового возраста или сын уезжает на учебу в другой город, – все эти переживания могут стать приглашением спуститься к своему источнику и вернуться вновь изменившейся. В малом и в большом материнство полно возможностей лучше узнать себя, и цель этой книги – охватить весь спектр психологического пути матери.
В первой части (#C1) книги я расскажу о том, как материнство раз за разом погружает нас в удивительный и пугающий внутренний мир. Это погружение больше всего переживается как потеря – потеря свободы, контроля, самих себя. Во второй части (#litres_trial_promo) мы рассмотрим открытия, которые предстоит сделать, и проблемы, с которыми придется столкнуться в этой подземной стране. Там на нас обрушивается внутренняя тьма, включающая те презираемые и отвергнутые части нас самих, о которых иногда страшно узнать. И наконец, в третьей части (#litres_trial_promo), описывающей возвращение, мы более подробно рассмотрим психологические сокровища, которые в идеале нам хотелось бы вынести с собой на поверхность, включая зрелую духовность, возрожденное желание творить и стойкое ощущение внутренней силы.
Некоторые истории, приведенные в этой книге, могут пронзить ваше сердце и эхом отозваться в нем. Другие могут показаться странными или трудными для понимания. Иногда истории, которые поначалу кажутся сложными, содержат важную мудрость, но она становится понятной лишь позже. По мере чтения обращайте внимание на чувства, мысли и образы, которые возникают у вас в голове. Возможно, будет полезно вести дневник, куда вы сможете записывать свои реакции.
Также стоит обратить внимание на сны, которые посещают вас во время чтения этой книги. Сны – это необычный язык, с помощью которого бессознательное обращается к вам. «В каждом из нас есть кто-то другой, кого мы не знаем, – отмечал Юнг. – Он общается с нами во сне и рассказывает, насколько он видит нас не такими, какими мы видим самих себя»[6 - Jung C. G. The Collected Works of C. G. Jung. Vol. 10: Civilization in Transition / trans. R. F. C. Hull. 2
ed. Princeton: Princeton University Press, 1970. Para 325.]. Сны передают информацию посредством метафор, образов, символов и чувств. Иногда пугающие, иногда красивые, они всегда завораживают. Даже не понимая их, интуитивно мы чувствуем, что они несут какой-то смысл, поскольку содержат мудрость внутреннего «я». Сны всегда открывают что-то такое, о чем мы раньше не задумывались. Они могут стать вашим проводником на пути познания себя через материнство. В этой книге мы иногда будем исследовать сновидения и размышлять над их значением.
Сказки, как и сны, содержат много полезной информации, даже если мы просто наслаждаемся ими и ценим их мудрость. Однако, как и в случае со снами, их способность исцелять становится еще более мощной, когда мы активно взаимодействуем с ними. По этой причине я поместила вопросы для размышления в конце каждой главы. Прежде чем приступить к ним, прочтите сказку полностью. Затем используйте вопросы в качестве отправной точки для размышления, записи в дневнике или обсуждения с кем-то. Отвечайте первое, что придет в голову, даже если это кажется глупым. Суть в том, чтобы позволить образам сказки направлять вас в разговоре с вашим бессознательным. Здесь нет неправильных ответов.
Материнство дарит великолепную возможность войти в пламя преображения. Такая трансформация приносит с собой огромное психологическое богатство, благодаря ей мы превращаемся в тех людей, которыми нам суждено было стать. Но трансформация часто бывает болезненной, наполненной одиночеством и пугающей. Большинство из нас, будучи матерями, хотя бы изредка сталкиваются с мрачными моментами, хотя может показаться, что говорить о них запрещено. Тьма всегда будет частью погружения, и именно поэтому многие сказки в этой книге затрагивают мрачные темы. Когда вы последуете побуждениям своей души и спуститесь во внутренний мир, вы окажетесь в царстве бессознательного, где преобладает тьма. Порой она кажется ужасающе пустой, но на самом деле всегда таит в себе зародыш новой жизни. Сложные чувства, с которыми вы сталкиваетесь во время материнства, могут причинять боль, но их не следует избегать. Именно в этом мраке прорастает что-то новое. Именно тьма порождает трансформацию.
Карта нашего путешествия
Что ждет нас во время спуска в колодец? У нас есть карта в виде сказки. «Два ларца» (#litres_trial_promo) послужит нашим проводником в путешествии к тайному источнику смысла, скрытому во внутреннем мире. В этой сказке присутствует универсальный цикл погружения, пребывания и возвращения, который знаменует женский путь к посвящению в тайны. Существует множество подобных историй, в которых рассказывается о том, что происходит с женщиной, которая опускается на глубину. Пожалуй, самой древней из них является старинная месопотамская история о том, как богиня Инанна отправилась в подземный мир навестить свою темную сестру Эрешкигаль. Эта и другие подобные истории несут в себе сокровенную правду о природе психологического развития женщины, которая актуальна и по сей день. Сказка «Два ларца» подготовит нас к путешествию, в которое мы отправимся на следующих страницах этой книги. Она покажет нам, чего ожидать во время падения в колодец, как отнестись к тому, что мы увидим на дне, и какие сокровища мы можем обрести по возвращении. Это всего лишь первая история на пути познания себя через материнство, потому что как матери мы будем падать в колодец снова и снова.
Два ларца
Жила-была женщина, у которой была дочь, грубая, ленивая и невоспитанная. Мать ее любила и баловала. Еще у нее была падчерица, милая, добрая и обходительная, с которой женщина обращалась хуже, чем со служанкой. Женщина ненавидела свою падчерицу и мечтала избавиться от нее. Однажды она велела обеим дочерям сесть на край колодца и прясть, предупредив: та, чья нитка оборвется первой, будет брошена на дно.
Родной дочери женщина дала самое лучшее льняное волокно, чтобы нить прялась гладко и не обрывалась, а падчерице кинула грубый материал, который быстро порвался. Женщина схватила свою падчерицу за плечи и сбросила ее в колодец.
«Пришел тебе конец!» – крикнула она вслед. Но женщина ошибалась, потому что это было только начало.
Упав на дно колодца, девушка оказалась в прекрасной стране. Она шла некоторое время, пока не наткнулась на покосившийся старый забор, заросший виноградными лозами. «Пожалуйста, не наступай на меня!» – попросил забор. И девушка осторожно перепрыгнула через него. Затем она подошла к печи, полной хлеба. Печь сказала, что девушка может есть столько, сколько захочет, но умоляла не ломать ее. Девушка съела один каравай, поблагодарила печь за хлеб и осторожно закрыла ее дверцу. Пройдя некоторое расстояние, она встретила корову с ведром, висевшим на рогах. Корова разрешила девушке подоить ее и попить, но попросила не делать ей больно и не проливать молоко. Девушка осторожно подоила корову, напилась молока, а затем повесила ведро обратно, не расплескав ни капли.
Наконец она подошла к маленькому домику, где жила старушка, которая пригласила гостью войти и попросила расчесать ей волосы. Девушка любезно расчесала длинные седые волосы старушки, и та дала ей работу – ухаживать за коровами. Девушка хорошо заботилась о коровах. Когда голодные кошки пришли в сарай, девушка напоила их молоком. Когда прилетели голодные воробьи, девушка дала им зерна.
Через некоторое время старушка позвала ее к себе. «Ты хорошо служила мне, – похвалила она. – Но теперь у меня есть для тебя другие задания». Она дала девушке сито и велела принести в нем воды. Девушка едва не расплакалась от того, что ей поручили столь невыполнимое задание, но птицы, которых она кормила зерном, подсказали ей залепить сито золой. Девушка так и сделала и с торжеством принесла старушке воды, как та и просила.
Старушка удивилась и дала девушке другое задание. На этот раз ей предстояло мыть черную шерсть, пока та не побелеет, и белую шерсть, пока та не почернеет. И снова девушка расстроилась и едва не расплакалась, но прилетели птицы и подсказали ей повернуться лицом на восток, чтобы черная шерсть стала белой, и лицом на запад, чтобы белая шерсть стала черной. И снова пожилая женщина удивилась и даже немного разозлилась.
«Я дам тебе последнее задание», – сказала она и велела девушке связать из шерсти платье, мягкое, как у короля, и сделать это к заходу солнца. Но мотки каждый раз запутывались и рвались, и у девушки ничего не получалось. Кошки, которых она поила молоком, пришли и связали шерсть вместо нее, и к заходу солнца было готово безупречное платье.
«Коли ты такая прилежная, – сказала старушка, – я позволю тебе выбрать ларец, который ты заберешь с собой домой». Она показала девушке чердак, заполненный красивыми шкатулками. Девушка рассмотрела каждую из них, но пришли кошки и подсказали ей взять простой черный ларец. Потом девушка вернулась домой. Мачеха разозлилась, увидев ее. Но когда падчерица открыла маленький черный ларец, оттуда посыпались золото и драгоценности, заполнив курятник, который служил девушке жилищем.
Увидев это, мачеха захотела, чтобы ее родная дочь получила такое же богатство. Она заставила девушку сесть у колодца и прясть, а потом бросила в колодец, когда у нее порвался лен. Ленивая девушка пошла тем же путем, что и ее сестра, но грубо обращалась с забором, печью и коровой и очень плохо работала на ферме. Она не проявила доброты к птицам и кошкам, а те не помогали ей с заданиями, которые давала старуха. В конце службы ленивой девушке, как и ее сестре, позволили выбрать ларец на чердаке. Вместо того чтобы взять маленький и простой черный ларец, девушка выбрала большой и красный, решив, что в нем будет гораздо больше сокровищ, чем в той крошечной шкатулке, которую принесла ее сестра. Но когда ленивая девушка вернулась домой и открыла ларец, вспыхнул огонь и сжег ее вместе с матерью заживо.
Символическое значение
При психологической интерпретации сказки мы исходим из предположения, что все ее элементы являются аспектами единой психики. Таким образом, мачеха, коровы, старуха и колодец – все это часть психики героини, и история показывает нам возможные способы взаимодействия этих элементов. Двух сестер, столь противоположных по своей натуре, можно рассматривать как разные стороны одной личности. Никто не бывает хорошим, добродетельным и терпеливым все время. Иногда мы – добрая сестра, а иногда – ленивая, высокомерная сестра. В каждой из нас есть и то и другое.
В начале сказки добрая сестра находится во власти жестокой мачехи. С психологической точки зрения это символизирует угнетение внутренним критиком, который ругает вас и снижает вашу уверенность в себе. Неслучайно эту роль в сказке играет мачеха. Часто в психике женщины внутренний голос, который критикует, – это воображаемый голос ее настоящей матери, особенно если мать была критичной и пренебрежительной.
Когда нас угнетает постоянный внутренний поток злобных придирок, трудно найти в своих действиях неразрывную нить. Мы начинаем что-то – проект, мысль, предложение, – но внутренний критик останавливает нас. Одна из моих пациенток, Кэролайн, любит брать книги из библиотеки. Она любознательная женщина с живым умом, и ее увлекают идеи, содержащиеся в этих книгах. Однако Кэролайн часто ловит себя на том, что не дочитывает те книги, которые заинтересовали ее. Они лежат на тумбочке у ее постели, и, когда Кэролайн видит их, резкий осуждающий внутренний голос настаивает, что ей не следует увлекаться этими идеями, поскольку они непрактичны и она, скорее всего, все равно их не поймет. Этот внутренний голос очень похож на тот менторский тон, которым родители разговаривали с ней в детстве. Таким образом, нить действий Кэролайн постоянно обрывается, и женщина не может поддерживать интерес к чему-либо достаточно долго, чтобы добиться успеха.
Только представьте, каково сидеть на краю колодца и выполнять работу, требующую пристального внимания. Вы не смогли бы расслабиться или полностью сосредоточиться на деле. Вы бы постоянно чувствовали себя, так сказать, на грани, опасаясь упасть. Многие из нас живут в подобном состоянии, всегда ненадежно балансируя на грани мрачного настроения, затрачивая огромное количество эмоциональной энергии, чтобы не опрокинуться и не впасть в него. Если даже нам удается успешно оставаться на краю и избегать падения на дно, такая стратегия выматывает и истощает наши силы, мешая наслаждаться жизнью.
Когда жизнь бросает вас в колодец, это всегда причиняет боль, пугает и сбивает с толку. Вернетесь ли вы с сокровищем или с проклятием, зависит от вашего подхода к бессознательному – чудесной стране на дне колодца.
Всегда важно правильно относиться к бессознательному. Если вы проявляете к нему высокомерие, непреклонно придерживаясь эгоистичной позиции, вы, скорее всего, столкнетесь с разрушительной стороной бессознательного. Когда вы относитесь к своему внутреннему миру как ленивая сестра, игнорируя подсказки подсознания и ожидая, что вам дадут что-то даром, все ваши планы идут наперекосяк, а энергия иссякает. Вам мешают на каждом шагу, и вы чувствуете, что не можете доверять жизни.
Если вы обращаетесь с бессознательным как добрая сестра, готовы взаимодействовать с ним с откровенностью и любопытством, каким бы странным или никчемным это ни казалось, тогда мир мало-помалу открывается. Мы бережно относимся к своим мечтам, какими бы глупыми или абсурдными они ни казались. Мы прислушиваемся к слабым проблескам интуиции. Замечаем, что говорят по этому поводу наши тела. Если жить таким образом, с бессознательным складываются правильные отношения. Подобно доброй сестре, мы будем хорошо служить старой женщине и сможем рассчитывать на щедрое вознаграждение.
Вечные темы
Сказки и мифы наполнены образами, выражающими вечные темы, актуальные для разных времен и культур. Ведьма, мудрый старик и мать – это лишь несколько примеров таких образов. Юнг ввел термин «архетип» для описания этих основных моделей поведения. Они являются частью нашего общего психологического наследия и существуют в каждом из нас. Архетипы – это универсальные врожденные формы, которые определяют нашу психологическую жизнь. Хотя они могут быть изображены различными способами, символический корень этих энергий всегда берет начало в одном и том же глубочайшем источнике. Эти архетипы древние и связаны с нашей самой глубинной инстинктивной мудростью. Когда мы сталкиваемся с ними, они часто вызывают сильные эмоции.
Колодец – пример архетипического образа, символизирующего погружение в глубины, которые одновременно пугают и потенциально обновляют. Колодец – центральная метафора в нашей сказке и в этой книге. Колодцы часто ассоциируются с женским началом и являются священными для богини во многих культурах. Вкушая воду из колодца, мы соединяемся с внутренним священным женским началом. Спуск в колодец – это образ посвящения в глубины женской психики. Материнство бывает подобно тому, как если бы вас бросили в глубокий колодец. Как и любой обряд посвящения, такое путешествие заставляет отказаться от контроля и погрузиться в глубины, где вас ждет противоборство с собственной душой. Если относиться к такому опыту со смирением, любопытством и открытым сердцем, он может нас изменить: расширить представление о том, кто мы есть, прояснить наше место в великой дуге времени и подтвердить нашу принадлежность к Вселенной.
Спустившись в колодец, вы столкнетесь с архетипическим священным женским началом, которое олицетворяет, очевидно, старуха. Эта старая женщина живет в вас, и вы встретитесь с ней на пути познания себя через материнство. Как и у всех архетипов, у старухи два аспекта. Она может даровать жизнь и созидать или же карать и разрушать. Другие версии этой сказки повествуют больше о таинственной двойственной природе старухи. По одной из версий, на земле выпадает снег, когда старуха вытряхивает свою перину, – это дает нам понять, что она не кто иная, как исконная богиня природы. В других версиях подчеркивается ее странная гротескность. У нее необычно большие зубы, в волосах полно вшей, она может снимать и заменять чем-то свою голову по желанию. Она всегда противоречива по натуре: способна не только даровать огромные богатства, но и призывать великие разрушительные силы. Такова вечная природа энергий, которые формируют основу психической жизни. Скорее всего, в роли матери вы столкнетесь со старухой в обоих ее проявлениях.
Два других архетипических образа особенно выделяются в этой истории и поэтому заслуживают немного более подробного изучения. Прядение и ткачество являются ключевыми мотивами на протяжении всей сказки. Эти скромные занятия несут в себе огромное символическое значение. В греческой и скандинавской мифологии богини судьбы, управляющие жизнями людей, пряли и ткали. Прядение и ткачество в этой сказке символически описывают то, как мы создаем ткань своей судьбы: ежедневно совершаем выборы и принимаем множество решений.
Корова – еще один образ, который несколько раз встречается в сказке. Корова представляет собой вскармливание, материнскую сторону бессознательного. В скандинавской и египетской мифологиях корова ассоциировалась с сотворением человека, а в индуизме корова священна. Корова в этой сказке – нежная, дарующая жизнь природа, священное женское начало. Она немного странная, иногда пугающая. Это напоминание о том, что мы всегда можем найти внутри себя что-то питающее и восстанавливающее силы. Даже когда вы сталкиваетесь с чем-то пугающим или странным внутри себя, помните, что нежная корова тоже является частью вас и присутствует внутри.
Посвящение в тайны женского начала
По сути, «Два ларца» и множество схожих сказок о спуске в подземный мир, где героиня встречается с порой угрожающим женским божеством, являются образами посвящения в тайны женского начала. Эти сказки отображают древнюю архетипическую модель поведения, с которой сталкивались женщины во всем мире с самого зарождения человеческого сознания. Путешествие включает в себя три особых этапа: погружение, пребывание и возвращение. Те же самые этапы встречаются в обрядах посвящения по всему миру, в ходе которых посвящаемый должен сначала отделиться от своей семьи и племени, затем пройти суровое испытание и наконец вернуться в семью и племя в новом статусе. Обряды посвящения наставляют нас на путь истинный, открывают сердца глубокому, таинственному предназначению, заложенному в нас при рождении.
В нынешнее время официальные обряды посвящения практически не проводятся. Однако даже без этого жизнь инициирует нас. Инициирующее жизненное событие вскрывает нам душу, выкидывает из привычной колеи и наталкивает на переосмысление самих себя в новых, более широких рамках. Сознательно или нет, все мы неоднократно сталкиваемся с возможностью посвящения в тайную цель нашей жизни. Жизнь дарует множество шансов спуститься в колодец и проявить себя, чтобы вернуться с сокровищем – обретением психологической целостности. Любые переживания могут погрузить нас в глубины души, но материнство, пожалуй, является для этого наиболее подходящим жизненным опытом.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Посвящение всегда сопряжено с суровым испытанием, которое проверяет нас на прочность, раскрывает нашу душу и показывает нашу судьбу. Даже если мы не проходим официальных обрядов посвящения, жизнь инициирует нас. Что в вашей жизни послужило посвящением?
2. Представьте, что вы – мачеха, которая настолько сильно ненавидит падчерицу, что постоянно ищет способы избавиться от нее. Есть ли в вашей жизни что-нибудь, к чему вы испытываете подобные чувства? Что в своей жизни вы иногда хотели бы бросить в колодец? Возможно, есть какая-то сторона вас самих, которую вы очень сильно презираете? Бывают ли моменты, когда вы в чем-то относитесь к себе хуже, чем к слуге?
3. Добрая дочь должна сидеть на краю колодца и прясть грубый лен, который легко рвется. Оказывались ли вы по жизни в подобной опасной ситуации? Какая невыполнимая задача стояла перед вами?
4. Добрая девушка пытается прясть, но нить постоянно рвется. Порой мы безуспешно пытаемся наладить какой-то аспект своей жизни. Случалось ли с вами такое?
5. Добрую дочь без предупреждения бросили в темные глубины колодца. Ей наверняка было очень страшно. Вероятно, она не знала, переживет ли падение, и уж точно не знала, что ждет ее внизу. Когда в своей жизни вы сталкивались с ужасающей неизвестностью?
6. Когда в последний раз вы относились к своему внутреннему миру как добрая дочь? Возможно, вы позволили себе отдохнуть, когда почувствовали усталость, или иным образом уделили внимание телесным сигналам. Может быть, вы записали свои мечты или прислушались к интуиции?
7. Когда вы относились к своему внутреннему миру как ленивая дочь? Возможно, вы проигнорировали сигналы усталости или упадка сил и все равно заставили себя делать что-то. Может, вы не принимали во внимание дары бессознательного – сны или перепады настроения?
8. Какой ларец вы выбрали? Опишите недавний случай, когда вы выбрали аналог маленького черного ларца. Возможно, вы предпочли что-то менее престижное или эффектное, но в конечном счете более приятное. Когда в своей жизни вы выбирали эквивалент модного красного ларца – то, что внешне производило сильное впечатление, но в итоге разрушило ваше счастье или благополучие?
Часть первая. Спуск в колодец
Глава первая. Потеря свободы
Пока человек не примет свою судьбу… индивидуации не будет; он остается простой случайностью, смертным ничтожеством.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71085403?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Сноски
1
Hillman J. The Soul’s Code: In Search of Character and Callin. New York: Random House, 1996.
2
Meade M. The Water of Life: Initiation and the Tempering of the Soul. Seattle: Greenfire Press, 2006. Р. 20.
3
Jung C. G. The Collected Works of C. G. Jung Vol. 12: Psychology and Alchemy / trans. R. F. C. Hull. 2
ed. Princeton: Princeton University Press, 1968. Para 6.
4
Перефразированный ответ ребенка на вопрос «Что такое миф?», согласно Роберту Джонсону. См.: We: Understanding the Psychology of Romantic Love. New York: HarperOne, 2009. Р. 2.
5
Ronnberg A., Martin K. The Book of Symbols. K?ln: Taschen, 2010. S. 610.
6
Jung C. G. The Collected Works of C. G. Jung. Vol. 10: Civilization in Transition / trans. R. F. C. Hull. 2
ed. Princeton: Princeton University Press, 1970. Para 325.