Деньги для творцов будущего. Российский путь к справедливости и процветанию в 21 веке
Руслан Сакиев
Что, если у России есть шанс совершить прорыв в будущее, о котором мы все мечтаем? Что, если ключ к этому прорыву лежит не в нефтяных скважинах и не в кремниевых долинах, а в самой природе денег? Что, если мы можем построить экономику, работающую для всех, а не для избранных?
Деньги для творцов будущего
Российский путь к справедливости и процветанию в 21 веке
Руслан Сакиев
© Руслан Сакиев, 2024
ISBN 978-5-0064-5373-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Аннотация к книге «Деньги для творцов будущего: российский путь к справедливости и процветанию в 21 веке»
Что, если у России есть шанс совершить прорыв в будущее, о котором мы все мечтаем? Что, если ключ к этому прорыву лежит не в нефтяных скважинах и не в кремниевых долинах, а в самой природе денег? Что, если мы можем построить экономику, работающую для всех, а не для избранных?
Эта книга предлагает неожиданные, но убедительные ответы на самые острые вопросы нашего времени. Может ли безусловный базовый доход стать основой для расцвета творчества и инноваций? Способна ли многоконтурная финансовая система с разными типами денег обеспечить и справедливость, и эффективность? Как новые монетарные инструменты помогут России реализовать свой интеграционный потенциал на евразийском пространстве?
Автор не просто ставит эти вопросы – он предлагает конкретные, просчитанные решения. Решения, которые могут изменить привычный экономический ландшафт России и открыть новые горизонты для каждого из нас. Хотите узнать, как безусловный доход раскроет ваш потенциал? Как целевые деньги профинансируют прорывные проекты? Как трудовые деньги сделают оплату труда по-настоящему справедливой?
Эта книга – не просто размышления о высоких материях, а руководство к действию. К действию, которое под силу каждому из нас – от лиц, принимающих решения, до рядовых граждан. И первый шаг – внимательно прочесть эту работу, обдумать ее выводы, включиться в дискуссию о будущем. О нашем общем будущем, которое творится здесь и сейчас.
Присоединяйтесь к экспедиции в завтрашний день российской и мировой экономики! Экспедиции, которая обещает быть интересной, дерзкой и результативной. Ведь иного пути к вершинам прогресса и справедливости для нас просто не существует. Опыт этого интеллектуального путешествия останется с вами навсегда.
Готовы отправиться в путь прямо сейчас? Тогда открывайте книгу «Деньги для творцов будущего» – и в добрый час!
Введение
Наша первая книга, посвященная концепции трансформации денежной системы России на основе введения Безусловного Базового Дохода (ББД), Трудовых (ТД) и Целевых (ЦД) денег, вызвала широкий резонанс в научном и экспертном сообществе, породила волну дискуссий среди представителей органов власти, бизнеса, общественных организаций. Этот живой отклик убедительно показал: предложенные нами идеи воспринимаются как своевременные и актуальные, отвечающие на глубинный запрос общества на обновление модели социально-экономического развития страны.
Напомним ключевые тезисы и выводы, сделанные в первой книге:
1. Действующая денежно-кредитная система России характеризуется рядом фундаментальных дисбалансов и противоречий, ограничивающих возможности ее эффективного использования для решения стратегических задач. Ключевые проблемы – зависимость от внешних факторов и сырьевого экспорта, недоступность «длинных денег», оторванность инвестиционных процессов от нужд реального сектора, сверхконцентрация финансовых ресурсов у узкой прослойки элит на фоне бедности значительных слоев населения.
2. Необходим переход к суверенной многоконтурной денежной системе, функционально ориентированной на цели развития производительных сил, наращивания человеческого капитала и обеспечения всеобщего благосостояния. Ключевыми компонентами новой системы должны стать Безусловный Базовый Доход, Трудовые и Целевые Деньги, образующие специализированные контуры денежного обращения.
3. ББД – регулярно выплачиваемое каждому гражданину страны денежное довольствие безотносительно к уровню других доходов и занятости – призван гарантировать минимальный уровень благосостояния и экономической безопасности для всех членов общества. Он станет формой коллективного дивиденда от использования национальных богатств и производительного потенциала.
4. Трудовые Деньги – параллельная обычным деньгам форма средств обращения и накопления, эмитируемых в строгой привязке к динамике производства товаров и услуг в реальном секторе экономики. ТД будут поступать в оборот через каналы оплаты труда и инвестиций в основной капитал, создавая контур неинфляционного производительного кредита.
5. Целевые Деньги – инструмент концентрации ресурсов на прорывных направлениях научно-технического и промышленного развития посредством программно-целевого финансирования приоритетных проектов. Целевая денежная эмиссия позволит преодолеть синдром «короткого горизонта», хронически ограничивающий масштабы и сроки окупаемости инвестиций в России.
6. Комбинация и синергия трех видов денег обеспечит устойчиво растущий уровень жизни для всех граждан, мощное ускорение модернизации и технологического перевооружения экономики, формирование неинфляционных источников «длинных денег» для финансирования долгосрочных вложений в человеческий капитал и производственную базу, переход к новой воспроизводственной модели на основе расширенного внутреннего спроса, а не сырьевого экспорта.
7. Внедрение новых денежных механизмов должно идти постепенно, эволюционно, опираясь на пилотные эксперименты в отдельных секторах и регионах. Их практические результаты позволят откалибровать параметры эмиссии, обращения и погашения ТД и ЦД, найти оптимальное сочетание различных компонентов денежной массы и контуров денежно-кредитной политики с учетом специфики российской экономики.
Реакция на книгу продемонстрировала высокий уровень общественной заинтересованности в практической реализации предложенных идей. В целом, при сохранении отдельных очагов скепсиса, преобладает конструктивный настрой на поиск путей воплощения новой денежной философии в конкретных механизмах и институтах. Возрастающее понимание ограничений и уязвимостей статус-кво все чаще подталкивает и экспертов, и лиц, принимающих решения, смотреть на изложенные нами концепции не как на абстрактные теоретические конструкции, а как на востребованную программу системных реформ.
В этом контексте основная цель и задачи данной, второй книги видятся в конкретизации, детализации функциональных, операционных, регулятивных аспектов практического внедрения ББД, ТД и ЦД в российскую социально-экономическую ткань. Мы постараемся перейти от общих принципов и постулатов к тщательной проработке отдельных элементов и блоков предлагаемых новаций, просчитать прямые и косвенные эффекты, риски и ограничения, предложить оптимальные траектории и механизмы перехода.
Ключевые вопросы, на которых будет сконцентрировано наше внимание:
– Какими должны быть конкретные параметры ББД с учетом структуры российских домохозяйств, дифференциации в уровне жизни, ценовой и тарифной динамики? Каковы оптимальные источники и каналы финансирования ББД?
– По каким правилам и процедурам будет осуществляться эмиссия ТД в привязке к показателям производства в реальном секторе? Как разграничить контуры обращения ТД и обычных денег? Какие коррективы потребуются в денежно-кредитной политике?
– Как наладить процесс выбора приоритетных направлений для целевой денежной эмиссии? Какова должна быть структура институтов и механизмов программно-целевого финансирования развития через ЦД?
– Каковы ключевые риски и дисбалансы переходного периода к многоконтурной денежной системе и как ими управлять? За счет чего можно обеспечить долгосрочную устойчивость новой модели?
Отвечая на эти вопросы, мы будем стремиться к максимальной конкретике, подробности изложения, с опорой на российские социально-экономические реалии. Вместе с тем, принципиально важно не утонуть в технических деталях, не упустить из виду стратегическую целостность и внутреннюю логику разрабатываемых новаций. Представленные идеи и решения должны образовать единый непротиворечивый комплекс, работающий на формирование в России качественно новой финансово-экономической среды – восприимчивой к инновациям, нацеленной на технологический прорыв и социальную справедливость.
Мы приглашаем всех заинтересованных читателей – представителей экспертного сообщества, органов государственной власти, деловых кругов, общественных организаций – к активному сотворчеству, обмену мнениями и предложениями в ходе работы над книгой. Только в диалоге и сопряжении усилий всех созидательных сил нашего общества могут быть найдены работоспособные развязки на вызовы нового времени. Российские деньги должны обрести подлинный суверенитет и нацеленность на достижение национальных целей развития – и наш долг приложить к этому все свои знания и энергию.
Глава 1. Детализация механизмов внедрения Безусловного Базового Дохода в России
1.1. Методология определения оптимальных параметров ББД
Ключевой вопрос практического запуска программы ББД в России – определение его конкретных количественных параметров, в первую очередь, размера регулярных денежных выплат в расчете на одного гражданина. Очевидно, что установление величины ББД не может быть произвольным, но должно опираться на тщательный анализ целого ряда социально-экономических индикаторов и балансов. Необходима разработка целостной методологии калибровки ББД, учитывающей как объективно необходимый уровень удовлетворения базовых жизненных потребностей населения, так и ресурсные возможности государства и общества.
1.1.1. Анализ структуры потребления и расходов домохозяйств
Отправной точкой для определения разумного уровня ББД должно стать изучение структуры потребления и расходов российских домохозяйств в разрезе основных социально-демографических групп. В фокусе внимания должны находиться прежде всего расходы на товары и услуги первой необходимости – питание, оплату ЖКХ, транспорт, базовые непродовольственные товары. Именно возможность полноценного удовлетворения этих элементарных нужд должна гарантироваться сочетанием ББД и других форм социальной поддержки.
В настоящее время, согласно данным Росстата, средняя доля расходов на питание в структуре потребительских расходов домохозяйств составляет около 35%, а для наименее обеспеченных групп достигает 45—50%. Еще порядка 15—20% уходит на оплату обязательных платежей и взносов, главным образом, услуг ЖКХ. То есть более половины семейных бюджетов поглощается затратами на физическое выживание – и это без учета базовых потребностей в одежде, транспорте, гигиене. Такая ситуация ненормальна и должна быть исправлена путем гарантирования каждому гражданину минимально приемлемого уровня удовлетворения основных нужд через механизм ББД.
Вместе с тем, при калибровке величины ББД важно не впасть в другую крайность – попытку обеспечить за его счет финансирование всего спектра потребностей современного человека, включая досуг, путешествия, предметы долговременного пользования. Задача ББД – не подарить гражданам «райскую жизнь», а предоставить прочный фундамент экономической безопасности и человеческого достоинства, на котором они смогут самостоятельно строить свои жизненные стратегии. Гарантированный доход от ББД должен покрывать лишь необходимый минимум, оставляя стимулы к развитию и приложению творческих сил для достижения желаемого уровня благосостояния.
Исходя из этого, разумным представляется установление величины ББД на уровне 1.5—2 официальных прожиточных минимумов (ПМ), рассчитываемых Росстатом для основных социально-демографических групп. Сейчас величина ПМ для трудоспособного населения составляет около 12 тыс. руб. в месяц. Таким образом, ББД в диапазоне 18—24 тыс. руб. позволял бы покрывать базовые потребности в питании, оплате ЖКХ и простейших непродовольственных товарах, оставляя пространство для дополнительных заработков и самореализации.
При этом важно помнить, что ключевым свойством ББД является его универсальность – одинаковый размер выплат для всех граждан вне зависимости от возраста, трудового и имущественного статуса. Хотя потребности отдельных категорий населения (детей, пенсионеров, инвалидов) объективно выше, попытки дифференциации ББД неизбежно породят недовольство «обделенных» и подорвут восприятие этого института как всеобщего и безусловного права. Специфические нужды отдельных групп должны покрываться за счет дополняющих ББД адресных программ социальной помощи.
1.1.2. Учет региональных различий в уровне жизни и ценах
Другим важным фактором, который необходимо принимать во внимание при определении параметров ББД в России, является высокая степень межрегиональной дифференциации в уровне доходов, ценах, стоимости жизни. Так, если в целом по стране среднедушевые денежные доходы населения составляют около 35 тыс. руб. в месяц, то в наиболее благополучных регионах (Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий АО) они достигают 45—70 тыс. руб., а в наименее развитых субъектах федерации (республики Северного Кавказа, Тыва) не превышают 15—20 тыс. руб.
Аналогичная картина наблюдается и в отношении цен на товары и услуги. Стоимость фиксированного набора потребительских благ в дорогих северных и дальневосточных регионах может в 1.5—2 раза превосходить среднероссийский уровень. Очевидно, что покупательная способность рубля (а значит – и ББД) будет существенно различаться от региона к региону.
В этих условиях установление единого общенационального размера ББД на основе среднероссийских показателей доходов и цен будет порождать существенные искажения и несправедливость. В одних регионах величина ББД окажется явно недостаточной для покрытия базовых нужд, в других – избыточной и потенциально дестимулирующей к труду и саморазвитию. Необходим дифференцированный подход к определению параметров ББД, учитывающий реальные уровни потребностей и стоимости жизни в каждом субъекте Федерации.
Представляется, что оптимальной стратегией будет установление базового общероссийского норматива ББД с последующим применением к нему повышающих/понижающих региональных коэффициентов. Эти коэффициенты могут рассчитываться на основе сопоставления стоимости фиксированного набора товаров и услуг в регионе со среднероссийской величиной. Например, если этот показатель для региона составляет 1.2 от среднего по стране, то и региональный ББД будет в 1.2 раза выше базового норматива. Соответственно, в регионах с ценами ниже среднего ББД будет пропорционально снижаться.
Важно зафиксировать предельные уровни дифференциации региональных ББД, чтобы не допустить появления слишком резких разрывов, несовместимых с принципами социальной справедливости и равенства граждан. Разумный коридор – от 0.7 до 1.5 от общероссийского норматива ББД. При этом для удаленных северных и восточных регионов со сверхвысокой стоимостью жизни целесообразно сохранить практику выплаты государственных «северных надбавок» в дополнение к ББД.
Еще одним аспектом учета региональных особенностей при калибровке ББД должна стать увязка графика его поэтапного повышения с динамикой экономического развития и бюджетных возможностей субъектов Федерации. В регионах-лидерах, располагающих значительным производственным и налоговым потенциалом, внедрение ББД может происходить опережающими темпами при софинансировании из региональных бюджетов. Напротив, в дотационных регионах с депрессивной экономикой потребуется более плавная траектория наращивания ББД при основной нагрузке на федеральный центр.
При этом принципиально важно, чтобы различия в уровне ББД между регионами постепенно сокращались. Необходимо избежать появления устойчивой региональной «иерархии» ББД, когда жители одних субъектов Федерации будут из поколения в поколение довольствоваться существенно меньшими выплатами, чем жители других. По мере роста экономики и преодоления чрезмерных межрегиональных разрывов в уровне развития дифференциация ББД должна уменьшаться вплоть до установления в перспективе единого общенационального стандарта.
1.1.3. Обеспечение покупательной способности ББД
Ключевой вопрос, возникающий при любой схеме регулярных денежных выплат гражданам – как гарантировать сохранение их реальной ценности, покупательной способности в условиях неизбежной инфляции? Ведь если номинальный размер ББД будет оставаться неизменным на фоне роста цен, это будет означать постепенное обесценение и сжатие уровня гарантированного дохода. И наоборот, слишком щедрая индексация ББД, опережающая фактическую инфляцию, может сама провоцировать дополнительный виток роста цен.
Очевидно, что для достижения целей ББД как долгосрочного институционального механизма обеспечения базовых жизненных стандартов необходим надежный инструмент регулярной корректировки его размеров в соответствии с динамикой потребительских цен. Причем в основу такой корректировки должны закладываться цены на товары и услуги первой необходимости, формирующие основу реального наполнения ББД, а не общий индекс потребительских цен, учитывающий весь спектр благ, в том числе второстепенных.
Представляется, что оптимальным вариантом будет привязка ежегодной индексации ББД к сводному индексу потребительских цен для первых двух децилей наименее обеспеченных домохозяйств, рассчитываемому Росстатом. Именно этот показатель наиболее адекватно отражает удорожание базовой потребительской корзины для тех, кто объективно больше всего нуждается в ББД. Если прирост данного индекса за год составит, например, 5%, то и размер ББД должен быть увеличен на 5% с начала следующего года.
Принципиально важно законодательно закрепить обязательность и автоматизм индексации ББД по утвержденному алгоритму. Этот вопрос не должен быть предметом ежегодных дискуссий и торга при формировании бюджета, а четко прописанной нормой, отменить или приостановить действие которой можно только через полноценную процедуру внесения поправок в законодательство. ББД должен приобрести такой же статус защищенной долгосрочной социальной гарантии, как и другие пенсионные и социальные обязательства государства.
Безусловно, регулярная индексация размеров ББД потребует поиска дополнительных бюджетных ресурсов для выполнения растущих социальных обязательств. Ежегодный прирост расходов на ББД будет измеряться сотнями миллиардов рублей, и без обеспечения адекватного роста доходной базы бюджета это будет создавать риски для финансовой стабильности государства. Однако рассматривать расходы на индексацию ББД следует не как некое досадное бремя, а как неизбежные издержки формирования долгосрочного общественного договора, как инвестиции в социально-политическую стабильность и человеческий капитал нации.
Кроме того, мировая практика показывает, что программы масштабных безусловных социальных выплат, подобные ББД, сами генерируют значительные положительные обратные эффекты для бюджетной системы. Люди, получающие ББД, увеличивают потребительский спрос, стимулируя экономическую активность и налоговые поступления. Часть средств ББД возвращается государству через налоги на потребление (НДС, акцизы). Ощущение базовой защищенности повышает готовность к риску, стимулирует предпринимательство и самозанятость, снижая бремя социальных расходов. Наконец, сам переход к «белой» схеме распределения значительной части национального дохода сокращает теневой сектор экономики и повышает собираемость налогов.
Таким образом, за счет мультипликативных экономических эффектов и расширения налоговой базы значительная часть затрат государства на ежегодную индексацию ББД будет компенсирована ростом бюджетных доходов. А оставшуюся часть придется изыскивать через перераспределение расходов и повышение налогов на наиболее обеспеченные слои, рассматривая это как плату общества за социальную стабильность и возможности развития для всех. Введение ББД и обеспечение его покупательной способности – это цивилизационный выбор, четко расставляющий приоритеты государства: сначала – гарантии достойной жизни для каждого гражданина, и только потом – все остальное.
1.2. Финансовые источники и каналы реализации ББД
Вопрос об источниках финансирования ББД закономерно является одним из самых острых и дискуссионных. Действительно, даже при относительно скромном начальном размере ББД на уровне 1.5—2 прожиточных минимумов его выплата всем гражданам России будет требовать дополнительных расходов федерального бюджета в размере 7—10 трлн рублей в год, или 5—8% ВВП. Столь масштабное увеличение социальных обязательств государства не может быть реализовано исключительно за счет перераспределения существующих бюджетных доходов без ущерба для других направлений – необходим поиск новых источников и механизмов финансирования ББД.
1.2.1. Моделирование бюджетных возможностей финансирования ББД
Прежде чем переходить к обсуждению потенциальных новых финансовых источников ББД, необходимо тщательно проанализировать возможности покрытия части расходов на него за счет ресурсов действующей бюджетной системы. Хотя очевидно, что существующих доходов государства недостаточно для полного финансирования ББД, они должны сформировать его устойчивое базовое ядро, дополняемое новыми поступлениями.
Прежде всего, речь идет о тех социальных расходах бюджета, которые так или иначе связаны с прямой поддержкой доходов населения – различных видах денежных пособий, компенсаций, субсидий, материальной помощи. Суммарно на эти цели из федерального бюджета ежегодно тратится около 3 трлн руб., или 2.5% ВВП. Значительная часть этих средств распределяется путем сложной системы категориальных льгот без должного учета реальной нуждаемости получателей. С введением ББД как универсального способа поддержки доходов эти расходы могут быть существенно оптимизированы.
Разумеется, базовый принцип состоит в том, что средства, высвобождаемые при замещении отдельных социальных выплат безусловным доходом, не должны исчезать из бюджета, а направляться на покрытие расходов по ББД. При этом логика постепенности и дополняемости должна соблюдаться неукоснительно. На начальной стадии при сравнительно невысоком размере ББД большинство действующих социальных выплат может сохраняться в полном объеме. И только по мере роста ББД до уровня, позволяющего реально обеспечить базовые жизненные стандарты, отдельные категориальные меры поддержки будут объединяться с ним или отменяться за ненадобностью.
Так, уже на старте программы ББД можно ликвидировать ежемесячные денежные выплаты ряду категорий федеральных льготников (чернобыльцам, донорам, отдельным группам ветеранов и инвалидов). Эти довольно скромные выплаты будут с лихвой компенсированы базовым доходом, а прочие льготы в натуральной форме (проезд в транспорте, лекарственное обеспечение и т.д.) должны сохраниться. Также целесообразно уже на раннем этапе отказаться от налоговых вычетов и льгот по НДФЛ для лиц с высокими доходами, рассматривая ББД как компенсацию этих преференций для всех граждан. Постепенно в ББД могут быть интегрированы многие пособия на детей, часть субсидий на услуги ЖКХ для малообеспеченных семей.
При дальнейшем повышении размеров ББД он может частично заместить страховые пенсии по старости. Логика здесь такова: ББД должен гарантировать каждому пожилому человеку минимальный приемлемый уровень жизни независимо от прежних заработков и стажа. Страховая же пенсия будет дополнять его в зависимости от трудового вклада и играть стимулирующую роль. На завершающей стадии внедрения ББД его величина может сравняться с размером страховой пенсии или даже превысить ее для большинства пенсионеров с невысокими прежними заработками.
Конечно, описанный процесс постепенного замещения части нынешних социальных расходов базовым доходом потребует комплексной перенастройки всей системы социальной защиты. Потребуются изменения пенсионного законодательства, правил предоставления государственной социальной помощи, бюджетных механизмов. Однако в результате удастся кардинально упростить и рационализировать весь комплекс социальных обязательств государства, минимизировать иждивенческие и патерналистские установки, создать единый универсальный механизм защиты от бедности.
По самым предварительным оценкам, за счет постепенного замещения ряда социальных выплат в процессе поэтапного внедрения ББД можно будет обеспечить 15—20% необходимых расходов по этой программе. Еще около 5% могут дать меры по оптимизации налоговых льгот, прежде всего для состоятельных граждан. Итого не менее 20—25% финансирования ББД способна покрыть действующая бюджетная система без радикального пересмотра ее доходной базы. Это существенный вклад, однако, очевидно, недостаточный для полной реализации концепции ББД. Потребуется поиск дополнительных источников средств как на стороне доходов, так и оптимизации расходов бюджета.
1.2.2. Оценка потенциала частичного замещения социальных трансфертов
Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении и взаимодействии ББД с уже существующей системой социальных трансфертов. Здесь необходим взвешенный, дифференцированный подход, учитывающий специфику каждого вида социальных выплат и пособий, их роль в общей системе социальной защиты.
Очевидно, что ББД не должен подменять или отменять страховые механизмы защиты от ключевых социальных рисков – утраты трудоспособности, кормильца, работы. Все виды пенсий по инвалидности и потере кормильца, основная часть пособий по безработице и временной нетрудоспособности должны функционировать параллельно с ББД, дополняя его для поддержания привычного уровня жизни при наступлении страховых случаев.
В то же время многие категориальные меры социальной поддержки, не привязанные к уровню доходов или нуждаемости, потеряют свое значение при достаточно высоком размере ББД. Это касается, прежде всего, ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, донорам, чернобыльцам и другим федеральным и региональным льготникам. Логично предположить, что уже при установлении ББД на уровне 1.5—2 прожиточных минимумов необходимость в этих выплатах во многом отпадет.
Сложнее обстоит дело с пособиями и выплатами, адресованными семьям с детьми. С одной стороны, предоставление ББД каждому ребенку наряду со взрослыми существенно увеличит доходы домохозяйств с детьми и снизит риски детской бедности. В этом смысле введение ББД может рассматриваться как альтернатива дальнейшему расширению системы детских пособий.
С другой стороны, мировой опыт свидетельствует о важности сохранения специальных мер поддержки в периоды беременности, раннего развития детей, получения образования. Учитывая особую уязвимость семей с маленькими детьми, а также необходимость инвестиций в подрастающее поколение, представляется целесообразным на начальных этапах введения ББД сохранить большинство нынешних пособий – по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1.5 лет, выплаты на первого и второго ребенка до 3 лет, пособия на детей из малообеспеченных семей и т. д.
В дальнейшем по мере увеличения размера ББД возможно встраивание некоторых из этих пособий в его структуру. Например, ББД для детей может быть установлен на повышенном уровне – скажем, в 1.3—1.5 раза выше, чем для взрослых. Тогда постепенно отпадет потребность в дополнительных выплатах для семей с детьми, за исключением адресных пособий наиболее нуждающимся. Такой подход обеспечит всем семьям с детьми безусловную финансовую поддержку при рождении и воспитании потомства без громоздкой системы категориальных льгот.
Что касается субсидий на оплату услуг ЖКХ и жилищных субсидий, то они должны функционировать параллельно с ББД, дополняя его для малоимущих семей. Поскольку расходы на ЖКХ «съедают» значительную часть семейных бюджетов и обладают низкой эластичностью, полная компенсация этих затрат за счет ББД потребовала бы его кратного увеличения, что вряд ли реалистично. Поэтому сохранение адресных жилищных субсидий на проверку нуждаемости будет оправданной мерой социальной защиты.
В целом, при проработке вопросов интеграции ББД с существующей системой социальной поддержки необходимо исходить из принципа недопустимости снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий. Замещение тех или иных видов пособий и льгот безусловным доходом может происходить лишь постепенно, по мере роста размеров ББД до величины, реально обеспечивающей достойную жизнь. На начальных этапах приоритет должен отдаваться дополняемости ББД и других форм социальной защиты, а не их вытеснению.
По предварительным оценкам, комплексная интеграция ББД с системой социальных трансфертов позволит высвободить для его финансирования ресурсы в размере 0.7—1% ВВП на начальной стадии внедрения (при ББД на уровне прожиточного минимума) и до 1.5—2% ВВП на завершающей стадии (при ББД вдвое выше прожиточного минимума). При общей потребности в финансировании ББД в 5—8% ВВП это довольно весомый вклад, однако недостаточный для полного покрытия расходов. Потребуется поиск дополнительных источников как на стороне оптимизации бюджетных расходов, так и мобилизации новых доходов.
1.2.3. Сценарии реформирования налоговой системы под цели ББД
С учетом ограниченности возможностей финансирования ББД за счет перераспределения имеющихся бюджетных ресурсов ключевым условием реализуемости этой программы станет поиск новых доходных источников. И основным направлением здесь, безусловно, должно стать комплексное реформирование налоговой системы в сторону усиления ее прогрессивности и перераспределительного потенциала.
Напомним, что сейчас российская налоговая система носит преимущественно регрессивный характер. Плоская шкала НДФЛ в 13% для всех уровней доходов, высокая доля косвенных налогов и низкая роль прямых налогов на доходы и имущество, многочисленные налоговые льготы и освобождения для крупного бизнеса – все это приводит к тому, что основное налоговое бремя несут граждане с невысокими и средними доходами. По экспертным оценкам, 10% наиболее состоятельных россиян выплачивают лишь около 30% своих доходов в виде налогов, тогда как для нижних 50% налоговая нагрузка достигает 50% и выше.
Введение ББД призвано стать первым шагом в преодолении этой несправедливой ситуации. Получение каждым гражданином безусловного дохода, не облагаемого налогом, сразу приведет к некоторому выравниванию налогового бремени. Однако для полноценной реализации перераспределительного потенциала ББД потребуется радикальная перенастройка всех ключевых налоговых инструментов.
Прежде всего, речь идет о введении полноценной прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Представляется, что оптимальный вариант здесь может выглядеть следующим образом:
– Для годовых доходов до 120 тыс. руб. (10 тыс. руб. в месяц) – полное освобождение от НДФЛ. Это позволит вывести из-под налогообложения наименее обеспеченные слои населения, которые и станут основными выгодоприобретателями от введения ББД.
– Для доходов от 120 тыс. до 1.2 млн руб. в год (10—100 тыс. руб. в месяц) – сохранение нынешней ставки в 13%. По сути, это будет означать сохранение статус-кво для основной массы «среднего класса».
– Для доходов от 1.2 до 6 млн руб. в год (100—500 тыс. руб. в месяц) – повышение ставки до 20%. Это коснется высокооплачиваемых работников, менеджеров, владельцев успешного малого бизнеса.
– Для доходов свыше 6 млн руб. в год (более 500 тыс. руб. в месяц) – ставка 25%. Затронет наиболее состоятельную часть общества.
По предварительным расчетам, введение такой прогрессивной шкалы НДФЛ принесет бюджету дополнительно 1.5—2 трлн руб. в год, или около 1.5% ВВП. Эти средства напрямую пойдут на финансирование ББД, обеспечивая до четверти необходимых расходов. При этом для 90% населения налоговая нагрузка не увеличится или даже снизится, а повышенные ставки коснутся лишь наиболее обеспеченных граждан. Так ББД будет способствовать более справедливому распределению налогового бремени.
Другим перспективным направлением увеличения налоговых доходов для целей ББД является установление дополнительных налогов на богатство, роскошь, крупные состояния. Речь идет как о повышении ставок налогов на дорогую недвижимость, автомобили, яхты, драгоценности, антиквариат, так и о введении принципиально новых платежей – налога на крупные финансовые активы, налога на наследование и дарение дорогостоящего имущества.
По экспертным оценкам, сейчас на 10% наиболее состоятельных россиян приходится до 80% совокупного богатства всех домохозяйств. Однако налоговая нагрузка на это богатство остается минимальной. Так, владельцы дорогих квартир и особняков платят налог на недвижимость по незначительным кадастровым оценкам со скидками и освобождениями. Наследование и дарение элитной собственности вообще выведено из-под налогообложения. В результате колоссальные средства оседают в руках узкой прослойки «верхних 10 тысяч», не принося обществу особой пользы.
Введение повышенных налогов на богатство и предметы роскоши с направлением этих доходов на цели ББД позволит убить сразу двух зайцев. Во-первых, профинансировать часть расходов на всеобщий базовый доход (по оценкам, до 0.5—1% ВВП в зависимости от ставок и охвата налогов). Во-вторых – запустить механизм перераспределения избыточной концентрации богатства в пользу большинства граждан. ББД станет своего рода коллективным дивидендом общества от совокупного национального достояния.
Помимо прямых налогов на доходы и имущество граждан, определенный потенциал мобилизации средств для ББД заложен и в реформировании налогообложения бизнеса. В частности, имеет смысл всерьез обсудить введение налога на роботов и алгоритмы искусственного интеллекта, который бы взимался с прибыли компаний, использующих новые технологии для замещения человеческого труда. Тем самым фирмы, активно внедряющие трудосберегающие инновации, начнут делиться частью получаемых выгод с обществом, финансируя ББД для высвобождаемых работников.
Также в систему корпоративного налогообложения могут быть встроены бонусные вычеты по налогу на прибыль для предприятий, активно расширяющих занятость, инвестиции, НИОКР, экспорт высокотехнологичной продукции. Соответственно, компании с минимальной инвестиционной и инновационной активностью, ориентированные лишь на максимизацию текущих дивидендов акционерам, должны облагаться налогом по повышенным ставкам. Такая настройка налоговой системы позволит стимулировать развитие «созидательного», а не «хищнического» бизнеса, работающего на стратегические интересы общества.
Параллельно с реформированием системы налоговых доходов важнейшим источником средств для ББД должна стать оптимизация и рационализация расходов бюджета. Речь идет не о тупом секвестре социальных программ, а о перенаправлении финансовых потоков с неэффективных и избыточных направлений на цели развития человеческого потенциала.
Так, постепенный отказ от субсидирования процентных ставок, неэффективных инвестпроектов госкомпаний, может высвободить до 1—1.5% ВВП бюджетных ресурсов. Обеление экономики и легализация неформальной занятости за счет стимулирующего эффекта ББД принесет в казну дополнительно до 0.5—1% ВВП. Наведение порядка в госзакупках, переход на современные методы бюджетирования, ориентированного на результат, оптимизация и цифровизация работы государственного аппарата – все это позволить изыскать немалые средства для финансирования ББД без ущерба для других приоритетных направлений.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и потенциал наращивания несырьевых доходов бюджета за счет улучшения администрирования налогов, повышения их собираемости, содействия диверсификации и росту эффективности экономики. По экспертным оценкам, решительные действия по этим направлениям способны обеспечить прирост доходов до 1—2% ВВП в среднесрочной перспективе, что станет еще одним заметным источником средств для ББД.
Суммируя все вышесказанное, можно заключить, что для полноценного финансирования программы ББД без разбалансировки бюджетной системы потребуется задействовать широкий спектр инструментов мобилизации ресурсов:
– Частичное замещение существующих социальных расходов по мере роста размеров ББД – до 1.5—2% ВВП.
– Введение прогрессивной шкалы НДФЛ, увеличение налогов на богатство и роскошь – 1.5—2.5% ВВП.
– Оптимизация и рационализация бюджетных расходов, сокращение неэффективных программ и дотаций – 1.5—2% ВВП.
– Улучшение собираемости налогов, содействие детенизации экономики и росту несырьевого сектора – 1—1.5% ВВП.
В совокупности перечисленные меры позволят профинансировать от 2/3 до 3/4 расходов на ББД при его величине на уровне 1.5—2 прожиточных минимумов. Недостающие средства на начальном этапе могут быть получены за счет умеренного дефицита бюджета и государственных заимствований. Однако по мере раскрытия стимулирующего эффекта ББД для экономики и роста налоговых поступлений потребность в долговом финансировании будет сокращаться.
Разумеется, столь масштабная трансформация бюджетной и налоговой политики – процесс не одномоментный. Он потребует поэтапной и тщательно просчитанной настройки всех элементов системы государственных финансов, балансировки между текущими и стратегическими приоритетами. Невозможно введение ББД и сопутствующих налоговых новаций без комплексной оценки их последствий для деловой активности, инвестиций, потребления.
Однако альтернатива движению в сторону более справедливой и эффективной модели распределения национального дохода – это дальнейшая консервация всех структурных перекосов и диспропорций, нарастание социального недовольства и напряженности. Преодоление избыточного расслоения, гарантирование каждому гражданину права на достойный базовый уровень жизни через механизм ББД должно стать безусловным приоритетом бюджетной политики на годы вперед, даже если это потребует болезненных решений и перераспределения ресурсов.
В конечном счете введение ББД – это инвестиции в человеческий капитал нации, в социальную стабильность и предотвращение деградации общества, которые окупятся многократным ростом созидательной активности, творческой энергии, предпринимательской инициативы людей, получивших прочный материальный фундамент для личностного развития и самореализации. И для обеспечения этих инвестиций потребуется мобилизация всех наличных резервов экономической системы.
1.3. Организационно-правовые аспекты администрирования ББД
Помимо решения вопросов финансирования, практическое внедрение ББД в России потребует формирования комплексной институциональной и процедурной инфраструктуры, обеспечивающей полный цикл его функционирования – от идентификации получателей и определения размеров выплат до организации непосредственного перечисления средств и контроля за их доставкой и целевым использованием. Создание такой инфраструктуры – масштабная организационная и техническая задача, сопряженная с многочисленными регулятивными и управленческими вызовами.
1.3.1. Порядок и критерии предоставления ББД, механизмы верификации получателей
Ключевой принцип безусловности базового дохода предполагает максимально широкий охват программой всех постоянно проживающих на территории России граждан вне зависимости от уровня доходов, занятости, имущественного положения. Единственным объективным критерием для предоставления ББД должно быть наличие гражданства и постоянной регистрации по месту жительства. Все остальные характеристики – возраст, пол, социальный статус – не должны приниматься во внимание.
Из этого вытекают два ключевых требования к порядку администрирования ББД:
1. Необходимость формирования и регулярной актуализации единого федерального регистра (реестра) получателей ББД, содержащего базовые анкетные данные всех граждан, имеющих право на данную выплату. Основой для такого регистра может стать уже имеющаяся база данных Пенсионного фонда РФ по персонифицированному учету, которая покрывает все население и содержит актуальную информацию по месту жительства. Именно на основе этих данных будет приниматься решение о включении гражданина в программу ББД.
2. Отсутствие дополнительных заявительных процедур, проверок доходов и нуждаемости, сбора документов для начисления ББД. Гражданин, входящий в регистр, должен автоматически получать право на выплаты при достижении определенного возраста (совершеннолетия) и до конца жизни, без каких-либо условий и подтверждений. Это кардинально упрощает взаимодействие человека с государством, устраняет почву для коррупции и злоупотреблений.
Вместе с тем, для предотвращения нецелевого расходования средств ББД все же потребуется определенная система контроля за реальностью получателей выплат. Необходимо исключить ситуации, когда ББД начисляется на несуществующих лиц, давно выехавших за пределы России, уже умерших граждан. Для этого целесообразно организовать периодическую сверку регистра получателей ББД с базами ЗАГС (для исключения умерших), МВД (для верификации постоянно проживающих) и ФМС (для контроля выезда за рубеж).
Кроме того, представляется разумным установить требование о периодическом (раз в несколько лет) личном подтверждении гражданином права на получение ББД путем явки в отделение ПФР или МФЦ. Это не будет накладным обременением, но позволит актуализировать данные и отсечь потенциальные злоупотребления. Для маломобильных категорий граждан может быть предусмотрен заявительный порядок посещения на дому.
Наконец, потребуются определенные регламенты и процедуры приостановления или прекращения выплаты ББД в особых ситуациях – например, при длительном (более полугода) пребывании гражданина за рубежом, нахождении в местах лишения свободы, призыве на срочную военную службу. Во всех этих случаях предоставление ББД на общих основаниях будет неоправданным, однако после устранения указанных обстоятельств выплаты должны автоматически возобновляться.
1.3.2. Создание платежно-клиринговой инфраструктуры для выплаты ББД
Помимо организации учета и верификации получателей ББД, важнейшим вопросом является развертывание эффективной системы непосредственного перечисления денежных средств гражданам. С учетом массового характера данных платежей (десятки миллионов транзакций ежемесячно) и их безусловности, ключевыми требованиями к платежной инфраструктуре ББД становятся:
а) Максимальная автоматизация процессов начисления и перечисления средств, исключающая ручные операции и индивидуальные решения.
б) Способность обрабатывать гигантские объемы однотипных транзакций, причем со строгой периодичностью (например, ежемесячные выплаты строго 1-го числа).
в) Надежные механизмы идентификации и аутентификации получателей платежей для исключения мошенничества и нецелевого использования средств.
г) Обеспечение максимальной доступности получения средств для всех категорий граждан, включая жителей отдаленных территорий и лиц, не имеющих банковских счетов.
Представляется, что оптимальным решением здесь будет поэтапное внедрение централизованной государственной платежной системы для администрирования ББД, интегрированной с национальной системой платежных карт «Мир». На начальном этапе использование уже существующей инфраструктуры «Мира» (процессинг, клиринг, банки-эквайеры) позволит быстро развернуть механизм выплат для большинства граждан.
Затем, по мере унификации и стандартизации процедур, может быть создан единый расчетный центр (клиринговая палата) для обработки всех платежей ББД, который обеспечит прямое взаимодействие Пенсионного фонда как оператора программы с получателями средств. Это потребует выпуска специальных карт ББД для всех участников программы и развертывания национальной сети банкоматов и терминалов для их обслуживания.
На заключительном этапе внедрения ББД целесообразно рассмотреть вопрос о переводе всех выплат в цифровой формат с использованием технологии распределенных реестров. По сути, речь идет о создании национальной системы цифровых кошельков граждан на базе блокчейн-платформы, в которых будут храниться цифровые токены ББД. Такое решение позволит кардинально повысить прозрачность и защищенность платежей, упростить процедуры верификации получателей, снизить издержки на поддержание «физической» платежной инфраструктуры.
В любом случае, создание специализированной общенациональной платежно-клиринговой системы для обслуживания потоков ББД с возможностью проактивного регулирования со стороны государства представляется неизбежным. Только так можно обеспечить должную управляемость и целевой характер данного инструмента, минимизировать риски утечек и нецелевого использования средств. При этом на всех этапах должен соблюдаться принцип недискриминационного доступа получателей ББД к платежным сервисам вне зависимости от места жительства, социального статуса и уровня цифровых компетенций.
1.3.3. Меры по профилактике мошенничества и нецелевого использования средств ББД
Запуск программы ББД в масштабах всей страны неизбежно создаст новые стимулы и возможности для разного рода злоупотреблений – от попыток незаконного получения выплат на подставных лиц до принуждения социально уязвимых граждан делиться средствами с криминальными элементами. Потенциальный ущерб от таких махинаций может составлять десятки и сотни миллиардов рублей ежегодно, подрывая доверие общества к ББД. Выработка надежных регулятивных и правоохранительных механизмов профилактики подобных проявлений – важнейшая задача государства.
Прежде всего, как уже отмечалось, необходимо обеспечить регулярную сверку баз данных получателей ББД с другими государственными информационными системами – ЗАГСами, МВД, ФМС, Минобороны и т. д. Это позволит оперативно выявлять умерших, осужденных, призванных в армию, длительное время отсутствующих в РФ лиц и прекращать начисление им выплат. Также следует организовать обмен информацией с кредитными бюро и банками для выявления случаев взыскания средств ББД по исполнительным листам, что будет однозначно свидетельствовать о нецелевом характере их использования.
Целесообразно сформировать при уполномоченном органе по администрированию ББД (ПФР) специальную службу внутреннего аудита и контроля, которая будет заниматься сплошным мониторингом платежей, выявлением подозрительных операций и адресов, назначением проверок. Потребуется тесное взаимодействие этой службы с правоохранительными органами, судами, социальными службами для оперативного реагирования на факты мошенничества.
По наиболее вопиющим эпизодам злоупотреблений необходимо обеспечить неотвратимость уголовного преследования с широким освещением в СМИ. Крайне важен и общественный контроль – необходимо создать удобные механизмы обратной связи для граждан, позволяющие сообщать о фактах принуждения к передаче средств ББД, попыток обналичивания выплат и т. д. В целом, противодействие мошенничеству с ББД должно стать приоритетом всей правоохранительной системы, а также предметом общественного мониторинга.
Помимо репрессивных мер, важнейшее значение имеет и профилактическая работа, особенно с наиболее социально уязвимыми категориями получателей ББД – одинокими пенсионерами, инвалидами, лицами с ментальными расстройствами. Необходимы специальные программы их финансового ликбеза, обучения цифровой грамотности и безопасности, противодействия социальному мошенничеству. К этой работе помимо социальных служб могут привлекаться НКО, волонтеры, специалисты по защите прав потребителей.
Отдельного упоминания заслуживает проблема возможного нецелевого расходования средств ББД на покупку алкоголя, наркотиков, предметов роскоши в ущерб жизненно необходимым товарам и услугам. Хотя прямой контроль за направлениями трат граждан несовместим с принципом безусловности ББД, государство может применять косвенные методы регулирования для профилактики асоциального потребления. Речь идет, прежде всего, о серьезном повышении акцизов на алкоголь и табак, введении специального налога на предметы роскоши, развертывании масштабных кампаний по пропаганде здорового образа жизни и финансовой грамотности.
Наконец, для предотвращения попыток недобросовестных работодателей заместить зарплату работников выплатами ББД целесообразно дополнительно повысить МРОТ и ужесточить ответственность за его нарушение. Трудовые инспекции должны обеспечить неукоснительное соблюдение прав работников на получение справедливой оплаты безотносительно к наличию ББД. Только так можно купировать риски превращения ББД из дополнительной социальной гарантии в инструмент субсидирования бизнеса за счет налогоплательщиков.
В целом, задача обеспечения целевого характера использования средств ББД и противодействия мошенничеству потребует комплексных межведомственных усилий. Необходим постоянный мониторинг рисков и угроз, оценка эффективности принимаемых мер, их необходимая коррекция. Жизненно важна активная вовлеченность гражданского общества, самих получателей ББД в процесс контроля за расходованием бюджетных средств. Только так можно добиться общественного доверия и поддержки этой важнейшей социальной новации.
1.4. Интеграция ББД в общую систему социальной защиты населения
Как уже неоднократно подчеркивалось, ББД не является заменой всей нынешней системы социальной защиты, а становится ее новым базовым элементом, дополняющим существующие механизмы страхования социальных рисков и оказания помощи нуждающимся. Поэтому крайне важно уже на этапе проектирования ББД тщательно просчитать все эффекты его взаимодействия с другими компонентами социальной политики, обеспечить «бесшовную» интеграцию нового института в сложившуюся институциональную среду.
1.4.1. Принципы взаимодействия ББД с другими социальными выплатами и льготами
Ключевой принцип, который должен лежать в основе встраивания ББД в общую систему социальной поддержки – это недопустимость снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий ни для одной категории получателей. Введение ББД не должно происходить за счет урезания других выплат и льгот, во всяком случае до того момента, пока размер ББД не выйдет на уровень, реально обеспечивающий базовые жизненные потребности.
Это означает, что на начальном этапе при относительно скромных размерах ББД (на уровне прожиточного минимума или чуть выше) все ныне действующие меры социальной поддержки должны сохраняться в неизменном виде. Единственное исключение могут составлять небольшие компенсационные выплаты отдельным категориям граждан, которые могут быть поглощены ББД без ущерба для их получателей. Во всех остальных ситуациях ББД должен назначаться в дополнение к уже получаемым гражданами пособиям, субсидиям, льготам.
При этом по мере увеличения размеров ББД возникнет возможность постепенного сокращения ряда категориальных мер социальной поддержки, все еще выполняющих функцию борьбы с бедностью. Например, при доведении ББД до 2—2.5 прожиточных минимумов потребность в ежемесячных денежных выплатах для ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, доноров и т. д. практически отпадет. Высвобождаемые средства логично перенаправить на дальнейшее повышение размеров ББД, а также на развитие системы предоставления социальных услуг.
Несколько сложнее обстоит дело с интеграцией ББД и системы социального страхования. Здесь, как представляется, взаимодействие должно выстраиваться по следующей логике:
– ББД не заменяет, а дополняет страховые выплаты (пенсии, пособия по безработице и временной нетрудоспособности). То есть при наступлении страхового случая гражданин продолжает получать и ББД, и причитающиеся ему страховые платежи. Тем самым уровень защищенности от основных социальных рисков даже возрастает.
– При этом ББД может постепенно брать на себя функцию обеспечения минимального уровня дохода для всех категорий застрахованных. Например, при доведении ББД до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера можно будет отказаться от института социальных доплат к пенсии, которые сейчас получают миллионы пожилых людей.
– В долгосрочной перспективе при достижении уровня ББД в 2.5—3 прожиточных минимума он может стать своего рода «народной пенсией», причем назначаемой с более раннего возраста, чем нынешний пенсионный порог в 60—65 лет. Тем самым проблема избыточного повышения пенсионного возраста будет во многом решена.
– Что касается пособий по безработице, то их размеры при введении ББД можно будет дифференцировать в зависимости от прежнего заработка и стажа. Если ББД покроет базовые потребности временно незанятых, то страховое пособие обеспечит покупательную способность на привычном уровне на период поиска новой работы.
– В системе обязательного медицинского страхования ББД может рассматриваться как компенсация части взносов государства за неработающее население. В этом случае можно отказаться от регрессивной шкалы страховых отчислений, при которой за работников с низкой зарплатой уплачиваются меньшие взносы.
В целом, комбинация ББД и модифицированных страховых механизмов позволит создать действительно эффективную, многоуровневую систему защиты всех слоев населения от основных социальных рисков на протяжении всей жизни. При этом безусловный доход обеспечит реальную свободу выбора и возможность переключения между различными жизненными стратегиями – учебой, работой по найму, предпринимательством, творческой деятельностью, домашним трудом и заботой о близких.
1.4.2. Новая роль и задачи социальных служб в условиях ББД
Несмотря на то, что введение ББД кардинально упростит администрирование мер социальной поддержки, снимет с социальных служб значительную часть рутинной нагрузки по проверке доходов и нуждаемости, оно отнюдь не приведет к отмиранию этого важнейшего института. Напротив, освободившись от несвойственных им функций контроля и надзора, социальные работники смогут сконцентрироваться на содержательной помощи гражданам.
Прежде всего, это касается предоставления социальных услуг нематериального характера – ухода за престарелыми и инвалидами, реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями, психологической и правовой поддержки семей в трудной жизненной ситуации. Потребность в этих услугах, носящих во многом индивидуальный характер, будет только возрастать по мере старения населения и усложнения социальных проблем. И ББД не сможет служить им заменой.
Поэтому социальные службы должны получить дополнительные ресурсы и полномочия для расширения спектра и повышения качества оказываемых услуг. Внутри системы социальной защиты необходимо перераспределение кадров и финансов с программ материальной помощи на развитие сети учреждений социального обслуживания. Важно отладить их эффективное взаимодействие с НКО, волонтерами, местными сообществами для привлечения дополнительных ресурсов.
Не менее важной функцией социальных служб станет всесторонняя помощь гражданам в реализации их новых возможностей, открывающихся в связи с введением ББД. Речь идет о полноценной интеграции ББД в процесс социальной работы:
– Консультирование по вопросам получения и использования ББД, планирования семейного бюджета, финансовой грамотности.
– Психологическая поддержка в адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам, преодолении иждивенческих настроений, выборе целей личностного роста.
– Профессиональная ориентация, содействие в получении дополнительного образования и повышении квалификации за счет высвобождаемого ББД времени.
– Помощь в поиске подходящей работы, открытии собственного дела, реализации творческих и общественно полезных инициатив.
По сути, соцработники должны стать проводниками философии ББД как инструмента расширения жизненных возможностей и пространства свободы для каждого человека. Именно от их активной позиции будет зависеть, станет ли ББД очередной формой пассивной опеки или превратится в подлинный ресурс развития человеческого потенциала.
Наконец, на социальные службы ляжет основной груз ответственности за обеспечение адресности и нуждаемости тех видов помощи, которые сохранятся параллельно с ББД. Несмотря на радикальное сокращение числа получателей пособий и субсидий с внедрением всеобщего дохода, потребность в мерах поддержки наиболее социально уязвимых категорий полностью не исчезнет. И здесь соцработники будут по-прежнему незаменимы.
В этой связи крайне важно уже сейчас начать планомерную подготовку сотрудников социальных служб к работе в новых условиях. Необходимы программы переподготовки и повышения квалификации, обучение навыкам консультирования, современным методикам социальной работы. Следует максимально полно использовать опыт пилотных экспериментов по введению ББД, вовлекать практических работников в разработку стандартов и регламентов.
Кроме того, принципиально важно укрепление материальной базы и повышение престижа профессии социального работника. С учетом возрастающей сложности и многоаспектности их деятельности, необходимости постоянного саморазвития и высокой эмоциональной нагрузки, зарплата соцработников должна быть повышена до уровня не ниже средней по стране. Финансирование социальных служб за счет перераспределения расходов на денежные выплаты должно позволить существенно укрепить их инфраструктуру и техническое оснащение.
В целом, органичная интеграция ББД в общую систему социальной защиты – важнейшее условие полноценной реализации эмансипирующего и развивающего потенциала этого инструмента. Механическое добавление ББД к набору уже действующих мер без продуманного разграничения их функций и обеспечения эффективного взаимодействия на практике способно породить еще большую неразбериху и утрату адресности социальной политики.
Напротив, четкое определение места ББД как всеобщего базового дохода, дополняющего, а не подменяющего страховые и адресные механизмы соцзащиты, позволит создать гармоничную многоуровневую систему социальных гарантий, отвечающую самым разнообразным потребностям граждан. Компетентное и мотивированное сопровождение этого процесса со стороны социальных служб и работников поможет миллионам россиян адаптироваться к новой реальности и максимально полно раскрыть свой потенциал.
1.4.3. Учет ББД при назначении адресных пособий по нуждаемости
Отдельного рассмотрения заслуживает проблема взаимодействия ББД с оставшимися адресными программами социальной помощи малоимущим. Несмотря на то, что с расширением охвата и повышением размеров ББД число получателей пособий на основе учета доходов резко сократится, в обозримом будущем they будут по-прежнему играть важную роль «последней страховочной сетки» для беднейших граждан.
Уже на начальном этапе введения ББД на уровне прожиточного минимума (ПМ) целесообразно не учитывать его при определении права на получение основных действующих пособий по бедности – ежемесячного пособия на ребенка, субсидий на оплату ЖКХ, государственной социальной помощи. Иными словами, ББД не должен включаться в совокупный доход семьи при оценке ее нуждаемости по действующим критериям (как правило, доход ниже регионального ПМ).
Это решение имеет принципиальное значение, поскольку позволяет дополнительно поддержать беднейшие слои на этапе перехода к новой системе социальной защиты. Одновременное получение и ББД, и адресных пособий даст самым нуждающимся столь необходимую передышку, возможность поправить свое материальное положение, не опасаясь утраты социальной поддержки. В дальнейшем по мере увеличения ББД вдвое и более против ПМ можно будет уже рассматривать вопрос о постепенном сворачивании части адресных пособий.
При этом нужно очень внимательно оценивать последствия отказа от отдельных мер адресной помощи для конкретных малоимущих семей. Важно не допустить ситуации, когда после вычета ББД из дохода они окажутся в худшем положении, чем раньше. Здесь потребуются компенсационные механизмы, сглаживающие этот эффект, возможно – сохранение ряда пособий в натуральной форме (продукты питания, лекарства, школьные принадлежности).
Что касается критериев нуждаемости, то с введением ББД следует пойти на их существенное смягчение, как минимум, в 1.5—2 раза. Например, если сейчас для получения большинства пособий среднедушевой доход семьи должен быть ниже регионального ПМ, то после введения ББД планку нуждаемости можно поднять до 1.5—2 ПМ. Это позволит охватить дополнительной поддержкой значительное число малообеспеченных семей, пусть и не относящихся к беднейшим, но остро нуждающихся в помощи государства.
Параллельно с ростом ББД можно будет начать поэтапный переход от действующих категориальных пособий к полноценной системе адресной социальной помощи, увязанной с широким спектром показателей нуждаемости. Помимо расчетного дохода семьи, в их число могут войти:
– Имущественная обеспеченность (наличие жилья, земли, автомобиля).
– Состав семьи (неполная, многодетная, с инвалидами, пенсионерами).
– Причины малообеспеченности (безработица, низкие трудовые доходы, утрата кормильца).
– Особые жизненные ситуации (беременность, недавние роды, уход за ребенком, тяжелая болезнь).
Внедрение такой многофакторной системы оценки нуждаемости на основе современных информационных технологий позволит максимально учесть все аспекты материального положения семьи и точечно направлять поддержку тем, кто в ней реально нуждается. При этом ББД станет своего рода стартовой площадкой, минимальным доходом, получаемым независимо от статуса, а адресные пособия – надстройкой над ним для особо уязвимых категорий.
Интеграция ББД в систему адресной социальной помощи – процесс небыстрый и непростой. Он потребует отработки новых методик оценки нуждаемости, перенастройки всех информационных систем и баз данных, обучения сотрудников. Но в результате удастся создать по-настоящему эффективный и гибкий механизм поддержки малоимущих, органично сочетающий всеобщие и специальные меры защиты.
В целом, проведенный анализ показывает, что введение ББД не только не подрывает, но, напротив, создает возможности для совершенствования всей системы социальной защиты населения. За счет высвобождения ресурсов от упразднения части неэффективных категориальных льгот и передачи ББД функции минимального гарантированного дохода для всех появляются предпосылки для качественного развития системы социального страхования и обслуживания, усиления адресности поддержки бедных.
Органичное включение ББД в многоуровневую систему социальных гарантий с четким разделением функций между универсальными, страховыми и адресными механизмами защиты от бедности и социальных рисков позволит поднять на новый уровень реализацию принципов социального государства в России. Каждый гражданин сможет рассчитывать на надежную страховку на протяжении всей жизни – и в форме безусловного личного дохода, и за счет страхования ключевых рисков, и благодаря получению дополнительной помощи в трудных жизненных ситуациях.
Конечно, практическое воплощение этой конструкции – дело не одного года и потребует постоянной «подстройки» и балансировки всех ее элементов с учетом меняющихся социально-экономических реалий. Однако определение принципов и направлений трансформации, начало реальных шагов по встраиванию ББД в социальную политику – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Ее решение станет лучшей прививкой от социального иждивенчества и пассивности, которые нередко приписывают идее ББД ее критики.
1.5. Социально-экономические эффекты введения ББД в России
Завершая разговор о ключевых аспектах введения безусловного базового дохода в нашей стране, невозможно обойти вниманием потенциальные социальные и экономические последствия этого шага. Многочисленные споры вокруг ББД в экспертном сообществе, политических и деловых кругах во многом вызваны именно неопределенностью в отношении масштаба и направленности его воздействия на различные параметры общественной жизни. Одни видят в нем угрозу трудовой мотивации и стимул к тунеядству, другие – инструмент раскрепощения творческой энергии людей.
Очевидно, что сколь-нибудь надежное предсказание эффектов ББД в масштабах такой огромной и разнородной страны как Россия – задача крайне сложная и неоднозначная. Слишком многое будет зависеть от конкретных параметров его введения, социокультурного контекста, поведенческих реакций граждан. Тем не менее, опираясь на имеющиеся научные исследования, эмпирические данные пилотных экспериментов с аналогами ББД, экспертные оценки, попытаемся обрисовать возможные последствия и эффекты этого шага для российского общества.
1.5.1. Влияние ББД на уровень бедности и показатели неравенства
Поскольку важнейшая цель введения ББД – гарантировать каждому члену общества минимально приемлемый уровень жизни, закономерно ожидать позитивного воздействия этой меры на показатели бедности и неравенства. Действительно, уже на начальном этапе при установлении ББД на уровне прожиточного минимума его получение приведет к существенному росту доходов беднейших слоев населения.
Если сейчас, по официальным данным, за чертой прожиточного минимума находится более 12% россиян (18 млн чел.), то даже весьма умеренный размер ББД на уровне ПМ автоматически обеспечит преодоление абсолютной бедности. Расчеты показывают, что при ежемесячных выплатах каждому гражданину около 12—13 тыс. руб. уровень абсолютной бедности снизится с нынешних 12—13% до статистически незначимых 2—3%. Иными словами, проблема выживания и физиологической депривации будет практически решена.
Конечно, преодоление абсолютной бедности не означает автоматического улучшения качества жизни малообеспеченных семей до приемлемого уровня. Однако дальнейшее повышение ББД до 1.5—2 ПМ уже позволит существенно продвинуться и здесь. По экспертным оценкам, при таком размере выплат относительная бедность (измеряемая как доля населения с доходами ниже 50—60% медианного уровня) может снизиться с текущих 25—30% до 10—15%. То есть ББД станет работающим механизмом сокращения зоны депривации и маргинализации в обществе.
Что касается показателей социального неравенства, то здесь воздействие ББД не столь однозначно. С одной стороны, получение всеми гражданами одинакового дохода вне зависимости от их положения на рынке труда объективно выравнивает стартовые условия и сглаживает разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными. Особенно заметным этот эффект будет на начальном этапе, когда размер ББД составит значительную часть доходов малоимущих, но лишь небольшую долю в бюджетах среднего класса и обеспеченных слоев.
С другой стороны, по мере роста ББД и приближения его размеров к медианному уровню зарплат в экономике дифференцирующая роль рынка труда в генерировании неравенства будет сокращаться. Уже при ББД в 1.5—2 ПМ трудовые доходы перестанут быть решающим фактором в определении жизненных шансов для большинства населения. Все большая часть совокупных доходов общества будет распределяться через механизм ББД, а не наемного труда.
В этих условиях неравенство может вновь начать нарастать, но уже за счет таких факторов, как унаследованное богатство, доходы от капитала, принадлежность к узкому кругу управленческой и творческой элиты с уникальными компетенциями. То есть характер формирования неравенства в обществе ББД кардинально изменится: от преимущественно трудового к рентно-статусному. И для балансировки этой тенденции потребуются дополнительные меры налоговой и социальной политики (прогрессивные ставки, налоги на богатство, шире распространение акционерной собственности и т.д.).
В целом, как показывают модельные расчеты, при размере ББД на уровне 1.5—2 ПМ и сопутствующих мерах по прогрессивному налогообложению доходов и имущества коэффициент фондов в распределении доходов (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных граждан) может снизиться с нынешних 15—16 до 8—10 раз. Индекс Джини – с 0,41—0,42 до 0,30—0,35. Это будет означать переход России в категорию стран с умеренным уровнем неравенства, что придаст мощный импульс расширению массового потребительского спроса и сбалансированному экономическому росту.
1.5.2. Воздействие ББД на занятость, рынок труда, развитие человеческого капитала
Одним из главных опасений противников введения ББД является возможное снижение стимулов к труду, рост иждивенческих настроений среди получателей безусловного дохода. Особенно часто этот аргумент используется в отношении России с ее многолетними патерналистскими традициями и слабостью трудовой этики. Дескать, если дать людям «деньги просто так», они массово утратят желание работать и начнут деградировать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71067040?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.