Нет моря в Умбрии. Эмилия-Романья – власть и вера

Нет моря в Умбрии. Эмилия-Романья – власть и вера
Ольга Квирквелия
Рассказ о двух регионах Италии – Умбрии и Эмилии-Романье, их природе, истории, столицах, знаменитых людях, праздниках, связях с Россией, музеях. Не путеводитель.

Нет моря в Умбрии. Эмилия-Романья – власть и вера

Ольга Квирквелия

© Ольга Квирквелия, 2024

ISBN 978-5-0064-5289-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Ольга Квирквелия


Нет моря в Умбрии

Горы и холмы Umbria покрыты густыми лесами, а между ними течет вторая по величине река Тибр. А однажды некий Велино полюбил некую Нерину, но она не ответила ему взаимностью. Разозлившись, Велино наслал на нее проклятье, и Нерина превратилась в реку Нера. А потом выяснилось, что Велино не может без нее жить. Он изошел слезами и бросился с острова в воду: так возник водопад Марморе, где и встретились Велино и Нерина (неизвестно только, обрадовалась ли она этому). На самом деле наверху было когда-то большое озеро, даже скорее бескрайнее болото, которое делало необитаемой целую зону. Тогда в 271г. до н. э. построили канал, и река образовала трехступенчатый громыхающий водопад. Правда, его потом долго улучшали – в 1422 г. Фьораванти, в 1546 г. была создана вторая ступень – Паолино, по имени Павла III. Над водопадом построили Бельведере и Балкон влюбленных. На вилле Грациани останавливались путешественники Гран-тура, в том числе Байрон, который утверждал, что водопад «стоит всех рек и ручьев Швейцарии». Писали о нем Вергилий, Галилей, Андерсен. Потом построили ГЭС и большую часть дня водопад «закрыт».
То, что регион не имеет выхода к морю, компенсируется тремя озерами, причем тектоническое озеро Тразимено, подпитывающееся только дождевой водой, – четвертое по величине в Италии, 128 км в окружности и 6 м глубиной. Его окружают леса и поля подсолнухов, что создает столь характерную для спокойных пейзажей Умбрии цветовую гамму – сине-зелено-желтую. Вокруг Дунаробба сегодня растут оливы и бродят кабаны, а 3 млн лет назад здесь было озеро, на берегу которого гуляли львы, и носороги и росли секвойи. Окаменевший лес можно видеть и сегодня. Пьедилуко – озеро, похожее на альпийское, периметром в 17 км. Из вод озера поднимается коническая Гора Эха – она называется так потому, что эхо повторяет два слога. В парке виллы Франкетти замечено 30 видов дикорастущих орхидей. Кстати, о горах – в Умбрии есть прекрасные пещеры.
Многие леса, которые кажутся сегодня совершенно естественными, на самом деле являются результатом упорного и доброго труда монахов, чьи обители в этих краях весьма многочисленны. Природа Умбрии как-то совсем не экзотична, она не потрясает, не завораживает. Все какое-то свое, родное, спокойное. Лиственные леса, холмы, не слишком крутые горы. Даже то, что в ней нет моря, делает ее, наверное, как-то эмоционально самой близкой жителю далекой России. Правда, моря нет еще в нескольких регионах Италии, но в них есть Альпы, потрясающие нашу равнинную душу.
Если кому-то покажется в результате этих слов, что Умбрия не красива, то это будет большой ошибкой: она очень хороша, но какой-то домашней красотой. И в конце концов, это здорово: в столь дальних краях почувствовать себя дома. Это особенно заметно, если съехать со скоростной трассы на так называемую статале, неспешно кружащую от городка к городку. Конечно, сходство Умбрии с Россией не абсолютно: горы все-таки выше, повороты круче, разница между дневной и ночной температурой воздуха больше. Да и само лето всегда было значительно жарче, чем среднерусское. Правда, последние годы и в центральной России лето прохладой не радует. Но сходство совсем сходит на нет, когда взгляд отрывается от красот природы и обращается к городам.

Страницы истории
На территории региона уже в III—I вв. до н. э. проживали самые различные народы – умбры, этруски, латины, сабины, пичены, самниты и др. Но первое человеческое поселение в здешних местах появилось еще в XI в. до н. э. В Spello об этом свидетельствует зона археологических раскопок.
Историки не могут назвать точное время основания города Todi, но утверждают, что поселение на этом месте имелось еще во II тыс. до н. э. В III в. до н. э. город перешел под власть Рима. От этого времени сохранились остатки римского мозаичного пола за Домским собором. Район Corciano в VI в. до н. э. заселили этруски. Римская колонизация Umbria началась в 295 г. до н. э. Как и полагается, римляне привнесли в глухие горные районы более высокую цивилизацию. От этого периода на территории региона сохранились многочисленные архитектурные объекты: дороги и мосты, театры и амфитеатры, развалины оборонительных стен и языческих храмов. Испокон веков здешние земли Todi были пограничными между владениями этрусских и умбрийских племен, поэтому и название этого населенного пункта произошло от слова «tutar», что в переводе означает «граница». Орвието тоже этрусский, затем готский, византийский, лангобардский. Citta’ di Castello – античный город Tifernum Tiberinum, основанный во II в., упоминает Плиний Младший. В XIII в. он был обнесен стенами с 4 основными воротами, которые вели в 4 основных района – Санта Мария, Сан Джакомо, Сан Флоридо и Сант Эджидио. В XV—XVI вв. была под властью семьи Vitelli, потом перешла в состав Папского государства.
Губбио существует с палеолита: Кастелльере – доисторическая крепость из огромных блоков, построенная без цемента (как пирамиды) для защиты от вод озера, туманов и ветра. В 1 тыс. до н. э. заселен умбрами и стал их столицей, посвященной трем богам: Порта Тезенака посвящена Марсу, Порта Треболана – Юпитеру, а Порта Вейя – Вофонию, местному божеству с функциями Квирина. Самый знаменитый памятник – Таволе Еугубине: семь бронзовых таблиц, на которых выбиты справа налево всякие ритуалы на двух языках – умбрийском и латинском. В 166 г. до н. э. здесь был в заключении царь славянского племени иллириков. Во время заключения он ухаживал за цветами и открыл жаропонижающие свойства одного из красивых горных цветов, который и теперь носит его имя – Дженциана. О городе писали Цезарь, Цицерон, Тит Ливий, Страбон, Плиний. Современный Губбио занимает территорию двух римских городов с храмами Аполлона, Януса, Юпитера, Марса, Дианы, Афины и Весты, на месте которых построены церкви. Но сохранились мавзолей, термы с мозаиками и второй по величине в Италии двухъярусный римский театр, вмещавший 6000 зрителей. Затем город перешел к византийцам, хотя в целом облик города – средневековый. На Пьяцца Гранде привлекает внимание цепь с кольцом для публичной церемонии наказания должников: их проводили вокруг площади, трижды ударяли по заднице (аккулаттаменто, куло – задница) и надевали зеленый берет – отсюда выражения essere al verde – не иметь денег, battere il sedere, avere un bel sedere – иметь хорошую попу=иметь долги.
По реформе Диоклетиана часть территории Умбрии вошла в состав Тускии, а часть – в состав Пичено. После падения Римской империи территории региона были поделены между Ломбардами (Spoleto) и Византийцами – Perugia, Narni, который был захвачен Тотилой, и Terni, основанный в 672 г. до н. э. умбрами. О Терни надо поговорить отдельно. В нем сохранился римский амфитеатр, а при реставрации дворца Гаццоли были открыты мозаичные полы терм. Ц. Сан Сальваторе называют Храмом Солнца из-за необычной формы. Долгое время считали, что церковь построена на месте римского храма Солнца, но раскопки показали, что это были термы. В этой церкви в 742 г. встретились папа Заккария и король Луитпрандо, который передал папе некоторые города – Орте, Амелию, Бомарцо, – что положило начало Папскому государству. В XV в. были приняты законы, охраняющие нравственность города: например, женщины не могли носить обувь с каблуками выше 4 пальцев – приблизительно 8 см. Эталон, к которому надо было прикладывать туфлю для контроля, висит над окном слева от центрального портала Дуомо. Считается, что палаццо Манассеи построен на месте резиденции семьи Тацита, поскольку нашли его статую. На самом деле статую I в. нашли в другом месте, а голову приделали в XVIII в., когда решили, что это Тацит. К семье Тацитов принадлежал историк Корнелий, императоры Марк Клавдий и Аннио Флориано.
От Арки Сан Лоренцо начинается район домов-башен XIV – XV вв. Квартал Клай – самый древний с внешними лестницами мардареллу.
Тогда начался период некоторой политической стабильности. Стали возникать герцогства, например, в Сполето (571 г.), хотя они быстро попадали под власть то Марке, то Абруццо, то Лацио. В 789 г. франки начали процесс объединения территории. В X в. император Оттон I образовал из Сполето и окрестностей автономное княжество. Начиная с XI в. многие города Umbria получили статус коммуны, но вскоре вновь ввязались в борьбу с императорами Фридрихом I и Фридрихом II (XII—XIII вв.). Montefalco – в переводе «Соколиная гора» – этим именем город обязан Фридриху II, страстному любителю соколиной охоты, который провел здесь день в 1249 или 1250 г. На гербе города – сокол на 6 горах. В XI—XII вв. – появление городских стен. 1383—1439 гг. – период власти синьории. 1446—1860 гг. – город под властью Святого Престола.
Во время наполеоновского нашествия в 1798—99 гг. Umbria входила в состав Римской республики, а после изгнания французского узурпатора по решению Венского конгресса 1815 г. она была возвращена в состав Папского государства. К Объединенному королевству Италии регион присоединился в 1860 г.
Маленькие деревеньки, сохранившиеся еще со времен средневековья, одинокие замки на холмах и старинные города, каждый из которых мнит себя отдельным государством – таково административное устройство Umbria.
Дорога Номентана не относится к числу великих римских дорог, и дата ее строительства неизвестна. Однако она вполне заслуживает внимания заядлых путешественников, поскольку поведет их по удивительным местам, где сохранились великолепные памятники архитектуры. Эта дорога не имеет военно-стратегического значения и используется в основном для перегона домашнего скота. В сельских предместьях Рима местные пастухи издревле гнали свои стада по этой дороге на горные пастбища Апеннин.
Древняя центральная артерия Umbria и ее главные города – такие, как Nocera, Foligno, Spoleto и Capsule, – располагались вдоль Фламинии.
Археологически важным памятником Фламинии можно полюбоваться в Narni, где расположен мост, ведущий в регион Marche. Здесь, в теснине реки Metauro, есть и знаменитый туннель Furlo, используемый по сей день, но созданный императором Веспасианом в 76 г. н. э. С другой стороны есть еще один туннель, на 3 века старше и значительно меньше – только 8 м длиной, 3.3 м шириной и 4.45 м высотой. Он был создан, возможно, одновременно с дорогой – в 220 г. до н. э. Bevagna была важным центром на Фламинии. В XIII в. обнесена стенами и сохранила не столько отдельные памятники, сколько сам средневековый облик. Bevagna в античное время называлась Mevania

Столичная жизнь: Перуджа
Городом поцелуев Perugia – столицу региона – называют не зря, причин как минимум две. Одна – знаменитые конфеты «Baci», которые производятся именно здесь, другая, более романтическая, – на улицах действительно нередко встречаются влюбленные парочки.
Символы Perugia – гриф и лев.
Perugia – город очень древний, был одним из важнейших городов этрусков в IV в. до н. э. Для будущего города был выбран холм высотой 493 м над уровнем моря, 5 ответвлений которого стали базой для дальнейшего развития 5 основных районов. Он был одним из 12 членов древнего Этрусского оборонительного союза. Римляне заняли Perugia где-то в 120 г. до н. э., горожане быстро адаптировались к новым политическим условиям и сохранили верность Риму даже после разгрома республиканских войск в битве на озере Trasimeno в 217 г. до н. э. в ходе Пунических войн. В 90 г. до н. э. Perugia получила статус города. После падения Римской Империи город пережил многочисленные завоевания, терпел нашествия варваров. В V—VI вв. особый интерес к этому городу проявляли готы, но местные жители оказывали варварам сопротивление. После окончания Греко-Готской войны (535—553 гг.) Perugia вошла в состав Равенского экзархата, в так называемый Византийский коридор, который проходил от Равенны до Рима. К сожалению, византийский филиал на Апеннинах просуществовал недолго, и для города вновь наступило смутное время, только на этот раз повышенную активность развили лангобарды. Лишь в конце XI в. Perugia становится свободным городом, или коммуной. В XI—XII вв. город преодолел границы своего древнего центра и стал «сползать» вниз по склонам. По сравнению с другими городами его структура весьма оригинальна: в старой верхней части располагаются этрусские и римские акрополи, а чем дальше от вершины, тем более заметно влияние средневековой архитектуры.
В XIV—XVI вв. – правление старейшин, избираемых среди представителей всех профессий. Одновременно город будоражили многочисленные междоусобные войны, что привело в результате в 1540 г. к окончательному завоеванию города папой Павлом. Именно в 1540 г. разразилась кровавая «Соляная война», в которой жители города бросили вызов папе, отказавшись платить новый налог на соль. Но Рим выиграл эту войну, войска заняли город и папа Павел III, в знак могущества Церкви, построил по проекту Антонио да Сангалло мощную крепость, названную Rocca Paolina. Крепость становится символом папской власти, утвердившейся в Perugia более чем на 300 лет. Внутри крепость представляет собой улицы и площади средневековой Perugia, через которые вот уже несколько лет проходят эскалаторы, облегчающие туристам осмотр крепости и связывающие нижнюю часть города с верхней.
Это был первый итальянский город, в котором с улицы на улицу надо подниматься по эскалатору (вообще-то таких городов много, но мне они до этого не попадались). Я видела, гуляя по городу, эти порталы с эскалаторами внутри, но не заходила – мало ли, куда они ведут, но через пару дней любопытство победило. Очень забавно!
На фронтоне архитектор Сангалло поместил верхнюю часть монументальных этрусских ворот – порта III в. до н. э.; от древнего облика остались только подземелья папского дворца, они до сих пор не полностью расчищены, но уже производят большое впечатление. Почти весь XVII в. и большую часть XVIII в. город пребывал в относительном спокойствии. Пожалуй, единственным крупным потрясением стала война между Папой Урбаном VIII и местным землевладельцем Odoardo Farnese (1641—1644 гг.). Основной опорой в экономике Perugia в тот период стало сельское хозяйство и мелкое производство, так или иначе связанное с ним. Очередной исторический поворот в летописи города связан с приходом армии Наполеона. Император включил Perugia в состав департамента Trasimeno. В 1831 г., после так называемой «реставрации», столицу Umbria вернули в состав католического государства, но жители Perugia больше не хотели жить по чьим-либо указаниям. За 30 лет перуджинцы подняли несколько восстаний. Наконец, 14 сентября 1860 г. Perugia в составе Umbria стала частью Объединенного королевства Италии.
В Collegio dei Cambio (старинном здании банка) хранится впечатляющая коллекция фресок Перуджино.
Главный Фонтан, расположенный в самом центре Perugia на площади IV Ноября, излюбленное место студентов.
Это творение приезжих тосканских мастеров Никколо Пизано, его приемного сына Джованни и Арнольфо ди-Камбио. О фонтане, расположенном в центре главной площади Перуджи, стоит рассказать отдельно. Его задумали в 1254 г. и сделали по приказу коммуны в 1277—78 гг. для того, чтобы обеспечить город свежей водой с горы Pacciano. Фонтан получился на славу, это не просто емкость для забора жидкости – это настоящее произведение искусства. Не случайно он признан одним из самых красивых фонтанов в стране. Правда, в убранстве объекта хорошо просматриваются чисто перуджинские особенности – отсутствие жестких канонов. Фонтан состоит из двух многоугольных бассейнов, расположенных один над другим. На верхнем, меньшем диаметром, установлена небольшая бронзовая чаша, украшенная скульптурой 3 нимф, которые символизируют 3 божественные добродетели – Веру, Надежду и Милосердие. Нижний бассейн состоит из 48 квадратов со скульптурными украшениями, изображающими всякую всячину: знаки зодиака, сюжеты из библейских историй, персонажи из басен Эзопа, символы месяцев года. 24 статуи библейских и аллегорических персонажей, различных святых установлены на верхнем бассейне фонтана. Однако жители Perugia страшно гордятся своим каменным чудом и ревностно следят за его состоянием. Сегодня он просто обнесен металлической решеткой, а в былые времена существовал специальный закон, согласно которому запрещалось поить из источника животных, брать воду в бочонки из-под вина, пользоваться нечистой посудой или мыть в нем руки.
Кафедральный Собор незавершен. Главным сокровищем, хранящимся в Соборе св. Лоренцо, является «Снятие с креста» кисти Федерико Бароччи (XVI в.). В табернакле собора хранится обручальное кольцо Девы Марии из оникса. У его истории есть и вендетта, и похищения, и чудеса. Оно попало к римскому еврею в 985 г., потом к ювелиру из Chiusi, было передано монаху по имени Винтер из ц. San Mustiola. Пока тот его вез, начался ужасный снегопад, и Винтер застрял около Perugia. Там он кольцо и оставил. Около собора находится Камень Справедливости 1264 г., с которого было объявлено, что Перуджа выплатила свои долги. Также перед храмом есть выносной амвон, с которого проповедовал св. Бернардино Сиенский.
Часовня Сан Северо – часть комплекса одноименной церкви. Сейчас это небольшой музей фрески «Троица и святые» Перуджино и Рафаэля.
Palazzo dei Priori XIII – XIV вв. считается одной из самых красивых итальянских ратуш. Над порталом – скульптуры льва (символ города) с остатками цепей, на которые повесили ключи от Сиены после победы над ней в 1358 г., и грифона (символ гвельфов).
Ц. и монастырь San Pietro X в.– бенедиктинский комплекс. Фасад церкви украшают фрески. В ней много интересного, вкючая Перуджино и Вазари. Не менее интересен средневековый огород и ботанический сад – в последнем около 1200 растений. Имеет смысл заглянуть и в ризницу – там тоже Перуджино
Этрусский колодец III в. до н. э. в подземелье дворца Sorbello на самом высоком месте города был выкопан и обложен округлыми плитками на глубину 12 м.. Глубина колодца – 37 м. и диаметр 5,6 м., он питается тремя подземными источниками. Очень интересна крышка колодца из плит весом 8 т. каждая.
Но если не хочется метаться по городу, искренне советую прогуляться вдоль городских стен, так можно увидеть и интересные сооружения, и обычный, не туристический город. В Перудже два пояса стен – этрусский, длиной 3 км, который в XIII в. был продлен, тогда же были укреплены этрусские стены, включив различные ворота.
Арка Этрусков – она же Арка Августа, так как она была перестроена в 40 г. до н. э. римлянами после завоевания Perugia императором Октавианом Августом, который отбил город у Luciano Antonio, брата Марка Антония. Тогда же на арке появилась надпись «Augusta Perugia», так римляне называли старый этрусский город. Одни из семи этрусских ворот, выходят на север. 11 м высотой и в прекрасной сохранности это самый важный памятник этрусской архитектуры. По бокам две башни, под ними две арки. Стена справа от арки – лучше всего сохранилась.
Порта Марция я уже упоминала. Она была включена в крепостную стену значительно позже – в ходе строительства Рокка Паолина Антонио Сангалло разобрал ворота и включил их в стену. Самые важные ворота на юге стены. Над аркой есть лоджия с пятью каменными скульптурами – возможно Юпитер (этрусский Тиния) между Диоскурами с их конями.
Арка Лилий выходит на запад, сохранила исходную структуру, но вот сама арка появилась в XIII в., свое название она получила в 1535 г. в результате визита в город папы Павла III Farnese, чьим семейным символом была лилия.
Порта Эбурнея (Арка Миндаля) второе название породила форма арки. Герб арки и прилегающего района – слон, несущий на спине башню на зеленом фоне, символ садов и огородов, окружавших когда-то район.
Кассеро ди Порта ди СантАнджело – самые большие ворота среди средневековых. Они состоят из трех уровней из трех разных пород. Третий уровень создан Фиораванте Фиораванти – что-то знакомое в этом имени, не правда ли?
С террасы на крыше открывается потрясающий вид. Под ангелом в названии понимается Михаил Архангел – рядом была одноименная церковь.
Порта Сан Пьетро (Порта Романа) ведет на юг, к Риму. У нее два фасада – внешний и внутренний. В нише наверху есть фреска 1765 г. Мадонна Розария между святыми Франческо и Доменико. Ее архитектура схожа с храмом Малатесты в Римини (о нем ниже).
Порта ди Санта Сусанна названа по одноименной церкви. От изначальных ворот осталась только овальная арка и изображение грифона из розового камня.
А на сладкое можно зайти в музей шоколада Перуджина.
Вот как описывал город Поль Бурже: «Грубый город, гнездо орла, который со своей вершины озирает бесконечный горизонт». Но я с ним не согласна. Современная атмосфера Перуджи во многом определяется Международным университетом итальянского языка и культуры. Пожалуй, даже слишком. Но методика обучения в этом университете потрясающе эффективная, я там училась. С первых минут первого занятия нельзя использовать никакой другой язык, нельзя подглядывать и в словарь – можно объясняться жестами, гримасами, рисунками, а преподаватель будет подсказывать. Мозговой штурм работает очень хорошо. Я ко времени поступления в университет сносно читала и писала на итальянском, поэтому меня зачислили на второй курс. Но разговорной практики-то у меня не было вообще! Русскоговорящих в группе не было (это методика преподавания – стараются, чтобы у группы не было другого языка общения, кроме итальянского), поэтому мозговой штурм у меня длился 24 часа в сутки – мне даже сны снились по-итальянски. Первая неделя была просто адом (кстати, именно в первую неделю происходит самый мощный отсев – из 12 человек нас осталось 6). Но результат отличный.

Дорога к храму: папы, святые и шарлатаны
Целых 5 соборов прошло в городе Perugia.
Как-то мы с друзьями (у нас была отличная команда – около 50 человек, который каждое лето выбирались на автобусе в Италию – и не только – посмотреть что-то особенное) решили проехаться по местам Великой схизмы – Германия – Франция – Италия. Был полдень, когда мы добрались до очередного пункта нашего путешествия. Синее небо, яркое солнце, зеленые крыши холмов – ничто не напоминало ни о событиях 1294 г., когда здесь проходил собор, избравший Папу Целестина V, ни о событиях 1304 г., когда над городом сгустилась атмосфера страха и дурных предчувствий – здесь внезапно скончался Бенедикт XI, и версия его отравления до сих пор не отвергнута… Его прах покоится в ц. San Domenico.
Умбрия – родина нескольких понтификов.
Папа МАРТИН I (649—655 гг.) родом из Todi, сын священника. Стал править сразу же после своего избрания папой, не дожидаясь согласия императора. Шаг этот был попыткой избавиться от императорской опеки. Мартин I собрал в Латеране синод епископов (649 г.), на котором осудил монофелитство, а также религиозные эдикты императоров Ираклия и Констанса II. Реакция императора была моментальной. Он приказал своему наместнику в Равенне похитить папу и доставить его в Константинополь. Там Мартина бросили в тюрьму, а затем выслали в Херсон (Корсунь), где он и умер от истощения в 655 г. Его имя внесено в список святых мучеников.
ИННОКЕНТИЙ III (1198—1216 гг.), Lotario Conti, граф Segna, родился в Anagni. Написал морально-аскетический трактат под названием «О ничтожности человеческой судьбы». Был отличным администратором и ловким политиком. Его современник английский хронист Мэтью Пэрис отмечает, что Иннокентий был человеком неслыханно честолюбивым и надменным, с ненасытной жаждой богатства, готовым ради денег на любую сделку. Ни один папа не был столь щедр на анафемы и интердикты, как Иннокентий III. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. Когда он принял тиару, ему было около 38 лет. Он вмешивался во все дела, разрешал все сомнения и любые споры, с которыми обращались в апостольскую столицу как в апелляционную инстанцию. Ватиканские архивы хранят более 6000 посланий и булл с его подписью. За год до смерти Иннокентия III в Латеране был созван величайший собор средневековья – IV Латеранский собор (1215 г.). Было принято 70 канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства. Соборные отцы призывали народ божий к исправлению обычаев, порицали продажность и аморальность духовенства, ужесточили требование соблюдения священниками целибата. Верующие обязывались исповедоваться только у своего приходского священника и причащаться по меньшей мере раз в год, в период Великого поста. На исповедников было наложено обязательство сохранять тайну исповеди. От евреев собор потребовал носить особую одежду, которая отличала бы их от христиан, и запретил им выходить на улицу в Страстную неделю. Собор также высказался за то, чтобы строить для евреев отдельные кварталы (так называемые гетто). Иннокентий III умер в Перудже во время одной из своих поездок. Тело его, облаченное в папские одежды, было выставлено на катафалке в местном кафедральном соборе. Ночью в собор проникли воры и украли знаки папской власти. Когда на следующий день кардиналы собрались, чтобы отслужить панихиду, то увидели в гробу лишь обнаженные останки того, кто в течение 18 лет господствовал над христианским миром.
ЛЕВ XIII (1878—1903 гг.), Gioachino, граф Pecci, родился 2 марта 1810 г. в Carpiento, в богатой семье римских аристократов. Был необычайно способным и разносторонне образованным человеком. Писал стихи на латыни, а Данте цитировал по памяти. Григорий XVI назначил его легатом в Benevento, где Pecci принял энергичные меры, чтобы ликвидировать бандитизм. Затем он был послан в качестве нунция в Брюссель. Отозванный статс-секретарем Antonelli, Pecci был назначен епископом епархии в Perugia, которой управлял почти 30 лет. В 1853 г. получил кардинальскую шапку. Кардинал Pecci держался поодаль от римской курии. Только во время I Ватиканского собора он принял активное участие в совещаниях. В 1877 г. после смерти Antonelli Pecci был назначен кардиналом-камерленго – управляющим папским имуществом. Выбирая на папский трон 68-летнего, слабого здоровьем кардинала Pecci, многие выборщики считали, что он будет «проходной» фигурой, но правление Льва XIII длилось 25 лет. Первоначально Лев XIII намеревался покинуть Рим, тем более что в городе все чаще происходили антицерковные манифестации. Однако он решил остаться узником Ватикана. В самом Ватикане полностью сохранился и тщательно режиссируемый придворным этикетом церемониал, который подчеркивал сакральный характер наместника Христа на земле. Лев XIII опубликовал 60 энциклик, намного больше, чем любой из его предшественников или преемников. Папа приказал открыть доступ учащимся католических учебных заведений к части церковных архивов, оставляя, однако, за собой контроль за публикацией результатов их исследований и содержанием последних.
В Vallo di Nera в IV—VI вв. поселились изгнанные из Сирии христиане-отшельники.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71040460?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Нет моря в Умбрии. Эмилия-Романья – власть и вера Ольга Квирквелия
Нет моря в Умбрии. Эмилия-Романья – власть и вера

Ольга Квирквелия

Тип: электронная книга

Жанр: Книги о путешествиях

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 04.09.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Рассказ о двух регионах Италии – Умбрии и Эмилии-Романье, их природе, истории, столицах, знаменитых людях, праздниках, связях с Россией, музеях. Не путеводитель.

  • Добавить отзыв