От рождения до стихотворения. События раннего детства, записанные дедушкой

От рождения до стихотворения. События раннего детства, записанные дедушкой
Елизавета Соколова
Семен Смоленский
Книга освещает подлинные факты из жизни ребёнка от рождения до 3 лет.События, которые его сопровождают, порой смешные и неожиданные, порой поучительные, но всегда жизнеутверждающие.Особое место занимает совершенствование мыслительного процесса и речи вплоть до сочинения стихов.Книга представляет интерес для широкого круга читателей, в особенности для молодых родителей.

От рождения до стихотворения
События раннего детства, записанные дедушкой

Елизавета Соколова
Семен Смоленский

Елизавета Соколова – cамый молодой поэт,
книга которого опубликована.

Иллюстратор Елизавета Соколова

© Елизавета Соколова, 2024
© Семен Смоленский, 2024
© Елизавета Соколова, иллюстрации, 2024

ISBN 978-5-0064-5031-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От редакции
Книга, которую Вы собираетесь прочитать «От рождения до стихотворения», относится к художественно-документальной литературе. В ней описаны реальные факты из жизни автора, без художественного вымысла.
Рассказчик в художественной форме прокомментировал события, происходившие с девочкой после рождения до трёх лет. Показано, как маленький человек начинает познавать мир: его реакции на окружающую среду, первые произнесённые слова и предложения, зарождение привычек. Вначале события происходят внутри семьи, а затем на улице, в поликлинике и в детском садике. Первые знакомства со сверстниками, взрослыми и их взаимоотношения.
В этой книге наша героиня растёт, развивается, преодолевает препятствия и самоутверждается. Она находится в самом начале своей жизни, показывая всем, что она – Человек.
С раннего детства Лиза учится как надо отстаивать своё мнение, аргументировать, убеждать окружающих и идти по жизни своим путём.
Ее путь – путь в творчество, вначале бессознательная тропинка к музыке, затем первые рифмованные строчки и наконец стихотворения.
К восьми годам она сочиняет свою первую книгу «Между садиком и школой». В девять лет в составе семейного авторского коллектива пишет вторую книгу «Вместе мы дружней».
В настоящее время, соединив музыкальные познания с умением сочинять стихи, поднялась на следующую ступень творчества – пишет и исполняет авторские песни. Сейчас у нее их три.

Глава 1.
Я родилась


МОЯ МАМА – ЭТО СЕРДЦЕ ДУШИ

Я, Соколова Елизавета Антоновна, родилась 6 марта 2015 года в городе Москва.
Папа – Соколов Антон Игоревич.
Мама – Соколова Юлия Семеновна.
Дальнейшее повествование ведется моим дедушкой Смоленским Семеном Федоровичем, записавшим по своим наблюдениям, а также со слов мамы и бабушки, весь путь от рождения до сочинения мной первых стихов.

0 месяцев 3 дня
В роддоме врач назначил круглосуточное облучение ультрафиолетовым светом.
Лиза устала от яркого света и жары, инстинктивно пытаясь уползти от неприятных ощущений в безопасное место. Ползти получилось, а спастись от лечебной процедуры в аквариуме, где лежала Лиза, было негде.
После выписки из роддома перепутала день и ночь. Днём спала, ночью бодрствовала.

1—5 месяцев
Вела себя очень спокойно. Без причины не плакала, не кричала, не требовала к себя особого внимания. Звала, когда хотела кушать, спать или справляла естественные надобности.

5 месяцев
Научилась говорить: ама (мама) и дэда (деда).

6 месяцев
С придыханием говорит «папа», без проблем остается с тётей Светой вдвоем. Когда начинает капризничать и звать маму, Света включает ей музыку – ирландскую колыбельную «Белая кошка» в исполнении группы «Мельница». Лиза засыпает на груди у Светы до прихода матери.
С удовольствием ест кабачки, а особенно любит тыкву.

7 месяцев
Впервые назвала сестру Варю «Вава», а бабушку – «баба». Любит и очень внимательно слушает музыку, особенно когда играют на пианино отец или Варя.
Под Варину «Русскую плясовую», едва научившись вставать на ноги, пляшет в своей кроватке, держась одной рукой за спинку, а второй в так музыке прихлопывая и приседая, раскрыв рот от радости до ушей, кричит: «И-и-их!».
Поползла, исследуя все уголки квартиры. Открывая всякие плохо и хорошо закреплённые предметы. Рвётся к лампам и компьютеру, включает и выключает телефоны.

8 месяцев
По голосу в телефоне узнаёт бабушку – говорит «Баба».
Родители купили музыкальный коврик с записью Моцарта В. Э. «Симфония №40». Слушает постоянно, спокойно играя в свои игрушки. Однажды маме надоело, и она выключила музыку. Лиза в это время играла на полу. Она посмотрела на маму, молча подползла к дивану, встала, нажала ладошкой на коврик – полилась музыка. Лиза ещё раз посмотрела на маму, опустилась на пол и вернулась на прежнее место, к своим игрушкам.
Ещё любит слушать вместе с Варей «Спейс Юникорн, композитора Гриппа, при этом взвизгивая и вертя попкой. Для каждого музыкального произведения она находит свои телодвижения и крики.

9 месяцев
Несколько раз родители учили её играть в ладушки: «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки…», но безрезультатно. И вот однажды, Лиза и папа смотрели видео, как Варя играет на пианино, а Лиза танцует под музыку. Немного посмотрев видео и послушав музыку, Лиза начала аплодировать, повторяя: «Баба… Баба…»
Когда хорошее настроение она поёт:
«Ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля.
Ой лёли—лёли—лёли,
Ой лёли-лёли-лёли.»
(Или люри-люри-люри)

10 месяцев
Мама уехала в больницу. Лиза спала, потом проснулась, и Света хотела её покормить. А той нужна мама. Лиза пару раз выплюнула кашу и сказала: «Не надо». Света снова начала кормить. Лиза разозлилась и стала ругаться: «Бла—бла—бла…» и не ела пока не приехала мать.
Когда ругается – стучит ладошкой, а когда выражает удовольствие, то машет правой ножкой.
Лиза играла у компьютера, а дед наблюдал за ней по скайпу. В комнату пришла Варя и легла на диван, на подушку сестры. Та увидела, быстренько подползла, стала ругаться и бить Варю по попе. Варя посмеялась, встала и ушла. Лиза тут же легла на свое место, накрылась сама одеялом и запела своё: «Люри-люри-люри…». Потом ей это надоело, она немного поругалась: «Бла-бла-бла». Дед всё понял и сказал: «Пока», а Лиза ответила: «Пока».
«Где у куклы глазки?» – показывает.
«А где носик?» – тоже показывает.
«А у мамы где глазки?» – показывает.
«А носика у мамы нет?» – Лиза, недолго думая, хвать мамин нос двумя пальцами и тянет. Маме аж больно стало.

Варя играет на пианино плясовую, подползает Лиза. Встаёт около дивана и держится за него одной рукой. Начинает плясать. Увлеклась так, что перестала опираться на диван, а стала размахивать обеими руками и бить в ладоши. Музыка прекратилась. Лиза увидела, что она не держится, а стоит только на ногах, испугалась и плюхнулась на пол.
Света сидит на диване и читает книгу. Подползает Лиза: «Чо-й-то?»
– Это книга.
Уползает к маме, видит у неё заколку: «Чо-й-то?»
– Заколка.
– Ко-ко-ка, – говорит Лиза и пытается залезть к маме на колени.

11 месяцев
Научилась сидеть на краю дивана, свесив ноги и слезать с него.
Берет пульт от телевизора, направляет его на телевизор и нажимает на кнопку. Смотрит на экран (включился телевизор или нет?), затем снова нажимает на красную кнопку и опять смотрит на экран (выключился?).
По вечерам, когда все уже дома, она ждёт любимого папу. Раздаётся звонок в дверь: «Па-па», – облегчённо вздыхает Лиза и улыбается. Дождалась наконец.
В свободную минуту Варя около Лизы и всячески старается выразить свою любовь: развеселить её, научить чему-то новому, а когда перебарщивает, Лиза начинает на своём языке ругаться.
Очень настороженно относится ко всему новому. Вначале потрогает пальчиком, посмотрит, нет ли опасности и только потом, убедившись, что предмет безопасен, она осторожно может его взять в руки. Это относится и к пище – не берёт и не ест бананы и всё желтого цвета. Если мама обманом засунет в рот, она тут же выплюнет во все стороны.

Глава 2.
Познаю мир


ПЕСНИ Я ПОЮ, Я ПОЮ —
БОЛЬШЕ УЗНАЮ, УЗНАЮ.

1 год
Лиза листает детскую книгу с рисунками. Подходит мама: «А где здесь нарисована мама?» – Лиза тыкает пальчиком. «А где папа?» – Лиза опять тыкает пальчиком.
– Она умнее меня! – восклицает Варя, – Я ещё не успела догадаться, где тут родители, а она уже показывает.
Мама и Лиза гуляют по улице, держась за руки. Падает снег. Лиза вытягивает губы и старается поймать снежинки ртом. Руки-то заняты.
Юля (мама) включила телевизор. На экране появился оркестр «Виртуозы Москвы». Дирижировал митрополит Илларион. Исполнялась классическая оперная музыка итальянских композиторов.
Лиза гонялась по дивану с игрушками. Вдруг притихла. Села и пятнадцать минут не отрываясь смотрела и слушала музыкальные произведения. Потом прилегла и так же внимательно слушала. Через полчаса ей всё это надоело, и она продолжила гоняться по дивану.
Лиза не говорит букву «У». Бабушка сюсюкает: «Куколка ты моя». Лиза подтверждает: «Ка-кол-ка!»

1 год 1 месяц
Сегодня, 7 апреля 2016 года Лизе исполнилось 1 год, 1 месяц и 1 день. Когда Варя занималась музыкой и била по клавишам, потому что не получалось, все кричали: «Варя! Варя! Варя!». Лиза в знак согласия со всеми тоже крикнула на чисто русском без примеси тарабарского языка: «Ва-ря!!!». Все удивились, а Варя перестала бить по клавишам и заиграла нормально.
На следующий день, после того как Варя отогнала Лизу от компьютера, та укусила её до крови. Варе было очень больно и она, сдерживая от обиды слёзы тоже цапнула Лизу. Обе горько плакали.

На детской площадке мама хочет посадить Лизу покататься на качелях. «Бух! Мама бух! Бух», – кричит она, а в глазах стоят слёзы.
Лиза ещё не ходит, зато шустро ползает и научилась слезать с дивана, опуская ноги.
– Сейчас будем читать, – сказала мама и принесла Варину подставку для ног, – смотри как надо залезать на диван.
Лиза всё поняла, вспорхнула на диван, взяла книгу и начала читать.
Лиза начала ходить. Прошла два метра, испугалась и упала на попу. Не плакала.
На прогулке Лиза берет мелки и рисует тупой стороной. Мама показывает, как надо, а та упрямо переворачивает и снова рисует тупой стороной. Многократно пыталась рисовать на обоях, дверях и книгах. Очень любит Варины учебники. В отсутствии сестры она берёт их со стола и уносит к себе. Когда у неё отбирают, она громко орёт без слёз. Орать научила Варя. Попеременно на разные лады они кричат: «А-А-А!», в ответ: «А-А-А!». Однажды встряла Света и тоже сказала; «А-А-А!». Лиза посмотрела с удивлением и недоумением на Свету, как бы говоря: «Мы играем, а ты чего орёшь?»

1 год 2 месяца
Лиза проснулась и, показывая маме на игрушечный автобус, говорит: «На-а». Мама отвечает:
– Надо говорить: «Дай мне автобус».
Лиза внимательно выслушала и сказала: «Дай Бу» (дай автобус).
Лиза проснулась, взяла телефон и будит маму: «Ба-ба, Ба-ба», как бы говоря: «Хочу разговаривать с бабушкой». Мама позвонила, и они поболтали на тарабарском языке, а недавно она разговаривала с дедом.
– Где деда? – спросила мама.
Лиза показала на потолок и сказала: «Деда Ко» (Коля). Мама поправила: «Деда Коля чужой, а твой деда далеко, в Саратове.»
Света слушала церковный детский хор. Лиза подошла, послушала и стала подпевать: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля…»
Сидит с мамой на диване и говорит: «Коля, Коля». Мама: «Какой Коля? Где Коля?» Лиза поднимает голову и пальцем показывает на потолок: «Коля».
На шестом этаже живут пенсионеры, деда зовут Николай. Бабушка, его жена, всегда громко зовёт: «Коля!»
Мать говорит: «Сейчас пойдём гулять». Лиза бросает игрушки, подбегает к прогулочной коляске, гладит и крутит колёса. Быстро, с помощью мамы одевается, залезает в коляску, садится и застёгивает ремень. К прогулке готова! На улице встречает малыша, младше её. Подходит, гладит и на тарабарском языке разговаривает с ним.
Научилась уверенно говорить.
Света застилает постель. Лиза каждый раз внимательно смотрит, как Света берёт простыню, встряхивает, застилает, берёт подушку, взбивает и кладёт. Потом подойдёт и погладит простыню. Когда простыня накрывает Лизу, она говорит: «Ку-ку».
– Па-пу-у-ля, Папу-ля Па-пу-у-ля, Па-пуля, – поёт Лиза, гуляя по комнате.
Любит помогать маме убираться. У неё есть своя тряпка, которой она вытирает пыль, моет холодильник и шкафы. Вытягивает губы трубочкой и трёт, трёт, трёт. А когда никого нет в комнате, любит открывать ящики и выбрасывать из них вещи. Вправо, влево летят Варины майки, блузки, носки, полотенца. Направо, налево, направо, налево.
Варе захотелось поиграть с Лизой в прятки. Она взяла шарики и стала их прятать: «Ищи, Лиза!». Лиза стала искать. Что-то находила, что-то нет. Тут вмешалась Света: «А где у нас корзиночка?» Лиза идёт к корзинке и находит шарик. «А где тумбочка?» Лиза идёт к тумбочке и находит шарик.
– А где полочка? Ура! – кричит Света.
Лиза повторяет: «УЛЯ!!!». Смеётся. «А что у меня за спиной?» – находит шарик. «А где папины шорты?» и так далее. Все шарики нашли.
Вечером, когда все успокоились, и каждый занялся своим делом, Лиза бегает по комнатам, такая сосредоточенная и загадочная. Никто ничего не понял. На вопрос бабушки, что делает Лиза, Варя ответила: «Играет с шариками.» А утром Варя, проснувшись, (Лиза ещё спала) увидела, что шариков нет. Начала искать. Оказывается, вечером их попрятала Лиза и ушла спокойно спать. Варя, конечно, всё нашла в разных местах и комнатах: в корзинке, на тумбочке, под холодильником, на полочке у Вари, в ванной, на подоконнике, на столе, стуле, на пианино и ещё где-то. Дед не запомнил.
Едва научившись ходить – уже бегает. На улице в коляску не садится, а ходит и бегает по дорожкам. Упадёт – не плачет, только отряхнёт руки и снова бежит. За руку и капюшон брать не разрешает – ругается на тарабарском языке или говорит: «Ни-ни», то есть не надо брать, я сама.
Как-то после дождя пошли с мамой гулять без коляски. Лиза обрадовалась, что её не будут сажать в коляску, схватила ручку и электронный блокнот в одну руку, а мышонка на палочке в другую, и бегом побежала к входной двери.
Когда встречает малышей на улице, обязательно поговорит с ними и дотронется пальчиком.
Добежит до лужи и ругается – прямо идти мама не разрешает, а обходить не хочется.
Лезет по ступенькам к двери школы. Наверху, на площадке, стоят учителя: «Смотрите как ребёнок к знаниям тянется, на карачках.»
Мама взяла шоколадку, развернула обёртку и отдала Лизе. Она повертела её, потом скомкала и пошла (мама за ней). Пришла на кухню, открыла шкаф мойки, бросила туда обёртку шоколадки, закрыла дверку и пошла назад.
Действующие лица: мама Юля, Лиза.
Место действия: Детская площадка, г. Москва.
Мама: «Давай покатаемся на качелях».
Лиза: «Мама, бух».
Мама: «Я тебя посажу, будешь держаться. Всё будет нормально. Будешь кататься?».
Лиза: «Дя».
Мама сажает дочку на качели. Показывает, как надо держаться. Начали кататься. Лиза молчит, но в напряжении.
Лиза: «Мама, бу-ух.»
Мама: «Ничего не бух. Держись крепче.»
Катаются. Лиза заёрзала.
Мама: «Ну что? Накаталась? Больше не хочешь?»
Лиза, с облегчением: «Дя-я!»
Мама останавливает качели. Лиза соскакивает и радостно бегает по площадке.
Лиза рисует в книге. Подходит Света: «Лиза! В книгах нельзя рисовать»
Лиза встала и ушла. Приходит с электронным блокнотом, садится и рисует в блокноте.

1 год 3 месяца
4 июня Лиза выехала из Москвы в Саратов на поезде вместе с мамой, Варей и Светой. В поезде вела себя хорошо.
В Саратове у деда дома пороги (в Москве их нет). Дед помогает Лизе переходить через них. Она спокойно даёт деду руку, а перейдя порог, отбирает и бегает самостоятельно. Через два дня она сама научилась ходить из комнаты в комнату. Подойдёт к двери, возьмётся одной рукой за косяк, поставит одну ногу на порог и, оттолкнувшись, переносит вторую ногу в другую комнату, приговаривая: «Воть тяк.»
7 июля вечером Лиза зашла в комнату к деду, было темно, и она воскликнула: «Папа! Папа!»
– Какой тебе «папа»? «Это деда, – сказала мать, – сейчас мы папе позвоним.»
– А где папа? – Спросила Лиза, и они ушли в компьютерную комнату, чтобы выйти на связь с папой по скайпу.
Вечером, перед сном, уже у себя на втором этаже, Лиза хвостом ходила за мамой и ничего не давала делать.
– Посмотри Варины фотографии, – предложила мама.
Лиза смотрела, смотрела, а потом выбрала одну, показала маме, положила её на стул, прижалась щекой к фотографии и стала повторять: «Папа! Папа! Па-па!» На фото была запечатлена вся семья того времени: Мама, Папа и Варя! Сейчас Мама и Варя были рядом, а папа был в Москве. Лиза соскучилась. Чувства любви переполняли её.
Мама и Лиза спорят на кухне. Приходит бабушка: «Чего разорались? Идите к себе наверх.» Лиза разобиделась, начала ругаться на тарабарском языке, потом заплакала, и они ушли. На другой день Лиза не подходила к бабушке, всячески игнорируя её, а ещё через день обида прошла.
Лиза строит предложения: «Киська где была?», «Мама мия», «Мама ку» (т.е. «мама кушать»). Иногда танцует под музыку и поёт: «Оо-о, оо-о, оо-о.»
Деда учил Варю делать приседания. Подошла Лиза и начала повторять дедовские телодвижения: подняла руки вверх, наклонилась и присела. Ей понравилось и она с удовольствием делала так несколько раз несколько дней.
По вечерам звонят папе. Без разговора с папой Лиза не ложится спать.
Любит бегать по улице, по веранде, играть в мяч, отбрасывая его ногой или руками.
Варя и её подруга, тоже Варя, играют в гостиной в «Монополию», приходит Лиза и уносит часть фишек и карточек. Варя отбирает их у Лизы, и игра продолжается. Через некоторое время Лиза снова забирает и уносит карточки. Варя выставляет Лизу за дверь и закрывается.
– Варя! Откой, откой! – просит Лиза, но тщетно.
Мама уводит Лизу в компьютерную, откуда они уходят спать.
Выспавшись, Лиза снова приходит к Варям, но на этот раз не берёт ни фишки, ни карточки. Она подходит к тому месту, где на полу лежала сумка и пакет подруги Вари, останавливается и писает на них. Было, мягко сказать, всеобщее возмущение, а Лиза спокойно убежала к маме.
Передразнивает бабушку: сощурится, состроит на лице улыбку и качает головой. Деда тоже передразнивает, но по-другому: вытаращивает глаза и вытягивает лицо.
Уходя вечером к себе спать, они с мамой приходят к деду. Дед целует Лизу в лобик, говоря: «Дай лобик». Лиза наклоняет голову, потом вытягивает губы и чмокает, посылая воздушный поцелуй. Уже в дверях говорит «пока» и уходит, на руках у мамы.
Любит играть на синтезаторе. Подойдёт, если он не включен, попросит включить, потом старается сесть на стул, а если не получается – кто-то помогает ей. Затем начинается настройка синтезатора: она включает орган или гром, или просто музыкальное произведение и нажимает на клавиши. Иногда получается сносная какофония.
Играют Лиза и её подруга Вика (ей 3 года), рядом мама Юля и мама Лена. Лиза берёт ночной горшок, открывает крышку и объясняет для каких целей он служит.
– А-а, – говорит она, – Пись-пись.
– Покажи ей, как надо садиться на горшок, – говорит ей мама Юля.
Лиза быстренько собирает карандаши, фломастеры, маленькую куклу, кладёт их в горшок, закрывает крышку и убегает, как бы говоря: «Садиться некуда, горшок занят.»

– Диду дём (Деда идем), – говорит Лиза и ведёт в комнату, где стоит синтезатор. Подходит к нему и просит: «Ля-ля», т.е. «включи синтезатор». Трогая клавиши, убеждается, что он включен, подходит к стулу, поднимает ногу, показывая, что хочет сесть. Дед сажает её на стул. Она проводит пальцами по клавишам и показывает, чтобы дед включил музыкальное сопровождение. Дед говорит: «Включи сама, что тебе нравится». Лиза включает оркестровое сопровождение и играет, то ударяя по клавишам, то замирая и слушая что получается. Дед поставил всех на уши, чтобы записали видео. Пришла Варя. Сунула планшет Лизе в лицо, споткнулась и ушла. Пришла мама и началась съёмка.
Лизу все эти телодвижения не смущали, она спокойно продолжала играть. Когда музыка стала более плавной, она запела: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля.» Потом запела про бабулю. Остановилась, отключила оркестровое сопровождение, ещё чуть-чуть поиграла и стала аплодировать себе, как бы говоря: «Концерт закончен». Дед тоже поаплодировал и сказал: «Молодец». На этом всё закончилось.

1 год 4 месяца
Идут на второй этаж спать. На веранде лежит кот Филя: «Ой, Киса!» – говорит Лиза. Поднимаются по лестнице, где лежит кошка Алиса. «Ой, Киса!» – восклицает Лиза, – «Все тут.»
Бабушка пошла кормить соседских кошек к тёте Свете. Увязались Юля с Лизой. Покормили. Пришло время уходить. Лиза прощается: «Киски, пока!»

Женственность

У мамы болела голова и она надела магнитные клипсы. Через пару дней Мама и бабушка увидели, как Лиза ковыряется в своих ушах ватными палочками. «Уши сейчас проткнёт!» – всполошилась бабушка. «Мелки в уши засовывает», – подумала мама. Наперебой она закричали: «Отдай палочки!», «Дай мелки!»
Лиза удивлённо посмотрела на них, и тут они увидели, что в руках у неё магнитные клипсы. Обе рассмеялись своим ошибкам, а мама попросила: «Отдай, пожалуйста, клипсы», Лиза с обидой ответила: «Ну, а чё…», в смысле «Мама, тебе можно одевать клипсы, а мне нельзя?»

У соседей пропала кошка. Лиза ходит и зовёт: «Моня! Моня!!!»
Лиза купается. В ванной плавает пластмассовая сковорода.
Бабушка: «Ой, сковорода плавает.»
Лиза: «Ням-ням.» Как бы говоря: «Правильно бабуля говоришь, на сковороде готовят пищу.»
У Лизы болел животик. «Мама, бона» – говорила она, – «Мама бо-на.»
Лиза играет со Светой. На свете майка, на которой нарисован Остап Бендер.
Лиза: «Дядя, дядя.»
Света: «Где дядя?»
Лиза показывает пальцем на грудь и повторяет: «Дядя.»
Света наклоняется и смотрит на Бендера. В это время Лиза цап её за нос и смеётся.
Прилетел папа, и вся семья поехала отдыхать на Волгу. Сняли двухкомнатный номер. Купались, загорали, ловили рыбу. Варя поймала большую краснопёрку и всякую другую мелочь.
Прошло время уезжать. Все собирают свои и общие вещи и складывают в сумки и сумочки. Наравне со всеми собирается и Лиза. Собрала свои баночки с едой и напитками – положила в сумку. В другую сумку сложила игрушки. И тут она увидела ключ от номера. Попыталась вставить его в замочную скважину, но не получилось: замок находился высоко от пола, а она только слегка доставала до отверстия. «Не пропадать же добру», видимо подумала Лиза и положила его в мамину косметичку.
Наконец, всё было готово. Вещи уложены и перенесены в машину, все одеты и обуты. Осталось сдать номер и ту-ту домой, к бабушке и деду. Но тут все заметили, что ключа от номера нет. Все бросились искать. Облазили все углы, трещины, ковры, кровати и под ними – ничего нет. Бросились к машине. Перевернули всё вверх дном, а папа даже под капот заглядывал и обыскал свои карманы. Ключа не было. Начали разбирать сумки и сумочки. Влево-вправо-вверх полетели майки, рубашки и остальное. Ключа не было.
Учащённо забились сердца, лихорадочно заработал мозг, потому что они знали, что за утерю ключа администрация гостиницы берёт крупный штраф в размере 15 тысяч рублей. Деньги выбрасывать, конечно, было жалко. Все волновались, разговаривали на повышенных тонах, ну точно, как грачи, которые собрались улетать на юг: сбились в стаю, но вожак ещё не давал команду на взлёт.
Тут-то мама и вспомнила, что ещё не осмотрела косметичку. Волнуясь, она снова побежала к машине, достала косметичку, лихорадочно открыла её и… о счастье! Увидела ключ, спокойно лежащий сверху. Победно воскликнув, мама побежала сдавать номер.
Все успокоились, посмеялись и поехали домой в Саратов. Потом долго наперебой рассказывали о происшествии, и только Лиза не выражала никаких эмоция, иногда загадочно улыбаясь.
Папа приехал из командировки, из Новороссийска. Привёз приз: плетёная корзинка, в которой много разных фруктов (яблоки, груши, мандарины, виноград, ананас). Лиза ещё не спала. Увидела отца: «Папинька приехал, папинька!» Увидев корзину, схватила виноград: «Куто, куто!» («Круто, круто!»).
Варя: «Лиза, скажи велосипед.»
Лиза: «Весисипед.»
Варя: «Не поняла.»
Лиза: «Весисипед.»
Варя: «Не расслышала, Повтори.»
Лиза: «Ой, устала! Веси-си-пед!»
Лиза умеет говорить, коверкая слова. Однако букву «Р» научилась говорить правильно с самого начала. Знает 100 слов, понимает их значение и правильно строит простые предложения. При этом четверть слов произносит верно.

1 год 5 месяцев
?
После обеда мама говорит Лизе: «Надо майку поменять». Лиза ощупывает свою майку и отвечает: «Да, мака мока» (Да, майка мокрая).
Мама ругает Варю за невыполненное задание. Варя аргументированно отвечает. Мама настаивает на своём. В перебранку вступает Лиза: «Ва-ва-ва! Твоя мать!». В переводе: «Варвара! Прекрати спорить с мамой, твою мать.»
Продолжает с увлечением заниматься уборкой в квартире. Помогает маме вытирать пыль, собирает разбросанные вещи и игрушки. А однажды собрала все ложки, какие могла достать, и выбросила в мусорное ведро. Мама увидела ложки в ведре и спрашивает Лизу: «Ты зачем это сделала. Ложки нельзя выбрасывать». А Лиза отвечает: «Муса!» (Мусор!)
Ходит по квартире в обнимку с игрушечной кошкой, гладит и целует её, приговаривая: «Алика, Алика!», то есть «Алиса, Алиса!» (Так зовут кошку в Саратове).
По приезду в Москву Лиза увидела, как мама разбирает боковину её кровати. Сфотографировала и всё: «Свободу попугаям!» С тех пор её в кроватке не удержать – она разбирает боковину и вылезает из неё.

1 год 6 месяцев
У Лизы выросла нога и она отказывается одевать старые туфли, ей больно.
– Надо идти в магазин и купить новые туфли, – говорит мама.
– Идём, – отвечает Лиза.
Пришли в магазин, мама выбрала туфли и несёт их Лизе.
– Мерить? – спрашивает Лиза.
– Мерить, – ответила мама.
Лиза одела туфли. Прошлась по магазину. «Туфельки!» – ласково сказала она маме.
– Берём? – спросила мама.
– Да, – ответила Лиза и обе довольные пошли домой.

1 год 7 месяцев
Мама заподозрила у Лизы глисты, и они пошли в поликлинику. Мама положила Лизу на свои колени, а врач стала брать соскоб.
– Всё? – спрашивает Лиза.
– Всё? – ещё спрашивает с нетерпением. Такую процедуру Лиза делала впервые и ей это очень не понравилось. Когда всё закончилось, Лиза недолго думая обругала врача.
– Дука, – сказала она со злостью (Дура).
Врач сразу всё поняла и спрашивает маму: «Это она что, ругает меня?» Мама растерялась и ничего не ответила, так как сама слышала такое впервые.
Вечером позвонили из поликлиники, подтвердили, что у Лизы глисты и надо прийти в поликлинику. Вечером был уже другой врач, мужчина, который поговорил с мамой, а Лизу не смотрел. Девочке понравился такой добрый и хороший врач, она успокоилась, а когда уходила, сказала врачу: «Спасибо!» и попрощалась с ним: «Пока!»
Радостно улыбаясь, пошли домой принимать лекарство всей семьёй.
Пришла на кухню к маме и говорит: «Мама, спать» и подаёт ей книжку: «Читай.»
Мама: «Пойдём купаться». Лиза: «Идём. Малыш вонючий.»
Полезла в ящик, где лежит разное детское питание. Достала банку, подаёт маме: «Откой (открой) кушать». Мама открыла, подогрела и Лиза с удовольствием съела.
Варя делает уроки по музыке. Лиза собралась гулять и стоит в коридоре одетая. В это время Варя играет на пианино, нажимает на педаль – объём и сила звучания музыки меняются, Лиза радостно восклицает: «Касиво!» (Красиво!)
Любит сидеть за Вариным столом. Берёт Варину книжку-раскраску «Кототерапия» и рисует в ней. Учебники называет «Ваяны (Варины) ученики», в них не рисует.
Когда уходит гулять, одевшись, кружится перед зеркалом и говорит: «Касавица» (Красавица).
Подходит к маме: «Дай суки» (Дай сушки).

Обида

Родители говорят о том, что Лизу пора отнимать от груди. Лиза насторожилась. А когда речь зашла конкретно как это сделать, что предпринять, как отвлечь, стали говорить ей: «Сиси это плохо, не вкусно, ты выросла».
Лиза послушала, подошла к маме, со злостью посмотрела на неё, ущипнула за руку и ушла.
На другой день бабушка говорила по телефону с Юлей по громкой связи. Лиза была рядом. Вначале они поругали Варю, потом обсудили Лизу, затем бабушка попросила Лизу: «Скажи – бабуля». Бабушке больно нравится, как та произносит бабуля. На этот раз Лиза обиделась и за Варю, и за себя, сказала: «Неть!» и ушла. Ещё через три дня уже называла бабушку – «Бабуленька моя.»

Суп из пульта

Юля разговаривает по телефону с бабушкой. Мимо проходит Лиза. В руке у неё миска, а в миске пульт от телевизора. «Ты куда идёшь?» – спрашивает мама. «Варить», – ответила она и направилась на кухню. Поставила миску с пультом на плиту и начала крутить краны. Благо плита современная и кроме поворота крана, чтобы пошёл газ, надо ещё нажать на него, чего Лиза не знала.

Красавица

Варе купили новую шапочку и модный длинный шарф. Лиза взяла шарф и шапочку в руки, ходит по квартире: «Мамочка, папинька одеть». Света надела Лизе шапочку, обмотала вокруг шеи шарф. Лиза ходит по дому, подходит к зеркалу и говорит: «Касавица! Касавица!»

1 год 8 месяцев
Мама купила раскраску с наклейками по мультику, который любила смотреть Лиза. Мультик о медвежатах «Мики» – так их называет Лиза. Лиза взяла раскраску, уединилась и целый час рассматривала её. Подошла Света: «Ты что тут делаешь?» «Молюсь», – ответила она.
Дело в том, что, приходя к Свете в комнату, Лиза каждый раз спрашивает: «Сета, чего делишь?», та отвечает: «Читаю» или «Слушаю музыку» или «Молюсь». Видимо она не поняла смысл слова «Молюсь». Это было впервые, когда Лиза ответила невпопад.
Лиза лежит на Варином диванчике. На стене бра (светильник). От бра свисает шнур (выключатель). Лиза дёрнет за шнур – свет гаснет. Лиза: «Уснула, уснула, уснула». Дёргает ещё раз за шнур – свет загорается: «Проснулась». И так несколько раз: «Уснула, уснула, уснула». Свет загорается: «Проснулась».
Лиза сидит смотрит телевизор. Приходит папа. Переключает канал. Лиза смотрит на него и говорит: «Пожалуйста, включите каусель». Папа тоже был вежлив и переключил телевизор на «Карусель». Все были довольны и улыбались.
Мама укладывает Лизу спать. Поёт колыбельную. Лиза ворочается, потом садится на мать и подпрыгивает: «Кач-кач, кач-кач». Раздаётся звонок в дверь. Лиза соскакивает с постели, бежит к двери: «Папинька пишёл, откойте дверь, папа пишёл». Потом кормили папу и улеглись только в 00:00 часов.
Из плоских фигурок, такие как круги, квадраты, треугольники и прямоугольники, Лиза пытается собрать пирамидку. Положит несколько фигур – пирамида разваливается, положит опять – разваливается. Мама посмотрела и говорит: «Положи вначале четыре круга, потом четыре квадрата, потом четыре треугольника, а сверху четыре прямоугольника». Лиза выслушала, положила по четыре круга, квадрата, треугольника, а сверху прямоугольники. Пирамида построена.
Родители и Варя уехали. Лиза осталась со Светой. Плакала. Света: «Не плачь. Иди ко мне на руки. Походим. Посмотрим, что нарисовано. Посмотрим в окошко». Лиза: «Неть. Будем читать».
Варя на конкурс по английскому языку выучила стихотворение и рассказывает маме. Лиза взяла книжку и тоже читает по-английски: «А би, кари, даби, ду-ду. Надо учить слова. Аби дра, бигом, дум. Цитаты, нужны цитаты»
Мама не может уложить Лизу спать. «Давай я тебе книгу почитаю». Лиза: «Неть. Я сама». Взяла в руки книгу и заснула, не выпуская книгу из рук.
Вечер 22:00. Пора ложиться спать. Лиза сидит на кухне одна, пьёт кефир и уговаривает себя: «Пиду (пойду) в постельке валяться». Так и сделала. Провалялась до прихода отца и заснула в первом часу ночи.
Пошли с мамой гулять. Прошло полчаса. Лиза: «Уже хватит гулять. Пошли домой».
Садится за пианино: «Света, поставь ноты сюда». Показывает куда поставить ноты и начинает мелодично играть и петь: «Ля-ля, ля-ля…»
22:30 Лиза и мама сидят на кухне, ждут папу. Мама: «Давай почитаем стихи».
Мама: Наша Таня громко… Лиза: пачет (плачет)
Мама: Уронила в речку… Лиза: мячик
Мама: Тихо Танечка… Лиза: не пачь (не плачь)
Мама: Не утонет в речке… Лиза: мяч
Считают
Варя: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Лиза: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, вусемь, девять, десять
Лиза болеет. Температура. Приходит врач. Посмотрел горло, послушал, поговорил с Лизой. Сел записывать и выписывать рецепт. Спрашивает маму: «Она у вас 2013 года рождения?» «Что вы, – отвечает мама, – она ещё маленькая. Лиза у нас родилась в 2015 году».
Больная Лиза громко плачет, не хочет сходить с маминых рук. Сидеть не разрешает, лежать не разрешает, сразу в рёв: «На ручки. Идём». У мамы тоже температура, а что делать. Лиза капризничает, плохо ест. В обед съела немного творога. Мама дала суп и приговаривает: «Какой вкусный суп. Ешь доченька…» Лиза послушала, отодвинула тарелку, сказала: «Гадость!» и опрокинула тарелку. На следующий день мама варит суп, а Лизе уже полегчало. Появился аппетит. Она сидит на стуле и повторяет: «Суп… Суп… Суп…» «Подожди немного, сейчас остужу и дам» «Мама, дай суп», – просит Лиза. Мама поставила на стол тарелку с супом и дала ложку. Без уговоров суп исчез в желудке Лизы. Кстати, она давно (месяца два назад) ест всё самостоятельно, пользуясь ложкой и вилкой.
Выздоравливает. Пришла в комнату Вари. Разлеглась на диванчике: «Валяюсь…» Потом встала и начала сбрасывать со стула Варины вещи. Света: «Ты что делаешь? Повесь обратно». Не обращая внимания, Лиза уселась на стул. Взяла Варин учебник и запела: «О-обла-к-а-а белогри-и-вые лоша-адки-и».
Лиза перед умыванием: «Водичка, водичка, умой мои глазки».
Лиза уронила чайную чашку. Та разлетелась на куски. Света: «Чашка разбилась». Лиза: «Сломалась» и бросилась собирать куски чашки, но ей не разрешили.
Лиза разобрала магнитную ручку, а детальки припрятала. Мама: «А где детали? Ты что их съела?» Лиза: «Съела». Мама: «А что ты съела?» Лиза: «Омлет».
Пришло время ужинать. Мама: «Сейчас будешь гречку есть». Лиза: «Неть, макаоны (макароны)». Юля приготовила макароны. Ела с удовольствием.
«Спасите! Спасите от Ваи». После активной игры Лизы и Вари.
Просит Варю поиграть на пианино. «Вая, сыгай фаминго! Ну Вая, сыгай фаминго!» (Варя, сыграй «Фламинго» (музыкальное произведение)).
Умеет рисовать солнышко в виде круга и исходящих от него лучей, а в центре круга ставит точку. Может проводить параллельные линии.
Лиза с Варей балуются, орут на разные лады. Лизе надоело: «Вая, иди учи уоки (уроки)».
В семье Соколовых традиция. Перед ежедневным купанием Лизы кипятить чайник на кухне. Идут купаться, затем обтерев Лизу, идут на кухню, в горячую воду ставят стакан с кефиром, потом тёплый кефир Лиза самостоятельно выпивает и идёт, по её выражению, в постельке валяться. Сегодня пришли в ванную, не заходя на кухню, начали раздеваться и тут Лиза заметила нарушение правил: «Мама, а чайник?» – спросила она. Юля тут же среагировала: «Света, поставь чайник». Нарушения традиции не произошло.

1 год 9 месяцев
Валяются с мамой на диване. Лиза: «Мама, иди. Света посуду моет». Мама лежит. Лиза встала, взяла крем, пришла на кухню: «Света, мажь» и подаёт ей крем.
Варя со Светой ушли в музыкальную школу. Лиза взяла Варину папку с ручкой, ходит с ней, приговаривает: «В школу иду. В школу иду». Потом села за Варин стол. Взяла тетрадь по математике, ручку и стала писать в ней каля-маля. Для красоты прилепила ещё и пластилин. Варя пришла, посмеялась и продолжила делать уроки. Лиза потихоньку стащила дневник, а когда у неё стали его отбирать, она улеглась животом на дневник и стала кричать: «Уйди чудовище. Уйди чудовище».

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=71039779?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
От рождения до стихотворения. События раннего детства  записанные дедушкой Елизавета Соколова и Семен Смоленский
От рождения до стихотворения. События раннего детства, записанные дедушкой

Елизавета Соколова и Семен Смоленский

Тип: электронная книга

Жанр: Юмор и сатира

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 05.09.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Книга освещает подлинные факты из жизни ребёнка от рождения до 3 лет.События, которые его сопровождают, порой смешные и неожиданные, порой поучительные, но всегда жизнеутверждающие.Особое место занимает совершенствование мыслительного процесса и речи вплоть до сочинения стихов.Книга представляет интерес для широкого круга читателей, в особенности для молодых родителей.

  • Добавить отзыв