Интерес в интеграции естественного и искусственного интеллекта

Интерес в интеграции естественного и искусственного интеллекта
Александр Пастухов


В данной работе продолжено рассмотрение тем и вопросов, в той или иной степени связанных с понятием «интерес».Рассчитано на широкий круг читателей, которому небезразличны судьба и благополучие России.Ключевые слова: интерес, развитие, цивилизация, Россия, искусственный интеллект.





Интерес в интеграции естественного и искусственного интеллекта



Александр Пастухов



© Александр Пастухов, 2024



ISBN 978-5-0064-4206-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero










Интерес

в интеграции естественного и искусственного интеллекта


Екатеринбург 2024 г.



Введение



Начало третьего десятилетия ознаменовалось когнитивным взрывом, инициированным вторжением в общественную сферу больших языковых моделей искусственного интеллекта (далее – ИИ). Началась нешуточная гонка IT-лидеров за будущие лавры в создании «сильного, общего, универсального» супер-ИИ (AGI, Artificial General Intelligence).

В данной работе автор продолжает изложение своих размышлений, касающихся сосуществования ИИ с человеком (для краткости обозначим его как естественный интеллект – ЕИ), наделенным природой фундаментальным свойством – сознанием, в котором достойное место отведено одному из его главных признаков – интересу (далее – «И»). Предыдущие соображения по феномену «И» представлены в работах (1), (2), (3).



Роль искусственного интеллекта в эволюции человеческой цивилизации на современном этапе



Эволюция, как глобальный процесс, целиком и полностью определяет существование жизни, в том числе, и разумной. В данном повествовании ее можно определить, как последовательный информационный обмен и отбор между взаимодействующими объектами с целесообразным переходом от простых систем к сложным.

ИИ к настоящему моменту уже способен отследить и выявить на генетическом и молекулярном уровне некоторые закономерности эволюционирования живых существ и причины их деградации на протяжении жизненного цикла.

Последние открытия, касающиеся функционирования генов, клеток, ферментов и других компонентов организма, расширяют возможности фиксации параметров, ранее не учитываемых или не распознаваемых. Совместные усилия ЕИ по использованию новых знаний, в совокупности с уже имеющейся опосредованной или фрагментарной информацией, и ИИ, сориентированного на поиск взаимосвязей и оценку природных и социальных факторов, ожидаемо приведут к более глубокому пониманию эволюции и обеспечат радикальное продление биологической жизни.

Важнейшим пунктом реализации такого партнерства является предельно жесткий, строгий и беспристрастный отбор исходной информации и формулирование (конструирование) промтов (запросов). Все вводимые теоретические положения должны быть одобрены научным сообществом, а экспериментальные данные – подтверждены параллельными исследованиями, документированными по единообразным (стандартизованным) форматам. Необходимость их изменения в связи с количественными и качественными информационными пополнениями должна быть методологически подкреплена с целью единообразной трактовки разновременных данных.

Другое ключевое требование – систематизация всей достоверной и релевантной информации, наиболее пригодная для принятых способов машинного обучения (ML – machine learning) и актуализируемая по мере необходимости.

Третий основополагающий принцип – комплексный подход к организму с учетом всех доказанных закономерностей, свойственных биологическим особям, включая и человека, реализация которого также невозможна без участия ИИ.

Концентрация, сепарация, фильтрация, систематизация ранее добытых знаний с помощью ИИ приведет к экспоненциальному ускорению, повышению эффективности и резкому снижению стоимости научно-исследовательских и технологических проектов на всех этапах их реализации, а также несоизмеримо повысит качество отбора стартапов.

Темпы развития ИИ таковы, что, возможно, уже в ближайшем будущем указанные «санитарные» ограничения не потребуются вследствие выработки ИИ собственных критериев, с успехом улучшающих качество используемой информации.

Вывод: коллективный ЕИ, на протяжении всей истории испытывал в постижении природы периоды взлетов и падений, прорывов и торможений, но появление ИИ послужит невероятно мощным генератором и инструментом реализации творческих возможностей человечества на пути прогресса.



Информация – ключ к тайне сознания



Понятия сознания, мышления, разума настолько всеобъемлющи, что в ходе различных обсуждений возникают множество терминологических трактовок и определений. В данном изложении остановимся на следующих упрощенных подходах. Разум (или разумность) – это базовая часть сознания, основанная на логике и рациональности. Мышление (от слова мысль) – это обобщенный процесс мозговой деятельности, включающий абстрактный и конкретный компоненты. Эмоции – это содержание и продукт подсознательных процедур. Сознание – это всеохватная категория, включающая разум, мышление, подсознательную деятельность и являющаяся конгломератом упорядоченной и, преимущественно, активной информации в ЕИ, используемая по определенным командам в множестве назначений.

Последнее определение подчеркивает, что феномен информации является более общим по отношению к сознанию хотя бы по той причине, что ее хранение (существование) теоретически не имеет пространственных границ. И, хотя нет полной ясности, что происходит с информацией ЕИ после прекращения функционирования сознания, ее полное исчезновение (растворение в пространстве-времени) представляется маловероятным.

Большинство экспериментальных данных по поиску и объяснению явлений, возникающих в форме реакций на сигналы внешней среды, включая работу памяти в режимах запоминания и воспоминания, указывают на сложнейшее взаимодействие и разнообразие электрических и химических импульсов, что, впрочем, вполне логично. Главный вопрос заключается в установлении факторов инициирования процессов кодирования, хранения, сепарации и декодирования информации в биологических существах, циркулирующей при наличии той или иной потребности, которая, сама по себе, нуждается в понимании механизма ее жизненного цикла (запуска, усиления, стабилизации и затухания).

В информационном ракурсе сознание можно определить как «совокупность процессов, в ходе которых реализуется функционал, характеризующий действия с информацией: запрос, прием, обработку (фильтрацию, сортировку), хранение (размещение в соответствующих локациях памяти), внутреннее использование (когнитивные процедуры), отправку во внешнюю среду».

Мозг оперирует в двуедином пространстве, контактируя с внешней (открытой) средой и используя собственную внутреннюю биологическую систему, которая в предельном случае (при умозрительном отключении от всех внешних источников) способна приносить определенные результаты – выводы, догадки, озарения.

Во взаимодействии когнитивных систем и кроется главная тайна сознания: по каким принципам и командам запускаются процессы, вызывающие мысли, умозаключения, решения, которые в виде информационных пакетов, исходящих в периферийные исполнительные органы, трансформируются в реальные действия. При этом запись и извлечение информации из ячеек памяти осуществляются по биологическим алгоритмам и сетям, несравненно более хитроумным и запутанным в сравнении с существующими компьютерными аналогами.

Ситуация усложняется еще больше при организации существующих и вновь поступающих данных вследствие наличия множества целей и задач, обусловленных индивидуальностью мозга и соответствующей детализацией внешних источников.

Разумеется, способ кодирования биологических сигналов из-за многомерности информационных процессов имеет по сравнению с двоичной системой иной характер, не исключено – суперпозиционный. Именно такое устройство способно с невероятной скоростью достигать существующих целей – извлечение, конструирование, упаковку и обмен информацией – непосредственно в мозге и с внешним миром.

Сознание можно рассматривать в двух состояниях: собственно сознание, характеризующееся мышлением, логикой, креативом, и подсознание, в котором рациональная мыслительная деятельность отсутствует частично или полностью, а на первый план выходят инстинкты, ассоциации и эмоции. К особой разновидности подсознания стоит отнести сон и, с некоторыми допущениями, коматозное состояние.

Непредвзятый взгляд может обнаружить, что и рациональный, и эмоциональный интеллект (ЭИ) – это информация в ее разных проявлениях, причем чувства, наполняющие личность, не всегда поддаются точному вербальному оформлению и корректному измерению.

Очевидно существование множества промежуточных или пограничных состояний, когда сознание и подсознание комбинируют, переплетаются, меняются приоритетами. Новые мысли и чувства рождаются на подсознательном уровне, но рациональность и законченность обретают только с помощью мышления (в узком и широком смысле).

Вполне вероятно, что таинственное психическое состояние под названием интуиция, как субъективный кумулятивный опыт, также возникает в подсознании и далее, при взаимодействии с базовым сознанием, обретает законченные черты и формулировки, обусловленные индивидуальной гибкостью мышления, и определяется количеством усвоенной информации, используемой для создания целевых стратегий.

Вряд ли есть основания отрицать наличие сознания у высших животных, но при отсутствии или зачаточном состоянии второй сигнальной системы оно функционирует, в основном, в чувственной области, и только в отдельных случаях наблюдаются признаки рационального поведения. У человека сочетание рационального и иррационального намного сложнее, и все проявления мозговой деятельности являются частными случаями непрерывного движения информации, как единственного носителя сознания. Это в полной мере относится и к явлению «И», представляющему собой комбинацию рационального и эмоционального компонентов и органически свойственному как животным, так и людям, хотя и в несоизмеримых объемах.

Вывод: к высказыванию «информация – пища для ума» добавим «и не только»: информация – экзистенциональная сущность, определяющая все процессы мироздания.



Интерес в контурах информации и эволюции



«И», как неотъемлемая и наиболее мотивирующая часть статических и динамических процессов, сопровождающих человеческую жизнь, присутствует в ментальной сфере на всех уровнях и во всевозможных сочетаниях. Но какие механизмы используются для организации когнитивной деятельности? В этом рассмотрении условно можно разграничить внешний и внутренний контуры.

Информация из внешнего контура распределяется по собственным алгоритмам, но при этом становится дополнением массивов, содержащихся во внутреннем контуре. Существующая совокупность служит источником для всех ментальных процессов: размышлений, воспоминаний, переживаний и т. п.

Внутренний контур, по-видимому, действует по принципиально иным алгоритмам, которые потенциально усложняются по мере эволюции индивидуума, в значительной степени работают на вербальном базисе и в течение жизни могут использоваться крайне неравномерно. Эмоциональный информационный блок, вероятно, базируется на подсознательных ресурсах ассоциативного характера.

Сознание в любом случае должно иметь материальную природу, и в этом качестве стоит гипотетически обратиться к принципу суперпозиции информации, как мыслимой совокупности всех данных, содержащихся в вещественном мире и имеющих тенденцию роста к систематизации и использованию.

Как уже указывалось выше, поступающая информация должна вначале быть размещена в соответствующей области (или областях) мозга, но ее последующая дислокация отнюдь не является постоянной и зависит от множества обстоятельств. Во-первых, она может быть помещена на длительное хранение и даже не востребована на протяжении всего биологического цикла. Во-вторых, информация может использоваться регулярно, как основополагающий ресурс для какой-то деятельности. В-третьих, она может извлекаться в исключительных условиях или по мере необходимости. То же самое касается ее объема, детализации, глубины и временной смены дислокации. В-четвертых, логическая информация обычно сопровождается эмоциональными или чувственными дополнениями. Во всех упомянутых случаях любому событию будет соответствовать информационная волна с уникальными характеристиками.

Помимо уточнения локации форм и особенностей мышления, не меньший «И» представляет способы преобразования и экстрагирования информации в мозге. Можно предположить, что все когнитивные процессы связаны с перманентной модификацией кода, обеспечивающего при извлечении информации выдачу нового продукта мыслительной деятельности.

Такой подход допускает невероятное разнообразие кодовых цепочек или других схемных решений, обусловливающих на протяжении жизни уникальность, трансформацию и эволюцию ЕИ, частично передаваемых потомкам в объеме и качестве, существовавшем на момент зачатия. Поэтому расхожее выражение: «Природа на детях отдыхает» нельзя признать безальтернативным; существует множество факторов (возраст, опыт, психическое состояние и т. д.), влияющих на интеллектуальное богатство личности в тот или иной момент времени.

Последние 30 лет (со времени формулирования Д. Чалмерсом «трудной проблемы сознания» – отсутствия понимания связи когнитивных процессов с субъективным опытом или феноменальным сознанием) идут бесконечные дискуссии о природе сознания с акцентом на нейроморфных механизмах его функционирования; при этом часть специалистов остается приверженцами идеалистической трактовки сознания, как субъективного опыта на основе анализа привходящих ощущений. Но, как бы ни были убедительны сторонники идеального компонента существующего мира в цветистости рассуждений и эмоциональности донесения своих представлений, они так и не могут представить экспериментальные доказательства его наличия.

По мнению автора, загадка природы сознания заключается в его дуализме: вся логистика циркулирующей информации имеет под собой объективную материалистическую основу, а результаты ее пребывания в физическом теле представляют собой генерацию новых информационных пакетов, в том числе, в виде разнообразных «И». Другими словами, сознание – это фабрика по производству новой информации различного качества и количества.

Это предположение идет вразрез с гипотезой панпсихизма, декларирующей наличие сознания у любых материальных объектов (всеобщей одушевленности природы) по совершенно очевидной причине: панпсихизм игнорирует диалектический принцип перехода количества в качество и наличие эволюции в живых организмах. Трудно представить рефлекторные реакции на внешние раздражители, присущие примитивным существам, как сознательную деятельность, поскольку никакой новой информации они не производят. В то же время многообразная реакция животных на эмоциональные проявления, а также принятие ими решений и выполнение действий в ответ на обучающие сигналы однозначно свидетельствуют о создании новой информации, пусть и на относительно примитивном уровне.

Как экзистенциальный компонент сознания, «И» животных в количественном и качественном отношении несоизмеримо уступают «И» человека в силу ограниченности биологических (степень сложности устройства мозга и отсутствие полноценного языкового аппарата), территориальных и социальных возможностей и не простираются далее среды обитания, но в конкретных ситуациях (взаимоотношениях) могут превосходить по искренности и глубине человеческие реакции, исключая, разве что, детей: достаточно посмотреть сотню видеосюжетов о поведении животных, чтобы безоговорочно признать наличие у них «И» к познанию, материальной выгоде и эмпатии.

Для понимания эволюции сознания было бы весьма любопытно провести дрессировку животных с разным уровнем интеллекта и активного восприятия (шимпанзе, попугаев, ворон, крыс и т. д.) с участием ИИ, который фиксировал бы достижения в обучении по различным методикам и анализировал результаты экспериментов.

Весьма вероятно, в недалеком будущем именно на фундаментальном свойстве «И» удастся разработать целевые методики, позволяющие понять, как и о чем думают животные; полагаться на случайные проявления ими человеческих рутинных реакций и через эти знания выявлять закономерности сознания было бы методологически неверно.

На протяжении жизни индивидуума вполне естественна перманентная модернизация алгоритмов в мозге, отвечающих за информационные процессы, причем с разной степенью успешности. Некоторые индивиды со стандартным уровнем здоровья без труда извлекают из памяти необходимые сведения, другие – могут вспомнить в непредсказуемых или стрессовых обстоятельствах, третьи – не вспомнят никогда вследствие отсутствия надлежащих условий, что свидетельствует о разных уровнях совершенства, достигнутых тем или иным ЕИ.

Если принять гипотезу о существовании информации в мозге в виде системы кодируемых значений, то вполне логично представить ее накопление и упорядочение (в категориях знаний и опыта) усложняющейся алгоритмической средой: включение резервных структурных элементов с последующим преобразованием (в виде воспоминаний и ассоциаций) при наступлении определенных условий или хранение в качестве невостребованного ресурса, который может использоваться при более жестких внешних воздействиях.

В такой трактовке код – универсальная понятийная сущность, и для него нет принципиальной разницы, будет ли с его помощью записана логическая, эмоциональная или иная информация.

Также можно усмотреть некоторую схожесть у ЕИ и ИИ в загрузке внешней информации, которая в ЕИ неким образом кодируется для последующей транспортировки в мозг, а при поступлении в нейросеть – за счет т. н. разметки данных или иного способа.

Сужая сферу обсуждения и возвращаясь к собственной гипотезе о наличии в мозгу центра «И», автор чувствует в ней определенную «сырость». Центры любопытства свойственны всем высокоразвитым животным; например, у человека они обнаружены в среднем и промежуточном мозге и в коре больших полушарий. К субталамусу (участку среднего мозга) сходятся сигналы от самых разных центров потребностей, отвечающих за физиологические или примитивные инстинкты. Тесно связанный с ним гиппокамп управляет идентификацией новых данных с помощью нейронов, детектирующих изменения.

Совместная работа этих и других, пока недостаточно исследованных областей, создает сложнейший когнитивный продукт и системный информационный феномен, каким является «И», по-видимому, циркулирующий в значительном объеме мозга, за счет включения в работу большинства ключевых отделов: гиппокампа, лобной доли, амигдала (эмоциональный компонент), системы вознаграждения, гипоталамо-гипофизарной системы и префронтальной коры, играющей роль координатора других функциональных зон обеспечения его реализации. По сути, включение «И» означает сканирование мозга и активную реакцию некоторых его участков на возбуждающий фактор.

В более широком контексте не стоит исключать из рассмотрения модель распределенного центра управления «И», которые являются частью информационного потока из внешней среды и, ввиду своего исключительного разнообразия, формируются практически во всех участках мозга, ответственных за мышление и эмоции, а исходные алгоритмы жизненного цикла «И» эволюционируют (усложняются, совершенствуются) по мере развития личности и степени ее взаимодействия с внешней средой.

Считается, что у слова «logos» более 30 значений на греческом языке. Среди наиболее релевантных выделяются разум и мысль, тогда при обсуждении феномена информации выстраивается следующая связка: «информация – „И“ – разум». Если информацией наделено любое живое существо, то на каком-то этапе эволюции при удовлетворении необходимых физиологических потребностей у него появляется возможность инстинктивного выбора жизненно необходимых веществ, сопровождающегося перенастройкой внутреннего массива данных.

Процесс поиска и отбора приоритетной информации можно расценивать как элементарный «И», ведущий к положительному эволюционному результату. И только на следующем коммуникационном уровне возникает фазовый скачок к зарождению примитивных мыслей, которые в период очередного качественного перехода формируют сознание (разум). Параллельно происходит и усложнение «И», базирующихся на все более хитроумной информационно-коммуникационной структуре.

В рамках эволюции сознания ЕИ представляется вполне естественной первичность появления ЭИ, формирующегося преимущественно за счет неструктурированных данных, передаваемых индивидами посредством криков, жестов, взглядов, но только с появлением языка произошло становление рационального интеллекта, что вполне согласуется с утверждением о первородстве слова в Евангелии от Иоанна.

Вывод: «И» является важнейшим промежуточным и формирующим звеном в процессе организации разумной жизни.




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70995040?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Интерес в интеграции естественного и искусственного интеллекта Александр Пастухов
Интерес в интеграции естественного и искусственного интеллекта

Александр Пастухов

Тип: электронная книга

Жанр: Философия и логика

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 21.08.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: В данной работе продолжено рассмотрение тем и вопросов, в той или иной степени связанных с понятием «интерес».Рассчитано на широкий круг читателей, которому небезразличны судьба и благополучие России.Ключевые слова: интерес, развитие, цивилизация, Россия, искусственный интеллект.

  • Добавить отзыв