Мы и другие. Типология из параллельного мира
Светлана Ивановна Небыкова
В книге последние достижения в области типологии представлены как рассказ пришельца с другой планеты, принявшего облик котенка. Его задача – познакомить мальчика Сеню с основами современной типологии. Свободно гуляя по городу или дачному поселку, Инька наблюдает за отношениями между людьми и знакомит со своими открытиями Сеню. Когда Сеня начинает разбираться в человеческой типологии, Инька переходит к животным. Таким образом, знакомство с психологическими типами людей закрепляется на более простом и эмоционально насыщенном материале. Изложение в форме диалога между котенком и мальчиком позволяет говорить о сложных проблемах просто и занимательно. В основе книги – авторская концепция. Перевод с телепатического языка на русский выполнен автором.
Светлана Небыкова
Мы и другие. Типология из параллельного мира
Глава 1 Находка
Кому нужна типология
Авторский вариант типологии является дальнейшим развитием теории темпераментов.
Многие столетия психология основывалась на четырех типах темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. В начале ХХ века Карл Густав Юнг в своей книге «Психологические типы» описал систему из восьми психологических типов личности. Опираясь на теорию Юнга, советский исследователь Аушра Аугустинавичюте создала систему из шестнадцати типов, назвав ее «соционикой» (от слова социон– все человечество). Эту систему в течение нескольких десятков лет широко используют соционики Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Киева, дополняя ее, детализируя, но не меняя в ней ничего по существу.
Параллельное направление существует в США. Там его называют типологией. Его создатели так же, как и А.Аугустинавичюте, положили в основу своей концепции теорию Юнга и вышли на шестнадцать типов личности. Второе сходство – как и соционики, они за несколько десятилетий не сделали ни одного серьезного шага вперед.
Во-первых, количество типов личности, а именно шестнадцать, не совпадает с данными криминалистов, имеющих дело с фотороботами: по их мнению, достоверно различимых типов внешности около тысячи. Если типов внешности, то и типов людей, различающихся психологически: наш темперамент, наш характер коррелируют с особенностями нашей внешности.
Во-вторых, соционика очень далеко отошла от привычной нам академической психологии. Она несводима к типам темперамента. Соционики заявляют об отсутствии связей между типом человека и его внешностью. Другими словами, соционика – сама по себе. Отдельное, обособленное направление в развитии психологии и типологии.
В-третьих, заявляя о себе как о современном направлении в науке о человеке, соционика ничего не добавляет к тому, что уже известно в этой области, не вносит ни поправок, ни уточнений в существующие представления.
Между тем, следующий шаг очень прост: я предлагаю удвоение психологического типа личности.
Что это значит? То, что соционики называют психологическим типом, на самом деле лишь его часть, то есть модель. Тип человека – сочетание двух моделей. Как только мы это признали, все волшебным образом меняется: «работает» внешность, тип темперамента из тыквы превращается в золотую карету, став основой современной типологической системы. Кроме того, усовершенствованная таким образом система вносит свою лепту в теоретическую психологию, помогая ответить на вопросы, до сих пор висевшие в воздухе.
Немаловажно и то, что количество типов получается 1024 (с учетом подмоделей), что согласуется с данными криминалистов.
Практическое использование такой системы может быть очень широким.
1. Типология в таком варианте, а именно неосоционика, может помочь школьному психологу справиться с его задачами. Дело в том, что существующие методы исследования личности школьника либо требуют больших затрат времени, либо малоэффективны. Определив тип школьника, состоящий из двух моделей, психолог может помочь ему выбрать профессию, точнее, область профессий, в которых он будет наиболее успешен. Он может подсказать школьнику направление самокоррекции, способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Главное же – психолог подтолкнет подростка к самопознанию и к восприятию школьных занятий как способов осознания себя в мире.
2. Типология для практического психолога – это ценнейший инструмент эффективного ведения индивидуальных и семейных консультаций, с учетом всех сложностей взаимодействия в семье.
3. Типология необходима родителям для выбора оптимальных способов взаимодействия с ребенком.
4. Типология может помочь при усыновлении: усыновленный ребенок при таком подходе может стать роднее родного.
5. Типологический подход дает школьному учителю возможность проводить уроки по истории и литературе совершенно необычным образом, позволяя школьникам пропустить учебный материал через их личностный опыт. Это можно сделать в виде театрализованных уроков истории или литературы, подобрав «артистам» роли исторических деятелей или литературных персонажей, близких типологически исполнителям.
6. Такой подход неоценим для людей творческих профессий: писателей, режиссеров, артистов театра и кино, художников.
7. Невероятно значимо владение знаниями о типологии для руководителей (подбор кадров, создание эффективно работающего коллектива, разрешение конфликтов, взаимодействие с партнерами).
8. Историки могут использовать типологию как инструмент для более глубокого понимания исторических деятелей и их взаимоотношений.
9. Неисчерпаемы возможности использования типологии политиками и дипломатами.
10. Необозримое поле деятельности открывает типология перед этнографами.
11. Трудно предсказать, насколько плодотворным может быть сотрудничество типологов и генетиков.
12. Типология способна внести свой вклад в работу селекционеров: далеко не всегда подбор элитных родителей дает ожидаемый результат. Здесь необходимо грамотное сочетание генетических и типологических особенностей.
13. Знание типологии или консультации типологов могут оказаться полезными дрессировщикам.
14. То же можно сказать о любителях домашних питомцев. Элитность, экстерьер, окрас, конечно, важны, но лучше, чтобы эти достоинства сочетались с психологической совместимостью щенка, котенка, лошади с владельцем.
15. Типология необходима тем, кто хочет понять себя и свои взаимоотношения с окружающими.
16. Типология на современном уровне – это свободное поле для исследований. Осваивайте его: на этом поле зарыты – нет, не золотые монеты – здесь на вас поглядывают пока еще нереализованные дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации, ненаписанные научные статьи и книги. Дерзайте!
Несколько слов о соционике. Это – блестящее открытие Аушры Аугустинавичюте. Блеск ее теории – в графической модели А – так соционики сокращенно называют эту модель, полное же ее название – «модель Аушры».
Без этой модели я не смогла бы сделать следующий шаг. В американском варианте ничего подобного нет.
Кто знает, возможно, гениальность Аушры Аугустинавичюте и явилась причиной столь длительного топтания соционики на одном месте: для социоников ее концепция совершенна и непогрешима. Любое отступление от нее, любой шаг в сторону или вперед воспринимается ими как кощунство. Попытка сделать такой шаг – посягательство на святыню
Но этот шаг нужен. Детям. Учителям. Всем нам.
Глава 2 Начало обучения
Типы темперамента
– Странно, – сказала мама. – Вы с Инькой похожи. Не понимаю, как это возможно.
– А правда, – ахнул Сеня. – Я это сразу почувствовал. Но понял только сейчас, когда ты сказала.
– Посмотри: у него и походка как у тебя, легкая и как будто танцующая. И глаза того же цвета, у обоих синие и большие.
– И он так же, как я, все чувствует. И все понимает.
– А я, значит, не понимаю!
– Что ты, мама, ты все-все понимаешь. Но ты не подлаживаешься. Ты напираешь.
Мама посмотрела на Сеню с удивлением:
– Воспитала на свою голову! Быстро под душ – и за стол. Тетрадки положил в ранец?
– Да, еще с вечера.
А про себя подумал: «У тебя попробуй не положи!»
В школе он был собран и внимателен: если сразу все понять и запомнить, больше останется времени для бесед с Инькой.
– Ты понял, – спросил он мысленно у Иньки, – мама думает, что мы с тобой похожи.
– Она права, – пришел ответ. – Это типологическое сходство. Мы с тобой похожи типологически.
– Что значит – типологически?
– По характеру, поведению и по внешности.
– Как я могу внешне быть похожим на котенка?
– Мама же тебе сказала: походка, глаза. А по характеру ты сам сказал: я все чувствую как ты и понимаю как ты.
– Мне далеко до тебя.
–Не так уж далеко. И дело не в том, кто больше знает: мы воспринимаем мир похоже.
– В голове не укладывается.
– Уложится. Главное – правильно начать.
– А правильно – это как?
– Начинать надо с себя. Поймешь себя – поймешь других.
– Себя понять всего труднее.
– Мы начнем с тебя, но не с самого тебя, а со сказки. С такой сказки, в которой есть ты.
– А что, есть такая сказка?
– И не одна. Но эта – самая точная. Один из ее героев – твоя копия.
– Что за сказка?
– Про Винни-Пуха.
– Я на него не похож.
– Не на него: ты похож на Пятачка.
– Разве у него синие глаза?
– Не знаю, бывают ли у поросят синие глаза. Но походка как у тебя. И поведение.
– И чем же я похож на него?
– Вспомни: он очень добрый. Ты ведь добрый?
– Да.
– Он капризный.
– Я разве капризный?
– Если бы мама не разрешила меня оставить, что бы ты сделал?
– Я снял бы куртку и ботинки и ушел бы босиком, чтобы умереть вместе с тобой в сугробе.
– Но ты ведь знал, что мама тебя любит и этого не позволит. Знал, что она уступит.
– Да. Знал.
– Выходит, ты умеешь манипулировать.
– Что значит «манипулировать»?
– Заставлять людей делать по-твоему, используя их слабости.
– Любовь мамы ко мне – это ее слабость?
– Это ее сила. Но ты превращаешь эту силу в слабость.
– Но ведь я не мог пойти и бросить тебя в сугроб!
– Не мог. Но мог найти другой выход.
– Скажи, какой.
– Например, мог сказать, что ты боишься идти один и попросить пойти с тобой. Она ведь тоже не смогла бы меня выбросить. Она любит чистоту и порядок, а ты притащил грязного котенка, испачкал рубашку и куртку, не пошел на музыку.
– Разве чистота дороже твоей жизни?
– Нет ничего дороже жизни. Но ты плохо подумал о маме. Когда ты веришь в лучшее в человеке, он и ведет себя так. Знаешь, что я сказал ей? Я сказал: какая ты чудесная, красивая и справедливая. И она оставила меня.
– Да, я начинаю понимать. А мама? Она из какой сказки?
– Помнишь мультик про кота Матроскина?
– Она не Матроскин!
– Конечно, нет! Она мама дяди Федора.
– А правда! Она и поет очень хорошо! И наряжаться любит.
– Вернемся к Пятачку. Он постоянно тревожится. У него хорошие друзья, поэтому он такой милый. Но когда появляется опасность, он переживает больше всех. И еще сам придумывает разные страхи. Помнишь следы? Они их натоптали с Винни-Пухом, гуляя вокруг леса, а Пятачок подумал, что кто-то ходит за ними, и этих кого-то становится все больше и больше. Так появилось в его фантазии страшное чудовище – Слонопотам.
– Да, похоже. А почему я люблю маму и все время обижаюсь на нее?
– Потому что, если бы Пятачок и мама дяди Федора были из одной сказки, Пятачок ее критиковал бы. Придирался.
– Ты думаешь?
– Я знаю. Я ведь тоже Пятачок. И я ее критикую.
– Не заметил.
– Потом поймешь. Ты научишься понимать себя и других и будешь лучше уживаться с ними.
– А ты можешь сказать, из какой сказки моя учительница музыки?
– Она…Сейчас…Думай о ней, и я ее увижу. Все, понял. Она из сказки про кота Леопольда.
– Да, она ни с кем не ссорится. Знаешь, она очень красивая. У нее глаза такого цвета… Как фиалки!
– Сейчас мы с тобой начнем урок.
– Какой урок?
– Урок типологии. Ты готов?
– Да. Только я хочу пить.
Сеня достал из холодильника апельсиновый сок, налил в чашку и уже собирался выпить, как вспомнил: надо его подогреть. Перелил в кастрюльку, включил конфорку, подогрел, снова перелил в чашку. Выпил сок, но тут подумал, что надо вымыть чашку.
– Это ты командуешь мной? – спросил он Иньку.
– Я помогаю тебе поступать правильно.
– Это скучно – всегда поступать правильно.
– Зато освобождает время для интересных дел. И ты не ссоришься ни с кем из-за пустяков.
– А мама меня не ругает. Она и не узнала бы, что я пил холодный сок. И чашку вымыла бы молча.
– Но где-то внутри у нее копилось бы раздражение. Ведь она не прислуга – все убирать за вами. И про сок она узнала бы – не совсем точно, а как предчувствие. Как какое-то странное понимание без участия мысли. На уровне подсознания. Но давай начнем, а то ты еще чего-нибудь захочешь.
Инька стал рассказывать Сене о типах темперамента. Их всего четыре: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Сеня видел разных людей, их поведение. Он понял, что холерик очень быстро на все реагирует. Быстро и бурно. Он громко смеется, взрывается, когда что-то не по нем, может накричать. Он смелый и очень активный. Именно такой была его мама. И еще мама дяди Федора.
Флегматик спокойный и надежный. Он и говорит медленно и двигается тоже медленно. Очень похоже на его учительницу музыки Аллу Васильевну. Из сказок это – кот Леопольд и Винни-Пух.
Сангвиник легкий, веселый. Он любит быть в центре внимания. Неприятности с него скатываются как с гуся вода. Он талантливый, остроумный, у него много друзей. Не любит доводить начатое до конца – у него слишком много интересов. Сеня подумал, что сангвиником является его школьный друг Артур. А из сказочных героев – Буратино и Незнайка.
Меланхолик очень тревожный. У него много фантазий и страхов. Он внимателен к мелочам, бывает грустным, быстро устает. За примером далеко ходить не пришлось: таким был он сам и котенок Инька. А из сказок – ослик Йа-Йа, друг Винни-Пуха и Пятачка.
– Надо же, как все просто! – подумал Сеня, но тут же пришла другая мысль: это был только первый шаг.
Типы темперамента во взаимодействии
Когда Сеня пришел из школы, Иньки дома не было.
– Где Инька? – спросил он у мамы.
– Ушел гулять.
– Зачем ты его отпустила? Он потеряется. Его украдут. Его загрызут собаки.
– Ничего с ним не случится.
– А как он придет домой?
Тут раздался звонок домофона.
– Алло, – сказала мама, и мужской голос ответил:
– Это ваш котенок, беленький такой с синими глазами?
– Да, наш.
Мама еще вешала трубку домофона, а Сеня уже мчался вниз по лестнице, забыв про лифт. Он схватил Иньку, прижал к себе.
– Как вы узнали, что он наш?
– Сам не пойму. Мне пришло в голову почему-то позвонить в вашу квартиру.
– Спасибо.
– Что же вы такого маленького отпускаете гулять одного?
– Он очень умный. Он не пропадет.
– Давай гулять вместе, – сказал Сеня, входя в квартиру. – А то я за тебя буду бояться.
– Ты опять испачкал рубашку! – услышал он мамин голос.
– Прости, я сейчас постираю!
Мама посмотрела на Сеню с удивлением, как будто не узнавая. Потом сказала:
– Да, ты растешь.
Сеня переоделся, постирал рубашку, пообедал.
– Мама, я немного отдохну, а потом сделаю уроки.
– Опять будешь сидеть с Инькой?
– Да. Я быстрее отдыхаю, когда он рядом.
Наконец-то можно поговорить о типологии!
– Инька, мы сегодня сделаем следующий шаг?
– Мы еще первый не закончили.
– А что там еще?
– Темперамент важен не сам по себе. Важно понять, для чего он. Об этом знали древние воины.
Сеня увидел этих воинов. Они были верхом на конях и готовились к битве. Он заметил, что они группировались по четыре всадника. Сеня выбрал одну такую группу и рассмотрел их внимательно. Один из них был на вороном коне, черном как уголь. Конь переступал с ноги на ногу, нетерпеливо вскидывая голову, шумно выдыхая воздух. Он явно рвался в бой. У его хозяина были темные глаза, смуглое лицо. Глаза блестели азартом. Он смотрел вперед. Он, как и его конь, рвался в бой. Сеня понял, что оба они были холерики.
Рядом с ним спокойно стоял другой конь. Он был гнедой, плотный. Его всадник был крупный, тяжелый. Глаза всадника были серьезны. Он смотрел то вперед, то на первого всадника. Это были два флегматика, конь и человек.
Третий конь был огненно-рыжий, легкий, с точеными тонкими ногами. Он не стоял на месте, а как будто танцевал, то продвигаясь вперед, то отступая назад. Его глаза с любопытством смотрели вокруг. Хозяин этого коня с улыбкой оглядывался на товарищей, как будто спрашивая: не правда ли, моему коню цены нет? А сбруя – вы только посмотрите! Вы когда-нибудь видели такую сбрую? В его переменчивом лице было желание нравиться и общаться. И еще задор. Веселье. Гордость. Все вместе. Ясно: это сангвиник.
Четвертый конь был белый. Он чутко насторожил уши и тревожно посматривал по сторонам. Его всадник слегка сутулился и как будто грустил. Возможно, он думал, вернутся ли они, он и его конь, из этого боя. Наверняка меланхолик, но он не был похож на Сеню. И холерик был не очень похож на маму, а флегматик на Аллу Васильевну. И сангвиник был не совсем такой, как Буратино и Незнайка.
– Почему так? – спросил Сеня.
– Ты потом поймешь.
– Когда?
– Сейчас посмотри битву. Постарайся понять, зачем эти четверо нужны друг другу. А потом садись за уроки. Вечером поговорим.
Сеня стал смотреть битву. По сигналу трубы вперед рванулся вороной. Всадник не оглянулся на своих товарищей. Он летел вперед так стремительно, что остальные напрягались, чтобы не отстать.
Прямо за ним скакал флегматик. Сеня увидел, как они, все четверо, врезались в гущу врагов. Тут кто-то хотел ударить пикой холерика, но флегматик рубанул его саблей, и тот слетел с коня.
– Вот оно что, – подумал Сеня. – Флегматик работает как телохранитель холерика.
Интересно было наблюдать за сангвиником. Он дразнил врагов, подъезжал к ним близко, делал вид, что испугался, и пускался наутек. За ним скакали двое-трое врагов, он уводил их в сторону и вдруг поворачивал своего огненного коня и мчался на них, ловко увертываясь от их копий. Справившись с этими, снова кидался в бой и снова хитрил и сбивал всех с толку. Там, где он крутился на своем коне, все перепутывалось, враги переставали соображать что-либо и обращались в бегство.
– Сангвиник – для контакта с врагами!
– Здесь – да, с врагами. На самом деле сангвиник – для взаимодействия. Любого. Со знаком плюс и со знаком минус. Обрати внимание: он им что-то кричит. Наверно, дразнит их. Они злятся и выключаются из битвы, бросаются на него.
– Да, правда. Он их совсем не боится!
В это время холерик носился, перемещаясь в самые опасные точки. Враги разбегались от него. Флегматик не отставал ни на шаг, защищая его спину. Сангвиник тоже держался близко к холерику. Тут же был и меланхолик. Он сражался уверенно, но осторожно, отступая и возвращаясь. Вдруг он что-то крикнул холерику. Тот его не слышал, и меланхолик подъехал к нему совсем близко и снова что-то сказал. Вся четверка во главе с холериком вдруг повернула назад и помчалась в обход сражения.
Сеня понял, что меланхолик предупредил о чем-то холерика. Картинка исчезла.
– Что он сказал холерику?
– Он сказал, что враг теснит левый фланг, и они поскакали туда на помощь.
– А как он узнал?
– Ты знаешь, что такое интуиция?
– Слышал, но ты лучше скажи.
– Интуиция – это особая чувствительность к тому, что происходит. Она основывается на предчувствии и умении улавливать слабые сигналы.
– Да, я вспомнил.
Сеня в то лето – год назад – катался на велосипеде и заехал в лес. Хотя обещал кататься только около дома. Они отдыхали тогда в деревне. В лесу было чудесно. И вдруг, когда он ехал по просеке, он увидел впереди длинную и широкую лужу. В дальнем конце лужи, поперек нее, лежала доска. Она торчала из лужи сантиметров на пять, если не больше. Сеня хотел сойти с велосипеда и обойти эту лужу сбоку, между деревьями, но почувствовал, что останавливаться нельзя. Он не понял, почему. Может быть, птицы замолчали или изменилось что-то в их голосах. Может быть, он ощутил что-то враждебное рядом. Он даже, как он вспомнил потом, почувствовал опасность с левой стороны. Сеня разогнался, его велосипед перескочил через доску, и он спокойно поехал дальше. А через несколько дней узнал, что в лесу прятался беглый заключенный. Он остановил мальчишку, собиравшего грибы, отнял у него корзину, в которой были грибы и кусок хлеба, потом схватил его за руку и стал требовать, чтобы тот принес ему еду и деньги, а если обманет, он убьет всех его родных. Мальчишка вырвался, но тот человек успел ударить его ножом. Не сильно, нож только скользнул по коже. В тот же день это место окружили солдаты из ближайшей воинской части, и преступника поймали. Возможно, его присутствие почувствовал тогда Сеня.
– Да, я понял, – сказал он Иньке. – Это все сразу: что-то изменилось вокруг меня, враждебные волны от этого человека и еще что-то, какое-то внутреннее чувство.
– Ну все, за уроки. Потом погуляем, а вечером поговорим.
Во время прогулки Инька вдруг подошел к двум женщинам, которые разговаривали на улице, и сел неподалеку от них. Сене он передал сообщение: ты иди, я хочу послушать. Они говорят о своих кошках. Я догоню тебя.
Это повторилось еще пару раз. Один раз он уселся под скамейкой, на которой разговаривали о чем-то мужчина и женщина. Второй раз задержался возле группки девчонок.
– Инька, подслушивать нехорошо, – сказал ему Сеня, когда они вернулись домой.
– Если бы я был человеком, я бы подошел и заговорил с ними, и они сами бы мне все рассказали. Так что я не подслушиваю, а по-своему участвую в разговоре.
– А мне расскажешь?
– Потерпи. Расскажу, когда доберемся с тобой до кошек. Не хватайся сразу за все. Сначала люди. Чтобы понять хоть что-нибудь, надо сначала понять себя.
Четыре всадника из квадры ГАММА
– Помнишь, – сказал Инька, – ты заметил, что твои всадники не совсем похожи на тебя, твою маму, Аллу Васильевну и на Буратино с Незнайкой. Сейчас поймешь, почему. Ты слышал такое слово – квадра?
– Нет. Похоже на квадрат.
– Да. Квадрат состоит из четырех сторон. А квадра – из четырех темпераментов. Всего четыре квадры, и в каждой представлены все четыре типа темперамента.
– Получается, что холериков на самом деле четыре варианта?
– Да, ты верно понял. Они похожи в главном, но несут на себе особенности своей квадры.
Сеня увидел снова четырех всадников. Они были связаны между собой какой-то общностью. Он понял: это был дух квадры.
– Расскажи мне о них через сказку.
– Одной сказки не хватит. Эти воины и их кони – из квадры ГАММА. Ее обозначают иногда римской цифрой III или третьей буквой греческого алфавита ?, которая читается «гамма». Давай так: сначала о каждом из них, потом о квадре. Начнем с холерика. Он – Маугли. Властелин. Лидер, который ведет за собой. Справедливый. Уверенный в себе. Очень смелый. У него высокий рост, атлетическая фигура.
– От слова атлет?
– Да. Он стройный и сильный. Щедрый. Он одаривает своих воинов своей энергией. Он первый среди равных. И он очень красив. У него круглое лицо, большие темные глаза, смуглый цвет лица. Нос среднего размера. Нос и губы красиво очерчены. Рот скорее большой. Больше среднего. Уверенные движения.
– А флегматик?
– Флегматик очень надежный.
– Да, я видел его в битве.
– Он среднего роста или ниже среднего. У него плотная фигура. Голова большая, почти прямоугольное лицо. Глаза большие, удлиненные, темные, глубоко посаженные. Нос длинный, средней толщины. Рот красивый, твердый. Движения дискретные.
– Что значит «дискретные»?
– Не совсем плавные.
– Рывками, да?
– Да, только эти рывки очень мелкие, почти незаметные. Он обычно напряжен: лицо напряженное, глаза, рот, речь.
– Я знаю, у нас в школе завуч Людмила Сергеевна. Очень строгая. Она составляет расписание. А на каких сказочных героев они похожи?
– Их мало в сказках. Медведь Балу в «Маугли». Сова из «Винни-Пуха».
– А сангвиник?
– Сангвиник этой квадры среднего роста. Голова чуть больше среднего размера, кругло-квадратная. Глаза серые, взгляд прямой, открытый. Он часто улыбается, любит шутки. Читал про Пеппи-Длинныйчулок?
– Да.
– Ну вот, Пеппи-Длинныйчулок – сангвиник из этой квадры. Веселая, очень щедрая, у нее много друзей.
– Я понял: это всадник на огненно-рыжем коне. Он любит порисоваться.
– Да, это так. Кстати, их много среди американских актеров, вообще среди американцев. Это тип ковбоя, моряка.
– А теперь меланхолик.
– Меланхолик этой квадры высокого роста. Он немного сутулится.
– Да, я видел. Он был на белом коне и сутулился.
– Он скромный, молчаливый. Разговорчив только с друзьями и в семье. У него удлиненное лицо, длинный широкий нос, маленький рот. Глаза умные, часто карие, но не яркие. Надежен, щедр, всегда готов прийти на помощь. Осторожен, может тревожиться по пустякам, но в минуты опасности собран и бесстрашен.
– Можешь привести пример?
– Как раз когда я гулял один, стаф бросился на колли и вцепился ей в горло. Хозяйка колли отбежала в сторону и стала кричать: «Кто хозяин?! Заберите свою собаку!» А ее подруга, меланхолик этой квадры, схватила стафа за ошейник и стала тянуть, чтобы он не перехватил и не добрался до горла колли.
– А он еще не добрался?
– Нет, шерсть помешала. Хозяин на бегу крикнул: «Бейте его ногой по морде, сбоку!». И девушка ударила, но ничего не произошло. «Сильнее!» Она ударила сильнее, и стаф разжал челюсти. Тут подбежал хозяин стафа, и они вдвоем оттащили его от колли. Шея и грудь колли были в крови, но я понял, что это из дырочек от клыков на коже. Ничего страшного, хотя, конечно, очень больно: ведь он оттягивал кожу, отрывая ее от мышц.
– Колли визжала?
– Еще как!
– А эта девушка боялась и делала?
– Нисколько не боялась. Потом, когда стаф еще раз рванулся в их строну, девушка вздрогнула и побледнела. А в момент опасности она не боялась.
– Значит, я эту квадру видел в той битве. У них у всех есть что-то общее. Эти четверо были как одно целое.
– Именно так. Это общее – дух квадры. Квадра, которую ты видел, называется третьей, или квадрой ГАММА. Ее обозначают римской цифрой III или третьей буквой греческого алфавита ?. Эта квадра не боится трудностей. Лучше всего она действует в экстремальных ситуациях.
– Экстремальные – это сложные?
– Да, сложные, опасные, требующие напряжения всех сил. Например, это экипажи самолетов, кораблей, подводных лодок.
– Космических кораблей.
–Да, в том числе. Это еще геологи, каскадеры, альпинисты, горнолыжники.
– Гагарин из этой квадры?
– Наполовину. Его первый тип темперамента – сангвиник квадры ГАММА.
– А второй? А что, у всех два типа темперамента?
– Об этом после, хорошо?
– Хорошо. Лишь бы ты не забыл.
– Не забуду. Ты заметил – та четверка воинов была как единое целое. Им хорошо вместе. Здесь можно повторить слова Маугли: «Мы с тобой одной крови». Или по-другому: «Мы с тобой из одной квадры».
– Вот почему мне так хорошо с тобой. А мы из какой квадры?
Дисциплинарная квадра БЕТА
– Мы из второй, или квадры БЕТА. Это дисциплинарная квадра. Ее обозначают римской цифрой II или второй буквой греческого алфавита ?. Холерик этой квадры имеет очень сильную волю.
– Сильнее, чем у холерика квадры ГАММА?
– Пожалуй, не сильнее, но жестче.
– Как он выглядит?
– Он среднего роста – или даже ниже среднего, плотный, с крупной головой, лицо почти квадратное. Глаза серые или голубые, взгляд твердый, умный. Сильные надбровные дуги и сильные мышцы вокруг рта и на подбородке. Нос короткий. Шея тоже короткая. Руки и ноги средней длины или короткие с сильными мышцами. Голос громкий, у мужчин обычно бас.
– У нас в школе директор почти такая. И еще учительница физики. Попробуй опоздать на ее урок – так рявкнет!
– Так уж и рявкнет!
– Жаль, что я не понимаю твое лицо. Мне кажется, ты надо мной смеешься. Иногда.
– Ты прав, мне сейчас было смешно. А не понимаешь, потому что у меня не лицо, а морда.
– Мордочка. Но лучше я буду говорить, что у тебя лицо. Я научусь понимать по твоему лицу, что ты чувствуешь.
– Попробуй…
– Тебе опять смешно?
– Так, чуть-чуть. Зачем тебе читать мое лицо, когда ты читаешь мои мысли?
– Да, правда, это смешно. А ты не назвал сказочных героев.
– Сказки сочиняют обычные люди. Не полководцы, не начальники. Они не любят холериков квадры БЕТА. Поэтому из сказочных героев я могу назвать только Шер-Хана из «Маугли» и Карабаса-Барабаса из «Золотого ключика».
– Я правильно понял: он не очень красив?
– Возможно. Но у него есть нечто большее, чем красота: энергия. Он покоряет людей энергией.
– Разве у холерика квадры ГАММА мало энергии?
– У него тоже много. Но она другая. В ней больше обаяния. В него влюбляются, им восхищаются, за ним идут. А энергия холерика квадры БЕТА подчиняет.
– Все равно не понимаю. Приведи примеры.
– Сравни: царь Агамемнон – холерик квадры БЕТА, а Ахилес – холерик квадры ГАММА.
– Я не читал «Илиаду». Только очень немного прочитал в книге «Мифы и легенды Древней Греции».
– Ты помнишь, что война между греками и троянами началась из-за Елены Прекрасной. Она была женой Менелая, брата Агамемнона. Ее похитил Парис, сын царя Трои Приама. Агамемнон привел под Трою огромную армию. Они приплыли на кораблях. Лучшим воином среди них был Ахиллес. Между Агамемноном и Ахиллесом вспыхнула ссора. Я не буду вдаваться в подробности – сам прочитаешь, если захочешь. Главное: Ахиллес не боялся говорить царю правду. Холерики квадры БЕТА считают, что они вне критики. Агамемнон думал, что если он уступит Ахиллесу, то тогда с ним перестанут считаться другие воины. Он стал угрожать Ахиллесу, чтобы подчинить его себе. Но Ахиллес не испугался, и тогда между ними началась вражда.
Пока Инька передавал ему эту информацию, Сеня видел берег моря, корабли, шатры и палатки. Он видел стены Трои и то, что было за этими стенами: богатый, очень красивый город. Он видел Агамемнона, человека мощного и властного. Видел Ахиллеса, стройного и сильного, смелого и красивого. Ему казалось, что он слышит их голоса. Ахиллес говорил о гибели греческих воинов по вине Агамемнона и предлагал пути их спасения. Агамемнон же наказал его, отняв у Ахиллеса любимую девушку, которую Ахиллес добыл в тяжелейшем бою.
– Ты знаешь, у меня странное чувство: я на стороне Ахиллеса, но я понимаю Агамемнона, и мне его жалко. Он не прав, но я знаю, что ему будет плохо от его поступка. И мне жаль, что меня не было рядом. Я бы сумел его уговорить, чтобы он не ссорился с Ахиллесом.
– Мы к этому еще вернемся. Это очень важно. Ты почувствовал отношения между людьми. Точнее, отношения между людьми, которые определяются типом темперамента.
– У них плохие отношения?
– Не плохие и не хорошие – нейтральные. Но мы делаем только первый шаг в типологии. Потом ты поймешь, что все более сложно. Мы еще вернемся к «Илиаде». Сейчас ты понял разницу между холериком квадр ГАММА и БЕТА?
– Не совсем. Скорее, я это почувствовал. Сила Агамемнона грубее, чем сила Ахиллеса.
– Пока достаточно.
– Теперь – флегматик.
– О флегматике поговорим послезавтра. Завтра у тебя музыка. А ты еще не выполнил задание Аллы Васильевны.
– Ах, да. Я совсем забыл. Мне так интересно с тобой, что я все готов забыть. А ты завтра будешь гулять один?
– Не бойся. Ничего со мной не случится.
– Я знаю. Но ты становишься все красивее. У тебя даже пятна начинают серебриться. Все-таки я немного боюсь, как бы тебя не украли.
– Ты же знаешь, что я умею удерживать людей от плохих поступков.
– Ты как ангел. У тебя плечи не чешутся?
– Еще нет. Крылья мне пока не нужны.
– Ты опять смеешься надо мной!
– Ты первый начал.
– Прости. Не буду.
В четверг Сеня спросил:
– Кого вчера подслушивал?
– Потом расскажу. И не подслушивал – подглядывал. Сидел на дереве и смотрел.
– Интересно было?
– Очень.
– А почему не сейчас?
– Это был бы забег вперед. Не торопись. Ты все увидишь сам.
– Как битву?
– Да. Как если бы сидел на дереве. А сейчас – флегматик квадры БЕТА. Вот посмотри: нравится?
– Очень, – сказал Сеня. Перед его мысленным взором была девушка редкой красоты. Высокая, стройная, чуть полноватая. У нее были большие серые глаза, смотревшие умно и твердо. Брови, густые и тонкие, почти сходились на переносице. Нос был чуть вздернут, рот среднего размера, с сильными мышцами. Едва заметный оттенок превосходства был во всем ее облике: во взгляде, в гордой осанке, в углах губ. И еще – насмешливость, тоже едва уловимая.
– Надо же, – сказал он Иньке. – Мне кажется, я ей подчинен. Мне хочется с нею подружиться и служить ей. Но я не смогу с нею дружить по-настоящему, она не признает равенства.
– Да, она всегда стремится быть выше всех. Но делает это не явно.
– Про нее есть сказки?
– Конечно! Кот Матроскин.
– Вот это да! Никогда бы не подумал. Хотя… Он же принимал еду от дяди Федора, как будто делал дяде Федору одолжение! А в деревне? Он же полностью подчинил себе бедного Шарика!
– Ты заметил: он очень хозяйственный.
– Да, еще бы! Я бы сказал: жадный.
– Это не точно. Экономный, расчетливый будет точнее. Я вчера встретил такого мальчика. Вот, посмотри.
Сеня увидел небольшой сквер. На скамейке сидели две женщины. Рядом стоял мальчик лет трех. Упитанный, со светлыми волосами. Он ел изюм.
– Максим, угости тетю Валю!
Толстенький мальчик подошел к тете Вале, нежно ей улыбнулся, достал из эмалированной кружки одну изюминку и протянул ее тете Вале. Обе женщины рассмеялись.
– Он знает все на кухне. Где, что и сколько. Когда я готовлю, он стоит рядом. Иногда просит дать ему морковку, иногда кусочек сыра.
– А потом за обедом ничего не ест?
– Еще как ест! Он съедает взрослую порцию.
– Но так же нельзя!
– Да ладно! Растет ведь.
– Ты не вмешался? – спросил Сеня, когда картинка погасла.
– Так, чуть-чуть.
– До нее дошло?
– Пока почти нет. Она сильно отвлекалась на подругу. Потом еще попробую.
– Слушай, ведь этот сквер очень далеко! И там собак спускают с поводка.
– Не бойся, я осторожен. Про флегматика все понял?
– Наверно, да.
– Что-то хочешь спросить?
– Да не знаю, как задать вопрос.
– Я понял. Да, это не очень легкие люди. Но зато надежные. Вот, посмотри еще.
Перед мысленным взором Сени была строительная площадка. Двое рабочих, один постарше, другой молодой, сидели на каких-то досках и разговаривали. К ним подошла девушка. Сеня сразу понял – флегматик квадры БЕТА. Тот, что постарше, сказал:
–Ну, давай, принимай, прораб!
В его голосе, в улыбке была насмешка. Девушка стала что-то измерять. Потом сказала:
– Ломайте. Перекос.
– Чего-о?!
– Ломайте, говорю! На таком фундаменте дом поедет!
– Много ты понимаешь! Молоко еще на губах не обсохло! Давай, закрывай наряды!
– Не закрою!
– Так мы же без зарплаты останемся!
– Переделаете – закрою!
Звук исчез. Осталась только картинка. Оба рабочих орали на девушку. Она побледнела, упрямо наклонила голову. Потом вскинула ее и тоже закричала. Рабочие растерянно смотрели на нее. Снова появился звук.
– Ну ты даешь! Ладно-ладно, переделаем. Вот зараза!
– Вечером проверю.
Она повернулась к ним спиной и быстро ушла.
– А почему исчез звук? – спросил Сеня.
– Тебе еще рано слушать, как ругаются взрослые.
– Она что, их переругала?
– Да. Она перехамила хамов.
– А дом потом, правда, поехал бы?
– Не сразу. Года через два-три.
– Она молодец!
– Хочешь еще картинку!
– Да.
На этот раз Сеня увидел деревянный дом. Рядом с забором был сарай. Девушка в телогрейке и платке сбрасывала с крыши сарая снег. Снег был плотный, тяжелый. Девушка очень устала, по ее лицу текли струи пота. Рядом стояла пожилая женщина и говорила:
– Саша, хватит! Пойдем обедать! После обеда закончишь!
– Нет, мама. Я закончу сейчас. Уже немного осталось.
– Саша, у тебя же больное сердце!
– Не напоминай мне об этом. Я здорова.
Она продолжала скидывать снег. Ее движения становились все медленнее. И вдруг она покачнулась и упала с крыши. Она провалилась в сугроб по пояс и еле выбралась из него с помощью матери.
– Ну говорила же я тебе!
– Ладно, – слабым голосом сказала Саша, – не ворчи. Пойдем обедать.
– Ну как, – спросил Инька. – теперь все понял?
– Не все, но пока хватит. Знаешь, они не просто надежные – они чересчур надежные.
– На этом сегодня закончим.
– А сангвиник? Я хочу посмотреть сангвиника!
– Ты устал и капризничаешь. Оставим сангвиника на завтра. Он очень сложный.
– Еще сложнее флегматика?
– Раза в два сложнее.
На следующий день Сеню остановила соседка с первого этажа.
– Это ваш котенок, белый с синими глазами?
– Да, наш. С ним что-то случилось?
– Нет. Но как же вы его отпускаете одного?
– Он осторожный. И очень умный.
– Да, ума у него палата. Как человек все понимает.
Так началась слава Иньки. А он как ни в чем не бывало шлялся по городу по своим делам, возвращался, прося кого-нибудь из соседей его впустить. Ему открывали дверь подъезда, и тогда он подходил к лифту. Все уже знали квартиру, где он жил, доставляли на нужный этаж и звонили в дверь. И каждый раз говорили одно и то же: «Зачем вы отпускаете его одного?»
Сеня больше не пытался уговорить Иньку не выходить без него. Он признал за Инькой право жить по-своему. Но они часто гуляли вместе. Так было и в вечер субботы.
Погода была уже совсем весенняя. Тротуары были в каше из воды и снега, поэтому Сеня взял Иньку на руки. Они беседовали о сангвинике квадры БЕТА.
Сангвиник этой квадры был мало похож на сангвиника. Он был молчалив, отстранен, иногда мрачен. Среднего роста, с прямой спиной. Никогда не сутулился. У него было удлиненное лицо, длинный тонкий нос красивой формы, с небольшой горбинкой. Глаза темные, удлиненные. Наружные уголки глаз приподняты к вискам. Рот длинный, прямой, красиво и четко очерченный.
– Почему он – как это сказать – не совсем сангвиник?
– В этой квадре нельзя быть совсем сангвиником.
– Почему?
– Потом поймешь, когда будем говорить об этой квадре. Но он все-таки сангвиник. Только он хорошо понимает людей и знает, с кем и как себя вести. Среди своих он открыт, весел, остроумен. Он музыкален, хорошо играет – на пианино или на гитаре. Артистичен.
– А в каких он сказках?
– В «Волшебнике Изумрудного города».
– Я попробую угадать. Железный Дровосек? Нет, не Дровосек. Элли? Тоже нет. А, понял: он Гудвин?
– Да, верно. Правда, внешне Гудвин не такой. А так все похоже. И в сказке про Буратино он есть: это лиса Алиса.
– Вот как? Значит, он хитрый?
– Может быть хитрым. Но почти всегда он кажется умнее, чем есть на самом деле. Он умеет молчать так, как будто знает и понимает больше других.
– А это не так?
– Смотря в чем. Людей он, действительно, понимает лучше других.
– А еще что?
– А еще он не забывает и не прощает обиды.
– Мстит?
– Не то чтобы мстит. Он выжидает. И когда человек, который его обидел, делает ошибку, он помогает этому человеку выглядеть глупо в глазах других. Или помогает ему потерпеть неудачу. А сам как будто в стороне.
– Он снимает с этого человека маску?
– Да, и это возможно. Он как будто говорит: «Пусть все знают о тебе то, что знаю я».
– А ты мне его покажешь?
– Сам посмотришь. Или почитаешь. Есть книга «Гамлет» Шекспира. И кинофильм по этой книге.
– Я что-то слышал. Ладно, посмотрю. Теперь остался только меланхолик. Не хотел бы я быть из этой квадры!
– А ты как раз из нее! Меланхолик квадры БЕТА – это ты.
– А ты?
– Я тоже.
– Ну, в такой компании мне не страшно!
– Ты уже много знаешь о меланхолике квадры БЕТА. Он ниже среднего роста. Тонкий, стройный, хорошо танцует и красиво ходит. Голова небольшая, лицо сужено к подбородку. Подбородок маленький. Черты лица нежные, легкие. Глаза светлые, серые или синие, наружные уголки глаз приподняты к вискам. Часто улыбается, особенно когда не знает, как себя вести, когда смущен или испуган. Хорошо чувствует музыку. Может фантазировать, писать стихи.
– Про сказки я помню, ты говорил: это Пятачок из «Винни-Пуха». А еще есть?
– Может быть, Дюймовочка. Эльфы из разных сказок. А теперь о квадре. Эта квадра умеет подавлять и заставлять. Она для армии, в какой-то мере для школы.
– Я понял: она нужна там, где должна быть дисциплина. Но мы с тобой как-то мало сюда подходим.
– Подходим. Мы смягчаем своих квадралов. Должны же они кого-то опекать и жалеть. Кстати, они любят это делать: опекать слабых. У этой квадры еще одно качество: все члены квадры БЕТА умеют манипулировать.
– И я умею?
– А ты еще не понял?
– А как я управляю?
– В основном капризами. Иногда стараешься казаться слабее, чем есть на самом деле. Иногда ленишься, и за тебя неприятную работу делают другие. Но тебе все прощают, потому что ты очень милый и умеешь нравиться.
– Это все недостатки. А что-то хорошее во мне есть?
– Есть, конечно. Ты понимаешь других. Чувствуешь чужую боль. Ты очень впечатлительный и креативный.
– Что значит «креативный»?
– Способный к творчеству. Свободный от стереотипов.
– А стереотип – это как музыка? Стереозапись, пластинка стерео.
– Нет, стереотип – это поведение и мышление по образцу. Можно ехать на автомобиле почти куда захочешь, а можно на трамвае – только по рельсам.
– Еще лучше на велосипеде. Или пешком.
Творцы из квадры АЛЬФА
В тот вечер Инька выглядел усталым. Он вышел из дому вместе с Сеней в восемь утра и вернулся вечером. Он еле держался на ногах и даже есть не мог. Сене он сказал:
– Посмотри сам. И сказки сам вспомни.
Он как будто заснул. Но если бы заснул, как Сеня увидел бы квадру АЛЬФА? Все-таки Инька, наверно, не спал.
Сначала Сеня увидел свою маму. Он раньше никогда в нее не всматривался. А теперь увидел, как она красива. У нее была стройная, очень эффектная фигура: тонкая талия, высокая грудь, красивые линии рук и ног. Лицо было круглое, с небольшим прямым носом. Глаза большие, серые. Брови густые, с четкими краями. Рот среднего размера, ярко накрашенный. Одежда дорогая. На шее – золотая цепочка с кулоном, в ушах сережки.
Про ее характер он и так все знал: могла налететь по пустякам, но легко забывала свои налеты. Отец однажды пошутил:
– Ты не помнишь зла, которое причиняешь другим.
Сказки? Инька что-то говорил… Или не говорил… Ах, да, мама дяди Федора из «Каникул в Простоквашино». Тут он почему-то вспомнил Карлсона с его пропеллером и стал его обдумывать. Карлсона всегда интересовали конкретные вещи: еда, игры. Маму, пожалуй, тоже. Для нее чистота на первом месте. И чтобы он, Сеня, не простудился. Чтобы был сыт. Делал уроки. А что творится в его душе, ей все равно. Нет, не все равно. Просто сначала надо сделать что положено. Но ведь так все время уйдет на чистоту и еду!
Сеня стал думать о том, что нужно научиться делать все быстро. И вовремя. Ведь если посуду сразу не вымыть – больше времени потом уйдет, потому что грязь высохнет. А если уроки сразу сделать, получится быстрее, потому что еще все свежо в памяти, что было в школе. Но это не для него. У мамы это получается. А он не такой. Он любит мечтать и откладывать все на потом. И еще делать сначала то, что хочется.
– Что-то я сбился на себя. А надо посмотреть на флегматика.
Он увидел очень милую девочку. У нее было круглое лицо. Светлые волосы до плеч. Глаза большие. Сеня удивился: наружные уголки глаз были ниже, чем внутренние. А цвет! Они были голубые с изумительным зеленоватым оттенком.
Нос у девочки был не совсем прямой, а как будто немного картошкой. Но ей это шло. Губы небольшие, полные, очень нежные. Она была одета просто и удобно. У нее были плавные, немного ленивые движения. Она вся светилась радостью и добротой.
– Как она похожа на Аллу Васильевну! Только у Аллы Васильевны глаза другого цвета – с фиалковым оттенком. Но такие же овальные и так же наружные уголки наклонены вниз.
Сеня вспомнил сказку про кота Леопольда и решил, что и девочка, и Алла Васильевна на него похожи. Движениями, ленивой грацией и нежеланием ни с кем ссориться.
Он не стал смотреть сангвиника. Завтра. Вместе с Инькой.
На следующий день Инька не выходил из дому – отсыпался. Когда Сеня пришел из школы, соседи его спрашивали, что с котенком, почему он сегодня не выходил из дому.
– Он вчера очень долго гулял. Сегодня спит.
– Ты – местная знаменитость, – сказал он Иньке. – О тебе уже справляются соседи: почему не гулял сегодня. Если так дальше пойдет, тебя будут в кино снимать.
Инька потянулся с безразличным видом, но Сеня понял, что ему приятно внимание соседей.
Вечером Инька познакомил его с сангвиником квадры АЛЬФА.
– Ты слышал о Дон Кихоте? – спросил Инька.
– Да. Он боролся с ветряными мельницами.
– Помнишь, как он выглядит?
– Смутно.
– Посмотри.
Сеня увидел высоко худощавого человека, сидевшего верхом на белом костлявом коне. Он был в латах, со щитом и копьем. Худое длинное лицо заканчивалось острой бородкой. Тонкий нос выдавался вперед, а лоб и подбородок были скошены назад. Глаза были очень темные, удлиненные и скошенные к вискам. Ему было лет пятьдесят – с точки зрения Сени он был очень старый.
– Обрати внимание на его слугу – он флегматик этой же квадры.
И правда, толстенький человек верхом на осле имел черты флегматика квадры АЛЬФА: круглое лицо, голубые глаза с наклоненными наружными уголками, нос картошкой. У него были ленивые движения и добродушное выражение лица.
– Понравились? – спросил Инька.
– Да.
Картинка исчезла, но Сеня не мог от нее отделаться: он продолжал видеть глаза Дон Кихота, мечтательные и печальные. Сене стало вдруг очень грустно. Он подумал о том, что все они, все жители планеты Земля, не видят мир таким, каков он есть, а придумывают его для себя. Как придумал его этот старик, решивший спасти человечество от злых волшебников.
– Не грусти, – сказал ему Инька. – Ты начинаешь понимать мир. Значит, выходишь из детства. Прощаешься с детством. А это грустно. Но в жизни много радостного и светлого. Радость познания. Дружба. Любовь. Радость дышать, пить воду. Бродить по лесу, подниматься в горы, плавать в море или в реке. И самую большую радость ты испытаешь, когда у тебя родится сын. Или дочь.
– Знаешь, почему мне стало грустно? Я пожалел Дон Кихота. И вдруг понял, что мне жалко всех. Людей и зверей. Деревья и траву. И еще я подумал: что будет с нашей Землей?
– Не надо бояться. Надо просто делать все, что в твоих силах. Чтобы все шло по хорошему сценарию.
– Разве это в моих силах?
– В твоих – нет. Но это по плечу вам – самым лучшим людям, которые жалеют своих близких, строят будущее для своих детей, думают о судьбах мира.
– А нас мало, да?
– Достаточно.
– И ты нам помогаешь?
– Да. Я хочу, чтобы вы научились понимать себя и друг друга. Это главное. Ну что, посмотрим меланхолика?
– Да. Давай посмотрим. Инька, как хорошо, что я тебя встретил!
– Ладно, чего там, – смутился Инька. – Смотри.
Перед Сеней возникла картинка. Высокий юноша стоял не то у пульта, не то у стенда с приборами. Сеня видел его сбоку. Идеальный профиль: высокий лоб, прямой длинный нос, маленький четко очерченный рот. Светлые волосы лежали ровно, как будто он только что вышел из парикмахерской. Белая рубашка, галстук, безупречный костюм.
– Как с картинки сошел, – подумал Сеня. И тут же рассмеялся: ведь это и была картинка, картинка для него.
– Он такой и есть, – сообщил ему Инька.
– Какой?
– Аккуратный. Четкий. Правильный.
– А можно посмотреть не в профиль?
– Анфас? Да, конечно.
Юноша повернулся и посмотрел на Сеню. Сене даже не по себе стало. У юноши были серые серьезные глаза. Он смотрел на Сеню, но в то же время мимо Сени или сквозь него. Глаза были большие и очень близко расположены к носу.
– Он мне не нравится, – сказал Сеня.
– Потом поймешь, почему.
– Когда потом? Все потом и потом. Я хочу сейчас!
– Совсем скоро. После квадры ДЕЛЬТА.
– Мне уже надоели эти квадры!
– Ты просто устал. Хочешь, пойдем погуляем?
– Нет. Надо добить эту квадру.
– Не добить, а закончить знакомство.
– Пусть так. Мне кажется, он очень скучный.
– Есть немного. Но у него тонкое и точное чувство юмора. Такая модель была у Чехова. Читал Чехова?
– Да. «Смерть чиновника». «Жалобная книга».
– Тебе было смешно?
– «Жалобная книга» – да, очень смешно. А «Смерть чиновника» – совсем не смешно.
– А «Каштанку» читал?
– Да. Это тоже его?
– Конечно.
– Я понял: Чехов все время подсмеивается. Надо всеми. Но над Каштанкой и гусем Иван Иванычем по-доброму, а над чиновником зло. Чехову совсем его не жалко.
– А тебе?
– Мне жалко. Поэтому не смешно. Но ты не сказал, в каких сказках он есть.
– В «Волшебнике Изумрудного города». Догадался, кто?
– Нет. Сейчас. Тотошка? Нет, не Тотошка. И не Страшила. Может, Железный Дровосек?
– Ты угадал. Слабый, но стойкий и очень упрямый.
– У нас в классе есть похожий. Отличник. Мы у него математику списываем, когда не получается. Но не очень хочется к нему обращаться: иногда так приколется, что мало не покажется. Вот почему он мне не понравился: он похож на Женьку Селезнева!
– И поэтому тоже. Неудачные отношения с кем-то потом накладываются на наши контакты с другими людьми того же типа. Действие аналогии.
– Я вспомнил еще одну сказку! «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена!
– Да, молодец.
– Теперь про квадру АЛЬФА в целом.
– Это творческая квадра. Для науки, литературы, театра, музыки. Ее холерик не очень волевой. Он наполовину холерик, наполовину сангвиник. Флегматик тоже не очень-то флегматик – он, как и холерик, немного сангвиник. Зато у сангвиника сильная воля. Не такая, как у холериков квадр ГАММА и БЕТА, но где-то близко.
– Но все-таки он сангвиник?
– Да, он остроумен, любит быть в центре внимания, не стремится руководить. О Шерлоке Холмсе слышал?
– Ну еще бы! И кино смотрел.
– Он занимался тем, что ему было интересно. А слава доставалась Лестреду – сыщику Скотланд Ярда.
– В кино он не похож на сангвиника квадры АЛЬФА.
– Ты имеешь в виду российский фильм? Да, у Ливанова, который его сыграл, нет модели сангвиника квадры АЛЬФА. Но англичане признали его лучшим исполнителем этой роли. Лучшим Шерлоком Холмсом.
– Они правы?
– Им виднее.
– Ты опять прикалываешься!
– Ну так, чуть-чуть. И меланхолик в этой квадре тоже не совсем меланхолик.
– Он тоже немного сангвиник?
– Нет, он немного флегматик.
– А почему так?
– Потому что флегматик в этой квадре слишком мягкий. Меланхолик берет на себя часть функций флегматика. Он надежный и несколько жесткий.
– А зачем это надо? По-моему, холерик должен быть холериком, и все остальные тоже должны быть тем, кем положено.
– В этой квадре все темпераменты размыты, сдвинуты в сторону других темпераментов. Это же творческая квадра, в ней не должно быть сильного подавления личности.
– А в квадре ГАММА есть подавление личности?
– В какой-то мере. Но больше воздействие на эмоции. Например, Александр Македонский вел за собой, был кумиром для воинов.
– А почему в квадре АЛЬФА не нужен кумир?
– Там есть кумиры, но не только холерики. И они не столько ведут за собой, сколько вызывают восхищение и желание подражать. Квадра ГАММА для работы в команде. В квадре АЛЬФА каждый сам по себе.
Финансисты из квадры ДЕЛЬТА
– Ну вот, наконец-то добрались до квадры ДЕЛЬТА! Я надеюсь, это последняя?
– До четырех умеешь считать?
– Инька, перестань! Я знаю, что последняя. И ты знаешь, что я это знаю.
– Можешь продолжить, сказав: «И я знаю, что ты знаешь, что я это знаю».
Сеня рассмеялся:
– С тобой иногда невозможно беседовать. А мне приходилось раньше говорить без слов. Во сне. Мне один раз такой сон приснился. Как будто я спас одну девочку, заступился за нее. В школе это взаправду было, ее хотели избить два старшеклассника, потому что она их дразнила. Я справился. Не потому, что я сильнее – просто они вспомнили, что они в школе. Я потом уже испугался. Один мне сказал: «Смотри, не попадайся нам!» И во сне я их увидел. Только они были не совсем такие, как в жизни. Они хотели меня убить. И тут я стал с ними обмениваться мыслями. Как сейчас с тобой. Так странно: я их не боялся во сне и передал им это. Ну то, что я их не боюсь. Что я был прав и что вообще я иду по жизни как надо, а им есть о чем подумать. И они меня поняли. Взаправду поняли. Я когда потом их встретил во дворе школы, они отвели глаза и прошли мимо. Как если бы тот разговор был не во сне.
– Сны – тоже реальность. И наши мысли о других людях – реальность. Можно подумать о человеке плохо, и он это почувствует, как если бы ты это сказал.
– Да, наверно. Давай сегодня начнем с квадры, а потом уже о темпераментах.
– Можно. Ты уже готов к этому. Квадра ДЕЛЬТА – квадра потребителей. Для них очень важны условия жизни. Человеку должно быть удобно, комфортно. Труд должен оплачиваться.
– Разве в других квадрах не так?
– Не совсем так. В квадре БЕТА любят заставлять работать бесплатно или за гроши. Это относится к массам людей. А близкие к власти получают много. Если увлечешься историей, обрати внимание на эпоху Петра I. В квадре ГАММА главное – общее дело, задача, энтузиазм. В квадре АЛЬФА много таких, кто работает из интереса к научным идеям и художественному творчеству.
– А в квадре ДЕЛЬТА это не пройдет, да?
– Скорее всего, нет, не пройдет. Эта квадра нуждается в стабильности. Стабильная политика. Устойчивая экономика. Это квадра банкиров, бизнесменов, юристов.
– Совсем не творческая?
– Ну почему – творчество возможно и в экономике, и в юриспруденции. Кроме того, флегматик этой квадры талантлив в работе с предметами, вещами, красками. Многие художники – из этой квадры. В каждой квадре могут быть талантливые люди. Просто творчество для квадры АЛЬФА – норма, а для квадры ДЕЛЬТА – отклонение от квадральной нормы.
– В квадре ДЕЛЬТА любят деньги?
– Скорее, любят справедливое распределение. Хорошо работаешь – получай больше.
– Вообще-то правильно. Но я рад, что я не из этой кадры.
– Ты же не знаешь пока свою вторую модель.
– А у меня две модели?
– Да, как у большинства людей и некоторых животных.
– А какая у меня вторая модель? Из какой квадры?
– А ты бы из какой хотел?
– Из квадры БЕТА у меня уже есть. Больше не надо. Или из АЛЬФЫ, или из ГАММЫ. Лучше из ГАММЫ.
– Скорее всего, так и есть.
– Но я не холерик. И не сангвиник. Неужели еще раз меланхолик?
– Похоже на то. Но ты пока об этом не думай.
– Я бы подумал, но мне просто времени не хватает.
– И понимания. Ведь ты еще не знаешь, почему у человека две модели, два типа темперамента.
– А правда, почему?
– Давай продолжим знакомство с квадрой ДЕЛЬТА.
– Да ну ее! Меня не интересуют банкиры!
– А художники? Артисты? Писатели?
– А ты говоришь – квадра потребителей!
– Но это же условность. Просто они больше внимания уделяют материальной стороне жизни. А так – люди как люди.
– Опять прикалываешься!
– Сам нарываешься. Ты хотел бы жить в черно-белом мире?
– Нет, не хотел бы.
– И я не хотел бы. В мире много красок. И оттенков. Его и надо воспринимать таким. Чем сложнее ты воспринимаешь мир, тем легче тебе в нем ориентироваться.
– Американцы – из квадры ДЕЛЬТА?
– Я там не был.
– Но ты же знаешь!
– Есть мнение, что среди американцев преобладают квадры ГАММА и ДЕЛЬТА.
– А среди англичан?
– Квадры АЛЬФА и БЕТА. Хватит с тебя.
– А в России?
– В России БЕТА и ГАММА. В Германии БЕТА и АЛЬФА.
– Как в Англии?
– В Англии на первом плане АЛЬФА, в Германии – БЕТА.
– Я хочу все это понять. Исследовать. Мне этого хватит на всю жизнь.
– Вопрос в другом: хватит ли на это твоей жизни?
– Я постараюсь жить долго.
– Хорошая мысль. Может, все-таки начнем?
– Начнем.
– Итак, холерик квадры ДЕЛЬТА. Сдержанный холерик.
– Не вспыльчивый?
– Почти. Плохо переносит опоздания своих подчиненных. Не любит, когда люди не выполняют работу в срок. Тогда становится очень официальным, но все равно корректным.
– Что значит «корректный»?
– Вежливый. Не ругается, не кричит.
– Но его же не будут слушаться!
– Еще как будут! Он наказывает рублем: лишает премий, штрафует.
– Да, я понял. Если бы нас в школе штрафовали, мы бы вели себя лучше. А как он выглядит?
– Смотри.
Сеня увидел человека лет сорока, среднего роста. Он был одет в костюм из дорогого материала. Лицо удлиненное, нос тонкий, длиннее среднего. Глаза темные, близко посаженные. Нижняя губа заметно выступала вперед. Держался он очень прямо. Сене даже показалось на секунду, что на нем военный мундир.
– Он военный?
– Этот нет, но вообще они хорошо вписываются в армию. А прямая спина – это у них врожденное.
– Теперь – сказки.
– Их почти нет в сказках, а те, что есть, не очень яркие. Винтик в «Незнайке в Солнечном городе» и мыши из «Кота Леопольда». Когда будешь читать роман Гончарова Обломов, обрати внимание на друга Ильи Обломова, Андрея Штольца. Он типичный холерик квадры ДЕЛЬТА. Деловой, правильный. И почти без эмоций. А теперь – флегматик.
– Ты сказал, что флегматики хорошо рисуют.
– Кто рисует, кто чинит телевизоры или автомобили, кто вышивает. Его с трудом запоминают.
– Почему?
– Он очень скромный, говорит мало. Но его скромность не то, чтобы игра… Он внутри себя очень конкурентен.
– Это как?
– Не любит, чтобы кто-то сделал лучше, чем он. Если кто-нибудь сделает так же хорошо, как и он – он изо всех сил будет стараться сделать еще лучше.
– А если не получится?
– Будет совершенствоваться. И все равно добьется своего – научится делать лучше.
– Всегда-всегда?
– Да нет, конечно, не всегда. Но часто. Еще его не запоминают, потому что у него неприметная внешность. Он небольшого роста. Волосы и глаза светлые. В лице ничего особенного. Голова кругло-квадратная, нос среднего размера, не очень правильный формы. Рот тоже средний. У многих из них верхние зубы выступают вперед. И еще такая особенность: во время ходьбы они не размахивают руками, двигаются только кисти рук. Очень приметливые: хорошо ищут грибы, дети часто находят что-нибудь на улице – авторучки, шурупы и прочие предметы, иногда деньги.
– Подбирают?
– А как же! Все тащат в дом.
– Это плохо или хорошо?
– Нормально. Они верны своей семье. Своим родителям, родственникам, супругам, детям. Даже когда с ними не складываются отношения. Семья спасает, если потерпишь крах. Семья радуется твоей радостью. Если ты ей верен.
– Я не все понимаю. Человек свободен. Нельзя делать семью – не подберу слова…
– Идолом?
– Да. Твой флегматик из квадры ДЕЛЬТА – идолопоклонник.
– У него хороший идол.
– Он есть в сказках?
– Да, конечно. Золушка.
– Это его мечта – стать принцессой?
– Иногда эта мечта сбывается. Он очень требователен к себе. Поэтому добивается высоких результатов. Во всем, что делает. Если он художник. Если он писатель. Если он артист.
– Он, скромный, молчаливый, может быть хорошим артистом?
– Представь, это так. Он очень точен в любой работе. Он чувствует форму. Он еще знаешь, почему может быть хорошим артистом? Он нейтральный. Без ярких особенностей. Поэтому он может сыграть кого угодно.
– Покажи мне его.
Сеня увидел девушку. Ничего особенного, вот только в глазах у нее был какой-то холодок. И еще, может быть, глубоко внутри страх.
– Она боится людей?
– Или жизни. Недоверие. Но ей доверяешь.
– Я не могу понять. Ничего особенного – но рядом с нею хорошо и спокойно.
– Есть еще одна сказка – «Алые паруса» Грина. Читал?
– Нет. Я видел кино.
– В кино не очень Ассоль. Но это неважно. Главное: она никому не рассказывает о кольце, которое ей надел на палец Грей, когда нашел ее спящей в лесу. Даже своему отцу. Это характерно для флегматика квадры ДЕЛЬТА.
– А сангвиник?
– Сангвиник замечательный. Веселый. Общительный.
Сеня увидел девочку лет десяти. Она дерзко смотрела на него широко поставленными светлыми глазами. Спутанные вьющееся волосы трепал ветер. Большой рот улыбался.
– Прямо разбойница!
– В сказке Андерсена «Снежная королева» есть именно такая девочка, дочь разбойницы.
– Да, она мне понравилась.
– Сангвиники этой квадры всем нравятся. Они обаятельны, умны, у них много друзей. Из них получаются хорошие журналисты, ведущие телепрограмм и ток-шоу.
– А кроме дочки разбойницы?
–Ну как же, их любят сказочники. Это Буратино из «Золотого ключика» Алексея Толстого, Незнайка из сказок Носова. А также Том Сойер.
– Остался меланхолик.
– Меланхолик – самый сложный в этой квадре. Он очень добрый, помогает и сочувствует всем, но и на шею может сесть, если ему позволят. А уж когда сядет – не спихнешь.
– Красивый?
– В принципе, да, приятный. Среднего роста, руки и ноги тонкие, шея длинная. Лицо тоже удлиненное. Нос средний или ближе к длинному. Глаза удлиненные, темные. Рот больше среднего, красиво очерченный. Когда беседует с кем-нибудь, делает руками плавные широкие жесты.
– Как пассы?
– Да, похоже на пассы.
– Значит, он зомбирует?
– Есть немножко. В сказках это Кенга из «Винни-Пуха», мама крошки Ру.
– Она никому не садится на шею.
– Немножко садится. Вспомни: она подкидывает своего крошку Ру всем подряд, чтобы заняться домашними делами.
– А еще в каких сказках?
– В «Бемби» – мама олененка Бемби. Вообще это материнский тип. Когда будешь читать «Анну Каренину» Толстого – там очень яркий меланхолик квадры ДЕЛЬТА – Долли Облонская. Ей не очень повезло с мужем, но она терпит его легкомысленное поведение, плачет и жалуется.
– Знаешь, Инька, мне кажется, что квадра ДЕЛЬТА чем-то похожа на квадру АЛЬФА.
– Чем же?
– Роли перепутаны.
–Верно. Холерик здесь немного флегматик, флегматик немного меланхолик, меланхолик немного флегматик. Только в квадре АЛЬФА получается больше сангвинического темперамента, а в квадре ДЕЛЬТА – флегматического.
– А почему у них перепутаны роли? В квадре АЛЬФА понятно: там много творчества. А здесь?
– Ну зачем квадре финансистов, экономистов, юристов сильное подавление, феодальный деспотизм? Им нужны стабильность и свобода.
– Они умеют работать в команде?
– Так, как квадра ГАММА – нет, не умеют. Но они терпимы к людям. Поэтому уживаются с самыми разными людьми, если это полезно для дела.
– Мне даже жаль расставаться с квадрами. Я еще так мало о них знаю.
– Они теперь все время будут с нами. Типы темперамента и квадры – это основа типологии.
– А дальше что?
– Дальше – отношения.
Глава 3 Отношения
Наилучшие отношения
– Самые лучшие отношения – дуальные. Дуалы – это холерик и меланхолик одной квадры. Это одна пара. Вторая – флегматик и сангвиник из одной и той же квадры. Догадайся, кто лучше ладят между собой?
– Не знаю.
– Подумай: холерик – лидер, меланхолик не очень лидер или совсем не лидер. Ему лидер нужен?
– Да.
– А лидеру нужен более слабый?
– Но меланхолик не во всем слабый.
– Конечно. Он нужен холерику, потому что не борется с ним за власть и нуждается в защите. При меланхолике холерик чувствует, что он нужен, ощущает свою силу.
– А еще ему нужна интуиция меланхолика.
– Да, верно. А вот с флегматиком и сангвиником сложнее. Они на одном уровне по силе воли, по энергии. Они поддерживают друг друга, но и соперничают. Ну так, чуть-чуть. Главное: Дуалы не обижают друг друга.
– Приведи примеры.
– Том Сойер и Гекельбери Финн. Карлсон и Малыш, Буратино и папа Карло. Кот Базилио и лиса Алиса. Дон Кихот и Санчо Панса. Ассоль и капитан Грей.
– Да, понял. А у меня Дуал – холерик?
– Да, но примеров не подберу. Может быть, «Аленький цветочек»… Младшая дочка купца, кажется, Настя – меланхолик нашей с тобой квадры. Она нежная, любит цветы и музыку. А ее отец – холерик этой квадры. Он, как и все холерики квадры БЕТА, любит делать подарки, не боится опасностей, по-своему завоевывает мир – через торговлю, товары. Но это только мое предположение – мы слишком мало о нем знаем. Да и о ней тоже не очень много.
– А чудовище, которое становится прекрасным принцем?
– Кто его знает… Все, что известно – это что он хороший хозяин и любит делать подарки. И характер у него сильный: заставил купца прислать к нему дочку. Давай будем думать, что он тоже холерик квадры БЕТА, как и ее отец. Пусть им будет хорошо вместе.
– Ты опять смеешься надо мной!
– Я серьезно. Когда хорошо всем, кто рядом с нами или далеко, но дорог нам – мы счастливы. Разве нет?
– Да. Когда я читаю про тех, кому хорошо, мне тоже хорошо, а когда по истории читаю про всякие там пытки, я потом заснуть не могу. А когда засну, мне снятся страшные сны.
– Очень хорошие отношения взаимной активации. Это отношения между холериком и сангвиником, флегматиком и меланхоликом. Когда делают что-нибудь вместе, у них все получается быстрее и лучше. Но нельзя все время все делать быстро и хорошо, поэтому они слегка устают друг от друга. Им нужна передышка. Ну хотя бы уйти в другую комнату или на кухню, – на какое-то время. Или куда-то съездить одному. Разлучившись, они скоро начинают скучать друг без друга. В сказках это Винни-Пух и Кристофер Робин, Страшила и Железный Дровосек.
Тождественные отношения тебе понятны: мы с тобой Тождики. Мы оба меланхолики из квадры БЕТА. То есть у Тождиков совпадают и тип темперамента, и квадра. Мы с тобой хорошо понимаем друг друга, не ссоримся. Легче всего в школе учиться у учителя, который тебе Тождик: все, что он объясняет, очень понятно.
– У нас англичанка, наверно, мой Тождик. Я все легко понимаю. Она немного капризная. Если мы разговариваем на уроке, она обижается. Правда, глаза у нее не синие, а серые, но такие красивые, сияющие. И она часто улыбается.
– Да, похоже, она твой Тождик. В сказках Тождики встречаются иногда. Например, три ослика в «Незнайке в Солнечном городе», которых Незнайка превратил в коротышек.
– А кто они?
– Холерики квадры БЕТА.
– Они очень грубые. Плевались, ругались, брыкались.
– Холерики квадры БЕТА могут быть грубыми. Еще я вспомнил: Бемби и его отец, холерики квадры ГАММА. Но легче найти Тождиков из разных сказок: Буратино и Незнайка, Малыш и Кристофер Робин, Страшила и Винни-Пух, Пятачок и Тотошка. Но идем дальше. Довольно сложные зеркальные отношения. Хотя, я вижу, ты устал. На сегодня хватит.
На следующий день у Сени была музыка и много задали, получилось только погулять немного. Возле витрины большого магазина Инька спросил:
– Видишь свое отражение?
– Да. И твое тоже.
– Вот таковы же зеркальные отношения. Что у тебя слева – у твоего зеркальника справа. И наоборот. Поэтому с Зеркальником интересно, но общение с ним напрягает. В сказках Зеркальники – Маугли и его воспитатель медведь Балу, Винтик и Шпунтик из «Незнайки в Солнечном городе», Кролик и Винни-Пух.
Средние отношения
– Очень много нейтральных отношений. Лучшие из них – полудуальные. Самые сложные – отношения прямой противоположности. При таких отношениях люди не ссорятся, но и договориться им трудно.
Непростые отношения
– А есть плохие отношения?
– Да. Это отношения конфликта, заказа и ревизии. Конфликтеры часто задевают друг друга по болевым точкам. Заказчики воздействуют на подсознание своих Подзаказных. Ревизоры внимательны к недостаткам своих Подревизных и постоянно их критикуют.
– А кто мой Конфликтер?
– Холерик квадры ДЕЛЬТА.
– Винтик, да?
– Винтик. И Штольц из «Обломова».
– А Заказчик?
– Наш с тобой Заказчик – флегматик квадры ГАММА.
– А, теперь понятно. У нас учительница биологии – флегматик квадры ГАММА. Она очень много от меня требует. И я все делаю, что она скажет. А Ревизор?
– У тебя хороший Ревизор – сангвиник квадры ГАММА.
– Не скажи! В моем классе есть Оля Волкова, она все время насмешничает.
– Но ведь не зло?
– Нет, не зло, но смешно. Мне самому бывает смешно. А иногда обидно. И я не умею ей ответить. А как понять, какие у кого с кем отношения?
– Если знаешь тип темперамента – все очень просто. Вот посмотри – это таблица отношений.
Сеня увидел таблицу отношений. Вверху таблицы были обозначены типы темперамента и квадры. Слева по вертикали тоже были типы темперамента и квадры. А в клеточках – какие-то буквы.
– Эти буквы обозначают отношения…
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Т – Тождик
ЗР – Зеркальник
А – Активатор
Д – Дуал
З – Заказчик
ПД – Полудуал
Ро – Родственник
Р – Ревизор
КТ – Квазитождик
ПП – Противоположник
СЭ – Суперэго
КФ – Конфликтер
Де – Деловой партнер
ПР – Подревизный
ПЗ – Подзаказный
М – Миражник
К – Квадра
ТТ – Тип темперамента
– А как пользоваться ею?
– Чьи отношения ты хочешь узнать?
– Мои и моей мамы.
– Значит, Пятачка и Кролика, или Карлсона, или мамы дяди Федора. Пятачок у нас меланхолик квадры БЕТА, а Кролик – холерик квадры АЛЬФА. Находишь слева меланхолика квадры БЕТА, вверху – холерика квадры АЛЬФА. Там, где горизонтальная линия от меланхолика квадры БЕТА пересечется с вертикальной линией от холерика квадры АЛЬФА, ты найдешь буквенное обозначение своих отношений с мамой. А теперь посмотри еще одну картинку: на ней слева – буквенные обозначения отношений, справа – их расшифровка. Но имей в виду, что я сейчас все упростил. На самом деле у нас две модели. Мы с тобой посмотрели твои отношения с мамой только по вашим первым моделям. И по этим моделям у вас отношения ревизии.
– А кто кого ревизует?
– Ты – в левой вертикальной графе. Отсчет идет от тебя. Ведешь пальцем вправо – и там, где твоя линия пересекается с линией твоей мамы, находишь ваши отношения. Видишь там букву Р? Это значит, что ты Ревизор своей мамы.
– Это я пока еще не понимаю.
– Это, и правда трудно понять.