Блаженны нищие духом
Сергей Николаевич Лазарев
Вовремя прочитанные книги направляют нас на верный путь. Именно такой книгой и является «Блаженны нищие духом» признанного философа Сергея Николаевича Лазарева. Значительное место в книге занимают рассуждения о духовном и материальном. Автор пишет, что можно соединить противоположности и увидеть любой процесс как совокупность и положительных, и отрицательных моментов. Он приводит несколько писем читателей и свои комментарии к ним, которые помогут полнее раскрыть тему пагубности поклонения духовности в ущерб любви. Эта книга выступает проводником во внутренний и сложно постигаемый мир, в ту область, которая всегда остается за кадром нашей повседневной жизни. Кто мы? Зачем пришли на эту Землю? Как общаться и как понять других людей? Какое будущее нас ждет? Существует ли вообще тот самый «смысл бытия», который веками, тысячелетиями ищут ученые, философы, маги? Выводы автора врезаются в память. Возможно, читатель найдет ответы на пресловутые вопросы человечества в книге С.Н. Лазарева.
Сергей Лазарев
Блаженны нищие духом
Вся информация об исследованиях, лекциях и семинарах С.Н. Лазарева – на сайте: http://www.lazarev.ru
Вступление
Недавно мы с женой были в театре. Хорошие спектакли бывают не часто, потому что цели и задачи театра в настоящее время несколько изменились. Раньше искусство и культура связаны были с религией и имели воспитательное значение. Целью искусства была помощь душе человека.
Сейчас искусство, по сути дела, превратилось в шоу-бизнес, целью которого является зарабатывание денег. А для этого не надо ставить высокие цели и задачи. Наоборот, нужно потакать вкусам и желаниям публики. Человек – существо, устроенное достаточно просто: удовлетворение двух главных инстинктов – инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения – дает ему максимальное удовольствие. Поэтому практически в каждом спектакле наблюдаются классические варианты современного шоу-бизнеса – сцены секса и насилия.
Помню, как известный сатирик пересказывал свой диалог с продюсером по поводу спектакля, который тот хотел поставить. Продюсер, просмотрев материал, заявил, что спектакль, конечно, интересный, но ему не хватает пошлости. Когда сатирик удивленно спросил: «А для чего нужна пошлость?», продюсер ответил: «В противном случае народ на спектакль не пойдет».
Пошлость – это максимальное приземление вкуса. Это сведение к инстинктам всего того, что подается на сцене. А поскольку удовлетворение инстинктов всегда вызывает положительные эмоции, то, потакая инстинктам человека, можно гарантированно зарабатывать деньги. Поэтому на сцене обязательно должна быть пошлость, должны быть сексуальные сцены, должно быть насилие, то есть жесткие конфликты, неожиданные повороты сюжета, крики, смерть и прочая атрибутика, помогающая увеличивать доходы.
Посещая очередной спектакль, мы с женой часто уходим, не дожидаясь антракта, или сразу же после первого действия. Спектакль, который мы с женой смотрели в этот раз, не был похож на большинство тех, которые сейчас ставят в театрах. Сюжет несложный: популярный поэт, хорошо обеспеченный, живет со своей женой в городской квартире. У них трое детей, и на внешнем уровне все великолепно. Но с ним вдруг что-то происходит, в его жизни наступает кризис, и он уезжает на дачу. Поэт не хочет видеться с женой и объявляет ей о том, что расходится с ней. Но другой женщины у него, по-видимому, нет. Жена искренне не понимает, в чем дело, что? случилось с ее мужем, который ни с кем не хочет общаться.
Близится Новый год, к ним в гости приезжают дети – благополучные молодые люди. Несмотря на то, что они ведут себя по-разному, в их поведении прослеживается одинаковая тенденция.
Старший сын поэта говорит о высоком, о красивом, о том, как надо правильно себя вести. Но вот он берет трубку телефона и начинает разговаривать со своей женой, мягко и даже застенчиво. А потом вдруг, ни с того ни с сего, он раздражается и срывается на крик, на обвинения. Непонятно, почему он так себя ведет, в этом есть какая-то загадка. Возникает интрига, которая должна разрешиться в конце спектакля.
Постепенно я начинаю понимать, что? хотел донести до зрителей режиссер. Он поднимает очень важную тему: у людей проблемы с общением. В спектакле показаны люди умные, современные, хорошо воспитанные. Но судя по тому, как они общаются, у каждого в душе есть какая-то серьезная проблема, которую они не могут преодолеть. В первую очередь эта проблема присутствует в душе их отца.
Со стороны это выглядит как кризис творчества и кризис возраста. Поэт говорит, что его творчество бессмысленно, что он ничего в жизни не добился. Получается, что всю жизнь он шел к ложным маякам. У каждого человека бывает кризисный период и в жизни, и в творчестве. Но здесь, судя по всему, дело не только в этом.
Вдумываясь в смысл спектакля, я понимаю, что речь идет об определенной несостоятельности идей, которым следовал в жизни главный герой. Мировоззрение отца унаследовали все его дети, и несовершенство его взглядов на мир отразилось на их судьбе (как выясняется, не особенно счастливой) и повлияло на их характер и поведение.
В первую очередь обращает на себя внимание то, что старший сын поэта, будучи талантливым архитектором, проектирует и строит свинарники. Его первоначальное идеалистическое представление о жизни разрушено, оно не соответствует реальной жизни. Дочь, у которой вроде бы все в жизни благополучно, почему-то не замужем, – она не в состоянии выстроить отношения с мужчиной. Еще один сын – ветреный, легкомысленный: едва познакомившись с девушкой, он тут же скоропалительно женится на ней.
У каждого из детей поэта есть какая-то своя проблема, но всех их объединяет одно: красивая картина мира, которую они себе нарисовали, начинает рассыпаться, и жизнь демонстрирует им реальное положение вещей. Все возвышенные и прекрасные образы, которые были созданы поэтом, востребованы публикой и принесли ему славу, в реальности оказываются ложными маяками.
Я пытаюсь увидеть в спектакле ответ на поставленные вопросы. Этот ответ состоит в том, что любовь к ближнему, тепло в общении с близкими людьми важнее любых идеалистических схем. Главный герой, поняв это, преодолевает кризис, и начинается новый этап в его творчестве.
Концепция спектакля показалась мне довольно интересной. Неслучайно его режиссер получил признание за границей. Суть спектакля в том, что в стиле общения человека отражаются те философские и религиозные концепции, которые лежат в основе его картины мира, в основе его судьбы, характера и поведения.
Идеалистическому мировоззрению приходит конец, – вероятно, именно об этом хотели сказать автор пьесы и режиссер.
У злого человека нет будущего
После новогоднего семинара я получил короткое письмо от читательницы.
Добрый день, Сергей Николаевич!
На семинаре Вы сказали, что в ближайшее время свыше будут уничтожать самых порядочных людей. Не могли бы Вы объяснить подробнее, что Вы имели в виду?
Мы привыкли к линейному мышлению и обычно мыслим крайностями: либо «да», либо «нет». Пока нам еще сложно соединить противоположности, увидеть любой процесс как совокупность и положительных, и отрицательных моментов. Человек недоумевает: если приход того, что в Библии называется Царствием Небесным, приведет к тому, что будут истреблены самые порядочные люди, – к чему же тогда стремиться? Что такое добро и что такое зло?
Порядочные люди будут выживать, они будут защищены свыше; и в то же время, порядочные люди свыше будут уничтожаться. Казалось бы, сложно объединить два противоположных взгляда на одну и ту же ситуацию. Но если вдуматься, все выглядит достаточно просто: мало шансов выжить будет у тех, кто гордится своей порядочностью. У тех, для кого порядочность – это средство возвышения над другими людьми. У тех, кто, считая порядочность высшей ценностью, будет презирать и осуждать людей непорядочных.
Мы привыкли говорить о том, что материальные блага – деньги, квартира, машина, дача – могут увести человека от Бога. Об этом написано и в Библии: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Мы привыкли возвеличивать духовное и пренебрежительно относиться к материальному. Не одно тысячелетие духовность считалась благом, духовность ассоциировалась с нравственностью. Духовным считался человек, который читал Священные книги, который был умнее, дальновиднее, справедливее тех, кто зависели от денег, от материальных благ. Злом считалось поклонение материальному и связанные с этим эгоизм, агрессивность и безнравственность. Когда я начинал заниматься своими исследованиями, я писал о том, что источником греха является привязанность к земным ценностям, имея в виду материальные ценности.
Мы привычно считаем, что стремление к духовному – это и есть образ жизни верующего человека. Религия говорит о важности духовной жизни, об ограничении наших желаний в плане еды, секса, стремления к деньгам. Религия учит альтруизму и единению.
Духовность всегда помогала освободиться от пут материального. Духовный человек мог выстоять в бою, умел жертвовать, не боялся смерти. А тот, кто поклонялся материальному благополучию, своему телу, своим желаниям, всегда оказывался слабее, всегда проигрывал в жизненном соревновании.
Вспомним один из первых тестов в истории, который описан в Библии. Бог, обращаясь к военачальнику, учит его, как из десяти тысяч воинов отобрать триста человек, которые впоследствии победят противника.
После длительного похода воинов нужно подвести к реке и наблюдать за тем, как они будут пить. Те, кто будут пить с достоинством, не спеша, – это люди, которые не поклоняются телу и желаниям. У них силен дух, они победят в бою. А те, кто станут пить жадно, как животные, – у этих людей победить противника не получится. При первой же серьезной опасности они могут сдаться или убежать. Из десяти тысяч человек таким образом были отобраны триста, и они действительно победили.
Сила духа помогает людям совершать чудеса, и духовность всегда воспринималась как благо. Духовные ценности в человеческом понимании – это ценности, намного более высокие и масштабные, чем материальные. Духовные ценности необходимы для нашего развития.
А с точки зрения Божественной, духовность – это такое же благо, как и материальные ценности, и человек может поклоняться не только материальным ценностям, но и духовным. Зависимость от духовных ценностей может сделать человека снаружи справедливым, более сильным, более волевым, а внутри – безжалостным, презирающим других и мечтающим о своем возвышении над ними. Это происходит не сразу, но рано или поздно поклонение духовности приводит к разрушению души человека. Ведь высшее духовное существо – это дьявол.
Вопросы читателю
Недавно я получил очень показательное письмо. Его написал один молодой человек.
По профессии я детский массажист.
Приключилась со мной такая странная вещь… Несколько лет назад, находясь на работе, я вел ребенка на массаж. Когда мы уже подходили к кабинету, у меня в воображении вдруг стали рисоваться картинки, как будто я хочу убить этого ребенка… Это было настолько ясно и четко, что я ощутил, будто это и впрямь произошло. Я остановился с перепугу, у меня в душе началась паника. Первые несколько минут не мог прийти в себя. В голове возникло ощущение раздвоенности, как будто я стал через какой-то стеклянный шар воспринимать мир и себя.
Первое время после этого я чувствовал себя как овощ, мне не хотелось жить. Не было никаких положительных эмоций вообще, все, что радовало меня до этого, перестало радовать. Результатом этого видения явилось то, что когда я общаюсь с кем-либо, со мной иногда снова происходит что-то подобное, а также бывают агрессивные действия в адрес собеседника (могу ударить и т. д.). Это может быть во время общения и с моими близкими, и с посторонними мне людьми.
Я, конечно, стараюсь отгонять эту гадость. После этого часто бывают мысли о суициде. Я перестал смотреть телевизор, фильмы с насилием, стал фильтровать их. Потому что моменты, когда в кадре или в новостях показывали убийц или насильников, вызывали у меня страх и панику. В голову приходило, что если меня посещают такие мысли и видения, то, может, я такой же.
В 21 год я начал заниматься эзотерикой. У меня были проблемы с сердцем и позвоночником. Поначалу мотивом было просто здоровье, а потом меня заинтриговали всевозможные техники, раскрывающие сверхвозможности. Романтика, жажда познания всего нового.
В 15 лет я первый раз задал себе вопросы: «Для чего я живу, вообще? Кто я и что я?» Но ответа не нашел. А тут люди говорят о духовном росте, о просветлении и все такое. Однажды я узнаю, что в краевой центр с семинаром приезжает лидер одной из эзотерических школ. Я от восторга летал, стал ездить на семинары. Мало того, что там обещали здоровье, так еще и духовный рост.
Ну а когда я стал обучаться там, мой снобизм стал зашкаливать конкретно. В общем, первым мотивом было здоровье, потом я услышал, что цели надо ставить высокие, и поставил цель: духовное просветление. Меня очень привлекали техники целительного воздействия на себя, на других людей, я все-таки медик. Мечтал стать целителем…
Сейчас я вспоминаю, что уже тогда свысока стал смотреть на людей. Мол, ваша жизнь предсказуема, скучна, вы – серость, а я о таких вещах знаю!
Меня стали раздражать все люди – мол, почему это они мне все время мешают идти к «духовному просветлению», никак не оставят меня в покое, все время чего-то от меня хотят, не слушают меня.
Я стал склонен к одиночеству, желал, чтобы меня все оставили в покое и никто не трогал, не мешал «просветляться». Стала появляться критика людей и событий. Если я был в компании, то старался показать свою исключительность. Страха будущего тогда не было, потому что я считал, что могу все, а Бог где-то далеко, и мы Его не интересуем. Страх за будущее стал появляться тогда, когда начались мои проблемы, уже в 25 лет, когда и произошло со мной это ЧП. Возник вопрос: как с этим жить и как от этого избавляться?
В 31 год моя девушка показала мне видеоролик – небольшой отрезок из Вашего семинара. Этот отрывок очень врезался мне в память. Речь шла о гневе, нелюбви к Богу и о последствиях, которые могут быть. После этого я решил порвать с эзотерикой. Где-то в глубине души я склоняюсь к тому, что увлечение ею могло послужить причиной того, что со мной происходит. Некоторые техники я иногда применяю, в основном дыхательные.
После первой Вашей книги я стал молиться. Стало немного легче, но бывают обострения: начинают снова лезть гадкие мысли, а в голове ощущение, что плавятся мозги.
Вот в этой борьбе я живу уже 8 лет. Основное, чего я боюсь, – чтобы это не вылилось в действие, есть страх причинить кому-то вред. Все усложняет тот факт, что я работаю с детьми. Из-за этого стресса я боюсь заводить семью. От постоянных переживаний начались проблемы со здоровьем.
Нынешнее мое состояние: стал вспыльчивым, особенно когда ругаюсь с девушкой. Она говорит, что я тиран. Раньше очень вспыхивал, когда ругались с мамой. Помню, пару раз у меня прямо было ощущение помутнения и вспышка в глазах от гнева, когда я по телефону просил ее что-то для меня сделать. Мама любит, не разобравшись, сказать «нет», и это очень сильно раздражает.
Часто бывает печаль, депрессия. Еще бывают странные ощущения перегрузки в голове. Я очень люблю книги, но в книжных магазинах начинает кружиться голова, я становлюсь как пьяный. Ощущение истощения психики и сильного утомления, плохо сплю.
Да еще и мои непонятные «картинки». Позавчера во время работы с одной пациенткой, 6-месячной девочкой, проскочила страшная картинка… Уже два дня у меня внутри страх и переживание по этому поводу. После этого я и решил Вам написать. Вчера очень страшно было идти к детям. Весь сеанс был в напряжении и про себя читал все молитвы, которые помню.
Никак не могу понять, с чем это связано. Прошу Вас помочь мне разобраться. Заранее спасибо!
Я предложил молодому человеку ответить на ряд вопросов и написал, что отвечать на каждый вопрос не обязательно, – нужно попробовать ответить на все вопросы сразу, правильно выстроив систему приоритетов.
Вот эти вопросы.
1) Почему в Библии очень жесткое отношение к гадалкам, прорицателям, астрологам, «вызывателям мертвых»?
2) В конце XIX века было массовое увлечение оккультизмом, в том числе спиритизмом. Почему те, кто увлекались общением с душами умерших, часто сходили с ума?
3) У болгарской провидицы Ванги судьба сначала отняла зрение, потом – возможность иметь детей. То есть инстинкты самосохранения и продолжения рода у нее были достаточно жестко заблокированы. И только после этого она стала получать информацию из потустороннего мира. Почему Ванге нужно было получить такие несчастья, для того чтобы стать ясновидящей?
4) В книге Е.П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» описана встреча с раджа-йогом – человеком с невероятными способностями. Одному человеку, который хотел пойти по пути развития сверхспособностей, раджа-йог сказал: «Для того, кто был женат, занимался сексом, имеет детей, дорога к этим практикам закрыта». Почему он дал такой ответ?
5) Первые ясновидящие были сновидящими. Информация о будущем (и не только) приходила к ним во сне. В чем смысл этого механизма?
6) В биографии Эдгара Кейси был очень любопытный эпизод. Когда он погружался в гипнотический сон, обычно ему задавали вопросы о здоровье и о будущем. А однажды его попросили назвать выигрышные номера американской лотереи. Он назвал их.
Проснулся он с сильной головной болью. Поинтересовался, что? произошло, и когда ему рассказали, попросил больше таких экспериментов не повторять. Названными Кейси номерами никто не воспользовался, поскольку ему не поверили. Но лотерейные билеты с этими номерами, действительно, оказались выигрышными.
Другой случай произошел с известным экстрасенсом Ури Геллером. Будучи в казино, он в какой-то момент решил воспользоваться своим даром ви?дения будущего и выиграл в рулетку огромную сумму. Сложив выигранные деньги в сумку, он поехал домой. В дороге у него началась головная боль, которая усиливалась и вскоре стала нестерпимой. Он понял, что это связано с его поведением в казино. Тогда он выбросил сумку с деньгами в окно автомобиля. После этого боль сразу прекратилась.
Как можно объяснить эти два эпизода?
7) У человека, как и у животных, мозг состоит из двух полушарий. Назначение левого полушария – логическое осмысление мира, правого – образное, чувственное восприятие. Зачем нужно такое разделение?
8) В 60-е годы в Советском Союзе было повальное увлечение йогой и другими духовными практиками. Многие, кто этим занимался, попали в психиатрические клиники и нанесли себе непоправимый вред. Что с ними произошло?
9) Известный философ Фридрих Ницше написал в одной из своих книг: «Если ты будешь долго вглядываться в бездну, бездна начнет вглядываться в тебя». По сути дела, он интуитивно описал закон квантовой механики, согласно которому наблюдатель всегда воздействует на наблюдаемый объект, и наоборот. Почему наблюдающий воздействует на объект наблюдения?
10) Почему у тех, кто занимается магией, появляются проблемы с психикой и характером? У таких людей растет чувство превосходства, они становятся жестокими, непримиримыми, агрессивными по отношению к детям.
11) Каким образом Десять заповедей Моисея помогают человеку преодолевать гордыню?
12) Что такое сверхспособности? Почему после клинической смерти у многих людей открываются сверхспособности?
В известной евангельской сцене искушения в пустыне дьявол провоцирует Христа на демонстрацию сверхспособностей. Христос отказывается это делать и объясняет, почему. В чем смысл этих объяснений Христа?
13) Известный писатель, эзотерик и маг Карлос Кастанеда умер от рака печени. Почему пострадала именно печень?
14) Известный гуру Свами Вивекананда, написавший книги об индийской философии, о раджа-йоге и читавший на эти темы лекции в Америке, умер молодым. Он страдал сахарным диабетом в тяжелой форме. Почему с ним это случилось?
15) В чем отличие черных магов от святых?
16) Почему вундеркинды живут недолго, а нынешние дети индиго имеют повышенную агрессию и часто кончают жизнь самоубийством?
17) В XVII веке один японский врач обнаружил поразивший его факт: лекарства, предназначенные только для мужчин, стали воздействовать и на женщин. И наоборот, «женские» лекарства стали помогать мужчинам. «Я пришел к выводу, что близок конец света», – написал он и не стал предавать эти факты широкой огласке.
Почему врач решил, что наступает конец света?
18) Почему перед гибелью народов или государств резко повышается количество гомосексуалистов, трансвеститов и становится модным стиль «унисекс»?
19) В Японии после землетрясения 2011 года в районе, наиболее пострадавшем от цунами, появились привидения. Об этом писали японские газеты. В машину к таксистам садились люди, автоматически включался счетчик, а через некоторое время человек исчезал из закрытой машины, и таксистам приходилось оплачивать поездку из своего кармана.
Один из таксистов рассказал, что примерно через год после землетрясения около одной из станций метро к нему в машину села женщина и попросила отвезти ее в другой район страны. Таксист спросил, знает ли она о том, что этот район практически необитаем после цунами. В ответ женщина воскликнула дрожащим голосом: «Неужели я умерла?!» Водитель обернулся, но на заднем сидении никого не было.
Что означают эти факты?
20) Почему церковь не отпевает самоубийц? Почему самоубийство считается тяжким грехом?
21) Я общался с человеком, который занимался гимнастикой цигун. Одно из основных упражнений этой гимнастики называется «Дерево»: человек стоит, раскинув руки, как бы обнимая дерево, и представляет себе, что снизу в него постепенно входит жизненная энергия, которая оздоравливает его организм. У тех, кто занимается этой гимнастикой, усиливается гордыня, ухудшается характер. Кроме того, были случаи, когда люди умирали ночью во сне от остановки сердца. Как это можно объяснить?
22) В Евангелиях описан случай: женщина, страдавшая кровотечением в течение 12 лет, прикоснулась к одежде Христа и исцелилась. Каков механизм такого исцеления?
Молодой человек не смог ответить на эти вопросы. Попробуем вместе разобраться, в чем суть изложенных фактов. Начну с анализа своего прошлого.
Авария
Очень важно иметь правильную модель мира и понимать, что такое развитие. Любое живое существо либо развивается, либо деградирует; либо расцветает, либо погибает. Когда мы знаем, что такое развитие и как оно должно происходить, тогда у нас повышаются шансы на получение будущего.
Раньше я считал, что развитие – это переход от темного прошлого к светлому будущему. Я полагал, что это постепенный уход от состояния, при котором для человека главное – материальные ценности, удовольствия и физический комфорт, к тому состоянию, при котором главными становятся духовные ценности. А затем начнется проникновение во все более высокие тонкие духовные планы, и в конце концов мы придем к Богу.
Моя модель развития была подобна прямой линии, ведущей из прошлого в будущее, от зла к добру. Я находился как бы посередине, и от меня зависело, в какую сторону я буду двигаться.
Я видел опасность поклонения материальным ценностям. Изучая причины возникновения болезней, я пришел к выводу, что эмоции, которые мы испытываем, привязываясь к материальным объектам, приводят к появлению агрессии, а затем – к болезням. Когда я говорил об опасности поклонения земному счастью, я имел в виду только материальные блага.
Я собирался написать пару книг, посвященных этой теме, и закончить исследования. Издал первую и начал работать над второй. Хотел описать все аспекты, все нюансы опасности поклонения материальному счастью и показать, каким благом является счастье духовное.
Но у меня начались проблемы. Я не понимал, что происходит, но чувствовал какую-то опасность. Что-то мешало мне закончить вторую книгу. Потом случилась тяжелейшая авария, после которой машина восстановлению не подлежала. Все, кто находились вместе со мной в машине, чудом остались живы. Я потом долго и мучительно вспоминал, как это произошло.
Мы с друзьями после бани поехали домой на машине, за рулем был я. Мы странным образом перепутали улицы, заехали в какой-то тупик, я увидел закрытые ворота и начал разворачиваться. Возле ворот догорали остатки костра.
Пока я разворачивался, подъехала еще какая-то машина, и молодой парень, сидевший за рулем, также начал разворачиваться. Мы увидели, как его машина, сдавая задом, встала над костром, и ее бензобак пришелся как раз над горящим пламенем. Машина могла взорваться, и мы стали махать парню руками, чтобы он скорее отъезжал. А он не понимал, что происходит, но все-таки успел отъехать, и все обошлось.
Мир един. Если у кого-то из близких людей или из тех, кто тебя окружает, начинаются проблемы, – значит, они касаются и тебя. Это был знак не только тому парню, но и мне. Я тогда еще этого не понимал.
Парень уехал. Я нажал на газ и начал выезжать из тупика. Но колесо автомобиля попало в песок, и машину стало бросать из стороны в сторону, она потеряла управление. На протяжении метров пятидесяти я ее выравнивал и сумел это сделать. Я успокоился и набрал скорость, но когда проезжал по большой луже, колесо попало в водяную подушку. Машина вылетела за пределы дороги и врезалась в дерево. Мы чудом не погибли.
Снова и снова я мысленно возвращался к этой аварии, пытаясь понять, почему это произошло. Слишком загадочной и нелогичной была ситуация. Судьба явно о чем-то предупреждала меня и одновременно намекала, что шансов выжить у меня мало.
Я приостановил выпуск второй книги и взял паузу для осмысления произошедшего. В конце концов я пришел к выводу, что духовные ценности – это гораздо большее богатство, чем ценности материальные, и поэтому владеть духовными благами еще более опасно. Все, чем мы владеем, не является однозначно положительным. Когда открываются возможности получения счастья, обязательно присутствует и обратная сторона медали.
Я понял, что духовным ценностям нельзя поклоняться и стремление к духовности не должно становиться смыслом жизни человека.
Будущее
Пересматривая свое отношение к понятию духовности, я понял, что материальное связано с прошлым, а духовное связано с будущим. Поклонение духовному – это поклонение будущему, целям, идеалам, поклонение коллективному сознанию.
Поклонение духовности приводит к тому, что мы ощущаем единство с другими людьми не только внутри, но и снаружи. Из-за этого появляется альтруизм без границ, когда человек живет ради других, «работая» в режиме самоуничтожения. Кроме того, возникает желание выстроить всех в один ряд, уподобить себе. Все должны соответствовать моим идеалам, и появляются гнев и осуждение, если этого не происходит.
Поклонение духовности рождает массу проблем, которые незаметны, но вызывают тяжелые последствия. Оказалось, что обладание духовностью – это очень большая ответственность.
Я не встречал в индийской философии информации о том, что духовность может быть опасной. Любые способности, возможность выхода на духовные планы – это однозначно считается благом. Если и дается информация об опасности духовности, то зашифрованно.
Духовность связана с нашим сознанием, с нашими мыслями. В Индии существуют поразительные высказывания, смысл которых в том, что главные враги человека – это его мысли. В принципе, это намек на то, что область духовных аспектов может быть опасной.
Одна из главных восточных практик – это остановка сознания: для того чтобы быть в гармонии, в равновесии, нужно отрешиться от всех аспектов бытия. Но это знание подается на уровне практик, без объяснений, без системного взгляда на такое понятие, как духовность.
С точки зрения иудаизма, духовность – это однозначно благо. Давид духовен, Голиаф – силен физически, и Давид его побеждает. В Ветхом Завете мы видим множество примеров, как сильный духом человек побеждает людей, поклоняющихся своему телу, зависимых, невоздержанных и ненасытных. Но о том, что сильный духом может быть агрессивным, осуждающим, жадным, в Ветхом Завете не написано. В Ветхом Завете есть только заповеди, которые тормозят неправильное поведение человека, останавливают процесс появления зависимости от материальных и духовных ценностей.
Но в иудаизме все же сказано об опасности духовности. Дело в том, что понятие духовности связано с тонкими планами, с будущим. Проникновение в будущее может быть опасным для человека. Когда человек проникает в будущее и пытается им управлять, у него растет гордыня. Когда человек, управляя будущим, получает здоровье, материальные блага, улучшает свое благополучие, его корыстность усиливается.
Будущее – это территория Бога. Поэтому человек, который может видеть будущее, вторгаться в будущее, должен ощущать первичность Божественной воли и вторичность своей, то есть иметь такое качество, как смирение. Иначе его «я» выходит на первый план, и он неизбежно начинает поклоняться духовности в ущерб любви.
Когда человек чувствует Божественную волю и видит будущее, он должен вести себя правильно, не возвышаться над другими, не относиться корыстно к своим знаниям, и главной его заботой должна быть забота о своей душе.
В Ветхом Завете написано: «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти»; «Ворожеи не оставляй в живых». Это четкий призыв не вторгаться в будущее, не узнавать будущее в корыстных целях.
Когда интересы тела и духа на первом месте, цели человека становятся корыстными. Когда человек вторгается в будущее с целью избежать неприятностей, улучшить свое здоровье, благосостояние, судьбу, – это и называется корыстностью. Интересы его внешнего «я», его тела выходят на первый план, а все остальное он использует как средство для достижения своих целей.
Человек, который молится только о том, чтобы у него было здоровье и благополучие, корыстно относится к молитве. Божественное для него – это средство, а главной целью является его жизнь, благополучие и физическое здоровье. Такая молитва, по сути дела, превращается в магическое заклинание.
В тонкие планы без вреда для себя может входить только человек бескорыстный, для которого главная цель – это постижение Божественного, забота о душе, о нравственности. У остальных людей, которые прикасаются к тонким планам, душа незаметно начинает трансформироваться. Меняются их чувства, характер и, в конечном счете, внешнее поведение.
Но есть люди, которым позволено предсказывать будущее. Это пророки. Чем пророк отличается от гадалки? Пророк – это человек, который ведо?м Богом, через которого Творец передает людям важную информацию. Пророк говорит о будущем, имея целью развитие души, нравственности, усиление веры. Эти знания помогают людям не только выжить физически, но в первую очередь выжить духовно и душевно. Спасение человечества происходит именно через пророков.
На первом месте у пророка Бог, все остальное – на втором. У гадалки, ясновидящего и других специалистов, способных проникать в тонкие планы, на первом месте – человек, человеческая воля, человеческие интересы. Но корыстное отношение к тонким высшим планам всегда опасно.
Становится понятно, что произошло с Ури Геллером, у которого началась сильная головная боль, после того как он, применив в казино свои способности, выиграл крупную сумму денег. Он понял, что повел себя неправильно, выбросил сумку с деньгами в окно автомобиля, и боль тут же прошла.
Ему повезло, что боль началась сразу, так что он догадался, в чем дело. Если бы боль появилась только через месяц или два, он бы, скорее всего, умер. Это пример того, что происходит, когда человек вторгается в будущее с корыстной целью.
Корыстное отношение к будущему весьма часто наблюдается у целителей, которые посредством энергетического воздействия на полевые структуры пытаются помочь больным, думая только об улучшении их физического состояния и судьбы.
Недавно я беседовал с одним моим приятелем, который ходил к так называемой бабке (ей около 80 лет). Будучи знаком с информацией моих книг, он попытался узнать, как у нее обстоят дела с детьми. Оказалось, что один ее сын утонул, другой – умер от рака. Дочь ее жива, но у внуков не ладится личная жизнь.
Он общался также с другой целительницей, которая не только лечит заговорами, но и консультирует по вопросам судьбы. Выяснилось, что у нее вообще нет детей. Женщина ушла от разговора о том, почему бездетна. Сказала только, что иметь детей ей не суждено и когда-то ей было предсказано, что детей у нее не будет.
Вторжение в тонкие планы, даже для помощи другим, – дело весьма опасное.
Модель мира
Несмотря на то, что я уже понимал опасность духовности, моя модель мира оставалась прежней.
Для того чтобы преодолеть поклонение духовности, нужно любовь к Богу поставить на первое место. Для меня естественным и правильным путем познания Бога была все та же прямая дорога – движение по склонам горы к ее вершине. Я по-прежнему считал: для того чтобы приблизиться к Богу, нужно все больше возвышаться духом и уходить в тонкие планы.
Но после издания следующих книг у меня начинались проблемы, и опять возникали смертельные ситуации. Я понимал, что внутренне почему-то завишу от духовности, но преодолеть эту зависимость не мог. Оказалось, что моя модель была ложной, – вернее, примитивной и требующей развития.
К этому прозрению я шел достаточно долго и мучительно. Когда же оно, наконец, произошло, – только тогда я стал приближаться к пониманию главной заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом». До сих пор богословы утверждают, что «нищие духом» – это те, кто осознаю?т недостаток своей духовности. А с моей точки зрения, это заблуждение, непонимание того, чему учил Христос. Судя по всему, Христос, имел в виду следующее.
Человек по своей сути есть душа, пришедшая из Бога. Развитие духа, сознания и развитие тела начинаются позже. Поэтому человек в первую очередь должен жить душой, чувствами.
Развитие – это не переход от плохого к хорошему, это не переход от темного к светлому. Познание мира – это не прямая линия, продвигаясь вдоль которой мы с презрением смотрим назад и кланяемся тому, что впереди. Оказывается, развитие – это расширение картины мира. Это не движение от прошлого к будущему, а все более широкий охват прошлого и будущего. Это круг, это пульсация, это шар. Это совершенно другое восприятие мира.
Развитие – это не духовное возвышение человека, а расширение возможностей его души.
Моя модель развития включала только два компонента: материальное и духовное, и я считал, что развитие есть движение от одного к другому. На первом этапе это было правильно, но потом эта идея должна трансформироваться в идею раскрытия души, в идею объединения противоположностей, то есть объединения материального и духовного. Ведь счастье не в том, чтобы от плохого перейти к хорошему, а в том, чтобы уравновесить плохое и хорошее, левое и правое, обрести любовь и гармонию в душе.
Поскольку Бог есть любовь и Он вдохнул душу в человека, то только наша душа может испытывать чувство любви. Тело и дух вторичны, в них – лишь отблески этой любви. Поклонение телу и духу может закрыть от человека любовь и единение с Творцом.
Вспоминаю о том, как сложно и тяжело происходило это прозрение…
Библия о соотношении духа и души
Я пытался найти, что сказано в Библии о соотношении духа и души. Нашел не так много. Об этом писал в своих Посланиях апостол Павел. Для меня это было совершенно непонятным, потому что многие его высказывания противоречивы. Не случайно апостол Петр говорил о том, что в этих Посланиях есть «нечто неудобовразумительное».
По-видимому, Апостол Павел не вполне ясно представлял себе, куда следует двигаться. В учении Христа сформирована четкая система взглядов и целей, но апостол Павел, с энтузиазмом ринувшийся распространять и пропагандировать христианство, как выясняется, не понимал главных положений учения того, кого он называл своим Учителем.
В Послании к Евреям апостол Павел написал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
В одной из книг я прочитал о том, что в индийской философии понятия души и духа считаются родственными, а в высшем своем проявлении это одно и то же. Апостол Павел говорит, по сути дела, то же самое: дух и душа – это единое целое, на каком-то уровне они неразделимы. Высказывания апостола Павла, вероятно, соответствуют тем истинам, которые были изложены в Ведах, и той картине мира, которая была принята в иудаизме.
Вспоминаю, как я вчитывался в слова апостола Павла в Первом послании к Коринфянам: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба». Здесь апостол прямо указывает на первичность души.
Однако в том же Послании он дает совершенно другую картину: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»; «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».
Из этих высказываний апостола следует, что дух, духовность важнее души. Но если дух важнее души, то это уже совсем другая картина мира и другая модель развития.
Апостол Павел говорит совершенно противоположные вещи. Может быть, он имел в виду то, что в душе соединены как Божественное, так и животное начала, – то есть душа может иметь как высшие, так и низшие проявления. Тогда в одних случаях душевное ниже духовного, а в других – наоборот. Но поскольку апостол Павел не мог объяснить, что такое душа, то его высказывания остались неясными и позволяющими толковать его слова как угодно.
Что же такое дух, и почему дух важнее души? Наверное, апостол Павел ориентировался на здравый смысл. Духовный человек – это тот, у которого высокий уровень развития сознания и понимания, который читает Священные книги и правильно внутренне ориентирован. Если задать себе вопрос, может ли умный человек быть душевным, то ответ, безусловно, будет утвердительным. А если задуматься о том, может ли глупый человек быть духовным, то ответ не будет столь однозначным. Получается, что развитое сознание, духовность, духовное возвышение человека гораздо более значимы, чем душевность, то есть теплота чувств.
Сейчас, вдумываясь в эти строки апостола, я понимаю, что очень сложно определить понятия духа и души. Причина в том, что в рамках языческого, прямолинейного мышления, которое не может объединить противоположности, мы воспринимаем человека как нечто единое и не видим, что человек есть объединение противоположностей.
Наш мозг состоит из двух полушарий, которые работают как две противоположности, создавая общую картину мира. Для того чтобы двигаться, необходимы два противоположных процесса – возбуждение и торможение. Процесс восприятия мира также включает в себя процессы возбуждения и торможения, – такова диалектика.
В душе кроются наше животное начало, инстинкты и память о прошлом. То, что мы называем сознанием, это опыт нашей жизни. А то, что можно назвать подсознанием, душой, – это опыт всех наших жизней, всех наших предков, и этот опыт может насчитывать миллионы и миллиарды лет. Кроме того, в душе есть знания не только о прошлом, но и о будущем.
Душа первична по отношению к духу. Душа развивается через устремление к Богу. Духовность есть побочный результат развития души. На внешнем уровне дух и душа разделяются.
Когда религия говорит о духовной жизни человека, на самом деле, подразумеваются, я думаю, проявления его души в аспекте высших чувств. Духовный человек – это человек, который ориентируется на свою душу в ее наиболее высоких проявлениях. То есть духовный человек – это человек душевный, для которого главным является устремление к Богу. Но слово «духовность» многих сбивает с толку.
Чувство и мысль
Мне было интересно разобраться, что первично: чувство или мысль. Что такое мысль и что такое чувство – ученые до сих пор этого не знают. Как, впрочем, не знают и ответа на вопросы, что такое дух и что такое душа.
Я попробовал полностью отрешиться и посмотреть со стороны, что происходит, когда я начинаю мыслить. Открылась очень любопытная картина.
Мы привыкли считать, что чувства у нас рождаются в физическом теле, где-то в районе груди. Когда мы говорим о душе, мы вспоминаем именно об этом районе. Но оказалось, что физические ощущения в восприятии наших чувств вторичны. Чувства начинают возникать за пределами тела.
Я был очень удивлен, увидев, что чувство возникает на некотором расстоянии от тела, – около метра. Потом оно подходит ближе к телу и в 30–40 см от тела уже трансформируется в мысль.
Эти исследования помогли мне сделать важные выводы.
Мысль вторична по отношению к чувству. Чувство рождает мысль. Чувство – это образ, в котором может прессоваться любое количество информации. А мысль линейна, она содержит определенное знание и имеет определенную информационную плотность, которая не меняется.
Взаимодействие мысли и чувства – это и есть процесс развития. Чувства рождают мысли, мысли спрессовываются и формируют образ. Образ уходит в подсознание и потом является руководством к действию, дополняя нашу картину мира.
То, что мы называем подсознанием, и то, что мы называем сознанием, – это в первую очередь полевые структуры. То есть человек – это не только тело, это еще и нечто духовно-пространственное.
Несколько десятилетий назад ученые открыли, что электрон является не только частицей, но и волной. Получается, что любой физический объект имеет одновременно и волновую, пространственную природу. То есть любой материальный объект является одновременно и волновым объектом. Это две противоположности, которые переходят друг в друга.
Значит, мы можем говорить о том, что наше тело имеет свою индивидуальную волновую полевую оболочку – духовное тело, в котором присутствует определенная информация. Это духовное тело также чувствует и взаимодействует с окружающим миром, видит его, воспринимает его, реагирует на него, – и все это дублируется нашим мозгом и нашим телом.
Египетские пирамиды
Я понял, что мысль вторична по отношению к чувству, дух вторичен по отношению к душе. Но моя модель развития в то время по-прежнему оставалась прямой линией, ведущей от прошлого к будущему. Перейти на другой уровень было достаточно сложно.
Вспомнились египетские пирамиды. Почему эти циклопические, гигантские сооружения выстраивались только для того, чтобы хоронить в них фараонов? Не может человек совершать бессмысленные, глупые действия. Как известно, самые масштабные постройки были связаны с религиозными культами, – это присуще всем древним цивилизациям. Невозможно представить себе, что просто так, для развлечения, люди столько сил и времени отдавали на возведение никому не нужных построек.
Строительство столь гигантских сооружений может свидетельствовать только об одном: их значимость была гораздо выше, чем значимость всех повседневных забот человека, удовлетворявших его насущные потребности.
Почему строили пирамиды? Почему в Египте вся религия, по сути дела, сводилась к культу мертвых? Со временем я стал это понимать.
Если полевые духовные структуры являются первичными по отношению к телу, то они первичны и по отношению ко времени.
Жизнь во Вселенной появилась как единая духовно-полевая структура, а потом уже она реализовалась на физическом уровне. Этот невидимый духовный мир, частью которого является и загробный мир, управляет нашим миром. Поэтому культ умерших, которые, уйдя в загробный мир, могут помогать тем, кто остался жить в этом мире, становится совершенно осмысленным.
Сон похож на смерть, и некоторые люди во сне могут видеть будущее и получать откровения. Эти феномены прикосновения к высшему миру через сон и смерть дают людям понимание, что мир устроен гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. На самом деле, внешний мир – это лишь крошечная территория по сравнению с тем, что кроется за пределами нашего сознания.
Формирование религии, судя по всему, и начиналось с ощущения, что сон и смерть дают выход в новую реальность, с которой можно общаться. Выход в тонкие планы позволял не только получать информацию о будущем, но и управлять окружающим миром.
Когда человек умирает, тогда поверхностные, более поздние структуры сбрасываются, а глубинные, основные – продолжают существовать. Это подобно тому, как у дерева опадают листья, а ветки остаются.
Когда человек умирает, его душа переходит в те слои тонкого мира, которые мы называем загробным миром. Его душе открывается доступ к масштабной информации, охватывающей прошлое, настоящее и будущее. Известно множество случаев, когда у человека, возвратившегося в этот мир после клинической смерти, обнаруживались знания, которых он не мог получить во время обычной жизни.
Некоторое время назад умер один мой дальний родственник. Если человек сильно привязан к этому миру, то его душа долго еще продолжает присутствовать в этом мире, прежде чем реально уйти. Он почти каждый день снился своим близким.
Жена родственника рассказала, что он приснился ей на девятый день и сказал, что у него все хорошо. Они пообщались, но она заметила, что выглядел он странно: у него не было мужских половых признаков. Я объяснил ей, что ангелы – бесполые. До физического воплощения жизни не существовало понятия половых признаков, они появились позже.
На девятый день, когда душа отрывается от тела и уходит в тонкие планы, происходит отрыв от земного, переход на другую стадию жизни. Эту стадию можно назвать архаичной, она существовала в прошлом и будет существовать в будущем. Через девять дней душа теряет связь с сексуальными аспектами. Души людей как бы переходят в ангельский мир.
Спустя какое-то время покойный приснился своей дочери, и между ними произошел любопытный разговор. При жизни отец разбил машину, и она находилась в ремонте. После его смерти машина ремонтировалась в течение месяца. Девочка рассказала, что ее умершему отцу очень понравилось, как отремонтировали машину, он даже описал, как машина теперь выглядит. То есть из загробного мира можно увидеть, что происходит в нашем мире.
Любопытно, что он ответил на вопрос дочки о том, как они живут в загробном мире: они не ходят, а летают с помощью своих желаний. Примечательно, что 12-лет-няя девочка никогда не думала о таких вещах, она просто рассказала то, что увидела и услышала во сне.
Еще через некоторое время он приснился своей жене и во сне давал ей советы. Я полюбопытствовал, что же он ей советовал. Она ответила: «Он сказал, чтобы я не строила жестких планов на будущее». Я знал, что она планирует поехать летом отдыхать, и понял, что он подготавливает ее, намекая на то, что эти планы не сбудутся. Так и получилось.
Почему из загробного мира видно будущее? Когда мы имеем физическое тело, мы привыкаем делить время на прошлое, настоящее и будущее. Настоящее для нас, как правило, – это световой день. Вчера было солнце, завтра будет новый восход солнца. Мы привыкли привязывать временны?е отрезки к каким-то процессам в материальном мире. А в загробном мире нет физических объектов, там время выглядит по-другому, и одновременно видно то, что мы называем прошлым, настоящим и будущим. И чем тоньше, выше планы, тем масштабнее охват времени.
Притча о дьяволе
Дьявол является самым высокодуховным существом. Не зря его имя Люцифер означает «лучезарный». Духовные планы имеют очень высокую энергию. Ангелы – это существа, которые обитают в тонких планах. Чем тоньше и масштабнее эти планы, тем больше в них энергии. Вероятно, поэтому у святых, которые имели доступ к тонким планам, было сияние вокруг головы.
Но святыми они были потому, что любовь к Богу для них была важнее, чем любые способности, возможности и ви?дение будущего. Как только при соприкосновении с будущим воля человека выходит на первый план, начинается обратный процесс – не познания Бога, а ухода от Него. Так начинается дьяволизм.
Когда я был в Израиле, мне рассказали: в иудаизме считается, что у ангелов нет имен, потому что они являются стопроцентными проводниками Божественной воли. А дьяволом стал тот ангел, который свою волю поставил на первое место. Он был наиболее близок к Богу, имел гораздо бо?льшие способности, чем другие ангелы, и перестал чувствовать приоритетность Божественного. Он утерял контакт с Богом и переродился в дьявола.
Часто истины подаются в виде притч. Для того чтобы понять истину, нужно внутренне дорасти до нее, нужно пройти искушения и испытания, необходимо измениться, – и только тогда эта истина будет воспринята. Человек, который не хочет меняться, не сможет понять истину, даже если будет слышать ее тысячи раз.
В Индии и других странах мира у многих духовных людей, которые, увлекаясь духовностью, забывали о любви, смирении и вере, незаметно для них самих начиналась духовная трансформация, которая называется демоническим состоянием. После этого рождались претензии к Богу, неподчинение Всевышнему, абсолютизация своего эго и, соответственно, возникали серьезные проблемы со здоровьем.
Любой контакт с тонкими планами даже у гармоничного и здорового человека может закончиться проблемами, если у него недостаточно развито благоговение перед Всевышним, если нет готовности меняться и понимания, что человек – это в первую очередь душа, что воля Всевышнего абсолютна, первична и в высшей степени гуманна. Если не воспитывать себя в этом направлении, тогда наше внешнее сознание, которое привязано к материальным и духовным благам, создает стереотипы поведения, отношения к миру, которые проходят внутрь и начинают спорить с Божественной волей.
Тонкие планы, связанные с будущим, вхождение в которые раскрывает любые сверхвозможности, являются территорией, где сразу же определяется, в какую сторону идет человек. Если для него первична Божественная воля и первое, главное его чувство – это любовь к Богу, тогда выход в тонкие планы раскрывает его возможности, и он остается человеком. Если же первый импульс – обращение не к Богу, а к своим инстинктам, к своему человеческому «я», тогда вхождение в тонкие планы начинает трансформировать человека, превращая его в демона.
Притча о дьяволе, судя по всему, говорит о следующем.
Обладание высшими духовными ценностями – это не только благо, не только просветление. Это перерождение и распад души, если высшие духовные блага человек ставит выше любви к Богу.
Об этом иносказательно говорится и в Бхагавад-Гите, и в Ветхом и Новом Заветах, и в Коране.
Согласно Корану, Иблис первоначально был ангелом, а дьяволом он стал тогда, когда ослушался Всевышнего и не поклонился сотворенному человеку. При этом Иблис заявил: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».
Почему самый умный, самый духовный ангел отказался поклониться человеку? Потому что он был гораздо выше человека на лестнице духовной иерархии. Потому что для ангела, который еще не стал дьяволом, развитие было восхождением по иерархическим ступеням. Он презирал несовершенное и поклонялся совершенному.
А Бог – во всем. Бог и в самом несовершенном, и в самом совершенном существе пребывает в равной степени. Мы различаемся только снаружи, а внутри все мы едины. Ангел забыл об этом. Он отказался поклониться несовершенному земному существу и стал перерождаться в дьявола.
Читатель задал мне интересный вопрос:
– Если дьявол – самое духовное, самое умное существо во Вселенной, то он должен знать все законы, согласно которым она существует. Почему же, в таком случае, он отрекся от Бога?
Я ответил ему так:
– Дьявол – самое умное, самое духовное существо. Но дело в том, что сознание является вторичным по отношению к душе, дух вторичен. Наши мысли ведут нас не к истине, наши мысли обслуживают наши интересы и желания. Если наши желания дисгармоничны, то каким бы сильным ни был наш ум, он будет деформироваться под их воздействием.
Когда мы видим очень умного человека и думаем, что он познал истину, – мы ошибаемся. Нас просто приучили считать, что духовность – это высшее благо; мы привыкли повторять, что человек – это «гомо сапиенс», то есть «человек думающий». А раз думающий, – значит, высшее счастье для него – это развитие мышления, а высшее познание – это интеллектуальное познание Вселенной.
Главное заблуждение и трагическая ошибка многих заключается в непонимании, что лидерство сознания в ущерб душе, – это дьяволизм. Если мы забываем о душе, любви, нравственности и вере, то чем более развито сознание, тем быстрее человек движется к своей гибели.
Сознание лишено гармонии, дух негармоничен. Материальное и духовное в совокупности являют собой диалектическое единство. Душа Божественна, душа соединяется с Всевышним, поэтому любовь присутствует только в душе, а в духе и теле любви нет. Только в душе могут объединиться противоположности. Уверенность в том, что развитие – это процесс увеличения духовности и понимания, – великое заблуждение, которое зашифрованным образом подается в Библии как персонаж дьявола.
– Вы знаете, – сказал мой читатель, – а ведь люди не понимают, что такое гармония. Всегда считалось, что гармония – это спокойствие, отсутствие проблем, тишина… А на самом деле, гармония – это равновесие.
– Совершенно верно, – согласился я. – Представим себе красивое, плавное движение руки. Почему оно выглядит гармонично? Потому что процессы возбуждения и торможения сбалансированы. Если процессы торможения побеждают, то рука движется вяло, медленно. Если побеждают процессы возбуждения, то рука дергается, двигается рывками. Ни в том, ни в другом движении гармонии нет. Гармония – это объединение противоположностей, противоположных начал.
Мы продолжили обсуждать проблему дьяволизма.
– Удивительно, – сказал мой собеседник, – но сейчас все чаще говорят о дьяволизме, в Америке продолжают открываться сатанинские церкви. С чем это связано? Неужели дьявол – это реальное существо, которое завлекает души людей?
– Это прозвучит, конечно, странно, – улыбнулся я, – но хочу задать Вам вопрос: кто, по вашему мнению, больше всего способствовал появлению культа дьяволизма, распространению неверных представлений о дьяволе?
Мой собеседник задумался. Пауза затягивалась, и я сам ответил на свой вопрос:
– Главными распространителями и популяризаторами идеи дьяволизма, как ни странно, являются священники, представители религии. В Библии дьявол – это всего лишь образ, персонаж, олицетворяющий определенные заблуждения человека. Дьяволизм – это тенденция, возникающая в душе человека, когда он утрачивает любовь. Поэтому дьяволизм не может существовать без человека. Без человека нет ни дьявола, ни бесов, ни демонов.
Но священники, стремясь заработать авторитет, расширить свою аудиторию и укрепить власть, пытались сделать это через страх, через запугивание, убеждая людей, что дьявол – это реальное существо, у которого много помощников. Чиновники и коммерсанты от религии укрепляли у людей ощущение, что дьявол всесилен, всезнающ и вполне успешно хозяйничает на Земле.
Многие люди, поверив в эту сказку, решили, что сатанизм поможет им стать вечными, всезнающими и всемогущими. Эта вера пустила в их душе ростки реального сатанизма. На самом деле, нет существа с рогами и копытами. В реальной жизни дьяволизм, колдовство, сатанизм всегда заканчиваются для людей расщеплением сознания, бесплодием и, в конечном счете, распадом души и смертью.
Людей с демоническими тенденциями я наблюдаю уже не один десяток лет. Они приходили ко мне на прием, я диагностировал таких людей и дистанционно. Мне известно, что бывает с человеком, в душе которого живут демонические тенденции, – у него происходит распад души. Но за счет того, что душа имеет огромную энергоемкость, какое-то время такой человек может спокойно и беззаботно жить, растрачивая энергию души на удовлетворение желаний тела и духа.
Но когда душа полностью обесточится, человека уже ничто не спасет. Это подобно тому, как стратегические запасы, отложенные на зиму, он съедает за неделю или за месяц. Такой человек выглядит очень успешным, он ни в чем себе не отказывает, его столы ломятся от яств… Все завидуют ему и считают счастливчиком, его уважают. Но никто не видит, что он уже обречен, что у него нет будущего, что он скоро умрет и дети его нежизнеспособны. Христос говорил, имея в виду таких людей: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
Главное для таких людей – это удовлетворить потребности тела и духа, а что? при этом происходит с душой, – не имеет значения. Но ресурсы души вырабатываются, и это уже заметно. В нынешнем обществе потребления, которое катится к сатанизму, именно такая ситуация.
– А сейчас, – сказал я моему собеседнику напоследок, – я считаю, что одна из главных моих задач – рассказывать людям о том, чем реально является дьяволизм и к чему эта тенденция приводит. За утратой любви всегда следуют распад души, духа, а потом и тела. Людям необходимо знать об этом.
Развитие человека
Постепенно у меня сложилось общее представление о пути развития человека.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/sergey-nikolaevich-lazarev/blazhenny-nischie-duhom-70901314/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.