Четвертый путь. Психология человеческих возможностей

Четвертый путь. Психология человеческих возможностей
Петр Демьянович Успенский
Максим Веселов
Четвертый путь для «чайников», или Как стать Аватаром
Мои друзья не раз болезненно морщились, слыша название этой книги, – оно посягало на самое святое для них (если учесть, что девяносто девять процентов моих друзей уже долгое время заняты саморазвитием). И все же именно это название как нельзя лучше отражает суть книги, поэтому пришлось оставить его как есть. Почему наилучшим образом? Во-первых, потому что эта книга не обещает вам ни здоровья, ни любви, ни богатства, ни известности. Она сфокусирована только на достижении состояния Пробуждения. А то, каким образом сложится ваша жизнь после этого, скажу прямо, интересного и важного события, – это уже ваших рук дело. Кем вы станете кроме Аватара – духовным наставником, главой компании или поваром, мастером своего дела или монахом – решать только вам. Во-вторых, «для „чайников“» вовсе не значит «без труда». Как раз наоборот. Метод, представленный в этой книге, настолько практичен и прост, что следовать ему порой чрезвычайно сложно, поскольку в нем нет места для теоретизирования, философствования или «эзотерической романтики» в стиле нью эйдж. Это метод «do or die», как говорят американцы – «делай, или умри». Правда, язык книги действительно можно описать как «для „чайников“», в смысле: попробовали – убедились на собственной шкуре.

Психология человеческих возможностей.
«Психология человеческих возможностей» – сборник лекций П. Д. Успенского, одного из основателей системы Четвертый путь. Эти лекции посвящены важнейшему для этого эзотерического учения вопросу – эволюции человека, тем возможностям развития, которые есть у каждого, но которыми далеко не каждый готов воспользоваться. Издание также включает дословную запись встречи Успенского с одной из групп учеников в Лондоне, которая прошла 23 сентября 1937 года. Ответы, данные Успенским в ходе этой встречи, касаются некоторых сложностей понимания основных идей системы Четвертый путь, принципов и методов организации школ и важности правил. Первая запись этой встречи, проверенная и исправленная Успенским собственноручно, находится в памятной коллекции П. Д. Успенского в отделе рукописей и архивов библиотеки Йельского университета.

Максим Веселов,Петр Успенский
Четвертый путь. Психология человеческих возможностей


Дорогой Читатель!
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.
Искренне Ваш,
Владелец Издательской группы «Весь»


Пётр Лисовский

Максим Веселов
Четвертый путь для «чайников», или Как стать Аватаром


От автора
Мои друзья не раз болезненно морщились, слыша название этой книги, – оно посягало на самое святое для них (если учесть, что девяносто девять процентов моих друзей уже долгое время заняты саморазвитием). И все же именно это название как нельзя лучше отражает суть книги, поэтому пришлось оставить его как есть. Почему наилучшим образом?
Во-первых, потому что эта книга не обещает вам ни здоровья, ни любви, ни богатства, ни известности. Она сфокусирована только на достижении состояния Пробуждения. А то, каким образом сложится ваша жизнь после этого, скажу прямо, интересного и важного события, – это уже ваших рук дело. Кем вы станете кроме Аватара – духовным наставником, главой компании или поваром, мастером своего дела или монахом – решать только вам.
Во-вторых, «для „чайников“» вовсе не значит «без труда». Как раз наоборот. Метод, представленный в этой книге, настолько практичен и прост, что следовать ему порой чрезвычайно сложно, поскольку в нем нет места для теоретизирования, философствования или «эзотерической романтики» в стиле нью эйдж. Это метод «do or die», как говорят американцы – «делай или умри». Правда, язык книги действительно можно описать как «для „чайников“», в смысле: попробовали – убедились на собственной шкуре.
В чем же здесь секрет, спросите вы? Чем этот метод или Путь отличается от многих и многих других, древних и новых дорог к Пробуждению, которыми сейчас переполнен наш мир? Ничем – если говорить с точки зрения того, куда приводят все истинные Пути. Вершина всех Путей (ведущих к вершине) – одна и та же. Это вершина вашего собственного развития в завершенного Человека.
Если говорить о подходах, используемых на этом Пути, то они тоже не новы. Знание, которое представлено в этой книге, не придумано автором и, по сути, ему не принадлежит. Не взято оно и из книг, хотя некоторые книги и помогли облечь его в более доступные формулировки. Материал данной книги – больше, чем просто результат двенадцати лет обучения, проб и ошибок, взлетов и падений, разрушения и созидания, безрассудных экспериментов и кропотливого собирания крупиц опыта в целое.
Уникальность этой книги только лишь в том, что то же самое объективное знание (или лучше сказать – влияние) выражено теперь через еще одного человека (автора) и несет на себе отпечаток его субъективного восприятия. Естественно, это значит, что далеко не каждому этот Путь подойдет. Однако если вы, используя его, сумеете проложить собственный Путь, тогда этим будет реализовано наивысшее предназначение автора.
Если все же попробовать отнести метод, представленный в этой книге, к какой-либо категории, чтобы уважаемый читатель, сколько-нибудь «сведущий в эзотерике», смог бы сразу же на основе этой характеристики решить, что данный путь ему однозначно не подходит, – то он с наибольшей вероятностью попадет в категорию «Четвертый путь». То есть, согласно классификации Г. И. Гурджиева, в категорию путей, не имеющих какой-либо складывающейся веками внешней формы и не связанных ни с какими общественными или религиозными структурами. Эта категория путей изменчивых, как сама жизнь, и проходящих во все времена в самой гуще обычных событий под носом у ничего не подозревающих соотечественников.
В то время как последователи различных религиозных течений, народных традиций или духовных школ следуют установленным обрядам и правилам, человек на Четвертом пути идет по нему, в каких бы внешних условиях он ни находился, будь то рынок, церковь или та же школа саморазвития.
Потому и не дает метод, описанный в данной книге, никаких гарантий конкретных внешних достижений – поскольку условия, в которых будет пролегать Четвертый путь для каждого конкретного человека, – это его личное дело. Равно как не дает эта книга вообще никаких гарантий – ни относительно внешнего, ни относительно внутреннего результата. Какой тогда в ней толк? Такой же, как и во всех других книгах. В самих по себе – почти никакого. Можно использовать ее для гербариев или подложить под ножку шатающегося стола. Реальный толк может быть только от практического применения информации, в ней содержащейся.
Метод, описанный в книге, – всего лишь инструмент, но кто может гарантировать, что вы будете его использовать? Никто. Никто, кроме вас, дорогие читатели, не может гарантировать, что вы будете его использовать в точности согласно предложенной инструкции, но с надлежащей гибкостью ума. Никто не будет проверять, как в детстве проверялось домашнее задание, насколько упорно вы сегодня работали над собой. Не у кого будет подглядеть результат. Только вы сами будете знать, что правильно и когда вам хватит. И только вы сами будете принимать у себя экзамен, когда придет пора подводить итог этой жизни.
Эта книга оставляет вас наедине с самим собой на Пути, где вам будет сложно, хотя и возможно помочь, если вы того пожелаете. Зато уж помешать вам не сможет никто, кроме, естественно, вас самих.
На этой радостной ноте оставляю вас. Счастливого Пути и до встречи на вершине!
Автор

P. S. Книга включает в себя:
? Прописные истины о человеке. Не верьте им, но и не отрицайте – проверяйте для себя на практике.
? Практический опыт. Здесь он представлен с точки зрения расширенных состояний сознания. Ваш личный опыт будет, скорее всего, отличаться от опыта автора – не смотрите на форму, ищите суть.
? Методы работы. Любая система работает, когда вы используете ее полностью. Даже если что-либо покажется вам знакомым – читайте это, как в первый раз, и используйте так, как если бы от этого зависела ваша жизнь. Все Пути ведут к одной вершине – вступите на один из них и пройдите его до конца.

В первой части книги содержится все необходимое, чтобы начать работу над собой с нуля, получить новый опыт и накопить достаточное количество проверок и наблюдений, необходимых для дальнейшей работы над собой.
Вторая часть включает в себя два метода дальнейшей работы над собой: подготовительный (для работы с устойчивыми препятствиями на пути) и метод «Аватар» (для осознанной организации своей работы и роли в целом).
Благодарности:
Моему Учителю, оказавшему на меня свое сознательное влияние.
Петру Демьяновичу Успенскому, ангелу, который ведет меня по этой жизни.
Моим попутчикам здесь. Вместе мы сильнее.

Часть I
Четвертый путь для «чайников»

Глава 1
В поисках чудесного
Через гнев, утраты, честолюбье, невежество, скуку
Твое Я пробивает свой путь.
    Уолт Уитмен
Начало не было многообещающим. Девяностые годы в провинциальном городе, рок-музыка, алкоголь и наркотики – вместе и по отдельности они вводили многих из нас в состояние расширенного сознания. На фоне происходящего это выглядело далеко не самым худшим вариантом. Книги Карлоса Кастанеды ходили по рукам, как священные писания, и все мы тогда много мечтали о лучшей жизни.
Моя мечта состояла в расширенном состоянии сознания и в том, чтобы это состояние было лишено побочных эффектов. И еще мне хотелось научиться жить, не выпадая из этого состояния, или, по крайней мере, возвращаться в него в любое время по собственному желанию без использования искусственных «расширителей сознания».
Да, естественно, человеческий организм и так уже является мощнейшей химической фабрикой, способной произвести любые субстанции и без побочных эффектов, и тому, кто нашел путь к кнопкам управления своим состоянием, никогда не придется в этой жизни скучать. Конечно, все духовные учителя в один голос утверждают, что всего этого можно и нужно достичь своими собственными силами, но…
Как?
Знакомое с детства состояние, в котором все всегда просто и ново, естественно и необычно. Летний день, когда начинается дождь и в воздухе пахнет пылью… Осенний лес… Или зимой неподалеку звонят колокола… Первая любовь…
Как вернуть эти мгновения реальной жизни, как продлить их навечно? Эта дверь, которая вдруг открывалась сама по себе для того, чтобы вновь захлопнуться на долгие, долгие дни, оставляя после себя лишь поиск – поиск двери обратно в иное, двери в реальность.
Как выяснилось впоследствии, дверь, которую я искал, оказалась внутренней лестницей, по которой надо было еще подняться. Сделать это было нетрудно… если учесть, что выбора не было. Труднее было найти первую ступень по одной причине: способы глубокого изменения сознания на некоторое время и в особых условиях – одни (медитация, дыхательные техники, мантры и молитвы, йога, психотропные средства и так далее), а для становления расширенным сознанием потребовался совершенно иной подход, с первым напрямую не связанный.
Стремясь попасть в расширенное состояние сознания любой ценой и сразу, человек перескакивает через несколько ступеней внутренней лестницы, но, не пройдя эти ступени восприятия одну за другой, он снова и снова падает обратно в свое обыденное состояние. Тому, кто хочет обладать всем, придется начать с нуля, с того малого, что он действительно может делать для развития сознания прямо сейчас и всегда, каким бы малым это ни было.
Пройдя лестницу и пробуждаясь, человек обретает себя и свой Путь. На этом месте сказки, являющиеся формой передачи объективного знания, заканчиваются словами: «И жили они долго и счастливо».
О теориях и практиках. Когда человек пробуждается и вступает на свой Путь, все теории и практики прекращают свое существование, становясь неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Но все же, пока человек еще не научился летать, ему во время прохождения лестницы потребуются «костыли» в виде некоторого количества теорий и практик.
В данной книге представлен лишь минимальный объем информации, требующий не столько изучения, сколько применения, а из множества существующих практик представлены лишь те, которые применимы в повседневной жизни. Они смогут стать впоследствии ее естественной частью, хорошей привычкой, оставляя выбор внешних условий на волю самого человека.
Итак, с чего было начать простому рокеру? Тому, кто с детства недолюбливал любого рода физические упражнения, не имел склонности к здоровому образу жизни и вообще получил атеистическое воспитание?
Однажды я зашел в гости к своему другу, у которого иногда покупал траву, и спросил, нет ли у него чего-нибудь интересного почитать. Он достал с полки книгу, увидев имя автора которой, я вначале внутренне брезгливо поморщился. П. Д. Успенский. Что мог русский сказать после индейцев яки? Только благодаря настоятельным рекомендациям друга я взял ее в руки. Тогда я еще не знал, что этот случай изменит всю мою дальнейшую жизнь.
Книга называлась «В поисках чудесного» и рассказывала о человеке, о его настоящем положении и возможностях развития, изобиловала необычными схемами и не слишком приятными характеристиками уровня сознания современного человека. Но зато (что было самым главным на тот момент) выяснилось, что простая и доступная практика – разделенное внимание – поистине является психоделиком третьего тысячелетия. Вспоминание себя обещало удивительные состояния и поистине чудесные и неожиданные перемены восприятия. Оказывалось, что развитие сознания – это отнюдь не только и не столько тяжелый труд. Но все по порядку.
Для начала, вот как описывает свой опыт в 1914 году сам Петр Демьянович Успенский – журналист, путешественник и философ: «Позднее, когда я начал учиться разделению внимания, я увидел, что вспоминание себя дает удивительные ощущения, которые естественным путем, сами по себе, приходят очень редко и в исключительных условиях.
Так, например, в то время мне нравилось бродить вечерами по Петербургу и „ощущать“ его дома и улицы. Петербург полон странных ощущений. Дома, особенно старые, совершенно живые; я только что не мог разговаривать с ними. В этом не было ничего от „воображения“. Я просто ходил, стараясь вспоминать себя, и глядел вокруг; ощущения приходили сами собой» (из книги «В поисках чудесного»).
«Разговаривать с ними»! Слова эти, прочитанные мною в 1997 году, совсем не утратили своей магической силы – так запросто добиться состояния расширенного сознания собственными силами – это звучало очень заманчиво. А если еще и научиться жить в таком состоянии постоянно! В общем, это было той приманкой, благодаря которой я, простой смертный, попал на путь саморазвития.
С самого начала стало ясно, что путь был выбран верно. Несмотря на кажущуюся простоту практики разделенного внимания, результат первого месяца вспоминания себя полностью соответствовал описанию самого П. Д. Успенского: «Вспоминание себя не дало никаких результатов, кроме одного: оно показало мне, что в действительности мы никогда себя не помним».

Глава 2
Элементарные теории и практики Пробуждения
Что произошло вчера? Ничего.
Что произойдет завтра? Ничего.
Все происходит сейчас.
Вечное сейчас, от безначального начала до бесконечного конца.
    Мехер Баба
Не буду вдаваться в тонкости и детали мироустройства, поскольку, выраженные словами на языке этой книги, они практически бессмысленны. С переменой в сознании, которая произойдет благодаря использованию материала данной книги, откроются и новые возможности, необходимые для прямого их восприятия – на другом языке. А пока – только краткий общий план на «языке кухни и дворницкой» (любителям теорий рекомендую обратиться к книге П. Д. Успенского «В поисках чудесного» за дополнительной информацией).
Устройство человека. Человеческий организм обладает многими чудесными способностями, недоступными только по причине нашего незнания и невнимательности к нему. Можно сказать, что у человека в распоряжении космический корабль, который он использует как обычный автомобиль, подрабатывая таксистом, а то и вообще становясь автопилотом.
Для обретения таковых способностей нужно, прежде всего, осветить вниманием свой внутренний мир. При этом, зная свое внутреннее устройство сначала в теории, человеку будет легче осознать его в реальности и, тем самым, пройти все ступени восприятия, не задерживаясь на них дольше, чем это необходимо, – до обретения целостности и свободы (внутренней, а затем и внешней).
Для практических целей расширения сознания сейчас достаточно знать, что внутренний мир человека состоит из разумов тела, эмоционального центра (сердца), сознательного ума (интеллекта) и высших центров (высшего эмоционального и высшего интеллектуального). Каждая из этих частей по-своему разумна, обладает своим мировосприятием, все они сосуществуют вместе в одном человеке.
Эмоциональный центр связывает низшие функции с высшими. Высшие функции обладают целостностью восприятия, их работа характеризуется расширенными состояниями сознания, они связаны высшими телами человека (когда они построены в процессе работы над собой). В обычном состоянии у человека с ними нет связи. Можно сказать, что Пробуждение – это установление связи с высшими центрами.
Реальность – это материя вибраций. Структура реальности подобна устройству человека. Уже, наверное, ни для кого не секрет, что реальность состоит из вибраций. Уровни вибраций, являющиеся материализованными реальностями различного уровня, подобны нотам музыкальной гаммы и отделены друг от друга интервалами «пустоты».
Все эти уровни от низших до высших существуют одновременно здесь и сейчас, взаимопроникая друг в друга. Нечто подобное можно наблюдать в колеблющейся струне музыкального инструмента – помимо основного колебания струны существуют возрастающие по частоте обертоны.
Восприятие человеком того или иного уровня реальности зависит от уровня сознания настолько, что различия в восприятии одного и того же человека в разных состояниях сознания больше, чем у двух разных людей в одном и том же состоянии. В процессе Пробуждения сознание человека проходит через все ступени восприятия, низшие и высшие центры, возвращаясь к своей сути – целостному «Я есть».
Отправная точка – настоящий момент. Существует только настоящий момент реальности, здесь и сейчас. Прошлое и будущее являются иллюзией человеческого ума. Дети до возраста двух-трех лет не понимают, что такое «завтра», «на следующей неделе», они еще знают эту простую истину. «Завтра» и «вчера» существуют только в человеческом уме. Прошлое, до того, как стать им, миновало момент настоящего. Будущее, когда наступит, станет моментом сейчас.
И это сейчас существует только здесь. В мыслях можно оказаться где угодно, но реальность всегда возвращает человека туда, где он есть. Можно отправиться в путешествие, но, и уехав за тридевять земель, человек для самого себя всегда пребывает здесь. Меняются времена и пространства, но человек всегда словно находится в начале координат – где и когда бы ни жил, человек для себя самого всегда живет здесь и сейчас. Момент настоящего и есть вечная реальность. Все последующее путешествие человека будет проходить в настоящем моменте.
Основная практика перед первой ступенью. Практика, которой необходимо пользоваться перед вступлением на первую ступень внутренней лестницы, является несложной, но самой важной, поскольку без нее все дальнейшие достижения человека будут смешаны с иллюзиями. Со временем эти иллюзии станут непреодолимым препятствием, и человеку, как бы высоко он ни поднялся, придется вернуться и начать все с начала. Эта практика состоит в обращении внимания на свое непосредственное окружение настолько часто и полно, насколько возможно.
Это же естественно, скажете вы. Хорошо, тем лучше для вас. Просто оставайтесь осведомленным о том, что происходит вокруг вас прямо сейчас. И сейчас. И снова сейчас. Всегда!
Все, чем обладает человек, существует только здесь и сейчас. Поэтому человеку прежде всего стоит обратить внимание на свои владения – увидеть, услышать, почувствовать, осознать то, что у него, в буквальном смысле этого слова, есть. Настоящий момент полон впечатлений: солнце, дождь или снег, звуки, запахи, вещи, люди, ощущения…
Стоп. А это кто? Так это я? Вот я – сижу, читаю эту книгу. И еще осознаю при этом… Себя!
Самовоспоминание. Обращая внимание на свое окружение, человек может внезапно заметить того, кого обычно почти никогда не замечал, – самого себя. Сам человек кажется себе настолько само собой разумеющимся, что ему и в голову не приходит намеренно замечать себя в своем мире. Центр своей вселенной, начало отсчета системы координат своего мира – человек сам замечает себя лишь изредка, в необычных или экстремальных ситуациях. Довольно часто это еще происходит в детстве, дети до определенного возраста даже называют свое тело по имени, а не «я», словно наблюдая себя со стороны.
То главное, что человек может заметить в настоящем моменте, то, чем он может обладать всегда, то бесценное сокровище, уникальный инструмент и лестница – это он сам. С того момента, как человек заметил себя в своем мире, начинается его самое увлекательное путешествие – вспоминание себя.
Тот, кто заметил себя в своем мире, вступает на первую ступень лестницы. Это самый существенный момент в жизни человека, все последующее путешествие может быть обозначено одним-единственным словом – самовоспоминание. Это и усилие, и состояние, и сам человек. Эволюция, меняясь по форме от ступени к ступени, никогда не меняет своей сути – более и более глубокого осознания себя.
Важнее всего помнить себя сейчас и всегда.
Постоянство маленьких усилий. В практической работе по Пробуждению важно, прежде всего, постоянство усилий. И подобное постоянство достигается, только если сами усилия будут достаточно маленькими, чтобы вместиться в момент настоящего, в одно дыхание. Каждый человек готов совершить подвиг, но количество таких возможностей в жизни человека очень невелико. Когда же речь идет о достижении нового уровня существования, важным становится именно постоянство маленьких усилий прямо сейчас и всегда.
Кстати, относительно способа наибыстрейшего обретения любого качества или способности один мудрец сказал: «Если ты имитируешь хорошую привычку в течение сорока дней, Бог сделает ее частью твоей природы». Это может показаться шуткой, но всего сорок дней интенсивных маленьких усилий отделяют человека от реального внутреннего изменения. Сорок из отпущенных каждому тысяч дней! Но на этом мы подробно остановимся во второй части. А пока…
«Где у него кнопка?» В отношении вспоминания себя вся моя ситуация с первых дней напоминала попытки укусить яблоко на нитке – зацепиться было не за что! Мало того, что вообще не удавалось осознавать себя, наблюдать мысли или движения тела (не говоря уже об эмоциях – они просто отсутствовали) – хуже всего было обнаружить, что внимание постоянно захвачено всем подряд без какой-либо возможности остановиться и разделить его даже титаническим усилием! Успенский в той же книге «В поисках чудесного» называл это состояние «отождествлением», но легче от этого не становилось.
Помню, как сижу в комнате на диване, рядом тикает будильник, а на кухне играет магнитофон – и я все никак не могу услышать их одновременно. Внимание скачет от одного звука к другому, но разделить его не удается. Или другой абсурдный случай, когда мне все никак не удавалось увидеть телевизор и столик под ним – внимание полностью захватывалось изображением на экране… Бред какой-то!
Стало ясно, какая пропасть отделяет мое нормальное состояние от «расширенного», и это «нормальное» состояние ни к черту не годилось. Положение было действительно незавидное, тогда помогло только сильное отчаяние и упражнение Кастанеды «смотреть краешками глаз» (осознавать боковые поля зрения, угол обзора сто двадцать градусов), которое я вспомнил, безуспешно стараясь увидеть одновременно два пятна на потолке.
И вот началось. Была зима 1997/98, оттепель. Я шел по улице, изо всех сил стараясь разделять внимание. И вот совершенно неожиданно и каким-то подозрительно знакомым образом углубились цвета стен домов, а деревья из земли вдруг стали торчать стволами вверх и ветвями во все стороны. Все было «как надо» – только что не было ползающих «мексикано-карельских» узоров.
Это продолжалось до тех пор, пока я не вернулся домой. Там практически сразу спецэффекты ушли, уступив место обычному восприятию «серых будней». Но это свершилось! Самая важная кнопка была нащупана – кнопка свободы восприятия. С тех пор каждый выход на улицу превращался в удивительную компьютерную игру – с человеком в центре, вокруг которого вращался немножко странный и очень «тридэшный» мир.
Помню, как восторженно поделился опытом с одним из своих друзей (который тоже когда-то мечтал запомнить путь в измененное состояние сознания во время приема психоделиков, а затем возвращаться туда по своему желанию): «Путь найден! Теперь можно попадать в состояние своими силами!» К моему разочарованию, он никак этой новостью не вдохновился – похоже, необходимость трудиться является лучшей проверкой истинности любой цели.
Дальше – больше. Появление «своего человека» в «тридэшном» мире было впечатляющим спецэффектом, сопровождавшимся особой внутренней отстраненностью и легкой улыбкой, однако поддерживать это состояние удавалось далеко не всегда, и вскоре выяснилось следующее серьезное препятствие: мысли, а точнее, мое постоянное становление ими.

Глава 3
Война с мыслями
Пробудись. Будь свидетелем своих мыслей.
Ты – то, что наблюдает, а не то, что ты наблюдаешь.
    Будда
Реальность ума. Уровень 96. Реальность, в которой обычный взрослый человек живет под грузом «проблем», в мыслях о будущем и в воспоминаниях о прошлом, очень низкой частоты (соответствуют довольно низкому уровню сознания). Период «одного колебания» равняется примерно трем секундам, одному дыханию. Каждое дыхание приносит новую мысль, и сознание человека, живущего в реальности этой частоты, захватывается ею.
Этот мир двухмерен, как и само логическое мышление. Вместо реальных вещей в нем есть только названия, вместо реальных людей – имена, вместо реальных событий – мечты или воспоминания, вместо реальных действий – планы, надежды и опасения, вместо самого человека – мнения, личность. Именно поэтому человек, живущий в основном на этом уровне реальности, особенно «тверд» в своих взглядах – это то, чем он действительно является. Любая попытка изменить мнение такого человека воспринимается им как вполне реальное покушение на свою жизнь.
Разделенное внимание. Основная форма вспоминания себя на первых ступенях – это разделенное внимание. Разделение внимания является простым ключом к пребыванию в настоящем моменте. Это форма активной медитации: человек осведомлен о том, что он наблюдает, и о себе, наблюдающем, одновременно. Видит цветок и себя, смотрящего на цветок. Говорит и слышит свой голос. Разделять внимание можно всегда, вне зависимости от обстоятельств. После недолгой практики это становится естественным. Человек просто одновременно осознает себя и окружающий мир. Разделенное внимание – это первое практическое усилие по расширению сознания. Все остальные практики строятся на его основе.
Наблюдение мыслей. Неопытное сознание имеет дурную привычку становиться всем подряд, в том числе и мыслями, теряя себя в них. Главный принцип при наблюдении: «Я – не то, что я наблюдаю. Я тот, кто наблюдает». То, что человек может наблюдать, не является его истинным «Я». Таким образом, происходит «вычитание» себя посредством наблюдения до тех пор, пока истинное «Я» не осознает само себя в независимости от того, что оно наблюдает.
Самый быстрый и радикальный метод освобождения сознания из плена мыслей состоит в многократном повторении короткой фразы при одновременном разделении внимания (обращении внимания на окружающие впечатления, развивающем периферийное зрение и слух). Сама фраза может быть любой. Подойдет молитва, мантра (для этого, отчасти, они изначально и применялись) или любая фраза из газеты. Главное, чтобы при ее произнесении одна часть внимания была направлена на окружающие впечатления, другая – на повторяющуюся фразу, и третья – на себя, наблюдающего.
Такое повторение, естественно, самоцелью не является. Вставлять палки в колеса ума нужно лишь для того, чтобы стать отдельным от него и через отделение обрести контроль, а затем и осознание себя отдельно от своих мыслей. Сами мысли останутся с человеком навсегда – избавиться от них можно только вместе с головой. Контролируемое мышление – это реальность более высокого порядка (уровень 48), чем бесконтрольное воображение. В человеке, прошедшем первую ступень и отделенном от своих мыслей, они приходят и уходят, проплывая подобно облакам по небу, а сам человек присутствует в настоящем моменте, осознавая, что «Я» – это не мои мысли.
Ловушка первой ступени: «Мыслю, следовательно существую». Процесс мышления изменяет свое качество под воздействием внимания, он освобождается от ассоциаций, у человека появляется возможность выбора направления хода мыслей. Это дает человеку ощущение своей реальности: «Мыслю, следовательно существую». Человек может начать философствовать или писать толстые книги, объединяющие различные научные теории. Бывает сложно пожертвовать глубоким пониманием ради того, чтобы просто пребывать в настоящем моменте. Наше существование слишком просто для понимания ума…
Прошедший эту ловушку сможет обнаружить, что большинство ситуаций в течение дня вообще не требуют участия мысли – существуют намного более эффективные методы восприятия. В подавляющем большинстве случаев достаточно просто постоянно видеть, слышать и осознавать себя – это и становится повседневной и естественной практикой для отделения сознания от мыслей.
Другая сторона повседневной практики отделения от мыслей состоит в уменьшении количества бесцельных разговоров. Если же сказать что-то все же необходимо, можно помнить себя, говорить и слышать свой голос одновременно.
«Знала бы мама, чем ты тут занимаешься». Каким бы желанным ни было мое новое «тридэшное» состояние, приходила любая мысль и, словно волна, накрывала внимание с головой. Могло пройти от нескольких секунд до нескольких часов барахтанья в полном беспамятстве или в безрезультатной битве за состояние, прежде чем приходил долгожданный результат.
Успенский обнадеживал, как всегда – приятно было, что не у одного тебя все так плохо: «Через два часа я пробудился на Таврической, то есть далеко от первоначального места. Я ехал на извозчике в типографию. Ощущение Пробуждения было необыкновенно живым. Могу почти утверждать, что я пришел в себя! Я сразу вспомнил все: как шел по Надеждинской, как вспомнил себя, как подумал о папиросах, как при этой мысли будто бы сразу упал и погрузился в глубокий сон.
В то же время, погруженный в сон, я продолжал выполнять какие-то обычные и намеренные действия. Вышел из табачной лавки, зашел в свою квартиру на Литейном, позвонил по телефону в типографию. Написал два письма. Опять покинул дом, дошел до Гостиного двора по левой стороне Невского, собираясь идти на Офицерскую, но потом передумал, так как становилось уже поздно. Взял извозчика и отправился на Кавалергардскую, в типографию. По пути, пока ехал по Таврической, я начал ощущать какую-то странную неловкость, будто что-то забыл. И внезапно вспомнил, что забыл вспоминать себя» (из книги «В поисках чудесного»).
Отступать было некуда, и Остапа понесло. В ход пошло упражнение Гурджиева на счет, хотя его и пришлось сильно упростить под мои возможности. В результате появилось упражнение «Я не хочу ни о чем думать». Заключалось оно, естественно, в непрерывном повторении про себя фразы: «Я не хочу ни о чем думать!»
Непрерывным, конечно, это повторение можно было назвать весьма условно, однако дней на десять оно воистину стало для меня Богом. Дома, на работе, в троллейбусе – при любом вспоминании повторялась эта фраза – в дополнение к разделенному вниманию.
Воистину, как в том анекдоте: «Знала бы мама, чем ты тут занимаешься!»
Результат? Как ни странно, в психушку я не угодил. Просто стало еще более очевидно, из какого глубокого сна я начал выбираться. Зато после этого грубого запихивания палок в колеса ума волшебное состояние самовоспоминания удавалось сохранять намного дольше. Мысли больше не накрывали с головой, хотя, стоило только открыть рот самому, я вновь словно погружался глубоко под воду и не мог даже услышать собственный голос.

Глава 4
Тело и дело
Избегай обучения, результат которого умирает вместе с учеником.
    Леонардо да Винчи
Трехмерная реальность: материальный мир (уровень 24). Следующая по частоте реальность, в которую попадает вырвавшееся из плена мыслей сознание, – это реальность тела, мир ощущений и деятельности. В нем человек считает себя своим телом и живет ощущениями, которые поступают в него непрерывным потоком всегда (поток этот прерывается только для осознания, когда человек переходит на более низкий уровень вибраций и вместо богатства восприятия трехмерного мира попадает в мир мысли – человек задумывается, уходит в воображение).
Этот мир уже намного более живой, состоящий из более реальных впечатлений и потому более привлекательный. Жизнь в нем подобна состоянию ребенка, увлеченного своими игрушками. По сути дела, без вспоминания себя человек живет только в двух этих реальностях, эпизодически попадая на следующий уровень вибраций – в мир эмоций, сердца человека.
Наблюдение тела. Для того чтобы пройти любую ступень, нужно ее осознать. Сейчас эта ступень – тело. Существует множество способов привлечь внимание к своему телу и его деятельности: йога, тай-цзи, боевые искусства, танцы и так далее (оздоровительное влияние на тело в данном случае не рассматривается). Но нас интересует только та практика, которая применима в любой момент повседневной жизни для расширения сознания, поскольку эффективность любой практики зависит, в первую очередь, от ее постоянства.
Как и в случае с мыслями, сами практики и даже внимательность к своему телу не являются осознанием себя. Занятия, скажем, йогой могут вначале помочь отделить осознание себя от тела, однако если человек продолжает заниматься йогой длительное время, то, скорее всего, потому, что ему это нравится или поддерживает его тело в хорошей физической форме.
Цель осознания чего-либо – в отделении наблюдателя от наблюдаемого, поэтому любая практика (как и любое мгновение нашей жизни) имеет ценность, только когда сопровождается вспоминанием себя.
Вначале самый простой способ обнаружить свое тело может состоять в совершении обычных движений чуть быстрее, чуть медленнее или немного иначе, чем обычно. Совершение действий непривычным способом уже требует внимательности, человеку останется только добавить осознание себя, присутствующего и наблюдающего.
Со временем, когда сознание узнает себя достаточно, чтобы не смешиваться с ощущениями и действиями, практика меняется так, чтобы стать неотъемлемой частью жизни. Универсальная практика, пронизывающая всю жизнь человека, состоит в том, чтобы заниматься одним делом за один раз и завершать это дело, прежде чем взяться за новое.
Это относится, в особенности, к малым повседневным вещам: таким как закрыть дверь за ручку, задвинуть ящик стола до самого конца, вымыть посуду после еды и вытереть ее, дослушать фразу говорящего, не обдумывая свою, посмотрев – увидеть, услышав – понять, и так далее.
Современный человек торопится жить – и потому никогда не живет в реальности настоящего момента. Однако всякое действие обретает реальную ценность в случае осознания себя прямо сейчас. В противном случае не важно, какой программе следует биоробот.
Будильники – это еще один универсальный способ просыпаться. Будильники – это те маленькие и незаметные для других людей упражнения, которые вы выбираете сами для себя и которые служат только одной цели: напоминать о необходимости возвращаться к самовоспоминанию.
Наши привычки являются неиссякаемым источником таких будильников: любое ваше привычное слово, жест или действие может начать вас будить, если вы решите больше его не использовать. Тогда, всякий раз, когда скажете это слово или сделаете это привычное действие, вы поймете, что проспали его, – и опомнитесь. А со временем научитесь успевать просыпаться раньше проявления привычки. А потом приобретете новую привычку – тогда тот будильник перестанет работать. Но некоторые будильники уникальны – они работают всю жизнь.
Работа в группе. Описываемый здесь способ использования будильников элементарно прост, кроме одного «но»: труднее всего помнить их использовать. Вначале между моментами вспоминания себя может лежать период длиной в несколько часов, проведенных во сне наяву. И хотя результаты зависят, в основном, от самого человека, большую помощь может оказать работа в группе, когда несколько человек договариваются не делать определенных движений или не произносить определенных слов и помогают друг другу напоминаниями – ведь вначале другой человек виднее. В обстановке напоминания скорейшим образом вырабатывается собственная привычка помнить себя.
Ловушки второй ступени. Тому, кто начинает работать над телом, открывается мир энергий и воли. Секс, сила, влияние, харизма, различные «сверхспособности» (типа целительства или вредительства) – все это на долгие годы может стать центром внимания и работы над собой. Согласно принципу «низшее не может видеть высшее» каждый следующий уровень развития приходится вначале принимать на веру и лишь потом подтверждать для себя практической проверкой. В этом главная трудность: все то, чем уже обладаешь, – так ощутимо и ярко, что, кажется, идти дальше уже некуда.
Однако для прохождения этой ступени пожизненным развитием силы и энергетики придется пожертвовать. Прохождение данной ловушки в том, чтобы сместить фокус внимания на работу с чувствительностью сердца.

Глава 5
Возрождение сердца
Поставь при своем сердце сильного доверенного стража, который не проглядит ничего и не позволит ничему войти без тщательного исследования.
    Эльред из Риво
Реальность сердца – впечатления. Мир 12. Богатство мира чувств не идет ни в какое сравнение с мирами мысли и тела (потому каждый, кто был влюблен, помнит это время как наполненное жизнью). Реальность сердца состоит не их самих объектов, но из впечатлений, которые они производят, – в ней уже совсем необязательно физически обладать самим объектом (такое сознание соответствует миру более низких вибраций), достаточно получать от него впечатления. Впечатлений хватает на всех, сами объекты, являющиеся их носителями, от восприятия не убывают.
Сердце является мостом, связывающим видимый и невидимый миры, но тем мостом, который еще нужно построить. Фокус работы на данном этапе смещается в эмоции, однако первые ступени никуда не исчезают: «Чтобы стоять, я должен держаться корней». Без пребывания в самом «обычном» повседневном настоящем моменте, без постоянного осознания того, что видишь и слышишь, все (в том числе и работа над собой) происходит лишь в воображении.
Практическая работа над сердцем ведется по трем основным направлениям: увеличение потока восприятия, повышение чувствительности и устранение утечек энергии.
Увеличение потока восприятия. Увеличение потока эмоциональных впечатлений происходит в результате вспоминания себя. Разделяя внимание, человек получает уже не одно впечатление, а сразу два. Одно – от того, что он видит, другое – от того, как он это видит. Поток эмоционального восприятия возрастает в два раза, что делает эмоциональный мир более проявленным. Миры мнений и дел при этом бледнеют сами собой и становятся намного менее захватывающими.
Повышение чувствительности. Часто сердце человека еще в детском возрасте благодаря воспитанию попадает в оковы личности и останавливается в развитии. Таким образом, у физиологически взрослого человека эмоции могут находиться на уровне развития шестилетнего ребенка.
Освобождая сердце от личности через разделение внимания, человек может столкнуться с проблемой «огрубления сердца», нечувствительности к тонким вибрациям. Теперь человеку придется самому обучать свое сердце, развивая его чувствительность красотой до уровня, на котором оно сможет воспринять высшие состояния сознания.
Подобно пище и воздуху для тела, впечатления являются пищей для сердца, и к ним надо относиться куда более избирательно, чем к остальным видам пищи. Без еды человек может прожить больше месяца, без воздуха – несколько минут. Без впечатлений человек не живет ни секунды, он всегда получает впечатления. Сами впечатления при этом могут сильно различаться по качеству и оказывать на эмоции человека широкий спектр воздействия – от разрушительного и дисгармонизирующего до возвышающего и развивающего.
Осознанный выбор качественных впечатлений жизненно необходим для развития чувствительности сердца. Что еще нужно человеку на Земле, кроме самого себя, верных друзей и подруг, любимого дела в родном доме да нескольких глубоких мыслей? В сравнении с этим бо «льшая часть ежедневного информационного потока выглядит весьма деструктивно, а бо «льшая часть современной «культуры» – надуманно. Короче говоря, о девяносто девяти процентах массмедиа можно забыть с большой для себя пользой.
Для начала самым простым мерилом качества впечатлений может быть проверка временем. Во многих случаях (хотя и далеко не всегда) ста лет достаточно, чтобы отделить содержательное искусство с качественными впечатлениями от всего остального. Так что вначале при выборе впечатлений можно смело ориентироваться на классику.
Еще одна особенность питания сердца состоит в том, что должным образом впечатления усваиваются, только если человек осознает себя. Хотя человеческий организм постоянно получает массу впечатлений, только осознание себя при их получении позволяет им полностью усваиваться и питать эмоциональный центр. Только тогда, когда человек видит цветок, осознает производимое им впечатление и себя, наблюдающего, когда слышит музыку, осознает производимое ею впечатление и себя, наблюдающего – лишь тогда впечатление глубоко и полностью проникает в него и становится строительным материалом высших тел.
Устранение утечек и трансформация эмоциональной энергии. Каждый, кто пытался намеренно удерживать внимание на чем-либо, мог заметить, что внимание легко ускользает и отправляется в мир воображения. Какое-то воспоминание, образ или мысль захватывает внимание, и в этот момент человек перестает слышать и видеть, осознавать тело, осознавать окружающий мир впечатлений и себя в нем. Воображение состоит из уже усвоенных человеком впечатлений, а они не несут в себе новой энергии. При этом, когда человек полностью находится в воображении, он перестает осознавать себя и поступающие впечатления, и их усвоения не происходит. Сердце человека попадает на голодный паек.
Пребывать в воображении – это все равно что сидеть в маленькой комнатке с плотно закрытыми дверьми и окнами – рано или поздно начнешь задыхаться. Если пребывание в воображении вместо осознания себя, своего внутреннего мира и внешнего окружения входит в привычку, со временем эмоциональный центр теряет (обратимо, к счастью) чувствительность к высшим мирам и способность узнавать их в настоящем, и человеку может понадобиться длительный период осознания себя, чтобы эту чувствительность восстановить.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70890679?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Четвертый путь. Психология человеческих возможностей Петр Успенский и Максим Веселов
Четвертый путь. Психология человеческих возможностей

Петр Успенский и Максим Веселов

Тип: электронная книга

Жанр: Эзотерика, оккультизм

Язык: на русском языке

Издательство: Добрый вестник

Дата публикации: 16.07.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Четвертый путь. Психология человеческих возможностей, электронная книга авторов Петр Успенский и Максим Веселов на русском языке, в жанре эзотерика, оккультизм

  • Добавить отзыв