Так установил создатель
Мухаммадрасул Гимбатов
На Земле есть незыблемые законы, которые установил Всевышний Аллах. Согласно с ними функционирует и сохраняется определенный порядок в нашем мире. Наряду с общеизвестными физическими законами, такими как: закон сохранения энергии, закон тяготения и т.д., существуют еще и законы, связанные с человеческими взаимоотношениями. И именно незнание этих законов приводит человека в замешательство: «Почему я страдаю? Почему мир несправедлив? Почему я прошу у Господа, а он мне не отвечает?».Книга раскрывает основные законы, которые установил наш Создатель.
Мухаммадрасул Гимбатов
Так установил создатель
Предисловие
Розовые очки бьются стеклами внутрь
В 2004 году в итальянском городе Монца был принят закон, запрещающий держать золотых рыбок в шаровидном аквариуме. Представитель городского совета Джампьетро Моска объяснил запрет тем, что держать рыбок в сосуде с изогнутыми стенками жестоко, ведь сквозь такое стекло рыбки видят искаженную картину реальности.
А где же уверенность в том, что и наша с вами реальность не искажена?! Ведь порой мы смотрим на этот мир почти как эти рыбки: через розовые очки, которые способны сильно искривлять действительность.
«Почему я прошу Всевышнего, а Он мне не отвечает?»; «Как изменить общество?»; «Почему в мире существует зло?»; «Почему трудности и испытания постигают невинных?»; «Можно ли победить смерть?»; «Почему так, а не иначе?»…
Наверняка каждый из нас или задавался подобными вопросами, или уже слышал их от кого-либо.
А ведь нам Всевышний уже дал четкие ответы, зафиксированные в Священной книге.
Идея раскрыть психологическую сторону этих духовных поисков у меня возникла в тот момент, когда мне посчастливилось ознакомиться с научным трудом известного сирийского ученого богослова Мухаммада Саида Рамадана Аль-Бути (да помилует его Аллах) «Мин сунаниллагьи фи ибадигьи». Эта книга произвела на меня сильное впечатление. Имея к тому времени определенный багаж знаний в сфере психологии, я заметил, как сильно перекликаются идеи этого направления с идеями, которые содержатся в трудах Аль-Бути. После чего я взял за основу цикла своих лекций именно эту книгу сирийского ученого «так установил Всевышний Аллах». Но психологический компонент по ряду причин старался все же не затрагивать. А уже здесь я намерен осветить и это направление.
Забегая вперед, скажу, что перед вами не перевод книги Рамадана Аль-Бути (да помилует его Аллах), а, своего рода, осмысление прочитанного. Так, идея книги сирийского ученого о мироустройстве Всевышнего Аллаха подвигла меня к определенным размышлениям, ими я и намерен поделиться с читателем.
К примеру, есть законы и установки, заложенные Создателем в структуру этого мира по умолчанию. Они неизменны. Человек может в них верить или не верить, признавать или отрицать, пытаться игнорировать, но они есть и работают одинаково для всех, и нет им замены. Всевышний Аллах сказал:
??????? ??????? ??????? ???? ?????? ???? ?????? ? ?????? ?????? ????????? ??????? ??????????
«Таково установление Аллаха, которое уже свершалось ранее, и ты не найдёшь замены установлению Аллаха». Коран 48:23.
??????? ???? ???? ??????????? ???????? ???? ????????? ? ????? ?????? ???????????? ??????????
«Такое случалось и с Нашими посланниками, отправленными до тебя, и ты не найдёшь изменения в Нашем установлении». Коран: 17:77
Если человек безосновательно строит свои предположения, выдумывая и предвосхищая что-либо, то в дальнейшем он обязательно столкнется с болезненным крушением своих же воздушных надежд, то есть возникнет противоречие между ожидаемым и реальным. И вся проблема подобной модели заключается в том, что человек, не считаясь с действительностью, не принимая её в расчёт, начинает строить свои планы, исходя только лишь из личных (субъективных) взглядов и убеждений в чём-либо или в ком-либо.
Так, конспект лекций древнегреческого философа Эпиктета под названием «Руководство» содержит в себе следующие строки:
«Людей расстраивают не вещи, а представления о вещах».
А в восточных философских учениях особенно подчеркивается мысль о том, что в основе человеческих эмоций лежат идеи. То есть человек способен управлять своими чувствами, даже самыми сильными, стоит ему только лишь изменить свои представления.
Согласно учению австрийского психолога Альфреда Адлера, терапия – это попытка проследить, как человек воспринимает и ощущает мир. Он писал:
***
«Мы не страдаем от душевных потрясений – так называемых травм, а извлекаем из них то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемы тем значением, какое мы придаем случившемуся с нами; и есть, наверное, что-то неправильное в том, что мы кладем отдельный опыт в основу своей будущей жизни. Не значения зависят от ситуаций, а мы зависим от значений, которыми наделяем ситуации».
***
Как нам известно, существует только объективная реальность, а наши ожидания – это всего лишь фантазии, рождающиеся в нашей голове. И, как следствие, воображаемое и действительное не всегда совпадают друг с другом. Но, если ожидания построены на почве объективной реальности, с учётом достоверных фактов, то никаких проблем и разочарований быть не может.
Приведу пример: мы все знаем, что в этом мире есть незыблемые физические законы, установленные Всевышним. Например, закон всемирного тяготения. Возьмем предмет – стакан. И, выпуская его из рук, мы не ждем, что он зависнет в воздухе, зная заранее, что он должен упасть. Почему мы не ждем, что стакан начнет левитировать или вовсе полетит вверх? Потому что мы все знаем о таком физическом порядке как сила притяжения. Тут наши ожидания того, что предмет упадет, полностью соответствуют реальности. А теперь представьте, что Всевышний Аллах установил точно такие же законы взаимодействия среди людей. Так вот знание этих законов и является основой внутренней гармонии – нахождением баланса между ожиданием и реальностью, то есть именно это знание и «снимает розовые очки».
Представьте, что вы идете ночью по безлюдному переулку, на вашем пути появляется незнакомец в маске и с ножом в руке. Что вы почувствуете? Страх, беспокойство, ужас, учащённое сердцебиение и возникнет при этом только одна мысль – «Бежать!» Теперь другая картина: вы находитесь в больничной палате, к вам заходит человек в маске и разворачивает комплект из десяти острейших ножей и лезвий. Что вы почувствуете? Доверие, спокойствие и никакие мысли о бегстве вас не посетят.
Именно наши знания о том, что следует ожидать в первом и во втором случае, и дают нам ощущение страха или спокойствия. Поэтому, читая эту книгу, стоит пропустить ее через себя, размышляя и задавая правильные вопросы, создавая тем самым верные внутренние настройки. Как ранее и упоминалось, многое в жизни зависит от восприятия.
Величайшим благом является обладание знанием сути вещей: как они устроены на самом деле и как следует их принимать. Это все дает нам Всевышний Аллах, потому как религия – это и есть инструкция, те самые правила жизни, оптимизированные Творцом с учетом всех тонкостей психологии и возможностей человека. Следование этим правилам и гарантирует человеку успех в этой жизни и счастье в жизни вечной.
Да поможет нам Аллах!
ЗАКОН: Аллах не меняет положение людей, пока они не изменят самих себя
«Тут работает принцип «изнутри-наружу»: измени себя – и изменится мир,
а следом и ваше существование в нем». – из книги «Теория каст и ролей»
«Перемен требуют наши сердца!» – так звучат слова из известной песни. И необходимо отметить, что это не просто творческое самовыражение музыканта, а девиз многих молодых ребят с горячим ветреным сознанием. Перемен нужно не просто требовать или ждать, перемены нужно создавать, осмысленно работая над собой и своими низменными страстями. Да, вокруг ревностно кричат об изъянах общества и необходимости его оздоровления, но ведь на деле это всего лишь демагогия. Хочешь изменить общество – изменись сам. Может, на первый взгляд это слишком простое правило, но именно оно является основополагающим и эффективным инструментом настоящего изменения общества. Об этом нам поведал Всевышний Аллах в Коране:
????? ??????? ??? ????????? ??? ???????? ??????? ??????????? ??? ??????????????
«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Коран 13:11
Также в другом аяте Аллах сказал:
??????? ??????? ??????? ???? ???? ?????????? ????????? ??????????? ?????? ?????? ??????? ??????????? ??? ????????????? ? ??????? ??????? ??????? ???????
«Это потому, что Аллах не отменяет милость, которую он оказал людям, пока они не изменят самих себя, и потому, что Аллах – слышащий, Знающий». Коран: 8:53
Размышления над этими аятами приводят к очевидности следующих истин: здесь Всевышний Аллах указал на два изменения, между которыми есть последовательная связь. Смысл в том, что изменение одной части влечет за собой и изменение второй. То есть трансформация общества непосредственно связана с изменениями личностных качеств человека. Когда каждый работает над собой, то, как следствие, и общество начинает меняться. «Аллах не меняет положения людей» о каком изменении здесь идет речь? – об изменении социума; «…пока они не изменят самих себя» – а это как раз то, что действительно необходимо для изменения всего общества. В этой последовательности и заключается причинно-следственная связь. В итоге, чтобы изменить общество в лучшую сторону, каждый должен начать с себя? Да, и другого пути нет.
Еще одна истина, которую мы понимаем из вышеупомянутого аята, – если Всевышний Аллах призывает нас к изменению, то это значит, что в нас заложена способность к преображению. То есть абсолютно каждый человек, каким бы слабым он не был, способен работать над собой в позитивном ключе. А если бы это было невозможным, то об этом не было бы упомянуто в аяте, ведь априори в Священной книге невозможен призыв к неосуществимому. Значит, обращение, зафиксированное в Коране, направлено не к каким-то определённым категориям людей, а ко всем. То есть само побуждение людей к изменению говорит о том, что на это способен каждый.
Третья истина заключается в том, что человек – существо социальное и он не может жить в отрыве от общества, значит, каждому из нас необходимо заботиться об улучшении всего социума. Аллах не сказал в Коране, что Он не меняет положение твое, пока ты не изменишь себя. Он сказал, что не меняет положение людей, общества, социума, пока ты не изменишь себя. Поэтому, читая истории пророков, вы обнаружите, что они постоянно работали над изменением общества. Этот пункт мы подробно разъясним в отдельной главе.
Сегодня в нашем социуме закрепилась привычка рассуждать об упадке современного общества, но при этом никто из нас и не работает над изменением самого себя. Но, минуя человека, общество не сможет измениться, так как личность – это базовая составная единица в социуме, которая и составляет семью, ближайшее окружение, село, город, страну и т.д.
У одного общественного деятеля на могиле была следующая надпись:
***
«Я пытался изменить мир, пока не осознал, что это невозможно. Я решил изменить страну, в которой я живу, но потом понял, что и этого сделать не смогу. Я начал менять город, в котором живу, пока не осознал, что изменить город мне также не под силу. Я начал менять мою улицу, квартал в котором я жил и понял, что и их изменить не смогу. Я попробовал тогда изменить моих родственников и понял, что этого сделать не получится. Тогда взялся за свою семью и это оказалось непосильным. И только в конце я понял, что надо было изменить себя самого. Если б я изменил себя, то изменилась бы моя семья. С изменением семьи, изменились бы мои родственники, а с их изменением, изменилась бы улица, город, страна и весь мир. Но понимание и осознание этого пришло слишком поздно, только лишь на смертном одре».
***
Некоторые ученые, толкуя аят Корана, приведённый в начале этой главы, отмечают, что изменения человека могут быть фактическими и рефлексивными. Что это значит? Фактическое изменение – это когда человек меняется сам и становится ориентиром для общества, экспортируя свои убеждения, быт и нрав. Все хотят быть похожими на него, иными словами, человек задает тренд. Рефлексивное изменение – это когда человек меняется в соответствии с веянием моды. Он не задает тренд, а просто копирует, превращаясь в пересмешника. К огромному сожалению, сегодня некоторые мусульмане страдают подобным комплексом неполноценности, стесняясь при этом проявлять свою так называемую религиозность. Они настолько ослеплены западной культурой и модой, что готовы, как сказано в хадисе, «лезть в нору», подражая чуждым «лидерам мнения». Притом, что Всевышний побуждает нас менять самих себя, а вслед за этим и общество, так, чтобы диктовали моду, мысли и развитие мы, а не нам, как это и было в прежние времена. Для наглядности приведу в пример слова известной немецкой писательницы Зигрид Хунке, автора книги «Солнце Аллаха восходит над Западом», которая была издана в 1960-м году, а также автора книги «Аллах совсем не такой», в которой она встаёт на защиту мусульман, исламской цивилизации и исламской истории. Зигрид Хунке привела в своей книге важные и, пожалуй, ключевые слова, так тонко подмечающие положение, которое очень схоже с сегодняшним состоянием мусульман, искренне восхищающихся западной цивилизацией, только в оригинале размышления принадлежат епископу Кордовы – Альваро:
***
«Многие из моих единоверцев читают стихотворения и сказки арабов, они изучают труды мусульманских теологов и философов, и не для того, чтобы опровергнуть их, а чтобы научиться тому, как можно правильным и элегантным способом высказываться на арабском языке. Где найти сегодня мирянина, который читает латинские комментарии о Священных Писаниях? Кто из них изучает Евангелия, пророков, апостолов? Ax! Все молодые христиане, которые выделяются своим талантом, знают только язык и литературу арабов! Они читают и изучают арабские книги самым усердным образом, они собирают большие библиотеки, платя за них большие деньги, и всюду громко говорят, что эта литература достойна восхищения! Если же им, напротив, говорят о христианских книгах, то они отвечают с пренебрежением, что эти книги, мол, не заслуживают их внимания! Увы, увы, христиане забыли даже свой язык, и среди тысяч из них не найти никого, который умеет написать сносное латинское письмо.
Напротив, бесчисленное множество из них умеет выражаться по-арабски самым элегантным образом и писать стихотворения на этом языке с ещё большим искусством, чем это делают сами арабы».
***
Как мы видим из этого отрывка проповеди епископа, все было зеркально наоборот в тот период, когда мусульмане придерживались ценностей ислама и не стеснялись своих убеждений.
Почему же сегодня все так поменялось?
Запад транслирует свои ценности всему миру не за счет культурного доминирования, а за счет экономического, военного и технологического превосходства. Это обычная практика выжигания культурной среды и нравственного разложения покорённых народов. Как писал об этом Ибн Халдун в своём «Введении», упомянув правило, – это влияние победителя на побеждённого. Он сказал: «Поэтому ты увидишь, что побеждённый всегда пытается походить на победителя в одежде, верховом животном, оружии и его видах, а также во всём остальном. Если один народ соседствует с другим и при этом довлеет над ним, то уступающая сторона начинает во многом уподобляться и следовать за тяготеющей стороной».
Именно поэтому сегодня мы знаем в подробностях личную жизнь и карьерный путь футболистов, актеров, звезд и других знаменитостей, напрочь забыв о настоящих героях. А если мы всё же поразмыслим над множеством современных бессмысленных «трендов», которые «бушуют» в мусульманской среде, то сможем заметить, как тиктокеры и блогеры стали экспортёрами чуждых всем нам субкультур.
Это и есть пагубное рефлексивное изменение.
Фактическое изменение должно начинаться с признания человеком своих ошибок и работы над ними. Что произойдет, если положить семя на голый камень или же на подоконник? – ничего. Дерево никогда не вырастет, хоть сто лет пролежит там это семя. Ведь для того, чтобы оно проросло необходима особая среда. Семя нужно погрузить в мягкую землю. Именно в этой среде оно начнет меняться. Солнце светит для фотосинтеза, дождь поливает и кормит этот росток, да и все другие процессы во Вселенной будто бы происходят только лишь для этого маленького саженца, чтоб из него выросло крепкое дерево.
Кто из нас хочет измениться, пусть использует правильные причины и инструменты, именно это будет способствовать тому, что все вокруг начнет работать для роста и перемен.
Так, пятый праведный халиф Умар ибн Абдулазиз был настолько справедливым, что это вызвало изменения даже в экосистеме: волки в той местности, в которой правил халиф, не нападали на овец. Но однажды всё же хищник набросился на скот, и тогда пастух сказал: «Сегодня Умар ибн Абдулазиз скончался». Так оно и оказалось.
Наши праведные предшественники во всех отрицательных действиях, происходящих вокруг них: в ослушании домочадцев, и даже в строптивости своих верховых животных – видели только лишь своё прегрешение перед Всевышним. То есть они определяли причиной того, что их окружение начинает меняться в худшую сторону, себя, и, чтобы исправить это положение, усиленно работали над собой. Не ныли, не обвиняли время, окружение и власть, а работали над своими недочётами. «Ваши деяния – ваши правители», – говорили они.
«Когда Меня ослушивается тот, кто Меня знает, Я даю над ним власть тому, кто Меня не знает» – сказал Всевышний Аллах в хадисе аль-кудси.
Из вышеизложенного следует понять то, что все повеления и запреты, которые Всевышний Аллах возложил на нас, призваны изменить нас в лучшую сторону, как сказано в Коране:
????? ??????? ??? ????????? ??? ???????? ??????? ??????????? ??? ??????????????
«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Коран 13:11
Некоторые толкователи Корана отметили то, что слово «?? ?» упомянуто дважды. Первое «?? ?» – это беды, болезни и испытания – то есть то, что люди хотят исправить, а второе «?? ?» – это то, что должно быть исправлено человеком в самую первую очередь: оставление грехов, изменение мышления и выстраивание верного отношения к религии.
Наше общество будет в упадке до тех пор, пока мы будем относиться к религии Всевышнего Аллаха беспечно, ведь все обязательные акты поклонения: намаз, пост, закят, хадж – призваны изменить нас и наше общество.
Про намаз, например, Аллах сказал:
????? ?????????? ???????? ???? ???????????? ????????????
Поистине, молитва оберегает от мерзости и предосудительности. Коран: 29:45
Посмотрите, как коллективный пятикратный намаз в мечети объединяет вокруг имама жителей одного квартала, всего города и даже всех людей мира (в хадже). Это и есть изменение человека и общества.
А пост Аллах упомянул, как один из путей к богобоязненности:
??? ???????? ????????? ??????? ?????? ?????????? ?????????? ????? ?????? ????? ????????? ??? ?????????? ??????????? ??????????
О вы, которые уверовали! вам предписано поститься, как это было предписано тем, кто жил до вас, – быть может, вы будете богобоязненными. Коран: 2:183
Что значит «быть может, вы будете богобоязненными»? Ученые растолковали так: пост сеет в сердце человека возможность и силу к изменениям. И мы наглядно видим и чувствуем, как отказ от еды помогает нам обуздать свои страсти. В благословенный месяц рамадан мы получаем контроль над своим телом и душой, что дает нам идеальную возможность изменить себя. Аллах не сказал, что постящиеся люди – богобоязненные люди. Нет! Постящиеся люди готовят себя быть богобоязненными. Потому что в арабском языке букву «???» называют буквой подготовки.
А закят является для нас очищением. Аллах сказал в Коране:
???? ???? ????????????? ???????? ????????????? ????????????? ????? ??????? ?????????? ? ????? ????????? ?????? ??????? ? ????????? ??????? ???????
Бери милостыню из их имущества, чтобы ею очистить и возвысить их, и молись за них. Коран: 9:103
Если мы сначала погладим одежду, а потом постираем её, то совершим неверный алгоритм действий. Так и с изменением общества: будет неправильным решением пытаться менять других, минуя самого себя.
Стоит отметить, что в этом вопросе есть еще и психологическая сторона – проблема инфантильности и незрелости личности, другими слова, подверженность нафсу (эго).
Незрелая личность
?????? ????? ??????? ??????????????? ?????? ??????? ??? ????????? ?????????
Вот твой господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Коран: 2:30
Мария-Луиза фон Франц, швейцарский психолог, ученица Карла Юнга, в середине XX века заметила тревожную тенденцию: многие мужчины и женщины, достигшие зрелого возраста, всё ещё оставались психологически незрелыми: да, они обладали телом взрослых людей, но их умственное развитие не соответствовало достигнутому ими возрасту. Франц считала эту проблему очень актуальной и создала цикл лекций о психологии так называемых «puer aeternus» – в переводе с латинского языка означает «вечный ребёнок». Так, в одной из своих лекций фон Франц описывает пуэр-юношу как человека, который слишком долго сохраняет подростковую психологию, другими словами, у взрослого пуэра наблюдаются черты характера, присущие семнадцати-восемнадцатилетним юношам. В большинстве случаев особенности поведения такого человека тесно связаны с сильной эмоциональной зависимостью от матери. Фон Франц предсказала, что в ближайшее десятилетие то, что она называла проблемой puer aeternus, распространится по всему миру и затронет большое количество людей. Прогноз психолога оказался на удивление точным, особенно поражает данная статистика среди мужского населения современного общества. Так, в наши дни многие молодые люди испытывают большие трудности в учёбе, в социальной, духовной, финансовой и даже сексуальной сферах своей жизни. И 20-летние, а порой даже и 30-летние парни предпочитают оставаться дома – в уютных стенах родительской опеки. Многие выбирают знакомый и очень удобный виртуальный мир интернета, видеоигр и даже порнографии. Такие молодые люди лишь пассивные странники по жизни, не имеющие ни пути, ни цели, а только погоню за сиюминутным удовольствием, с целью облегчения своих «страданий» и «дискомфорта».
***
Как показывает действительность, в современном мире живет большое количество маленьких неудовлетворенных жизнью детей, спрятанных во взрослые тела – это и есть проблема эмоциональной незрелости.
***
В жизни каждого человека отец и мать выполняют, пожалуй, основные, но при этом разные родительские роли. Так, мать всегда взаимодействует со своими детьми больше, чем отец. Мать поддерживает тесный физический контакт, больше заботится, утешает и сопереживает физическим, эмоциональным страданиям и потребностям ребёнка. Такие близкие отношения с матерью способны оставить у ребёнка длительный аффективный след, создающий устойчивую эмоциональную связь, которую психологи называют материнским комплексом.
А роль отца традиционно заключается в обеспечении ребёнка всеми необходимыми для развития ресурсами, а также защитой своего потомства. Но самое важное – отец обязан проявить руководство, точнее – помочь ребёнку освободиться от зависимости, то есть сбалансировать эмоциональную связь с матерью, тем самым дать ребёнку возможность выйти в мир – стать независимым дееспособным взрослым человеком. В противном случае, проблема незрелости личности влечет за собой еще более страшные последствия. Так, Николай Самохвалов – мыслитель, заведующий кафедрой Симферопольской медицинской академии, доктор медицинских наук, предполагает, что расплатой современного человека за отказ от инициационных формул (переходные обряды, испытания и ритуалы, связанные с новой социальной ролью в обществе) является не что иное, как шизофрения. «Беда человечества, – предполагает Самохвалов, – в том, что подобного рода формул уже нет». Что такое «взрослый» для традиционного общества? Это человек, который осознает свою миссию, выстроил ее идею и связал с окружающим миром. Так, в большинстве культур на протяжении всей истории человечества люди совершали своеобразный переход от подросткового возраста к взрослой жизни с помощью так называемых обрядов посвящения – инициации. И основной целью этих обрядов посвящения в разных культурах было отделение юношей от матери: сначала физическое, а затем психологическое. Такие обряды совершались сразу после наступления половой зрелости и проводились исключительно старшими мужчинами общины – культурными отцами. Существовали различные варианты инициации, одна из них, например, это участие мальчика вместе со своим племенем в охоте, цель которой – добыча; и только с этого момента к такому юноше начинали относиться уже как ко взрослому человеку. Похоже, что в прежние времена люди были мудрее и понимали, что разлучить юношу с матерью – это монументальная задача, требующая продуманных мер. Про Имама Абу-Ханифу (да помилует его Аллах) говорят, что он всегда брал своего сына с собой после того, как ему исполнилось 2 года, чтоб сын всегда находился в окружении мужчин и перенимал мужские черты характера.
Наверное, самое простое из известных человечеству, так называемых, посвящений в мужчины было у африканского племени занде, пастухов и земледельцев. Отец, вручая сыну копье и мотыгу, клал ему руку на плечо и говорил: «Сын мой! Отныне ты мужчина. Возделай свое поле и сумей защитить его. Проживи жизнь так, чтобы твои сыновья, глядя на тебя, захотели бы стать настоящими мужчинами».
С какого возраста считать человека взрослым? На этот счет существовали и существуют самые разные мнения: «Когда он может носить оружие», – отвечали аварцы, и их мнение ничуть не расходилось с мнением других народов Дагестана; «Когда он может тратить деньги, как взрослый», – утверждает американский психолог Денни; «Когда он может создать свою семью» или «Когда может зарабатывать на жизнь» – отвечали другие.
В советское время, например, такая инициация была: армия, а после и физический труд на фабрике или на заводе. Такой путь давал гарантию состоявшейся жизни. Старшее поколение помнит, что в советское время молодые парни, вернувшиеся из армии, в скором времени уже создавали свои семьи и могли считаться для подрастающего поколения достойными наставниками. Такой парень был передовым рабочим, порядочным представителем общества, надежным партийцем.
А если общество игнорирует подобные инициации? В таком случае молодые люди даже и думать не будут о взрослении. А это уже грозит деградацией и инфантилизацией целого поколения. Сегодня огромное количество молодых людей просто не хотят взрослеть. Общество потребления предпочитает жить в детстве, когда есть «родители» (царь, президент, власть, государство), которые обязаны заботиться о своих великовозрастных «детинах». Таким образом создается прекрасная возможность для того, чтобы просто переложить ответственность за свою жизнь на других.
Так, известный врач и психолог доктор Леонард Сакс пишет в своей книге «Почему пол имеет значение»:
***
«Переход во взрослую жизнь. Современное общество предаёт своих детей больше, чем когда-либо в истории. Мы не способны предложить собственным детям никакого руководства в том, как стать взрослой женщиной и взрослым мужчиной. Ни при какой иной цивилизации никогда не наблюдалось такого тотального игнорирования и уклонения от помощи молодым людям в совершении перехода от юности к взрослости, которое мы наблюдаем в сегодняшнем постиндустриальном обществе, в двадцать первом веке, на территории стран Северной Америки, Западной Европы, а также Австралии и Новой Зеландии.
Эмоциональная незрелость – это состояние, при котором человек не способен совершать действия, опираясь на рациональность и их целесообразность, не умеет принимать взвешенные решения с учётом последствий. Она проявляется в неспособности жить самостоятельно, в нежелании преодолевать жизненные трудности, в низкой самооценке и зависимости от других. Незрелая личность – это человек взрослый по годам, но не по уму, это некий ребёнок, юноша в обличии взрослого, это проявляется детским поведением и мышлением».
***
Во многих частях мира сегодня практически нет эквивалентов этим обрядам посвящения. Как писал румынский философ Мирча Элиаде: «Существует мнение, что исчезновение ритуалов посвящения является одной из характерных черт современного мира». Тогда как же обстоит дело с воспитанием детей в XXI веке? Родители в наше время бросаются из крайности в крайность: либо они удовлетворяют все потребности ребенка, любят, лелеют своё чадо, но при этом лишают свободы выбора, тем самым проявляя гиперопеку; либо строги в воспитании настолько, что не способны удовлетворить даже базовые потребности своего ребенка: признание в любви, заботливое объятие, нежная похвала – и таким образом тоже лишают свободы выбора, проявляя чрезмерную строгость в воспитании. Но есть и другая модель воспитания – родители всё делают правильно, стараются воспитывать ребенка так, как необходимо, чтобы чадо выросло достойным человеком, но не подготавливают ребенка к самостоятельной жизни и таким образом, к сожалению, не передают настоящее представление о взрослом мире, в котором уже не будет тех, кто способен просто так любить и помогать, как это делают отец и мать.
Возвращаясь к теме посвящения ребенка во взрослую жизнь, необходимо отметить, что в наши дни ответственность за подобную инициацию несёт только лишь отец, но именно этой фигуры, к огромному сожалению, в воспитании ребенка очень мало. Безучастие, а порой и отсутствие отца в период формирования личности ребёнка – серьёзнейшая проблема современности, которая влечёт за собой множество отрицательных последствий. Во-первых, мать такого ребёнка стремится стать более авторитетной и влиятельной, чтобы компенсировать отсутствие мужской фигуры в жизни ребёнка; а во-вторых, проявляется неспособность главы семейства обеспечить любовью и поддержкой такую «трансформированную» маму ребенка, что приводит к следующей проблеме – в такой женщине зарождается эмоциональный голод, который она пытается утолить с помощью еще более «доверительных» отношений с ребёнком. И вся эта неблагоприятная ситуация создаёт «пожирающую мать», то есть маму, которая начинает «душить» своего же ребёнка, стремясь принимать участие во всех аспектах его жизни. Часто бывает и так, что «пожирающая мать» несмотря на самые лучшие намерения бессознательно ещё и манипулирует своим ребёнком, заставляя его оставаться зависимым от неё до самых взрослых лет. И, как итог, из такого ребёнка формируется инфантильная незрелая личность, но уже в теле взрослого человека. Постоянные оглядки на маму, ожидание её одобрений и решений. И такая форма поведения основывается не на поиске родительского благословения, а на обыкновенном нежелании быть ответственным за принятие того или иного решения. Такой незрелый человек хочет, чтобы за него всё устроили: определили где учиться, на ком жениться, как провести свадьбу, ну, и даже не против, чтобы в дальнейшем мама управляла и его семейной жизнью.
В своей книге «Отец» Луиджи Зоя говорит, что «во все времена из-за природных особенностей, матери и отцы взаимодействовали с ребёнком принципиально по-разному». Об этом упоминалось и выше. Так, если мы возьмем во внимание формирование мальчика, то необходимо учитывать, что c самого рождения мать уделяет ему намного больше внимания, чем отец. «Именно мать кормит ребёнка, проявляет заботу, постоянно контактирует с ним, следит за эмоциональным благосостоянием ребёнка – растит будущего мужчину. Эта особая связь, конечно же, отпечатывается в сознании мальчика – мать становится для него не только источником питания, но и тем, кто решает все его проблемы. Роль отца же, обычно отстраненного от ухода за ребёнком, всегда была и остаётся – обеспечение своего потомства ресурсами, защитой и, главное, направлением, то есть свободой от привязанности к матери. Таким образом формирование самостоятельности у ребёнка на определённом жизненном этапе – это и есть фундаментальная обязанность отца.
Естественно, девочки также проходят через этап становления независимости. Но у них взаимодействие с матерью становится фактором развития, а не торможения личности. Дочка перенимает линии поведения, и сама начинает подражать матери. Её женственность усиливается из-за влияния мамы. Она взрослеет органично. А мальчик – не девочка, он не может довольствоваться только лишь материнским примером, ему нужна мужская фигура для подражания».
В этой книге мы делаем акцент именно на мужском инфантилизме, потому что он чаще всего приводит к тяжелым последствиям в браке, на работе и в других сферах жизни. Так, например, в наши дни мы можем наблюдать следующую картину: незрелые мужчины, женившись, начинают многое требовать от своей супруги, при этом обижаются на неё, как маленькие, если не получают желаемое, главное, что ответственности они ни за что не несут, плюс ко всему, эмоционально неадекватны, напоминая своим поведением маленьких детей, несмотря на то, что обладают при этом телами взрослых дядь. Итог – с лёгкостью расторгнутый брак. И в реалиях многожёнства такой незрелый мужчина, как правило, повторяет модель поведения – не берёт на себя ответственность за жену. Это значит, что при малейшем дискомфорте, создаваемом его второй супругой, сразу же угрожает ей разводом, с целью избавиться от проблемы, а не попытаться решить ее.
Как-то в рамках рабочей встречи у меня состоялся диалог с одним молодым человеком, которому на тот момент было около 30 лет. Вся его речь состояла из претензий, характерных для 15-летнего подростка. Он выражал своё недовольство всеми. Ему «не угодил» как простой гражданин, так и президент. При этом они все были виноваты и в его неудачах. А ведь так поступает только слабый человек – перекладывает ответственность за свою жизнь на родителей, родственников, социум, государство и т.д. И самое страшное, что такие люди, продолжая и в дальнейшем выказывать свое недовольство, переходят уже на Бога. Такой слабый человек с постоянными претензиями ко всему становится недоволен Богом за свою судьбу. У него появляются уже претензии к Богу за происходящее вокруг. А ведь начиналось всё с проявления слабости характера – нежелания брать на себя ответственность за свои действия и поступки.
Существует ряд явных причин, ослабевающих характер и волю человека:
1. Навязчивое стремление к удовольствиям
Гедонизм, то есть поклонение удовольствиям как божеству, является, вероятно, самой характерной чертой современного человека.
Настойчивый поиск чувственных удовольствий ставится превыше всего, и неважно, какой ценой они достаются. Безумие людей зашло уже так далеко, что они воспринимают мир как супермаркет, предлагающий развлечения и удовольствия, и уверены, что они появились на свет ради бесконечных наслаждений, а не ради морального и духовного совершенствования.
Гедонизм – это иррациональная попытка человека каким-то образом вернуть себе утробную нирвану. То удовольствие, которое он получал от единства с матерью, теперь ищется во внешнем мире, в его безграничных развлечениях, предлагаемых рекламой. Очевидно, что такой поиск неизбежно обречен на провал, поскольку человек ищет то, что существует не в материальном мире, а только в бессознательном. Таким образом, наслаждения, которые он может найти, никогда его не удовлетворят, ведь они всегда временные. Это можно сравнить с употреблением еды. Когда чувство голода окончательно удовлетворяется? Опыт показывает, что никогда, потому что, как только пища переварена, пустой желудок снова требует, чтобы его наполнили.
Естественно, когда у тех, кто видит цель жизни в удовольствиях, неизбежно наступает момент крушения счастья, у них пропадает желание жить. Потеря смысла жизни – не более чем ощущение, что тебя кто-то обманул, когда обещанная земля обетованная в действительности оказалась совсем не раем. Люди ожидают непрерывного счастья, отождествляя его с удовольствиями, а когда его не достигают, ощущают разочарование и отвращение.
Материальные удовольствия опустошают людей, иссушают их души, делая их бесплодными, и такова неизбежная судьба каждого, кто состоит во всемирной армии потребителей.
Человек, который всё себе позволяет, постепенно слабеет, так как он не упражняет волю и не закаляет характер, необходимые для борьбы с искушениями. Тот, кто им уступает, – просто глупец, про которого английский моралист Дэвид Юм говорил: «Негодяй – самый большой глупец, так как ради незначительных материальных удовольствий он жертвует высшим наслаждением стать полностью развитым человеком».
2. Чрезмерная опека
Чрезмерная опека делает детей слабыми и робкими, и, повзрослев, они оказываются неспособными проявить минимальную активность, чтобы пробить себе дорогу в жизни и заставить других уважать себя. Став взрослыми, они ищут защиты у государства, видя в нем замену своим родителям. Их личность остается недоразвитой, а иногда они даже превращаются в эмоциональных инвалидов, которым очень трудно приспособиться к жизни.
Нередко такие люди чувствуют себя жертвами, жалеют и относятся к себе снисходительно. Таким образом они избегают тяжелого труда и не развивают в себе привычки бороться за достижение желаемого. Именно поэтому у них нет ни энергии для моральной борьбы, ни сил, чтобы противостоять искушениям и жертвовать сиюминутным удовольствием ради достижения важных целей.
Безволие делает их аморфными и нерешительными в выборе этических ценностей, поскольку у них нет глубоких убеждений и твердости, чтобы защищать их. Они избегают высоких целей из-за страха перед ними.
3. Праздность и изнеженность
Бездеятельность и стремление жить комфортно являются серьезными препятствиями для нормального развития характера. От безделья в голову приходят глупости, и, если человек не занят ничем серьезным, он начинает развлекаться, чтобы не заскучать и не впасть в тоску, много спит, поздно встает, не имеет семейных обязанностей и не ставит перед собой больших целей, поэтому у него нет никаких возможностей для формирования характера.
Очень легкая и изнеженная жизнь ведет к слабоволию. Однако к этому же может привести и тяжелый труд, не получивший должного признания. Если у человека нет стимулов и возможностей или он их не видит, то это приводит к апатии и потере интереса. Посредственность окружающего мира также может вызвать у человека утрату инициативы к творчеству и личным устремлениям. Жизненные трудности способствуют закалке характера, а когда их нет или человек их избегает, его воля ослабевает.
Не будем забывать, что этичное поведение возможно лишь благодаря сильной воле и решимости, умению противостоять пороку и соблазну.
Человек, считающий, что не достиг успеха в жизни, склонен к унынию и депрессии, а эти чувства истощают его и толкают к разрушительному бунту против всего на свете.
4. Малоподвижный образ жизни
Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, более слабы и склонны к пессимизму, печали и меланхолии, а следовательно, имеют негативный подход к жизни. Спортсмены, наоборот, обычно оптимистичны и уравновешенны, обладают хорошим физическим и ментальным здоровьем. После десятикилометровой пробежки у человека вряд ли появится желание совершить преступление или аморальный поступок, обидеть кого-нибудь или впасть в депрессию.
По этой же причине в древней Спарте юношей заставляли выполнять тяжелые физические упражнения, чтобы закалить их характер и волю, и только если они выдерживали эти испытания, то к тридцати годам получали полные гражданские права.
Еще каких-то 20 лет назад, школьники были рады стоять на заправке и за гроши заправлять машины. Молодежь не гнушалась любым физическим трудом, зарабатывать честные хоть и небольшие деньги. Сегодня даже в отдаленных населенных пунктах мы не нашли человека, даже среди школьников, кто согласился бы помогать строить дом в качестве пособника за тысячу рублей в день.
Безвольные люди, испытывающие отвращение к любым усилиям, охвачены низменными страстями, они не понимают, что без трудностей не бывает ни развития, ни самореализации.
Признаки незрелой личности
Приведем некоторые признаки и качества незрелой личности, чтоб каждый читающий мог провести собственный анализ и работу над собой:
– Низкая самооценка, неведение о своих возможностях, отсутствие веры в свои силы и потенциальные ресурсы;
– Отсутствие индивидуальности, организованности, лень, бездеятельность (неумение наладить быт, перекладывание домашних обязанностей на близких, то есть незрелая личность не умеет брать всё в свои руки и решать проблемы самостоятельно);
– Думает, что все должны для него что-то делать, помогать ему, любить его, понимать, уступать ему, решать вопросы, полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него;
– Отличается нерешительностью, опасается совершить ошибки;
– Из-за заниженной самооценки постоянно самоутверждается, демонстрируя персональную значимость. Часто это происходит в семье;
– Стремится существовать за «чужой счёт»;
– Ему присущи беззаботность, выражающаяся в стремлении к веселью (развлекательные центры, компьютерные игры);
– Нежелание и неспособность следовать взрослой миссии: выстраивать карьеру, строить дом, создавать семью, обзаводиться детьми;
– Такой человек винит в происходящем и в собственных неудачах обстоятельства, окружение, всё, что угодно, только не себя; он неспособен отвечать за совершённые поступки, перекладывает вину на других, не признает свои ошибки;
– Излишне зависим от окружающих людей, от их оценок и мнений, поддается их влиянию.
Так, американский психолог и исследователь Абрахам Маслоу зрелыми личностями считает индивидов, адекватно воспринимающих действительность, умеющих контролировать свои эмоциональные проявления, здраво реагирующих на критику, принимающих независимые решения и прилагающих усилия, чтобы изменить свою жизнь, улучшить её. Они нацелены на реализацию желаемого, не склонны к беспричинной ревности, не требуют жалости к собственной персоне, несут ответственность за совершённые действия, способны прощать ошибки другим.
Значит, незрелость личности, инфантильность – это, по сути, признак того, что нафс (эго) управляет желаниями и волей человека, потому что нафс, в основе своей подобен капризному и избалованному ребенку.
Это все я привожу не для того, чтобы вы делали виновными своих родителей и сепарировались от них, как учат сегодня виртуальные горе-психологи, а для того, чтобы вы наконец взяли в руки свою жизнь и ответственность за нее, как и полагается настоящему наместнику Бога на земле. Чтобы вы могли провести работу над собой, а собственный анализ помог вам поменять своё мышление и подход к жизни. Как говорится, в осознании проблемы уже есть половина ее решения.
Необходимо понимать, что до тех пор, пока наше общество заполоняет армия незрелых личностей и бородатых детей, то ни о каком изменении и речи быть не может. Незрелые люди не меняют общество, а, напротив, портят его согласно учению Ибн Халдуна. Также и люди, которые следят за своими мышцами больше, чем за иманом (верой) и духовной составляющей, мало полезного могут принести пользу в глобальном смысле. Для примера нам достаточно вспомнить сподвижников, для которых возраст и физические качества не имели значения. Ими двигала внутренняя духовная сила. Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) ростом не выше ребенка, однажды потянулся вверх, чтобы сорвать веточку с дерева, и тогда оголились его голени. Люди, увидев худые ноги Абдуллаха, стали смеяться над ним, но Пророк (мир ему и благословение) в этот момент произнёс: “Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, эти голени на Весах в Судный день будут тяжелее, чем гора Ухуд”.
– «Я был создан, чтобы возвеличить Ислам», – сказал Абдулла бин Зубайр в 7 лет, а мы в 25 лет не понимаем для чего созданы.
– Усама бин Зайд (да будет доволен им Аллах) в 18 лет уже был предводителем мусульманской армии в присутствии выдающихся сподвижников: Абу Бакра и Умара (до будет доволен ими всеми Аллах), он повел армию против самых могущественных в ту эпоху войск.
– Аркам бин Абуль-Аркам (да будет доволен им Аллах) в 16 лет сделал свой дом жилищем Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и, соответственно, местом собраний последователей Пророка (мир ему и благословение). Так было на протяжении 13 лет.
– Тальх бин Убайдуллах Ансари (да будет доволен им Аллах) в свои 16 лет уже принимал участие в битве при Ухуде. В тот период он принес клятву Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в том, что готов отдать свою жизнь ради защиты Пророка (мир ему и благословение). И, действительно, он охранял Посланника (мир ему и благословение) от язычников, а однажды он отразил своей рукой стрелу от Пророка (мир ему и благословение). Руку Тальха бин Убайдуллаха Ансари (да будет доволен им Аллах) парализовало, однако 16-летний последователь Ислама всё же сумел защитить собой Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
– 13-летний Муаз бин Амр бин Джамух и 14-летний Муавваз бин Афра (да будет доволен ими Аллах) сразили руководителя многобожников – Абу Джахля, в битве при Бадре, узнав о вреде, который тот наносил Пророку (мир ему и благословение) и сподвижникам.
– Зайд бин Сабит (да будет доволен им Аллах) уже в 13 лет стал писцом, записывающим божественные откровения. За 17 ночей выучил асирийский язык и иврит. Стал переводчиком Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Выучил наизусть Книгу Аллаха, и участвовал в процессе сбора Корана в единый экземпляр.
– Зубайр бин Аввам (да будет доволен им Аллах) в 15 лет стал помощником Пророка (мир ему и благословение). Он стал первым, кто поднял свое оружие ради истины.
– 18-летнего Аттаба бин Асида (да будет доволен им Аллах) сам Пророк (мир ему и благословение) назначил управляющим Мекки.
Имам Газали, да смилуется над ним Аллах, приводит в своем труде «Ихья» следующее:
????? :??? ???? ???? ????? ????? ??????? ??? ???? ???? ?????? ???? ???? ??
:???? ?? ????? ?? ??? ?? ?????? ? ????? ????? :?? ? ?? ? ?????? ? ?? ???? ? ?????? ?? ??
??? ???? ???? ? ?? ??? ??? ?? ?? ? ? ?? ??? ????? ? ??? ? ????? ???? ???? ???? ?? ? ?? ?? ?
.?????????? ?????????
Говорят, что Яхья ибн Аксам был поставлен кадием в двадцать один год. Некто в его присутствии спросил у него, желая, чтобы он устыдился своей молодости:
***
«Сколько лет кадию, да укрепит Аллах его?» Он ответил: «Столько же, сколько было Атабу бин Асиду, когда Пророк (мир ему и благословение) поставил его управляющим Мекки». И так он заставил умолкнуть человека, который считал его слишком юным.
***
Из примеров выше мы видим, что человек может быть не по годам взрослым и осознанным, четко понимающим для чего он живет, брать на себя ответственность и даже принимать важные решения. Возраст здесь не показатель. Упомянутые выше великие люди были не просто зрелыми личностями, а соответствовали понятию и определению «халифа», другими словами «наместника Бога» на Земле.
Личность наместника Бога
Вышеизложенное в предыдущих главах поможет осознать, что из себя представляет незрелая личность. Логично предположить, что после такого осознания человеку необходимо стремиться стать зрелым. Однако же, зрелая личность – это не самоцель жизни человека на земле. Мы должны стремиться к более высокому – обрести личность того самого наместника (халифа), которого Всевышний создал с этой целью.
?????? ????? ??????? ??????????????? ?????? ??????? ??? ????????? ?????????
Вот твой господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Коран: 2:30
Для этого недостаточно просто считаться мусульманином, ведь наместничество предполагает огромный труд и работу над самим собой, борьбу со своим эго (нафсом), с его низменными желаниями. А современная психология в какой-то мере и может помочь человеку с трансформацией личности, с переходом в стадию зрелости, но помочь человеку обрести личность самого наместника психология не сможет никогда. И всё потому, что современная психология даже не допускает такого хода событий, при котором нафс человека является его собственным врагом. То есть психология не только не видит смысла бороться с ним (с нафсом), а даже наоборот потакает ему под разными психологическими лозунгами: «люби себя», «следуй своему внутреннему голосу», «не отказывай своим желаниям» и т.д. В исламе есть отдельная наука, изучающая психологию человеческого эго, о ней мы подробно поговорим в конце в отдельной главе, сейчас же скажу лишь то, что самое первое правило этой науки гласит: «Эго – враг человека». Известный ученый-богослов Имам Фахруддин Рази в своем тафсире сказал: «Самая большая сатана – это твое эго, твой нафс».
Как-то в беседе с одной женщиной, которой было почти за тридцать, я пытался донести важность намаза и обратить при этом ее внимание на скоротечность времени. Она же апеллировала тем, что ее внутренний голос говорит ей, что еще рано начинать молиться. Неудивительно, ведь внутренний голос ничего хорошего не может посоветовать: его сущность – повелевать человеком, приказывая плохое. Все, что он может сказать: «Отдохни, поспи, поешь, наслаждайся и т.д». На такой случай я обычно рассказываю один анекдот:
***
Индейцы толпой окружили одного ковбоя. Ковбой подумал: «мне конец, и единственный патрон в револьвере я потрачу на себя». Теперь внутренний голос ему говорит: «Постой, постой! Еще не конец, стреляй в их вождя!». Ковбой, следуя внутреннему голосу стреляет в вождя. В это время внутренний голос ему говорит: «Вот теперь точно конец!».
***
Раб своих страстей – это слабый человек, если даже он при этом владеет всем миром. У такого человека нет никакой силы воли для борьбы со своими слабостями, ему легче просто делать все, что приказывает его же нафс, не сопротивляясь, терпя все унизительные последствия этого рабства. Уровень знаний такого человека о своем внутреннем естестве таков: «…когда я голоден – ем хлеб, когда у меня жажда – пью воду, когда злюсь – нападаю на кого-нибудь, когда меня охватывает плотская страсть, то ищу средства удовлетворения…» Такое состояние человека подобно верховым животным. Вы только представьте человека с избыточным весом, знающего о вреде неправильного питания, но не способного с этим что-либо сделать. Вся его утешительная борьба, которая вечна откладывается на понедельник, заканчивается тем, что он просто переходит на газировку без сахара. Так и курящий человек знает, что сигареты вредны и даже смертельно опасны, но вся его борьба заканчивается беспомощной капитуляцией: «Я же никому вред не приношу». Наркозависимые, порнозависимые, игроманы и т.д – все они являются беспомощными рабами своего необузданного нафса. Но это не приговор и всё можно изменить, как и сказано в вышеупомянутом аяте.
Наместник (халифа) – это очень сильная личность, с чётким пониманием цели своего существования, с уверенным движением к достижению этой цели, с осознанным отказом от развлечений, личность без малейшего желания стремления за удовольствиями этого мира.
Резкий контраст между слабой и сильной личностью покажет следующий пример:
***
Правитель, высокомерно расталкивая людей шел по улице пока не встретил на дороге праведника.
– Ты знаешь кто я такой?
– Знаю, ты раб моего раба – ответил праведник, поработивший свой нафс.
***
Человек реагирует на ситуации в зависимости от своего уровня личности. Представьте, что ваши друзья пошли в кафе без вас. Приятно посидели, поели стейки и отправили в общую группу фото с довольными лицами. Вас они не звали, не из злого умысла, ну просто так получилось.
Реакция незрелой личности:
Он тут же обидится на них, возможно, даже напишет им гневное сообщение: «вот вы мыши, втихаря без меня пошли». Неделю будет выкладывать в статусах «интернетские» плаксивые цитаты о лицемерных друзьях.
Реакция зрелой личности:
Воспримет абсолютно спокойно, не почувствует обиду. Спросит, как посидели. Он даже не увидит ничего предосудительного в их поступке. Друзья просто собрались и посидели сами, в этом нет ничего криминального.
Реакция наместника (халифа):
Обрадуется тому, что друзья вместе собрались. Выкажет желание собрать еще раз их всех вместе уже у себя и сделает хорошее дуа.
Давайте представим еще одну ситуацию:
Вы влиятельный человек и у вас есть деньги, вы всегда помогаете своим друзьям и близким, решая определенные их вопросы. Через некоторое время вы остались ни с чем и ушла ваша былая слава. Друзья тоже стали редко появляться в вашей жизни.
Реакция незрелой личности:
Вот они неблагодарные, где они теперь? Когда у меня было все – вокруг меня хороводы водили, а теперь даже не заходят и не звонят.
Согласитесь, часто в жизни можно встретить людей, рассуждающих именно таким образом.
Реакция зрелой личности:
«Ну люди все такие», – рассуждает он. «Теперь я хоть буду знать – кто есть кто».
Не драматизирует по этому поводу, не держит зла, но и не забывает.
Реакция наместника (халифа):
Находит им 70 оправданий и не видит в поступке друзей никакого злого умысла.
Одним из таких, кстати, был Талха бин Абдуррахман бин Авф (да помилует его Аллах). Он был самым щедрым человеком из племени курайшитов.
***
Однажды жена, обращаясь к нему, сказала: «Я не видела более подлых людей, чем твои друзья». Он спросил ее: «Почему ты так говоришь?» – «Когда ты жил в достатке и у тебя было богатство, они к тебе приходили со своими проблемами, и ты их решал, помогая им. А теперь, когда ты стал бедным, они вообще не навещают тебя».
***
Талха на это ответил: «Клянусь Аллахом, это пример их красивого нрава. Потому что когда у меня была возможность помогать им, они ко мне обращались, а когда у меня нет возможности – они меня не тревожат.
Умение превращать недостаток людей в благородный поступок или даже в подвиг – это есть степень халифа, обуздавшего свой нафс.
Таких примеров и ситуаций можно приводить множество, итог один:
• Незрелая личность всегда ноет и плачет, винит всех кругом;
• Зрелая личность принимает происходящее как данность, делая выводы, иногда включая и принцип: «С волками по-волчьи»;
• А вот уже личность наместника сохраняет спокойствие, видя причиной всех проблем себя, а решением – работу над собой.
• Незрелая личность – обида;
• Зрелая личность – осознанное принятие ситуации;
• Личность наместника – значит так надо.
Большинство проблем в нашем обществе возникают из-за того, что люди слепо следуют за своим нафсом, не подвергая сомнению «шёпот» своего эго. Нередки случаи, когда даже родные братья не разговаривают друг с другом из-за сущих пустяков и обид, связанных с мирским. Посмотрите же, что сделали с Пророком Юсуфом (мир ему) родные его братья: обманом увели из дома, бросили в колодец, солгали отцу, сказав ему, что Юсуф погиб. После этих событий вся жизнь Пророка Юсуфа (мир ему) стала чередой испытаний. Но что сказал своему отцу Юсуф (мир ему), когда вновь встретился со своей семьей после всего пережитого им? – «Братья не виноваты, это все шайтан посеял раздор между нами». Вот это и есть степень личности халифа.
?????? ???????? ??? ???? ??????????? ???? ????????? ??????? ????? ????? ????????? ??? ?????? ??? ??????? ???????????? ??????? ???????? ????????? ? ????? ?????? ??????? ?????? ??????? ? ??????? ???? ?????????? ??????????
Он позаботился обо мне, когда освободил меня из темницы, и привёл вас из пустыни после того, как шайтан посеял раздор между мною и моими братьями. Поистине, мой господь добр к тем, к кому пожелает. Поистине, он – Знающий, Мудрый.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=70855252?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.