Педагогические основы подготовки инструкторов гражданской авиации. Учебное пособие
В. А. Колосов
Учебное пособие предназначено для подготовки и повышения квалификации инструкторов (преподавателей) гражданской авиации на курсах АУЦ, в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации, а также тех, кто интересуется обучением авиационных специалистов.
Педагогические основы подготовки инструкторов гражданской авиации
Учебное пособие
В. А. Колосов
© В. А. Колосов, 2024
ISBN 978-5-0064-0640-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Колосов В. А. Педагогические основы подготовки инструкторов гражданской авиации. Учебное пособие.
В учебном пособии изложены основы педагогической подготовки инструкторов (преподавателей) гражданской авиации, рассмотрены требования, предъявляемые к инструкторам, а также даны основы дидактики: принципы, методы и формы обучения и воспитания, летного состава.
Учебное пособие предназначено для подготовки и повышения квалификации инструкторов (преподавателей) гражданской авиации на курсах АУЦ, в высших и средних учебных заведениях гражданской авиации.
Вступление
Профессиональное становление пилотов начинается в летном училище или вузе и продолжается при переучивании на новые типы ВС. И на всех этапах подготовки пилотов центральное место принадлежит пилотам – инструкторам.
Наиболее ответственная роль у пилотов – инструкторов первоначальной летной подготовки – их основная задача научить курсантов летать, т.е. помочь им освоить технику пилотирования при выполнении различных элементов полета, сформировать у них навыки пространственной ориентировки и осмотрительности, заложить основы психологической системы летной деятельности, научить эксплуатации авиационной техники.
Чтобы успешно решить задачи летного обучения, пилоту-инструктору надо не только уметь организовывать и управлять подготовкой, использовать адекватные приемы и методы летного обучения, но знать и понимать психологию обучаемых, причины их затруднений. Уметь налаживать деловые контакты с обучаемыми, воспитывать их, приобщая к летной культуре. И, что очень важно, формировать и развивать у них профессионально важные качества.
Для решения всех этих задач пилоты – инструктора должны иметь определенные качества личности, соответствовать требованиям их специфической работе, знать и уметь применить современные методы и примы обучения и воспитания будующих пидотов.
Чтобы успешно решить задачи летного обучения, пилоту-инструктору надо не только уметь организовывать и управлять подготовкой, использовать адекватные приемы и методы летного обучения, но знать и понимать психологию обучаемых, причины их затруднений. Уметь налаживать деловые контакты с обучаемыми, воспитывать их, приобщая к летной культуре. И, что очень важно, формировать и развивать у них профессионально важные качества.
1. Психолого – педагогические требования к инструкторскому составу
1.1 Общие требования к инструкторскому составу
Пилот – инструктор – это прежде всего личность, профессионал, организатор, а также психолог и педагог, в связи с этим и определяются основные требования к нему:
– Наличие высоких нравственных, морально-этических и волевых качеств.
– Иметь глубокие знания специальных дисциплин на современном уровне развития науки и техники, высокий уровень профессиональных навыков и умений, то есть он должен быть компетентен в практических делах летного состава, подготовкой которых он руководит.
– Обладать организаторскими и управленческими способностями.
– Обладать психологическими и педагогическими способностями.
– Иметь хорошую методическую подготовленность.
– Наличие заслуженного авторитета среди летного состава, обучаемых.
– Быстро и точно ориентироваться в учебных ситуациях, в психологии обучаемых. Уметь своевременно выявлять особенности их характера и способности, вскрывать тенденции их профессионального развития и определять наиболее целесообразные формы и методы воздействия.
– Уметь использовать качества своей собственной личности при подготовке обучаемых.
– Уметь излагать сложные понятия просто и доступно, проводить подготовку увлекательно и целеустремленно.
– Проявлять изобретательность, находчивость в решении организационных и учебных вопросах, разбираться в результатах проделанной учебной работы,
– Уметь организовать и руководить совместной работой учебного коллектива, находить подход к людям, обладать способностью привлекать к себе людей.
– Иметь практический склад ума: уметь наблюдать и быстро схватывать суть учебных ситуаций, понимать обучающихся, их затруднения, своевременно и тактично реагировать на них.
Таблица 1.1
Социальные роли инструктора и их характеристики
1.2 Педагогические, психические и физические качества пилота – инструктора
Очень важно, чтобы хорошие летные качества пилота – инструктора подкреплялись педагогическими, психическими и физическими качествами.
– Педагогическими качествами. -педагогическая целеустремленность, настойчивость в достижении поставленных педагогических целей;
– умение анализировать ход процесса обучения в летной группе и оценивать успеваемость отдельного обучаемого;
– педаготический такт и умение поддерживать позитивные контакты с обучаемыми, во взаимоотношениях с обучаемыми быть терпеливым, доброжелательным, всегда быть готовым прийти им на помощь.
– умение выбирать наиболее действенные способы педагогических воздействий.
Кроме того, у пилота – инструктора предполагается наличие позитивного мышления, общей культуры и эрудиции, способности правильно оценивать ситуацию общения, обладать чувством юмора и др.
– Психические качества :
– высокий профессиональный уровень развития психических процессов (ощущений, восприятий, внимания, воображения, памяти, мышления и речи);
– устойчивость профессиональной направленности;
– эмоциональную устойчивость психики при усложнении обстановки в полете;
– уравновешенность, спокойствие и оптимизм;
– доминирующие положительные психические состояния;
Черты характера и особенности темперамента должны быть благоприятные для работы с обучаемыми (выдержка, спокойствие, собранность, общительность и др.).
– Физические качества:
— летное здоровье;
– высокую работоспособность;
– выносливость к летной нагрузке в полетах,;
– физическую и психофизиологическую устойчивость к экстремальным факторам полета;
– высокую реакцию и тонкую двигательную координацию;
– способность организма к адаптации при изменении внешних условий деятельности и др.
Следует особое внимание обратить на такое качество инструктора как тактичность.
Такт – это чувство меры и целесообразности в своих действиях, поступках и словах. Это прежде всего:
– вдумчивое, внимательное отношение к обучаемым коллегам, летно-техническому персоналу;
– нетерпимость и поспешность в выводах и решениях;
– обоснованность и гибкость мер воздействия с учетом интересов и особенности личности обучаемых;
– умение быть в деловых отношениях выше сугубо личного, мелкого, сиюминутного мнения.
– умение быстро и объективно оценить ситуацию, найти нужное и единственно правильное в данной ситуации слово, действие, поступок.
– умение выслушать и понять обучающего, представить его точку зрения, то есть посмотреть на проблему их глазами.
Нередко чувства такта позволяет преподавателю во многих учебных ситуациях предотвратить конфликтные ситуации, избежать ненужных, неприязненных отношений с обучающими, коллегами, летно-техническим персоналом, руководителями. Именно наличие такта позволяет преподавателям и инструкторам расширить репертуар взаимоотношений с обучаемыми.
В педагогическом такте гармонично сочетается высокая требовательность и забота, строгость и доброта. При наличии у преподавателя такта проявления гнева, радости или юмора являются полезными и необходимыми элементами учебного процесса, усиливающими психологическое воздействие на обучаемых.
Одними из основных качеств инструкторов являются их особенности мышления. Они должны уметь мыслить:
– проблемно и перспективно, заранее определяя трудности подготовки и способы их преодоления;
– практически и обосновано, отличая действительные факты от субъективных мнений, отличать реальное от желаемого или кажущегося;
– нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства подготовкой;
– оперативно, т.е. быстро реагируя на изменения условий подготовки, самостоятельно принимая решения в условиях дефицита времени;
– последовательно и целеустремленно, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке дел;
– самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально используя опыт других, совершенствуя свои профессиональные знания и навыки.
Другим, не менее важным профессиональным качеством инструктора – умение осуществлять деловое общение с обучаемыми не зависимо от собственного эмоционального состояния и возникающих трудностей.
Таблица 1.2
Основные требования к профессионально важным качествам мышления инструктора.
Кроме того, инструктора должны обладать определенными управленческими качествами:
– Тщательно продумывать учебную работу:
– по созданию условий для профессиональной самореализации обучаемых;
– по обеспечению условий подготовки;
– по созданию системы поощрения обучаемых при выполнении учебных заданий.
– Нести ответственность за обучаемыи, за выполняе ими учебных заданий.
– Построить систему коммуникаций с обучаемыми, чтобы получать от них надежную информацию, эффективно ее оценивать и использовать в учебном процессе.
– Удерживать высокий уровень учебных усилий обучаемых.
– Обладать способностью принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий при подготовке не ясны или сомнительны.
– При подготовке уметь находить оптимальный вариант действий в условиях воздействия неблагоприятных физических и психических факторов, дефицита времени и пространства.
– Идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в процесс подготовки.
– Иметь склонность к самоанализу, видеть то, какое влияние он оказывает на процесс подготовки, на обучаемых.
– Обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые). В этих ситуациях быть хладнокровным.
– Относиться с выдержкой к победам и поражениям в своей работе, к успехам и неудачам обучаемых.
– Быть открытым для общения со всеми обучающимися, внимательным к их предложениям.
– Поощрять участие обучающихся в обсуждении возникающих проблем подготовки, быть способным отказаться от своей точки зрения, если ему докажут, что она не оптимальна.
– Уметь ясно, точно и коротко выразить мысли словами.
– Высказывать обучающимся только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя в процессе подготовки.
– Служить примером для обучаемых по эффективности использования учебного времени.
– Быть способным разрешать конфликты, урегулировать неприятности, порождаемые затруднениями в подготовке и психологическим стрессом обучаемых.
Таблица 1.3
Требования к коммуникативным способностям инструктора
Инструктору следует всегда помнить, что от внимания обучаемых не ускользают его настроение и отношение к делу, его суждения и поступки. По этому, необходимо обратить внимание на свое поведение, в котором в должной мере должны присутствовать следующие качества:
– естественность и простота, не допускающие панибратства и заискивания перед обучаемыми;
– серьезность без натянутости и казенной сухости;
– ирония и юмор без насмешливости и унижения;
– внимательность и предупредительность без навязчивости;
– уравновешенность, не допускающая равнодушия;
– доброжелательность без мелочной опеки.
Необходимо помнить, что эти качества у инструктора проявляются, прежде всего, в его речи, мимике и жестах.
В процессе занятий необходимо уделять внимание не только учебному процессу, но и особенностям взаимоотношений с обучаемыми.
Иструктор в процессе подготовки должен уметь оказывать действенное влияние на формирование профессиональных, моральных, волевых, гражданских и других качеств обучающихся, а также корректировать их психическое состояние.
1.3 Собственная политика инструктора
Инструктор должен в рамках стандартных процедур процесса подготовки летного состава, учитывая свои индивидуально-психологические особенности, личный, жизненный и профессиональный опыт, выработать собственную политику управления обучением:
– Следует определить свое место в иерархической системе учебной организации и в учебном процессе (кому он подчиняется, кто в подчинении, кто контролирует его деятельность, перед кем отчитывается в своей деятельности?).
– Выявить основные функции и формы коммуникаций в учебной организации и учебном процессе.
– Определить область своих автономных действий, т.е. определить те случаи и учебные ситуации (задания), в которых он имеет право (или обязан) принимать независимые самостоятельные решения и нести за них персональную ответственность, и те случаи, в которых свои решения он должен согласовывать с вышестоящими инстанциями, имеющие право принимать решение, или с другими коллегами, также наделенные правом принятия решения и несущие ответственностью за данный вид подготовки.
– Определить для себя границы допустимости своих служебных, профессиональных и психолого – педагогических действий, а также поступков и высказываний по отношению к обучающим, т.е. выработать определенные принципы деловых, личностных и межличностных отношений с ними. Знать и понимать, что допустимо во взаимоотношениях с ними, а что следует исключить из своей педагогической практики.
– Создать собственную стратегию и тактику индивидуально – педагогической работы с обучаемыми, учитывая свои возможности и особенности контингента обучающихся.
– Разработать собственную систему управляющих и регулирующих воздействий на процесс подготовки и учебную дисциплину обучающих.
– Продумать систему мер мотивирования и стимулирования, поощрения и наказания обучающих.
Одним словом, преподаватель (инструктор) должен иметь свою четкую, ясную и доступную для обучаемых собственную политику управления процессом подготовки и поведения, на которую будут ориентироваться и строить свою собственную политику обучающие. Она также должна соответствовать базовым установкам руководству учебной организации, т.е быть непротиворечивой его политике.
Основные положения своей политики следует постоянно демонстрировать обучаемымя, чтобы они, опираясь на нее, строили свою собственную политику поведения и учебной деятельности.
Следует утверждать свою политику с первых контактов, проводить ее решительно, но и осмотрительно, тактично, исходя из понимания учебной ситуации и контингента, индивидуально – психологических свойств и состояний обучающих.
2.Педагогические основы профессиональной подготовки летного состава
Подготовка – это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека для выполнения им определенного вида деятельности. Это накопление кем-либо запаса теоретических знаний и практических навыков и умений необходимых для решения каких-либо задач и реализации определенных функций, готовность к выполнению определенного вида проведению деятельности..
В результате подготовки обучаемыйприобретает совокупность определенного объема и сложности знаний, умений, навыков, компетенций и опыта деятельности в интересах самого обучаемого, организации и государства.
Надо отметить, что в понятийной терминологии педагогики отсутствуют понятие «подготовка», но есть образование, обучение, воспитание.
Понятия«образование» и «подготовка» принципиально различаются по целям, месту и функциям в обществе, а также по решаемым задачам. «Образование» отвечает на вопрос «кого?» обучать, воспитывать, развивать, а «подготовка» – «для чего?».
Результат «образования» – это личность, человек во всех ипостасях его развития, а результат «подготовки» – это специалист, профессионал, человек деятельный, человек функционирующий (Homo Faber).
Таким образом, подготовка – это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека для выполнения им определенного вида деятельности, но подходы, методы и приемы обучения и воспитания при ней используются те же, что и в общей педагогике, но с пониманием специфики деятельности специалистов. При этом при первоначальной летной подготовке следует учитывать возраст и недостаточную зрелость личности обучаемых.
Профессиональная подготовка летного состава проводится в целях получения, поддержания и повышения уровня профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения своевременных и правильных действий членов экипажа в ожидаемых условиях и особых ситуациях, обеспечивающих высокую безопасность, регулярность и экономическую эффективность полетов.
Профессиональная подготовка летного состава включает:
– первоначальную подготовку;
– переподготовку на другой тип ВС;
– повышение квалификации;
– подготовку в летных подразделениях.
Каждый из этих этапов должен содержать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку.
Профессиональная подготовка проводится в соответствии с утвержденными нормативными документами (учебными планами и программами, инструкциями и курсами учебно-летной подготовки).
2.1 Комплексный подход к организации профессиональной подготовки летного состава
Современное психолого-педагогическое представление о сущности процесса профессиональной подготовки, в том числе летного состава, включает следующие положения:
1. Профессиональную подготовку следует рассматривать как системное образование. Только системный подход позволяет целенаправленно управлять этим процессом и изучать закономерности формирования навыков и профессионального мастерства обучаемых.
2. Профессиональная подготовка пилотов рассматривается как особый вид деятельности – усвоение обучаемым нормативно одобренного способа летной деятельности (НОСЛД) и формировании на его основе собственной системы деятельности применительно к конкретному типу ВС.
3. Содержание профессиональной подготовки определяется спецификой той деятельности, к которой готовится обучаемый, и основывается на анализе ее психологического сущности.
4. Профессиональная подготовка – это планомерная совместная деятельность обучающих и обучаемых, направленная на формирование психологической системы деятельности.
5. Обучение является процессом закономерного изменения психических свойств и качеств обучаемых, адаптивными коррекциями их психофизиологического состояния. Эти процессы неразрывно связано с процессами воспитания обучаемых в летных традициях и ценностях.
Если говорить о подготовке вообще, то следует иметь в виду, что пилот обучается и тогда, когда он готовится к самостоятельной деятельности (первоначальная подготовка) и когда он работает (профессиональная деятельность), и когда он, уже будучи профессионалом, проходит подготовку для поддержания уровня мастерства или же когда он переучивается на новые типы ВС, освоивает новые летнык приемы, новую техники (периодическая подготовка).
Таким образом, на протяжении своей профессиональной жизни пилот, если он не хочет остановиться в своем развитии, должен постоянно находиться в режиме постоянной профессиональной подготовки.
2.3 Психолого-педагогическая система подготовки летного состава
Современный уровень знаний позволяет рассматривать профессиональную подготовку летного состава как системное образование, представляющее собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, образующих устойчивое единство и целостность, подчиненных задачам обучения и воспитания летного состава.
Рис.2.1
Модель структуры учебного процесса (П. И. Пидкасистый).
Результатом работы этой системы являются психологическая система деятельности, включающая в себя систему профессиональных знаний, навыков и умений, а также систему профессионально важных свойств и качеств авиаспециалистов.
Основные элементы системы подготовки и их взаимосвязи показаны на рис.2.2.
Рис. 2.2.
Взаимосвязи основных элементов учебного процесса
– Цель подготовки.
Это важнейший структурный компонент системы, ее системообразующий фактор. Любая система подготовки возникает только в том случае, когда есть потребность в ней и имеется осознанная ее целесообразность, т.е. цель подготовки, а также условия для ее выполнения.
Так, например, перед первоначальной летной подготовкой стоит цель:
– формирование первичной системы деятельности пилота (формирование концептуальной модели летной деятельности);
– приобретение первичного летного опыта (совокупности летных знаний, навыков и умений управления первым типом учебного самолета);
– создание базиса для развития профессионально важных качеств (ПВК) пилота.
На этапе практической деятельности пилота основная цель его летной подготовки – совершенствование летного мастерства путем дальнейшего накопления летного опыта и повышение уровня развития сложившейся системы ПВК.
При освоении пилотом новых типов ВС цель летной подготовки заключается в формирования новой системы профессиональной деятельности, а также в изменении структуры имеющихся ПВК и развитие новых качеств.
В соответствии с данными целями определяются требования к другим элементам системы летной подготовки: контингенту обучаемых, инструкторам и преподавателям, содержанию и средствам подготовки.
– Субъекты педагогического взаимодействия:
– субъект обучения: руководитель подготовки, преподаватель, инструктор и другие лица, осуществляющие обучение и воспитание обучающихся;
– объект обучения: учащийся, курсант, слушатель, члены экипажа и другие категории обучающихся.
– Содержание подготовки.
Содержанием подготовки является нормативно – одобренный способ летной деятельности (НОСЛД), который должен освоить обучаемый.
НОСЛД – это обобщенный и нормативно закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного человека и усредненные условия, способ летной деятельности. В нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт, способности). Общие положения как выполнить требования по освоению НОСЛД представлены в соответствующих наставлениях, инструкциях, руководствах, учебных программах и других регламентирующих деятельность документах.
Содержание учебного занятия или тренировки определяется целью подготовки и конкретизируется учебной программой, в задании на тренировку, и реализуется в соответствии с учебным планом подготовки.
Обучающийся должен проявить активность в освоении НОСЛД, чтобы создать свой индивидуальный способ действий (ИСЛД), соответствующий и не противоречащий общим требованиям программы летной подготовки.
– Средства подготовки.
Преподаватели (инструктора) используют различные средства подготовки летного состава, среди которых выделяют формы, психолого – педагогические методы и приемы подготовки, а также технические и вспомогательные средства подготовки (табл. 2.1,2.2,2.3).
Таблица 2.1
Формы подготовки
Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых, которые направлены на достижение дидактических задач.
Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.
Таблица 2.2
Методы обучения
Таблица 2.3
Технические и вспомогательные средства обучения
– Объекты формирования (результаты подготовки)
Результатами летной подготовки является формирование:
– системы летных знаний, навыков и умений действовать (ЗНУ);
– психологической системы деятельности летного состава (ПСД).
На основе- системы ЗНУ формируется ПСД, которая является конечным итогом, результатом любой формы профессиональной подготовки летного состава. Система ЗНУ при этом выступает как система способов выполнения ПСД.
Психологическая система деятельности (ПСД) как результат подготовки летного состава представляет собой целостное единство психических свойств субъекта (обучающегося) в их всесторонних связях, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность в плане достижения цели. В ходе подготовки формируются подструктуры ПСД:
1. Мотивационно – целевая подструктура (МЦП).
Это совокупность индивидуально-психологических особенностей обучающегося, которая побуждает, определяет способ действия и определяет цель его деятельности.
2. Информационная основа деятельности (ИОД).
Это совокупность информационных признаков, которая характеризует объективные предметные (внешние) и субъективные (внутренние) условия деятельности, позволяющие организовать обучающему деятельность в соответствии с вектором «мотив – цель – результат».
ИОД следует рассматривать как динамическую систему информационных признаков, в которой сосредоточена и организована адекватно задачам и условиям деятельности, вся необходимая информация для ее управления. Она представлена как образами этих сигналов (представлениями), так и их значениями (понятиями).
3. Исполнительная часть деятельности (ИЧД).
Это система различных действий (навыков, умений, элементарных двигательных и речевых актов), позволяющая обучаемому достигать целей деятельности. Система ИЧД представлена:
– интеллектуальными (умственными) действиями – алгоритмами обработки информации и принятия решения;
– сенсомоторными и моторными действиями – алгоритмами, включенными в блоки формирования и реализации моторных программ, реализации контроля и коррекции моторных программ.
В конечном счете основу ИЧД составляет то, что принято называть совокупностью навыков и умений выполнять практическую летную деятельность.
4. Профессионально важные качества (ПВК).
Под профессионально важными качествами понимаются свойства и качества работника включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам: качеству, производительности и надежности.
Система ПВК может быть представлена различными свойствами личности обучаемого: биологически обусловленными, например, свойства темперамента, и социально обусловленными, например, системой ценностных ориентаций и установок. Их совокупность определяет структуру способностей обучаемого в отношении конкретной деятельности.
Способности – это степень соответствия свойств и качеств данной личности требованиям деятельности. Они раскрываются через структуру личности обучаемого и структуру требований к личности при выполнении данного вида деятельности. При этом учитывается возможность компенсации одних качеств личности другими.
2.4 Сущность процессов обучения и научения летного состава
Основными элементами психолого-педагогической системы летной подготовки являются преподаватель (инструктор) и обучающие.
Нередко можно услышать, что знания, навыки и умения, профессионально – важные качества и свойства передаются от преподавателя (инструктора) обучающимся, но в действительности передать их от одного человека другому в буквальном смысле невозможно. Все это формы и результаты отражательных и регуляторных процессов в психике человека. Поэтому они могут возникать у обучаемыхя только в результате его собственной активной деятельности в процессе подготовки. Основная задача инструктора (преподавателя) – развивать активность и творческие способности обучающихся в учебной деятельности, тем самым он способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся в учебном процессе и производственных условиях деятельности.
В структуре процесса обучения следует выделять две взаимосвязанные подструктуры: научение (учение) и собственно обучение (преподавание).
Научение – это приобретение знаний, умений и навыков.
В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания термин «научение» применяется преимущественно в психологии и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта.
Основные этапы процессов обучения и научения и их содержание представлены в табл. 4
Таблица 2.4
Этапы процессов обучения и научения
Примечание:НОСЛД – нормотино – одобренный впособ летной деятельности.
Преподаватель (инструктор), руководствуясь содержанием подготовки и используя различные средства подготовки, раскрывает НОСЛД обучающим.
Разумеется, этот процесс творческий, так как каждый преподаватель (инструктор) привносит в НОСЛД свой опыт и знания, а избирательное использование определенных средств накладывает свой отпечаток на ход подготовки.
При реализации процессов обучения и научения следует обратить внимание на следующие моменты.
Восприятие обучаемыми информации может быть ясным, смутным, полным или частичным, глубоким или поверхностным и зависит от их подготовленности, заинтересованности и психического состояния.
Преподаватель (инструктор) имеет возможность активно управлять процессом подготовки, используя различные способы передачи информации (объем, последовательность, интенсивность и др.), а также выбирая адекватные психолого-педагогические методы и приемы обучения.
Необходимо обеспечить доступность изложения учебного материала обучаемым.
Следует мотивировать познавательную активность обучающихся, повышая «эмоциональность» процесса обучения, используя чувство заинтересованности, соревновательности и другие стимулирующие подготовку приемы.
Необходимо обеспечить условия осмысленного усвоения обучаемыми предъявляемого учебного материала. Запоминание зависит от индивидуальных способов и каналов получения обучаемым информации, степени ее наглядности и установки обучающихся.
Также необходимо обеспечить логическое структуирование заданий и распределение их во времени. Желательно, особенно для ключевых элементов учебных заданий, «проговаривание» обучающимися усеваемого материала во внешней и внутренней речи для создания психических образов (понятий, представлений), в форме которых информация храниться в их памяти.
2.5 Дидактические принципы подготовки летного состава
Принципы профессиональной подготовки – это основные правила организации и проведения практического профессионального обучения летного состава. Они реализуютс в процессе подготовки через использованные инструкторами методами и методическими приемами (рис.2.1).
Рис.2.1
Принципы и функции их реализации
Отечественная методика летного обучения основывается на следующих основных дидактических принципах:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/v-kolosov-8794056/pedagogicheskie-osnovy-podgotovki-instruktorov-grazhdans-70796020/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.