Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткий толковый словарь медико-биологических и психологических терминов и понятий

Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткий толковый словарь медико-биологических и психологических терминов и понятий
В. А. Колосов


Словарь содержит краткую характеристику медико-биологических и психологических терминов, понятий, концепций, явлений по учебной дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» и «Психология безопасности труда».





Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности

Краткий толковый словарь медико-биологических и психологических терминов и понятий



Составитель В. А. Колосов

Составитель М. А. Тимофеева

Составитель И. Д. Резников



ISBN 978-5-4474-8460-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero


Колосов В. А. Резников И. Д. Тимофеева М. А.

Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткий толковый словарь медико-биологических и психологических терминов и понятий.

Словарь содержит краткую характеристику медико-биологических и психологических терминов, понятий, концепций, явлений по учебной дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности».

Краткий толковый словарь предназначен для изучения дисциплин «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» и «Психологии безопасности труда и эргономики» для студентов специализации «Безопасность технологических процессов и производств», специализации транспортной и авиационной безопасности очной и заочной форм обучения.




А


АБСТИНЕНЦИЯ – состояние организма, представляющее сочетание психических и соматоневрологических нарушений, возникающих после полного прекращения длительного приема наркотических веществ.

АБСТИНЕНТНЫЕ СИМПТОМЫ – негативные психологические и физиологические реакции, испытываемые людьми при внезапном прекращении или уменьшении дозы наркотических токсических препаратов.

АВАРИЯ —авиационное происшествие без человеческих жертв.

Авария – это выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ – группа особо опасных ситуаций, при возникновении или развитии которых создается непосредственная угроза жизни или здоровью людей.

Ликвидация АС предполагает прекращение ее развития, устранение причин и восстановление работоспособности работников и поврежденных систем.

Локализация АС предусматривает ограничение ее дальнейшего развития во времени пространстве без устранения причины.

АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ – событие, связанное с нештатной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.

АВТОРИТЕТ – это общественно признанная (группой) личность, высоко оцениваемая коллективом за ее личностные качества, способности или знания и умения, которые полезны и ценимы в данной совокупности людей.

Ценность – это то, что группа считает важным, значимым для своего существования. Чем больше людей видят ценность человека в различных сторонах деятельности коллектива, тем выше и глубже его авторитет.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Психология определяет агрессию как наступательное поведение.

Вступая в непосредственный контакт с угрожающим человеком, следует обратить внимание и на степень его агрессивности.

Агрессивность может проявляться по отношению к другим людям, к различным общественным институтам и по отношению к самому себе.

Различают следующие виды агрессии:

– Физическая агрессия – применение физической силы против другой конфликтующей стороны.

– Вербальная агрессия – речевое выражение своих отрицательных чувств по отношению к другой стороне. В этих случаях нередко высказываются незаслуженные обвинения, чрезмерные требования, оскорбления

– Косвенная агрессия. В этом случае физическая сила направлена не на противоположную конфликтующую сторону, а на другие объекты. Она отражает взрыв ярости, злости и проявляется, например, в топанье ногами, битье кулаком по столу, сопровождаемые криком, безадресной руганью, раздражением.

– Раздражение. Это еще не физическая, вербальная или косвенная агрессия, а только готовность к их проявлению. Раздражение обусловлено внутренним возбуждением, готовностью отпору. Проявляется раздражение в изменении мимики, взгляда, позе, жестах, паралингвистических характеристиках речи, внутреннем напряжении.

– Негативизм. Это оппозиционная форма поведения, направленная, как правило, против официальных лиц либо лиц, занимающих доминирующие позиции в общении и навязывающих свою точку зрения. Негативизм проявляется в желании и стремлении делать все наоборот, «назло». Он может проявляться как в пассивной форме (игнорирование предписаний, рекомендаций и т. п.), так и в активной (действиях, высказываниях).

– Обида. Это чувство порождается явным или мнимым ущемлением интересов одной из конфликтующих сторон. Внешние проявления обиды (речь, мимика, пантомимика) отражают эмоциональное состояние человека, связанное с горечью утраты, гневом, ненавистью или завистью.

– Подозрительность. Это скрытое проявление агрессии, выражающееся в недоверии, осторожности, которые обусловлены убеждениями, что другая конфликтующая сторона намерена причинить вред его интересам.

– Аутоагрессия, или чувство вины. В данном случае агрессивное поведение ориентировано на самого себя. Оно может проявляться в широком диапазоне – от незначительных признаков самообвинения до глубоких депрессий, суицида.

АГРЕССИВНОСТЬ (лат. aggredi – нападать) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

АДАПТАЦИЯ (лат. adapto – приспособляю)

– приспособление организма и психики человека (людей) к изменившимся условиям их жизнедеятельности;

– приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АДИНАМИЯ – бессилие, слабость от различных причин. Обычно под адинамией понимают физическую слабость, малую подвижность.

АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АКУСТИЧЕСКАЯ ТРАВМА – специфическое повреждение органа слуха, вызванное звуками чрезмерной силы или продолжительности и выражающее в нарушении структуры и функции слуховой системы – приводит к снижению слуха.

АМНЕЗИЯ – потеря памяти, вызванная либо повреждением головного мозга либо психологической травмой.

Различают два главных типа:

– антероградная амнезия (неспособность запоминать новую информацию);

– ретроградная амнезия (утрата воспоминаний о том, что происходило до события, которое привело к амнезии).

АНАКЛИТИТИЧЕСКАЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ) ДЕПРЕССИЯ – глубокая, часто прогрессирующая депрессия, переживаемая детьми, разлученными со своей матерью или лишившимися матери.

АНАЛИЗАТОР — понятие, предложенное И. П. Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Анализаторы – это сложные функциональные системы, включающие в три основных звена:

– периферийный отдел, представленный рецепторами – специализированными образованиями воспринимающие воздействия раздражения и преобразующих их в электрический импульс;

– проводниковый отдел, представленный нервными путями, по которым передается возбуждение (электрический импульс) в кору головного мозга;

– центральный отдел – участки коры головного мозга, преобразующие полученное возбуждение в определенное ощущение.

АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК —угрожающее жизни состояние, как одно из тяжелых проявлений острой аллергической реакции.

Возникает чаще после введения антибиотиков, лечебных сывороток и других лечебных препаратов.

Основные признаки: чувство стеснения в груди, удушье, головокружение, головная боль, беспокойство, резкая слабость, ощущение жара после введения препарата. В тяжелых случаях присоединяются симптомы коллапса. Затем состояние осложняется потерей сознания, развитием коматозного состояния и летального исхода пострадавшего.

АПАТИЯ (греч. apatheia – бесстрастность) – состояние эмоциональной пассивности, безразличия и бездеятельности.

Характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

АСФИКСИЯ (удушение) – угрожающее жизни состояние, обусловленное острым прекращением поступления кислорода к тканям организма, прежде всего к нейронам головного мозга.

АФАЗИЯ – частичная или полная потери речи в результате травмы головного мозга.

АФОНИЯ – частичная или полная потери речи.

Это расстройство речи чаще не связано повреждением головного мозга, а обусловлено психологической травмой.

АФФЕКТ (лат. affectus – душевное волнение, страсть) – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрацииили какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Эмоциональная реакция при аффекте полностью захватывает психику человека, образуя обобщенный аффективный комплекс реакций на ситуацию.

АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis – приносящий) – понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.




Б


БЕЗОПАСНОСТЬ – это свойство объекта непрерывно сохранять своё работоспособное состояние в течение некоторого времени и в определенных условиях.

Безопасность — это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение его здоровья и работоспособности в среде обитания.

Задачи дисциплины:

— идентификация негативных воздействий среды;

– защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

– ликвидация воздействия опасных и вредных факторов;

– создание комфортного состояния среды обитания человека;

– сохранение жихни, здоровья и работоспособности людей.

В дисциплине рассматриваються:

– безопасность человека в бытовой среде;

– безопасность в производственной среде;

– безопасность жизнедеятельности человека в городской среде;

– безопасность в окружающей природной среде;

– безопасность человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИЧЕЛОВЕКА (ЛЮДЕЙ)

– это сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека (людей) в нормальных и экстремальных условиях жизнедеятельности и производственной среды.

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА – состояние условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ – это врожденные рефлекторные реакции, приобретенные в результате эволюционного развития человека.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

БОЛЕЗНЕННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ (пристрастие) – является разновидностью привыкания. В основе влечения (пристрастия) лежит способность отдельных веществ оказывать воздействие на высшую нервную деятельность человека, например, вызывать приятное возбуждение (эйфорию) или успокоение. Желание повторно воспроизвести это состояние постепенно становится непреодолимым и человек превращается в наркомана (токсикомана), т.е. становиться зависимым от этого вещества.

БОЛЕЗНЬ ДЕКОМПРЕССИОННАЯ – состояние организма, вызванное образованием в крови и тканях пузырьков при воздействии быстрого перепада барометрического давления.

БРЕД – является симптомом многих психических заболеваний и представляет собой неправильное суждение или умозаключение, возникающее на болезненной основе и не поддающееся разубеждению.

Тематика бреда бывает весьма разнообразной (бред преследования, величия ит. д.). Поступки больных обусловлены при этом особенностями и тематикой бреда и могут быть опасными.

БРЕДОВОЕ СОСТОЯНИЕ (ДЕЛИРИЙ) – состояние сильнейшего умственного смятения, когда сознание затуманивается и человек почти не может сосредоточить свое внимание на чем-либо, а также испытывает галлюцинации или иллюзии.

БЫТОВАЯ СРЕДА – это вся сумма факторов, воздействующая на человека в быту.

БЫТОВАЯ ТРАВМА – несчастный случай в домах, во дворах, на приусадебных участках, во время отдыха, при играх и т. д.




В


ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – это отношения по типу «профессионал-профессионал», т.е. формальные деловые отношения, регламентируемые служебными инструкциями или технологией совместной деятельности.

Взаимодействия отражают формализованные деловые отношения персонала организации.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ — это отношения по типу «личность -личность», т.е. неформальные межличностные отношения персонала.

Взаимоотношения отражают неформальные межличностные отношения,которые тесно связаны со скрытыми нуждами (потребностями, мотивами) персонала и с помощью их реализуется культура и этика отношений в организации.

Взаимоотношения как бы стоят за рамками стандартных производственных отношений, т.е. формальных регламентированных отношений, но тесно взаимосвязаны с ними и реализуются параллельно.

ВЗРЫВНАЯ ТРАВМА – травма, возникающая при поражающем воздействии взрыва на людей. Обычно взрывная травма характеризуется:

– кровоизлияниями, в том числе во внутренние органы человека;

– разрывами барабанных перепонок;

– переломами костей;

– ожогами кожи и внутренних дыхательных органов;

– удушьем и отравлением;

– контузией.

ВИДЫ МИКРОКЛИМАТА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

В производстве условно выделяются четыре вида микроклимата:

– Микроклимат производственных помещений, в которых технология производства не связана со значительными тепловыделениями.

– Микроклимат производственных помещений со значительными тепловыделениями (котельные, доменные печи, прокатные станы и др.).

– Микроклимат производственных помещений с искусственным охлаждением воздуха (холодильники и др.).

– Микроклимат открытой атмосферы, зависящей от климато-погодных условий (дорожные работы, техническое обслуживание авиационной техники и др.).

ВЛЕЧЕНИЕ — желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ УГРОЗУ

Следует помнить, что фиксация внешних признаковугрожающего, нападающего, шантажирующего крайне важна как вам, так и правоохранительным органам, поскольку не исключено, что вам придется вступить в отношения с ними, и тогда любая замеченная мелочь может пригодиться.

– Следует обратить внимание: на рост, особенности телосложения, цвет волос и особенности прически, цвет глаз, форму лба, носа, губ, подбородка, ушей.

Обратите внимание на то, во что одет человек, представляющий опасность.

Важно запомнить особые приметы: родинки, шрамы, наколки, какие-либо физические изъяны, манеры говорения, жестикуляции, особенности голоса, произношения, лексика и др.

– Если угрожавший общался по телефону, обратите внимание на характер звонка – местный или иногородний, как абонент представился, сразу же повел речь о существе дела, не спросив, с кем разговаривает, или вначале уточнил, с кем он говорит. Характеристика его речи – быстрая или медленная, внятность, наличие заикания и акцента, четкость и другие особенности произношения.

– Обратите внимание на особенности:

— голоса (громкость, тембр, хриплый, мягкий, нетрезвый).

– манеру говорить (спокойная, уверенная, связанная, бессвязная, неторопливая, торопливая, пристойная, непристойная, озлобленная, эмоциональная, бесцветная)

– наличие шумов, сопровождающих разговор (другой голос, который подсказывает, что говорить абоненту; тишина или сильный шум,; звук транспорта (поезд, метро, автомобиль, самолет), шум станков, канцелярских машин, телефонных звонков, музыка, шум улицы.

ВНИМАНИЕ — это психический процесс активной направленности сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального.

Характеристики внимания

Основные характеристики внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность:

Виды внимания:

– Произвольное – сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.

– Непроизвольное – возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.

– Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться.

ВНУШЕНИЕ —это целенаправленное психологическое программирование одной личностью – другой для стимуляции специфических процессов сознательной и бессознательной сферы, способных вызвать коррекцию саморегуляции».

Самовнушение – это произвольно вызываемые специфические реакции сознания, воздействующие на биологическую саморегуляцию. Целенаправленное самовнушение – это управляемый по собственной воле акт воздействия сознания на организм.

ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителейи сохранять его следы в течение некоторого времени.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОЕ – представляет собой острое состояние, требующее оказания неотложной медицинской помощи.

Оно развивается при многих психических заболеваниях и характеризуется бурной двигательной реакцией, бессвязностью речи и др. До прихода врача следует принять меры по обездвиживанию больного.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ —это все, что человек считает ценным для себя.

Выделяют следующие виды вознаграждения:

Внутреннее вознаграждение — это достигнутые результаты, содержание и значимость работы, общение в процессе работы (взаимопонимание, взаимопомощь, дружба и т.д.);

Внешнее вознаграждение – это зарплата и дополнительные выплаты, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвала и признание.

ВОЛЯ – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т. п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим свойством личности, от которого зависит действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.

Воля проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Все волевые действия целенаправленны и осознанны.

Функции воли – это сознательная саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, которая обеспечивает:

– преодоление трудностей в достижении целей деятельности, межличностных отношений и взаимодействия с неблагоприятными факторами внешней среды;

– создание субъективного дополнительного побуждения, самомотивации (например, установка – «надо») при преодолении внешних и внутренних препятствий.

Основные механизмы подструктуры волевого управления: контроль, согласование, санкционирование действий и поступков, усиление или ослабление психической активности

Волевые свойства и качества, включенные в данную подструктуру личности, осуществляют:

– вызов и задержку процессов (действий, поступков); – переключение психической деятельности; – усиление или ослабление психической активности; – согласование побуждений

– контроль деятельности (путем сличения намеченной программы действий с полученными результатами действий);

– координирование действий и поступков.

Следует считать поведение адекватным, если в процессе деятельности человек проявляет волевые усилия в ситуациях:

– выбора наиболее приемлемых для данных условий мотивов, целей и способов деятельности (поведения), которые равны по силе, но противоположны по направленности воздействия;

– самопобуждения, когда у исполнителя нет или ослаблена осознанная личностная потребность в действиях (поступках), но есть нормативно принятые правила и нормы деятельности (поведения);

– преодоления внешних и внутренних препятствий в деятельности.Виды волевого самоуправления

– оперативное, реализуемое в повседневной жизни и деятельности;

– перспективное, определяемое отдаленными целями.

По выраженности и постоянству проявления различают следующие виды волевого самоуправления:

– сильно – выраженное и постоянное; – слабо – выраженное; – импульсивное, непостоянное

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Признаки волевого акта (действия):

– Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.

– Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.

– Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения

Волевое действие выполняет две основные функции: побуждающую и тормозную. Способность осознанного и целесообразного побуждения или торможения психической активности составляют основу подструктуры личности волевого самоуправления поведения, деятельности и состояния человека..

Фазы волевого действия.

Произвольные и преднамеренные волевые действия органически включены в структуру управляемого и осознанного поведения человека в процессе выполнения им конкретной деятельности и включает следующие фазы:

– возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие (деятельность);

– обсуждения и борьбы мотивов привыборе, использовании и создании средств, способов и приемов достижения поставленной цели;

– принятие решения, то есть выбор оптимального пути достижения цели, исходя из активации доминирующего мотива;

– волевой контроль и коррекция исполнения принятого решения.

ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность и др..

ВООБРАЖЕНИЕ — способность образно представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воображение — это один из основных видов образного мышления – способность создания («здесь и сейчас») новых образов на основе прошлых образов восприятия и их представлений.

Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Например, вы «здесь и сейчас» представляете как вы сейчас, зимой, загораете летом на берегу Черного моря.

Образы воображения отличаются от образов представлений. Образы воображения – это образы предметов и явлений, которых мы «создали» сейчас и раньше не воспринимали.

Виды воображения:

1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

2. Произвольное (или активное) – пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

Мечтуи гипотезуследует рассматривать как своеобразные виды воображения – это воображаемое представление желаемого будущего.

Функции воображения.

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности, прогнозирование исходов, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

В зависимости от содержания различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др.

ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.

ВОСПРИЯТИЕ – это психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающей человека действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.

ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА – это вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызвать травмы, ожоги, заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые как в процессе контакта сними, так и в отдаленные сроки жизни человека и его последующих поколений.

Вредные химические вещества (органические, неорганические, элементоорганические) в зависимости от их практического использования классифицируются на:

– промышленные яды, используемые на производстве – органические растворители и топливо, красители и др.;

– ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве – пестициды, инсектициды и др.;

– лекарственные средства;

– бытовые химикаты, используемые в виде средств санитарии, личной гигиены, косметики и пищевых добавок;

– биологические растительные и животные яды, содержащие в растениях, грибах, у животных и насекомых.

ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и/или отрицательному влиянию на здоровье потомства. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным производственным фактором.

ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ – это факторы среды обитания и деятельности людей, которые приводят чаще к профессиональному заболеванию работника.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.




Г


ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ – является частым психическим нарушение, которое характеризуется восприятием того, что не существует на самом деле.

Различают следующие категории галлюцинаций в зависимости от активации того или иного органа чувств: соматические, визуальные, тактильные (осязательные), обонятельные, слуховые.

ГИГИЕНА ТРУДА – раздел медицинской науки, изучающий воздействие трудового процесса и социальной среды на организм работников. Предметом исследования гигиены труда являются санитарно-гигиенические условия труда. Основной задачей гигиены труда является предупреждение воздействия неблагоприятных факторов на здоровье и трудоспособность работников.

Гигиена труда – это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.

ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИЯ – увеличение легочной вентиляции путем углубления и учащения дыхания.

ГИПЕРКАПНИЯ – повышение напряжения углекислого газа в артериальной крови и в тканях организма.

ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ КРИЗ – приступ резкого повышения артериального давления с усилением головной боли, головокружением, тошнотой, рвотой. До прихода врача можно сделать горячие ножные ванны, горчичники на затылок, при болях в сердце – валидол или нитроглицерин.

ГИПНОЗ (от греч. hypnos – сон). – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

Гипноз, как вызванное внушением состояние суженного сознания,

обуславливающее повышенную склонность к концентрации.

Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Управляемая саморегуляция – это управляемый (извне или по собственной воле) акт воздействия сознания на организм.

Научная гипнология берет начало с середины XIX в., хотя практическое использование гипноза имеет многовековую историю. Термин «гипноз» впервые был применен английским хирургом Брэдом (Braid J.), книга которого, посвященная нейрогипнологии, вышла в свет в 1843 г. С конца 70-х гг. XIX века французский невропатолог Шарко (Charcot J. M.) начинает изучать гипноз на больных, страдающих истерией. Сальпетриерская школа Шарко занималась клиническим применением гипноза, а также изучением его стадий. В этом с ней соперничала Нансийская школа, главой которой был Бернгейм (Bernheim H.). Он считал, что стадии гипноза, которые наблюдал Шарко, обусловлены внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не патологической природой самого гипноза. Известно высказывание Шарко о механизме гипноза: «уберите воображение пациента и авторитет гипнотизера и у вас ничего не получится».В нашей стране теоретические и практические аспекты применения гипноза в лечебных целях изучали В. Я. Данилевский (1852—1939), А. А. Токарский (1859—1901), В. М. Бехтерев (1857—1927), И. П. Павлов (1849—1936), их многочисленные ученики и последователи.

Различные авторы предлагают разное деление гипноза на стадии: одни выделяют 3 стадии, другие – 4, 6,9 и даже 12. В практической работе можно ориентироваться на предложенные Форелем в 1928 г. 3 стадии: сонливость, гипотаксию и сомнамбулизм (Слободяник А. П., 1977, и др.).

— Сонливость. Гипнотизируемый при некотором усилии еще может противостоять внушению, открыть глаза. Характеризуется легкой мышечной слабостью и дремотой.

– Гипотаксия. Пациент не может открыть глаза и выполнить некоторые внушения. Отличается глубокой мышечной слабостью. В этой стадии гипноза уже можно вызвать внушенную каталепсию (восковидную гибкость мышц), которая иногда возникает и спонтанно.

– Сомнамбулизм. Характеризуется амнезией и способностью к выполнению не только гипнотических, но и постгипнотических внушений. Сомнамбулизм может возникать, минуя первые две стадии гипноза.

Гипноз является основой гипнотерапии. В настоящее время, наряду с классической моделью гипноза, широко используется эриксоновский гипноз. Основатель новой школы гипноза американский психотерапевт Эриксон (1901—1980), «духовный отец» нейролингвистического программирования..

ГИПОДИНАМИЯ – состояние организма, связанное с пониженной двигательной активностью, обусловленное общей и мышечной слабостью, в результате заболевания, постельного режима или других условий жизни и деятельности человека.

ГИПОКСИЯ – состояние организма, обусловленное, понижение содержания кислорода в крови или тканях организма.

Различают несколько форм гипоксических состояний:

– Гипоксическая гипоксия: возникает при понижении парциального напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, а также при возникновении препятствий для его диффузии через альвеолярную мембрану в кровь.

– Гемическая гипоксия: развивается при понижении кислородной емкости крови в результате недостаточного содержания в ней гемоглобина. Причинами этого могут быть – угнетение кровотворной функции костного мозга, кровопотеря, блокирование гемоглобина поступающими в организм токсическими веществами, например, окиси углерода.

– Циркуляторная (застойная) гипоксия: является результатом нарушением функций системы регуляции кровообращения. При этом кровь полностью насыщена кислородом, но понижена производительность сердца, ослаблен транспорт кислорода кровью к тканям.

– Тканевая гипоксия: развивается в результате депрессии тканевого дыхания, снижения утилизации кислорода клетками тканей организма вследствие угнетения функции дыхательных ферментов поступающими в организм токсическими веществами, например, алкоголь, цианиды.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ — передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.

ГОМЕОСТАЗ – наследственно закрепленные физиологические механизмы, обуславливающие поддержание относительного динамического постоянства состава внутренней среды и физиологических констант организма в адекватных условиях окружающей среды.

Гомеостаз – процесс, с помощью которого организм поддерживает равновесие в своей внутренней физиологической среде.

ГОРМОНЫ – биологически активные соединения, выделяемые железами внутренней секреции.

Гормоны являются важнейшими биологическими регуляторами обмена веществ. Они обеспечивают регуляцию и координацию различных функций организма, сохранение постоянства его внутренней среды.

ГРАНИЦЫ КОМФОРТА: —психологическая граница комфортности (ПГК); – физиологическая граница комфортности (ФГК)

При достижении психологической границы человек ощущает первые признаки дискомфорта.

При превышении физиологической границы его адаптивные возможности исчерпываются и начинают развиваться необратимые изменения в организме, возникает реальная угроза жизни.

ГРУППА — это реальная совокупность людей, объединённая едиными целями.

Классификация групп:

– По организационному признаку: внешне организованные, внутренне организованные, неорганизованные.

— По признаку формальности: формальные (на основании приказа, распоряжения, правила и т.д.), неформальные (на основе личных симпатий, предпочтений).

– По признаку ведущей совместной деятельности

– По признаку длительности существования: временные, постоянные.

— По признаку цели существования:а) целевые группы б)функциональные группы; в)группы по интересам;г)дружеские

д)референтные группы – это реальные или идеальные группы, которые являются носителями эталонного поведения для конкретного человека.

– По признаку уровня зрелости (сплоченности): номинальная группа (наименее сплоченная), кооперация, команда (коллектив), гомфотерная группа (наиболее сплоченная).

– По признаку размера группы: диады, триады, малые, средние, большие.

– По иерархическому признаку: первичные, вторичные.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (греч. dynamis – сила) – направление исследований в социальной психологии, которое изучает процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

К процессам групповой динамики относятся: образование групп, их развитие и функционирование, стагнация и распад. К этим процессам также относятся проблемы руководства и лидерства, принятия групповых решений, командообразования, формирования функционально – ролевых структур групп, конфликты в группах, сплочение персонала, групповое давление и др.




Д


ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio – отклонение) – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды такого поведения – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение.

ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ – это:

– неопределенность общественных идеалов, целей; ценностных ориентиров, морально —этических норм и правил поведения;

– межнациональные противоречия;

– нарушение экономических и социальных связей;

– нарушение межличностных отношений.

ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ – потеря человеком ориентировки в пространстве и во времени.

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – вид поведения, способствующего уменьшению агрессии при столкновении, особенно в тех ситуациях, когда одно из животных не может убежать или отступить. Демонстрация принимает различные формы.

ДЕСИНХРОНОЗ – состояние организма вследствие нарушений циркадных (околосуточных, суточных) ритмов.

От сложности циркадной системы организма прямо зависит состояние физиологической нормы, поэтому воздействия, повреждающие циркадные ритмы, выражаются в различных отклонениях от этой нормы, например, при смене временных поясов, при устойчивом рассогласовании периодов сна – бодрствования и др.

ДЕФИЦИТ ВРЕМЕНИ – недостаток времени для полноценного завершения какого-либо действия или деятельности в целом.

ДЕЙСТВИЕ —это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые цели.

ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio – подавление) – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Депрессия – категория расстройства настроения. В состоянии депрессии человек испытывает чувство огромной печали, вины и собственной бесполезности, жизнь кажется ему невыносимо тяжелой. По классификации

DSM – 1V существует два основных типа депрессии: общая депрессия и биполярные расстройства.

Симптомыобщей депрессии:

– печаль, угнетенное душевное состояние;

– потеря интереса к обычным делам;

– расстройство сна – бессонница, или у некоторых, наоборот, желание спать постоянно;

– резкие перемены уровня активности;

– плохой аппетит;

– упадок сил, сильная усталость;

– негативная самооценка;

– нарушение сосредоточения, замедленное мышление и нерешительность;

– навязчивые мысли о смерти и самоубийстве.

Биполярные расстройства малораспространенная категория расстройства поведения, сочетающая симптомы мании и депрессии:

– резкое увеличение уровня активности;

– необычная разговорчивость;

– впечатление «скачущих» мыслей;

– расстройство сна;

– непомерно высокая самооценка;

– рассеянность;

– немотивированное участие в деятельности, которая приводит к нежелательным последствиям, например, тяга к рискованным ситуациям.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Со временем индивидуальный способ деятельности отдельного человека («первооткрывателя» деятельности, исследователя) становиться достоянием других, их коллективным опытом, приобретает статус нормативно – одобренного способа деятельности, ориентированный на абстрактного исполнителя. НОСД выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников.

Внутренняя деятельность – это планируемая деятельность, включающая в себя подструктуры мотивации, целеполагания и планирования.

Внешняя деятельность —это практическая деятельность. Она представлена мотивационной, оценочно-ориентировочной и исполнительной подструктурами, включающие в себя различные системы профессиональных знаний, навыков и умений.

ДИСКРИМИНАЦИЯ – поведение или отношение к членам одной группе, несправедливое по сравнению с отношением к членам других групп. Дискриминация может проявляться на разных уровнях, от простого избегания до активных и враждебных атак на личность или группу людей.

ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность и поведение человека.

ДИСФУНКЦИЯ – любое нарушение в нормальном функционировании организма, вызванное физическими или умственными процессами.




Ж


ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ – события, подразумевающие важные перемены или переходные периоды в разных аспектах человеческой жизни (например, увольнение с работы, развод, выход на пенсию и др.).

ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, то есть начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.




3


ЗАБОЛЕВАНИЕ – в страховании – нарушение здоровья, не вызванное травмой, при котором имеются объективные проявления, позволяющие установить диагноз.

ЗАВИСИМОСТЬ – разновидность расстройства личности, когда человек настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекватности и беспомощности.

ЗАКОН ПОВТОРЕНИЯ – повторяющиеся действия выполняются лучше и менее подвержены ошибкам.

ЗАКОН СЛЕДСТВИЯ – согласно этому закону (Эдварда Торндайка) события в окружающей среде «вознаграждают» организм за определенные виды поведения. В результате то поведение, которое приводит к «хорошим» последствиям, обычно повторяется. Поведение, которое приводит к «плохим» последствиям, перестает повторяться.

ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) – один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность

ЗАМЕЧАНИЕ – опровержение доводов собеседника.

Замечания собеседника означают, что он вас активно слушает, следит за вашим выступлением, тщательно проверяет вашу аргументацию и все обдумывает, и, при этом, может соглашаться с вашими доводами или, напротив, имеет отличное от вашего суждение.

ЗАПУГИВАНИЕ – использование страха как инструмента убеждения в попытке изменить установку или поведение других людей.

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ —выраженная замедленность протекания всех психических процессов и реакций на окружающее, снижение или прекращение двигательной активности.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – подсознательная стратегия, защищающая разум от чувства тревоги. К ним относятся: смещение, проекция, формирование реакции, регрессия и подавление (вытеснение).

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ —психологический механизм преднамеренного или подсознательного ограждения сознания человека от травмирующей или не соответствующей ценностной ориентации и мировоззрению человека информации.

Защита психологическая – регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, вызванного внутри личностным конфликтом.

Защита психологическая выражается в таких защитных механизмах, как: подавление, отрицание, сублимация, проекция, идентификация и других.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся «Я» – образ.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

– Отрицание. – Подавление

– Рационализация (способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство).

– Формирование реакции (способ сокрытия от самих себя мотива собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа

– Проекция (собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу).

– Интеллектуализация (попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах).

– Замещение (частичное, косвенное удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом).

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (ЛЮДЕЙ) —это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека (ВОЗ).

Развивая это положение, академик В. П. Казначеев дополняет и конкретизирует понятие здоровье: состояние здоровья индивида определяется как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни.

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ – основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающие индивидуальные реакции каждого члена общества и способности всей общности эффективно осуществлять социальные и биологические функции.

Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения:

– образ жизни (50 – 52%);

– биология (генетика) (20 – 22%);

– окружающая среда (18 – 22%);

– здравоохранение (7 – 12%).

ЗНАНИЕ – верное отражение действительности в мышлении человека;

проверенный общественной практикой результат процесса познания.

Знания теоретические – понимание сущности познаваемых объектов: предметов и явлений (что это? как он связан с окружающими объектами? каково его предназначение? как его можно использовать в своих интересах? и т.д.)

Знания практические – мысленное представление о способах и приемах

(т.е. о технологиях и методах) достижения целей, которые осознанно ставят перед собой люди и стремятся достичь их.

ЗНАЧЕНИЕ – содержание общественного сознания, усваиваемые человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения, т.е. системы различных понятий. Выраженное в слове (понятии) значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.

ЗОНЫ КОМФОРТА. Выделены следующие зоны:

– зона наибольшего комфорта (ЗПК); – комфортная зона (КЗ); – некомфортная зона (НКЗ); – невыносимая зона (НЗ);




И


ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare – отождествлять) – в психологии это установление сходства одного человека с другим.

Идентификация как тип социального воздействия, обусловленного желанием человека быть похожим на других людей или стать членом отдельной общественной группы.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо. Процесс опознания того качества личности индивида (или социальной общности) на основании которого она может быть отнесена к какому-либо классу или типу, или же на основании, которого личность (социальная общность) может быть признана целостной и идентичной самой себе.

ИЗБЫТОЧНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ – это один из защитных механизмов по Фрейду, когда человек пытается замаскировать слабость или изъян в одном аспекте своей жизни, сосредотачиваясь на других, например, физически слабый ребенок добивается значительных успехов в математике или гуманитарных науках.

ИЗМЕНЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ – весьма общий термин, обозначающий любое психологическое вмешательство, которое изменяет поведение человека определенным образом. Например, используя такие методики как модификация поведения, психотерапия и др.

ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio – ошибка, заблуждение) – это феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека, и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.

ИММУНИТЕТ – способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоропалительным решениям, непродуманным действиям и поступкам.

ИНВАЛИДНОСТЬ – нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.

При наступлении инвалидности назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.

ИНДИВИД (лат. individuum – неделимое) – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных(биологических и психологических) свойств и качеств человека, отличающее его от других людей.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рассматривается как рабочая активность конкретного исполнителя в достижении конкретных индивидуальных целей (и подцелей) в рамках совместной деятельности или совместного действия команды, но обязательно в соответствии с мотивами и целями совместной деятельности.

Всякая индивидуальная деятельность человека представляет собой единство его мысленных (внутренних) и практических (внешних) действий и поступков. В деятельности человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознанием.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ – это процесс достижения исполнителем той или иной подцели индивидуальной деятельности, но обязательно с ориентацией на цели совместной деятельности (совместного действия). Необходимо отметить, что при выполнении индивидуальных действий возможна временная утрата исполнителем ориентации на цели совместной деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТРАВЛЕНИЙ. Выраженность

симптомов отравления связаны с полом, возрастом, состояние здоровья человека, с повышенной чувствительностью его организма и индивидуальной непереносимостью некоторых ядов.

Не способствуют выведению ядов: заболевания сердца, печени, почек, так как нарушаются дезинтоксикационная и выделительная функции организма,

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Всю логику поведения человека в экстремальных ситуациях можно объяснить следующими тремя основными обстоятельствами:

– особенностями возникновения и течением экстремальной ситуации;

– психическим состоянием человека, связанным с переживанием им экстремальной ситуации;

– индивидуально – личностными особенностями человека, определяющими индивидуальный характер его реакции на экстремальную ситуацию.

Кроме того, в ряде ситуаций следует учитывать влияние на человека психического состояния и поведения других людей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это способ деятельности, учитывающий индивидуальные психологические и физические свойства и качества (особенности) человека.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Индивидуальный стиль деятельности обладает следующими отличительными признаками:

– он устойчив;

– наделен определенными личными качества;

– является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

ИНЕРЦИЯ ВКЛЮЧЕННОСТИ —это процесс, когда предыдущие и текущие жизненные обстоятельства и прогнозы могут препятствовать подключению нужных моделей поведения (программ действий), так как они формируют установку на избирательность восприятия и предопределенность реагирования на эту ситуацию.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus – побуждение) – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

ИНСУЛЬТ – острое нарушение кровообращения в системе артерий, снабжающих мозг кровью.

Инсульт обычно развивается остро: появляется сильная головная боль, головокружение, рвота, может наступить потеря сознания, возникают очаговые неврологические нарушения: – асимметрия лица, расстройство речи, парезы, параличи конечностей.

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus – разумение, понимание) – совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например человекообразных обезьян

Интеллект — это:

– общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности;

– система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: перцепции, восприятия, памяти, мышления, воображения;

– способность в решении проблем без проб и ошибок в уме.

Р. Стернбер, выделяет три формы интеллектуального поведения:

– вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

– интеллект, связанный со способностью решать проблемы;

– практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и др.).

ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. infantilis – младенческий, детский) – сохранение в психике и поведениивзрослого особенностей, присущих детскому возрасту.

ИНФАРКТ МИОКАРДА – некроз участка сердечной мышцы, развившийся в результате острого нарушения кровоснабжения миокарда.

Признаки: приступ нестерпимой сжимающей боли за грудиной или слева от нее, возможна иррадиация боли в левую лопатку, левую руку или в обе лопатки и руки, чувство страха смерти.

ИНЦИДЕНТ – происшествие, недоразумение, столкновение.

Инцидент – это также начальный этап (повод) в динамике перехода потенциального конфликта в открытый, характеризующийся прямым противоборством сторон.

ИПОХОНДРИЯ — состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями.

Ипохондрия также рассматривается как функциональное расстройство, симптомы которого не имеют определенной физической причины и поэтому ассоциируются с психологическими проблемами. Это расстройство, при котором пациент интерпретирует незначительные физические изменения в своем состоянии как признаки серьезной болезни.

ИСТОЧНИКИ ОПАСНОСТИ. Источниками опасности могут быть человек, факторы окружающей среды, техника, в также различные объекты трудовой деятельности: предметы, средства и продукты труда, технологии, используемая энергия, информационное обеспечение, взаимодействие, организация и управление людей при совместной работе.




К


КАТАЛИЗАТОРЫ – вещества, изменяющие скорость химических реакций.

КАТАСТРОФА – это:

– событие с трагическими последствиями;

– крупная авария с гибелью людей;

– непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой население не может справиться самостоятельно.

КАТАРСИС – это процесс отреагирования ранее подавленных чувств невротического конфликта.

Термин обычно используется в психодинамической терапии, считающей, что глубинные проблемы невозможно разрешить, если связанные с ними эмоции не будут высвобождены из подсознания.

КЛАУСТРОФОБИЯ – навязчивый страх перед замкнутыми пространствами.

КЛЕТКА – структурная и функциональная основа всех живых существ.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС – неприятное чувство, возникающее из-за непоследовательности ряда установок или убеждений относительно одного объекта. Различают следующие причины когнитивного диссонанса:

– когда две установки, так или иначе, не согласуются друг с другом, например, «мне нравиться этот человек» и «мне нравятся его политические взгляды»;

– когда люди совершают поступки, которые они не намеривались совершать.

КОЛЛАПС – острая сосудистая недостаточность, характеризующая резким падением артериального давления и грубым нарушением периферического кровообращения. Коллапс чаще всего развивается при массивных кровопотерях, травмах, инфаркте миокарда, отравлениях, острых инфекциях и т. д., является одним из самых грозных осложнений и может быть непосредственной причиной смерти.

Коллапс – клиническая форма острой сосудистой недостаточности, отличающаяся от обморока большей тяжестью проявлений, продолжительностью и, несмотря на это, сохранением сознания. Понижение артериального и венозного давления при коллапсе – следствие падения сосудистого тонуса. Пульс нитевидный, артериальное давление снижается, температура тела снижена.

Клиническая картина коллапса: больной становится вялым, безучастным, лежит неподвижно. Черты лица заостряются, глаз запавшие, зрачки расширены, обильный холодный липкий пот, резкая бледность кожных покровов.

КОЛЛЕКТИВ — это группа людей, объединённая общими мотивами и целями совместной деятельности в интересах организации (общества, корпорации, партии и т.д.).

КОМАТОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ (кома) – глубокое нарушение сознания с отсутствием рефлексов и реакций на внешние воздействия,

В патогенезе комы основную роль играют нарушения кровообращения мозга и токсическое повреждение его клеток.

Кома наблюдается при острых нарушениях мозгового кровообращения, сахарном диабете, хроническом нефрите, тяжелых печеночной недостаточности, тяжелых отравлениях ядами и т. д.

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ – это психологические препятствия на пути адекватности передачи информации между партнёрами по общению, это также различия индивидуально – психологических особенностей личностей, препятствующих полноценному общению между ними. Различают следующие причины коммуникативных барьеров:

– смысловые (слова, фразы, понимание событий имеют разный смысл для партнеров по общению);

– моральные (различия между людьми в усвоенных морально – этических нормах, правилах и ограничениях поведения);

– мотивационные (различия в мотивах, побуждениях, потребностях, целях и способах достижениях целей);

– интеллектуальные ((различия в уровне интеллекта, глубине предвидения и понимания ситуаций и потребностей);

– регидностные (отсутствие у партнеров гибкости межличностных – установок, затрудненность перестройки восприятия, системы мотивов, эмоциональных откликов в изменяющейся обстановке, инертность, косность привычных схем);

– эмоциональные (различия в эмоциональных состояниях, отсутствие эмпатии, блокирование логического понимания эмоциями);

– эстетические (различия в этическом представления партнеров, несоответствие ритуальности поведения, этикета).

Также не способствуют продуктивной коммуникации и такие индивидуальные особенности общения людей как:

– поверхностные суждения – искажение сути явлений;

– стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

– «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

– плохие отношения между людьми – поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

– отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

– пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

– ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

неверный выбор стратегии и тактики общения

Также негативно на процессы коммуникации влияют следующие факторы:

– высокая скорость умственной деятельности: установлено, что человек думает в среднем в четыре раза быстрее, чем говорит, в результате при слушании голова может быть занята другими вещами (мыслями);

– неустойчивость внимания: установлено, что продолжительность устойчивого восприятия человеком зрительной и слуховой информации без рассеивания внимания в среднем превышает трех минут;

– аутокоммуникация: человек любуется звучанием своего голоса, выправкой, одеждой и т. д.»;

– антипатия к чужим мыслями, особенно, к негативным оценкам,

Также препятствуют продуктивной коммуникации такие:

– черты личности как злобность, агрессивность, обидчивость, эгоцентризм, замкнутость, склонность к манипулятивному поведению;

– примитивные реакциикак амбиция, безразличие, гордость, грубость, высокомерие, зависть, злорадство, презрение, присвоение.

– некоторые ошибки восприятия:

а) «проекция» – оцениваемому приписываются чувства и мысли оценивающего;

б) «эхо» – перенесение успехов оцениваемого в одной сфере в другую сферу деятельности, успехов в которой он может и не достичь;

в) «вера в первый взгляд», в то, что первое впечатление всегда верное – ошибочна, так как опирается на подсознательные ожидания оценивающего, а не на мгновенное «проникновение в душу»;

г) «атрибуция» — подсознательное приписывание партнеру черт и способностей, которые оценивающий подметил у другого человека, напоминающего этого и др.

Кроме того коммуникации (общению) препятствуют:

– черты личности партнеров: злобность, агрессивность, обидчивость, эгоцентризм, замкнутость, склонность манипулятивному поведению.

примитивные реакции: амбиция, безразличие, гордость, грубость, высокомерие, зависть, злорадство, презрение, присвоение;

Ряд факторов самого процесса коммуникации могут препятствовать продуктивному общения коммуникаторов:

высокая скорость умственной деятельности (человек в среднем думает в четыре раза быстрее, чем говорит);

неустойчивость внимания (восприятие зрительной и слуховой информации в среднем не превышает трех минут);

аутокоммуникация (любой человек в процессе коммуникаций «любуется» своим голосом, выправкой и т.д.);

антипатия к чужим мыслям и, особенно, к негативным оценкам.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – первичные адаптивные рефлекторные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами среды.

КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАДБАВКА – надбавка к заработной плате, выплачиваемая рабочим в целях компенсации за тяжелые условия труда. Компенсирующая надбавка выравнивает условия труда, повышенный риск потерять работу и т. д.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

КОМПУЛЬСИВНОСТЬ (навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо) – это устойчивая схема поведения, заставляющая человека совершать определенные поступки, чтобы предотвратить некое ужасное событие.

КОМФОРТ – оптимальное сочетание параметров микроклимата, удобств, благоустроенности и уюта в зоне деятельности и отдыха человека.

КОМФОРТНОСТЬ СРЕДЫ – субъективное чувство и состояние полного здоровья при данных условиях окружающей человека среды, включая ее производственные, природные и социально – экономические показатели.

КОНФОРМИЗМ (влияние большинства) – стремление соответствовать мнению большинства.

КОНТРВНУШЕНИЕ – это процесс противодействия внушению.

Выделяют несколько видов контрвнушения (В. Н. Куликов):

– Ненамеренное и намеренное. – Индивидуальнае и групповое. – Общее и специальное

КОНТРОЛЬ – деятельность по проверке состояния подготовки, хода и результатов работы исполнителей (организации).

Это инструмент анализа, оценок и коррекции делового поведения и действий исполнителей

Г. Кунц и О Доннел определяют контроль как сравнение полученных результатов с нормативами.

Различают контроль:

– по степени охвата объекта контроля: сплошной, выборочный;

– по регулярности: непрерывный, эпизодический;

– по интенсивности: нормальный, усиленный.

Требования к контролю:

– постоянность;

– оперативность;

– объективность;

– открытость;

– экономичность.

Виды контроля:

– Предварительный (оценка готовности исполнителей (организации) к работе:

– Текущий (оценка выполнения текущих планов):

а) стратегический;

оперативный.

– Итоговый (оценка сильных и слабых сторон, анализ результатов.

а) управленческой системы;

б) персонала;

в) материальных и финансовых и других ресурсов.

Ошибочные формы контроля.

Нецелесообразно и некорректно использовать следующие формы контроля:

– контроль от случая к случаю;

– контроль вдогонку;

– контроль из недоверия;

– контроль ради наказания;

– тотальный контроль;

– контроль-проформа;

– скрытый контроль;

– не информирование о результатах контроля.

КОНТУЗИЯ – это поражение всего организма пострадавшего вследствие мгновенного и сильного механического воздействия на всю или большую часть поверхности тела при взрыве, падении с высоты и др.

При контузиях чаще всего бывают сотрясения и ушибы мозга, повреждения барабанной перепонок (кровь из ушей), разрывы легких и других внутренних органов.

При легкой контузии наблюдается дрожание конечностей, головы, заикание, пошатывание, понижение слуха.

При средней – неполный паралич конечностей, частичная или полная глухота, нарушение слуха, отсутствие реакции зрачка на свет.

При тяжелой – потеря сознания, прерывистое, судорожное дыхание, выделение крови из носа, ушей и рта, возможны судороги и непроизвольные движения конечностей.

Меры оказания помощи пострадавшему. Контуженным обеспечить покой, расстегнуть стягивающие одежды, остановить кровотечение. Нельзя давать пить и делать искусственное дыхание. Такие пострадавшие нуждаются в срочной медицинской помощи.

КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (смысл жизни, жизненная позиция) – это осознание человеком для чего он живет. («кто я?», «что мне нужно в этом мире?», «в чем моя сила?», «в чем моя слабость?», «что я должен делать в жизни?»)

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯДУГА — понятие, расширяющее и углубляющее представление И. П. Павлова о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга.

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Но есть и другие определения понятия кризиса:

– Кризис – это резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.

– Кризис – это резкое обострение остроты конфликта, после которого наступает качественное изменение ситуации.

КРИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ – любое жизненное событие, требующее значительных перемен в жизни. Обычно критическими событиями считаются такие события, как смерть близкого родственника, развод, уход на пенсию и т. д.

КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ – это ситуации, порождающие дефицит смысла.

Различают два типа критических ситуаций.

Первый тип —это ситуации, в которых все же сохраняется определенный шанс выхода из затруднительного состояния и восстановления первоначального смысла жизни и деятельности человека. Это, так называемые, трудные ситуации.

Второй тип —это собственно кризис, т.е. такие критические ситуации, которые перечеркивают имеющийся жизненный смысл и оставляют человеку только единственный выход – пересмотр уровня своих притязаний. В ряде случаев этого недостаточно. Чтобы выйти из такой ситуации требуется модификация (трансформация) личности, реконструкция образа «Я», т.е. человек должен стать другим.

КСЕНОФОБИЯ – страх перед другими людьми или местами.

В популярной литературе этот термин нередко обозначает страх перед иностранцами.

КУЛЬТУРА ТРУДА – совокупность средств, способов, ориентиров, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей, занятых совместной трудовой деятельностью.




Л


ЛАБИЛЬНОСТЬ (лат. labilis – скользящий, неустойчивый) – свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в скорости возникновения и прекращения нервного процесса.

ЛИДЕР (англ. leader – ведущий) – член группы, чей авторитет безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним. Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

Лидеры обладают ценными для группы качествами по умению быстро и правильно оценивать трудные ситуации, находить правильные способы их разрешения, организовать и управлять их совместной деятельностью и поведением в этих ситуациях. Они играет центральную роль в жизни коллектива, особенно в проблемных ситуациях, а также в регулировании взаимоотношений в группе.

ЛИДЕРСТВО – процесс, при котором один из членов группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

ЛИЧНОСТНЫЕ СОСТОЯНИЯ (классификация)

– оптимальные и кризисные состояния;

– пограничные состояния (реактивные состояния: ажитация, ступор, депрессия, агрессия и др.; истерический синдром, неврастения, психопатия, умственная усталость и др.);

– психические состояния нарушенного сознания.

ЛОЖЬ – высказывание, искажающее действительное положение дел.

Аристотель считал ложным то, что находится в противоречии с действительностью.

Ложь следует отличать от бессмыслицы или абсурда. С психологической точки зрения следует различать ложь сознательную и ненамеренную (заблуждение).

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — индивидуально-психологическое понятие, характеризующее то, в чем данный человек видит основные причины собственного поведения и поступков других людей. При внутреннемл. к. эти причины находятся в самом человеке, в его психике, при внешнем л.к. они обусловлены внешними объективными обстоятельствах жизни человека.




М


МАНИЯ – эмоциональное состояние болезненно – повышенного возбуждение, что приводит к гиперактивности, рассеянности, чрезмерной разговорчивости и нарушенному («скачущему») мышлению.

Термин обозначает также сильное, болезненное, пристрастие, влечение к чему – либо.

МАРГИНАЛЫ —это люди, занимающие промежуточное положение, находящие вне корпорации (нации, народности и др.), т.е. люди, утратившие культурные связи с «родным» сообществом и социально не адаптировавшиеся в новом сообществе.

МАССА – группа людей, внутри которой индивиды теряют свою индивидуальность.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ – совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, отравлениях, а также при родах лицами, имеющими медицинское (высшее или среднее) образование.

МЕЖГРУППОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ – установление различий между собственной и другой группами, которое может служить источником конфликта.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

МЕЛАНХОЛИЯ – состояние, характеризуемое глубокой и длительной печалью. Наиболее близко соответствует тому, что называют депрессией.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

– информирование и инструктирование персонала;

– выделение слабого звена в технологическом процессе, блокировки, экранирование, защита временем и расстоянием, дублирование, создание зон недоступности;

– нормирование; совершенствование систем контроля и оценки предельно допустимых норм опасности и вредности производственных факторов;

– совершенствование систем организации и управления производством и др.

МЕТОДИКА РЕЛАКСАЦИИ – заключается в поочередном напряжении и расслаблении каждой группы мышц. Цель данной процедуры – выявить контраст между чувствами, которые мы испытываем в напряженном и расслабленном состоянии.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображениии реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

МОНОТОНИЯ – функциональное состояние человека, возникающее при монотонной работе с преобладанием стереотипных движений и действий.

МОРАЛЬ (нравственность) – особая форма общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм, принципов, правил.

Мораль – это особая форма общественного сознания, содержанием которой являются ценности, идеалы, нормы, принципы и правила поведения людей в социальных группах (корпорациях, обществах, организациях) и в обществе в целом.

Мораль находит выражение в оценочных суждениях, чувствах, которые сопровождают прогнозируемые или осуществленные поступки личности, их мотивы, достигнутые результаты деятельности или ее эффективности.

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ – идейное обоснование поведения людей в виде идеальных представлений добра, справедливости, должного, допустимого и т. д. Следование моральным нормам или их нарушение санкционируется обществом посредством различных форм духовного воздействия: поддержки и одобрения или осуждения и критики

МОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Структура моральных отношений включает в себя:

– моральное общественное и индивидуальное сознание;

– нравственное поведение людей.

Общественное моральное сознание, его основные элементы:

– моральные нормы – запреты («табу»);

– моральные нормы – образцы;

– моральные принципы;

– моральные категории (добра, зла, совести, долга, достоинства, чести и т.д.);

– моральные кодексы;

– моральные идеалы.

Индивидуальное моральное сознание, его основные элементы:

– моральные (или морально – нравственные) потребности личности в добре, долге, достоинстве, чести и т.д.;

– нравственные убеждения как сплав знаний личности о должном и чувства долга (зрелость и прочность нравственных убеждений человека о том, что есть доброе и злое, должное и не должное, справедливое и несправедливое, порядочное и непорядочное);

– нравственные чувства (ненависть, страх, зависть, озабоченность, подозрительность, осуждение, одобрение, гнев, сострадание, милосердие, сочувствие, симпатия, любовь, дружба, нежность и т. д.).

Нравственное поведение людей определяется их общественно значимыми потребностями и мотивами. Моральные потребности рассматриваются как механизм превращения общественно значимых моральных норм и принципов в индивидуальное моральное сознание и практику нравственного поведения человека.

Зрелость и прочность нравственных убеждений – нравственная гарантия состоявшейся личности человека.

МОТИВ (франц. motif – повод к действию) – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

МОТИВАЦИЯ — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

МЫШЛЕНИЕ – это психологический процесс отражения наиболее общих свойств и отношений объектов и явлений окружающего мира, познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Таким образом, мышление – это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях, т.е. понимание сущности предметов и явлений.

Основные функции мышления:

– выявление объективных отношений между предметами и явлениями между собой;

– формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям и людям с учетом его потребностей в форме переживаний.

Основные свойства мышления.

Основными свойства мышления являются: обобщенность, опосредованность, проблемность и единство с речью:

– Обобщенность проявляется в способности увидеть и выделить в ряде схожих объектов общие, характерные для целой группы предметов и явлений, свойства и качества и на их основе создать обобщенный психический образ, например, схематическое представление объектов.

– Опосредованность способность абстрагироваться от конкретных единичных психических образов и предметов и способность оперирования обобщенными образами (представлениями, понятиями) не только в реальном, но и будущем и прошлом времен.

– Проблемность. Проблемность мышления проявляется в осознании человеком возникших проблем, задач или вопросов, а также при решении их.

МЫШЛЕНИЕ (основные виды)

Основными видами мышления являются:

1.Практическое:

– наглядно-действенное; – наглядно-образное.2.Теоретическое: – понятийное (словесно – логическое); – образное (воображение, мечта, фантазия)

Наглядно – действенное мышление (НДМ) – это простейший практический вид мышления, ориентированный на решение задач посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. НДМ непосредственно включено в практическую деятельность. В данном виде мышления задача деятельности представлена в наглядном виде, способ решения – практическое действие.

Наглядно – образное мышление (НОМ) – это вид мышления, который характеризуется опорой на образы представления. Функции этого мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Мышление осуществляется на основе преобразований образов восприятий в образы представления и в последующих их преобразованиях и обобщениях их предметного содержания, в прогнозировании их изменений, в сравнении образов представлений с эталонными (нормативными) представлениями образцами и т. п.

Понятийное (словесно – логическое или абстрактно —логическое) мышление – это мышление, осуществляемое при помощи логических операций. Это вид мышления, в котором отражение предметов и явлений окружающей действительности и их связей отношений осуществляется с помощью понятий и логических конструкций.

Основными формами абстрактно – логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения:

– Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

– Суждение – форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи и отношения между свойствами и качествами познаваемыми предметами и явлениями окружающей действительности (Например, «Психика есть функция мозга», «Все металлы электропроводны»).

– Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводятся новое суждение, называемое умозаключением.

Кроме того, называют и другие виды мышления: мышление оператора, мышление вероятностями, мышление интуитивное и аналитическое. технократическое, реалистическое и др.

Кроме того, Карл Юнг рассматривал два типа людей, отличающиеся по характеру мышления: интуитивный (характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым) и мыслительный (ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария головного мозга над правым, примат логики над чувствами).




Конец ознакомительного фрагмента.


Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/v-kolosov-8794056/mediko-biologicheskie-i-psihologicheskie-osnovy-bezopasn-18798230/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткий толковый словарь медико-биологических и психологических терминов и понятий В. Колосов
Медико-биологические и психологические основы безопасности жизнедеятельности. Краткий толковый словарь медико-биологических и психологических терминов и понятий

В. Колосов

Тип: электронная книга

Жанр: Общая биология

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 26.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Словарь содержит краткую характеристику медико-биологических и психологических терминов, понятий, концепций, явлений по учебной дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» и «Психология безопасности труда».

  • Добавить отзыв