Эпоха Возрождения. От Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского, Джордано Бруно до Леонардо да Винчи

Эпоха Возрождения. От Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского, Джордано Бруно до Леонардо да Винчи
Сборник
Учения мира. С комментариями
Отправьтесь в захватывающее путешествие в эпоху Возрождения, где встретитесь лицом к лицу с четырьмя выдающимися личностями: Никколо Макиавелли, Эразмом Роттердамским, Джордано Бруно и Леонардо да Винчи. Через изложение их идей и жизненных путей открывается философский дух времени, когда мир избавлялся от средневековой тьмы и открывал новые, светлые горизонты мысли, науки и искусства.
Эта книга не просто представляет исторический обзор. Она представляет собой погружение в умы четырех великих личностей, оставивших неизгладимый след в истории человечества. Вы узнаете, как их идеи сформировали современное мировоззрение и получите ключ к пониманию многих аспектов современной культуры и науки.
Эта книга подходит для всех, кто интересуется историей философии, культурой Возрождения и вкладом талантливых личностей в развитие человеческой цивилизации. Она предназначена для тех, кто ищет вдохновение в жизненных историях выдающихся людей.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Эпоха Возрождения: философия с пояснениями и комментариями

© ООО «Издательство «АСТ»

Если Бог все знает, он знает и о злодеяниях, которые человек совершит. Так зачем же Он позволяет им родиться, зная о зле, которое они причинят?
    Леонардо да Винчи

Лучше быть страшным, чем любимым, если нельзя быть и тем, и другим.
    Никколо Макиавелли

Бесконечность Вселенной является ключом к пониманию ее божественной природы.
    Джордано Бруно

Люди ошибаются, считая глупость противоположностью разуму. На самом деле она далеко впереди него.
    Эразм Роттердамский

Введение
Пробуждение из средневекового сна: путь к творческому просветлению
Великая эпоха Возрождения – период, который переосмыслил сущность человека и его место в мире. С XIII по XVII век человечество освободилось от оков Средневековья и религиозных догм, открыв путь к эпохе разума и непрерывного творчества. Это время, когда человек был не просто созданием Божьим, но и творцом, исследователем, мыслителем, который осмелился взглянуть на мир глазами новатора и революционера.
Например, работы в области живописи и изобретательства Леонардо да Винчи до сих пор вызывают восхищение. В своих записях он подчеркивал важность наблюдения, утверждая: «Тот, кто основывает свои действия на опыте, создает армию, а тот, кто основывает действия на гипотезах, создает призрак». Эта фраза характеризует новый подход к исследованию мира эпохи Возрождения, где знания и убеждения должны быть основаны на прямом опыте и наблюдениях, а не просто на традициях или авторитете. Создавая «армию», автор подразумевает, что действия, основанные на реальном опыте, имеют прочный и устойчивый фундамент. Гипотезы, хотя и являются важным инструментом научного исследования, без подтверждения опытом могут оставаться просто теориями. «Призрак» в этом контексте символизирует нечто иллюзорное, неустойчивое, возможно даже обманчивое.
В Средние века исследования и утверждения часто основывались на религиозных или философских догмах. Возрождение же привело к значительному изменению этого подхода. Теперь акцент был сделан на эксперименте, анализе и логике. Этот принцип активно использовался не только в науке, но и в искусстве, архитектуре и даже в политике. Подход, основанный на реальном опыте, позволял достигать более конкретных и практических результатов. В общем, данная фраза подчеркивает важность практического и реалистичного подхода к жизни, науке и искусству, который стал одной из ключевых характеристик эпохи Возрождения.
Или вспомним слова Никколо Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Этот принцип стал одним из основных в политической науке, где реалии власти и государственного управления ставились выше моральных соображений. Эпоха Возрождения была временем, когда прагматический реализм начал приобретать преимущество над религиозным идеализмом. Макиавелли внес свой вклад, предлагая видение политики, основанное на реальности, а не на идеальных представлениях о том, каким должно быть правление. В отличие от средневековых представлений, где король или правитель считался божественным наместником на земле, Макиавелли рассматривал их как людей, подверженных тем же слабостям и страстям, что и все остальные. Это требовало нового подхода к управлению, основанного на понимании человеческой природы. Кроме того, в то время как средневековая Европа полагалась на строгую религиозную мораль, Макиавелли утверждал, что в интересах государства иногда необходимо отклоняться от строгих моральных норм. Это было радикальным утверждением для того времени и вызвало множество дискуссий. Макиавелли представил политику как искусство управления, требующее гибкости, приспособления и понимания реалий. Его подход подчеркивал важность тактики, стратегии и реализма в достижении политических целей. Таким образом, Макиавелли, будучи дитем своего времени, представил новый, более прагматичный и реалистичный взгляд на политику, который стал характерным для политической мысли эпохи Возрождения.
Эразм Роттердамский умело критиковал слепое следование догмам и подвергал сомнению стереотипы своего времени. «В стране слепых одноглазый – уже король» – это его известное высказывание акцентирует внимание на важности и редкости истинного знания в окружающем мире. В контексте эпохи Возрождения, когда образование и интеллектуальное развитие стали активно цениться, эта фраза выступает как напоминание о том, что даже небольшое превосходство в понимании и знаниях может делать человека лидером среди тех, кто менее осведомлен. Эпоха Возрождения была временем, когда личная инициатива, интеллектуальное стремление и образование стали ключевыми для индивидуального успеха. В этом контексте слова Роттердамского отражают идею, что даже ограниченное знание может дать человеку значительное преимущество в обществе, которое только начинает пробуждаться к научному и культурному просвещению. Таким образом, Эразм подчеркивает не только ценность знания, но и необходимость интеллектуального роста, чтобы не оставаться «одноглазым» в мире, который стремительно развивается и меняется.
Джордано Бруно, одна из наиболее ярких и загадочных фигур эпохи Возрождения, стал символом бескомпромиссного поиска знания и свободы мысли. Осмелившись оспаривать доминирующие религиозные и космологические представления своего времени, он выдвинул идею о бесконечном многообразии миров во Вселенной. Его неутомимый дух исследования и мужество в защите своих убеждений сделали его не только значимым мыслителем, но и мучеником во имя науки и свободы слова.
В то время происходило множество социальных, культурных и религиозных изменений. Идея гуманизма начала занимать центральное место в общественном сознании, акцентируя внимание на ценности и достоинствах человека как индивида. Однако в то же время Церковь продолжала играть доминирующую роль в общественной и политической жизни, и ее влияние часто рассматривалось как давящее и ограничивающее. Бруно, как и многие его современники, высказывался против догматизма и коррупции в религиозных структурах. Его слова высмеивают иерархию Церкви, которая, по его мнению, манипулировала религиозными убеждениями простых людей в своих интересах. Сравнивал священнослужителей с жонглерами, указывая на их мастерство в обмане и отвлечении внимания, пока они извлекают выгоду для себя. Эта критика является частью более широкого дискурса эпохи Возрождения о роли религии, власти и индивидуализма в обществе, и она отражает желание реформировать духовные и социальные установки для достижения более справедливого и просвещенного мира.
Почему именно эти четыре фигуры – Макиавелли, Эразм Роттердамский, Джордано Бруно и Леонардо да Винчи – были выбраны для представления эпохи Возрождения в нашей книге? Во-первых, все они символизируют различные аспекты культуры и интеллектуальной жизни того времени. Макиавелли представляет политические и стратегические основы эпохи, основанные на реализме и прагматизме. Эразм Роттердамский, будучи главным гуманистом своего времени, подчеркивает значение образования, критического мышления и религиозной реформы. Неортодоксальные взгляды Джордано Бруно символизировали дух свободы мысли и интеллектуального протеста против догматических ограничений своего времени. А Леонардо да Винчи, безусловный гений Возрождения, объединяет искусство, науку и изобретательство, демонстрируя непревзойденное мастерство и креативность ума. Во-вторых, эти авторы не просто представляют разные области человеческого знания и деятельности, но и взаимодействуют между собой, создавая полифоническую картину эпохи. Их идеи, дискуссии и инновации взаимодействовали и сталкивались, формируя ткань культурного и интеллектуального Ренессанса.
Выбор именно этих фигур также подчеркивает тот факт, что эпоха Возрождения стала тем мостом, который соединил Древний мир с Новым временем, проложив путь к современности. Это время гениев, новых идей и непрекращающегося поиска истины.

Никколо Макиавелли (1469–1527)
– мастер манипуляции

Жизненный путь
Взлеты и падения

Ранние годы в центре политических интриг
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции, городе, который в то время был центром искусства, культуры и политических интриг. Его семья, хоть и не была аристократической, обладала достаточным влиянием и образованностью, чтобы предоставить Никколо хорошие стартовые возможности.
Его отец Бернардо с детства приучил сына к чтению классических произведений. Например, он сам читал своему сыну работы Цицерона – великого римского оратора и мыслителя. Эти тексты не только служили образцами высокого латинского стиля, но и передавали ценные уроки о государственном управлении, этике и риторике. Для юного Никколо это, безусловно, стало мощной базой, на которой строилось его дальнейшее мировоззрение. Одной из любимых цитат юного Никколо была фраза Цицерона: «Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупец упорствует в своей ошибке». Эта фраза не только об осознании человеческих слабостей, но и показывает потребность непрерывного развития и совершенствования себя. Это не просто признание ошибок, но и понимание важности коррекции своих действий в свете нового опыта. Таким образом, для Макиавелли эта цитата стала напоминанием о необходимости гибкости в политике, а также о том, что настоящий лидер способен адаптироваться и менять свою тактику в ответ на меняющиеся обстоятельства.
Особое место в его учебной программе занимал один из крупнейших античных историков Полибий, известный своими трудами по истории. Он предоставил Макиавелли ценный взгляд на расцвет и падение великой Римской империи, а также на те причины, которые стоят за так называемыми историческими волнами. Особое внимание он уделял исследованию различных форм правления и их взаимодействию, которое он описал в своем главном произведении «Всеобщая история». Он разработал теорию анакиклозиса – циклического изменения форм правления. Согласно этой теории, государства проходят через определенный цикл форм правления: от монархии к тирании, от аристократии к олигархии и от демократии к охлократии (власти толпы). Каждая форма правления имеет свои преимущества и недостатки, и со временем каждая форма дегенерирует в свою менее желательную версию.
Полибий также подчеркивал роль случая в истории. Он утверждал, что, несмотря на наличие определенных закономерностей и тенденций, история непредсказуема из-за влияния случайных событий. Таким образом, даже наилучшие планы и стратегии могут быть нарушены непредвиденными обстоятельствами. Такой подход Полибия к истории стал важным для Макиавелли, который изучал исторические произведения, чтобы понять природу власти, политики и человеческой природы. Понимание цикличности форм правления и влияния случая на исторические процессы помогло Макиавелли сформулировать свои собственные идеи о правлении и политической стратегии.
Тацит, римский историк, в своих произведениях представил своему ученику иное, более критическое и скептическое видение истории. Его аналитический подход к римской истории, особенно в «Анналах» и «Историях», помог Макиавелли понять сложности политической власти и коррупции, которые часто сопровождают ее. В «Анналах» Тацит описывает историю Рима начиная со смерти Августа и до конца династии Нерона. Особое внимание он уделяет сложным отношениям между императорами и сенатом, коррупции в высших эшелонах власти и тирании некоторых правителей. «Истории» фокусируются на периоде «Года четырех императоров» (69 г. н. э.), когда власть в Риме меняла своего владельца четыре раза за один год. Тацит анализирует причины и последствия этого периода политической нестабильности. Его подход к истории был непримиримым и скептическим. Он часто подчеркивал противоречивую природу человеческой души и ту цену, которую люди готовы платить ради власти. Его анализ коррупции, деспотизма и морального разложения был критическим и безукоризненным. Для Макиавелли Тацит стал источником вдохновения в понимании темных сторон политической власти. Изучая труды этого исследователя, Макиавелли мог глубже проникнуть в психологию правителей, понять мотивы их действий и разоблачить механизмы, с помощью которых они удерживали власть. Тацитовская критика политической системы Рима обогатила понимание Макиавелли о природе власти и дала ему инструменты для анализа политических процессов его собственного времени.
Помимо историков, Макиавелли изучал таких великих поэтов и философов, как Вергилий, Гомер, Платон и Аристотель. У этих авторов он черпал не только эстетическое удовольствие, но и усваивал философские и этические идеи, которые затем нашли отражение в его собственных произведениях. Например, Вергилий, римский поэт, автор «Энеиды», оказал влияние на представления Макиавелли о патриотизме и долге перед отечеством. В своем труде поэт рассказывает о путешествиях Энея, троянского принца, который после падения Трои ищет новую родину для своего народа и в итоге основывает Рим. Цитата Вергилия «Такова цена величия» (Tantae molis erat Romanam condere gentem) подчеркивает, как великие лидеры должны преодолевать трудности ради блага своего народа.
Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи», дал Макиавелли примеры героев, совмещающих в себе силу и мудрость. Эта эпическая поэма рассказывает о последних днях Троянской войны. Один из ключевых моментов в «Илиаде» – это дилемма Ахилла, величайшего из греческих воинов, который стоит перед выбором между долгой, но бесславной жизнью и короткой, но славной смертью на поле боя. Этот выбор выражен в словах его матери, морской нимфы Фетиды, которая говорит ему: «Если ты останешься и будешь сражаться у Трои, ты умрешь, но твоя слава будет бессмертной. Если же ты вернешься домой, ты проживешь долгую жизнь, но о тебе скоро забудут». Ахиллес после долгих размышлений выбирает путь воина и возвышенной смерти на поле боя ради вечной славы. Этот выбор подчеркивает идею о том, что слава, достигнутая благородными поступками, может стать бессмертной, в то время как долгая, но бесславная жизнь рискует кануть в небытие. Макиавелли видел в этом примере символ величия и долга перед обществом. Сила и мудрость Ахилла служили для него иллюстрацией идеала правителя или военного лидера, который готов жертвовать личным ради блага своего народа и ради вечной славы.
Платон и Аристотель, два величайших античных философа, также оказали влияние на политическое мышление Макиавелли. В «Государстве» Платон представляет свое видение идеального государства, в центре которого стоит идея правления «философами-царями». Эти вожди, согласно Платону, были бы наилучшими руководителями, потому что обладали бы глубоким пониманием добра, истины и справедливости и таким образом могли бы привести общество к наилучшему устройству. В одном из ключевых моментов «Государства» Сократ, персонаж произведения, говорит: «Пока философы не станут царями в городах или те, кого ныне называют царями и правителями, не станут искренне и по достоинству заниматься философией, прежде чем этому сочетанию политической власти и философии придет конец, и они разойдутся в разные стороны, в городах не будет конца злу…» Эта мысль отражает убеждение Платона в том, что только те, кто искренне стремится к знанию и пониманию высших идеалов, могут наилучшим образом управлять государством. Для Макиавелли понимание этой концепции могло представлять интерес в контексте его собственных размышлений о природе власти и правления. Но, в отличие от Платона, Макиавелли не искал идеального государства – он искал эффективное. Тем не менее идея о том, что правители должны обладать определенными добродетелями и мудростью, чтобы эффективно управлять, была актуальной и для Макиавелли.
Аристотель в «Политике» рассматривал различные формы правления и их влияние на благосостояние государства. Он выделил три основные «правильные» формы: монархия (правление одного в интересах народа), аристократия (правление лучших граждан в общественных интересах) и полития (республика, где многие участвуют в управлении). Однако каждая из них может выродиться в свою коррумпированную форму: тиранию, олигархию и демократию (в извращенном понимании). Макиавелли, изучая работы Аристотеля, принимал во внимание эти концепции, особенно когда обдумывал, какие формы правления оптимальны и как предотвратить их деградацию. Эти размышления прослеживаются в его советах правителям в «Государе».
Влияние этих авторов на Макиавелли проявляется в его анализе политической динамики, власти и лидерства. Он черпал информацию из их произведений, адаптируя их идеи к реалиям своего времени, создавая тем самым уникальное политическое учение, которое остается актуальным и сегодня.
В дополнение к традиционному образованию Макиавелли, безусловно, обогащал свой интеллект и через непосредственное участие в политической жизни Флоренции. Его юношеские годы пришлись на период, когда Флоренция переживала один из самых бурных периодов своей истории, с постоянными внутренними столкновениями между различными фракциями.

Работа во Флорентийской Республике: первые успехи и противостояния
После завершения своего образования Макиавелли в 1498 году стал секретарем Второго Хора – исполнительного комитета Флорентийской республики. Это была одна из ключевых должностей в республике, и здесь он был ответственным за дипломатические и военные вопросы.
В этой роли он встречался с многими европейскими лидерами и участвовал в дипломатических миссиях. В 1500 году Флорентийская республика отправила Макиавелли во Францию для ведения переговоров с королем Людовиком XII. Франция активно интересовалась ситуацией в Италии и особенно в Милане, который был под контролем Людовика. Главной задачей Макиавелли было обеспечить поддержку и союз со стороны Франции, а также договориться о ненападении и совместной защите интересов в регионе. А в 1502 году Макиавелли был направлен к Чезаре Борджиа, который в то время был одной из наиболее могущественных и амбициозных фигур в итальянской политике. Чезаре, сын папы Александра VI, был известен своими жестокими методами управления и стремлением к расширению своего владычества в Римини и Романье. Переговоры касались в основном условий союза, а также возможных совместных действий против общих врагов.
Эти встречи дали Макиавелли возможность наблюдать за методами управления и дипломатии на высшем уровне, что затем нашло отражение в его трудах. Особенно глубокое впечатление на него произвела фигура Чезаре Борджиа, которая стала прототипом идеального правителя в его работе «Государь». Он был поражен сочетанием хладнокровной логики и жестокости, которое позволяло Чезаре достигать своих целей. Однако Макиавелли не романтизировал эти качества, он просто уважал их эффективность на политической арене.
Во Флоренции Макиавелли не только занимался дипломатией, но и внедрял свое видение военной реформы. Основное нововведение, которое он предложил, заключалось в создании национальной армии на основе гражданского населения, в отличие от традиционных для той эпохи наемных войск. На тот момент наемные войска были доминирующей военной силой в итальянских государствах. Однако они были дорогостоящими, часто ненадежными, и главное, их лояльность зависела от оплаты, а не от преданности государству. Макиавелли убеждал в том, что армия граждан будет более надежной и верной, потому что ее солдаты будут защищать свою землю, свои дома и свои семьи.
Тем не менее это новаторское предложение вызвало множество опасений среди элиты Флоренции. Некоторые боялись, что создание сильной национальной армии даст Макиавелли слишком много власти, возможно, даже до такой степени, что он сможет осуществить военный переворот. Другие были привязаны к старому порядку и не желали менять систему, которая приносила им выгоду.
Макиавелли всегда был глубоко погружен в реалии политической жизни Флоренции. Он не только был свидетелем, но и активным участником многих ключевых событий своего времени. С каждым новым опытом, будь то дипломатические переговоры или внутренний конфликт в государстве, он обогащал свою интеллектуальную палитру.
Свое активное участие в политической арене он сочетал с постоянным самообразованием. Макиавелли прекрасно понимал, что теоретические знания приобретают истинную ценность только тогда, когда они проверены на практике. В своих письмах он часто упоминал о том, как его личный опыт расширяет его понимание политики и человеческой природы. Письмо, в котором он говорит о том, что учится каждый день, подчеркивает его неутомимое желание расти и развиваться: «Я учусь каждый день, сталкиваясь с различными людьми и событиями, и пытаюсь применить свои знания в практике». Это был человек, который стремился выжать максимум из каждого момента своей жизни, применяя свои наблюдения и выводы для создания своих теорий и идеологий. Этот метод проб и ошибок, который Макиавелли применял в своей жизни, позднее стал основой для его политических трактатов и эссе, которые в итоге принесли ему мировую известность.

Падение Республики и личные трагедии: арест, пытки и изгнание
В начале XVI века политические потрясения в Италии принимали все более бурный характер. Флорентийская республика, которую Макиавелли так искренне любил и для которой он столь усердно трудился, стояла на пороге крушения. 1512 год стал для Флоренции годом катастрофы. Войска Святой Лиги, поддерживаемые папой Юлием II, ворвались в город, восстановив власть Медичи и завершив республиканский период в истории Флоренции.
Макиавелли, который, по сути, был лицом Республики и активно противостоял Медичи, не мог остаться в стороне от этих событий. После возвращения Медичи к власти во Флоренции Макиавелли был арестован – в 1513 году. Обвинения в его адрес связывали его с заговором против Медичи, хотя прямых доказательств его участия не было. Пытки были распространенным методом допроса в те времена, и с ними сталкивались многие подозреваемые. Макиавелли был подвергнут одной из самых жестоких форм пыток, известной как «страппадо». Руки заключенного связывали за спиной, после чего его поднимали в воздух с помощью веревки, привязанной к его запястьям. Вес тела и резкое движение причиняли острую боль и могли вызвать вывихи или даже переломы. В документах того времени можно найти упоминание о том, что Макиавелли был подвергнут страппадо три раза. Однако, несмотря на физические страдания, он не дал никаких показаний против себя или других и не признал себя виновным в участии в заговоре.
Этот опыт, безусловно, оставил глубокий след в душе Макиавелли. Впоследствии в своих работах он часто касался вопросов чести, лояльности и жестокости правителей. В «Государе» Макиавелли написал: «Людям следует либо потворствовать, либо совершенно уничтожить их, ибо, если вы просто оскорбите их, они мстят, но если вы сильно их обидите, они не в состоянии отомстить, так что оскорбление, нанесенное человеку, должно быть таким, чтобы нельзя было бояться мести». Для понимания этой цитаты необходимо учесть контекст эпохи Возрождения в Италии. Это было время бурных политических интриг, переворотов, а также бесконечных войн и схваток между городами-государствами. Понятие чести и репутации играли огромную роль, и оскорбление могло привести к долгой и кровавой вендетте. Макиавелли утверждал, что если правитель решает наказать или оскорбить кого-то, он должен сделать это так, чтобы у этого человека или группы лиц не оставалось способности или желания мстить. С другой стороны, если правитель выбирает путь милосердия или благожелательности, он должен следовать ему искренне и без оговорок.
Это утверждение основано на его наблюдениях о природе человеческой психологии и власти. Оскорбленный или обиженный человек, который чувствует, что у него есть возможность отомстить, скорее всего, воспользуется ею. С другой стороны, человек, который был полностью уничтожен или лишен средств к существованию, не сможет представлять угрозу для правителя. Макиавелли, возможно, черпал вдохновение для таких рассуждений из своего личного опыта. Подвергнувшись пыткам и унижениям во время ареста, он, тем не менее, не был «совершенно уничтожен», что позволило ему впоследствии вернуться к литературной и политической деятельности. Но его прежние враги могли бы ошибочно полагать, что он уже не представляет угрозы, что, как показала история, оказалось далеко от истины.
В одном из своих писем, написанных после освобождения, Макиавелли с горечью вспоминает этот период: «Сколько боли и страданий приходится пережить ради истинной преданности своему Отечеству!» Через несколько месяцев, благодаря амнистии, объявленной в честь избрания нового папы Льва X, Макиавелли был освобожден. Однако его жизнь во Флоренции больше не была прежней. Отстраненный от государственной службы, утративший доверие и репутацию, он был вынужден покинуть город и уйти в изгнание в свою усадьбу в Сант-Андреа в Специи. Этот период его жизни был, пожалуй, одним из самых тяжелых. Лишенный возможности активно участвовать в политической жизни, он, тем не менее, не утратил интереса к ней. Здесь, в уединении своей усадьбы, Макиавелли начал писать свои наиболее известные произведения, включая «Государя». В изгнании он писал другу: «Я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; на пороге я снимаю рабочую одежду, покрытую пылью и грязью, и надеваю одежды для суда и дворца. Одетый подобающим образом, я вступаю в почтенный суд древних, где, великодушно принятый ими, я вкушаю ту пищу, которая единственная подходит мне и для которой я был рожден; где я без стеснения беседую с ними и спрашиваю о мотивах их действий, и они, в своей человеческой доброте, отвечают мне. И четыре часа кряду я не чувствую скуки, я забываю все свои беды… Я полностью растворяюсь в них». Это глубоко личное письмо отражает душевное состояние Макиавелли в период его изгнания. Оно показывает, как велика была его страсть к исследованию истории и классической литературы, а также его уважение и любовь к великим мыслителям прошлого.
Проанализируем его фразу подробнее. Переодевание из «рабочей одежды» в «одежду для суда и дворца» – не просто буквальное действие, но и метафора перехода от материального мира, полного трудностей и испытаний, к миру духовного и интеллектуального обогащения. «Почтенный суд древних» – это образ места, где Макиавелли встречается с великими мыслителями прошлого. Через чтение и изучение их работ он чувствует себя как бы в компании с ними, общаясь и задавая им вопросы. «Человеческая доброта древних» – несмотря на то что древние авторы были отделены от него столетиями, Макиавелли чувствует, что они открываются ему, делясь своими идеями и мудростью. «Растворяюсь в них» – здесь выражена идея полного погружения в литературу и философию. Чтение становится не просто развлечением или способом убить время, но спасением от реальности, местом, где Макиавелли находит утешение и смысл.
Эта цитата прекрасно показывает, насколько для Макиавелли было важно обучение и самосовершенствование, а также его убеждение в том, что великие идеи и умы прошлого могут предоставить ценные уроки и руководство для настоящего и будущего. Это также подчеркивает его убеждение в исцеляющей и обогащающей силе литературы и философии в тяжелые времена. Так, несмотря на личные трагедии, Макиавелли нашел силы продолжить свою интеллектуальную деятельность, оставив нам наследие, которое продолжает вдохновлять и вызывать горячие дебаты по всему миру.

Последние годы: поиски истины в уединении
После бурных десятилетий на политической арене последние годы жизни Никколо Макиавелли ознаменовались относительным уединением. Однако это не было уединением брошенного человека. Этот период стал для него временем интенсивного самоанализа и размышления, которые привели к созданию некоторых из его самых известных произведений. Свою усадьбу в Сант-Андреа в Специи, куда он уехал после падения Флорентийской республики, Макиавелли превратил в место убежища и творчества. Он проводил долгие часы в библиотеке, окруженной книгами древних авторов, которые всегда вдохновляли его. В письме другу он описывал свои дни: «С рассветом я отправляюсь в свои виноградники и поля, работаю там и забываю о всех бедах. Когда вечер приближается, я возвращаюсь домой, где книги становятся моим утешением и компанией».

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70755433?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Эпоха Возрождения. От Никколо Макиавелли  Эразма Роттердамского  Джордано Бруно до Леонардо да Винчи Сборник
Эпоха Возрождения. От Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского, Джордано Бруно до Леонардо да Винчи

Сборник

Тип: электронная книга

Жанр: История искусства

Язык: на русском языке

Издательство: АСТ

Дата публикации: 27.06.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Отправьтесь в захватывающее путешествие в эпоху Возрождения, где встретитесь лицом к лицу с четырьмя выдающимися личностями: Никколо Макиавелли, Эразмом Роттердамским, Джордано Бруно и Леонардо да Винчи. Через изложение их идей и жизненных путей открывается философский дух времени, когда мир избавлялся от средневековой тьмы и открывал новые, светлые горизонты мысли, науки и искусства.

  • Добавить отзыв