Играючи! Сказ о том, как научить играть любого ребёнка

Играючи! Сказ о том, как научить играть любого ребёнка
Валентина Антонович
Эта книга о том, как играть с ребёнком, как вдохновить игрой и как создать подходящие условия для формирования самостоятельной игры. Её автор – Валентина Сергеевна Антонович (Юрчик), бакалавр теологии БГУ, преподаватель этики, эстетики и культурологии, арт-терапевт и сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения, BCaBA. Рекомендовано для специалистов, занимающихся обучением детей с РАС, супервизоров, инструкторов, родителей и студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов университетов.

Валентина Антонович
Играючи! Сказ о том, как научить играть любого ребёнка

Эта игра стоит свеч!

Про что эта книга?
Ни для кого не секрет, что игра очень важна для ребёнка. Жизненно важна. Суперважна. Надо играть, в общем. Это необходимо для развития ребёнка!..
Однако, как бы парадоксально это ни звучало, именно сейчас, в век глобального психологического просвещения и максимальной доступности методик взаимодействия с ребенком – в каждом дворе занятия по Монтессори, на столе кубики Никитина, на полке карточки Макато Шичида, да и кто же не знает о госпоже Гиппенрейтер и о замечательной Петрановской? – родителям, как никогда, тяжело играть с детьми, тяжело вообще быть, любить и принимать. Как это сделать естественно, если ещё надо удерживать в голове максимум полезной и нужной информации? А ещё игры должны быть яркими, экологичными, поддерживающими и непременно, непременно полезными каждую секунду! Замкнутые в своих квартирах, подгоняемые возрастными дедлайнами, фрустрируемые социальными сетями («А вот сын маминой подруги…»), мы подходим к игре как к обязаловке, с инструкциями, условиями, требованиями, с приказным тоном.
Бывает, поговоришь с подругой, а её ребёнку так подошла вон та игрушка! И сердечко замирает: ах, может, это оно! То, что заинтересует моё чадо! Бежишь, покупаешь. Дрожащими руками даришь и… и ничего. Покрутил, повертел, выкинул, а назавтра и не вспомнил. Да что ж такое! И денег это всё стоит, кстати, немалых.
В общем, играть надо. Надо. Зачем-то. Чем-то. И как-то.
Но мы ещё больше усложним задачу (хотя куда уж больше). Наш ребёнок не простой ребёнок, а ребёнок с историей болезней, который, возможно, внезапно замолчал, с которым сложно договориться, которого не всегда можно понять и у которого на всё свой ответ. Вот как играть с ребёнком с особенностями в развитии? И чтобы легко, чтобы просто, чтобы приятно?
О том, как играть с ЛЮБЫМ ребёнком, как вдохновить игрой, как кайфовать в процессе и как создать подходящие условия для формирования самостоятельной игры, мы и поговорим в этой книге.

Сведения об авторе
Валентина Сергеевна Антонович (Юрчик), бакалавр теологии БГУ, преподаватель этики, эстетики и культурологии. Сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения, или АВА-терапевт.
Ещё обучаясь в Институте Теологии, начала работать в театре кукол «Батлейка», который гастролировал и дарил сказки детям в интернатах, детских домах, больницах, приютах. Тогда же пришла мысль, что театра очень мало для реальной помощи детям и взрослым. Тогда религиоведу и актрисе пришла в голову мысль стать поведенческим аналитиком, добавить, так сказать, структуры в сонм абстракции. Выучилась, пройдя курсы центра «Наш Солнечный Мир» в Москве. Началась работа с детьми с аутизмом. Работа над тем, чтобы научить ребёнка говорить, понимать речь, одеваться, есть самостоятельно и… много, много играть. Тут и театр вспомнился – и к стопке сертификатов добавился диплом арт-терапевта (Институт Интегративной Психодрамы в Минске). Получила в 2019 международную лицензию ВСаВА.
Работала с детьми тревожными, детьми с тяжелыми диагнозами, детьми-«нехочухами», детьми, которые, кроме гаджета, ничего не хотят. Что их всех объединяет? Неумение играть!
Играть, чтобы преодолеть существующую между нами стену, чтобы получать удовольствие от контакта, чтобы просить продолжения, чтобы подражать, чтобы выражать свои печали и радости в игровых баталиях.
Также автор провела множество обучающих семинаров и тренингов по игре в родной Беларуси, Украине, Молдове и России, несколько практических онлайн курсов «Игровая АВА» (АВА – это сокращенное название дисциплины Applied Behaviour Analysis, прикладной анализ поведения) для родителей и специалистов по всему миру, и от всей души верит, что сила ребёнка – в детской игре.

Целевая аудитория книги
Родители, кто хочет, но не умеет играть со своими детьми. Родители детей с особенностями в развитии. Специалисты помогающих профессий, которые ищут новые идеи в сфере игровой педагогики.
Те, кто не верит, что суровый анализ поведения легко совмещается с яркой, весёлой, хохочущей и интересной игрой.

Цель книги
Очень бы хотелось данной книгой снизить тревожность родителей по поводу досуга детей, совместного и самостоятельного.
Ведь здесь сразу так много страшного и тревожного:
1. Когда взрослые не занимают ребёнка, когда нет занятий, когда, не дай Бог, нет мультиков и планшета, что он делает? Возможно, ничего? Или начинается нытье, крик, плач, малыш может хватать маму за ноги, дитё постарше уже пытаться привлечь внимание, разбивая хрупкие предметы и разбрасывая вещи по окружающей среде. А может, ребёнок будет делать то, что ему легко и приятно, то, в чём он успешен. А эта деятельность частенько не так привлекательна. Это может быть самостимуляция (повторяющиеся движения корпусом, руками, ногами, глазами), мастурбация, зависание, кружение, прыжки и беготня по дому. Это может ранить родителей, которым очень хочется ребёнка чем-то занять. И он все равно не учится сам играть…
2. Вам всё время надо его занимать, сам он вообще ничего не может или не хочет делать! Если вы пытаетесь выпить кофе на кухне в одиночестве и просите малыша немного подождать, то можете услышать в течение нескольких следующих минут, как происходит уничтожение квартиры – обдирание обоев, битьё посуды, расшвыривание игрушек. Приятного мало.
3. Если ребёнок не умеет играть, чем же ему заниматься с ровесниками в детском саду, на игровой площадке, на переменах в школе? Что будет объединять детей? Как именно ребёнок будет привлекать столь желанное внимание окружающих? Криками, дракой? Или будет молча смотреть на чужие игры, периодически, но безуспешно пытаясь присоединиться?

Игра не зря называется ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Там – всё, что формирует фундамент детского развития: сенсорный опыт, визуальное сканирование, исследование свойств предмета, подражание, использование коммуникативных жестов, запоминание программы действий в игре (моторная программа), провокация/вызывание комментария (ОППА! БАБАХ!) и просьбы (Кати ещё! Лошадка, беги!), совместно-разделённое с игровым партнёром внимание. И это всё в радость! В удовольствие! Без принуждения, уговаривания, в естественных условиях стимуляции детского развития!
Мечта же!
Однако почему на практике так сложно работать над игрой?..
Утопические и возвышенные теории разбиваются о равнодушную реальность: ребёнку не нужны все эти куклы, машинки и домики. Его хватает секунды на три, а затем он снова бежит к дивану, чтобы снова бесконечно по нему прыгать. Тем более, интересы ребёнка с особенностями развития могут сильно отличаться от интересов его нейротипичных сверстников. Да и сам процесс игры может сильно отличаться. И никто не бывает к этому готов.
Но мы попробуем. И начнём с самого простого, базового, фундаментального. К каждой главе будут прилагаться практические задания.
Мы будем пробовать разобраться в мотивации ребёнка, его сложностях и интересах. В том, как вдохновить его и как направить, а потом – и как отстраниться, дав свободу. Как на основе игры научить делать выбор и просить продолжения, как фантазировать. Я расскажу вам маленькие и большие игровые секреты, поделюсь опытом, а также попробую и вас, взрослого серьезного человека, слегка пощекотать весёлым, ярким, глубоким, грустным, противоречивым, живым Детством.
Наполнившись до краёв трудами поведенческих психологов о формировании реакции, подсказках и введении поведенческих цепочек, мы совместим последние исследования в области теории привязанности, возьмём на вооружение зеркальные нейроны, добавим коммуникативные наработки Ферн Сассман, внимательно разберём таблицы игровых эпох И. Захаровой и Е. Моржиной, изучим азы сенсорной интеграции Уллы Кислинг и… будем пробовать.
И у нас получится!

Авторские амбиции
Мой телеграм-канал:
https://t.me/igrivaya_aba
Там я рассказываю о законах поведения, о детях, о последних исследованиях в области педагогики и психологии, отвечаю на вопросы подписчиков, делюсь своим бесценным мнением по вопросам обучения особенной и очень особенной детворы.
Я получаю огромное количество одних и тех же вопросов, полных боли и отчаяния.
Читаю о ситуациях насилия над ребенком.
Слушаю о том, какие неэффективные стратегии используют специалисты, теряя мотивацию ребёнка и его драгоценное время.
Я знаю, как помочь во многих ситуациях, и знаю, как легко и по-доброму объяснить это уставшему, вымотанному родителю.
Эта книга является первой в планируемой серии, посвященной игре и коммуникации особенных и очень особенных детей.

Игра в моей жизни. Начало
Я родилась в 1991 году, компьютер у меня появился уже во время учебы в университете в 19 лет, а телефон в 16 достался от папы, был он огромным и малофункциональным, играть там было не во что, кроме вездесущей змейки?. Так что моё детство было наполнено книгами и играми. Точнее, нет, не так: ИГРАМИ, а потом и книгами.
Я помню кукол, домики для них, кроватки, машинки и гардеробные. Домики из коробок для обуви выходили что надо! Кроватки делались из кусочков доступной ткани, машинки из кастрюль и коробок поменьше. Куклы были тоже разные: классические советские пупсы и неваляшки, огромные, с круглыми наивными глазами (ох, не знали они, что их накроет игрушечная ветрянка… покраска волос краской… а потом и кардинальная стрижка… что уж теперь таить, жизнь у них часто заканчивалась выкрученной головой, так как обратно её, резиновую, закрутить я умудрялась не всегда), модные, тонкие, красивейшие Барби из торговых центров соседней страны, которых я одевала то в покупные одежки, то в сшитые мамой платья, то в скрученные мной отрезы шелка, меха, шерсти (терпения на шитье у меня не хватало ни тогда, ни, собственно, теперь), которые я закрепляла резинкой для волос. В основном были куклы-девочки, но помню и брюнета Кена с кубиками пресса и загадочной улыбкой. Кен был тот ещё негодник, становясь мужем по очереди всем моим куколкам, и гигантским Машам, и нежным Софи. Остальным куклам, менее везучим в любви, приходилось соглашаться на брачные союзы с меховыми игрушками. Вообще моя комната напоминала игрушечный итальянский райончик: жизнь напоказ, яркая, крикливая, толпа людей и зверей, и все то неистово любят друг друга, то страстно ругаются.
Помню, как мои куклы переезжали в сад, и мы вместе с соседками-подружками возились в траве с ними. Куклы загорали, путешествовали в джунглях, принимали грязевые ванны и купались в лужах. В куклы сложно было играть сразу с несколькими подружками, мы никак не могли договориться о деталях игры, и начинались ссоры. А вот вдвоём – самое оно!
Массовых игр тоже хватало: мы лазили по заброшенным домам, играли в казаков-разбойников, волейбол, вышибалу, резиночки, квадрат, строили всем кагалом беседки, да чего мы только ни делали! Жизнь за городом всегда имела и имеет огромное количество преимуществ для детей. В нашей компании дети то появлялись (приезжали семьями), то пропадали (лет в 14 становилось интереснее общаться «в городе», ходить на свидания, в кино, и беготня с мячом и разновозрастной малышней уже не привлекала). Меня брали в компании чуть-чуть постарше, вместе со старшим братом, я всегда, слегка приоткрыв рот, наблюдала за детьми более сильными, ловкими, сообразительными, и изо всех сил тянулась за ними.
Игры – это возможность родителей любить своих детей, баловать их красивыми и уникальными игрушками, покупая или делая их своими руками. До сих пор храню в душе удивительное чудо: игрушку лошадки, которая передвигала копытами при ходьбе, была тонкой, аккуратной, с шелковистой русой гривой. И это на фоне резиновых, неуклюжих, «местных» зверят! Она казалась мне абсолютным совершенством. Это были 90-ые годы, не знаю, сколько она стоила и как досталась моим родителям, но я таки стала счастливой хозяйкой лошади. Мои игровые потребности всегда удовлетворялись, и я в детстве даже не задумывалась, какой ценой. Моё детство было ярким, красивым, пахло скошенной травой и кружило голову блестящими нарядами.
Игра – это любовь детей между собой и уникальная возможность братьев и сестёр выпускать пар. Помню, как же мы со старшим братом под кассету Гарика Сукачёва отплясывали! Мы скакали, хохотали, манерничали, крутились волчком и, ещё не зная слова «караоке», пели в расческу: «Ааааа яяяяяя!! Милогоооо! Узнаааю! А по похоодкеее!».
Тогда я не знала, что Никиты не станет в 2020 году, с тех пор я буду в каждом высоком, худом мужчине издалека узнавать старшего брата. Я помню наши игры, помню шутки, помню и сильно скучаю.
Никите Антоновичу, милому и навсегда любимому, который не успел поиграть со своими детьми, я посвящаю эту книгу.

Глава первая. Этапы игры

Игра – это лакмусовая бумажка развития ребёнка. По большому счету, для определения уровня понимания речи, коммуникации, моторной регуляции и имитации вам нужно всего лишь качественно понаблюдать за игрой ребёнка, а также спровоцировать несколько игровых ситуаций. Причём, что особо ценно для меня как специалиста в области анализа поведения, так это то, что всё вышеперечисленное ребёнок демонстрирует по собственной доброй воле! Сам, на радость себе и окружающим, малыш в игре тренирует необходимые для будущей самостоятельной и осознанной жизни навыки.
Ну не прелесть ли? Вот и мне нравится!
Чтобы определиться, как же помочь ребёнку в игре, как научить его играть, вдохновить на новые игровые подвиги, мы должны пройтись по трём пунктам нашей программы:
1. Наблюдение за игрой ребёнка;
2. Определение игрового этапа ребёнка;
3. Составление стратегии подсказок.
В данной главе мы займемся первыми двумя пунктами.
Прошу вас не торопиться. Игрушки, естественно, важны, но не они главная ценность и основная цель в игре. Главное – определить актуальный уровень мышления ребёнка (то, как он концентрируется, что для него важно, что доставляет ему радость), и подтолкнуть в игре на чуть более высоком уровне. Многие мои клиенты-родители приходят с грустью, что скупили малышу полмагазина ярких, классных игрушек, которых у них в детстве никогда не было, а он поиграл вечер – и всё, не интересно. Так бывает. Игрушки становятся ценными, когда ребёнок понимает и использует их функционал. Он знает, КТО это, ему интересны действия, которые совершает этот герой, он их сам «проигрывает» регулярно. Поэтому не стоит бежать впереди паровоза, ценность игрушки формируется не сразу.
В формировании игровых навыков ребёнка имеют фундаментальное значение четыре пункта:
1. Внимание ребёнка к тому, что вокруг него происходит. Ориентировочная реакция на движение, шумы, и, что, наверное, важнее всего – на человека рядом! Что он делает? Чем? Когда ребёнок смотрит на то, на что смотрите и вы, это называется разделённое внимание. Если ребёнок сам привлекает ваше внимание к чему-то для него интересному, то это называется инициирующее внимание. Собственно, чем продолжительнее внимание у ребёнка, тем лучше для его развития.
2. Мотивация и эмоциональное возбуждение, оживление на новые стимулы, на игровую среду. Чем больше у ребёнка радости от разных игр и игрушек, чем легче он воспринимает новое, тем лучше формируется игровое поведение.
3. Также огромное значение в уровне игры ребёнка имеет такой навык, как имитация (подражание). Посмотрел малыш, как папа смешно делает «бррр» губами, взял да повторил! Мама меняет масло в машине – малыш в игре тоже ковыряется в игрушечной машинке, и т. д. Подражание невозможно без двух вышеуказанных пунктов (внимание и мотивация), так как имитация – это повтор ребенком увиденного и услышанного, изначально имитация запускается исключительно на эмоциях (желательно приятных), да и повторять что-то, предварительно не увидев этого, довольно трудно. Умеет ли ребёнок по собственной доброй воле имитировать действия значимых взрослых, а также интересное поведение других людей, животных, мультипликационных персонажей? Когда ребёнок достигает уровня, на котором вы можете уверенно ответить: «Да!» на эти вопросы, его умение играть будет выше, чем у ребёнка, который пока что не заинтересован в имитации.
4. Моторные навыки. Сюда мы относим как возможность ребёнка манипулировать предметами/игровыми материалами, так и его умение запоминать и демонстрировать моторные программы, цепочки действий. Может ли ребёнок самостоятельно без подсказок надеть колготки? Поесть вилкой и потом поставить тарелку в раковину? Положить любимое блюдо в тарелку, тарелку в микроволновку, включить микроволновку и дождаться звукового сигнала, чтобы достать еду и насладиться ей? Чем больше в течение дня ребёнок показывает нам таких цепочек (без подсказок, всё сам-сам!), тем лучше и для игры.
Также очень важно осознавать, что к ножке длиной 10 см нельзя примерять ботинки взрослого 43 размера: для каждого возраста – своя игровая эпоха, свои игровые этапы, свои характеристики. Примеряя игру в машинки к ребёнку 6 месяцев от роду и наблюдая, насколько же малышу неинтересен транспорт, можно не на шутку расстроиться и даже рассердиться, мол, да как так-то! Мой ребёнок какой-то не такой?.. И игрушка красивая, яркая, да и на этикетке написано 6 м+! Чего он не играет, а? А он и не должен ?. Давайте соотнесём психологическую «длину стопы» с игровыми материалами. Так сохраним и свой настрой, и, скорее всего, будем покупать ребёнку более подходящие игрушки.

Маркетинг игрушек
Я смотрю на игрушку семимесячной дочери. Это лисичка с вытаращенными глазами, собранная из лоскутков разнообразных тканей, различной фактуры, цветов, рисунков, со встроенным музыкальным механизмом. Она яркая, весёлая, её интересно трогать, облизывать, дочка её очень любит. Естественно, она ей манипулирует исключительно сенсорно. Это игрушка?..
Моя Таня любит играть и с пустой пластиковой бутылкой из-под воды: та крутится при нажатии, издаёт всякие шуршащие громкие звуки, в общем, красота. Это игрушка?
Когда ребёнок с аутизмом играет с верёвочками – игрушка ли это? А Хагги Вагги? Барби? Фарфоровая статуэтка Лунтика?
…Не мне вам объяснять, что все профессии нужны, все профессии важны. Например, работа человека, который делает игрушки. Или профессионала, задача которого успешно продавать эту игрушку. Отдельно стоит специалист, цель которого – самостоятельная игра вашего ребёнка, его игровые умения и фантазии. Поверьте, это всё совершенно разные люди.
Игрушка для продажи – яркая, звенящая, малофункциональная в том смысле, что С НЕЙ МОЖНО играть только так, как задумал автор (если мы не говорим об очень высоком уровне фантазийной игры, там у нас можно всё и вся адаптировать под нужды воображения), а желательно – нажать на кнопку и просто наслаждаться видом. Это игрушка фактически одноразовая, чтобы словить секундную мотивацию ребёнка здесь и сейчас и не иметь возможности интегрировать её в игру завтра или через год, два. Этой игрушкой НЕ НУЖНО учить играть. Она сенсорного, интуитивного плана.
Игрушка-игрушка – это предмет многофункциональный, включающий несколько моделей поведения. Например, зайка. Он прыгает, ест морковку, шуршит ушками (сенсорные штучки никто не отменял, что вы!). Чашечка – можно переливать воду, играть в чаепитие, насыпать чечевицу, надевать как шапку. Однако, как правило, играть такими игрушками либо нужно учить, либо ребёнок сам наблюдал эти действия (видел, как ездят машинки по дороге, мультик посмотрел и давай катать их по дорожке!), то есть такие игрушки требуют большего включения игрового сообщества. Помогает наблюдать за игрой детей постарше, играть с кем-то поопытнее. На худой конец можно посмотреть видео про этого персонажа.
По сути, нет ничего плохого в игрушках “для продаж». И у моего ребёнка этого добра хватает. Во-первых, они красивенькие. Во-вторых, они на время высвобождают вам руки. Уже немало, согласитесь?
Проблема может возникнуть, если у вашего ребёнка ВСЕ игрушки именно такие. Тогда может быть затруднительно их переводить на следующие уровни игры. Игрушку игрушкой делаете именно вы и ваш ребёнок, ваши действия, ваши смысли, ваши роли. А задача создателей – не нагромождать в одной игрушке кучу механизмов, которые будут мешать потом сажать игрушку в кабину, кормить её, носить на ручках, и прочее.

Этапы игры
Очень не люблю привязывать навыки к возрастным нормативам. Это вызывает у родителей волны тревоги, а их и так у них множество. Нам важнее ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ навыков у ребёнка, чем их ПОЯВЛЕНИЕ в определенном возрасте. Помните, важно, чтобы ребёнок проявлял нужные нам умения часто, самостоятельно, в удовольствие. Для этого нужно хорошенько потоптаться на каждом этапе.
Какие же есть этапы игры? Пройдемся по основным. Итак:
1. Сенсорная игра (до 1,5 лет);
2. Манипулятивная, функциональная игра (до 3 лет);
3. Сюжетная игра (3–4 года);
4. Ролевая игра, игра с воображением (4 – и до бесконечности);
Звучит вполне логично и совершенно не сложно, и это так и есть. Вопросы начинают возникать и туманить мозги исключительно в тот момент, когда наш взор поднимается от страниц книги и опускается на реального, живого ребёнка. А что он делает, совершенно непонятно. Бегает, руками трясет, но вот у логопеда играет с игрушками, повторяет и иногда может сам машинки покатать, это сюжетная игра, так?
А вот не так. Давайте разбираться. При определении уровня игровых навыков мы смотрим на:
1. То, что ребёнок делает ОДИН.
2. То, что он делает В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ.
3. То, он делает РЕГУЛЯРНО! То есть мы можем наблюдать приблизительно одну и ту же картину в течение недели во все периоды свободного времени ребёнка.
4. Продолжительность игры ребёнка.
5. Сложность игры ребёнка.
А вот здесь поподробнее. Смотрим, какие движения делает ребёнок, и считаем их количество. Например, пересыпает песочек. Берёт в руку песок, чуть приподнимает и сыпет из руки на пол. И так минут 10. Это один компонент! А если сыпет из руки, а потом в чашку, а из чашки на пол – это уже два компонента. Может делать то так, то эдак. Или пример из игры с игрушками: катает машинку туда-сюда – один компонент. Катит в конкретное место и там оставляет – два компонента! Катит куда-то и там сажает игрушек в машинку – уже три!
Также отметим, что ребёнок может бегать туда-сюда, прыгать по дивану или кровати, трясти кистями, постоянно раскачиваться, и это поведение мы отнесём к ДОИГРОВОМУ ЭТАПУ. Игра – это деятельность с использованием материалов окружающего мира (в дальнейшем это могут быть абстракции, фантазийные элементы) и их изучение. Если ребёнок демонстрирует одно и то же навязчивое поведение с собственным телом – это самостимуляция (шевелить пальцами перед глазами, раскачиваться, кружиться и т. д.). В целом самостимуляция свойственна ВСЕМ живым организмам, и это нормальное явление. Однако если вы теребите волосы, грызете шариковую ручку, дрыгаете ногой, а вас позовут – вы прекратите и «включитесь» в социум. Проблема самостимулятивного поведения в том, что оно может быть настолько нужным и простым, что ребёнок не способен так легко выйти из него. И при любой свободной секундочке не играет, не скучает, не учится, не общается, а демонстрирует самостимуляцию. Самостимуляции возникают как защита от новых стимулов окружающего мира, они блокируют всё «опасное» для ребёнка, характеризуются моторными стереотипами, проявляются повышенным возбуждением и предпочтением ребёнка этой деятельности.


Виды самостимулятивного поведения по сенсорным системам:
1. Визуальные (стимуляция глаз, наблюдение под разными углами за светом)
2. Оральные (всё тянет в рот)
3. Тактильные (стимуляция пальчиков, кожи)
4. Проприоцептивные (надавливание)
5. Вестибулярные (беготня, кружение, качание)

Виды самостимулятивного поведения по функции:
1. Физическое. Если у ребёнка присутствуют сенсорные дефициты (гиперчувствительность, малая чувствительность, поиск ощущений), то самостимуляция – потребность сохранения баланса ощущений. Когда сильно чешется, условно, не до изучения мира.
2. Психическое. Самостимуляция как ритуал. У детей с нарушениями речи отсутствует возможность контроля действительности, которая им необходима. Куда мы едем? Зачем? Когда мама придёт? И ребёнок создает себе множество ритуалов, заполняющих пустоту, незнание, неуверенность. И вместо новых игрушек – привычные моторные действия.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70750957?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Играючи! Сказ о том  как научить играть любого ребёнка Валентина Антонович
Играючи! Сказ о том, как научить играть любого ребёнка

Валентина Антонович

Тип: электронная книга

Жанр: Педагогика

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 03.06.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Эта книга о том, как играть с ребёнком, как вдохновить игрой и как создать подходящие условия для формирования самостоятельной игры. Её автор – Валентина Сергеевна Антонович (Юрчик), бакалавр теологии БГУ, преподаватель этики, эстетики и культурологии, арт-терапевт и сертифицированный специалист в области прикладного анализа поведения, BCaBA. Рекомендовано для специалистов, занимающихся обучением детей с РАС, супервизоров, инструкторов, родителей и студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов университетов.

  • Добавить отзыв