Учебно-методическое пособие по дисциплине «Информационные системы и базы данных в управлении персоналом». Конспект лекций
Илья Анатольевич Масленников
Данное учебно-методическое пособие будет полезно обучающимся по дисциплине "Информационные системы и базы данных в управлении персоналом" для подготовки к зачету и экзамену, а также всем остальным, кто хочет ознакомиться с теоретическими основами информационных систем и баз данных, а также их роли в сфере управления персоналом.
Илья Масленников
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Информационные системы и базы данных в управлении персоналом". Конспект лекций
1. Определение и сущность информационной системы
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Информационные системы в том или ином виде существуют с нами более 70 лет.
В 50-х годах прошлого века появились первые информационные системы. Они были созданы для обработки счетов и расчёта заработной платы и работали на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Благодаря этому удалось частично сократить затраты и время на подготовку бумажных документов.
В 1960-х годах подход к информационным системам изменился. Организации начали использовать полученную из них информацию для составления отчётов по различным параметрам. Для этого потребовалось универсальное компьютерное оборудование, которое могло выполнять множество функций, а не только обрабатывать счета и рассчитывать зарплату, как это было раньше.
В период с 1970-х до начала 1980-х годов информационные системы стали широко применяться как инструмент управленческого контроля, который поддерживал и ускорял процесс принятия решений.
К концу 1980-х годов подход к использованию информационных систем снова изменился. Теперь они стали стратегическим источником информации и применялись на всех уровнях организаций любого профиля. Благодаря тому, что информационные системы того времени предоставляли актуальную информацию, организации могли достигать успеха в своей деятельности, создавать новые продукты и услуги, находить новые рынки сбыта, находить надёжных партнёров, организовывать производство продукции по низкой цене и многое другое.
Процессы в информационной системе. Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков:
– ввод информации из внешних или внутренних источников;
– обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
– вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
– обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Общая структура информационной системы состоит из следующих блоков:
1. Математическое и программное обеспечение.
2. Техническое обеспечение.
3. Методология построения баз данных.
4. Схемы информационных потоков.
5. Унифицированные системы документации.
6. Информационное обеспечение.
Математическое и программное обеспечение представляет из себя следующие составляющие:
Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования.
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Унифицированные системы документации – их создают на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Основная задача – сделать так, чтобы показатели из разных областей общественной деятельности можно было сравнить друг с другом.
Информационное обеспечение – это комплекс, включающий единую систему классификации и кодирования информации, стандартизированные системы документации, схемы перемещения информации внутри организации, а также методику создания баз данных.
Классификация информационных систем (ИС) по степени автоматизации:
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
Классификация ИС по характеру использования информации:
Классификация ИС по сфере применения:
Информационные системы организационного управления предназначены для того, чтобы автоматизировать работу управленцев. Этот класс систем применяется очень широко и существует в большом разнообразии вариантов, поэтому зачастую под информационными системами подразумевают именно их. К таким системам относятся, например, программы для управления промышленными предприятиями и непромышленными объектами: отелями, банками, магазинами и другими организациями.
Информационные системы управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
Информационные системы автоматизированного проектирования (САПР) разработаны для того, чтобы упростить работу инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов и дизайнеров при разработке новых технических устройств или технологий. Вот основные функции таких систем: проведение инженерных расчётов, создание чертежей, схем и планов, подготовка проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) информационные системы используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д.
Информационная система определяется следующими свойствами:
1. Любую информационную систему можно проанализировать, создать и управлять ею, опираясь на общие принципы построения систем.
2. Информационные системы постоянно меняются и совершенствуются.
3. Чтобы создать информационную систему, нужно применить системный подход.
4. В результате работы информационной системы появляется информация, на основе которой принимаются решения.
5. Информационную систему можно рассматривать как систему обработки информации, в которую входят люди и компьютеры.
2. Информационные системы управления системы управления персоналом
Для автоматизации службы управления персоналом в рамках предприятия создается информационная система (ИС). Обычно такие системы обозначаются аббревиатурой HRMS (системы управления трудовыми ресурсами).
В самом полном – комплексном варианте эти системы охватывают все уровни управления предприятием:
– операционный;
– тактический;
– стратегический.
В функциональном плане информационные системы в управлении персоналом охватывают:
– кадровый учет;
– расчеты с персоналом;
– модули найма и подбора персонала;
– оценки;
– обучения и развития;
– мотивации персонала.
Функционал HRM-систем в виде схем:
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Современные HRM-системы охватывают все возможные области деятельности службы персонала. Основной отличительной чертой этих программ является наличие единого информационного пространства, которое позволяет использовать в работе каждого модуля все многообразие накопленной в системе информации, построить эффективные аналитические системы и системы поддержки принятия решений. Современные системы автоматического управления персоналом созданы для того, чтобы оптимизировать работу руководства и сотрудников кадровых служб компаний (помимо бухгалтеров и некоторых других специалистов). Они играют значительную роль в повышении эффективности их работы.
С помощью системы управления персоналом можно следить за работой каждого сотрудника, оценивать его вклад в общий результат и контролировать расходы. Руководители получают возможность планировать свою деятельность, оценивать стоимость работ и анализировать общее положение дел. Система позволяет оценивать работу персонала в течение года, что помогает вовремя обнаружить сотрудника, который не справляется со своими обязанностями. Также в ней содержится полная информация о способностях и профессиональных навыках специалистов, благодаря чему можно избежать потерь, связанных с увольнением ценных работников.
Таким образом, информационная система управления персоналом – это комплекс технологий, автоматизирующих и облегчающих работу с персоналом на всех уровнях, от оперативного (повседневный учет данных) до стратегического (принятие решений по развитию компании).
В качественно выстроенной системе работа этих технологий подчинена общей логике управления персоналом в соответствии с принятой стратегией, выраженной в бизнес-процессах, автоматизированных посредством электронного документооборота. HR-система способна эффективно взаимодействовать с финансовыми, производственными и т.п. системами, использующими в своих процессах данные персонала.
Различные службы персонала используют HR-системы для решения следующих задач:
Задачи HRM систем:
– управление организационной структурой и штатным расписанием (на всех уровнях: региональные и т.п. представительства, их внутренняя структура);
– расчет заработной платы;
– кадровый учет (ведение личных дел сотрудников, учет движения персонала, подготовка на основании данных системы необходимых бумажных документов);
– учет рабочего времени (ведение графиков сотрудников, централизованное и автоматическое формирование табелей);
– планирование затрат на персонал;
– планирование карьеры и отслеживание продвижения персонала по структуре;
– работа с кадровым резервом;
– подбор персонала на вакансии;
– обучение персонала;
– системы аттестаций;
– управление компетенциями (оценка и поддержание уровня профессиональных и личностных компетенций за счет системы аттестаций и непрерывного обучения персонала).
Функциональные возможности HRM систем:
– автоматизированный учет кадрового состава организации на основе структурированных личных карточек сотрудников;
– формирование кадровых приказов, в том числе и новых видов, с автоматическим внесением информации в личные карточки сотрудников;
– ведение архива уволенных сотрудников;
– работа со штатным расписанием (просмотр и печать; получение списка вакантных должностей по подразделениям; получение сведений о заполненности штатов по каждому подразделению и по предприятию в целом);
– формирование отчетов по сотрудникам за произвольный период с использованием отбора информации и вывод в виде списков или статистических таблиц;
– подсчет количества больничных листов по подразделениям за любой период;
– составление статистической отчетности по учету кадров (списков в электронном виде; получение данных о распределении сотрудников но должностям штатного расписания);
– получение сводной таблицы об укомплектованности штатов, текучести и составе сотрудников предприятия;
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70740586?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.