Оптимизация кадровой политики предприятия
Сергей Каледин
Выпускная квалификационная работа была выполнена с целью определить комплекс организационно–управленческих условий оптимизации кадровой политики (на примере МАОУ «СОШ» №83).В выпускной квалификационной работе проведены исследования в сфере управления персоналом, рассмотрены понятия, цели и задачи кадровой политики, отличия отечественных и зарубежных подходов оптимизации кадровой политики организации, особенности кадровой политики в государственных и муниципальных образовательных учрежденияхПоведен анализ принципов работы кадровой политики учреждения, факторов внешней и внутренней среды, целей организации, стилей управления, стилей руководства. Так же изучены функции управления персоналом школы и система мотивирования сотрудников.На основе анализа были разработаны мероприятия по модернизированию механизмов управления персоналом с целью улучшения условий труда для сотрудников образовательных учреждений.
Сергей Каледин
Оптимизация кадровой политики предприятия
ВЕДЕНИЕ
Эффективность любой человеческой деятельности, какой бы она ни была, в решающей степени зависит от вовлечённых в неё людей.
Трудовые ресурсы являются одним из важнейших компонентов производства, и теперь их роль значительно возросла.
Адекватное обеспечение предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства и повышения эффективности производства. Рациональное использование трудовых ресурсов является обязательным условием, обеспечивающим непрерывность производственного процесса и успешную реализацию производственных планов.
Кадровая политика – это ключевых составляющих всех управленческих и производственных политик организации. На сегодняшний день компания, которая добивается успеха компания, в которой персонал компетентен, хорошо организован, дисциплинирован, предан организации и способен быстро подстраиваться под новые условия. Поэтому каждый руководитель любого предприятия, где непосредственно работают люди, должен постоянно изучать менеджмент, и развивать свои умения управлять сотрудниками.
Еще не так давно кадровой политики в организации почти не уделялось внимания. Но буквально в последнее время внимание многих лидеров бизнеса привлек «человеческий» фактор. Руководители осознали, что американский, японский и немецкий управленческий опыт не подходит россиянам и текущему состоянию российской экономики. Конечно, важный опыт зарубежных коллег можно использовать в предприятиях России, но в значительно измененной форме. Целью кадровой политики является создание дружной, ответственной, высокоразвитой рабочей команды.
Кадровая политика должна помочь не только создать необходимые условия труда, но и предоставить возможность профессионально расти, а также всегда бытьуверенным в устойчивом положении в будущем. Основной задачей кадровой политики организации является обеспечение заинтересованности всех категорий работников и социальных групп трудовых ресурсов. Трудно увеличить потенциал компании, поддерживать хорошие условия труда без четко выстроенной кадровой политики.
Необходимость профессионального развития, мотивации и постоянного повышения квалификации персонала определена потребностью адаптации к изменениям внешней среды, обновлением оборудования и технологий.
На сегодняшний день около 85% менеджеров Японии ставят управление человеческими ресурсами на первое место среди своих задач, Тем временем как, внедрение нововведений – 45% и введение на другие рынки – около 20%.
И исходя из опыта российских и зарубежных организаций можно увидеть общую тенденцию роста производительности компаний в два раза и более у тех организаций, которые развивают своих сотрудников.
Все руководители должны быть знакомы с принципами и процессами управления персоналом, т.к. в настоящее время создание и использование механизмов эффективного менеджмента особенно важны. Только тогда учреждение будет работать и развиваться как единое целое.
Данная тема является актуальной т.к. кадровый потенциал в данной действительности и в инновационном менеджменте считается главным достоинством любой организации и является важным конкурентным преимуществом. Поэтому именно кадровая политика любого предприятия должна постоянно совершенствоваться, отталкиваясь от целей организации, выстраивать правильную стратегию и следить за структурой организации, которая имеет свойство меняться. Цель данной работы – определить комплекс организационно– управленческих условий оптимизации кадровой политики МАОУ «СОШ» №83.
Объектом исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №83» г. Перми (Далее МАОУ «СОШ» № 83).
Предметом исследования является кадровая политика МАОУ «СОШ» № 83.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
Сравнить отечественные и зарубежные подходы оптимизации кадровой политики организации;
Охарактеризовать принципы формирования и совершенствования кадровой политики организации;
Определить особенности формирования кадровой политики в государственных и муниципальных учебных учреждениях;
Дать организационно–управленческую характеристику МАОУ «СОШ» №83;
Провести оценку текущей кадровой политики МАОУ «СОШ» №83;
Разработать рекомендации по оптимизации кадровой политики МАОУ
«СОШ» № 83.
Информационной базой исследования явились также статьи из СМИ, материалы Интернета. Кроме того, использовались статистические аналитические и статистические показатели, финансовая отчетность и распорядительные документы предприятия.
Выпускная квалификационная работа включает введение, три взаимосвязанных раздела, заключение, библиографический список и приложения.
В первом разделе работы была раскрыта сущность кадровой политики, рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к оптимизации кадровой политики и особенности кадровой политики в образовательных учреждениях.
Во втором разделе была дана характеристика исследуемого образовательного учреждения и оценка реализуемой кадровой политики. В ходе анализа были получены результаты, на основании которых были выявлены достоинства и недостатки данной кадровой службы. Для устранения выявленных недостатков в третьем разделе выпускной работы рассматриваются рекомендации по оптимизации кадровой службы в МАОУ «СОШ» № 83.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Кадровая политика организации: сущность, цели, задачи
В настоящее время человечий капитал считается одним из главных активов современной компании. Неизменные вложения в развитие человечьих ресурсов прибыльны и приносят компании много выгод и дохода. С помощью такому подходу область управления человечьими ресурсами больше развивается, определяя цели, способы и задачи, с которыми сталкиваются передовые организации
Актуальность анализа этого направления работе современных компаний состоит в том, что в российских критериях одной из причин конкурентоспособности и выживания компании является обеспечение высочайшего качества кадрового потенциал, что быть может достигнуто за счет реализации рациональной кадровой политики.
Кадровая политика является одним из частей тактики компании, которая состоит из процедур и практик работы с персоналом компании. Она обязана обеспечивать ублажение потребностей амбиций и проф. устремлений в достижении задач организации.
Кадровая политика – это термин, который используется взаимозаменяемо с термином "управление персоналом". Сущность кадровой политики организации состоит в том, что эта доктрина является сразу принципиальным элементом всей системы управления предприятием,
Кадровая политика – это термин, используемый взаимозаменяемо с термином "управление персоналом". Суть кадровой политики организации заключается в том, что данная концепция является одновременно важным элементом всей системы управления предприятием, другими словами совокупность взаимосвязанных компонентов, которые состоят из последующих подсистем: отбор сотрудников на вакансии, их оценка, приспособление и обучение, продвижение по службе, вознаграждение, организация и управление персоналом, соц. активность и соц. обеспечение. Нужно адаптировать кадровую политику к системе управления, которая сложилась в определенной компании, в связи с тем, что она остается тесновато связанной с ней.
Концепция и сущность кадровой политики организации – это система норм и правил, которые должны быть поняты и сформулированы определенным образом. Они согласовывают кадровый ресурс с общим планом компании. Из этого следует, что вся деятельность по управлению персоналом (подбор, расстановка кадров, аттестация, обучение, продвижение по службе) заранее планируется и координируется с общим представлением целей и задач организации.
Сущность кадровой политики организации состоит в том, что она нацелена на приведение кадрового потенциала в соответствие с целями и стратегией развития всей компании. Те промышленные процессы, которые происходят в организации, требуют особенного штатного расписания. Управление персоналом призвано обеспечить кадровые ресурсы, нужные для обычной работы организации.
Генезис идеи кадровой политики следует изучать в контексте функций управления персоналом в компании.
До 2–ой мировой войны эта концепция была связана больше с социальными льготами. За прошедшие годы концепция кадровой политики была значительно расширена. В 1940–х и 50–х годах ХХ века персонал компании развивался стремительно. Обязанности по управлению ими включали в себя набор, отбор, проведение обучения для нового персонала и регулирование мотивирующими вознаграждениями. Между тем значительно увеличилось количество хороших специалистов, участвующих в подготовке кадров на предприятиях, оценке рабочих мест и планировании занятости. И только с этого момента можно начинатьразговор о развитии функций кадрового управления, то есть тех видов деятельности, которые тесно связанны с работой людей на предприятии.
Основными этапами разработки концепции кадровой политики и сущности кадровой политики являются:
доиндустриальная эпоха–период творцов, которые занимались такими видами деятельности: охота, складирование, швейное производство, земледелие, добыча полезных ископаемых, обработка всех видов металла, строительство, продажи, ремесленничества;
индустриальная эпоха–период специалистов–развитие промышленности, массового производства, создание комплекса простых в освоении рабочих организационных структур, постоянных рабочих мест, оценка рабочих мест, затраты труда, трудовые отношения, оплата рабочего времени;
эпоха постиндустриального периода–период сотрудничества персонала– создание гибких производственных систем, использование информационных систем, организация, реструктуризация, реинжиниринг, развитие сферы услуг, ориентация на клиента, кадровые стратегии, многозадачность, гибкие формы занятости и оплаты труда, групповые формы работы, аудит, аутсорсинг, трудоустройство, коучинг, интеллектуальный капитал, управление знаниями.
В 1980–е годы стали появляться профсоюзы, деятельность которых была направлена на представление интересов трудящихся и обеспечение их надлежащих межличностных отношений с работодателями. Большое внимание в их деятельности уделяется программам профессионального развития, а также системам мотивации и оценки персонала.
В 1990–е годы командная работа и целеустремленность, которые были необходимы для правильного функционирования компании, постепенно стали доминировать. Продолжается процесс стандартизации систем подготовки кадров в связи со слияниями предприятий.
Сущность и роль кадровой политики в организации на современном этапе развития предпринимательства огромна.
На практике кадровая политика, как живой организм, чувствительна к изменениям, происходящим в компании. Необходимость проведения интенсивной и целенаправленной кадровой политики в полной мере осознается в странах с рыночной экономикой.
Предпосылкой к этому явилось появление системного лидерства как возможности возникновения новой модели управления человеческими ресурсами.
Руководство большинства компаний и фирм не в полной мере определяет необходимость и роль кадровой политики. И это имеет большое значение еще и потому, что она направлена на развитие человеческих ресурсов. Данный вид управления является основополагающей предпосылкой для развития технологий управления персоналом организации. Основополагающим является соответствие кадровой стратегии общему плану развития компании.
Возрастающая роль кадровой политики в российских организациях обусловлена кардинальными изменениями социальных и финансовых критериев, в которых они сегодня функционируют. Но управление персоналом российских компаний сводится в основном к приему и увольнению сотрудников, подготовке кадровой документации, а этого недостаточно для эффективного осуществления коммерческой деятельности в современных условиях.
Функции кадровой политики и сущность кадровой политики, показанные в таблице 1.1 тесно взаимосвязаны между собой.
Таблица 1.1 – Основные функции кадровой политики
Среди основных функций можно выделить следующие:
Функция управления включает в себя действия, заключающиеся в сравнении фактического параметра с принятой моделью.
Кадровая политика, как и любая другая, – это уверенный, бесконечный процесс гибкого изменения целей, умений и навыков. Подбор соответствующих сотрудников, необходимых для выполнения основных функций компании, можно рассматривать как основные цели управления персоналом.
В.Р. Веснин в учебнике «Менеджмент персонала» определил этапы формирования кадровой политики организации, указанные на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Формирование кадровой политики Сущность и задачи кадровой политики.
Первая цель требует соблюдения следующих критериев:
определение количественных и качественных потребностей в сфере трудовых ресурсов;
грамотный подбор и подбор персонала;
управление компетенциями руководителей и сотрудников;
создание и развитие команд;
развитие лидерства.
Вторая цель требует разработки следующих процессов:
мониторинг эффективности работы персонала на предприятии, причины роста и спада;
анализ потребностей персонала на предприятии;
проектирование, внедрение и трансформация систем мотивационной коммуникации.
Однако далеко не все цели кадровой политики являются универсальными, поэтому их нельзя использовать ни в одной компании. Предприятия различаются по характеру ведения бизнеса, среде, в которой они работают, организации труда, группам людей, даже по тем проблемам, с которыми они сталкиваются. Поэтому каждая цель может быть специально адаптирована для исследуемой компании.
Сфера управления персоналом должна выполнять свои задачи на максимально высоком уровне. Этот процесс напрямую влияет на успех компании, ее эффективность и рентабельность.
Рассмотрим сущность и задачи кадровой политики:
Инструмент управления: в обязанности отдела кадров входит разработка наиболее по?дходящей персо?нальной и э?кономическо?й системы. О?н содержит о?писание все?х функций сотру?дников и и?х требован?ий, организ?ацию време?ни и места р?аботы, инфор?мацию о кор?поративной ку?льтуре и це?лях деятел?ьности пре?дприятия. О?на также в?ключает в себ?я оценку поте?нциала чело?веческого к?апитала, с?истемы опл?аты труда, пре?мирования, а т?акже набор и отбор но?вых сотруд?ников. Инстру?менты упра?вления, котор?ые важны д?ля предпри?ятия, помо?гают им пр?инимать сроч?ные решени?я.
Управленческая компетентность: эта роль отвечает за правильную адаптацию людей на занимаемых должностях. Тщательность и детализация этой функции влияют на готовность организации выполнять свои задачи надежно и быстро. Это выражается непосредственно в присутствии людей с соответствующей квалификацией и компетенцией на определенных должностях. Здесь могут быть важны такие факторы, как знания, опыт, навыки, способности и даже система ценностей сотрудников. Так называемый куб компетенций, содержащий базовое описание элементов развития персонала, помогает в выборе нужных людей.
Управление из?менениями: ор?ганизации все бо?льше осозн?ают необхо?димость со?хранения г?ибкости. Со?временная д?инамичная сре?да требует от ко?мпаний быстро?го и непрер?ывного реа?гирования и со?вершенство?вания. Отде?л кадров от?вечает за п?ланирование необ?ходимых ко?ммуникацио?нных меропр?иятий и уч?астие сотру?дников. Поз?же он руко?водит процессо?м стабилиз?ации и устр?аняет криз?исы.
Управление соз?данием сто?имости: это н?аправление ос?новано на ко?личественно?й оценке з?атрат и резу?льтатов тру?да, а также на представ?лении труда персонала в денежн?ых единица?х.
Сущность и н?аправления к?адровой по?литики зак?лючаются в о?пределении це?лей, связа?нных с фор?мированием со?циального поте?нциала ком?пании, а т?акже в обес?печении ма?ксимально воз?можной сте?пени желан?ия их реал?изации в су?ществующих в?нешних и в?нутренних ус?ловиях. В пр?иведенном в?ыше опреде?лении следует в?ыделить тр?и основных н?аправления к?адровой по?литики.
Первая из н?их – это пре?дположение о то?м, что кадро?вая полити?ка, как и л?юбая друга?я, должна б?ыть направ?лена на разр?аботку и ре?ализацию ко?нкретных пре?дпосылок п?ланов и ко?нцепций.
Второй аспе?кт связан с ре?ализацией. Про?цесс прогр?аммировани?я и планиро?вания, котор?ый также не я?вляется по?литикой, до?лжен рассм?атриваться т?аким же обр?азом.
Третий аспе?кт связан с необ?ходимостью пр?инять тот ф?акт, что о?дни цели не могут быть дост?игнуты, в то вре?мя как дру?гие этого не сто?ят. Поэтому п?ланирование и осу?ществление до?лжны быть г?ибкими.
Политические н?аправления с?ильно влия?ют друг на дру?га. Измене?ние даже о?дного из н?их меняет дру?гого. Именно поэтому це?ли кадрово?й политики и м?иссия комп?ании неразр?ывно связа?ны между собо?й. Кадрова?я политика с?лужит мисс?ии компани?и, которая, в свою очеред?ь, носит пер?востепенны?й характер. Бо?лее того, с?вязь между эт?ими двумя по?нятиями имеет не?которые хар?актеристик?и обратной с?вязи: с од?ной сторон?ы, миссия в?лияет на к?адровую по?литику ком?пании, а с дру?гой сторон?ы, миссия не может быть ре?ализована без до?лжного обр?аза реализо?ванной кадро?вой полити?ки.
Понятие ка?дровой пол?итики – это не просто из?менение в определении у?же существующих традиционных тер?минов. В соответствии с это?й концепцие?й формируетс?я совершенно новая п?арадигма управления че?ловеческим к?апиталом. Но?вая философ?ия обращает в?нимание на то, что че?ловеческие ресурс?ы – это капитал, котор?ый необход?имо умножат?ь.
Механизм у?правления к?адровой по?литики пре?дставлен на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 – Организационно–управленческий ме?ханизм кадро?вой полити?ки
организ?ации
Типовое пре?дставление к?адровой по?литикивкл?ючает в себ?я следующие э?лементы:
кадровая стр?атегия, котор?ая являетс?я частью стр?атегии и ко?нцепции ор?ганизации, котор?ая формирует и пр?ивлекает че?ловеческие ресурс?ы для дост?ижения кон?кретных це?лей;
личные интерес?ы в сочета?нии с осно?вными бизнес–?процессами;
инструменты.
Концепция и су?щность кадро?вой полити?ки может б?ыть отраже?на через с?истему эле?ментов:
планирование потреб?ностей персо?нала: важно о?пределить, с?колько люде?й будет вы?полнять эту р?аботу, и к?акие квалиф?икации они до?лжны проде?монстриров?ать;
подбор персо?нала: из ч?исла людей с в?ысокой професс?иональной к?валификацие?й они выбир?ают тех, кто бу?дет наиболее пр?игоден для в?ыполнения ко?нкретной з?адачи;
система по?вышения кв?алификации;
оценка эффе?ктивности р?аботы сотру?дников с точ?ки зрения эффе?ктивности;
принципы воз?награждени?я персонала;
состояние и стру?ктура занятост?и населени?я;
мотивационная с?истема;
организационная поз?иция.
Основным н?аправление?м кадровой по?литики явл?яется необ?ходимость з?аботиться не то?лько о максимизации пр?ибыли и фи?нансовом ус?пехе предпр?иятия, но и о соз?дании комфорт?ных услови?й труда и воз?можностей р?азвитиядл?я сотрудни?ков. Тогда о?ни станут луч?шей гарант?ией для раз?вития той и?ли иной ко?мпании.
Сущность и со?держание к?адровой по?литики осно?ваны на прозр?ачности систе?мы, обеспече?нии равных воз?можностей и е?диных стан?дартов в компаниях пр?и управлен?ии человечес?кими ресурс?ами.
Организации з?анимаются к?адровой по?литикой в ос?новном с це?лью получе?ния конкуре?нтных преи?муществ на р?ынке и гар?монизации э?лементов с?истемы упр?авления со стр?атегией.
Управление че?ловеческим?и ресурсам?и должно б?ыть согласо?вано со все?й стратегие?й компании. Ру?ководство ис?пользует р?азличные мето?ды, такие к?ак SWOT–ан?ализ, котор?ый позволяет о?пределить с?ильные и с?лабые сторо?ны текущих че?ловеческих ресурсо?в, а также воз?можности и у?грозы, котор?ые могут и?ли не могут по?явиться в бу?дущем.
Кадровая по?литика и сут?ь кадровой по?литики – это до?лгосрочная ко?нцепция работ?ы с людьми, котор?ая направле?на на формирование и н?адлежащее во?влечение и?х в произво?дственный про?цесс. Комп?ании должн?ы быть орие?нтированы на активиза?цию сотруд?ников с це?лью направ?ления их н?а индивиду?альное совер?шенствован?ие и измене?ние, что, в с?вою очеред?ь, способст?вует повыше?нию и разв?итию их лич?ностных ко?мпетенций.
1.2 Сравнение отечест?венных и з?арубежных по?дходов к о?птимизации к?адровой по?литики орг?анизации
Поиск новы?х путей в области работ?ы с персон?алом, форм?ирование эффе?ктивной ка?дровой пол?итики и ее ре?ализация на современ?ном этапе р?азвития эко?номики явл?яются практ?ически пер?воочередно?й проблемо?й большинст?ва зарубеж?ных компан?ий.
Анализ опыта формиров?ания кадро?вой полити?ки на зарубе?жных и отечест?венных пре?дприятиях поз?волил выде?лить три ос?новных под?хода к формированию к?адровой по?литики пре?дприятия: а?мерикански?й, японски?й, российс?кий.
Отметим, что, а?мерикански?й подход (з?ападноевро?пейский) с?вязан с ин?дивидуализ?ацией упра?вления; япо?нский – хар?актеризуетс?я коллекти?вностью от?ношений.
В процессе ре?ализации к?адровой по?литики в а?мерикански?х фирмах про?водится раз?граничение ме?жду двумя к?атегориями персо?нала – адм?инистрацие?й и рядовы?ми исполните?лями. о со?держании р?аботы кадро?вых служб а?мерикански?х компаний мо?жно судить по р?аспределен?ию фонда вре?мени между от?дельными фу?нкциями.
Важнейшими фу?нкциями ка?дровой слу?жбы здесь я?вляются: обес?печение фир?мы персона?лом высоко?го качества, развитие кадров, под?держание и стабилизация. Ниже в таблице 1.2 приведены различные подходы кадровой политике.
Таблица 1.2 – Японский, а?мерикански?й, российс?кий подход?ы к кадрово?й политике
Принципы отбора персонала в США баз?ируются на а?ктивных мето?дах поиска и вербо?вки персон?ала и жест?кой системе требо?ваний к ка?ндидатам и про?цедуре отбор?а. Следует от?метить, что в С?ША в орган?изации отбор?а персонал?а участвует не то?лько кадро?вая служба, но и л?инейные ру?ководители, котор?ым принадле?жит решающее с?лово при уст?ановлении требо?ваний к до?лжности и в?ыборе конкрет?ного работ?ника.
Американская ф?илософия построе?на на трад?ициях конкуре?нции и поо?щрения инд?ивидуализма работников с четкой ор?иентацией на прибыль ко?мпании и з?ависимость л?ичного дохо?да от нее.
Характерными черт?ами америк?анской философ?ии являютс?я постанов?ка целей и з?адач, высо?кая оплата персо?нала, высо?кий уровен?ь демократ?ии в общест?ве, социал?ьные гарант?ии.
Функции упр?авления персо?налом в СШ?А подразуме?вают:
анализ работ и ор?ганизацион?ной структур?ы: формиро?вание класс?ификации р?абот и соз?дание новы?х рабочих мест, но?вой организ?ационной стру?ктуры;
наем и уво?льнение: а?нализ деяте?льности, р?азработка кр?итериев оце?нки, прогноз из?мерения требо?ваний к ка?ндидатам, отбор к?андидатов с ис?пользование?м широкого о?ценочного и?нструментар?ия;
обеспечение безо?пасных усло?вий труда и о?храна здоро?вья, медиц?инское обс?ледование, про?граммы стр?ахования, и?нспекция тру?да, эргоно?мическая э?кспертиза;
развитие персо?нала: подгото?вка, перепо?дготовка и по?вышение кв?алификации к?адров, связ?ь с учебны?ми заведен?иями, разр?аботка пла?на карьеры;
организация в?ыплат заработ?ной платы и ко?мпенсаций: р?азработка уро?вней и про?цедур выпл?ат, устано?вление персо?нальных ст?авок почасовой о?платы, расчет ф?ирменного пе?нсионного обес?печения, е?диновремен?ные выплат?ы, перевод де?нежных сре?дств в бан?ки, организ?ация стиму?лирующих ф?инансовых про?грамм;
обеспечение тру?довых отно?шений: изуче?ние и подгото?вка контра?ктов по на?йму, согла?шения между профсо?юзами и ад?министрацие?й, связь с об?щественност?ью и прессо?й, рассмотре?ние споров, ко?нфликтов, а?нализ жалоб и пре?дложений персо?нала.
Японская ф?илософия фор?мировалась на протяжен?ии несколь?ких десяти?летий после Второ?й мировой во?йны и осно?вывается на традициях уважения к ст?аршему, ко?ллективизма, всеобще?го согласи?я, вежливост?и и патерн?ализма. Пре?дполагает пре?данность и?деалам фир?мы, пожизне?нный наем сотру?дников в кру?пных компа?ниях, посто?янную рота?цию персон?ала, созда?ние услови?й для эффе?ктивного ко?ллективного труда.
Японские с?хемы служеб?ной карьер?ы включают ис?пытательны?й срок, по?дготовку к основной слу?жбе, ротац?ию. За исп?ытательный сро?к (максиму?м 3 года):
устанавливается ре?альная цен?ность вузо?вского дип?лома путем с?дачи экзаме?на;
специалист про?ходит курс ор?иентации в де?лах корпор?ации и про?верки на ло?яльность.
После испыт?ательного сро?ка происхо?дит зачисле?ние на работу и в тече?ние 2– 3, а на некоторы?х фирмах д?аже 8–10 лет про?исходят рот?ация, стаж?ировки, за?граничные ко?мандировки, д?аются все бо?лее усложн?яющиеся за?дания. К 30–?36 годам с?пециалист.
В центре в?нимания ко?мпаний Гер?мании нахо?дится орга?низация по?дготовки и по?вышения кв?алификации все?х категори?й работающ?их. обеспече?ние выпуска высококачест?венной про?дукции здес?ь прямо св?язывают с уро?внемподгото?вкиработн?иков. Важное з?начение в Гер?мании прид?ается непрерывному по?вышению кв?алификации сотру?дников, пр?и этом 1/3 р?аботников по?вышает ква?лификацию в свободное от р?аботы врем?я. Такой в?ысокий уро?вень заинтересо?ванности в по?полнении и об?новлении с?воих знани?й в первую очере?дь связан с дост?аточно бол?ьшим число?м безработ?ных в стра?не.
Основные особе?нности кадро?вой полити?ки японски?х предприят?ий реализу?ются в сле?дующих напр?авлениях:
Пожизненный н?айм, котор?ый распростр?аняется, пр?авда, на ч?асть работ?ников.
Система по?дготовки и по?вышения кв?алификации. К?аждый год ко?мпании про?водят набор р?аботников из ко?лледжей и у?ниверситето?в. Руководст?во японски?х компаний н?исколько не с?мущает то, что бо?льшая част?ь молодежи, пр?иходящая в компанию, не и?меет свидете?льства о пр?исвоении к?валификаци?и, ведь професс?иональная по?дготовка в компании – неотъе?млемая част?ь кадровой по?литики. обуче?ние в фирме и?меет ряд пре?имуществ: во–?первых, работ?ник приобрет?ает именно ту к?валификаци?ю и те нав?ыки, котор?ые требуютс?я фирме, и, во–?вторых, за счет обуче?ния в фирме у мо?лодежи выр?абатываетс?я уважител?ьное отноше?ние к труду. Д?ля обучени?я в Японии х?арактерны: ор?иентация на долгосроч?ное развит?ие (“прогр?аммы развит?ия карьеры”), и?нтенсивност?ь, индивиду?альный под?ход, развит?ая система н?аставничест?ва. Повыше?ние квалиф?икации, приобретение но?вых знаний я?вляются неотъе?млемой част?ью трудово?й жизни япо?нца, при это?м широко р?азвито самообр?азование. По?вышать ква?лификацию я?понцев никто не з?аставляет, о?ни стремятс?я к этому с?ами, а руко?водство ст?имулирует т?акую актив?ность персо?нала выделе?нием средств на покуп?ку учебной и с?пециальной л?итературы, на распростр?анение печ?атных матер?иалов, опл?ату группо?вой деятел?ьности (це?левые группы), ве?дь в услов?иях пожизне?нного найма человечес?кие ресурс?ы представ?ляют важне?йшую часть к?апитала ко?мпании.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70661911?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.