Ужин

Ужин
Софья Андреевна Мироедова
Технологии изменили все стороны жизни – от медицины и науки до образования и развлечений. Как они повлияют на искусство: какими станут произведения, останется ли там место художнику? Героиня повести решается на экспериментальный перформанс, пользуясь последними достижениями техники. Куда её приведёт этот выбор: в тёмный лабиринт доказательств реальности мира или к воплощению новой формы искусства?

Софья Мироедова
Ужин


1. Глава, в которой я понимаю, что ничего не помню
Из кабинета Ника доносился его громогласный голос. Он спорил с сослуживцами об очередной задаче. Я лежала в постели, сонно листая ленту новостей. Дурацкая привычка, но как же сложно избавиться от неё в современном мире. Через полчаса муж, умерив свой пыл, попрощался с коллегами, и я поняла, что можно позавтракать. Я потянулась в постели, скинула одеяло, натянула домашнее платье и отправилась на кухню, поджарить замороженные сырники и заварить чай.
– Твой доппель прислал мне видео с котиком, – сказал муж. – Она что, работает даже в офлайне?
– А? – я ковыряла вилкой варенье из гуавы, стараясь привести мысли в порядок.
– Твоя цифра, ты её не выключаешь?
– А-а, цифровой доппельгангер? Да, приложение работает круглосуточно, я не знаю, когда студентам взбредёт в голову мне написать.
– Ты ж не автоответчик! Я думал, ты сохраняешь это в тайне.
– Нет, есть часть вопросов, на которые доппель вполне адекватно отвечает. Студенты в курсе.
– Ну а котики?
– Какие котики?
– Блин, ты где? Я тебе уже пять минут рассказываю про совещание!
– Про это я помню, – слукавила я. – Вы там фиксите баги. Но что с котиками?
– Твоя цифра прислала мне котиков! Видео с котиками.
– Какое?
– Серьёзно? Тебе важно, какое?
– Ну, конечно, – поморгала я. – Она ведь подключена к моим девайсам, так что могла поделиться с тобой контентом, который я лайкнула. Так какое видео?
– Ту это уже звездец, она следит за тобой?
– Также как твои часы за тобой, – пожала я плечами. – Так какой там котик?
– Вот, – муж протянул мне свой экран, демонстрируя трёхсекундное видео с белым котёнком, потешно катающимся по полу.
– Прикольно, – улыбнулась я.
– Ты его видела?
– А? – я всё ещё не могла проснуться. – Нет, это не видела. Странно.
– Эй, это же мрак! Твой доппель присылает мне котов, она что, клеит меня?
– Слушай, ты преувеличиваешь. Ты в моей семейной группе, наверняка она делает рассылку по всем заинтересованным. Ты постоянно смотришь на котиков. Скажи спасибо, что не прислала горячую азиатку, танцующую под Фреди Меркьюри!
– Котиков смотрят все, – насупился муж.
– Не знаю, посмотрю в настройках, правда, странно, – я отправила сырник, приправленный вареньем в рот.
Мы закончили завтрак, оставив посуду на столе, и разошлись по кабинетам заниматься делами. Мне предстояло проверить задания студентов, с которым ещё не разобрался доппель.
Кстати, о цифровом доппельгангере, я ведь ещё не успела о нём рассказать. Я нашла его в сети, когда обнаружила, что трачу по четыре часа в день на проверку заданий моих студентов. Это был ещё альфа-тест, но работал очень прилично. Суть заключалась в том, что обученная нейросеть копировала меня по найденным в сети материалам и загруженным данным. Блогеры использовали её для создания контента, а мне она пригодилась для обучения.
Первым, что нужно было сделать, это разрешить снятие моего внешнего вида, реакций и голоса из доступных в интернете материалов. У меня их множество, последние десять лет я записала сотни образовательных лекций. После этого мне был предоставлен доступ к куцей модели, которая могла отвечать на вопросы, копируя мою манеру и заложенные в материалах знания. Для обучения этого, конечно, было недостаточно. Некоторые подключали своих доппелей к Гуглу, но тогда они превращались в карманный справочник и теряли идентичность.
Чем больше личных записей, дневников и фотографий было в базе нейросети, тем более убедительным был образ. Поэтому следующим этапом я разрешила нейронке подключиться к моему компьютеру и другим устройствам. Она загрузила и обработала терабайты данных и стала больше похожей на меня. Я дала ей доступ к своим подпискам на всех ресурсах, которыми пользовалась: от киноплатформ до онлайн-библиотек, чтобы она могла загрузить фильмы, книги и графику, с которыми я была знакома.
Цифровой двойник становился всё достовернее с каждым новым загруженным байтом. Я даже попросила у родителей отсканировать мои старые фотографии, рисунки и прислать мои школьные сочинения, чтобы дубль получил прошлое.
Финальным штрихом были записи личных консультаций и копия чата со студентами. Доппель стал не просто отвечать на вопросы, подражая мне, но и давать ценные советы по композиции, колористике и даже авторскому почерку, который мы оттачивали с каждым подопечным в отдельности. Конечно, оставался ещё ворох незакрытых тем, так что человеческое вмешательство по-прежнему было необходимо.
В отличие от многих, кому был доступен альфа-тест приложения, я предупредила студентов, что ввожу его в наш образовательный процесс. Я ожидала, что все будут против, однако после небольшого согласованного эксперимента, мы пришли к выводу, что такая помощь этична и весьма качественна. Ведь я по-прежнему передавала свой опыт, не скатываясь до трансляции материалов, не знакомых мне. Осталась пара ребят, с которыми мы работали только лично. Другие же десять с лишним были довольны быстрыми ответами в любое время суток, которые направляли их в точности так, как могла направить я. Если же доппельгангер не находил в своей базе ответа, либо вопрос касался слишком эфемерных материй, он сообщал собеседнику, что ему нужно подождать, пока приду живая я, чтобы обстоятельно помочь с проблемой.
Так мой рабочий день сократился с четырёх часов до двух. Сказать, что я была довольна – не сказать ничего. У меня освободилось время для живописи и авторских проектов, которые раньше постоянно откладывались в долгий ящик.
Теперь я могла отдаться искусству почти полностью, чем и занималась последние недели. Я не отходила от холста и делилась своим восторгом с узким кругом друзей, кто мог понять и разделить удовольствие от волны творческого вдохновения. Проблема была только в том, что с приходом новых технологий, которые появились за последние пару лет, знакомый мне мир галерей и музеев сильно изменился. Да, и здесь не обошлось без новшеств. Мой верный цифровой доппельгангер сам по себе мог бы считаться произведением искусства. Для меня такой взгляд на вещи был уже естественным, но отчего-то я его немного стеснялась. Художники, использовавшие в средневековье камеру Обскура, не распространялись об этом на каждом шагу. Мне технологии казались одновременно и передовым словом в искусстве, и обманом.
Я открыла приложение доппеля и посмотрела, какие задания сеть успела проверить. Оказалось, у меня было не так много задач, и вот-вот можно будет вернуться за мольберт. Увы, вместо того, чтобы открыть чаты со студентами, я продолжала размышлять о судьбе современного художника.
«Всё искусство двадцатого и начала двадцать первого века было авторским. Был важен не столько объект искусства, сколько личность за ним. Покупали Пикассо, Ротко, Хокни и Хёрста, а что именно покупалось, было не так важно. Миллиардеры вкладывали в имена, как в акции крупных компаний. Неизвестные художники молились на легендарных коллег, точно на иконы, стараясь перенять не авторский почерк живописца или скульптора, а маркетинговую стратегию бренда. За колоссами мира искусства стояли огромные фабрики и производства, штампующие удачные экспонаты. Так, во времена Ренессанса за именитыми мастерами скрывались мастерские прилежных учеников, повторявших их манеру на сводах капелл и соборов.
Что могло измениться в мире индивидуализма, доведённого до абсурда? Казалось, ничего. Казалось, пузыри грандиозных имён будут раздуваться, пока не охватят всю планету в плотную коммерческую Сферу Дайсона. А потом, в конце двадцатых, появилась заморозка памяти. Действительно, как можно больше унизить творца? Это стало новым словом среди неизвестных художников. Они создавали произведения, забывая о творческом акте до нужного момента, пока не раскрывалось авторство. Пока очередной шедевр Бэнкси не оказывался произведением случайного мастера, забывшего, что когда-то красил стены по трафаретам в узких улицах Стамбула. Ведь недавнее открытие становилось чудом даже для него. Помни он, что создал шедевр, тот превратился бы в россыпь жемчуга, горстями разбросанного у ног сытой толпы. Кому интересно искусство, чей автор известен? Теперь никому. Намного интереснее стало исследовать, разгадывать и открывать. Это превратилось в новую страсть миллиардеров и обывателей – разглядывать искры в пламени и давать им имена. Коллекционеры тратили баснословные суммы на расследования, заметив какой-то необычный рисунок без имени в витрине проходной галереи. А любители со страстью, достойной лучшего применения, следили за этими детективами. Однако имена, стоявшие за триллерами от искусства, забывались так же быстро, как и были названы. К счастью, дивиденды от открытия и права на экранизацию поисков по закону принадлежали художнику, якобы режиссировавшему всю эту канитель. Искусством стало не создание шедевра, а поиски его автора и причин создания.
Что же оставалось творцам, носившим и воплощавшим замыслы, которые нужно было забыть? Лишь вечное чувство тревоги и дюжая сила воли, не сковырнуть едва заметный силиконовый прыщик, спрятанный где-то под гривой волос, блокирующий участок памяти, связанный с произведением. Лотерея, которую каждый использовал по-своему.
Я долго сторонилась этого подхода, придерживаясь архаичного лозунга, что искусство должно иметь автора. Модная рулетка была не по мне, ведь я никогда не была последовательницей трендов. Я пишу маслом на холсте не ради признания, а ради процесса. К счастью, и в наши дни такие работы находят своих почитателей.
Но в воскресенье, ложась спать, я нащупала на затылке под длинными волосами крошечную резиновую пластинку. Это была блокировка памяти. В жизни я ими не пользуюсь, нет причин. Неужели я стала очередной авантюристкой, жаждущей краткой славы жертвы детективного расследования? Было сложно в это поверить. Я повернулась набок, чтобы спросить у мужа, не в курсе ли он, что за крамольную идею я придумала, но тот уже спал.
После завтрака я обнаружила в переполненном ящике электронной почты подтверждение моего участия в большой выставке, приуроченной к Биеннале Современного Искусства. Разве я подавала заявку? Что я там выставлю? Конечно, последние полгода я работала над внушительной живописной серией, но у меня и в мыслях не было выставить её на ярмарке современного искусства. Что современного в яркой фигуративной живописи? Если вы не живёте в начале двадцатого века, то ничего. Я была вне себя, учитывая, что биеннале проходило в моей родной стране, куда я уже два года не могла долететь. В смешанных чувствах я набрала своего арт-агента и в лёгкой тревоге, поглаживая песчинку под волосами, стала ждать её ответа. Олеся ответила не сразу. Немудрено, сколько у неё таких, как я. Вообще удивительно, как ей хватает времени и душевных сил на всех причудливых подопечных.
– Привет, Фи! Как ты? – ответил заботливый голос.
– Олеся, привет, я в порядке, – машинально ответила я, забыв на мгновение о причине звонка.
– Всё готово?
– Готово? – этот вопрос окончательно выбил меня из колеи. – Что готово?
– Отлично, – в голосе слышалась улыбка. – Ты не помнишь?
– О чём?
– Умница! Поражаюсь, как художник может быть таким пунктуальным и адекватным. Ты просто исключение из правил.
Я попыталась сглотнуть, но в горле пересохло.
– Так значит, – я снова потрогала едва заметную родинку на макушке.
– Да, значит, ты, наконец, решилась!
– На что?
– А вот этого я тебе не скажу. Всему своё время! Ты получила приглашение от биеннале?
– Да, – я кивнула, будто она могла меня видеть.
– Замечательно! – на распев ответила Олеся.
– Там написано, что моя заявка принята, – я открыла письмо и пробежалась по строчкам. – Мне выделяют отдельное помещение и даже оплачивают часть расходов на, – я перечитала поставивший меня в ступор отрывок. – На ужин. Что за ужин?
– Ах, ерунда. Мы решили, что будет здорово провести ужин перед открытием ярмарки и презентацией твоего, – Олеся задумалась, подбирая слово. – Твоего экспоната.
– Кто приглашён?
– Я пришлю тебе список чуть позже. Это все наши.
– Наши, – по инерции повторила я, пытаясь осмыслить новости.
– Да, все свои.
– Ладно. А что нужно делать? Я писала сценарий?
– Просто ужин в кругу друзей, ничего такого. Чтобы тебе было проще перед открытием. Ты ведь не помнишь, что ты там задумала. Да и вообще этого не знаю даже я. Я подготовила всё по твоим заметкам, но общей картины у меня нет. Это может быть живопись или, может, какой-то ролик. На открытии узнаем. Наверное, – она весело хмыкнула. – А если не узнаем, ещё лучше!
– Картина или ролик, – я была в замешательстве.
– Не переживай, всё готово. Я взяла вам с Никитой билеты. Вылетаете накануне, в четверг.
– Спасибо, – выдохнув, сказала я.
– Ладно, мне пора, тут Серж мне присылает пачки голосовых, нужно разобрать. До завтра?
– Да, до завтра.
– Я пришлю тебе список!
– Да, спасибо.
– Счастливо! – и её голос растворился в тишине студии.
Я, обескураженная разговором не меньше, чем письмом от организаторов ярмарки, поднялась из-за стола и обернулась. Со всех стен, из каждого угла и с обоих мольбертов на меня смотрели мои разноцветные воображаемые друзья – яркие живописные портреты, над которыми я работала последние месяцы. Я окинула их взглядом, стараясь держать себя в руках, но хватило меня всего на минуту. Я судорожно бросилась к холстам, перекладывая прислонённые к стенам рамы, стараясь понять, кого не хватает. Спустя двадцать минут и десять седых волос, я убедилась, что все нераспроданные картины были на месте. Это означало лишь одно: на выставке моей живописи не будет. Я отряхнула ладони, запачканные пылью, скопившейся на торцах старых работ, вздохнула и вернулась за компьютер разбирать студенческие проекты.
Просидев за экраном полтора часа, рецензируя эскизы, наработки, палитры и концепции учеников, я потянулась, размяла шею и пошла налить себе чаю, чтобы приступить к тревожному. К списку гостей загадочного ужина, который маячил в конце рабочей недели.
По дороге на кухню я наткнулась на мужа, расхаживающего по гостиной с ноутбуком. На его лице читалось недоумение. Зная, насколько сложно включиться в работу после внезапного вмешательства, я хотела тихо пройти мимо, но он поймал меня резким:
– Приехали!
Я остановилась и вопросительно посмотрела на него.
– Ты же знаешь, что мы в компании используем нейронки для кода? Это лютый костыль, чаще мешает, чем помогает. Точнее, помогает только полным нулям, или предсказуемому коду. Ну, как Т9.
– Да, знаю, – об этом я слышала последние пять лет.
– Так вот, у нашего бэкендера есть новая сетка, написанная на алгоритме твоего доппеля.
– О, уже и к вам полезли.
– Ну! Так вот, он загрузил в неё свой код, свою часть нашего гита и какую-то ещё фигню из своего общения в рабочих чатиках, – Ник замолчал, кивая сам себе.
– И? – подтолкнула я.
– И это полный атас! Сетка генерит код в точности, как он! Прикинь?
– Это хорошо или плохо?
– Ну не знаю. Она делает те же ошибки и пишет так же мудрёно, не сокращая лишние строки.
– Пф, – фыркнула я, увлекая мужа за собой на кухню, чтобы продолжить разговор.
– На фиг такая нейронка нужна? Она же не помогает, а ставит палки в колёса. Он думает, сэкономил время! Как же! Нам теперь разбирать его дебри по три раза на дню, вместо раза в неделю. Это ад!
– Почему он не обучил её на нормальном коде?
– Да фиг знает. Вот наш копайлат обучен на нормальном коде. Когда надо, выдаёт что надо. Но чаще всего просто какой-то рандом. А тут сетка действует по паттернам этого чувака. Так что это уже не рандом, а просто забор из душного кода.
– Сочувствую, – покивала я, снимая кипящий чайник с плиты.
– Это то же ядро, что и в твоей сетке!
– Я поняла.
– Это жесть! Значит, твой доппель посылает мне котиков, потому что думает, что так бы поступила ты!
– Ну да, – я в замешательстве заливала заварку кипятком.
– Тебе самой-то не страшно?
– А что такого? Удобный инструмент.
– Даже не знаю. Получается, она тянет за собой не только пользу, но и ошибки.
– Это часть натуры человека. Иногда в ошибках тоже есть свой смысл.
– Ну не в коде.
– Наверное. Но для искусства это справедливо.
– Налей мне тоже.
Пока мы вели светскую беседу о нейросетях, копирующих наше поведение, я совсем потеряла мысли о главной причине своей тревоги. Сказывалось утро. Как истинная сова, я всегда плохо соображала спозаранку. Мысли о новом забытом проекте плавно всплыли на поверхность вместе с глотком чая.
– Кстати! – опомнилась я. – Ты не в курсе, что за проект я затеяла?
– Ты про выставку?
– Да.
– Ты мне особенно не рассказывала. Знаю только, что в пятницу ты организуешь ужин перед открытием во Владимире. Кстати, круто, мы давно хотели провести праздники с родными.
– Точно, совсем ничего? Может, хоть какой-то намёк?
– Ты говорила, что это будет акт забытого искусства. Вчера мы были на сеансе блокировки. Ты не помнишь?
– Нет.
– Прикольно. Не знал, что это так работает. А куда тогда, по-твоему, делись пять часов?
– Мы потратили на это пять часов?
– Ну да.
– Я помню, что мы ездили в город за покупками, слонялись по моллу. На этом всё.
– Ну примерно так всё и было. Клиника памяти там рядом.
– Точно.
– Интересно, что ты там задумала.
– И мне.
Я налила мужу чашку чая, он взял её и пошёл в кабинет продолжать возмущаться решениями своих коллег. А меня ждал список приглашённых гостей, который должен был хоть как-то намекнуть на мой позабытый замысел.
Я открыла Олесино письмо и выдохнула. Действительно, там были все наши. Все, кто был в маленькой группе художников-энтузиастов десять лет назад, когда мы, ещё неоперившиеся двадцатилетние птенцы, пытались что-то доказать миру. У нас был маленький круг сообщников от искусства. Мы старались транслировать свежие ценности и идеалы современникам. Участвовали в фестивалях и ярмарках, рассказывая о новой эстетике, хотя ещё сами не определились с личной манерой, проводили собственные конференции искусства, надеясь убедить такие же юные умы, что нужно стряхнуть с себя пыль университетских доктрин и творить что-то новое, неопробованное и непроверенное. Тогда в течение трёх лет мы были в городе на слуху, нас знали по именам и приглашали на ток-шоу, чтобы высказать нашу точку зрения. Запал прошёл, как прошли и юношеские страсти. Мы обросли опытом, откинули снобизм и стали обычными, ничем не примечательными профессионалами – каждый в своей области.
Значит, ужин не грозил стать сюрпризом.
К списку прилагалось меню, рассадка и программа вечера. Прежде чем забыть о замысле, я продумала всё. Что было неудивительно, несвойственный творческой натуре педантизм начал преследовать меня после тридцати. Я так и не поняла, был ли это ценный опыт или упорство в непреложных лично для меня истинах. Даже моя живопись с годами стала более детализированной, ведь в молодости я всегда стремилась к экспрессии. От неё осталась лишь яркая палитра, хотя я по-прежнему убеждаю себя, что невероятно далека от скучного реализма.
Успокоившись, я закрыла документ и с лёгкой душой оставила цифровую реальность, вернувшись к мольберту, где меня ждала очередная полная скрытых страстей фигуративная живопись.

2. Глава, в которой я встречаюсь со старыми друзьями
Огромное новое здание Экспоцентра Изящных Искусств было похоже на распустившийся цветок лотоса. Конечно, спроектированное архитектурным бюро давно почившей Захи Хадид, сегодня уже не удивляло никого. Но в городе моего детства, куда мы с мужем возвращаемся в лучшем случае раз в год, футуристическое здание по-прежнему было жемчужиной современной архитектуры.
Мы едва успели отоспаться после перелёта, окружённые заботой моих родителей, как наступил день таинственного ужина. Я всё ещё не понимала, как смогла убедить Ника взять выходные для этой авантюры. Но он был полон энтузиазма и радовался Рождественскому настроению, которого мы так долго не могли поймать, живя в вечнозелёной стране юга.
В моём багаже был кофр с элегантным белым комбинезоном, который я купила специально для ужина. Конечно, о его существовании я не ведала, пока не начала собирать вещи и не обнаружила чехол со стикером «для Ужина» в своём шкафу. Переодевшись и приведя себя в порядок после перелёта и короткого беспокойного сна, я вышла в холл. Там меня уже ждал Ник, облачившийся в смокинг, оставшийся после нашей свадьбы и хранившийся у родителей. Костюм смотрелся на нём изумительно, учитывая, что расписались мы семь лет назад. Я глянула на себя в зеркало и подумала, что чёрное платье было бы более подходящим туалетом. Что поделать, другая моя версия была уверена, что лучшим решением будет молочный строгий приталенный комбинезон с широкими брюками, длинными рукавами и высоким воротником. Как я могла спорить с собой, пусть и не помнила собственных порывов.
Мы попрощались с родителями, пожелавшими нам успеха, и сели в такси, которое безмолвно доставило нас до Экспоцентра. За двадцать минут пути я воспроизвела в голове, казалось, все возможные сценарии вечера, чтобы немного себя успокоить. Как же я ошибалась в своих прогнозах.
Здание нового музея приветствовало нас мрачным безмолвием. Лишь несколько художников, закончивших развески, спешили вон в предвкушении завтрашнего открытия. Ник вышел из такси первым, наказав мне ждать, и открыл мне дверь, чтобы помочь выбраться из машины, не запачкав длинные брючины моего наряда в подтаявшем снеге. Кутаясь в тёплое пальто, за руку с мужем, я зашла в тёмный холл центра. Казалось, там не было ни души, но в наверху в атриуме высокого здания горел свет. Я посмотрела на часы с навигатором и поняла, что именно там был павильон, выделенный для ужина. В музее было всего три этажа, так что лифты предусмотрены не были, лишь обездвиженные траволаторы, так что наше шествие к назначенному месту показалось мне Голгофой. Конечно, никаких физических страданий я не испытала, но каков бы мой ужас, когда, проходя мимо галерей других художников, я видела нечто невообразимое, совершенно не совместимое с моей скромной цветной живописью. Здесь было всё что угодно, но не холсты. Что же я задумала? Что было моим проектом, представленным на биеннале? Ноги двигались вверх по лестницам, но внутренне я хотела, чтобы ступени провалились, забрав меня с собой в небытие. Что я скажу своим давним друзьям? Что до сих пор вожу кистью по хосту, не пытаясь, как в старые добрые времена, рушить стены между зрителем и художником, не взывая к новым технологиям, способным вытащить моё искусство из средневековья?
Однако ступени закончились, и перед нами открылись верхние внутренние балконы центра, обрамлённые павильонами чудес творческой мысли. А вместе с ними и открытая площадка с длинным столом, за которым уже сидели силуэты моих знакомых.
– Фима! Сколько лет, сколько зим! – поприветствовал меня Семён, модный реалист, с которым мы не виделись не меньше восьми лет.
– Салют, Фи! – обернулась Геля, успешный арт-директор и продюсер. – Ник, – она подняла наполненный стакан воды.
– Привет, ребята, – улыбнулась я, подходя к столу, и обратилась к мужу. – Это Семён Сепия, я рассказывала тебе о его невероятной живописи, дополненной виртуальной реальностью. Это Костя Лесной, он занимается перформативной скульптурой. Остальных ты уже знаешь. Мы все давние друзья, – Ник был знаком с большинством собравшихся, кроме этой парочки.
– Ребята, это Никита, мой муж, он занимается исследовательскими разработками орбитальных систем.
Ник поприветствовал собравшихся, мужчины пожали руки.
– Ну как вы в своём тропическом раю? – спросила Инна, моя давняя подруга, занимающаяся видео-артом.
– Изнемогаем от жары, – ответила я, вешая пальто на спинку стула и усаживаясь на место с именной табличкой.
– Вот это было неожиданно, – подал голос Вова, открывая бутылку вина. – Мы вообще в России проездом!
– Но как мы могли пропустить такое событие, – продолжила мысль Ксения, его жена. – Мы-то ждали вас в гости в марте, а тут такая удача!
– Есть повод напиться! – Вова повёл горлышком откупоренной бутылки, приглашая остальных подставить бокалы.
– Какие вы ранние пташки, – сказала я, протягивая пустой бокал. – Не похоже на вас.
– Не знаю, в моём приглашении стояло полдевятого, – скромно улыбнулся Костя.
– Да, у тебя в брошюре написано, что вы придёте к девяти, чтобы мы могли познакомиться и подготовиться к предстоящему. Кстати, а что намечается? – хитро улыбнулась Инна.
– Честно говоря, понятия не имею, – ответила я, уронив голову на руки, мой джетлаг ещё не отпустил, очень хотелось спать.
– О нет! – засмеялась Геля. – Ты что, наконец, присоединилась к трендам?
– Видимо.
– Ох, Фима, что ни встреча, то сюрприз, – повёл густыми бровями Сепия. – Кстати, этот твой фигуратив ну просто конфета. Продаёшь пачками?
– Если бы. Я всегда была слаба в продажах.
– Коваленко, – Семён обратился к Геле. – А что это ты до сих пор не переметнулась в агенты? Вон, сколько у тебя золотых слитков за пазухой.
Ангелина хихикнула, прикрыв рот рукой.
– Сёма, мы же с Серафимой были в одной команде, так что считай, у нас общий провал в искусстве продавать!
– Зря, зря! Могла бы и подкачать свою рекламную мышцу. Я видел твои визуалы для Баленсиаги, ты богиня!
Геля засмущалась и залпом прикончила бокал вина.
– А что же нас не зовёшь? – удивился Костя.
– Ну вы что, я ведь ещё новичок в этом. Дайте поработать годик-другой! И вот тогда развернёмся.
– Да ты там с апреля, или как? – Семён продолжал водить бровями.
– С начала мая, да. Но мне нужно наработать связи. К тому же вы же знаете, тренды ушли от виртуальности и перформанса. Сейчас работает креатив масс, поэтому так много художников из Индии и Бангладеша.
– Это было резко, – поперхнулась Инна. – Хорошо, что не упомянула африканцев.
– Не масс, ладно, – Геля подняла глаза, подбирая правильные слова.
– Лучше не продолжай, – покачал головой Вова, он слегка картавил. – Мы тебя поняли.
– Да, в общем, сложно подтянуть…
– Белых? – уколол её Сепия.
– Блин, Сёма, хватит! Вы меня поняли! Это минное поле! Реклама должна быть нацелена на виноватых богатых. Поэтому сделать креативы с вами, с вашим понятным искусством и адекватным прошлым почти нереально.
– Говно, – опустились густые брови. – А мы стараемся, распинаемся.
– Фима не распинается, – парировал ему Вова. – Она просто фигачит.
– Даже не знаю, комплимент ли это, – кисло улыбнулась я.
– В любом случае твои последние работы – просто шедевры! – погладила меня по плечу Ксеня.
– Твои слова – бальзам на сердце!
– Живописная психология – это правда новый тренд, – подтвердила Геля. – Но самое крутое – текущая работа! Как ты решилась? Отрезать память? Мне кажется, у меня до сих пор всего пара знакомых, кто это делал.
– Это как с беременностью, – повёл бокалом Вова. – Не распробуешь, пока не попробуешь.
– Очень неуместно, – подобрала губы Инна.
– Это реальность! Реальность человеческой плоти.
– Не тебе рассуждать.
– Друзья, мы говорим о проекте Фимы, давайте не будем опускаться до этого уровня? – тактично осадил их Ник.
Я посмотрела на него через стол, отправив со взглядом всю благодарность. Для него такие встречи никогда не были приятным развлечением. Он оказывался в незнакомой среде, где ни один разговор не касался его области.
– Вот именно! – поддержала его Геля. – Давай, расскажи о своём опыте забытья!
– Слушай, – замялась я. – Я ведь даже не помнила об этом, пока не узнала о приглашении на Биеннале. Вообще не уверена, должна ли я знать об этом.
– Полно, – сказал Ник. – Ты бы продумала такой нюанс.
– Да, наверное. В любом случае, я не помню, что это за пис оф арт.
– А стикер ты нашла? – с азартом спросила Ксения.
– Да, это первое, что меня озадачило.
– Так сковырни его на фиг! – округлил глаза Сепия.
– Это нечестно.
– Пф, подруга, ну ты даёшь! Думаешь, хоть кто-то из этих реально соблюдал режим забвения? К чёрту! Уверен, большинство даже не вырезали память.
– Сём, эту историю придумала я. Я себя знаю. Я не буду нарушать собственные правила.
– Вот это я понимаю, стоицизм!
– Неужели тебе неинтересно? – Инна улыбнулась уголками губ. – Ты собрала нас всех здесь, в твоём родном городе. Все мы чудом приехали, сидим, пьём Совиньон Блан в свежеокрашенных интерьерах модного нового центра притяжения искусства. И ты просто будешь поддерживать интригу?
– Может, в этом и заключается акт искусства? Запечатлеть момент, когда она расколется? – предположил Костя.
– Слишком плоско, – ответила Инна. – Ты что, не знаешь Фи? Он не сковырнёт свой стикер до последнего. Почему? Она уже ответила – потому что эти правила придумала она.
– Некультурно говорить о присутствующих в третьем лице, – негромко прокомментировал Ник.
– Серафима! Ты взяла себе в мужья ещё большего душнилу, чем сама, нужно за это выпить! – поднимаясь со своего места, торжественно провозгласил Семён.
– Вот это точно был комплимент, – кивнула я мужу, чтобы успокоить его обидчивый нрав.
Все потянулись бокалами, чтобы чокнуться в честь нашего брака. Ник встал, поправил полы смокинга и, скрывая недовольство, улыбнулся моим друзьям из прошлого. Единственными его соратниками здесь была чета Ильиных, Ксения и Владимир, с которыми мы познакомились на Шри Ланке, когда муж впервые повёз меня учиться сёрфингу. С тех пор мы постоянно встречались в разных морских городах, а последние два года и вовсе стали жить по соседству.
К слову, придерживались светского туалета и дресс-кода, указанного в приглашении, только мы с Ником, Инна и Геля. Остальные пришли в привычном смарт-кэжуале, не стесняясь джинсов, толстовок и свитеров. Хоть я и не помнила своей задумки, меня это слегка укололо. С другой стороны, я не могла не предполагать, что едва ли все захотят и смогут одеться по случаю. Так, Ильины бывали на родине не чаще, чем мы, и едва ли у них были светские туалеты, так что это было оправдано. Костя был завидным путешественником, и хотя часто бывал в местных краях, смокингом так и не обзавёлся, так что Хемингуэевский свитер был вполне уместен. Ну а Сепия, он никогда не отличался покорностью к условностям, поэтому его чёрную толстовку и джинсы можно было рассматривать, как своеобразное соблюдение традиции блэк тай.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70649575?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Ужин Софья Мироедова

Софья Мироедова

Тип: электронная книга

Жанр: Триллеры

Язык: на русском языке

Издательство: Автор

Дата публикации: 16.05.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Технологии изменили все стороны жизни – от медицины и науки до образования и развлечений. Как они повлияют на искусство: какими станут произведения, останется ли там место художнику? Героиня повести решается на экспериментальный перформанс, пользуясь последними достижениями техники. Куда её приведёт этот выбор: в тёмный лабиринт доказательств реальности мира или к воплощению новой формы искусства?

  • Добавить отзыв