Турецкий для детей. Настоящее время на -yor (Simdiki Zaman)
Татьяна Олива Моралес
Данный учебник рассчитан на детей в возрасте от 7 – 8 лет, приступающих к изучению турецкого языка. В нём подробно на упражнениях рассматривается турецкий алфавит, правила чтения, настоящее время на -yor, все падежи, притяжательные местоимения и аффиксы, а также аффиксы сказуемости настоящего времени. Некоторые упражнения имеют ключи, многие упражнения являются ключами к предыдущим.
Турецкий для детей. Настоящее время на -yor (Simdiki Zaman)
Татьяна Олива Моралес
Дизайнер обложки Татьяна Олива Моралес
© Татьяна Олива Моралес, 2024
© Татьяна Олива Моралес, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-0062-8899-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Авторское право
Копирование методики изложения данного учебника с целью написания рукописи учебного пособия, а именно: подача иностранных / русских слов в скобках или над соответствующими им русскими / иностранными эквивалентами, разметка предложения специальными обозначениями так, как это показано в данном учебном пособии; переиздание, перепечатка, воспроизведение с помощью электронных средств или любым иным способом всей книги или любой ее части допускается только с письменного разрешения автора.
Аннотация
Данный учебник рассчитан на детей в возрасте от 7 – 8 лет, приступающих к изучению турецкого языка. В нём подробно на упражнениях рассматривается турецкий алфавит, правила чтения, настоящее время на -yor, все падежи, притяжательные местоимения и аффиксы, а также аффиксы сказуемости настоящего времени. Некоторые упражнения имеют ключи, многие упражнения являются ключами к предыдущим.
От автора
Данное учебное пособие может быть использовано в качестве самоучителя. Если вам необходимы дополнительные консультации или занятия, вы всегда можете обратиться ко мне. Возможны консультации / занятия очно и по Skype.
Мои контактные данные находятся в конце данной книге в разделе» Мои контактные данные».
Об учебных пособиях серии © Лингвистический Реаниматор
Учебные пособия по английскому, испанскому и турецкому языку серии © Лингвистический Реаниматор, позволяют существенно сократить срок обучения иностранному языку и улучшить качество восприятия и закрепления учащимися новых слов и нормативной грамматики иностранного языка.
Их преимущество в методике подачи предложений для перевода в упражнениях. В каждом предложении в скобках даются иностранные слова-подсказки. С помощью данной методики человек, никогда ранее не изучавший английский / испанский / турецкий язык и не имеющий никакого словарного запаса имеет возможность уже на первом занятии приступить к упражнениям по переводу с русского на иностранный язык.
Методика позволяет легко и быстро заучивать новые английские / испанские/ турецкие слова и выражения, от упражнения к упражнению оттачивать и совершенствовать навык правильного письменного перевода на иностранный язык, тренировать навык устного перевода. Каждое учебное пособие данной серии может быть использовано в качестве самоучителя.
Учебные пособия серии © Лингвистический Реаниматор были написаны «на сложных учениках», которым было необходимо получить большой объем качественных знаний за короткий период времени. Это и является целью учебных пособий данной серии.
Специальные обозначения
Moskova’.. (местный падеж) (в Москве) – турецкому слову соответствует его русский эквивалент в скобках, наклонным шрифтом прописано задание; две точки после слова означают, что его следует поставить в нужную форму.
belki / belki – ударная гласная в словах с неправильным ударением выделена и подчёркнута.
Вводно-фонетический курс
Турецкий алфавит
Правила ударения в слове
1. В большинстве турецких слов ударение падает на последний слог, то есть более громко и протяжно обычно произносится последний слог слова, например:
kitap – книга
masa – стол
baba – папа
2. Если ударение не падает на последний слог, в данном учебнике ударная гласная подчёркнута и выделена, например:
abla – старшая сестра
abi – старший брат
Упражнение 1
Прочитайте турецкие слова и их перевод на русский язык.
* Внимание: ударная гласная в транскрипции слова подчёркнута и выделена, если ударение не падает на последний слог.
Упражнение 2
Прочитайте по-турецки с переводом на русский язык.
* Внимание: ударная гласная в транскрипции слова подчёркнута и выделена, если ударение не падает на последний слог.
Упражнение 3
Прочитайте данные слова.
* Если ударение не падает на последний слог, ударная гласная подчёркнута и выделена.
abla – старшая сестра
abi – старший брат
kitap – книга
kapi [капы] – дверь
masa – стол
baba – папа
dolap – шкаф
pencere [пенджере] – окно
ders – урок
ev – дом
?anta [чанта] – сумка
cetvel [джэтвель] – линейка
aile – семья
?i?ek [чичекь] – цветок
kedi – кошка
sokak – улица
sehir [шехир] – город
kol – рука
arkadas [аркадаш] – друг
disarisi [дышарысы] – улица (на англ. outside)
Особенности произношения букв «y» и «h»
1. Согласная у
Согласная у читается как русский «й» в слове «йод», например:
veriyor [ве-ри-йор] он даёт
yedi [йе-ди] семь
yol [йол] путь
y?r?yor [йю-рю-йор] он гуляет
yiyor [йи-йор] он ест
2. Буква h
Буква h произносится очень слабо, с придыханием, ещё слабее, чем в английском языке, в некоторых словах она вообще не произносится, например:
hava [хава] (погода) – в этом слове буква h произносится очень слабо, с придыханием.
mer
aba [мэраба] (привет) – в этом слове буква h, как правило, не произносится.
Мягкие гласные е, ?, ?, i (е +3 гласные с точками / точкой наверху)
Мягкие гласные (е, ?, ?, i) нужно выучить, потому что с ними связано несколько важных правил. Сейчас мы разберём первое из них.
Смягчение букв l и k после мягких гласных (е, ?, ?, i)
Если буквы l и k стоят после мягких гласных (е, ?, ?, i) они читаются с мягким знаком:
bil [биль] (знай)
dil [диль] (язык)
g?l [гюль] (роза)
g?l [гёль] (озеро)
ekmek [экмекь] (хлеб)
erkek [эркекь] (мужчина)
dilek [дилекь] (желание)
С остальными гласными o, u, a, i (с твёрдыми гласными) они читаются без смягчения, например:
bak [бак] (посмотри)
durak [дурак] (станция)
kol [кол] (рука)
bol [бол] (множество)
rol [рол] (роль)
Множественное число существительных. Закон гармонии гласных на 2
ПРАВИЛО:
Аффикс (окончание) -ler прибавляется, если последний слог незаимствованного (исконно турецкого слова) содержит мягкие гласные e, i, ?, ?, например:
?i?ek + ler = ?i?ekler [чичикьлэр] (цветы)
sehir + ler = sehirler (города)
s?z + ler = s?zler [сёзьлэр] (слова)
Аффикс (окончание) -lar прибавляется, если последний слог незаимствованного (исконно турецкого слова) содержит твёрдые гласные a, i, o, u, например:
masa + lar = masalar [масалар] (столы)
kapi + lar = kapilar (двери)
okul + lar = okullar (школы)
Закон гармонии гласных на 2
Исключения (арабские слова):
saat (час) – saatler
hayal [хаяль] (мечта) – hayaller
kalp [кальп] (сердце) – kalpler
Упражнение 4
Прочитайте слова, поставьте данные существительные в форму множественного числа, исходя из следующего правила:
kedi (кошка)
k?pek [кёпекь] (собака)
aile [айле] (семья)
araba (автомобиль)
masa (стол)
sira [сыра] (рабочий стол)
ders (урок)
pencere [пэнджэрэ] (окно)
?i?ek [чичэкь] (цветок)
baba (отец)
?anta [чанта] (сумка)
m?d?r [мюдюр] (начальник, управляющий делами)
defter (тетрадь)
dolap (шкаф)
ev [эв] (дом)
sehir [шехир] (город)
kitap (книга)
silgi [сильги] (ластик)
otob?s (автобус)
kalem (ручка)
doktor (врач)
cetvel [джэтвэль] (линейка)
tahta (доска)
g?l [гюль] (роза)
aga? [аач] (дерево)
Вопросительная частица mi, m?, mu, mi. Закон гармонии гласных на 4
Вопросительная частица имеет 4 формы: mi, m?, mu, mi.
Она необходима, если в вопросительном предложении нет вопросительного слова, и следует за словом, к которому относится по смыслу, например:
Bu, kedi mi? – Это кошка?
Вопросительная частица mi, m?, mu, mi ставится после слова по закону гармонии на 4.
Упражнение 5
Дополните предложения вопросительной частицей mi, m?, mu или mi. Прочитайте, переведите на русский язык.
1. Bu (это), salon (гостиная) __?
Bu, araba (автомобиль) __?
Bu, ev (дом) __?
Bu, baba (отец) __?
Bu, deniz (море) __?
Bu, k?pek (собака) __?
Bu, kus (птица) __?
2. Bu, kitap (книга) __?
Bu, s?zl?k [сёзлюкь] (толковый словарь) __?
Bu, tahta (доска) __?
Bu, d?rt (четыре) __?
Bu, cetvel [джэтвэль] (линейка) __?
Bu, s?z (обещание) __?
Bu, kalem (ручка) __?
3. Bu, oda (комната) __?
Bu, g?l [гюль] (роза) __?
Bu, ?i?ek (цветок) __?
Bu, ari [ары] (улей) __?
Bu, k?yl? [кёйлю] (крестьянин) __?
Bu, yildiz [йылдыз] (звезда) __?
Bu, mektup (письмо) __?
4. Bu, dolap (шкаф) __?
Bu, sokak (улица) __?
Bu, vurgu (акцент) __?
Bu, televizyon __?
Bu, ogul (сын) __?
Bu, terbiye (воспитание) __?
Bu, abla (старшая сестра) __?
5. Bu, g?z (глаз) __?
Bu, motor (двигатель) __?
Bu, hos (приятно) __?
Bu, aile (семья) __?
Bu, kedi (кошка) __?
Bu, radyo __?
Bu, kuzu (ягнёнок) __?
Bu, arkadas (друг) __?
Ключ к упражнению 5
Проверьте правильность выполнения упражнения 9. Прочитайте, переведите на русский язык.
1. Bu, salon (гостиная) mu?
Bu, araba (автомобиль) mi?
Bu, ev (дом) mi?
Bu, baba (отец) mi?
Bu, deniz (море) mi?
Bu, k?pek (собака) mi?
Bu, kus (птица) mu?
2. Bu, kitap (книга) mi?
Bu, s?zl?k (толковый словарь) m??
Bu, tahta (доска) mi?
Bu, d?rt (четыре) m??
Bu, cetvel [джэтвэль] (линейка) mi?
Bu, s?z (обещание) m??
Bu, kalem (ручка) mi?
3. Bu, oda (комната) mi?
Bu, g?l (роза) m??
Bu, ?i?ek (цветок) mi?
Bu, ari (улей) mi?
Bu, k?yl? (крестьянин) m??
Bu, yildiz (звезда) mi?
Bu, mektup (письмо) mu?
4.Bu, dolap (шкаф) mi?
Bu, sokak (улица) mi?
Bu, vurgu (акцент) mu?
Bu, televizyon mu?
Bu, ogul (сын) mu?
Bu, terbiye (воспитание) mi?
Bu, abla (старшая сестра) mi?
5. Bu, g?z (глаз) m??
Bu, motor (двигатель) mu?
Bu, hos (приятно) mu?
Bu, aile (семья) mi?
Bu, kedi (кошка) mi?
Bu, radyo mu?
Bu, kuzu (ягнёнок) mu?
Bu, arkadas (друг) mi?
Урок 1
Инфинитивы глаголов. Закон гармонии гласных на 2
Инфинитивы турецкий глаголов имеют ударные аффиксы -mek / -mak, например:
gitmek – идти
vermek – давать
oturmak – сидеть
kalkmak – вставать
Аффиксы -mek / -mak прибавляются к основе глагола по закону гармонии гласных на 2.
Закон гармонии гласных на 2
ПРАВИЛО:
Если в последнем слоге основы глагола стоит одна из мягких гласных е, ?, ? или i (е или одна из 3-х гласных с точками / точкой наверху) прибавляется -mek, например:
git- => gitmek – идти
ver- => vermek – давать
В остальных случаях прибавляется -mak, например:
otur- => oturmak – сидеть
kalk- => kalkmak – вставать
Упражнение 1
Прибавьте к основе глагола нужный аффикс инфинитива -mek или -mak, основываясь на законе гармонии гласных на 2.
git… – идти
ver… – давать
otur… – сидеть
kalk… – вставать
g?r… – видеть
as… – вешать
kapat… – закрывать
oku… – читать
yaz… – писать
y?r?… – гулять
sus… – молчать
al… – получать
Утвердительная форма повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (обращение на «ты»)
Утвердительная форма повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (обращение на ты) образуется, если у глагола убрать аффиксы -mak / -mek, например:
оturmak – сидеть => Otur. – Сядь.
kalkmak – вставать => Kalk. – Встань.
gitmek – идти => Git. – Иди.
vermek – давать => Ver. – Дай.
Упражнение 2
Прочитайте глаголы на турецком языке, поставьте инфинитивы глаголов в утвердительную форму повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.
Модель:
vermek – давать => Ver. – Дай.
kalkmak – вставать => Kalk. – Встань.
oturmak – сидеть => __________ Сядь.
kalkmak – вставать => __________ Встань.
asmak – вешать => __________ Повесь.
kapatmak – закрывать => __________ Закрой.
okumak – читать => __________ Читай.
yazmak – писать => __________ Пиши.
susmak – молчать => __________ Молчи.
almak – покупать => __________ Купи.
gitmek – идти => __________ Иди.
vermek – давать => __________ Дай.
Упражнение 3 (настоящее время на -yor)
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже.
Пример: vermek (давать) => ver
=> ver+iyor – он (она) даёт.
1. sevmek – любить => sev
… => ___________ он любит.
2. gelmek – приходить => gel
… => ___________ он приходит.
3. girmek – входить => gir
… => ___________ он входит.
B.
Поставьте глагол в нужную форму:
Пример: vermek (давать) => ver
=> ver+iyor — он (она) даёт.
1. Он (O) шоколад (?ikolatayi) любит (sev
..).
2. Он (O) домой (eve) приходит (gel
..).
3. Он (O) домой (eve) входит (gir
..).
C. Переведите на русский язык:
1. O ?ikolatayi seviyor.
2. O eve geliyor.
3. O eve giriyor.
Упражнение 4
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже:
Пример: asmak (вешать) => as
=> as+iyor – он (она) вешает.
1. yapmak – делать => yap
… => ___________ он делает.
2. kalkmak – вставать => kalk
… => ___________ он встает.
3. ?almak – играть => ?al
… => ___________ он играет.
B.
Поставьте глагол в нужную форму:
Пример: asmak (вешать) => as
=> as+iyor – он (она) вешает.
1. Она (O) еду (yemek [йе-мекь]) делает (yap
..).
2. Она (O) поздно (ge?) встает (kalk
..).
3. Она (O) на гитаре (gitar) играет (?al
..).
C. Переведите на русский язык:
1. O yemek [йе-мекь] yapiyor.
2. O ge? kalkiyor.
3. O gitar ?aliyor.
Упражнение 5
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже:
Пример: korkmak (бояться) => kork
=> kork+uyor – он (она) боится.
1. sormak – спрашивать => sor
… => ___________ он спрашивает.
2. oturmak- сидеть => otur
… => ___________ он сидит.
3. okumak – читать => ok
… => ___________ он читает.
B.
Поставьте глагол в нужную форму:
Пример: korkmak (бояться) => kork
=> kork+uyor – он (она) боится.
1. Он (O) меня (bana) спрашивает (sor
..).
2. Она (O) на диване (kanepede) сидит (otur
..).
3. Она (O) книгу (bir kitap) читает (ok
..).
C. Переведите на русский язык:
1. O bana soruyor.
2. O kanepede oturuyor.
3. O bir kitap okuyor.
Упражнение 6
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже:
Пример: d?s?nmek (думать) => d?s?n
=> d?s?n+?yor – он (она) думает.
1. g?rmek [гёр-мекь] – видеть => g?r
… => ___________ он видит.
2. y?zmek [юзь-мекь] – плавать => y?z
… => ___________ он плавает.
3. y?r?mek [ю-рю-мекь] – гулять => y?r
… => ___________ он гуляет.
B.
Поставьте глагол в нужную форму:
Пример: d?s?nmek [дю-шюн-мекь] (думать) => d?s?n
[дю-шюн] => d?s?n+?yor [дю-шю-ню-йор] – он (она) думает.
1. Она (O) меня (beni) видит (g?r
..).
2. Он (O) в бассейне (havuzda) плавает (y?z
..).
3. Она (O) в парке (parkta) гуляет (y?r
..).
C. Переведите на русский язык:
1. O beni g?r?yor [гё-рю-йор].
2. O havuzda y?z?yor [ю-зю-йор].
3. O parkta y?r?yor [ю-рю-йор].
Личные местоимения
В турецком языке есть следующие местоимения:
ben – я
sen – ты
o – он, она
biz – мы
siz – вы
onlar – они
Их нужно выучить.
Настоящее время на -yor, спряжение глаголов во всех лицах
Для построения формы глаголы в настоящем времени на -yor к основе глагола прибавляется аффикс данного времени, исходя из закона гармонии гласных на 4.
Закон гармонии гласных на 4
Рассмотрим данный закон более подробно.
Для того, чтобы проспрягать глагол во всех лицах, нужно сначала построить его форму в 3-м лице единственного числа (он, она), исходя из гармонии на 4, например:
vermek (давать) => ver
=> ver+iyor – он (она) даёт.
Далее нужно прибавить к данной форме личные аффиксы 1-го типа:
Таким образом, построение форм глагола в настоящем времени на -yor состоит из 2-х шагов:
ШАГ ПЕРВЫЙ (строим форму глагола в 3-м лице единственного числа (он, она), исходя из гармонии на 4) по таблице ниже.
Например:
vermek (давать) => ver
=> ver+iyor – он (она) даёт.
ШАГ ВТОРОЙ (прибавляем к данной форме личные аффиксы 1-го типа по таблице ниже.
Упражнение 7 (настоящее время на -yor, все лица)
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: vermek (давать) => ver
=> ver+iyor – он (она) даёт.
1. sevmek – любить => sev
… => ___________ он любит.
2. gelmek – приходить => gel
… => ___________ он приходит.
3. girmek – входить => gir
… => ___________ он входит.
B. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: vermek (давать) => ver+iyor — он (она) даёт => ver+iyor+um — я даю.
1. Я (Ben) шоколад (?ikolatayi) люблю (sev
..).
2. Ты (Sen) домой (eve) приходишь (gel
..).
3. Он (O) домой (eve) входит (gir
..).
Пример: vermek (давать) => ver+iyor — он (она) даёт => ver+iyor+uz — мы даём.
1. Мы (Biz) шоколад (?ikolatayi) любим (sev
..).
2. Вы (Siz) домой (eve) приходите (gel
..).
3. Они (Onlar) домой (eve) входят (gir
..).
C. Переведите на русский язык:
1. Ben ?ikolatayi seviyorum [се-ви-йо-рум].
2. Sen eve geliyorsun [ге-ли-йор-сун].
3. O eve giriyor.
1. Biz ?ikolatayi seviyoruz [се-ви-йо-руз].
2. Siz eve geliyorsunuz [ге-ли-йор-су-нуз].
3. Onlar eve giriyorlar [ги-ри-йор-лар]
Упражнение 8
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: asmak (вешать) => as
=> as+iyor – он (она) вешает.
1. yapmak – делать => yap
… => ___________ он делает.
2. kalkmak – вставать => kalk
… => ___________ он встает.
3. ?almak – играть => ?al
… => ___________ он играет.
B. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: asmak (вешать) => as
=> as+iyor – он (она) вешает => as+iyor+um [а-сы-йо-рум] – я вешаю.
1. Я (Ben) еду (yemek [йе-мекь]) делаю (yap
..).
2. Ты (Sen) поздно (ge?) встаёшь (kalk
..).
3. Она (O) на гитаре (gitar) играет (?al
..).
Пример: asmak (вешать) => as
=> as+iyor – он (она) вешает => as+iyor+uz – мы вешаем.
1. Мы (Biz) еду (yemek [йе-мекь]) делаем (yap
..).
2. Вы (Siz) поздно (ge?) встаёте (kalk
..).
3. Они (Onlar) на гитаре (gitar) играют (?al
..).
C. Переведите на русский язык:
1. Ben yemek [йе-мекь] yapiyorum [я-пы-йо-рум].
2. Sen ge? kalkiyorsun [кал-кы-йор-сун].
3. O gitar ?aliyor.
1. Biz yemek [йе-мекь] yapiyoruz [я-пы-йо-руз].
2. Siz ge? kalkiyorsunuz [кал-кы-йор-су-нуз].
3. Onlar gitar ?aliyorlar [ча-лы-йор-лар].
Упражнение 9
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: korkmak (бояться) => kork
=> kork+uyor – он (она) боится.
1. sormak – спрашивать => sor
… => ___________ он спрашивает.
2. oturmak – сидеть => otur
… => ___________ он сидит.
3. okumak – читать => ok
… => ___________ он читает.
B. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: korkmak (бояться) => kork
=> kork+uyor – он (она) боится => kork+uyor+um [кор-ку-йо-рум] – я боюсь.
1. Я (Ben) тебя (sana) спрашиваю (sor
..).
2. Ты (Sen) на диване (kanepede) сидишь (otur
..).
3. Она (O) книгу (bir kitap) читает (ok
..).
Пример: korkmak (бояться) => kork
=> kork+uyor – он (она) боится => kork+uyor+uz [кор-ку-йо-руз] – мы боимся.
1. Мы (Biz) тебя (sana) спрашиваем (sor
..).
2. Вы (Siz) на диване (kanepede) сидите (otur
..).
3. Они (Onlar) книгу (bir kitap) читают (ok
..).
C. Переведите на русский язык:
1. Ben sana soruyorum [со-ру-йо-рум].
2. Sen kanepede oturuyorsun [о-ту-ру-йор-сун].
3. O bir kitap okuyor.
1. Biz sana soruyoruz [со-ру-йо-руз].
2. Siz kanepede oturuyorsunuz [о-ту-ру-йор-су-нуз].
3. Onlar bir kitap okuyorlar [о-ку-йор-лар].
Упражнение 10.1
Прочитайте предложения по-турецки с переводом на русский язык:
1. Ben g?r?yorum [гё-рю-йо-рум]. – Я вижу.
2. Sen y?z?yorsun [ю-зю-йор-сун]. – Ты плаваешь.
3. O y?r?yor [ю-рю-йор]. – Он гуляет.
1. Biz g?r?yoruz [гё-рю-йо-руз]. – Мы видим.
2. Siz y?z?yorsunuz [ю-зю-йор-су-нуз]. – Вы плаваете.
3. Onlar y?r?yorlar [ю-рю-йор-лар]. – Они гуляют.
Упражнение 10.2
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: d?s?nmek [дю-шюн-мекь] (думать) => d?s?n
=> d?s?n+?yor [дю-шю-ню-йор] – он (она) думает.
1. g?rmek [гёрь-мекь] – видеть => g?r
… => ___________ он видит.
2. y?zmek [юзь-мекь] – плавать => y?z
… => ___________ он плавает.
3. y?r?mek [ю-рю-мекь] – гулять => y?r
… => ___________ он гуляет.
B. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: d?s?nmek [дю-шюн-мекь] (думать) => d?s?n
=> d?s?n+?yor [дю-шю-ню-йор] – он (она) думает => d?s?n+?yor+um [дю-шю-ню-йо-рум] – я думаю.
1. Я (Ben) его (onu) вижу (g?r
..).
2. Ты (Sen) в бассейне (havuzda) плаваешь (y?z
..).
3. Она (O) в парке (parkta) гуляет (y?r
..).
Пример: d?s?nmek [дю-шюн-мекь] (думать) => d?s?n
=> d?s?n+?yor [дю-шю-ню-йор] – он (она) думает => d?s?n+?yor+uz [дю-шю-ню-йо-руз] – мы думаем.
1. Мы (Biz) её (onu) видим (g?r
..).
2. Вы (Siz) в бассейне (havuzda) плаваете (y?z
..).
3. Они (Onlar) в парке (parkta) гуляют (y?r
..).
C. Переведите на русский язык:
1. Ben onu g?r?yorum [гё-рю-йо-рум].
2. Sen havuzda y?z?yorsun [ю-зю-йор-сун].
3. O parkta y?r?yor [ю-рю-йор].
1. Biz onu g?r?yoruz [гё-рю-йо-руз].
2. Siz havuzda y?z?yorsunuz [ю-зю-йор-су-нуз].
3. Onlar parkta y?r?yorlar [ю-рю-йор-лар].
Отрицательная форма глагола в настоящем времени на -yor
Чтобы построить отрицательную форму глагола в настоящем времени на -yor нужно сначала сделать отрицательную основу глагола в данном времени, а потом прибавить аффикс настоящего времени на -yor по гармонии на 4, а потом личный аффикс.
Отрицательную основу в настоящем времени на -yor мы получим, если от инфинитива любого глагола отнимем -ek или -ak, например:
verm
– давать => verm
baslam
– начинать => baslam
okum
– читать => okum+uyor…
* Ударение в отрицательных основах выше падает на гласную, которая предшествует букве -m– (ударная гласная выделена и подчёркнута.
Упражнение 11
А. Постройте отрицательную основу глагола в настоящем времени на -yor. Подчеркните ударную гласную.
Пример: vermek (давать) => verm
=> verm.
1. sevmek – любить => sevm
… => ___________.
2. gelmek – приходить => gelm
… => ___________.
3. girmek – входить => girm
… => ___________.
В. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: vermek (давать) => verm
=> verm+iyor – он (она) не даёт.
1. sevmek – любить => sevm
… => ___________ он не любит.
2. gelmek – приходить => gelm
… => ___________ он не приходит.
3. girmek – входить => girm
… => ___________ он не входит.
С. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: vermek (давать) => verm+iyor — он (она) не даёт => verm+iyor+um — я не даю.
1. Я (Ben) шоколад (?ikolatayi) не люблю (sevm
..).
2. Ты (Sen) домой (eve) не приходишь (gelm
..).
3. Он (O) домой (eve) не входит (girm
..).
Пример: vermek (давать) => verm+iyor — он (она) не даёт => verm+iyor+uz — мы не даём.
1. Мы (Biz) шоколад (?ikolatayi) не любим (sevm
..).
2. Вы (Siz) домой (eve) не приходите (gelm
..).
3. Они (Onlar) домой (eve) не входят (girm
..).
D. Переведите на русский язык:
1. Ben ?ikolatayi sevmiyorum.
2. Sen eve gelmiyorsun.
3. O eve girmiyor.
1. Biz ?ikolatayi sevmiyoruz.
2. Siz eve gelmiyorsunuz.
3. Onlar eve girmiyorlar.
Упражнение 12
А. Постройте отрицательную основу глагола в настоящем времени на -yor. Подчеркните ударную гласную.
Пример: asmak (вешать) => asm
=> asm.
1. yapmak – делать => yapm
… => ___________.
2. kalkmak – вставать => kalkm
… => ___________.
3. ?almak – играть => ?alm
… => ___________.
B. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: asmak (вешать) => asm
=> asm+iyor – он (она) не вешает.
1. yapmak – делать => yapm
… => ___________ он не делает.
2. kalkmak – вставать => kalkm
… => ___________ он не встает.
3. ?almak – играть => ?alm
… => ___________ он не играет.
C. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: asmak (вешать) => asm
=> asm+iyor – он (она) не вешает => asm+iyor+um – я не вешаю.
1. Я (Ben) еду (yemek [йе-мекь]) не делаю (yapm
..).
2. Ты (Sen) поздно (ge?) не встаёшь (kalkm
..).
3. Она (O) на гитаре (gitar) не играет (?alm
..).
Пример: asmak (вешать) => asm
=> asm+iyor – он (она) не вешает => asm+iyor+uz – мы не вешаем.
1. Мы (Biz) еду (yemek [йе-мекь]) не делаем (yapm
..).
2. Вы (Siz) поздно (ge?) не встаёте (kalkm
..).
3. Они (Onlar) на гитаре (gitar) не играют (?alm
..).
C. Переведите на русский язык:
1. Ben yemek [йе-мекь] yapmiyorum.
2. Sen ge? kalkmiyorsun.
3. O gitar ?almiyor.
1. Biz yemek [йе-мекь] yapmiyoruz.
2. Siz ge? kalkmiyorsunuz.
3. Onlar gitar ?almiyorlar.
Упражнение 13
А. Постройте отрицательную основу глагола в настоящем времени на -yor. Подчеркните ударную гласную.
Пример: korkmak (бояться) => korkm
=> korkm.
1. sormak – спрашивать => sorm
… => ___________.
2. oturmak – сидеть => oturm
… => ___________.
3. okumak – читать => okum
… => ___________.
B. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: korkmak (бояться) => korkm
=> korkm+uyor – он (она) не боится.
1. sormak – спрашивать => sorm
… => ___________ он не спрашивает.
2. oturmak – сидеть => oturm
… => ___________ он не сидит.
3. okumak – читать => okum
… => ___________ он не читает.
C. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: korkmak (бояться) => korkm
=> korkm+uyor – он (она) не боится => korkm+uyor+um – я не боюсь.
1. Я (Ben) тебя (sana) не спрашиваю (sorm
..).
2. Ты (Sen) на диване (kanepede) не сидишь (oturm
..).
3. Она (O) книгу (bir kitap) не читает (okum
..).
Пример: korkmak (бояться) => korkm
=> korkm+uyor – он (она) не боится => korkm+uyor+uz – мы не боимся.
1. Мы (Biz) тебя (sana) не спрашиваем (sorm
..).
2. Вы (Siz) на диване (kanepede) не сидите (oturm
..).
3. Они (Onlar) книгу (bir kitap) не читают (okum
..).
D. Переведите на русский язык:
1. Ben sana sormuyorum.
2. Sen kanepede oturmuyorsun.
3. O bir kitap okumuyor.
1. Biz sana sormuyoruz.
2. Siz kanepede oturmuyorsunuz.
3. Onlar bir kitap okumuyorlar.
Упражнение 14.1
Прочитайте предложения по-турецки с переводом на русский язык:
1. Ben g?rm?yorum [гёр-мю-йо-рум]. – Я не вижу.
2. Sen y?zm?yorsun [юз-мю-йор-сун]. – Ты не плаваешь.
3. O y?r?m?yor [ю-рю-мю-йор]. – Он не гуляет.
1. Biz g?rm?yoruz [гёр-мю-йо-руз]. – Мы не видим.
2. Siz y?zm?yorsunuz [ю-зю-мю-йор-су-нуз]. – Вы не плаваете.
3. Onlar y?r?m?yorlar [ю-рю-мю-йор-лар]. – Они не гуляют.
Упражнение 14.2
А. Постройте отрицательную основу глагола в настоящем времени на -yor. Подчеркните ударную гласную.
Пример: d?s?nmek (думать) => d?s?nm
=> d?s?nm.
1. g?rmek – видеть => g?rm
… => ___________.
2. y?zmek – плавать => y?zm
… => ___________.
3. y?r?mek – гулять => y?r?m
… => ___________.
B. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: d?s?nmek (думать) => d?s?nm
=> d?s?nm+?yor – он (она) не думает.
1. g?rmek – видеть => g?rm
… => ___________ он не видит.
2. y?zmek – плавать => y?zm
… => ___________ он не плавает.
3. y?r?mek – гулять => y?r?m
… => ___________ он не гуляет.
C. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: d?s?nmek (думать) => d?s?nm
=> d?s?nm+?yor – он (она) не думает => d?s?nm+?yor+um – я не думаю.
1. Я (Ben) его (onu) не вижу (g?rm
..).
2. Ты (Sen) в бассейне (havuzda) не плаваешь (y?zm
..).
3. Она (O) в парке (parkta) не гуляет (y?r?m
..).
Пример: d?s?nmek (думать) => d?s?nm
=> d?s?nm+?yor – он (она) не думает => d?s?nm+?yor+uz – мы не думаем.
1. Мы (Biz) её (onu) не видим (g?rm
..).
2. Вы (Siz) в бассейне (havuzda) не плаваете (y?zm
..).
3. Они (Onlar) в парке (parkta) не гуляют (y?r?m
..).
C. Переведите на русский язык:
1. Ben onu g?rm?yorum.
2. Sen havuzda y?zm?yorsun.
3. O parkta y?r?m?yor.
1. Biz onu g?rm?yoruz.
2. Siz havuzda y?zm?yorsunuz.
3. Onlar parkta y?r?m?yorlar.
Вопросительная частица mi, mi, mu, m?
Вопросительная частица имеет 4 формы: mi, mi, mu, m?.
Она необходима, если в вопросительном предложении нет вопросительного слова, и следует за словом, к которому относится по смыслу, например:
Bu, kedi mi? – Это кошка?
Вопросительная частица mi, mi, mu, m? ставится после слова по закону гармонии на 4.
Упражнение 15
Дополните предложения вопросительной частицей mi, mi, mu, m?. Прочитайте, переведите на русский язык.
1. Bu (это), salon (гостиная) __?
Bu, araba (автомобиль) __?
Bu, ev (дом) __?
Bu, baba (отец) __?
Bu, deniz (море) __?
Bu, k?pek (собака) __?
Bu, kus (птица) __?
2. Bu, kitap (книга) __?
Bu, s?zl?k [сёзлюкь] (толковый словарь) __?
Bu, tahta (доска) __?
Bu, d?rt (четыре) __?
Bu, cetvel [джэтвэль] (линейка) __?
Bu, s?z (обещание) __?
Bu, kalem (ручка) __?
3. Bu, oda (комната) __?
Bu, g?l [гюль] (роза) __?
Bu, ?i?ek (цветок) __?
Bu, ari [ары] (улей) __?
Bu, k?yl? [кёйлю] (крестьянин) __?
Bu, yildiz [йылдыз] (звезда) __?
Bu, mektup (письмо) __?
4. Bu, dolap (кабинет) __?
Bu, sokak (улица) __?
Bu, vurgu (акцент) __?
Bu, televizyon __?
Bu, ogul (сын) __?
Bu, terbiye (воспитание) __?
Bu, abla (старшая сестра) __?
5. Bu, g?z (глаз) __?
Bu, motor (двигатель) __?
Bu, hos (приятно) __?
Bu, aile (семья) __?
Bu, kedi (кошка) __?
Bu, radyo __?
Bu, kuzu (ягнёнок) __?
Bu, arkadas (друг) __?
Вопросительная форма глагола в настоящем времени на -yor
1. Вопросительно-утвердительная форма
Вопросительно-утвердительная форма состоит из 2-х слов. Глагол ставится в форму в 3 лице единственного числа, в качестве 2-го слова добавляется вопросительная частица mu для всех лиц по гармонии на 4, кроме 3 лица множественного числа, после неё идёт личный аффикс.
В 3 лице множественного числа глагол ставиться в данную форму, после него идёт вопросительная частица в форме mi по гармонии на 2.
Вопросительная частица пишется отдельно от глагола после которого стоит, но слитно с личным аффиксом, кроме формы onlar (они):
1. Ben veriyor muyum? – Я даю?
2. Sen veriyor musun? – Ты даёшь?
3. O veriyor mu? – Он (она) даёт?
1. Biz veriyor muyuz? – Мы даём?
2. Siz veriyor musunuz? – Вы даёте?
3. Onlar veriyorlar mi? – Они дают?
Упражнение 16
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: vermek (давать) => ver
=> ver+iyor – он (она) даёт.
1. sevmek – любить => sev
… => ___________ он любит.
2. gelmek – приходить => gel
… => ___________ он приходит.
3. girmek – входить => gir
… => ___________ он входит.
B. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: vermek (давать) => ver
=> ver+iyor – он (она) даёт. => veriyor mu+y+um [муюм]? – я даю?
* (veriyor muyum – слитное написание)
1. Я (Ben) шоколад (?ikolatayi) люблю (sev
..)?
2. Ты (Sen) домой (eve) приходишь (gel
..)?
3. Он (O) домой (eve) входит (gir
..)?
Пример: vermek (давать) => ver+iyor — он (она) даёт => veriyor mu+y+uz [муюз]? — мы даём?
* (veriyor muyuz – слитное написание)
B. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
1. Мы (Biz) шоколад (?ikolatayi) любим (sev
..)?
2. Вы (Siz) домой (eve) приходите (gel
..)?
3. Они (Onlar) домой (eve) входят (gir
..)?
C. Переведите на русский язык:
1. Ben ?ikolatayi seviyor muyum?
2. Sen eve geliyor musun?
3. O eve giriyor mu?
1. Biz ?ikolatayi seviyor muyuz?
2. Siz eve geliyor musunuz?
3. Onlar eve giriyorlar mi?
Упражнение 17
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: asmak (вешать) => as
=> as+iyor – он (она) вешает.
1. yapmak – делать => yap
… => ___________ он делает.
2. kalkmak – вставать => kalk
… => ___________ он встает.
3. ?almak – играть => ?al
… => ___________ он играет.
B. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: asmak (вешать) => as
=> as+iyor – он (она) вешает => asiyor mu+y+um [муюм]? – я вешаю?
* (asiyor muyum – слитное написание)
1. Я (Ben) еду (yemek [йе-мекь]) делаю (yap
..)?
2. Ты (Sen) поздно (ge?) встаёшь (kalk
..)?
3. Она (O) на гитаре (gitar) играет (?al
..)?
Пример: asmak (вешать) => as
=> as+iyor – он (она) вешает => as+iyor mu+y+uz [муюз]? – мы вешаем?
* (asiyor muyuz – слитное написание)
1. Мы (Biz) еду (yemek [йе-мекь]) делаем (yap
..)?
2. Вы (Siz) поздно (ge?) встаёте (kalk
..)?
3. Они (Onlar) на гитаре (gitar) играют (?al
..)?
C. Переведите на русский язык:
1. Ben yemek [йе-мекь] yapiyor muyum?
2. Sen ge? kalkiyor musun?
3. O gitar ?aliyor mu?
1. Biz yemek [йе-мекь] yapiyor muyuz?
2. Siz ge? kalkiyor musunuz?
3. Onlar gitar ?aliyorlar mi?
Упражнение 18
A. Руководствуясь таблицей гармонии на 4 выше, поставьте глагол в нужную форму 3-го лица единственного числа как в примере ниже ПИСЬМЕННО.
Пример: korkmak (бояться) => kork
=> kork+uyor – он (она) боится.
1. sormak – спрашивать => sor
… => ___________ он спрашивает.
2. oturmak- сидеть => otur
… => ___________ он сидит.
3. okumak – читать => ok
… => ___________ он читает.
B. Руководствуясь таблицей ниже, поставьте глаголы в нужную форму ПИСЬМЕННО.
Пример: korkmak (бояться) => kork
=> kork+uyor – он (она) боится => korkuyor mu+y+um [муюм]? – я боюсь?
* (korkuyor muyum – слитное написание)
1. Я (Ben) тебя (sana) спрашиваю (sor
..)?
2. Ты (Sen) на диване (kanepede) сидишь (otur
..)?
3. Она (O) книгу (bir kitap) читает (ok
..)?
Пример: korkmak (бояться) => kork
=> kork+uyor – он (она) боится => korkuyor mu+y+uz [муюз]? – мы боимся?
* (korkuyor muyuz – слитное написание)
1. Мы (Biz) тебя (sana) спрашиваем (sor
..)?
2. Вы (Siz) на диване (kanepede) сидите (otur
..)?
3. Они (Onlar) книгу (bir kitap) читают (ok
..)?
C. Переведите на русский язык:
1. Ben sana soruyor muyum?
2. Sen kanepede oturuyor musun?
3. O bir kitap okuyor mu?
1. Biz sana soruyor muyuz?
2. Siz kanepede oturuyor musunuz?
3. Onlar bir kitap okuyorlar mi?
Упражнение 19.1
Прочитайте предложения по-турецки с переводом на русский язык:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70623613?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.