Подростковый возраст
Динара Подгорнова
Когда рождается ребенок, у родителей появляется много забот, но основной проблемой остается детский кризис и переходный возраст. В книге описано как помочь ребенку справиться с непростым периодом.
Подростковый возраст
Динара Подгорнова
© Динара Подгорнова, 2024
ISBN 978-5-0062-8250-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Динара Подгорнова
Переходный возраст
Реклама
Вступление
Многие родители сталкиваются с такой проблемой как переходный возраст у детей. У каждого ребенка, такой период наступает по – разному. Так же он отличается по половой принадлежности. Мальчики и девочки по-разному переживают сложный этап. Но в основном это возраст от одиннадцати лет и до семнадцати. Такой термин как психология ребенка, можно объяснять неоднозначно. Потому, что с одной стороны психология это наука, которая направлена в данный момент на изучение поведения подростка в переходном возрасте, а с другой стороны, это специфика поведения и формирование психических устоев. Пубертатный период, у каждого протекает со своими особенностями. Кто – то становится бунтарем, у кого – то проявляется непостоянство в настроении. Эти все признаки означают, что ваш маленький ребенок переходит в тот период взросления. В этом возрасте уже не ребенок, а подросток начинает познавать свой собственный внутренний мир. Он формирует себя как взрослую личность. Это время для вас, несомненно, тяжелое но, и для него оно не легкое. Вы должны помочь преодолеть этот рубеж своему ребенку, но при этом не создавать конфликтных ситуаций. Постараться максимально обезопасить это время и сохранить теплые отношения.
Глава 1. Кризис трех лет
Готовь сани летом
Для того чтобы благополучно пережить кризис переходного возраста, нужно готовиться к этому заранее. Не за месяц и не за год, а с того момента как ребенок пошел своими ногами, и как только он начал понимать, что происходит вокруг. Да именно с того времени нужно правильно заложить в ребенка, что такое плохо, а что хорошо. Есть несколько стадий перехода. В 2 года тоже есть переходный возраст, когда малыши переходят из младенчества в более осознанный возраст. Появление ребенка в семье это серьезный шаг и испытание не только для родителей, но и для близких родственников. Самый сложный период, это до года. Тогда родители испытывают полный стресс, для своего организма. На это влияют постоянные недосыпания, плач ребенка, особенно в такие моменты, когда ребенок плачет, а родители не понимают, чего он хочет или что у него болит. Может, наступит депрессия, спорные ситуации на фоне постоянного эмоционального напряжения. Все эти моменты ребенок чувствует. Конечно, он еще не может этого понимать, но чувствует. С рождения у ребенка формируются привычки, и если вы, к примеру, будете на него постоянно кричать, то он просто к этому привыкнет, и если проще сказать, будет думать, что вы просто так громко разговариваете. Ну, вот вы справились с первым годом жизни своего малыша, холили и лелеяли. Наступает время, когда вашему малышу исполняется два года. Этот возраст тоже не очень легкий как для родителей, так и для малыша. В таком возрасте ребенок начинает понимать о границах и устанавливает их. При этом постоянно проверяет на прочность родительские границы. В этот период малыши становятся капризными и упрямыми. Так же повышается плаксивость. Многие родители не понимают, что в такой ситуации делать. У ребенка формируется характер. Он начинает понимать, что может манипулировать родителями и родственниками. Он понимает, что если в общественном месте, а возможно и дома, если он закатит истерику и потребует, что – то купить вы обязательно купите, чтобы не испытывать неловкость и стыд перед окружающими. Этим самым вы закладываете в подсознание ребенка, что если он, будет бунтовать, вы равно или поздно согласитесь с тем, что он требует. Таким поведением он требует, а не просит. Это тоже нужно понимать. Именно с самого маленького детства откладывается, понимание того, что в переходный возраст можно проявлять себя именно так.
Немного о развитии
Ребенок после года, постоянно осваивает, что то новое. Приобретает поведенческие и социальные навыки. Учится общаться с другими людьми и находить к ним подход. Формируется понимание его, как самостоятельной личности. Появляются свои предпочтения и вкусы.
Особенности развития в этом возрасте, это умение различать фигуры по длине и ширине, распознавать характеристики предмета по весу или высоте. Появляется интерес к рисованию, и желанию, чтобы увидели его творение и похвалили.
Постепенно к трем годам навыки ребенка усложняются. Усваиваются более сложные игры, рисунки становятся более осмысленными. Ребенок находит общий язык со сверстниками и активно с ними играет. Может, осознанно радоваться своим маленьким победам и огорчаться если, что то не получается.
Но самым главным навыком карапуза, является освоение речи.
В один год, может говорить только отдельными словами. В два года, появляются не сложные предложения из двух трех слов.
В три года, дети должны знать больше одной тысячи слов, разговаривать уверенными фразами. Уметь задавать вопросы и отвечать на поставленные им. Малыши в полном объеме понимают, что от них требуют и просят, Могут по картинке составить рассказ. В три года, дети становятся самостоятельными и могут выполнять некоторые функции по самообслуживанию, к примеру, одеться или раздеться. Появляются первые обиды и разочарования. Появляются настоящие желания и мечты.
Возрастной кризис, который происходит в три года, не является чем то ужасным. Скорее ее можно рассматривать как закономерность развития. Такой этап проходит каждый человек, переступая на новый уровень, своего развития. И если в семье благоприятная и любящая обстановка, то этот период перехода, может закончиться быстро, на протяжении двух, трех месяцев. В семьях где обстановка не очень благоприятная, когда ребенок может слышать скандалы родителей, и испытывать постоянный стресс от этого, то такой кризис перехода может затянуться на долго и тянутся еще два года.
Как помочь ребенку в три года преодолеть переходный кризис у мальчиков
Большая часть по воспитанию детей, лежит на мамах. Которым, не всегда удается эмоционально справиться со своим малышом. Такие мамы часто жалуются на то, что их дети капризны, упрямы и постоянно закатывают истерики. Сложность заключается в том, что они не могут ими управлять. Почему так происходит?
Во первых, есть темпераментные дети, их еще называют гиперактивными. Почему называют детей гиперактивными, потому что у них возникает дефицит внимания, когда им не хватает родительской любви ласки. И вследствие этого, ребенок постоянно пытается привлечь к себе внимание. Будет хорошо, если вы вовремя сможете определить гиперактивность ребенка, потому, что последствия всего этого могут быть обратимы. Синдром гиперактивности проявляется, если ребенок неусидчив, долго не может сконцентрироваться на поставленной задаче, импульсивен, постоянная двигательная активность. Все эти показатели могут привести к неврологическим и поведенческим нарушениям. Так же, нарушения скажутся потом, на подростковый переходный возраст.
Во вторых, ребенок становится неуправляемым, если в семье используется авторитетное воспитание. В такой семье дети могут проявлять больше негатива.
В третьих, много зависит от взаимоотношений между мамой и малышом. Чем теснее связь между ними, тем быстрей пройдет кризис.
В четвертых, самым сложным проявлением переходного этапа, считается деспотизм, упрямство и негатив. К примеру, ребенок может отказаться от еды, не смотря на то, что голоден. Начинает упрямиться, когда ему говорят идти спать, и, не смотря не на что, доделать свои дела. Когда на запрет, что то сделать, делает это специально.
В пятых, манипуляция. Когда в семье несколько детей, то проявляется ревность и желание, чтобы все делали только так как хочется самому маленькому. Он может обижать детей, отнимать вещи и игрушки, наговаривать на других детей, чтобы родители наругали старших. Этим самым он добивается того, чтобы родители обращали только на него внимание и делали, как он захочет.
Основной задачей родителей и близких родственников во время переходного этапа, это максимально прислушиваться к ребенку, именно прислушиваться, а не потакать капризам. В любой стрессовой ситуации для вас или ребенка, оставаться спокойным и настойчивым. Обстоятельства в жизни могут быть разными, но никогда не нарушайте границы дозволенного, которые вы установили до этого. Так же не стоит оказывать давление, это касается не только в кризисный период, но и на протяжении всего времени.
Общение с ребенком
Общаться с ребенком нужно обязательно. Не правильно думать, что с ним не о чем пока говорить. Такие суждения могут быть у родителей, которые до конца не понимают, как нужно воспитывать ребенка. Если родители разбираются в методах воспитания, им намного легче преодолеть все кризисные возраста. Потому, что у них правильно выстроены взаимоотношения. Вы должны знать, что упрямство и капризы в три года, это следствие не плохого воспитания, характера, а уж тем более не наследственности. Это особенность развития, данного периода. Этап развития этого возраста, можно сравнить с подростковым переходным возрастом.
Отношения между ребенком и родителями не должны становиться хуже, не смотря на все проблемы, которые возможно он создает. Отношения нужно перевести на другой уровень, и если родители не в силах справиться в одиночку, то стоит обратиться к психологам, которые обязательно помогут справиться с возникшими трудностями.
Конечно, сначала можно попытаться справиться самостоятельно, но нужно помнить, что во всем должна быть мера. Вот несколько советов.
– Вы должны дать своему ребенку больше самостоятельности, ведь в три года, они прекрасно могут справляться с несложным поручением. Например, положить вещи в стиральную машинку, убрать за собой посуду со стола, вытереть пыль. Они будут чувствовать себя востребованными, нужными. Начнут осознавать, что они умеют, что то делать сами.
– В любой ситуации сохранять спокойствие, даже если ребенок разбил дорогую и любимую вазу. Если родители слишком эмоционально реагируют на все шалости ребенка, то они будут, только усиливаться. Для ребенка это будет как игра, в которой он обязательно победит. Когда родители будут эмоционально уравновешены, это будет способствовать нормализации поведения.
– Право выбора должен у каждого человека, и, не смотря на то, что это совсем маленький человечек, у него тоже должно быть такое право. Если вы собираете ребенка в садик, но он отказывается одевать то, что вы ему предлагаете, то не стоит его заставлять, предложите ему другую одежду. Не лишайте своего кроху права выбора.
– Если вы идете в магазин с ребенком, всегда обговаривайте с ним, что вы можете позволить ему купить, а что купить не сможете. Возможно, это не сработает с первого раза, но потом ребенок привыкнет, и не будет закатывать истерик. Но вы всегда должны покупать то, на что договаривались. Этим вы покажите, что вы исполняете свою сторону договора.
– Когда ребенок находится в состоянии истерики, не нужно ему читать лекции о том, как плохо он себя ведет в данной ситуации. Разговаривать нужно после истерики, спокойно объяснить, что он сделал неправильно и как себя вел.
– Если истерика произошла в оживленном месте, то стоит отвлечь внимание ребенка или увести. Это снизит вероятность повторения, такого поведения в будущем.
– В три года дети проходят этап по формированию личности. Это важный этап, который останется на всю жизнь. Если ребенок чем, то увлеченно занимается, но пришло время укладывать его спать, нужно дать ему закончить свое дело до конца, по возможности можно ему помочь. Это сформирует в малыше ответственность, которая потом поможет ему во взрослой жизни доводить все свои дела до конца. Это своего рода привычка.
– Всегда давайте адекватную оценку сделанной работе. Чтобы ребенок привыкал к тому, что он может сделать, что то плохо. Чтобы у ребенка не сформировалась неадекватная самооценка. Потому что, во взрослой жизни, если работа будет выполнена неправильно, он может обидеться, думая, что него не правильно оценили.
– Старайтесь всегда одобрять начинания ребенка, потому что неодобрение, в дальнейшем может отразиться на самооценке.
– Родители должны понимать, что дети сами по себе не рождаются плохими или хорошими все, что ребенок делает, это сами родители закладывают в него с рождения. А дети только учатся жить и познавать этот мир.
Методы воспитания
У каждого родителя свой метод воспитания, и какой выбрать решать тоже родителям. Есть 4 стиля по воспитанию, которые используют все. Конечно, нельзя сказать, что все родители воспитывают своих малышей именно по шаблону. Бывают ситуации, когда снисходительные родители ведут себя жестко, а строгие родители идут на уступки для своего крохи. Но все же если родители, решили воспитывать в каком то определенном стиле, то на протяжении всей жизни придерживаются этого правила. Выбранный стиль воспитания отражается в первую очередь на самооценке, на знаниях, приобретенных навыках, на успехе.
Не вовлеченный
Родители, которые выбирают этот стиль, чаще всего не участвуют в жизни ребенка. Название стиля в этом случае говорит сам за себя. Они дают своему ребенку самый минимум внимания, обеспечивая только базовыми потребностями. Что дает ребенку, только физическое поддержание жизни. Что же касается эмоциональной стороны, то со стороны родителей нет ни какой поддержки. У таких детей нет хороших оценок или элементарной дисциплины, дома с таких детей не все это и не спрашивают. Малыши представлены сами себе. При опросах родители, которые придерживаются не вовлеченного стиля, отвечают:
– У нас в семье и так много проблем, поэтому времени на ребенка не остается.
– Я не могу контролировать своего ребенка, когда его нет дома.
– Я родитель, поэтому я принимаю решение, что должен делать и заниматься мой ребенок.
Такой стиль воспитания негативно влияет на ребенка, большой удар приходится на психику. Самооценка у таких детей в разы ниже, чем у сверстников. Самооценка формируется в маленьком возрасте. Но в этом стиле у родителей и ребенка нет контакта между собой, нет тех разговоров, которые могли бы поддержать ребенка в нужный момент. Появляется неуверенность в себе, ненужность. Для детей учится, всегда было тяжело, в семьях, где нет контроля, дети всегда учатся плохо, у них нет стремления, достичь чего – то в жизни, потому что их этому ни кто не научил. Привыкая к такому методу воспитания, родители все меньше стараются проводить время со своими детьми. Некоторые даже чувствуют неловкость, все потому, что со временем теряется ниточка контакта, и общих тем и увлечений тоже нет. Невовлеченые родители рады, когда их ребенок целый день сидит за видеоиграми и не трогает их.
Дети, которые выросли в такой семье, склонны к суициду, депрессии, у них повышенная тревожность. В стрессовых ситуациях они не способны самостоятельно справиться с эмоциями. Есть родители, которые по сложившимся обстоятельствам не могут уделять много времени ребенку, заняты работой или по состоянию здоровья, такие ситуации не считаются, что родители не вовлечены в воспитание. Но если это повторяется систематически, то с уверенность можно сказать, что ребенок не получает родительского внимания и предоставлен самому себе.
Снисходительный
Этот стиль про родителей, которые любят своих детей, и относятся к ним очень тепло. Но как таковому воспитанию внимания не уделяют, тотального контроля, у таких детей нет. Ребенок предоставлен самому себе, ему дают все права для принятия самостоятельного решения, даже если родители понимают, что принятое решение может навредить ему, они не возражают. В семьях со снисходительным воспитанием нет наказаний и конфликтов. Родители таких детей чаще стараются откупиться от ребенка. Дают деньги, для того чтобы ребенок хорошо вел себя в школе или чтобы не мешал родителям в определенных ситуациях. Такие родители не пользуются авторитетом у своего ребенка, скорей это более дружеские отношения. При опросе снисходительные родители говорят:
– Я не могу отказать своему ребенку, по какому бы вопросу он не обратился.
– По причине того, что я очень люблю своего ребенка, у него нарушена дисциплина.
– У нас нет к нашему ребенку конкретных требований, он человек и может сам принять решение.
– Если даже мой ребенок совершает ошибки, то я думаю, что на ошибках учатся. Ошибется, потом сам поймет, что так делать не стоит.
Дети в таких семьях, более адаптированы к проблемам, потому что привыкли принимать решения сами. И с самооценкой у них все хорошо. Но и у этого стиля воспитания есть свои «но». Если у ребенка нет дисциплины, то возникают проблемы с самоконтролем и мотивацией. У маленьких детей, таких родителей, часто бывают проблемы со здоровьем. Распространенными заболеваниями является кариес и ожирение. Это происходит потому, что взрослые не принимают большого участия в выборе правильного питания для малыша, им дозволено кушать все и сколько хочется. Но, так как маленький ребенок не может контролировать самостоятельно свое питание, у него появляются проблемы с пищеварением.
Отношение со сверстниками у детей такого стиля складываются плохо. Обычно остальные дети обзывают и мягко сказать недружелюбны. Когда дети сразу получают все что хотят, в обществе, как правило, они не могут отстаивать свои интересы.
Авторитарный
Такой стиль отличается от двух предыдущих, тем, что он строгий. Для родителей самым важным в воспитании этого стиля является послушание. Совершенные ошибки и погрешности наказываются по всей строгости, как правило, мнение ребенка в таких семьях не учитывается. Родители, которые придерживаются данного стиля воспитания часто прибегают к критике, практически не проявляют заботу, и совсем не хвалят за какие то достижения и победы. На опросе родители авторитарного стиля ответили:
– Я все решил, чем будет заниматься мой ребенок, его будущее в моих руках, как скажу, так и будет.
– Я терпеть не могу, когда дети шумят, или не слушаются и делают ошибки, а потом оправдываются.
– Чтобы ребенок вырос человеком, его нужно наказывать, чтобы знал свое место.
– Если не будет контроля, то он просто сядет нам на шею и ножки свесит.
Дети в таких семьях не ценят, такого воспитания, и, как правило, у них всегда есть проблемы с поведением. Им сложно найти общий язык со сверстниками, потому что такие дети, всегда замкнутые, недоверчивые. Родители, привыкли устанавливать свои правила, без всяких объяснений, а ребенок должен выполнять поставленные задачи, не задавая лишних вопросов. Такое воспитание действует до определенного момента, пока ребенок не наберется смелости и не начнет бунтовать, делая все вопреки всем правилам. Родители же не являются авторитетами для своего ребенка. Бунтовать ребенок начинает больше в подростковом возрасте. Когда он четко для себя уяснил, что следовать законам больше не хочет. Дети у авторитарных родителей, чаще совершают различные правонарушения. Воруют, пьют, дерутся, ломают общественное имущество. В учебе, тоже нет больших успехов. И самооценка занижена. Дети авторитарных родителей чаще всего страдают от депрессии, психического расстройства. Во взрослой жизни, они несчастны, чаще в жизни они не могут найти свой путь.
Авторитетный
Авторитетный стиль воспитания является самым оптимальным и правильным. Родители всегда оказывают поддержку ребенку в любой сложившейся ситуации. Уделяют особое внимание к нуждам и потребностям своего чада. В такой семье есть четкие правила и дисциплина. Правила в доме обсуждаются, и разъясняются, почему они установлены и что будет в наказание при неисполнении их.
Контроль всегда присутствует, родители поощряют самостоятельность и всегда прислушиваются к мнение и просьбам ребенка, поэтому требования могут быть изменены на более гибкие. Допустим, ребенок не согласен с тем, что в выходные он должен поехать к бабушке в деревню. Потому, что он договорился с друзьями поиграть в футбол против соседнего двора. Родители уважают его решение, и учат держать слово, поэтому они меняют свое решение. На опросе авторитетные родители дали такие ответы:
– В семье решения должны приниматься совместно со всеми, у нашего ребенка есть право голоса, он может, не боясь, поделится своим мнением.
– Мы не скупимся на похвалу, если наш ребенок слушается, и у него хорошее поведение.
– Я ни когда не буду заставлять своего ребенка выбрать профессию, которая нравилась бы мне, но помогу определиться, чего он хочет, и добиться этого.
– Я уважаю, выбор своего ребенка, и при покупке какой – то вещи для него спрашиваю его мнение и пожелания.
Дети из авторитетных семей, не имеют проблем с поведением, в школе учатся хорошо, стараются участвовать в общественной жизни людей. С раннего детства дети в таких семьях любознательны и уверенны в своих силах. Учебный материал дается им легко, они больше успешны, чем их сверстники. Во взрослой жизни, они хорошо зарабатывают, редко употребляют алкоголь и не курят.
Как стать лучшим родителем для своего ребенка
В этой жизни каждый имеет право на ошибку. Так уж устроено, что нет идеальных и совершенных людей, поэтому ошибаться могут не только дети, но и их родители. Признать свои ошибки может, только сильный духом человек. Когда ребенок уже сформировался как личность, то менять стиль воспитания бывает уже поздно. Но не стоит отчаиваться, ведь вы всегда можете помочь друг другу измениться. Если вы поняли, что для своего ребенка вы не авторитет, то не надо кидаться в крайности и отчаиваться, вы должны постараться изменить свои взгляды на воспитание. Вот несколько советов:
– Всегда слушайте своего ребенка, чего он хочет, помните, что он такой же человек, как и вы, и тоже имеет право выбора.
– Обсуждайте его выбор и спокойно разъясняйте, если на ваш взгляд выбор сделан неправильный, выслушайте доводы ребенка по этому поводу, возможно, ошибаетесь именно вы, а ваш ребенок. Такие разговоры научат ребенка принимать правильные решения, и доверять родителям.
– Уважайте чувства ребенка. Если ваш ребенок грустит, а вы думаете, что это детские глупости не пренебрегайте ими, ведь то, что для взрослого кажется ерундой, и нет причины для грусти, для ребенка это может много значить. Постарайтесь поговорить с ним и объяснить, что испытывать негативные эмоции, это нормально. Но нужно учиться их контролировать и не выплескивать свое плохое настроение на окружающих.
– Всегда хвалите ребенка за его достижения, и даже маленькие победы.
– Не обвиняйте и не ругайте ребенка за совершенную ошибку, он только учится жить, лучше объясните, почему он ошибся, и помогите исправить. Родительская поддержка очень нужна детям.
– В доме должны быть правила, которым должны следовать все члены семьи. Детям нужно объяснять, почему именно такие решения были приняты. Не стоит вводить какие – то правела без объяснения, просто потому что вы родитель и ваше слово закон.
Глава 2. Кризис 7 лет у мальчиков
Прощание с детством
Выбор стиля воспитания чаще всего зависит от того как воспитывали самих родителей. В основном они выбирают тот метод, через который прошли сами. Но бывают случаи, когда натерпевшись в детстве и став родителями, они воспитывают своих детей наоборот. Если в детстве они за малейшую ошибку, расплачивались наказанием, то своих детей они не будут наказывать или если родители им запрещали кушать много вредной еды, то своим они будут позволять кушать все что нравится. Такой противоположный метод воспитания, тоже не принесет хороших плодов. Во всем должна быть мера.
В отличие от трехлетнего кризиса, который вызван стремлением быть в первую очередь независимым. И желанием быть во всем верным и первым. То кризис семи лет, проходит тяжелей не только для ребенка, но и для родителей. Ведь перестраиваться на новый этап приходится всем. Этот сложный этап начинается с шести лет и может продлиться до восьми. Это этап психического развития между дошкольным и школьным возрастом. Появляется стремление к изучению нового, переход на новый уровень общения со сверстниками и окружающими. Желание выполнять социально значимую роль в обществе. В этом возрасте начинает проявляться подражание взрослым, появляется упорство, своевольность, манеры, которые ни кто не прививал. Манеры могут появиться не только плохие, но и хорошие. Так же может утратиться наивность и непосредственность. Перед началом школьного этапа, родителям рекомендуют обратиться к психологу для консультации и рекомендации, как легко преодолеть кризисный этап. Психолог проведет ряд диагностик, побеседует с ребенком и выяснит готов ли ребенок эмоционально к новой ступени его жизни. Психолог даст нужные рекомендации в изменении отношения к ребенку, которые помогут скорректировать негативные симптомы поведения во время кризиса.
Общие сведения
По мере своего взросления, ребенок переживает как стабильные моменты своей жизни, так и кризисные. Стабильные периоды протекают спокойно, в эти моменты ребенок постепенно усовершенствует свои навыки. В моменты кризисного обострения изменяется психика ребенка, которая затрагивает не только личность, но и отношения к окружающим. Это шаг от беззаботного детства, когда можно было только играть, и не было ни каких четких обязанностей. Переход в настоящего школьника, когда появляются определенные и четкие обязанности. Родители начинают требовать от него, не только чтобы он был хорошим школьником, но и послушным сыном. На него взваливается очень много обязанностей, с которыми ему тяжело справиться. Когда родители требуют от него всего и сразу у мальчика начинается своеобразное раздвоение личности. Мальчик начинает протестовать, вести себя как маленький, но в тоже время высказывать совсем взрослые мысли. Продолжается такое состояние в среднем от шести месяцев и до года.
Почему возникает кризис
– Начало кризиса совпадает с началом учебной деятельности.
– Изменяется внутренняя психика, это происходит из-за смены социального развития. Если ребенок до школы не посещал детский сад, то адаптироваться в новой социальной среде, среди сверстников, мальчику сложней.
– В этом возрасте, ребенок испытывает потребность, реализовать себя в новой роли. В этом нет ни чего плохого, если у ребенка правильное воспитание, и он понимает как вести себя в коллективе. Проблемой будет, если ребенок привык получать все по одному только требованию.
– Если у ребенка отсутствует понимание об ответственности за свои поступки, могут возникнуть конфликтные ситуации с преподавателями.
В период кризисного возраста, ребенок может столкнуться, с такими трудностями, как принятия определенных правил и запретов. Потому, что появляются права и обязанности ученика. Пока он не поймет как вести себя в той или иной ситуации он будет изучать это методом проб. Из сложных для него ситуаций он будет выходить отрицанием, противостоянием на требования взрослых и игнорированием поставленных задач. Все это может произойти не с каждым ребенком, все зависит от психического состояния ребенка, психологической среды семьи и стиля воспитания. Очень сложно дается переход детям в семьях, которые выбирают авторитарный метод воспитания, или при гиперопеки со стороны родителей.
Еще одной особенностью периода является освоение новой роли, при этом отторгается прежний уклад жизни. Выражено это тем, что ребенок отказывается выполнять прежние свои обязанности, примеру поиграть с младшей сестрой или ложиться спать вовремя. Это все связано с учебной деятельностью, и чувства взрослости.
Патогенез
Изменения, которые происходят во время кризиса, имеют физиологическую основу. Потому, что с шести лет, активно начинает развиваться лобные доли коры больших полушарий. Они отвечают за произвольность, которая отвечает за умение планировать, отвечают за контроль выполненных действий и прогнозирование последствий, каких то действий. В связи с развитием лобной коры, появляется гиперактивность, проявляется неусидчивостью и непоследовательностью.
У психики ребенка, тоже происходят изменения, переживания мальчика становятся более осмысленными. Переживания могут быть связанны с тем, что самооценку, которую дает ребенок себе сам, не совпадает с той, которую дают ему окружающие. В семь лет мальчик начинает выстраивать свою систему ценностей. Приходит понимание, и разделение, что хорошо, а что плохо, правильно и неправильно.
Как помочь мальчику безболезненно перейти на новый этап жизни
– Шут гороховый. Игра на публику, считается самым примитивным уровнем актерского мастерства. При возникновении трудности с адаптацией в новой социальной среде ребенок начинает паясничать, потому что не понимает как себя вести в такой ситуации. Может как бы исподтишка на перемене или на уроке передразнивать учителя и корчить рожицы, показывая это своим новым одноклассникам. Конечно, одноклассники этот спектакль оценят, а вот учитель нет. Поэтому нужно объяснять ребенку, что так вести себя нельзя.
– Просьбы не кривляться, при многократном повторении обращения, не действуют на ребенка. Это происходит потому что, когда он сидит смирно на уроке, то чувствует себя, неловко. И считает себя дураком, когда рассказывает наизусть стихотворение у доски, когда все одноклассники смотрят на него. Но уверенно себя чувствует, когда скачет по классу с мусорным ведром на голове, по всему классу, его не смущает, что на него в это время смотрит весь класс. Таким поведением он отгораживается от навязанной на него роли школьника. Пытается всем видом показать, что это не он разговаривает с учителем, и не выполняет задания.
– Чтобы не возникало проблем, нужно оказывать ребенку поддержку и оказывать всесильную помощь, чтобы ребенок смог преодолеть новый этап.
– Чтобы разгрузить психику и помочь преодолеть страх и неуверенность в себе, попробуйте почитать стихи по очереди, поиграйте в школу и в игровом виде, проведите репетицию, его выхода к доске и выполнения какой-нибудь задачи. Научите правильно поднимать руку, как и когда, вставать из-за парты, к примеру, чтобы выкинуть мусор, но при этом не кому не помешать и не отвлекать. Объясните, что во время урока он может встать только с разрешения учителя. Не надо думать, что все это глупость то, что взрослый воспринимает как очевидное, естественное и несложное, для маленького ребенка это может быть сложным. Нужно понимать, что его только выдернули с привычной для него обстановки, и поместили в ту среду, в которой ему все чужое и сложное. Как только ребенок привыкнет к смене обстановки, необходимость в актерском мастерстве пройдет.
– Один в поле воин. Пока ребенок не получит и не усвоит новый навык, такой как работа в коллективе, он будет предпочитать индивидуальные выступления. Он будет как выскочка, при каждом вопросе, если он будет знать ответ, то будет его выкрикивать с места, не поднимая руки. Потому, что он знает, что учитель может его не спросить, а ему так хочется показать, что он много чего знает. Первоклассники всегда требуют к себе, больше внимания хотят, чтоб учитель всегда обращал внимание только на него, чтобы лично показывал задания в книге. Это говорит о том, что в семье ему не хватает внимания, а если учитель не подходит, то ребенок может обидеться.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70609075?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.