Расследование ведут первоклашки
Наталия Аркадьевна Романова
История о приключениях девочки Даши и её друзей-одноклассников, которые, проникнув в таинственное подвальное помещение в здании школы, где они учатся, начинают игру-расследование. В результате ребята чудесным образом попадают в разные исторические эпохи и участвуют в знаменательных и героических событиях, связанных с их родным городом Санкт-Петербургом.
Наталия Романова
Расследование ведут первоклашки
Таинственная дверь
В понедельник, как обычно, перед началом первого урока Марина Юрьевна собрала деньги у всех ребят, которые остаются на продленке и обедают в школе. Тут-то Даша и обнаружила, что она забыла кошелёк в гардеробе, в кармане куртки. Учительница разрешила ей быстренько сбегать за денежкой. Девочка выпорхнула из класса и побежала к лестнице: их класс находился на третьем этаже. В голову пришла озорная мысль: попробовать, как старшеклассники, съехать по перилам на пузе или на пятой точке, но она не решилась – побоялась свалиться. Да к тому же ребята говорили, что директор во время уроков ходит по коридорам и слушает, что происходит в классах. Вспомнив о директрисе, Даша понеслась по лестнице вниз, перепрыгивая через ступеньку.
Около раздевалки располагалась небольшая дверь, которая обычно была закрыта. Пробегая мимо, Даша обратила внимание, что дверь выглядит как-то не так. Схватив кошелёк, девочка собралась было бежать обратно в класс, но остановилась перед дверью: действительно, с дверью было «не всё так» – её забыли закрыть! Явственно виднелась щель, откуда тянуло холодом. Ни секунды не раздумывая, Даша взялась за ручку, приоткрыла дверь и заглянула. За дверью оказалась крутая лестница, ведущая вниз. По всем признакам было видно, что ею пользовались редко. Лестница была жутко пыльная, и Даше даже показалось, что она разглядела свисавшую с потолка паутину. «Подвал что-ли какой-то? – подумала девочка. – Надо будет рассказать Лиде и Варе». И также прыгая через ступеньку, она понеслась обратно в класс.
Варя вместе с Дашей училась в 1 «А» классе. Поэтому про открытую дверь Даша рассказала подруге сразу же на перемене. А Лида – в 1 «Б», и, чтобы поделиться с ней такой любопытной новостью, пришлось ждать, когда начнётся продленка – там оба класса объединяли.
– Представляете! Там даже висела паутина! И дуло холодом, как из подземелья! – делая страшные глаза, шепотом рассказывала девочка подружкам.
– А я что-то и не замечала, чтобы около раздевалки была какая то дверь, – удивилась Лида.
– Ну как же! – возмутилась Варя. – Она ведь справа от входа в раздевалку, такая небольшая, всегда закрытая. Ты, как всегда, очень невнимательна!
– Потому и не замечала, что она совсем неприметная и её никто не открывает, – вступилась за Лиду Даша.
– Интересно, кто же её открыл? – задумалась Варя. – Пока ты бегала за деньгами, тебе никто не встретился?
– Нет, в коридорах было пусто. Жаль, что у меня было так мало времени, а то я бы спустилась посмотреть, что там внизу. – вздохнула Даша. – Хотя нет! – тут же добавила она. – Одна бы я побоялась.
– Это надо обязательно расследовать! – заговорщически зашептала Варя. – Только давайте больше никому не говорить. Это будет наше расследование!
– Точно! – подхватила Лида. – Особенно мальчишкам, а то они обязательно все испортят!
– Давайте составим план, – шёпотом предложила Даша, – как нам действовать дальше.
– Я думаю, нам надо следить за этой дверью, – сказала Варя.
– Во-первых, надо выяснить, кто открывает дверь, а во-вторых – проникнуть туда, – добавила Лида.
– Давайте сделаем так, – сказала Даша, – мы будем при любой возможности наблюдать за дверью.
– А ещё, когда мы на уроках просимся выйти, – добавила Варя, – можно заодно быстренько спускаться на первый этаж.
– Ой, как интересно! – воскликнула Лида.
И девочки радостно засмеялись.
Всю неделю они неукоснительно следовали своему плану, но таинственная дверь постоянно была закрыта на ключ. А в пятницу на продленке к ним подошёл Антон Кузнецов, заговорщически подмигнул вначале одним глазом, а потом другим и сказал: «А я видел, кто закрывал дверь около раздевалки». И показал подружкам язык.
– Ты что, подслушивал?! – девочки набросились на него чуть ли не с кулаками.
– Больно надо! – презрительно хмыкнул Антон. – Вы вначале научитесь тихо шептаться и вообще хранить свои тайны.
Подруги хотели было также презрительно развернуться и оставить мальчика в одиночестве, но потом вспомнили, что он узнал такую интересную и важную вещь, и решили сделать вид, что они вовсе на рассердились и не обиделись на него.
– Ну и кто же закрывал дверь? – спросила Даша.
– А вы возьмёте меня в свое расследование? Тогда скажу! – заявил Антон.
– Ну это уж слишком! – возмутилась Лида.
– Это прямо шантаж какой-то! – добавила Варя.
– Нам надо подумать, – сказала Даша.
И девочки отошли в сторонку.
– Я уверена, что он подслушивал! – возмущённо зашептала Варя.
– Вот вечно эти мальчишки лезут не в свои дела, – добавила Лида.
– А ведь нам придётся взять его, – сказала Даша, – он и так уже слишком много знает. Да иначе он нам и не расскажет ничего.
– Главное, чтобы он не разболтал никому! – сказала Лида.
– Может, он нам даже пригодится, – согласилась Варя. – Он все-таки неглупый мальчик и учится хорошо.
Девочки подошли к Антону.
– Мы берём тебя в наше расследование, – важно сообщила Даша. – Только ты нам должен пообещать, что никому не разболтаешь о нашем деле.
Антон так и прыснул со смеху, но увидев, что девочки гневно поджали губки, взял себя в руки.
– Ну раз уж я до сих пор никому ничего не сказал, то и дальше буду молчать, – пообещал мальчик.
– Ну а теперь давай рассказывай, что ты видел! – подруги, сгорая от любопытства, наперебой затормошили Антона.
– Да пустите же! Вы сейчас меня разорвете! – возмутился мальчик, еле устояв на ногах от их натиска.
– Так вот, – торжественно начал он, – сегодня на третьем уроке, когда я попросился у Марины Юрьевны выйти, я решил так же, как вы, быстренько сбегать на первый этаж на разведку. Когда я добежал до первого этажа и вышел в холл, то увидел, что закрывает на ключ таинственную дверь наш директор!
Девочки дружно ахнули.
– Только не это! – Даша схватилась за голову.
– Что же теперь делать? – жалобно спросила Лида. – Я ужасно боюсь директора.
– Её все боятся, – мрачно заметил Антон.
– Что делать, что делать! – рассердилась Даша. – Будем продолжать наблюдать. Надо выяснить, как часто директриса открывает эту дверь. Зачем она это делает? Спускается ли она туда или, может, просто проветривает подвал? А потом решим, что делать дальше и как нам туда попасть, – подытожила девочка.
Все повеселели. Таинственное и опасное расследование продолжалось.
К концу месяца они уже знали, что Елена Николаевна открывает потайную дверь в понедельник во время первого урока и в пятницу на третьем уроке. В понедельник она просто открывала дверь, видимо, для проветривания, а в пятницу спускалась и находилась в подвале около получаса, почти весь третий урок. Также ребята выяснили, что большую связку школьных ключей директор носит в правом кармане пиджака, а маленькую связку из двух ключей носит в левом кармане. Именно одним из этих двух ключей Елена Николаевна открывает таинственную дверь. А ещё, когда директриса заходила в свой кабинет, они подглядели, что эту маленькую связку из двух ключей она убирает в специальный шкафчик, висящий на стене рядом со столом.
После очередного совещания, которое ребята, как обычно, проводили на продленке, они решили осмотреть таинственное помещение в понедельник. Все одновременно, конечно, не смогли бы отпроситься у учительницы выйти, хотя пойти очень хотелось всей четверке ребят. Больше всех повезло Лиде – она одна была из 1 «Б» и с тем, чтобы отпроситься, у нее не должно было быть проблем. А вот Даша, Антон и Варя учились в одном классе, и они чуть не поссорились, выбирая кто из них пойдёт «на задание». Решили тянуть жребий. Утром перед уроками, прямо в раздевалке, нарезали три бумажки и положили их в шапку. Две бумажки были пустые, а на одной нарисовали плюсик: кому он достанется, тот и пойдёт. Шапку держала Лида. Первой тянула жребий Даша, и когда она вытянула пустую бумажку, её глаза наполнились слезами. Ведь это она была главной – так она считала – и таинственное расследование придумала она, а теперь ей придётся сидеть в классе и всего лишь ждать рассказа об опасном и захватывающем приключении, а не участвовать в нем. Это было ужасно несправедливо! Но ничего не поделаешь, жребий есть жребий.
Следующей тянула Варя и вскоре она так же, как и Даша, стояла с несчастным лицом, держа пустую бумажку в ладони. Антону уже можно было не тянуть жребий, и так было всё ясно, но он все-таки сунул руку в шапку и, достав последнюю бумажку, развернул её и показал всем, что на ней нарисован плюс. Несмотря на еле сдерживаемые слезы, Варя подала хорошую идею: Антону и Лиде взять из дома карманные фонарики – что там будет внизу, когда они спустятся по лестнице, никто не знал.
Подземелье викингов
Прошли выходные и наступил понедельник. Перед уроками, пока раздевались в гардеробе, ребята ещё раз проговорили весь намеченный на сегодня план. Ровно через десять минут после начала первого урока Лида и Антон попросятся у учителей выйти, встретятся в коридоре и вместе пойдут вниз.
Все очень волновались, даже Даша с Варей, хотя им и не надо было ничего делать.
Начался первый урок. Прошло десять минут, и Антон, подняв руку, попросился у Марины Юрьевны выйти. А ещё через три минуты Даша, неожиданно для себя, тоже подняла руку.
– Что такое, Даша? – спросила учительница.
– Можно я схожу в медпункт? – краснея от того, что говорит неправду, сказала Даша. – У меня голова болит.
Варя, сидевшая впереди на первой парте, чуть не свалилась со стула.
– А ты дойдёшь одна? – обеспокоенно спросила Марина Юрьевна. – Давай-ка тебя проводит… – учительница окинула взглядом класс, выбирая, кого бы из ребят послать с Дашей.
Варя почти подпрыгнула:
– Марина Юрьевна, можно я?!
– Да, Варя, – согласилась учительница, – проводи подругу.
Девочки вышли из класса.
– Ну ты даёшь! – испуганно прошептала Варя. – Если кто узнает из взрослых, нас убьют!
– Я сама знаю, – виновато ответила Даша, – а сейчас бежим скорее, у нас ещё есть минут двадцать.
Девочки понеслись вниз по лестнице на первый этаж. Таинственная дверь была открыта. Лиды и Антона уже не было видно, они опережали девочек минуты на три. Даша с Варей юркнули в дверь и аккуратно прикрыли её за собой, чтобы снаружи не было заметно, что дверь кто-то трогал. Они начали спускаться по лестнице. Было ощутимо прохладно и стоял неприятный подвальный запах сырости и старости. С каждой ступенькой лестница становилась все круче. «Как же Елена Николаевна сюда ходит? Она же уже старенькая», – удивилась Даша про себя. Директор действительно была довольно пожилой женщиной и ходила, опираясь на палочку или, как говорили ребята, с клюкой.
Ступенек через десять лестница круто повернула, и Варя с Дашей чуть не налетели на одноклассников: Лида светила двумя фонариками, а Антон снимал большую паутину в углу лестницы.
– Ой! Мамочки! – с испугу вскрикнула Лида, не сразу разглядев, кто это. – А вы как тут очутились?
– Не важно, – нехотя отозвалась Даша. – Потом расскажем. А вы чего тут копаетесь? Вы должны были уже все разведать.
– У нас Лида, видите ли, боится пауков, – возмущённо сказал Антон. – Заставляет меня снимать каждую паутину.
Лида обидчиво надула губы. Даша с Варей засмеялась, хотя каждая из них точно так же боялась пауков.
– Странно! – удивилась Варя. – Ведь Елена Николаевна была здесь совсем недавно, в пятницу. После неё не должно остаться ни одной паутины, она ведь довольно полная. Неужели пауки так быстро наплели новые?
– Так, девочки! – спохватился Антон. – Давайте быстрее спускаться, а то мы ничего не успеем.
Они пошли вниз. Лестница сделала ещё один поворот и ступеньки стали ещё круче.
– Смотрите! – сказала Варя. – Здесь ступеньки совсем другие, они выложены из больших кусков камня.
– Да, действительно! – Антон посветил вокруг фонариком. – Смотрите, стены-то какие интересные!
Ребята осмотрелись по сторонам. Стены помещения и потолок были сделаны из больших кусков гранита, а в стыках камней рос настоящий мох.
– Это подземелье вииикингов! – завывающим голосом произнёс Антон.
– Пожалуйста, перестань! – жалобно попросила Лида. – И так не по себе.
Лестница повернула ещё раз, и ребята оказались перед решёткой. Прутья решётки были очень толстые и холодные. В середине была решётчатая дверь, которая, увы, была закрыта на толстенный висячий замок. За решёткой в полумраке просматривалось довольно большое помещение. Ребята прильнули к прутьям, стараясь получше рассмотреть, что там, в глубине. Помещение было похоже на зал, пол был выложен большими каменными плитами. На каменных стенах виднелись какие-то углубления. Все же откуда-то проникал свет, иначе был бы полный мрак, но откуда – ребята не смогли понять.
– Девочки! – воскликнул Антон, взглянув на часы. – Через десять минут закончится первый урок, нужно срочно возвращаться!
– Эх! Ничего толком и не разузнали! – расстроенно сказала Даша.
– Только ещё больше вопросов появилось, – добавил Антон.
– Может быть, второй ключ на связке у Елены Николаевны как раз от этой решётки? – предположила Лида.
Они добрались до верха.
– А между прочим, стало ещё интересней! – запыхавшись сказала Варя, приоткрыла дверь и выглянула. Снаружи никого не было. Ребята аккуратно прикрыли за собой дверь и побежали в класс. На третьем этаже Антон остановился:
– Девочки, – сказал он Варе и Даше, – вы подождите, зайдёте после меня минуты через две, а то будет подозрительно.
Антон и Лида пошли в свои классы, а Варя с Дашей остались на лестнице. И тут они услышали приближающееся постукивание. Девочки свесились через перила лестницы: внизу, по второму этажу, постукивая своей клюкой, по направлению к лестнице шла директриса!
Подруги затаили дыхание. Елена Николаевна подошла к лестнице, взялась за перила и стала спускаться вниз. Она шла закрывать таинственную дверь!
Расследование начинается
Девочки тихонько отошли от перил и на цыпочках побежали в свой класс.
На продленке у них было бурное обсуждение их приключения. Даша с Варей взахлёб рассказывали, как они видели директрису. Оказывается, прокопайся они хотя бы ещё минут пять в «подземелье викингов» – их точно поймали бы! Не давали покоя и закрытая решетка, и сумрачный зал за ней. Эх! Наверное, именно там скрывалось самое интересное и опасное! А придумать, как им туда проникнуть, ни у кого не получалось.
– Девочки, давайте пока подумаем про другое, – предложил Антон. – Вот смотрите, наша школа довольно современная, её построили примерно в одно время с домами нашего микрорайона. Когда построили школу, я не знаю, но на наших домах кирпичиками выложено, что их построили в 1964 году.
– Между прочим, наши дома называют «хрущевками», – вставила Лида. – Вы об этом что-нибудь слышали?
– Тоже мне, открыла Америку! – фыркнула Варя. – Кстати, я не в «хрущевке» живу.
Варя жила в одном из двух домов на улице Жака Дюкло рядом с Ольгинскими прудами или, как называли это место, на «Бассейке». Два этих дома были построены в 1932 году для научных сотрудников.
– А твой дом давно уже аварийный, а его все снести не могут, – вступилась за свой дом Даша.
Конечно, квартирки в их «хрущевках» были крохотные, зато микрорайон был очень зелёный и уютный. В пяти минутах ходьбы парк Сосновка, где можно кататься на велосипеде, роликах, а зимой – на лыжах. Неподалеку за домом пруды Бассейки, где можно кататься на санках и ватрушке. Так что небольшую стесненность в квартире можно было и потерпеть. Уж Даша-то это знала, ведь она родилась на Васильевском острове, в большой просторной квартире на углу Среднего проспекта и Кадетской линии, в каменных джунглях, как говорил её дедушка, который до сих пор жил там. И действительно, зелёное деревце, да даже травинку, там надо было ещё поискать! Воздух был загазован, и даже через окна с шумоизоляцией доносился грохот машин и скрежет трамваев на повороте. Конечно, на Васильевском острове была очень красивая архитектура, и от каждого дома веяло историей.
Даша хорошо знала маршрут, по которому её совсем малышкой возила в коляске мама. Обычно их маршрут начинался с Тучкова переулка, часть которого была выложена ещё старой брусчаткой. Здесь когда-то снимали фильм «О бедном гусаре замолвите слово», да и много других фильмов, но Даша их еще не смотрела. А у арки одного дома сохранились два гранитных округлых столбика, которые защищали углы стен от колёс заезжающих во двор карет.
Затем Даша с мамой поворачивали в Волховский переулок, а потом в Биржевой, где по правую руку раньше были старинные склады, которые одно время принадлежали купцам братьям Елисеевым. Их всем известный магазин, Елисеевский, находится на Невском проспекте. Теперь из этих складов сделали очень дорогой отель. А по левую руку – знаменитый дом, в котором в разное время жили художники – Куинджи, Шишкин и даже композитор Пётр Ильич Чайковский.
Потом мама выезжала с коляской на Биржевую линию. С левой стороны была огромная библиотека Академии Наук, где в феврале 1988 года случился страшный пожар. Горели четвёртый и пятый этажи. Тушили пожар пятнадцать часов, а когда закончилась вода в пожарных машинах, воду выкачивали из Невы. Прямо из окон выкидывали старинные книги, журналы и мебель, чтобы хоть что-то спасти. Сгорело очень много ценных книг. Но когда потушили пожар, поняли, что следующая опасность – это влага. Ведь при тушении огромное количество книг залили водой. И тут помогли ленинградцы (Санкт-Петербург тогда ещё назывался Ленинградом). Под честное слово они брали намоченные книги, журналы и газеты домой, просушивали и возвращали. И ни одна книга не пропала. А чтобы не допустить плесневения, книги помещали в холодильные камеры.
По правой стороне Биржевой линии находилась замечательная студенческая столовая под названием «Восьмёрка». В нее ходили студенты, которые учились в Университете. Дедушка вместе с бабушкой тоже там учились. Дед рассказывал про эту столовую интересную историю. Все студенты ходили в Восьмёрку, потому что она была ближайшая к Университету. Но была ещё одна столовая, которая называлась «Академическая» или, по-студенчески, Академичка. Находилась она подальше, в Биржевом проезде.
Дело было в 1960-х годах, и в те времена на столах в столовых всегда лежал чёрный хлеб, бесплатно, и его можно было есть сколько хочешь. Чтобы привлечь студентов, Академичка пошла на хитрость: на столах, наряду с чёрным хлебом появились вазы с бесплатным белым хлебом. Студенты, конечно, про это тут же прознали. И дружно повалили в Академичку!
Что было делать «Восьмёрке»? Ей ничего не оставалось, кроме как тоже выставить на столы вазы с белым хлебом. И студенты вернулись в «Восьмёрку». Как ни крути, она была ближе к Университету, а студент ценит время.
Тогда Академичка придумала вот что: на столах появились большие вазы с бесплатным салатом из свежей белокочанной капусты! Студенты – народ небогатый, конечно же, они сразу побежали в Академичку. И «Восьмёрке» пришлось тоже на своих столах выставить вазы с бесплатным салатом. У дедушки был приятель, он был из другого города и жил в студенческом общежитии. К концу месяца у него было очень туго с деньгами, и бесплатные хлеб с булкой, да ещё и салат его очень выручали. Он делал так: за четыре копейки (цены раньше были не такие, как сейчас) покупал винегрет и за три копейки – стакан сладкого чая, поскольку совсем ничего не покупать было неприлично. Ел винегрет и салат из капусты с хлебом, а потом запивал чаем с булкой. Из столовой он выходил вполне сытым, и обед ему обходился всего в семь копеек!
Итак, «Восьмёрка» поставила на своих столах бесплатный салат и тем самым вернула своих студентов. Что же придумала тогда Академичка? В то время помыть руки перед едой можно было только холодной водой, в туалеты столовых горячую воду не проводили. Так вот, академическая столовая пошла на неожиданный ход: в туалет провели горячую воду и положили душистое туалетное мыло! Студенты были поражены и дружно пошли в Академичку.
Чем же закончилось соревнование двух столовых? А кончилось оно не очень хорошо. Вероятно, кто-то куда-то пожаловался, и вскоре Академичку закрыли на ремонт. Когда же студенты пришли в «Восьмёрку», на столах стоял только бесплатный хлеб. Даша, услышав эту историю, сказала дедушке: «Как в сказке о рыбаке и рыбке»…
Миновав столовую номер восемь, мама везла Дашу по Менделеевской линии мимо Университета и Института им. Отта, где Даша родилась. Потом они ехали мимо памятника Михаилу Ломоносову и сворачивали на Университетскую набережную. Налево был Дашин любимый музей – Зоологический, в котором она теперь была уже два раза. Но мама ехала направо, до Румянцевского сада. Летом по выходным дням там играл духовой оркестр и били два живописных двухъярусных чугунных фонтана. Эти фонтаны были привезены из самого Парижа! Там мама делала несколько кругов и потом возвращалась домой.
Даша так задумалась, что перестала слушать, о чем уже довольно громко продолжали спорить Лида и Варя. Очнулась она, только когда Антон громко сказал:
– Девочки, вы ещё долго будете спорить? Может, поговорим о деле?
Лида с Варей заойкали и замолчали, а Антон продолжил: – Так вот, если наша школа построена примерно в 1964 году, то наше «подземелье викингов» явно более древнее, чем школа. Я думаю, когда школу начали строить, это помещение уже существовало под землёй, и школу построили прямо на нём.
Девочки заговорили разом:
– Вот это да!
– Да-да, ты прав!
– Какой ты молодец!
Антон немного покраснел (наверное, от удовольствия, от похвалы, а ещё он подумал: «Всё-таки девчонки не такие уж и дуры») и продолжил:
– Поэтому нам надо разобраться, что находилось на этом месте до того, как школу построили. Во время войны и ещё раньше.
– Ой, как интересно! – девочки даже запрыгали.
– Давайте на сегодняшний вечер у нас у всех будет задание: посмотреть в интернете, что было здесь до того, как построили школу, – предложила Даша.
– А как же проникнуть за решётку «подземелья викингов»? – расстроенно спросила Лида. – Мы что, не будем пытаться туда попасть?
– Конечно, будем! – с жаром ответила Варя. – Но ведь надо ещё придумать, как? А потом, если мы узнаем, что здесь было раньше, может, это поможет в нашем расследовании!
На следующий день, как всегда, на продленке ребята делились полученной информацией. Вся четверка теперь знала, что раньше, ещё в девятнадцатом веке, место, где они сейчас живут и учатся, было пригородом Санкт-Петербурга. Называлось «Лесной» и здесь были деревянные строения и дачи.
– А проспект Раевского раньше назывался проспект Сегаля, представляете? – возбужденно рассказывала друзьям Лида.
– Да! – подхватил Антон. – Только мне показалось, что он был длиннее, чем проспект Раевского. И я не очень понял, где он начинался раньше: на карте в интернете всё как-то по-другому выглядит.
– И я не очень поняла, – сказала Даша, – такое впечатление, что проспект Сегаля проходил, где сейчас находится могила Карла и Эмилии и выходил прямо на Тихорецкий проспект, только он раньше назывался проспект Бенуа.
– Мои родители говорили мне, – сказала Варя, – что интернету не стоит доверять. Там очень много непроверенных данных. Чтобы узнать правду, нужно читать научную литературу. И смотреть настоящие старые карты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70563511?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.