HR смотрит мультфильмы
Олеся Филиппова
Представляем вашему вниманию третью книгу из серии "HR вокруг нас". Мы любим смотреть мультфильмы, и в данной книге мы рассмотрели 25 мультфильмов с точки зрения HR работы.
Олеся Филиппова
HR смотрит мультфильмы
Введение
Это наша третья книга из серии «HR вокруг нас». В HR работают различные люди, которые любят смотреть не только фильмы и читать, читать не только профессиональную литературу, но и смотреть мультфильмы.
Мультфильмы сейчас снимают не только для детей, но многие мультфильмы и нас взрослых увлекают, становятся любимыми, и мы их пересматриваем ни один раз. Я лично обожаю смотреть мультфильмы.
В данной книге мы с вами рассмотрим 25 мультфильмов, которые лично мне, как HR чем-то запомнились и я их пересматриваю не только с точки зрения жанра мультфильма, но и с точки зрения видения в некоторых моментах HR функций.
Среди описанных мультиков вы найдете и свои любые и вы их увидите, с другой стороны, особенно если вы работаете в HR сфере. Если же вы не работаете в HR сфере, то вы сможете разобраться с помощью мультфильмов в некоторых процессах HR с которыми вы возможно сталкиваетесь ежедневно в своей работе.
Итак, мы с вами переходим к просмотру мультфильмов. Приятного просмотра дорогие наши читатели!
Головоломка
О чем данный мультфильм? «Райли – обычная 11-летняя школьница, и как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. До поры до времени эмоции живут дружно, но вдруг оказывается, что Райли и ее родителям предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и модный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха. Чтобы наладить жизнь в большом городе, освоиться в новой школе и подружиться с одноклассниками, эмоциям Райли предстоит снова научиться работать сообща».
Личные ценности
«Но самые ценные хранятся здесь. Это называется подкоркой. Но не будем вдаваться в детали. Все они запечатлели ярчайшие события Райли, как скажем первая заброшенная шайба. Надо были видеть! Да! Каждый из этих островков памяти – это сторона личности Райли. Вот, например, остров хоккея. Или мой любимый островок озорства. Да, озорство лучше всех. И дружба тоже очень здорово. А еще я люблю честность. Честное слово! И конечно центр, ответственный за семью. Но главное без всех этих островков Райли ее была бы Райли».
Вот так нам в мультфильме показали, как формируются наши личные ценности. Наши личные ценности формируются в детстве и юности. На их формирование влияют не только воспитание наших родителей, но и социальные факторы – ценности общества, в котором мы живем, ценности школы в которой мы учимся.
Итак, у нашей главной героини четыре основных, главных ценностей. Давайте их рассмотрим с вами подробнее.
Ценность – «остров хоккея», то есть ценность увлечения хоккеем. Для Райли важно, чтобы ее увлечение хоккеем, как ценность было интересно окружению, в которое она попала.
Все мы с вами имеем те или иные увлечения и согласитесь для нас важно, чтобы к ним относились уважительно. Приведу пример, я очень сильно увлекаюсь футболом (болею за любимую команду) и данное увлечение я не скрываю, если вижу, что к нему относятся уважительно. Но если я вижу, что к этому относятся негативно, я скрываю это увлечение. И это сказывается на моем настроение на работе, так как я не могу поделиться своими радостями и что-то обсудить.
Следующая ценность – «остров озорства», или как я называю данную ценность – ценность детства. Для нашей главной героини важно было, что она могла иногда себя вести, как ребенок. Согласитесь не всем нравиться, когда кто-то ведет себя как ребенок.
Если у вас есть эта ценность, то вам будет очень некомфортно работать в компании, где данную ценность не приветствуют. Ведь вам будет тяжело все время прятать свою личность, которая любит озорство.
Например, в компании принят строгий дресс код, а имея у себя ценность детства, вам больше привычен другой стиль одежды. И, естественно, вам будет некомфортно носить строгий дресс код.
Третья ценность – «остров честности», ценность честности. Одна из главных ценностей, которая была у Райли. Ей было очень важно, чтобы ее окружали честные люли. Ведь вранье ее раздражало, и она не сможет находиться в окружение людей, которым ценность честности не присуща.
И четвертая ценность нашей героини – это «центр семьи». И это самая важная ценность, ведь ее не зря назвали не островом, как предыдущие три ценности, а назвали центром. Для Райли важна ее семья и эту ценность она всегда будет ставить выше всего.
Например, в компании куда вы пришли работать данная ценность не приветствуется и вам приходиться задерживаться постоянно на работе, либо периодически работаете в выходные дни. Если у вас ценность семьи важная, то вы долго в такой компании не проработаете.
Релокация
Наш мультфильм начинается с того, что семья Райли переезжает в другой город. И с какими сложностями вначале столкнулась наша главная героиня?
«– У нас была масса времени, чтобы пофантазировать о том, как будет выглядеть наш новый домик. Ура! Победили сразу пять вариантов.
– Фу с виду крепкий!
– Вот этот в самый раз для Райли. Нет, нет. Вот этот.
– Сколько раз говорить она не может жить в тортике.
– Этот берем, чтобы все боялись.
– Я чувствую мы уже близко. Вот он наш новый дом, ииии…. Может быть он внутри славный.
– Нас сюда поселят?
– А может не надо?
– Запах просто убийственный.
– Мы можем умереть.
– Так спокойно, от запахов никто не умирает.
– Ааа, там мышь сдохла.
– Мы все умрет.
– Эй, всю дорогу папа хвалился, какая клевая у нас комната. Идемте, посмотрим.
– Нет, нет, нет.
– Начинаю завидовать дохлой мыши.
– Решетки на окне не хватает.
– А так тюремная камера.
– Этот серый вид спасут наши цветочные занавески. Говорят, в пустых стенах простор для творчества.
– И кто это сказал?»
Сейчас в России все чаще и чаще привлекается персонал через релокацию из одного региона в другой. Для нас, как для HR-специалистов очень важно, чтобы данная релокация прошла для нового сотрудника как можно просто и легко. Ведь наш новый сотрудник, как только принял решение, что он готов к переезду рисует себе некую картинку, в которой нарисует свой новый дом, знакомство с новыми людьми, новое питание (если регион чем-то знаменит, например находиться на берегу моря и мы думаем, что будем питаться в основном морепродуктами) и т.д.
Кроме этого, очень важно, чтобы нарисованная новичком картинка совпала с действительностью, то есть, ожидание=реальность.
Как мы с вами видим, из приведенного отрывка выше, Райли нарисовала в своем воображение свой дом и когда она его увидела, ее ожидания не совпали с реальностью. Соответственно ей стало не комфортно, и она почувствовала негодование.
Поэтому, когда вы готовите релоканта к переезду, то помогите ему с поиском нового жилья. И не просто с поиском, а ведение релоканта по всем этапам поиска жилья, начиная от самого поиска и заканчивая заселением в новое жилье.
Узнайте у новичка о его приоритетах при выборе жилья, что для него важно, например, фитнес зал, где он сможет продолжить заниматься спортом.
Помогите релоканту пройти данный этап, как можно легче. Лучше всего, чтобы в компании был ответственный сотрудник, который грамотно снимет запрос у новичка, подберет подходящие варианты, заключит договор и проводит в новую квартиру нашего нового сотрудника. Этот момент также важен в первичной адаптации новичка. Ведь при таком подходе он не чувствует себя брошенным.
Кроме этого, вы должны помочь не только найти новое жилье, но и помочь сотруднику перевезти его семью и свои личные вещи. Чаще всего этот момент мы отдаем на решение самого релоканта и он начинает самостоятельно решать это.
«– Фургон с одеждой приедет только в четверг.
– Ты сказал, что должны привезти сутра.
– Да, знаю.
– Как ты с ними договаривался?»
И как мы с вами видим из данного фрагмента, личные вещи не привезли вовремя и естественно этот момент выбивает, ведь это вызывает дискомфорт и опять у нового сотрудника возникают негативные эмоции.
Если вы на постоянной основе привлекаете в компанию релокантов, то лучше всего заключите договор с транспортной компанией, которая заберет на себя решение данного вопроса. Ведь таким образом мы покажем новичкам заботу о нем.
К чему еще мы с вами, как HR-специалисты должны подготовить нашего новичка? Мы должны подготовить его к специфике региона, в который он переезжает. Например, сделайте некий путеводитель, чем славиться данный регион, какие музеи и выставки есть, чем можно заняться в выходные дни и т.д. Это конечно же трудоемкий труд, но он вам поможет в адаптации новичка на новом месте.
«– Кто делает пиццу с брокколи?
—Что за пиццерия такая, где всего один вид пиццы и такая не вкусная. Хотя конечно не сравнить с тем супом в придорожной забегаловке.
– О, да.»
Как пример, привела вам данный фрагмент мультфильма, который показывает нам, что в регионе куда переехала главная героиня, имеется своя специфика в еде. Нам показали с вами пиццу с брокколи, для нас конечно данная пицца неприемлема, так как для нас более привычна пицца с колбасой, нежели с брокколи.
Поэтому данный момент вы как HR-менеджер тоже должны изучить и подготовить к этому вашего релоканта, чтобы, приехав в новый регион он не удивился этим моментам.
План адаптации новичка
«– Итак первый день в школе. Очень, очень день важный. Я до утра сидела и составляла план. Слушайте, слушайте. Страх ты должен составить подробный план опасностей, угрожающих новичкам.
– Давно готов, только гляну как метеорит пишется.
– Брезгливость, Райли должна быть особенной, но не белой вороной, конечно.
– Сейчас сделаю Райли такой хорошенькой, что одноклассников будет тошнить от зависти.
– Радость. Я за нее. Ты заступаешь на пульт, чтобы Райли было весело и легко. И позволь добавить, что твое платье роскошно. Ой, да что вот это старенькое? Спасибо! Гнев завезли дневные грезы, выгрузи, они могут понадобиться на уроке.
– Весьма вероятно. Если в новой школе скучные учителя, я даже в этом не сомневаюсь.
– О, Печаль, а для тебя есть супер-ответственная работа.
– Ой, да.
– Ага, пошли.
– Что ты делаешь?
– Ой, чудно. Это у нас круг печали. Нужно внимательно следить, чтобы вся печаль осталась внутри.
– То есть мне здесь стоять целый день?
– Ты знаешь свою работу и без моих советов. Главное смотри, чтобы вся печаль осталась в кружке. Видишь у тебя получается. Классно! Правда?
– Не очень.
– Ай, умница. Ну что, вот и весь инструктаж. Мы хорошо проведем день и не хуже неделю и годы».
В мультфильме нам показали, что для Райли никто заранее не подготовил план адаптации и его естественно написали наспех, за одну ночь.
Мы как HR-менеджеры, занимающихся адаптацией новичков не должны этого допускать. У нас должен быть прописан план адаптации на каждую позицию, то есть должен быть создан типовой план, который мы меняем только если есть какая-то специфика, например, как у нашей главной героине – релокация.
Вторая ошибка, которую мы наблюдаем в данном эпизоде – это то, что ответственные сотрудники за адаптацию узнали о плане адаптации за несколько минут до выхода нового сотрудника. Необходимо, чтобы ответственные сотрудники, задействованные в адаптации заранее, минимум за три рабочих дня, знали о выходе нового сотрудника и успели ознакомиться с планом адаптацией.
При этом наша Радость ставит задачу составить план Страху по его задачам. Он ей говорит, что план уже есть. Я же из этого момента вижу, что HR-менеджер (в нашем случае Радость) не знает план адаптации, который подготовил руководитель (в нашем случае Страх). Соответственно мы не знаем с вами правильно ли руководитель проведет адаптацию. А мы как HR-менеджеры должны отслеживать все этапы адаптации и корректировать в случае необходимости руководителя.
Кроме этого, мы видим с вами, что одного из участников в процессе адаптации (в нашем случае Грусть) исключили из плана адаптации и как мы помним из мультфильма из-за этого вся адаптация пошла не так, как планировалась изначально.
Поэтому не забывайте включить в план адаптации всех участников процесса – это очень важный момент. Грамотно составленный план адаптации помогает решить много вопросов в становление новичка, и вся его адаптация пройдет отлично не только в течение первого дня, но и недели и месяца и т.д.
Знакомство с коллективом
«– Всем внимание! У нас новенькая в классе.
– Ужас, с места в карьер. Она ее имела право.
– Райли не хочешь встать и рассказать о себе?
– Нет! Сделай вид, что я проглотила язык.
– Спокойно, отойди».
Вот с таким знакомством столкнулась Райли в первый день. Создатели мультфильма очень хорошо показали нам ее эмоции в данный момент. Согласитесь, если вас вот также попросят представиться перед новым коллективом, вам тоже будет очень неуютно.
Лучше всего представлять нового сотрудника для всех путем рассылки через корпоративный E-mail, где вы вкратце расскажете о его предыдущем опыте, о его хобби и увлечениях и на какую позицию он пришел в вашу компанию.
А вот уже перед коллективом, в котором будет работать новый сотрудник лучше представить по имени. Не надо просить сотрудника рассказать о себе. Не все любят публичных выступлений.
Вот с такими HR-процессами мы с вами столкнулись в данном мультфильме:
Личные ценности;
Релокация;
План адаптации новичка;
Знакомство.
А вообще весь мультфильм хорошо показывает нам, как HR-менеджерам, с какими эмоциями сталкивается новый сотрудник, который решился на релокацию.
Босс-молокосос
О чем данный мультфильм? «Семилетний фантазер Тима ревнует родителей к недавно появившемуся на свет брату. Но малыш – совсем не простой ребенок, он обладает лидерскими задатками, уже носит деловые костюмы и во всем видит бизнес-задачу. Однажды Тим узнает о заговоре, целью которого является уничтожение любви, и организовал его директор компании «Puppy Co». Но одному Тиму не по силам его остановить. Мальчику предстоит объединиться со своим нелюбимым братом, чтобы спасти родителей и вернуть порядок на Земле».
Психологический тест
«В семье Темболах нас было трое. Любопытный факт треугольник самая устойчивая геометрическая фигура».
В начале нашего мультфильма мы, как HR-специалисты сразу же видим с вами отсылку к психогеометрическому тесту, который мы иногда используем на собеседованиях. Это простой и достаточно популярный психогеометрический тест, который направлен на диагностику типа личности.
Перед кандидатом кладется лист с изображением пяти геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и зигзага). Кандидату предлагается выбрать фигуры в порядке привлекательности. Наибольшее значение имеет то, какую из фигур соискатель расположит первой – это позволяет нам определить доминирующие черты характера и особенности поведения.
Наш герой выбрал для себя самой привлекательной фигуру – это треугольник. Давайте рассмотрим, что несет нам данная фигура и оценим подходит ли она Тиму – точно ли описывает личность нашего героя.
Треугольник характеризует лидерство. Данная личность постоянно соперничает и конкурирует с другими. Положительные особенности:
Лидер;
Решительный;
Сконцентрированный на цели;
Уверенный в себе;
Честолюбивый.
Отрицательные особенности:
Эгоистичный;
Не терпит возражений;
Безразличный к мелочам, пока не достигнет цели;
Самонадеянный;
Ориентированный на статус личный.
Похож на нашего героя? Конечно да, мы видим в нем все проявления треугольника.
Первое впечатление – строгий деловой костюм черного цвета
Наш босс- молокосос постоянно ходит в строгом деловом костюме. Что это значит с точки зрения психологии? Это говорит нам о том, что боссу-молокососу присущи такие личные качества, как традиционность, практичность и закрытость.
Это действительно так, и точное описание личных качеств босса. Кроме этого, мы видим, что костюм черного цвета. Давайте рассмотрим какую информацию нам несет черный цвет.
Это цвет элегантности. Положительные ассоциации: изысканность, изящество, достоинство и таинственность.
Когда люди одевают одежду черного цвета?
Не хотят выделяться из толпы;
Им необходимо сконцентрироваться;
Им нужно укрепить свою волю;
Необходимо выстроить дистанцию;
Необходимо отстраниться;
Необходимо много общаться с незнакомыми людьми;
Им необходима уверенность в себе.
Черный символизирует мрачное восприятие жизни. Черный цвет порой отпугивает, а порой привлекает.
Психологи ассоциируют черный цвет с чувством утешения, ощущением тайны и принятие бесконечности. В западной культуре этот цвет считается официальным и солидным. В кино это обязательный цвет злодеев. Священники же его одевают в знак своего смирения перед Богом.
Кто же перед нами?
Не хочет выделяться из толпы;
Сконцентрированный;
Волевой;
Отстраненный;
Общительный;
Уверенный;
Несчастлив;
Склонен к депрессиям;
Одиночка;
Авторитарный;
Требовательный;
Ответственный;
Властный;
Лидер.
Кандидаты, предпочитающие в одежде черный цвет, идеально подходят для работы в банке или юридической компании.
Антилидер.
«– Он с первой минуты начал орать и всеми командовать.
– Ой хочешь бутылочку?
– Ясно было одно, здесь он босс. Он устроил себе офис прямо в центре гостиной. Созывал совещание. Много, очень много совещание. Даже посреди ночи.
– Встаю, я уже встал.
– Мы идем, уже бежим.
– А при малейшем нашем неповиновение, устраивал сбучку. Все подчинялись малейшему движению его пухлой ручки. Все, кроме меня».
Мы с вами выше прописали личные качества Тима и Босса-молокососа, и мы с вами увидели, что они оба являются лидерами.
Вначале единоличным лидером был Тим, а когда в семье появился новый член, который тоже являлся лидером, он естественно, как многие новички в нашем отделе перетянули внимание руководителя к себе.
Мы с вами в данном эпизоде отлично видим, как в коллективе появляется антилидер и что он при этом чувствует.
В данном случае авторы мультика показали ревность: «А как же я?»
Раньше Тим был единственный любимчиком, а сейчас любимчиком стал другой. В связи с этим Тим, всячески показывает родителям на все ошибки, которые совершает Босс-молокосос.
С точки зрения HR этот эпизод нам также показывает, что когда в коллективе появляется два лидера, они начинают воевать друг с другом, перетягивать к себе других сотрудников и если это не предотвратить заранее, то конфликтная ситуация выйдет на свой пик. Лучше всего дайте какую-то сложную задачу, чтобы оба наших лидера были вовлечены в нее, как это было в мультфильме.
Теория поколений.
«Ты уже старый, пора уступить свое место новому поколению. Ты же не устраиваешь родителей старой игрушкой, все хотят новинку».
Когда я, как HR-специалист слышу эту фразу, то я сразу вспоминаю теорию поколений. Ведь каждое новое поколение чем-то отличается от предыдущего.
Сейчас нам с вами встречаются работники трех поколений X, Y, Z. Давайте рассмотрим особенности данных поколений.
Поколение Х – для них самое важное при выборе работы – это уверенность и стабильность. Поэтому для них важно, чтобы оплата труда была фиксированной, без премий и KPI. Кроме этого, поколению Х важно чувствовать себя незаменимой частью корпоративной культуры компании.
В отличие от поколения Х поколение Y не готовы ждать повышения по карьерной лестнице долго, им важен быстрый карьерный рост. Кроме этого, данное поколение легко меняют место работы и не очень склонны задерживаться у одного работодателя надолго. Представители данного поколения очень быстро обучаются. Для них характерна гибкость, баланс между работой и личной жизнью. В работе для поколения Y – это делать работу качественно в срок.
Поколение Z хочет всего и сразу, и семью, и работу, и деньги, и самореализацию. Для них важно ценности, поэтому работодателя они выбирают только на основе этого. Они очень хотят вести свои личные проекты, готовы браться за любые задачи и быстро все делают. Минусом данного поколения является то, что они проводят жизнь онлайн.
Когда мы составляем объявления, мы должны учитывать к какому поколению мы обращаемся.
Сокращение
«– Итак рот на замок, под ногами напутаться. Иначе будут сокращения.
– Нельзя кого-то уволить из семьи. Или можно?»
В данном эпизоде мы видим, что новый босс угрожает своим сотрудникам увольнением через сокращение, если они не будут выполнять его указания.
Естественно сотрудники, которые работают в компании, долго начинают задавать вопросы, а разве их могут уволить? Как же правильно необходимо проводить увольнение через сокращение штатной единицы?
Во-первых сокращение – это не процесс увольнения сотрудника, это процесс упразднения должности. Если при обычном увольнении должность может остаться в штатном расписание и на место работника компания вправе принять другого специалиста, то при сокращении штата так не получится.
Нельзя сократить работника на больничном, работника, находящегося в отпуске, многодетную мать, у которой есть дети до трех лет, мать-одиночку, у которой есть ребенок до 14 лет или ребенок-инвалид до 18 лет, женщину в декрете или беременную.
Вы должны предупредить работника об увольнении по сокращению за два месяца. По ТК РФ сокращение допускается, только если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя ставку. Должность может быть ниже, как и заработная плата. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие требованиям вакансии, имеющиеся у него.
Помните, чтобы законно провести сокращение, оно должно проходить в соответствие с ТК РФ. Сокращение и обычное увольнение – это два разных процесса.
Совещание.
«– У нас совещание. И оно проходит без тебя.
– Без меня говоришь.
– Спасибо, что пришли на срочное совещание. И, прежде чем начать…
– Так точно.
– Несомненно.
– Подтверждаю.
– Джимбо создай помехи. У младенцев наступил кризис.
– Как же так.
– Кошмар.
– Ужас.
– А что случилось?
– Лучше я вам покажу. Плюша устроим представление.
– Начинаем.
– Джимбо выруби свет. Итак, нам достается любви меньше, чем раньше.
– Почему? Мы плохо себя вели?
– Нет, Миссии. Это не мы себя плохо вели, в наши заклятые враги – песики.
– Ооо.
– Нет, нет, теперь вы понимаете.
– Песики? А при чем тут песики?
– Исторически взрослые любили детей больше всего на свете. Каждый хотел иметь детей, мы были трендом многих сезонов. А песик был, так аксессуаром. Но все изменилось, как только на рынке появились новые дизайнерские породы. Каждая зверушка очаровательней предыдущей. Лабродоши помните? Пикапу, чвини. Вот скажите чвини без улыбки.
– Чвинии.
– Не тратьте время, не выйдет. Мы все смеялись над шарпеем, теперь он завоевал Китай.
– Как же так.
– Кошмар.
– Безобразие.
– Дааа. Но это еще не все, Френсис Френси глава компании Песико сделал заявление. Плюша видео.
– У нас по плану релиз самого очаровательного песика в истории. Мы запускаем его на выставке животных в Ласс Вегасе. Но держись мир, мы раздавим конкурентов.
– Ура.
– Нет, Джимбо, не ура. Мы и есть конкуренты. Эти война, песики выигрывают, младенцы отступают. Спасибо Плюш. А если новый песик будет лучше предыдущих? Производство детей закроют и все.
– Ой.
– Какой ужас.
– Дело плохо, детка.
– Что же нам делать?
– Моя задача собрать сведения о песике, чтобы компания приняла меры. А вы мне поможете.
– Гениально.
– Сделаем.
– Вот это наш босс!
– Урааа!
– Урааа! Итак, ваши родители работают на Песико. Вы что-то от них узнали?
– Так точно.
– Несомненно.
– Отлично, тройняшки!
– А, Б, В, Г.
– Нет, что вы узнали о новом песико?
– Ура, песик!
– Нет, Джимбо, песико зло. Джесси зачитай протокол.
– Я не умею. Что написано?
– И это моя команда? Один качек, троица, каляка маляка.
– Именно.
– Так точно.
– Все верно босс.
– Положил печенку на место. Нет результата, нет печенки. Нет, Плюша, нет. Замолчи».
Вот такое совещание авторы нам показали в мультфильме. Давайте разберем его с вами с точки зрения HR.
Первое, что мы видим, что начальник говорит, что у него сейчас совещание, на котором будут все присутствовать, кроме одного Тима. И это он говорит ему в открытую. Если вы проводите совещание, на которое не приглашаете одного из сотрудника своего отдела, то вы должны объяснить почему вы его не позвали, чтобы в отделе не возникла конфликтная ситуация. Ну и естественно нельзя говорить сотруднику: «И оно проходит без тебя», как это было в мультфильме.
Совещание было срочное. Срочное совещание созывают только тогда, когда необходимо срочно и незамедлительно принять какое-то решение. Все остальные совещания должны планироваться заранее. Меня как HR-менеджера часто приглашают на различные совещания, при этом планируют их за 30 минут до начала, и я от этих совещаний отказываюсь, так как считаю, что в любой компании должно быть четкое планирование.
При этом мы видим, что тему совещания объявили только на самом совещание. Это большая ошибка, так как даже если совещание срочное, мы должны обозначить его тему всем задействованным лицам, чтобы они могли подготовиться к нему, даже если совещание через несколько минут. Даже небольшой промежуток времени поможет сотрудникам взять необходимые документы, либо систематизировать необходимую информацию.
Когда Босс-молокосос объявил тему совещания, то в ответ получил много негативных эмоций, так как им до конца не было понятно, почему наступил кризис в компании и виноваты ли в этом они. Поэтому, когда вы проводите такого типа совещания, чтобы не допускать таких высказываний необходимо установить регламент проведения совещания. То есть обозначить как оно будет происходить, чтобы все задействованные лица знали его.
Сама проблема, которая освещалась на совещании, было освещено очень хорошо, и руководитель очень хорошо подготовился, чтобы осветить полностью проблему, по которой было созвано данное срочное совещание.
Далее руководитель объявляет о том, какая задача стоит перед ним – «Собрать сведения о песиках. Чтобы компания приняла меры». Его задача нам всем понятна. Не понятны подзадачи, которые должны выполнять его подчиненные: «А вы мне поможете». Как поможете? Нет поставленных, конкретных задач со сроками и закрепленными ответственными. Когда на совещание озвучивается общая задача, ее необходимо разбить на подзадачи, которые нужно распределить между всеми задействованными сотрудниками.
Во второй половине совещания Босс-молокосос спрашивает о выполнение задачи, которую ранее видимо ставил подчиненным: «Итак, ваши родители работают в Песико? Вы что-то от них узнали?» Предыдущее выполнение задач лучше уточнять вначале совещание, чтобы потом переходить к новым. На что сотрудники ответили: «А, Б, В, Г». Как была поставлена задача? «Вы что-то от них узнали?» Как мы видим конкретной задачи не было поставлено, поэтому и результат выполнения задачи был такой. Руководитель ведь поставил задачу «что ни будь», вот и тройняшки ответили, что выполнили задачу и узнали «А, Б, В, Г». Согласитесь они выполнили задачу. Поэтому, когда вы ставите задачу своим подчиненным, то вы должны их ставить конкретно, ограниченно по времени, хотя бы ставьте задачи по SMART, это самая простая схема постановки задач, чтобы еще раз не уточнять спустя какое-то время, что именно вы хотели получить в результате выполнения данной задачи – «Нет, что вы узнали о новом песике?».
«Джеси зачитай протокол» – естественно каждое совещание должно быть запротоколировано. Всегда вначале совещания делайте ответственное лицо за ведение протокола совещания, если у вас нет возможности привлечь на совещание секретаря. В конце совещания необходимо его зачитать с ответственными лицами и сроками по задачам, которые ставились на совещание. Это делается для того, чтобы проверить все ли важные моменты были зафиксированы. После совещания протокол должен быть выслан всем участникам.
В конце совещания наш главный герой Босс допускает огромную ошибку, а именно он начинает ругать свою команду, демотивировать ее: «Нет результата, нет печеньки». Это ни в коем случае нельзя допускать на общем собрание, ведь это никак не мотивирует команду. В данном случае я бы лично использовала формулу:
С – командная
L – ограниченная во времени
Е – эмоциональная
А – доступная
R – гибкая
Это такой же SMART, но больше направленная на командную работу и имеет эмоциональный подтекст, который в данном случае нужен.
Стрессоустойчивость, как личное качество
«Эй, ты чего? Стрессоустойчивость ноль».
Помните, когда Тим опустил руки, он чуть не расплакался и наш Босс-Молокосос, увидев это, как руководитель сразу же понял, что стрессоустойчивость, как личное качество Тиму не присуще.
Давайте с вами разберем, а что означает стрессоустойчивость. Ведь каждый под этим понимает свое.
Стрессоустойчивость – это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессов без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызвать психические расстройства.
Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности.
Данное личное качество очень часто встречается в резюме. Для специалиста по подбору персонала важно выяснить – как это качество может проявиться у кандидата в реалиях компании. В этом нам поможет открытые вопросы, примеры, которые приведет кандидат как демонстрацию своей стрессоустойчивости, а также кейсы из жизни коллег.
На личном собеседование обращаем внимание на последовательность в описание ситуаций, яркость рассказа, какие выводы он делает.
Очень показательно может быть и смоделированная ситуация. Можно задействовать как коллег по подбору, так и сотрудников из отдела, в который вы ведете поиск специалиста.
Можно ли повысить свою стрессоустойчивость? Психологи утверждают, что это возможно если мы будем:
Делиться своими переживаниями;
У нас будет сбалансированный график работы;
Мы будем полноценно спать;
Уметь расставлять приоритеты;
Будете мыслить позитивно и относится с юмором к проблемам.
Стиль управления
«– А ты не хочешь помочь?
– Я руковожу процессом».
Знакомая ситуация? Думаю, многие хотя бы раз в жизни встречали такого руководителя, который дает указания и ждет их выполнения. А когда подчиненный просит о помощи, то говорит, чтобы он справлялся сам, он ведь руководитель.
Какому стилю управления присуще такое поведение руководителя?
Мне кажется, что это классический авторитарный стиль управления. При авторитарном стиле управления руководитель единолично (без мнения коллег) принимает решения и контролирует каждый этап работы команды. Он дает сотрудникам четкие инструкции: какую задачу, каким способом и в какой срок нужно выполнить.
Это помогает сотрудникам сосредоточиться на выполнение задач.
Данный стиль управления характеризуется требовательностью, жесткостью и строгим контролем.
Авторитарный стиль построен на четкой иерархии. Руководители, которым присущ данный стиль управления может выслушать советы и принять критику своих подчиненных, но при этом действовать будем только с опорой на личное мнение и опыт.
В определенных ситуациях авторитарный стиль управления будет плодотворным, например в кризисное время в компании.
Как сотрудникам необходимо работать с данным руководителем:
Работать четко;
Выполнять задачи в срок;
Если не понятна задачи, то лучше уточнить;
Ставьте в известность руководителя о ходе выполнения задач;
Показывайте свою вовлеченность.
При работе с таким руководителем не принимайте его негативные высказывания близко и только на свой счет.
Традиции.
«– Вот я нашел?
– Что это?
– На работу с детьми.
– Как можно приводить детей туда, где ты работаешь?
– Ну это ведь весело!
– Нас приведут прямо в офис Песико. Мы узнаем, что это за щенок».
Авторы мультфильма показали нам вот такую традицию, принятую в компании – приводить детей на работу. Я еще встречала аналогичную традицию – это когда на работу приходили совместно со своими домашними любимцами.
Вообще любые традиции, которые приняты в компании, важны для сотрудников, ведь на основе данных традиции формируется корпоративные культура и её ценности.
Традиции – это мощный инструмент развития сопричастности сотрудников идеи, миссии компании. У каждой компании свои традиции, масштабность традиции зависит от поддержки руководства и от бюджета, который выделяется на них.
Многие традиции ассоциируются у нас с праздниками. Какие ещё бывают традиции? Связанные с днями рождения – это, конечно, личный праздник, однако получить поздравления от коллег всегда приятно. В некоторых компаниях есть традиции встреч новичков и провожание уходящих сотрудников.
Конечно, есть традиции, которые не привязаны ни к каким датам или событиям, которые исторически сложились, естественно, чтобы традиции не умирали, их нужно грамотно организовывать и управлять. Обратите внимание, а какие традиции есть в вашей компании?
Мотивация
«– Тим надо успокоиться?
– Но как? Я не могу.
– Можешь! Я ведь знаю, что можешь. Смотрим вперед, только вперед сынок, таз поднять, крути изо всех сил. Либо проедешь ты, либо проедутся по тебе. Вот так! Ну вот троеточие.
– Ааа. Колесики! Я на двухколесном не умею.
– Не важно, умеешь или не умеешь, пытайся.
– Ты о чем вообще?
– Путь к успеху неровной дороги, опасная трасса. Бушующие волны. Ты капитан судна. Ты покоряешь океан
– Я капитан судна, я покоряю океан.
– Молодец!
– Дерево. Я в него врежусь.
—Поставь себе цель и не сворачивай.
– Что!?
– Вот теперь сворачивай.
– Получилось, получилось!
– В горы идти нелегко, но сладок спуск».
Авторы мультфильма очень хорошо показали в данном эпизоде, как руководитель может нематериально мотивировать сотрудника на выполнение поставленной задачи.
Тим не умел, а точнее боялся ездить на двухколесном велосипеде. И босс—молокосос нашёл ему правильные слова, чтобы поддержать в нужный момент: «Поставь себе цель и не сворачивай».
И когда Тим добился поставленной цели, он грамотно его похвалил. Поэтому очень важно руководителям поддерживать и помогать сотрудникам при выполнении тяжелой задачи. И естественно, обязательно похвалить сотрудника, когда он выполнил эту задачу, ведь сотрудникам важно получать обратную связь по выполнении задачи и оценке её выполнения.
Ценности.
«– Ты ничего не знаешь, что такое иметь семью.
– А ты не знаешь, что такое иметь работу.
– Ты ничего не знаешь, что такое объятие, о сказках на ночь или песнях.
– Да брось, что ты как младенец.
– Сам ты младенец».
В данном эпизоде мы четко видим, как два сотрудника, у которых разные и противоположные ценности, спорят об этом.
Давайте посмотрим, чем отличается друг от друга две эти ценности.
Семья является важнейшим фундаментом, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для развития личности.
Ценность работы – это ценность, когда вы работу ставите на первое место. Наш босс— молокосос родившись сразу пошел работать менеджером. Он не рос в семье. Ему эта ценность семьи не знакома. Он привык, что самое главное – это работать, добиваться результата в работе, идти по карьерной лестнице.
Тим же рос в полноценной семье, где каждому члену семьи данные ценности присущи, и они ее передают друг другу и поддерживают ее друг в друге. Поэтому, когда босс—молокосос узнал более близко, что такое ценность семьи, он начал менять свое отношение к работе, и когда он вернулся обратно в привычный мир, он понял, что данная ценность семьи для него теперь тоже важна. И когда он понял, что покидает компанию, где нет ценностей семьи, как он этому был рад, он танцевал. Он вел себя так как ему нравится, а не показное поведение.
Увольнение.
«Ты уволен и никакого тебе золотого парашюта».
Эта фраза, конечно, больше известна HR—менеджеру. Но иногда нам приходится увольнять сотрудника, который просит для себя золотой парашют, а именно большую компенсацию и мы данную компенсацию не всегда можем утвердить, так как немногие компании готовы платить выходное пособие при увольнении.
Выходное пособие – это денежная компенсация, которую выплачивает работодатель по причинам, независящим от сотрудника. Сумма выплаты зависит от причины увольнения. Выходное пособие выплачивается в размере среднего месячного заработка или двухнедельного среднего заработка.
Мы с вами рассмотрели мультфильм «Босс— Молокосос», в нем мы с вами увидели следующее, HR-процессы:
Психологический тест;
Первое впечатление – строгий деловой костюм, черного цвета;
Антилидер;
Теория поколений;
Сокращение;
Совещание;
Стрессоустойчивость как личное качество;
Стиль управления;
Традиции;
Мотивация;
Ценности;
Увольнение.
Душа
О чем данный мультфильм? «Уже не молодой школьный учитель музыки Джо Гарднер всю жизнь мечтал выступать на сцене в составе джазового ансамбля. Однажды он успешно проходит прослушивание у легендарной саксофонистки и, возвращаясь домой вне себя от счастья, падает в люк и умирает. Теперь у Джо одна дорога – в Великое После, но он сбегает с идущего в вечность эскалатора и случайно попадает в Великое До. Тут новенькие души обретают себя, и у будущих людей зарождаются увлечения, мечты и интересы. Джо становится наставником упрямой души 22, которая уже много веков не может найти свою искру и отправиться на Землю».
Штатное расписание
«– Простите, что отвлекла мистер Гарфильд.
– Ничего, хоть уши передохнут.
– Эй.
– Вот он очень хорош. Это не так. Так чем могу помочь миссис Ороу?
– Как директор хочу вас обрадовать самолично. Больше никаких подработок! Вы в штате на полной ставке учителя, соц.пакет, мед.страховка, пенсия.
– Ого, это супер.
– Вы в рядах славной семидесятой Джо. Поздравляю!
– Спасибо!»
В каждой компании есть утвержденное штатное расписание. Когда нам необходимо принять в штат сотрудника, а штатной единицы нет, то мы принимаем его вне штата и оформляем это как подработки.
В данном эпизоде мы видим, что наш главный герой был принят на работу только после того, как в штатном расписание появилась свободная ставка.
Мы с вами видим, что, когда сотрудник принимается в штат у него, появляются социальные гарантии. У нашего героя теперь появился социальный пакет (отпуск, оплата больничных и т. п.); медицинская страховка (ДМС) и естественно пенсионные отчисления.
Данный момент для многих сотрудников очень важно, чтобы их принимали в штат компании, так как это уверенность и стабильность. А это сейчас главные мотиваторы соискателей.
Собеседование – представление кандидата заказчику
«– Доротея, вот чел, про которого я рассказывал. Музрук моего школьного кружка, мистер Гарден.
– Эээ, просто Джо, Доротея. Ааа, то есть мисс Ульямс. Очень приятно, просто бесподобно.
– Эээ, Джо, сын Рей Гардена.
– То есть мы докатились до школьных учителей. Садись за инструмент, я даю один шанс».
Авторы мультфильма показали нам один из постоянных элементов в работе специалиста по подбору персонала – это продажа кандидата заказчику. Те, кто работает в данной сфере давно, увидели в данном эпизоде много ошибок.
Когда мы приводим соискателя на собеседование к заказчику, мы должны представить заказчика по ФИО и должности и кандидата по имени. Как мы видим в данном эпизоде был представлен соискатель, но не была представлена Доротея, как положено. То есть в данном представление как бы предполагалась, что Джо знает кто перед ним находится. Даже если соискатель знает по имени заказчика мы должны их представить друг другу.
Так же мы видим еще одну ошибку в данном эпизоде – предварительно кандидат не был представлен заказчику по резюме. В связи с этим о кандидате было рассказано вначале собеседование. И обратная связь предварительная была сказана при соискателе. А вы видите, что это обратная связь негативная. Заказчик уже оценил соискателя: «то есть мы докатились до школьных учителей». И если бы Джо не отыграл на отлично, то представляете, чтобы он еще услышал в свой адрес.
Наставник
«– Наставничество не для каждого. У вас всегда есть выбор.
– Я вот прям почувствовал, как во мне проснулся наставник.
– Рада – это слышать».
Мне очень нравится этот момент в мультфильме. Ведь фраза: «Наставничество не для каждого» – это лозунг, которого мы как HR-менеджеры должны придерживаться при назначении наставников.
Когда мы в компании внедряем проект наставничества нам необходимо определенное количество наставников, чтобы проект заработал в полную силу. Мы идем и обращаемся к руководителям подразделений и просим их выделить нам сотрудников для наставничества.
Руководители выделяют нам их. Но мы забываем главное – спросить самих сотрудников, а хотят ли они быть наставниками.
И как мы видим из данного фрагмента, Джо не хотел быть наставником, но ему показали, что ему будет, если он на это не согласится и он сразу же почувствовал, что в нем проснулся наставник.
Наши сотрудники могут быть отличными и результативными, но они не хотят брать на себя ответственность за обучение новичков. Либо сотрудник хочет быть наставником, но у него нет необходимых навыков для наставничества.
Поэтому, когда вы отбираете наставников, то вы должны проводить оценку кандидатов, а не брать в проект наставничества всех подряд. Кроме этого, для каждого наставника необходимо прописать программу обучения, чтобы правильно обучить новичка, например обучение навыку дачи обратной связи (в какой момент наставничества и как правильно давать ее).
Наставник – это учитель, который передает своему ученику знания.
Кадровый резерв
«Ну что ж, начнем».
На данный эпизод в одном из пабликов увидела подпись: «Когда ищем сотрудников из кадрового резерва, когда нужно закрыть одну позицию изнутри».
В любой компании мы ведем базу внутреннего кадрового резерва. Если в компании ведется кадровый резерв правильно, то необходимого кандидата вы найдете сразу и быстро, так как мы ведь сами распределяем сотрудников в нем и после оценки и развития определенных компетенций, закрепляем его в кадровый резерв для определенной должности.
А если мы просто заносим сотрудника в кадровый резерв и когда нам необходимо закрыть позицию через кадровый резерв начинаем искать.
«Душечка, душа, ты где-то тут, и я тебя найду».
В данном случае мы видим, что нам необходимо рассмотреть каждого сотрудника, который находится в кадровом резерве, чтобы оценить подходит ли он на вакантную должность.
Чтобы кадровый резерв был правильно построен в компании вы должны выявить совместно с руководством приоритетные должности для компании, для которых необходимо создать внутренний резерв. Далее мы с вами проводим конкурс среди сотрудников компании, где оцениваем их и с учетом их развития.
Отобранных сотрудников заносим в резерв и каждому прописываем индивидуальный план развития. После того, как все пройдут план развития, проводим еще раз итоговую оценку. После которой для каждой должности оставляем по три сотрудника в кадровом резерве. Остальным даем развернутую обратную связь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70553824?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.