Жизнь: невидимые законы реальности. Как обрести твердую опору в быстро меняющемся мире
Дмитрий Нортман
Народное признание. Книги, которые стали интернет-бестселлерами
Мы часто боремся с жизнью, вместо того чтобы отдаться ее силе и мудрости. В итоге испытываем разочарование, фрустрацию, теряем целостность и связь с самими собой. Эта книга призвана помочь читателю увидеть принципы устройства нашей реальности и осознать свое уникальное место в мире.
Написанная кандидатом наук, исследователем, продюсером и музыкантом Дмитрием Нортманом, она поможет обрести утраченное чувство ясности, спокойствия, свободы и легкости.
Благодаря отсылкам к древним духовным знаниям и современным научным исследованиям она подробно расскажет, как жить в легкости и гармонии, действуя во благо себе и окружающим, как ставить цели, чтобы испытывать глубокое удовлетворение. А еще как выбирать свой путь в соответствии с подлинным призванием.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Дмитрий Нортман
Жизнь. Невидимые законы реальности. Как обрести твердую опору в быстро меняющемся мире
© Нортман Д., текст, 2024
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024
* * *
– Зачем искать что-то еще, если ты не нашел истину?
– Зачем искать что-то еще, если ты нашел истину?
Предисловие
С каждым днем все больше людей вовлекается в созидательные процессы, нацеленные скорее на служение и заботу о других, нежели просто на зарабатывание денег. Фокус внимания и постановка цели меняются. Влиятельные люди, деятели науки, писатели заявляют в интервью, что главное в жизни за деньги не купишь, что больше всего они жаждут вовсе не успеха в его растиражированном понимании.
Психологи говорят, что в основе всех страхов лежит страх смерти. Но что лежит в основе наших желаний? Я думаю, что все наши поиски и желания вырастают из стремления к счастью, гармонии и благополучию, то есть из жажды воссоединения с утраченной духовностью.
Я говорю вовсе не о принадлежности к какой-либо конфессии, а о прочной связи со своим ядром, основой – со своей душой. О знании уровня «кто я» и «для чего я нужен» и вытекающих из этого знания действиях. Редко кто сейчас поспорит с тем, что благополучие не сводится только лишь к финансовому положению. Жить «по душе» – это тренд.
Количество людей, пропагандирующих созидательные идеи и духовные ценности, растет благодаря десятилетиям, прожитым в атмосфере гуманизма и в условиях доступности практически любой информации. Мы все хотим благополучия не только для самих себя, поэтому стремимся делиться знаниями с другими. Появляется все больше и больше книг и гуру. Далеко не все из них пророки, однако скорость распространения знаний позволяет отсеивать неработающие, ложные алгоритмы, оперативно проверять концепции и передавать информацию о том, что действительно работает, помогает и улучшает наши взаимоотношения с собой и окружающим пространством.
Все это в конечном счете ведет нас к стабильному и относительно однородному, устойчивому развитию. Все больше людей «пробуждаются» от стандартной, привычной модели реальности и начинают задавать вопросы: «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Как тут все устроено?», «Могу ли я изменить свою жизнь и как это сделать?», «Что предопределено в моей жизни, а что нет?», «Что такое счастье и достижимо ли оно для меня?» Все больше людей склоняются к тому, что реальность – это не совокупность строго заданных параметров, а живой и гибкий конструктор, неотделимый от нашего собственного сознания. Мы начинаем понимать, что несем личную ответственность за то, что транслируем в мир. Это также заставляет нас задаваться каверзными вопросами о том, что такое человек, для чего он живет, как он взаимодействует с окружающим миром, в чем состоит смысл жизни и в чем заключается подлинный успех.
Как и любое пробуждение после долгого сна, этот процесс не всегда комфортен и требует адаптации, терпения и повышенного внимания к окружающим нас реалиям.
Мне все это видится как забавная игра, в процессе которой наш интеллект сначала отгородил нас от собственной природы толстой зеркальной стеной, а затем начал потихоньку сверлить в ней отверстия. В далекие, донаучные времена мы просто слепо во что-то верили. Затем, отказавшись от веры, приравняв ее к необразованности, мы встали на путь поиска доказательств того, что мир, в котором мы существуем, абсолютно реален.
Общественно-технический прогресс имеет двоякую репутацию. Да, он не дал нам ответов на главные вопросы и не способствовал налаживанию гармоничных отношений с природой. Зато он позволил нам снять шоры и осмыслить свое развитие, искать наиболее эффективные жизненные стратегии, посвятить больше времени расширению сознания и обретению более глубокого понимания реальности.
И вот, двигаясь по восходящей спирали, мы вновь приближаемся к мировоззренческой концепции, которая издревле существовала в восточных философских школах, но отрицалась рациональным умом человека эпохи Ренессанса. Только теперь мы оснащены теориями и фактами, набором научных данных, результатов наблюдений и экспериментов. Причина нашего возвращения – не просто вера, но глубокое понимание и осознание жизни.
В чем же состоит наш личный прогресс, какая задача у нашей личной эволюции? На мой взгляд, это развитие сознания каждого человека до такого уровня, когда все, о чем он будет просить у Вселенной, – это возможность служить ей лучше и эффективнее, всецело реализовать свой индивидуальный потенциал на благо целого, единого, взаимообусловленного мира.
Я убежден, что в скором времени количество людей, интересующихся духовным развитием, перерастет в качество и то, что сегодня называют странным и нетрадиционным, завтра станет само собой разумеющимся. Когда-то человек мечтал оторваться от Земли и взлететь, сегодня я предлагаю мечтать о том, чтобы каждый человек мог осознанно задать себе вопрос о том, как ему достичь благополучия и счастья, и найти на него ответ. Если каждый окажется на своем месте и станет жить с осознанием законов реальности, не будет и причин для конфликтов – ни внутренних, ни внешних.
О том, как и каким путем прийти к этому, и рассказывает эта книга.
Дмитрий Нортман
Введение
Жизнь – как катание на велосипеде: чтобы двигаться, ты должен постоянно сохранять равновесие.
Альберт Эйнштейн
Последователи философии New Age и адепты фильма «Секрет» учат нас, что Вселенная – это бесплатный супермаркет. В это приятно верить, но так ли это? Неужели все в мире создано лишь для того, чтобы удовлетворять ненасытные потребности человека?
Мы слишком часто боремся с жизнью и пытаемся быть успешными и нахватать как можно больше всего с полок супермаркета, вместо того чтобы резонировать с естественным ходом вещей и событий. Мы плывем против потока, стараемся добиться чего-то, что нас не радует и не приносит большой пользы другим, того, что считают лучшим наши родители, друзья или общество в целом.
Порочность этого подхода становится особенно очевидной в периоды кризисов, выгорания и отчаяния, когда мы бесцельно бродим во времени и пространстве собственной реальности и чувствуем, что она не поддерживает нас, а только ограничивает, разочаровывает, загоняет «в угол».
В нас может проснуться желание ощутить под ногами твердую почву, найти поддержку – что-то весомое, большее, чем мы сами, незыблемое, настоящее. Это и есть стремление к истине.
Итак, о чем эта книга и нужна ли она вообще? Так ли она полезна, чтобы ставить ее на и без того переполненную полку книжного магазина? Литературы о целедостижении, успехе, о том, как работает сила мысли, и о том, как стать счастливым, и так много.
Однако понятие успеха в них, как правило, сводится:
• к общепринятой модели успеха с ее внешними атрибутами;
• к достижению желаний, умению претворять свои цели в жизнь;
• к одобрению со стороны других людей (то есть соответствию их картине мира, зачастую вопреки нашим личным убеждениям, ощущениям и верованиям).
Эта книга, анализируя интеллектуальное и духовное наследие Запада и Востока, поспособствует осознанию и принятию нашей собственной природы, научит воспринимать жизнь с позиции подлинного создателя реальности, игрока большой команды под названием «человечество», избавит от зависимости от ложного понятия успеха.
Вместе мы ответим на главные вопросы:
• Есть ли у человека предназначение и в чем оно заключается?
• Что такое душа?
• Существуют ли более высокие уровни реальности?
• Есть ли Бог?
• Что такое абсолютная любовь и как научиться ее испытывать?
• Что такое подлинный успех и как соотнести реализацию своих личных целей с жизнью, наполненной радостью и умиротворением?
• Что управляет нашей реальностью и как формируются события?
• Зачем нужна смерть? Есть ли жизнь за ее пределами и хоть какой-то шанс на бессмертие?
• Как жить благополучно во всех смыслах этого слова?
• Существует ли высшая, универсальная истина?
• Можем ли мы ее обрести?
Здесь вы не найдете жестких предписаний, догм, попыток навязать тот или иной взгляд на действительность. Каждый сделает вывод сам в соответствии с тем, насколько те или иные положения книги резонируют с его глубинными личностными ценностями и потребностями.
Эта книга исследует место и роль человека в ландшафте единого мироздания. Она соединяет духовные практики с проверенными научными данными, имея своей целью убедить даже самых закоренелых скептиков в том, что нематериальный аспект человеческого существования (наше сознание) – это основа природы жизни. Многовековая мудрость раскрывается в виде базовых универсальных принципов мироздания, которые так часто игнорируются или упускаются из виду современным человеком, вовлеченным в навязанное, искусственное представление о реальности, сформированное фрагментарными знаниями и догмами прошлого.
Благодаря религиозной литературе у многих из нас сложилось впечатление, что духовная жизнь – это нечто противоположное жизни мирской, требующее аскезы и многолетнего уединения. Однако все совсем иначе. По-настоящему вырасти и познать жизнь можно, лишь погрузившись в ее течение, отзываясь на каждый импульс, который проникает к нам из окружающего пространства.
Как книга соотносится с различными религиями? Книга ни в коей мере не является религиозной, однако не противоречит известным Книгам Жизни, а скорее, напротив, пытается раскрыть смысл того общего, что в них есть. Религии говорят о подобии человека Богу как о главной ценности жизни и считают достижение этого подобия главной целью человеческой жизни. Если в своих рассуждениях мы принимаем известный постулат о присутствии Создателя (или Единого Разума) во всем, то, внимательно глядя на мир и на самих себя, мы смотрим на самого Создателя и учимся у него.
В основе любой религии всегда существовало некое смысловое ядро, представляющее из себя суть учения. Оно и являлось источником истины, не претерпевая социальных адаптаций, не становясь средством или способом управления, доминирования, манипуляций. В иудаизме это каббала, в исламе суфизм, в индуизме йога или веданта. Мы все хотели бы усвоить и удержать истину, но ее невозможно просто знать, хоть она и довольно проста. Истина – это состояние души, способность жить и взаимодействовать с миром на самом глубоком уровне своего существа.
Довольно часто в этой книге даются отсылки к буддизму, но это не означает, что я считаю, что он лучше или хуже других философских или религиозных течений. Суть в том, что изложение информации в буддистских источниках обычно довольно нейтрально и более всего соответствует современному подходу к пониманию реальности.
Является ли эта работа научным исследованием? Изначально так и было задумано. Однако в процессе работы она существенно трансформировалась, и сейчас ее, скорее, можно отнести к разряду книг о духовности.
Если мы посмотрим на величайших ученых, на которых я с огромным уважением нередко ссылаюсь на страницах книги, мы поймем, что это – ученые-мистики, пионеры и разрушители шаблонов, принесшие в мир больше вопросов и загадок, нежели ответов, а никак не типичные ученые своего времени, работающие и мыслящие узконаправленно, в отсутствие какой-либо связи с другими дисциплинами, идеями, представлениями, фактами, исследованиями, сферами жизни. Как писал Никола Тесла: «Современные ученые мыслят глубоко, вместо того чтобы мыслить ясно. Чтобы мыслить ясно, нужно обладать здравым рассудком, а мыслить глубоко можно и будучи совершенно сумасшедшим».
Когда-то мотивацией для написания этой книги для меня стали белые пятна в моем собственном миропонимании, а также отсутствие у меня цельной, законченной картины реальности. Я чувствовал, что во всей этой постньюэйджевской философии в духе «Подсознание может все» Джона Кехо есть какой-то существенный пробел. Хорошо, я могу осуществлять свои мечты, претворять в жизнь идеи и желания… Но во имя чего? Всем этим идеям не хватало какой-то основы, ядра, привязки к универсальным законам устройства мира, которые бы все объяснили, не хватало ответа на вопрос «Зачем?». Потребовалось несколько лет, прежде чем я обнаружил отправную точку, вокруг которой бы выстраивалось все остальное. Без такой основы любые концепции, советы и идеи – как дом без фундамента.
Человек – часть мира. В то же время мир – это картина, набор представлений и паттернов в сознании человека. За его пределами нет ничего. В то же время это «ничего» и есть чистое сознание, которым мы все по-настоящему и являемся.
Я постарался сделать эту книгу максимально практичной.
В процессе чтения вы начнете осознавать, как соединить высшую мудрость с вашим личным жизненным путем, чтобы действовать на благо себя и мира. Вы научитесь ставить цели так, чтобы испытывать удовлетворение и счастье, а не впадать в зависимость от них, погружаясь в отчаяние, усталость и фрустрацию.
Было бы здорово, если бы в самом начале нашего пути кто-то протянул нам книгу и сказал:
– Прочти! Эта информация поможет тебе стать гармоничным, успешным, удовлетворенным, счастливым, любящим и любимым человеком. Научит тебя жить целостной жизнью, а не бояться и сопротивляться. Покажет истинную глубину жизни, суть вещей и обозначит законы, по которым существует и развивается Вселенная.
Это позволило бы нам с первых самостоятельных шагов руководствоваться мудростью всех предшествующих поколений, не изобретать велосипеды, не становиться адептами популярных концепций, не плутать во тьме невежества, не делать лишних кругов, не убегать от себя, не впадать в ступор от встречи с неизвестным. Обесценило бы это наш опыт? Конечно, нет! Самосовершенствование, развитие и трансформация возможны только во время активного движения по жизненному пути, уникальному для каждого человека. Придало бы это ему больше осмысленности, мудрости и истинной глубины, основанной на универсальных ценностях? Скорее всего, да.
Поэтому давайте прямо сейчас начнем путь к себе и к здоровому и конструктивному взаимодействию с реальностью.
Часть I. Что мы знаем о себе и о мире?
Глава 1. Добро пожаловать на Землю
Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле.
Все вещи связаны – как кровью, которая соединяет семью.
Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли.
Мы не плетем паутину жизни, мы просто вплетены в нее.
Что бы мы ни делали паутине, мы делаем себе[1 - Из речи индейского вождя Сиэтла (вождя племен суквомиш и дувамиш).].
Сиэтл, сын вождя суквомиш Швиба и Шолицы, дочери вождя дувамиш
Вы хотя бы раз в жизни просыпались с мыслью: «Зачем все это? В чем смысл?» Смотрели в зеркало и спрашивали себя: «Кто я?» Пытались ответить на вопрос: «Что представляет собой мироздание?»
Уверен, что да. Рано или поздно такие вопросы задает себе каждый человек, а затем или пытается найти на них ответы, или откладывает поиски на потом или чаще – навсегда. Я тоже проходил через этот этап, когда не знаешь, куда идти и чему верить.
Эзотерика не слишком точна, основывается на непроверенных данных и является прекрасной нишей для спекуляций.
Религиозная литература зачастую искажена догматизмом и многочисленными интерпретациями.
Личный опыт искателей и философов субъективен.
Научные знания часто ограничены общепринятыми постулатами. Кроме того, результаты многих исследований могут быть поставлены под сомнение из-за так называемого «эффекта ожиданий экспериментатора». Именно из-за него результат любого эксперимента с большей вероятностью будет соответствовать ожиданиям того, кто его проводил[2 - Шелдрейк Р. Семь экспериментов, которые изменят мир: Самоучитель передовой науки. М.: София, 2004.].
Говорят, что прислушиваться стоит лишь к своему внутреннему голосу, только вот никто не научил нас, как это делать. Определенные практики, включая медитацию, могут помочь установить контакт с собой. А дальше возникает интересный вопрос: «Что это значит – быть собой?» И, вообще, как отличить настоящее «я» от возможных «подделок»?
Часто мы не понимаем самих себя, не видим настоящей ценности и смысла жизни, не осознаем роли и места человека в мироустройстве… мы даже не всегда отслеживаем процессы, происходящие в собственной жизни, тратя силы на борьбу с собственной тенью. А если так, то чего стоят все наши победы и достижения, приходя к которым мы не испытываем подлинного удовлетворения, умиротворения и счастья? Если продолжаем спрашивать себя: «Туда ли я иду?» Если сомневаемся в смысле и ценности собственных поступков?
Увы, в том, как большинство людей сегодня понимают мир, есть много такого, что противостоит глубинным потребностям человека. Получить хорошее образование, добиться стабильности, много зарабатывать, красиво отдыхать – действительно ли эти цели-штампы являются вашими? Мы ставим их, опираясь на социальные клише. Они кажутся нам абсолютом. Но на самом деле они изменчивы. Отношение к семье, сексу, власти, бедности и богатству меняется под влиянием среды, социальной и политической обстановки. Еще 100 лет назад весь мир считал худобу признаком болезненности, а сейчас люди стараются выглядеть как можно более стройными. Сегодня мы провозглашаем гуманизм, но стоит начаться войне – и все наши ценности перевернутся вверх дном. Эта нестабильность обостряет конфликт между популяризированным образом идеальной жизни и истинными желаниями.
Мы начинаем понимать, что скопированные жизненные стратегии не соответствуют нашим глубинным ожиданиям, что мы внутренне с ними не согласны. И тогда возникает желание протереть стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Сколько всего на него налипло из-за привычки пассивно и негласно присоединяться к общепринятой модели реальности? И что делать, если наши жизненные ориентиры окажутся не более чем пылью на лобовом стекле?
Возможно ли вернуть систему к «заводским настройкам», когда карта в нашем уме соответствует территории, а жизнь по-настоящему наполнена ценностью и смыслом? Осознавая всю значимость и желая этого добиться, мы часто бросаемся в крайности.
Некоторые пытаются преодолеть разрыв исключительно посредством интеллекта. Бесконечно анализируют все свои действия и ищут ошибки. Но в основе решений, приведших к фрустрации, лежат те же убеждения и концепции, с помощью которых они пытаются провести анализ. Найти ту самую роковую ошибку не выходит. Получается замкнутый круг.
Другие полагают, что им поможет вера. Но и здесь не все так просто. Каждая глобальная мировоззренческая концепция (духовное учение), сформулированная просветленными людьми, изначально была призвана стать прямым проводником к истине и гармоничной жизни. Однако в процессе трансформации из метода в религию эти концепции встраивались в систему общественных отношений и обрастали всевозможными интерпретациями. В результате они становились скорее посредником и средством контроля, нежели опорой для людей на пути осмысленного следования универсальным законам природы. И теперь пробраться к изначальному смыслу учений сквозь многочисленные наслоения может быть очень нелегко. Сегодня мы чаще обращаемся к высшим силам, например Богу или Вселенной, как ко всемогущему джинну с бытовыми просьбами о здоровье, благосостоянии, получении желаемого, а не с благодарностью, молитвами о познании истины или за помощью на духовном пути.
Прослеживается тенденция найти прибежище в психологической работе. Некоторые техники в моменте действительно помогают, но зачастую все же не дают истинного, целостного понимания жизни и твердой опоры, поскольку созданы все тем же человеческим умом, который и привел нас в тупик. В итоге вся помощь осуществляется на уровне, который Стивен Кови называл «социальным пластырем»[3 - Кови С. Семь навыков эффективных менеджеров. Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала. М.: Альпина Паблишер, 2012.], а мы мечемся от метода к методу в тщетных попытках познать себя.
Так возможно ли всерьез вкладываться в самореализацию, оставаться счастливым, жить с чувством осмысленности и правильности всего, что нами делается, ощущая свою пользу и нужность? Да, возможно!
И для этого важно понять, кто мы есть, для чего мы в этом мире и как мы с ним взаимодействуем.
Но как этого добиться? История знает два способа.
Первый – наблюдение за природой и мирозданием в целом. Древние цивилизации таким образом смогли достичь многого в понимании сути вещей.
Второй способ – получить нужные знания напрямую, благодаря расширению сознания, поверив, что знание действительно находится «внутри нас». Или же обратиться к людям, которых мы называем просветленными, святыми или гуру. К тем, кто обладает высоким уровнем духовного развития и миропонимания и имеет связь с Единым Сознанием, в разных течениях именуемым Богом, Высшим Разумом, Источником, Атманом, Творцом или Создателем.
Чтобы выпрыгнуть из порочного круга, нам требуется подняться на уровень выше и посмотреть на мир с высоты птичьего полета. Увидеть картину целиком, а не отдельные ее пазлы, понять действие механизмов, регулирующих всю систему, частью которой является и человек.
Мы убеждены, что являемся высшим звеном эволюции и сами устанавливаем правила и вершим судьбы. Так оно и есть, но лишь на самом поверхностном уровне – на уровне видимых причин и следствий. Поэтому мы неизбежно остаемся в проигрыше, когда воспринимаем жизнь только как ресурс для реализации собственных планов и амбиций, а не как возможность сотворчества с силой, создавшей нас.
Не человек изобретает жизнь и управляет ею, как сейчас принято думать. Он сам – неотъемлемый элемент жизни. Он и есть сама жизнь.
Представьте, что человечество – это рука Вселенной. Что бы мы делали, если бы наша рука начала жить «собственной жизнью», провозглашая свои порядки, устанавливая правила, пытаясь обособиться от тела? Это очень похоже на то, как действует сегодня наша цивилизация.
Все в мире развивается по определенным принципам и законам, препятствующим энтропии и хаосу. Спонтанные же и необузданные мысли, в водовороте которых мы существуем, напротив, порождают хаос, блокируя естественный, благодатный ход вещей. В результате человек обнаруживает себя выброшенным за пределы жизни со всеми своими правилами, мыслями, привычками, ценностями и мировоззрением.
Без прочной опоры в виде истинной картины мира и знания законов, во власти которых находится наша жизнь, выбрать верный вектор движения непросто. Вот почему многим людям так отчаянно не хватает присутствия смысла или чего-то по-настоящему прочного, фундаментального в ежедневной и быстроменяющейся карусели событий. Если истина – это ось, то чем дальше от нее мы вращаемся, тем большие перегрузки, дискомфорт и неполноценность ощущаем.
Хорошая новость состоит в том, что каждый из нас рожден с истиной внутри.
Однако мы разучились осознавать ее в себе. Желая добраться до истины, мы пытаемся самостоятельно проложить самый короткий маршрут. Но дороги раз за разом ведут не туда. Окончательно заблудившись, мы забываем, где находится наш дом и какова фундаментальная точка опоры на пути. А она не где-то «там», за пределами Вселенной, не в гималайских пещерах или монастырях Тибета, не в загадочной Шамбале, а в нас самих.
Наши предки знали это. Но почему же мы забыли, ведь истина – одна для всех времен?
Мы похожи на космических скитальцев, которым когда-то давно поручили миссию перенести свою цивилизацию на другую планету, поделиться со Вселенной своими знаниями и опытом. Люди умирали и рождались, стирались традиции, менялись привычки и представления о смысле и ценности всего путешествия, а они все продолжали лететь. В результате миссионеры окончательно забыли, кто они и откуда, где их планета, куда они движутся и с какой целью. Так родилось забвение.
Сотни лет наша цивилизация находилась в состоянии дефицита ресурсов. Пока под вопросом было выживание, люди могли думать только об удовлетворении базовых потребностей. Но сейчас человечество вступило в эпоху величайших возможностей и торжества технического прогресса. Мы строим грандиозные планы на бессмертное будущее и разрабатываем нанороботов, способных обновлять ткани и органы и решать любые задачи внутри человеческого тела. Мы вырабатываем энергию из ветра и солнечного света, погружаемся на дно морей и неустанно ищем новые, все более мелкие частицы в квантовом пространстве. Управляем квадрокоптерами одной лишь силой мысли, открываем новые звезды в разных частях галактики. Чтобы осознать все это динамично развивающееся пространство в деталях, достаточно полистать книги Митио Каку, Рэя Курцвейла, Юваля Ноя Харари или Ника Бострома.
Но давайте попробуем разобраться, почему же человечество до сих пор не может вырваться из ловушки иллюзий. Почему прогресс, позволивший нам закрыть базовые потребности, так и не сделал нас счастливыми? Почему, живя в несравнимо лучших условиях, мы растеряли знания, добытые нашими предками?
Если раньше мы бросали силы на борьбу с голодом и болезнями, то сейчас сражаемся с лишним весом, одиночеством, депрессиями и статистикой суицидов. Задумайтесь: рост продаж антидепрессантов в России только за пять лет вырос на 50 %[4 - По данным DSM Group.]. Вместо ощущения себя Творцами этой жизни мы погружаемся в состояние тревоги, неуверенности, опустошенности. А пытаясь выйти из этого состояния, начинаем играть в прятки сами с собой. Ищем способы приукрасить реальность или отвлечься от нее: от гедонизма и постоянного поиска развлечений до психотропных средств или отождествления себя с героями виртуальных миров.
Но это не помогает, и так начинается поиск тех, кто, как нам кажется, может избавить нас от ощущения потерянности, дать опору и указать путь к гармонии. Ходим к психологам, астрологам, космоэнергетам, тета-хилерам, наставникам, на репаттеринг, к гипнотерапевтам, менторам, коучам и т. д.
На полках ежегодно появляются сотни книг, гарантирующих достижение целей и предлагающих всевозможные техники воплощения желаний в реальность. Обратите внимание, как растут тиражи литературы на тему личностного и духовного роста. Исследование рынка подобной литературы показало, что объем продаж книг по саморазвитию в 2019 году достиг 18,6 миллиона долларов[5 - По данным NPD Group.]. Marketdata Enterprises, Inc., ведущий независимый издатель маркетинговых исследований, в 2019 году выпустил отчет под названием «Рынок продуктов и сервисов для самосовершенствования в США». По прогнозу компании, к 2022 году только в Америке этот рынок будет оцениваться в 13,2 миллиарда долларов!
Позиционировать себя мудрым гуру, дерзнувшим давать ответы на экзистенциальные вопросы, становится по-настоящему выгодно. Ведь сейчас так модно говорить об осознанности. Этим словом пестрят тексты, посвященные личностному росту, йоге, медитации, духовности, практикам и теориям восточных философий.
Но что, если это лишь осознанность ради осознанности – еще один тренд современности, к которому модно приобщиться?
Казалось бы, прогресс дает доступ к любому знанию, но в его изобилии отыскать истину становится очень сложной задачей. Мы можем бесконечно поглощать информацию о том, как быть осознанными, и заниматься дыхательными практиками до головокружения, с каждым днем только удаляясь от подлинного спокойствия и счастья.
В годы юности восприятие еще не столь зашорено и мы способны смотреть на мир непредвзято. Мы готовы задавать вопросы, что-то принимать на веру, что-то отвергать или проверять, соотнося всю новую информацию с нашими интуитивными ощущениями. Однако к зрелости известная нам реальность начинает нас же и ограничивать, зажимая в тисках известного, постепенно становясь единственным способом понимания и проживания жизни. Наши суждения о ней сравнимы с мировоззрением человека, который уже лет пятьдесят не выходил из дома, но продолжает делать выводы о мире лишь на основе собственных воспоминаний. Новые вещи и события перестают нас удивлять и восхищать, вкус жизни притупляется, все становится само собой разумеющимся. Мы теряем способность видеть истинные причины и следствия. И многих это устраивает.
Порой интересно наблюдать за тем, в какие игры играет с нами наш разум. Когда появляется лишний вес, люди идут к диетологу и просят назначить какую-нибудь диету. То есть относятся к лишнему весу как к не пойми откуда взявшейся назойливой болезни. А далее, когда диета назначена, начинаются качели – то жесткие ограничения, то срывы. А все потому, что какая-то «неведомая сила» заставляет следовать уже сформированным привычкам. Подлинный источник проблемы бессознательно игнорируется, люди ждут снижения веса – как чего-то существующего отдельно от собственного образа жизни, вместо того чтобы трезво посмотреть на вещи и изменить свои пищевые привычки. В результате жизнь многих людей становится похожей на заплыв в дырявой лодке.
Причина, по которой так трудно посмотреть шире, состоит в том, что сугубо научный подход рассматривает объект или явление в отрыве от всей остальной взаимосвязанной (взаимозависимой) реальности.
На практике это наглядно прослеживается в традиционной медицине. Она рассматривает органы – печень, сердце, щитовидную железу или селезенку – в отрыве от организма, который, в свою очередь, прочно связан с другими надсистемами: питанием, образом жизни, окружающей средой, психикой, мыслями, эмоциями, генетикой. Вместо того чтобы искоренить причину болезни, мы продолжаем лечить орган, неполадки в котором являются лишь симптомом.
Так происходит и в нашей жизни – мы похожи на чудака, который отчаянно трясет зеркало в попытке изменить отражение в нем.
Что нужно сделать для того, чтобы перестать вычерпывать воду и наконец-то заняться починкой днища, в котором зияют дыры? Перестать искать причины событий вовне и обратиться внутрь себя. Принять, что далеко не все реально значимые знания о мире можно уместить в научную парадигму, то есть в привычную нам мировоззренческую систему. Сместить акцент с внешнего мира и внешних событий на мир внутренний, с попытки изменить что-то вовне на устранение причины в самих себе. Если вы готовы, давайте отправимся в путешествие по территории не такой уж реальной реальности навстречу своему настоящему «Я».
Глава 2. Сознание – истинная природа нашего «Я»
Вся материя происходит и существует только благодаря силе, которая приводит частицы атома к вибрации и удерживает вместе эту наималейшую солнечную систему атома… Мы должны предположить за этой силой существование сознания и сознательного Разума. Этот Разум представляет собой матрицу всей материи.
Макс Планк, отец-основатель квантовой физики
Вопрос о возникновении сознания сродни вопросам о происхождении Вселенной или появлении человечества. Наука выдвигает гипотезы, отрабатывает теории, но четких ответов пока не дает. Вот и в различных философских течениях мы можем обнаружить только различные точки зрения на этот счет.
Наиболее распространенные взгляды на происхождение сознания:
1. Сознание исходит из космоса или имеет божественную природу.
Живые организмы, и в частности человек, являются, согласно этой точке зрения, не центром мироздания, а лишь его частью. Но благодаря своей материальной природе они также несут в себе частицы мирового космического сознания, обладающего цельностью, неделимостью и самостоятельностью, то есть не зависящего от своих носителей.
Научные теории, которые понятийно близки к этой точке зрения:
• по теории Лейбница энергия Вселенной заключена в неких духовных единицах, которые ученый назвал «монадами». Они неделимы, словно атом, и бессмертны. Их природа первична, и поэтому монады являются основой сознания, а оно, в свою очередь, становится источником материи;
• согласно Толбету Вселенная разумна, точнее, представляет собой огромный единый разум. Когда различные поля, образующие материю, взаимодействуют между собой, результатом становится рождение сознания;
• Рейзер также считал галактику гигантским разумом. По его теории человеческий мозг «заряжается» сознанием в результате контакта с этой огромной «психосферой».
2. Все живые организмы обладают сознанием, следовательно, сознание – свойство живой природы.
Сторонники данной точки зрения выдвигают следующие доводы в пользу этого утверждения:
• у животных есть врожденные формы поведения, а есть и приобретенные, поэтому они руководствуются не только инстинктами и рефлексами, но и применяют собственный жизненный опыт;
• в жизни животного нет 100 % спонтанности, многие действия – результат сознательного выбора, в них присутствует смысл, они могут быть очень сложными (например, охота);
• животным присущи представления о морали, в их сообществах существуют правила поведения, они умеют социализироваться и обладают вариативностью личных качеств (например, одно животное – явный лидер, другое – сообразительно, третье – внушаемо).
Имеет ли такая гипотеза право на существование? Результаты исследований показывают, что да. В 1966 году полиграфолог, сотрудник ЦРУ Клив Бакстер провел серию экспериментов, которые продемонстрировали, что растения реагируют на действия и желания человека, его эмоции, а также на гибель других живых существ[6 - Backster C. Primary Perception: Biocommunication with Plants, Living Foods, and Human Cells. Anza, CA: White Rose Millennium Press, 2003.]. Он подсоединил к драцене датчики полиграфа и анализировал показания прибора в различных ситуациях. К примеру, датчики фиксировали изменения в реакции драцены, когда ранее сорвавший с растения несколько листьев человек вновь входил в помещение. При этом датчики полиграфа рисовали кривую, очень схожую с той, что возникала во время проверки на детекторе лжи чем-то напуганных людей. А при поливе или веселом разговоре полиграф также фиксировал соответствующие «реакции» драцены. Кроме того, растение реагировало даже на гибель живой креветки в кипящей воде (креветка сбрасывалась в кипяток механизмом по сигналу программы на основе генератора случайных чисел, то есть в данном случае растение не могло «считать» эмоцию исследователя или его коллег).
Мнения о том, что растения могут общаться друг с другом, считывать эмоции человека и, может быть, даже пытаются вступить с ним в коммуникацию, придерживается и российский биофизик, профессор, доктор биологических наук Александр Петрович Дубров. Он также проводил множество исследований, которые подтвердили выводы Бакстера.
Исследователь Моника Гальяно шагнула в своих размышлениях еще дальше. По ее словам, растения могут учиться, адаптироваться и запоминать события, несмотря на отсутствие мозга[7 - Gagliano M. Thus Spoke the Plant. Berkeley, CA: North Atlantic Books, 2018.].
3. У животных есть только инстинкты, сознание же присуще исключительно людям, оно – продукт развития человеческого мозга.
Эта точка зрения противоречит предыдущей гипотезе. С одной стороны, современные исследователи доказали, что у животных есть интеллект, а не одни лишь инстинкты. Например, высшие приматы, некоторые собаки и кошки действуют сознательно, делают выводы, демонстрируют мыслительный процесс, способность к обучению. Они даже видят сны! С другой стороны, интеллект – не то же самое, что сознание. Siri или Алиса в каком-то смысле обладают интеллектом, но не обладают сознанием.
В наших дальнейших рассуждениях о сознании мы будем опираться на первые две теории.
Сознание – это основа «возникновения» жизни и человека. Буддистские тексты говорят, что определенное сознание притягивает к себе определенную материальную реальность: физическое проявление (тело), условия существования (миры) и прочие особенности (родителей, эпоху). Но как это может работать?
Дэвид Бом выдвигал гипотезу, что сознание и материя являются двумя сторонами одной медали. В таком случае может ли сознание выражаться в форме материи, а материя являться формой сознания? К примеру, воздух невидим, но нам представляется чем-то реальным, хоть и не существующим в физическом мире, поскольку мы знаем, что воздух состоит из множества отдельных молекул, связанных в единую структуру, которая обеспечивает неизменность их состояния. Принцип системности – что сверху, то и снизу – подразумевает наличие единых принципов для различных структур.
Что если сознание человечества есть цельная ткань сопряженных индивидуальных сознаний, объединенных в единый «океан»? Только связи между нами гораздо сложнее, чем между молекулами газов.
Сознание – это то, что позволяет существовать бытию, одновременно являясь его элементом, так же, как атом кислорода позволяет существовать воде, будучи частью ее молекулярной структуры.
Некоторые современные физики, например Уильям Тиллер, считают сознание свойством всего сущего, подобно тому, как гравитационная сила воздействует в большей или меньшей степени на все материальные объекты без исключения. И это пересекается с положениями восточных философий. Немецкий нейробиолог Кристоф Кох, давно исследующий сознание и изучающий нейронные процессы, в 2013 году совершил путешествие в Индию, для того чтобы обсудить волнующие его вопросы с буддистскими монахами, а в 2018 году встретился с Далай-ламой. Во время длительной беседы они определенно нашли много общего в том, как они понимают мир.
Кох упоминал, что особое потрясение у него вызвала вера Далай-ламы в Единое Сознание – в то, что на Западе именуется «панпсихизмом». Идея панпсихизма занимала умы древних греков, существовала и в буддизме, и в шаманизме, и в язычестве. Но она долгие века находилась не в поле науки, а в поле философии – до настоящего времени, когда ею заинтересовались нейробиологи.
Кристоф Кох значительно продвинулся в своих исследованиях сознания, работая совместно с другими известными учеными. Например, с Джулио Тонони – нейробиологом и психиатром, автором Интегрированной информационной теории (Integrated information theory). Кох высоко оценил его труды, отзываясь о них как о фундаментальных и обнадеживающих.
Согласно работам Тонони:
• информация в физических системах существует в виде фрагментов;
• эти фрагменты разнообразны и многосторонне связаны друг с другом;
• совокупность фрагментов информации со всеми их связями и есть сознание.
Основываясь на этой теории, другие исследователи предложили ввести теоретическую единицу измерения сознания – phi.
Тонони участвовал в разработке теста, позволяющего провести измерения phi в мозге человека при помощи магнитного импульса. В процессе исследования ученые посылают сигнал к мозговым нейронам и следят за процессом его многократного отражения, сопровождающегося так называемой «реверберацией» – постепенным затуханием интенсивности. Схожий эффект есть у звука в замкнутом пространстве. Чем более четко нейроны дают ответ на стимуляцию и чем дольше этот ответ длится, тем выше phi субъекта. Причем бодрствующее сознание, спящее сознание и, допустим, мозг под анестезией по-разному реагируют на импульс.
Это направление нейронауки весьма перспективно для практической медицины. С помощью тестов на phi гипотетически можно:
1) определить момент наступления фактической смерти при вегетативных состояниях;
2) глубже исследовать показатели сознания у людей, страдающих возрастной деменцией;
3) изучить зарождение сознания у плода при внутриутробном развитии;
4) измерить сознание животных;
5) провести тесты «машинного сознания».
Приверженцы теории Тонони утверждают, что любое существо с phi > 0 следует признать обладающим сознанием. Это касается растений, животных, бактерий, одноклеточных и даже, возможно, протонов. Это прямая иллюстрация к идее панпсихизма в науке. Кох и Тонони даже заявляли, что сознание – фундаментальное свойство реальности, правда, в современных научных кругах это утверждение считают чрезмерно смелым. Но что, если Кох и Тонони правы? В таком случае нам следовало бы поподробнее изучить этот «аспект» реальности.
Сознание и реальность
Для официальной науки сознание является самым неприятным и неоднозначным предметом изучения, поскольку переворачивает все с ног на голову и сводит значение и объективность всех экспериментов к нулю. Если раньше мы думали, что сознание наблюдателя и его ожидания воздействуют только на квантовый мир, то сейчас пришли к убеждению, что влияние сознания неотвратимо на всех уровнях реальности.
Выше мы уже упоминали о такой функции сознания, как обеспечение взаимосвязей. Когда говорили о работах Джулио Тонони и одном из его выводов: совокупность фрагментов информации со всеми их связями и есть сознание. Благодаря этой взаимосвязи человек может влиять на коллективную реальность. Эксперименты, которые приведены ниже, подтверждают способность человека воздействовать на генераторы случайных чисел, замедлять или ускорять процесс распада радиоактивных веществ.
Ученые из Института физики высоких энергий, входящего в Китайскую академию наук, решили подвергнуть испытанию силу мысли известного мастера цигун Янь Синя. Для этого они попросили его повлиять на изменение скорости процесса радиоактивного распада. В исследовании использовался диск высокотоксичного америция-241 диаметром 2 мм, который находился в плексигласовом контейнере. Важно отметить, что скорость распада радиоактивных веществ не изменяется даже под воздействием высоких температур, сильных кислот, электромагнитных полей или высокого давления. Во время первых восьми сеансов доктор Янь передавал энергию ци америцию в течение 20 минут. Под наблюдением также находился другой, контрольный диск аналогичного вещества. Мастер сумел изменить скорость распада альфа-частиц в целевом диске, в то время как скорость распада в контрольном диске осталась неизменной. Причем ему удавалось как замедлять, так и ускорять скорость распада.
В последующих экспериментах объекты переместили на расстояние 2200 км от воздействующего, но эффект не изменился. Все 50 отдельных экспериментов показали, что расстояние не имело никакого влияния на результат. Янь смог увеличить скорость радиоактивного распада на 9,5 %, а уменьшить – на 11,3 %. Это при том, что естественный период распада америция равен 432 годам, то есть 0,0006 % в день, что совсем не соотносилось с результатами эксперимента[8 - Yan X. et al. Certain Physical Manifestation and Effects of External Qi of Yan Xin Life Science Technology. Journal of Scientific Exploration, № 16 (3), 2002.].
Похожие эксперименты, при которых воздействие оказывалось на рН воды, проводились под руководством Уильяма А. Тиллера, почетного профессора материаловедения и инженерии в Стэнфордском университете, и были описаны во многих источниках, включая его собственные книги[9 - William A. Tiller Psychoenergetic Science: A Second Copernican-Scale Revolution. Pavior Publishers, 2007; William A. Tiller et al Conscious Acts of Creation: The Emergence of a New Physics. Pavior Publishers, 2001; William A. Tiller Science and Human Transformation: Subtle Energies, Intentionality and Consciousness. Pavior Publishers, 1997.].
За последние 50 лет было проведено немалое количество экспериментов по воздействию на генератор случайных чисел. Одним из серьезных ученых, занимавшихся этой темой, является Роберт Джан – профессор аэрокосмических наук и декан факультета инженерных и прикладных наук Принстонского университета. Он и его коллега Бренда Дюнн провели серию экспериментов по воздействию намерения (мысли) на ГСЧ – устройство, способное генерировать цепочку случайных бинарных чисел. Как правило, четные и нечетные числа выпадают с примерно одинаковой частотой. В экспериментах участвовали добровольцы, которые должны были сосредоточиться на том, чтобы генератор выдавал больше четных или нечетных чисел. После сотен тысяч попыток было обнаружено, что путем одной лишь концентрации добровольцы добивались статистически значимого результата. При этом способность создавать подобные изменения была присуща каждому добровольцу, а не каким-то отдельным «одаренным» личностям. В науке это явление называется психокинезом.
В последующей серии экспериментов Джан и Дюнн использовали предметы. 9000 маленьких, двухсантиметровых шариков, скатывались по 300 желобкам, распределяясь в 19 сеток в самом низу конструкции. Как и в случае с ГСЧ, исследователи нашли добровольцев, которые должны были сосредоточиться на том, чтобы большее количество шариков попало в крайние сеточки. Результаты снова имели статистически значимые отклонения[10 - Jahn R. G., Dunne B. J. Margins of Reality: The Role of Consciousness in the Physical World. NY: Harcourt Brace Jovanovich, 1978.].
Можно представить, какой эффект способно оказать наше сознание посредством мыслей и намерений в отношении других людей. Да, возможно, такое воздействие и не оказывает на нас мгновенного влияния, но как много всего может измениться со временем…
Также результатом одного из интереснейших исследований на тему «Наука vs Сознание» является обнаружение эффекта экспериментатора.
В книге английского специалиста в области биохимии и биологии клеток Руперта Шелдрейка «Семь экспериментов, которые изменят мир» упоминается «хоторнский эффект» – по названию исследования, проводившегося в 1927–1929 гг. на заводе Хоторна в Чикаго. Этот завод, принадлежавший компании Western Electric, теперь известен всем студентам, изучающим социальную психологию. Вкратце целью исследований было выяснить, повлияют ли изменения в графике рабочего дня на производительность труда. И производительность действительно выросла на 30 %. Только не потому, что нововведения в виде перерывов улучшили условия труда, а вследствие того, что исследователи уделяли работникам завода много внимания в процессе эксперимента. Шелдрейк отмечает, что испытатели могут влиять на испытуемых, даже не взаимодействуя с ними. В ходе исследования поведение участников эксперимента будет меняться просто потому, что они участвуют в эксперименте. Проще говоря, люди будут вести себя в соответствии с ожиданиями наблюдателей!
Сегодня про «хоторнский эффект» можно прочесть не только в социальном контексте: характерные случаи встречаются в медицине, в психологии, в изучении поведенческих реакций животных.
В вышеупомянутой книге Р. Шелдрейк выделил целую главу для раскрытия и обсуждения «эффекта ожиданий экспериментатора». В самом деле, когда в результате поведенческого, психологического, медицинского или социального эксперимента появляются именно те данные, которые ожидал получить исследователь, закономерно возникает вопрос: можно ли доверять таким итогам?
Чтобы оградить свои исследования от этого эффекта, ученые стараются использовать методы обычного и двойного слепого контроля:
• обычный вариант: испытуемым ничего не известно о планируемом воздействии в ходе эксперимента;
• двойной слепой контроль: и сам экспериментатор ничего не знает о своем возможном воздействии на испытуемых. Исследования кодируются третьим участником эксперимента, и, пока процесс сбора данных не завершится, испытатель не получит доступ к коду.
С другой стороны, научное знание, полученное посредством экспериментов, требует обязательного подтверждения другими независимыми учеными-экспериментаторами. Так, в начале 2000-х «Амген» – компания, работающая в сфере биотехнологий, – решила повторить некоторые важные исследования в сфере онкобиологии. Она вкладывала миллионы долларов в исследования, чтобы проверить, останутся ли результаты первичных экспериментов неизменными. Если бы это было так, это значило бы, что последующий этап разработки препаратов для лечения онкологических заболеваний будет базироваться на твердом основании. Итог был шокирующим. За 10 лет работы подтвердились результаты только 6 исследований из 53.
За несколько месяцев до того другая фармацевтическая компания – «Байер» – опубликовала схожий отчет. В результате началась большая работа по определению ключевых исследований, результаты которых действительно воспроизводимы. Повторение 5 исследований в сфере онкобиологии принесло схожие с исходными результаты только в двух случаях. Эпидемиолог Джон Иоаннидис из Стэнфордского университета на эту тему высказался так: «Общая картина такова: повторяемость результатов стала проблемой»[11 - Ioannidis J. P. A. Why Most Published Research Findings Are False. PLOS Medicine, № 2 (8), 2005.].
Это касается и гуманитарных наук. Международная группа из 270 ученых решила повторить 100 исследований, опубликованных в 2008 году в трех ведущих журналах по психологии. Оказалось, что они способны воспроизвести менее половины результатов, достигнутых исследователями[12 - Estimating the reproducibility of psychological science. Open Science Collaboration. Science, Vol. 349, Issue 6251, 2015.].
Учитывая все это, вот о чем стоит задуматься: что, если данные, полученные в результате множества экспериментов, преимущественно отражают воздействие, оказываемое личностью экспериментатора? Причем учитывать стоит не только и не столько прямое активное действие, сколько психическое влияние. Эффект работает как для ожиданий исследователя-одиночки, так и для целой группы – а значит, в список можно вносить:
• разнообразные модели реальности, в которые верят или реальность которых доказывали сообщества профессионалов;
• системы мировоззрения, построенные на научном мышлении, – к этому имеют отношение группы авторитетных ученых.
Все это формирует картину ожиданий в той или иной области знания, а значит, вполне способно повлиять и на результаты экспериментов.
Феномен ожиданий экспериментатора обладает вполне реальной силой. Возьмем известный криминологам «эффект ярлыка». Так называют влияние нашего внутреннего восприятия себя или ожиданий от коммуникации на поведенческие реакции окружающих людей. Мы ожидаем приветливости – к нам обращаются доброжелательно, мы напряжены и готовы к отпору – с большой вероятностью встретимся с агрессией. Это двусторонняя связь: если вы ходите на сеансы к психоаналитику-юнгианцу, то со временем отметите у себя появление «сновидений по Юнгу» и т. д. Возможно, за такое проецирование ответственна работа зеркальных нейронов нашего мозга. Но сила ожиданий должна быть исследована в полной мере.
В этой области проводятся сотни экспериментов. Не весь научный мир относится к ним благосклонно: кто-то считает проблему надуманной, далекой от действительности. И тем не менее именно экспериментально накопленный, эмпирический опыт позволяет обсуждать «эффект ожиданий» на истинно научном уровне. Практика показывает: исследователи действительно могут воздействовать на итоги психологических экспериментов и даже формировать результат, который им требуется.
Руперт Шелдрейк, иллюстрируя «эффект ожидания», обращается, в частности, к историям из научной практики гарвардского психолога Роберта Розенталя и его коллег. В 60-е гг. прошлого столетия Розенталь исследовал проявление этого эффекта в опытах с лабораторными крысами. В роли экспериментаторов выступали студенты, которым сказали, что особи в одной из двух групп прошли новую селекционную программу и якобы проходят стандартный лабиринт быстрее других. Естественно, разделение крыс на группы проводилось в случайном порядке. Само собой, студенты ожидали от животных первой группы лучшего результата – и получили его: эти крысы обучались на 29 % быстрее и проходили лабиринт на 51 % точнее своих сотоварищей! Все это ярко иллюстрирует библейское высказывание «По вере вашей и дано вам будет», не правда ли?
Пора признать: научный метод, превозносящий объективность и беспристрастность, не может гарантировать ни того, ни другого при наличии ожиданий и осознанного контроля со стороны экспериментаторов.
Подход к сознанию, объединяющий в себе представления буддизма, квантовой физики, современные теории симуляции и голографической реальности, позволяет нам понять, почему воображение (то есть «ментальная работа») влияет на реальность. Существует множество экспериментов и практик, которые подтверждают возможность формирования реальности силой воображения[13 - Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Ганга, 2018.].
В книге «Сам себе плацебо» Джо Диспенза рассказывает об эксперименте в Гарвардском университете. Группа испытуемых, не имеющих навыка игры на фортепиано, на протяжении пяти дней по два часа в день мысленно репетировала простой этюд. Дальнейшие исследования показали, что изменения в головном мозге у испытуемых произошли такие же, как и у контрольной группы, которая выполняла упражнение не мысленно, а на реальном инструменте[14 - Диспенза Дж. Сам себе плацебо: как использовать силу подсознания для здоровья и процветания. М.: Эксмо, 2016.].
В спорте такой подход используется уже десятилетия. Если изучить историю Мухаммеда Али, то можно удивиться тому, как много у него побед и как мало поражений. Но если ознакомиться с его биографией, то можно удивиться еще больше. Перед каждым поединком он до мельчайших деталей моделировал все раунды от начала и до конца, вплоть до конкретных ударов и реакций соперника. По сути, он программировал свои поединки, как Тесла программировал изобретения, доводя их до совершенства в своем воображении. Таким образом, индивидуальное сознание считывает и проецирует в реальность действия, которые мы воспроизвели в своей голове. Направленное внимание, сопровождаемое «проживанием» намерения, формирует реальность из так называемого «поля вероятностей», которое лежит за пределами нашего восприятия и внимания, вне фокуса нашего индивидуального сознания.
Получается, что сознание и материя – это взаимодействующие и нераздельные части единого целого.
Можно шагнуть еще дальше и предположить, что сознание не формирует материю, что оно и есть материя – ее качественная характеристика и одно из ее важнейших, но невидимых свойств. Это как разные агрегатные состояния вещества. Представим себе воду. Она может находиться в жидком, то есть проявленном состоянии, в виде пара – непроявленном состоянии и в виде льда – наиболее твердом из ее проявлений. Так не является ли материя просто одним из аспектов сознания? Такой подход навсегда бы прекратил дискуссии о различии материального и духовного.
Здесь важно отметить один тонкий момент: в такой парадигме индивидуальное сознание не принадлежит человеку, поскольку он, точнее его отдельно взятая жизнь, принадлежит некоему общему полю сознания (Единому Сознанию). Оно, в свою очередь, постоянно меняется, проявляясь в самых разнообразных материальных формах. Например, в том же буддизме и индуизме упоминаются циклы физических инкарнаций всего живого. Получается, человек является скорее проводником между миром материи и сознания (между материальным и духовным), оставаясь частью и того и другого.
А что, если?..
Если сознание и материя едины, то можно предположить, что в расширяющейся Вселенной, где материя продолжает перманентно усложняться, менять форму и состав, Единое Сознание тоже изменяется. Оно работает как некий встроенный интеллект и в первую очередь удерживает материю от бесконтрольного или хаотического распада. По отношению к материи его роль состоит в поддержании порядка и недопущении хаоса.
Согласно вычислениям Мандельброта[15 - Бенуа Мандельброт – французский и американский математик, создатель фрактальной геометрии. Лауреат премии Вольфа по физике (1993).], материя расширяется фрактально, по заранее заложенному в нее алгоритму, где новые участки материи должны соответствовать параметрам предшествующих. Если так, то и Единое Сознание должно изменяться вместе с остальными элементами Вселенной, претерпевать соответствующие стадии формирования, усложнения или распада.
Справедливо и обратное: менее развитое сознание проявляет себя в несложной материальной форме (например, клетка в человеческом организме). Тогда как более развитому сознанию соответствует и более сложная материальная форма (например, человеческая). Этому вторит и теория перехода количественного в качественное.
Получается, что индивидуальное сознание может соответствовать уровню сложности материи. Теперь представим, что схожие уровни сознания объединены в некие волны, где каждой такой волне соответствуют свои характерные параметры.
Самое любопытное, что к сознанию применяются те же принципы и законы, что и к материи (постулаты об энергии, информации и массе). Даже наука признает факт единства пространства на всех его уровнях в виде единого поля с волновой природой, однако мы по инерции продолжаем исходить из иллюзии отделенности объектов материи друг от друга, разделяя к тому же материальное и нематериальное.
Давайте поразмышляем. Весь наш мир пронизан волнами различной природы. Они имеют разную длину и частоту колебаний – от 103 до 1023 Гц. Но глаз человека способен различать только очень узкий диапазон волн – то, что называется световыми волнами, или просто светом. За границей нашего восприятия остаются ультрафиолетовое, гамма-, инфракрасное, рентгеновское излучения, радиоволны и неизвестно сколько всего еще. Представьте, что было бы, если бы наши глаза могли различать больший диапазон. Мы могли бы видеть людей насквозь и определять температуру с одного взгляда! Но, увы, мы крайне ограничены в возможностях. Можно привести аналогию с телевизором, который настроен на тысячу каналов, но мы почему-то вынуждены все время смотреть только один из них.
При этом заметьте, что, хотя инфракрасное и радиоволновое излучения невидимы, никто не отрицает их существования. Может быть, за гранью наших фильтров восприятия находится невидимый мир, в котором живут наши эмоции, мысли или намерения, соединенные невидимыми нитями или вспышками?
Получается, что реальность является лишь скромным демонстрационным отрывком скрытого от нашего восприятия бесконечного и многомерного пространства.
От уровня индивидуального сознания напрямую зависит восприятие реальности. Человек и муравей воспринимают расстояние в один метр по-разному. Человек с бытовым (ориентированным лишь на материальные объекты) сознанием видит мир с одних позиций – изнутри, человек с открытым сознанием способен увидеть его иначе – со стороны.
Поскольку в видимом нам мире мы так и не нашли Истину, хотя веками отчаянно ее искали, может быть, искать нужно в том пространстве, которое, подобно инфракрасным или радиоволнам, незримо для нас? Это наводит на мысли, эксплуатируемые литературой, кино и другими видами искусства, о том, что истинные ценности часто лежат за пределами физического мира.
Но как увидеть истинную реальность, недоступную нашему восприятию? Формула «стремишься познать мир – познай себя» оказывается для этого как нельзя более актуальной. Не зря, видимо, миллионы монахов во всем мире проводят десятки лет в медитациях, погружаясь в деликатное пространство внутреннего мира. Тралег Ринпоче писал, что в природу сознания не удастся проникнуть аналитическими методами[16 - Ринпоче Т. К. Ум в покое. Шамбала, 2004.]. Только научившийся останавливать свой разум и освоивший созерцание и медитацию (как особое состояние сознания) способен совершить это и понять связь природы ума со всем сущим.
Материальный мир изменчив, и в постоянстве изменений его суть. Одно уходит, другое приходит. Забрать что-то с собой и сберечь навсегда невозможно. Но что же с чувствами, поступками и отношениями, намерениями и осознаниями? Если информация неуничтожима, то не подлежит сомнению и факт сохранения всего этого опыта. В соответствии с принципом «что внутри, то и снаружи» мы забираем все то, что отдаем сами, поэтому характер нашего накопленного опыта и багажа равен объему того, что мы отдали, что привнесли в мир.
Природа сознания и природа человека
Если атом на 99,99999 % состоит из энергии и только на 0,00001 % – из материи, значит, на самом деле я гораздо в большей степени ничто, чем что-то!
Джо Диспенза
Сейчас много говорят о том, что нужно быть собой. Но как это? Кем именно нужно быть: личностью, яркой индивидуальностью, социальной единицей, звеном системы, сознанием, телом, духовным существом? Как найти истинного «себя»? В этом разделе мы сделаем обзор различных философских, религиозных и научных подходов к вопросу о ядре и внутренней основе человека.
Но есть ли вообще в нас нечто, отличающее нас от животного мира или современных роботов? Человечество уже способно создавать искусственные нейросети, запоминающие выбор и анализирующие его последствия, и производить системы, способные к самообучению. Роботы становятся все более похожими на нас. Даже программные оболочки (операционные системы), заточенные под те или иные задачи, все больше напоминают то, что мы называем индивидуальной личностью. Реакции роботов на внешние стимулы и сигналы, получаемые через датчики, становятся похожими на человеческие чувства. А искусственный интеллект (цифровое подобие нашего интеллекта, результат деятельности нейроэлектронного мозга) вполне может совершенствовать, адаптировать и переписывать нейросети, приспосабливаясь к любой среде и фактически поэтапно эволюционировать. Так чем же в таком случае человек отличается от робота? Ведь наши тела – это тоже набор алгоритмов, только запрограммированных природой и накопленным опытом.
Давайте порассуждаем. Есть множество самых разных определений понятия «человек». Но в одном эти подходы схожи – все они допускают присутствие некой особой нематериальной «начинки» человека, только называют ее по-разному: сознанием, личностью, психикой, духом, душой.
Слово «душа» сегодня кажется слишком догматизированным, мифологичным и неоднозначным. Но и с понятием «сознание» все обстоит совсем непросто. Оно охватывает слишком большую предметную область. Мы допускаем, что сознание бывает индивидуальным (на уровне сознания клетки) и Единым, пронизывающим всю Вселенную. Принимая это допущение, мы признаем, что весь живой мир имеет оборотную, нематериальную сторону. Поэтому для простоты дальнейшего погружения в тему давайте включим все означающие нематериальную «начинку» человека понятия (душа и т. п.) в термин – «индивидуальное сознание».
Итак, известно, что современная официальная наука не признает существование некоего самостоятельного сознания и вся нематериальная, психическая сторона человека признается лишь эпифеноменом мозга – результатом его работы. Однако даже в материалистических обществах на протяжении столетий гении и самые светлые умы научного сообщества, такие как Галилей, Ломоносов, Ампер, Флеминг, Эйнштейн, Планк, Гейзенберг, Юнг, пусть и интуитивно, допускали и признавали существование духовной (нематериальной) основы человека. Хотя, конечно, официально за все время развития науки эту тему обходили по причине невозможности идентифицировать сам объект исследования. Но в последние десятилетия подход начал существенно меняться.
Во-первых, психология стала объединяться с науками о мозге (нейрофизиологией) и природе реальности (физикой), а также духовными учениями.
Во-вторых, физика начала переплетаться с восточными знаниями. И со времен Николы Теслы, имевшего тесное общение со Свами Вивеканандой[17 - Индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны, масон.], или Дэвида Бома, любившего вести беседы с выдающимися мыслителями Востока, например с Джидду Кришнамурти[18 - Индийский духовный учитель. Был известным оратором на философские и духовные темы.], многие представления претерпели серьезные изменения.
В-третьих, начали появляться отдельные исследования и даже институты, изучающие человека и его сознание с использованием чисто научной методологии и в самом широком аспекте (например, IONS – Институт духовных наук[19 - https://noetic.org/]).
Давайте проверим, действительно ли существуют параллели между духовными учениями и научным подходом к нематериальной составляющей человека (душа или сознание).
Для начала посмотрим, что говорят об этом различные духовные учения.
• Монотеистические религии оперируют понятием «душа». Они говорят, что Бог един, а душа – величайший Божий дар. Бог пребывает одновременно в мириадах отдельных объектов и процессов, но в то же время сохраняет свою природу. Все объекты также сущностно взаимосвязаны между собой, несмотря на различие формы – «Бог един».
Здесь можно привести аналогию с каплями воды в океане. Они одновременно остаются и каплями, и океаном, и их природа не меняется в зависимости от формы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70546273?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Из речи индейского вождя Сиэтла (вождя племен суквомиш и дувамиш).
2
Шелдрейк Р. Семь экспериментов, которые изменят мир: Самоучитель передовой науки. М.: София, 2004.
3
Кови С. Семь навыков эффективных менеджеров. Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала. М.: Альпина Паблишер, 2012.
4
По данным DSM Group.
5
По данным NPD Group.
6
Backster C. Primary Perception: Biocommunication with Plants, Living Foods, and Human Cells. Anza, CA: White Rose Millennium Press, 2003.
7
Gagliano M. Thus Spoke the Plant. Berkeley, CA: North Atlantic Books, 2018.
8
Yan X. et al. Certain Physical Manifestation and Effects of External Qi of Yan Xin Life Science Technology. Journal of Scientific Exploration, № 16 (3), 2002.
9
William A. Tiller Psychoenergetic Science: A Second Copernican-Scale Revolution. Pavior Publishers, 2007; William A. Tiller et al Conscious Acts of Creation: The Emergence of a New Physics. Pavior Publishers, 2001; William A. Tiller Science and Human Transformation: Subtle Energies, Intentionality and Consciousness. Pavior Publishers, 1997.
10
Jahn R. G., Dunne B. J. Margins of Reality: The Role of Consciousness in the Physical World. NY: Harcourt Brace Jovanovich, 1978.
11
Ioannidis J. P. A. Why Most Published Research Findings Are False. PLOS Medicine, № 2 (8), 2005.
12
Estimating the reproducibility of psychological science. Open Science Collaboration. Science, Vol. 349, Issue 6251, 2015.
13
Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Ганга, 2018.
14
Диспенза Дж. Сам себе плацебо: как использовать силу подсознания для здоровья и процветания. М.: Эксмо, 2016.
15
Бенуа Мандельброт – французский и американский математик, создатель фрактальной геометрии. Лауреат премии Вольфа по физике (1993).
16
Ринпоче Т. К. Ум в покое. Шамбала, 2004.
17
Индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны, масон.
18
Индийский духовный учитель. Был известным оратором на философские и духовные темы.
19
https://noetic.org/