Азбука участников балов
Юрий Валентинович Ишуков
Эта книга предназначена для начинающих участников балов. Из неё вы узнаете, как желательно вести себя на балу и какими навыками для этого надо обладать. Узнаете какие танцы танцуют на современных балах, танцевальных вечерах, балах-маскарадах и салонах. Вы ознакомитесь с психологическими моментами, связанными с участием в этих танцевальных мероприятиях. Буду рад, если мои рекомендации пригодятся вам.
Юрий Ишуков
Азбука участников балов
Эту книгу я посвящаю моей дочери, моему сыну и моей партнерше в танцах и другу Татьяне
«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…»
А. К.Толстой
Глава 1. Предисловие, или моя танцевальная исповедь!
Эта книга написана потому, что я не нашёл нигде информации для начинающих участников современных балов. Вот и решил восполнить пробел и написал рекомендации для кавалеров и дам, начинающих посещать эти балы. Я, конечно, не претендую на звание гуру в этом вопросе, но 24-летний опыт посещения балов позволяет мне дать некоторые рекомендации. Я также не считаю себя супертанцором, но достаточно долго, с 1968 года, изучал современные бальные танцы у таких педагогов (последовательность сохранена), как Александр Азаров (ДК ЗИЛ), Станислав Попов (ДК им. Горького), Бруно Белоусов (ДК ЗИЛ), Виктор Секистов (ККЗ Орион), Сергей Дуванов (ЦДКЖ), Николай Пантюхин и Инна Свешникова (танцкласс Венский бал.Москва). Исторические бальные танцы изучал у таких педагогов, как Анатолий Мазалов (ДК ВДНХ), Вячеслав Гуральник (школа <<Возрождение>>) и Татьяна Дакукина (танцкласс Венский бал.Москва). Изучал также клубные танцы. Аргентинское танго у Александра Вистгоф (школа <<Ла Милонга>>), Николая Пантюхина и Антона Старцева (танцкласс Венский бал.Москва). Хастл у Андрея Егорова (ДК Нагорный). С 2003 по 2021 год преподавал бальные танцы как в группах, так и индивидуально. Многие годы помогал в подготовке дебютантов и гостей Венский бал. Москва.
Глава 2. Второе «пришествие» балов
Балы в России как часть общественной жизни возникли в эпоху Петра I. Он, в своём стремлении модернизации российского общества, взял за образец европейские обычаи и традиции, в том числе танцы и балы.
Однако в то время балы были привилегией высшего сословия, ареной для демонстрации своего образования, красивой одежды и хороших манер. Захватывающие танцы, изысканные угощения, изысканное украшение залов – все это делало балы важным событием в жизни дворянства.
Со временем традиция устраивать балы распространилась и на другие слои общества. В XIX веке балы стали популярными среди богатых купцов и предпринимателей, которые стремились показать свое благосостояние и общественное положение.
В советское время балы как символ капитализма и роскоши были запрещены, но танцевальные вечера проводились в домах культуры и на открытых площадках парков со строго определенным репертуаром танцев советской программы. После распада Советского Союза интерес к культуре и традициям прошлых веков возрос, и балы стали вновь популярными.
Сегодня балы в России в основном проводятся как публичные мероприятия. Они являются уникальным способом соединения прошлого и настоящего, возрождения традиций и укрепления связей в обществе. Таким образом, балы продолжают оставаться важной частью культуры России и продолжают радовать своих участников изяществом, элегантностью и волшебством.
Глава 3. Танцевальная нирвана
В общем смысле нирвана интерпретируется как состояние внутреннего благополучия, гармонии и покоя души. Почему же так полезно танцевать и достигать нирваны?
В танце душевные переживания передаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.
Танцевальное искусство берет начало в глубокой древности. Древние греки истолковывали танец как прекрасный дар богов. Существовали танцы воинственные, культовые, праздничные и театральные.
У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь или злость. В танце можно показать даже фантазии, разочарования и надежды.
Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого <
>. В русский язык слово «танец» вошло только в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское слово <<пляска>>. С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Однако понятие «пляска» было шире, чем понятие <<танец>>. В современном же варианте все наоборот. Слово «пляска» чаще употребляется по отношению к народным танцам, нежели к бальным и иным формам танцевального искусства.
Основные характеристики танца – это ритм (быстрое или медленное повторение и варьирование движений), рисунок (сочетание движений в композиции), динамика (размах движений), техника (степень владения телом и мастерство исполнения).
Танец дает вам то, что вы в него вкладываете. Это ваша забава, хобби, отвлечение от повседневных забот, и вы не найдёте в танце более глубоких смыслов, если не перестанете относиться к нему как к бездумному движению; перестанете – и танец превратится в зеркало и подарит вам отражение черт вашей личности, ваших личных проблем (о которых в повседневности вы стараетесь не думать), даст вам возможность разрешить их.
Танец, как любой вид физической активности, обязательно приносит результаты, если заниматься регулярно и интенсивно. Причем влияет он за организм комплексно, в отличие от тренировок в тренажёрном зале. Уровень подготовки начинающего может быть любым, как и возраст. Благодаря гармоничному развитию всех мышц танец обеспечит вам изящество, осанку, выносливость, научит вас двигаться легко и красиво.
Сегодня модно не только посещать вечеринки, но и оттачивать мастерство движений в танцевальных студиях. Популярности танцам добавляют фильмы, сценические шоу и музыкальные клипы.
Танец – это культура многих столетий. У танца есть история, легенды, наряды – всё, что формирует его эстетику, которая притягивает людей к себе. Танцуя, вы ощущаете причастность к великому культурному наследию.
В танце есть всё. В классике – благородство, изящество, сдержанность. В быстрых танцах – динамика, ритм, множество вариаций. В восточных танцах, например, заключена философия, мудрость, достоинство и мягкость.
У каждого человека свой внутренний ритм, и, выбирая танцы, которые ему соответствуют, вы сможете легче справляться с проблемами современной жизни. После всех забот приходите в школу танцев, затем на бал, и вы погрузитесь в нирвану.
Глава 4. Как назовешь корабль, так он и поплывет!
В России бальные танцы танцуют на балах, балах-маскарадах, танцевальных вечерах и салонах. Мои рекомендации в полной мере относятся ко всем этим мероприятиям, поэтому в дальнейшем я буду говорить о балах, подразумевая и остальные танцевальные мероприятия. Я говорю о танцах, которые были популярны начиная с 1812 года и исполняются на современных балах. То есть я не рассматриваю танцы, популярные в предыдущих веках и также исполняемые на современных балах определенными сообществами любителей реконструкции этих эпох. И не рассматриваю линейные танцы.
Обычно парные бальные танцы классифицируют как историко-бытовые, спортивные бальные (или современные) и клубные, но для начинающих я предлагаю более простую классификацию: бальные танцы определённой композиции и бальные танцы свободной композиции.
Под композицией в хореографическом искусстве мы понимаем: сочинение короткого элемента танца, соло, танцевальных вариаций, законченного танцевального этюда, танцевального номера с целостной драматургией. Композиция – законченное соединение движений.
Почему я склонен к такой классификации?
Строго говоря, все бальные танцы можно назвать историческими. Советская программа – это тоже история. Спортивные бальные танцы не родились спортивными и появились достаточно давно. Значит, они тоже исторические. Кроме того, эту классификацию начинающим проще понять.
В бальных танцах определённой композиции (или в историко-бытовых бальных танцах) все фигуры определены и имеют строгую последовательность. Такие танцы на балу все танцуют одинаково и одновременно.
В бальных танцах свободной композиции (или современных бальных и клубных танцах) каждая пара танцует либо свою композицию, либо импровизирует. Импровизация – это спонтанный танец с использованием известных и собственных фигур танца, в котором можно наиболее полно раскрыть звучащую музыку. Во многих из этих танцев используется контактная импровизация – когда танец, строится вокруг точки контакта с партнером. Зародилась она в начале 1970-х годов в США и является одной из форм танца свободной композиции. Другими словами импровизация – это сочинение танца во время его исполнения.
В соответствии с этим и балы я предлагаю подразделить на следующие.
Балы, в программе которых танцы определённой композиции.
Балы, в программе которых танцы свободной композиции.
Балы, в программе которых танцы определённой и свободной композиции.
Хорошо, что сейчас появляется все больше балов с танцами разных стилей и композиций. В этом случае все вкусы танцоров удовлетворены. Хорошо, когда эти танцы чередуют.
Где же можно узнать о проводимых балах? Основной ресурс для Москвы и некоторых других городов – http://www.kogda-bal.ru/ (http://www.kogda-bal.ru/). Существует также <<Венский бал. Москва>> – http://venskibal.ru// (http://venskibal.ru//). Много балов анонсируется на аккаунтах танцевальных школ <<ВКонтакте>> и в других социальных сетях, которые вы сами сможете найти через поиск ресурса и выбрать бал в соответствии с вашими предпочтениями. При выборе бала посчитайте в его программе, сколько из общего количества танцев вы знаете. Если вы знаете половину и более танцев, то можно смело идти на этот бал.
Глава 5. Унесенные танцем!
Я перечислю наиболее часто исполняемые на современных балах бальные танцы определённой композиции.
Бранль был создан во Франции в XVI в. Характеризуется живым и веселым ритмом, с частым изменением темпа и направления движения. Исполнялся на народных праздниках и фестивалях во Франции.
Вальс-бостон возник в США в XX в. Был одним из самых популярных танцев в первой половине XX в.
Вальс-гавот создан в России в начале XX в. Сочетает в себе элементы вальса и гавота, что придает ему особую грацию и элегантность. Этот танец часто исполнялся на балах, свадьбах и торжественных мероприятиях.
Вальс-мазурка создан в г. Вене в XIX в. и представляет собой комбинацию из двух танцев – вальса и мазурки. Название ему дала известная композитор и пианистка Тереза Каррено. Она написала серию вальсов-мазурок, которые стали очень популярны во всех уголках мира.
Вальс-миньон появился во Франции в XIX в. Это один из большого числа разновидностей вальса.
Венгерский бальный возник в Венгрии в XVIII в., во времена Австрийской империи, как смесь австрийских и венгерских танцев. Танец получил популярность в высшем обществе и стал обязательным элементом бальных вечеров.
Греческий хоровод возник и был популярен в 1970-х годах. Он имеет античные корни, так как хороводы были распространены в греческой и римской культуре.
Испанский вальс появился в конце XIX в. Танец на неограниченное количество пар, стоящих в общем круге.
Кадриль появилась в конце XVII в. и популярна до настоящего времени под разными названиями.
Котильон впервые появился во Франции в XVIII в. Он был особенно популярен на балах и вечеринках высшего общества. Позднее котильон стал известен в других странах Европы и в Северной Америке в XIX в.
Контрданс возник в Англии в XVII в. В начале XIX в. стал популярным бальным танцем во многих странах.
Краковяк появился в Польше (г. Краков) в XIX в. и быстро распространился по другим странам. Изначально краковяк был танцем для аристократии, но со временем стал популярным бальным танцем.
Мазурка
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/uriy-valentinovich-ishukov/azbuka-uchastnikov-balov-70531801/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.