Мой детский сад
Н Азарова
Дошкольные педагоги хвалятся, что им зачастую достаётся всё "самое -самое"– первые фразы, первые решения и даже секреты, ведь в детском саду ребята проводят больше времени, чем дома.
Дошкольное детство – очень важное, основополагающее, звено роста и развития личности. Можно сказать, что это взлётная полоса для дальнейшей жизни. У одних она длинная и ровная, у других короткая и извилистая. Кто-то отдавая ребёнка в детский сад, тщательно взвешивает все "за"и "против", а кто-то, занятый стремительным темпом современной жизни, не задумывается о важности влияний первого коллектива на его дальнейшую жизнь.
Н Азарова
Мой детский сад
От автора.
Психологи считают, что для человека жизненно необходимо 8 объятий в день. Все ли могут похвастать этим? Педагог в детском саду обычно может.
Иной раз дети сколько раз встречают педагога, столько и бегут с объятьями, превращая это в игру. Иногда искренне, иногда демонстративно, иногда привычно-шаблонно. При этом то-то это делает властно и уверенно. Может с разбегу, не задумываясь о последствиях, стиснуть со всех сил. А кто-то подходит и тихонько осторожно прижимается, как к чему-то хрупкому и тонкотелому. Один неожиданно крепко для детских рук, сжимает то, что может обхватить, другой – почти намертво вцепляется в одежду, третий попытается вскарабкаться по человеку, как будто по дереву. Третий, четвёртый, пятый набрасываются поверх уже обнимающих, создавая «кучу-малу» так, что легче предотвратить и остановить, чем разнимать потом. Некоторые со смирением ждут, когда отойдут первые, подходят по мере возможности. А кто-то нерешительно замирает поблизости, в готовности сорваться с места по призыву или жесту со стороны взрослого. Всё это наглядно транслирует и поведение по жизни – кто, несмотря на юность, привык «брать силой» и не контролирует свои порывы, желания, поведение. Кто готов уступать, робок, редко отстаивает своих интересы, пасует перед более бесцеремонными. Кто открыто выражает намерения и желания, а кто учитывает интересы других, использует правила и принципы. Кому – то хочется почувствовать поддержку, заручиться ответным предпочтением, кому – то нужно физически ощутить живое и тёплое, а через это прочувствовать границы собственного тела. Есть те, которые мало приемлют физический контакт, но им нужен контакт глаз, своевременно произнесённая фраза. А кому-то не хочется ни того, не другого. Хочется, чтобы оставили без явного внимания, потому что его это смущает, иногда пугает, и даже травмирует. Так что, утверждение про восемь объятий не во всех случаях верно. Имеет значение не столько количество, сколько качество, уместность объятий, а также то, с кем они происходят. И так во всём. Не существует единых лекарств ото всех болезней, как бы мы не старались. Есть те, которые помогают в большинстве случаев.
Эта книга, задуманная много лет назад, приоткроет завесу внутренней жизни детей в детском саду. Любое событие можно рассматривать с разных сторон и чем больше ракурсов выбрать – тем полнее и ярче складывается общее представление. Многие взрослые, вырастая, забывают своих детских впечатлениях, эмоциях и решениях. Но в том, что в каждом взрослом навсегда остаётся его внутренний ребёнок, выросший из собственного детства, вряд ли вызовет сомнения. Случается, что внутренний ребёнок вытесняется взрослым, ущемляются или игнорируются его интересы и потребности. Бывает, что этот внутренний царь руководит своим взрослым, что выражается незрелым поведением и реактивностью. Обе крайности часто вызывают в человеке внутренний конфликт и проблемы с внешним миром. Чтобы разобраться во всём этом не достаточно одного желания. Впрочем, такое желание может отсутствовать, решение вопроса о необходимости заглянуть внутрь себя предоставляется непосредственно читателю. Все приведённые в тексте диалоги и ситуации взяты из практической деятельности автора в качестве педагога-психолога детского дошкольного учреждения на протяжении без малого двух десятилетий. Все представленные герои реальны, но имена изменены. Позиция автора на протяжении изложения меняется от простого наблюдателя до непосредственного участника. Это позволяет рассматривать представленные материалы как зеркало некоторых аспектов жизни детей в первом для них коллективе, которые могут стать базовыми при формировании детского мировоззрения, поиске жизненных позиций и установок.
Для читателя книга может носить развлекательный характер, отображая незатейливые события и сюжеты, иногда волнующие или забавные. Также книга может содействовать пониманию действий и чувств собственного ребёнка, увидеть его с другой, неизвестной для родителя, стороны, глазами других детей и взрослых. Не случайно же каждому родителю интересно, что происходит с ребёнком в его отсутствие? Как складывается его жизнь там, куда он доверяет своё самое ценное сокровище, строит множество ожиданий и требований, иногда невысказанных сомнений, необоснованно или справедливо возникающих претензий и возражений? С чем сталкиваются педагоги, какую роль несут в жизни будущего взрослого, впитавшего именно то, что впиталось, несмотря, а иногда вопреки всем своим стараниям?
Описать и проанализировать все интересные моменты и ситуации не представляется возможным, повседневная работа и хлопоты расставляют свои приоритеты. Кроме того, многое, будучи вырванным из контекста, теряет большую часть значимости, и должно рассматриваться в динамике, с изменениями под влиянием происходящих специально организуемых и стихийно возникающих процессов, что практически не встречается в этой версии книги.
В некоторых случаях, пошевелив внутри себя забытые ситуации и похожие события, мы добираемся и до понимания себя самого, кого-то из своего окружения, ведь, как бы банально это не звучало, все мы родом из детства, и всё, что там происходило, так или иначе, оставляет свой след.
Живём, растём и развиваемся в игре.
Игры и игрушки занимают настолько важное место в жизни людей (и не только детей!), что следует уделить этому особое внимание. Лучше в отдельной книге, хотя их и без этого достаточное количество. Общепринято считать, что игра – это ведущий вид деятельности для детей до 7 лет. То есть не просто самое любимое занятие дошкольников, но и самое важное! На игре строится весь процесс обучения и воспитания. Усвоить материал, преподносимый в игровой форме быстрее и проще не только для дошкольника, но именно в этом возрасте чуть ли не единственный путь к осознанию. Это не означает, что как только ребёнок пойдёт в школу, то перестанет играть и отбросит как что-то ненужное. Игра будет занимать важное место и дальше, постепенно вытесняясь более значимым – учебной деятельностью. Игра растёт и изменяется вместе с человеком.
Мне знакома семейная ситуация, когда отец решил, что вместе с окончанием детского сада закончилось и его детство. Точнее, ребёнок вырос, и играть ему не нужно, так как на игры тратятся время и силы, а они необходимы для уроков и школьных заданий. Собрал игрушки своей дочери, куда-то их унёс – не то выбросил, не то отдал, заменил их школьными принадлежностями, объяснив тем, что «теперь играть будет некогда, нужно хорошо учиться, чтобы поступить в институт, получить профессию, работать и зарабатывать достойные деньги». Сказать, что ребёнок испытал шок – ничего не сказать. Ребёнок несколько лет находился в таком глубоком стрессе, считая, что его жизнь закончилась, что за первые два года школы не мог осваивать школьную программу. Было затрачено немало усилий и средств, включающих покупку минимального количества игрушек, оплату работы со специалистами и педагогами, чтобы преодолеть полученную травму. При этом взаимопонимание с отцом было разрушено безвозвратно. В дальнейшем их подкорректировали, и лет через шесть практически не вспоминали о случившемся. Решение отца «во благо будущего» привело к личностным изменениям ребёнка, из которых сложились позиции: не доверять мужчинам , потому, что они могут предать, отнять ценное и дорогое, что в любой момент может случиться что-то плохое, что дом – не безопасное место, а папа не всегда защитник, что можно не учитывать интересы и желания окружающих, безучастно относиться к их ценностям. Желания к учёбе так и не возникло, хотя в какой-то степени дочь оправдала ожидания отца: получила образование («корочку за деньги»), неплохо зарабатывала, легко расставалась в процессе жизни с мужчинами. А что касается игр… Ребёнок играл, пряча от папы игрушки под учебниками и тетрадями, в одежном шкафу, постели, одежде. Начал обманывать, уверяя, что игрушку дал на время другой ребёнок и так далее. Чем руководствовался папа, отобрав игрушки? Постулатом о смене ведущей деятельности, который сообщает, что в дошкольном возрасте для ребёнка самое главное – это игра, а с семилетнего возраста – учебная деятельность. Безусловно, этот постулат имеет серьёзные обоснования и многократно проведённые научные исследования, подтверждающие возрастные особенности развития, которые нельзя понимать настолько однозначно. Игра как деятельность в процессе взросления видоизменяется, усложняется, постепенно вытесняется, но так, чтобы её вырвать и заменить учёбой, всё равно, что насильно лишить любимого занятия и заставить делать другое, удивляясь, почему ребёнок не хочет учиться? Мало того, что забывается фраза о том, что «насильно мил не будешь», такие жёсткие меры вызывают обратный эффект, отвержение, протест.
Мнение взрослых о том, что «ребёнок должен наиграться до школы» не должно стать призывом к подмене игры учёбой. Даже применительно к взрослым игра является одним из самых эффективных методов воздействия. Если предложить высказать мнение специалиста в какой-либо области в качестве эксперта или как стороннего наблюдателя, оно прозвучит по-разному. Да и многие из взрослых, проанализировав некоторые ситуации, согласятся с тем, что поставленные задачи решать легче, если принимать их в игровой форме. Не случайно возникли и хобби с конструированием моделей автомобилей, военной техники, музыкальным, художественным и другим продуктивным творчеством, театрализацией, которое является большим подспорьем в жизни, заполненной тяжёлыми событиями и переживаниями. Ведь это преобразованные игры, которые помогают выжить и сохранить если не человеческий облик, то внутренние ценности, самобытность, самосознание, смыслы!
Конечно, игры с возрастом меняются, приобретают иной характер. Мотивационная, трансформирующая, терапевтическая, обучающая – видов и классификаций игры множество. Это может быть не игра «сама по себе», не «игра, ради игры», как это часто встречается у детей, которые больше ценят процесс, а не результат. Многие взрослые теряют способность играть так, как это делают дети. Им часто трудно составить компанию собственному ребёнку, занять партнёрскую позицию и разрешить ребёнку хотя бы иногда руководить. Для этого у психологов есть в запасе набор инструментов, один из которых носит название «Игровая терапия», во время которой специалист играя с ребёнком, прорабатывает болезненные моменты, выявляет скрытые страхи, причины возникающих трудностей. Но гораздо эффективнее, когда этим навыкам и приёмам обучаются родители, применяя которые, взрослый открывает в собственном ребёнке новые возможности и потенциалы, и, с большой долей вероятности, узнаёт что-то о самом себе. Совместная игра позволяет узнать друг друга ближе, установить или упрочить контакт и взаимопонимание, научить и научиться чему-либо, снизить психоэмоциональное напряжение, развивать речь, мышление, память, пробудить и обогатить эмоциональную сферу, да и просто получить удовольствие от общения и совместной деятельности.
Популярные вопросы.
Если ребёнок не играет в игрушки? Нужно ли учить ребёнка играть? Когда и как начинать? Что может педагог определить по игре ребёнка? Имеет ли фраза К. С. Станиславского «Вся наша жизнь – игра» отношение к детской игре? Почему много кружков и «развиваек» могут принести вред вместо пользы?
Дать однозначный ответ – всё равно, что отмахнуться. Вначале необходимо получить больше информации о возрасте ребёнка, особенностях поведения, любимых игрушках, как и кем они приобретались, учитывались ли интересы и выбор ребёнка, какие игрушки были первыми и когда, как на них реагировал ребёнок (фиксирует ли взгляд, берёт в руки, трясёт, грызёт, стучит, ломает? Если играет, то как именно: какие действия совершает, как долго, использует по назначению или придумывает новый функционал? «У нас много игрушек, – рассказывает мама трёхлетнего Саши, – но он играет только в телефон или планшет». В ходе беседы выясняется, что «много игрушек» – это несколько мягких текстильных зверушек, папины солдатики и машинки, формочки для песка, пара погремушек, фигурки из «киндер – сюрприза», шарики – «прыгунки». Всё. В другой семье игрушек, действительно много и разных, ребёнок их просит и получает, быстро утрачивает к ним интерес, хотя есть и любимые, которые становятся ему друзьями. В третьей семье ребёнок играет в верёвочки, камешки, пуговицы, коробочки. В четвёртой – ребёнок импульсивный, раздражительный, «нервный», как обозначили родители. Игрушки у него постоянно падают, машинки «врезаются», фигурки «дерутся», ломаются, теряются.
– Мой всё время играет, – рассказывает мама четырёхлетнего Кости, который сидит у неё на коленях с машинкой в руке, задумчиво глядя на стену.
– Можете рассказать, как играет? Или показать?
– Катает, подбрасывает.
Прошу домашние видео. Костя сжимает автомобильчик популярной мультипликационной модели в ладони. Ему дарят новую, бетономешалку. Он молча протягивает вторую руку («он у нас молчун»), сравнивает машинки между собой, кладёт старую, перекладывает новую в другую руку. Снова перекладывает. Разглядывает со всех сторон. Берёт обеими руками. Снова рассматривает. Кладёт на пол, берёт старую, сжимает в руке, ложится с ней на пол и смотрит на новую.
– Он обычно так играет?
– Так. Он у нас спокойный. Но может и бегать с машинкой, подкидывает её, ловит, или поднимает с пола и снова кидает.
– Вы говорили, что катает.
– Да, катает. Но видео нет.
Родители считают, что ребёнок играет: он берёт игрушку, «пробует на зуб», «копает» машинкой, трясёт в руке, подкидывает, а не использует по назначению. В приведённом выше примере не игра. Это манипуляция предметом. В дальнейшем игра может состояться, но для четырёхлетнего мальчика представленное видео – очень тревожный сигнал. А если бы Косте был годик – полтора, такие элементы деятельности были бы вполне закономерными игровыми предпосылками.
Родители не редко принимают за игру играет однотипные действия с игрушкой. В них нет замысла, нет сценария, например, Женя катает автомобиль по разным поверхностям – полу, кроватям, столу, стулу. Его машинка никого и ничего не перевозит, он не строит для неё дорожку или гараж, не разыгрывает повороты и маневры.
Маша приносит из дома куклу. Ходит с ней по группе, кладёт на полку для игрушек, когда нужно мыть руки, садиться за стол и так далее. Её кукла ни с кем не встречается, не разговаривает, не «делает» ничего.
Все ситуации разбираются индивидуально. Дополнить представления об игровой деятельности очень помогают домашние видео, где можно заметить, как именно происходит игра, как она изменяется в зависимости от обстановки, настроения, присутствия партнёра или наблюдателя, какие виды игры используются.
Популярность электронных игр и гаджетов в целом – обширная тема, уделим ей внимание позднее.
Спор среди специалистов и неспециалистов о необходимости учить игре продолжается на протяжении нескольких десятков лет, меняя ракурс изучения. Единогласно считается, что играть ребёнок может научиться сам, но при этом должен быть образец для подражания. Но и это не добавляет гарантий. Даже в многодетных семьях, где, казалось бы, такой образец обязательно есть, встречаются не играющие дети. В детском саду обучение, а чаще побуждение и приглашение к игре, предусмотрено программой, в которой чётко распланировано включение игровых действий и предметов в соответствии с возрастом детей, их интересов, специфике и особенностям развития. При этом со стороны педагога осуществляется сопровождение игры, в некоторых моментах руководство игрой с постепенной передачей этой функции детям. Разработаны и продолжают разрабатываться игровые методики и технологии, внедряемые во все процессы взаимодействия.
Игрушки, игры, игровые предметы размещаются в тематических уголках, периодически заменяются и дополняются. Обязательно отводится время на самостоятельную игру. И это один из самых интересных видов детской деятельности. Дети часто обыгрывают интересующие их темы, жизненные ситуации, фантазии, «отыгрывают» внутренние переживания, эмоции, способы поведения. В ролевых играх есть пересечения с фразой «Вся наша жизнь – игра». Приведу простой пример. Девочка с пяти лет помимо посещения детского сада занимается в музыкальной и спортивной школе. Нагрузка высокая как для ребёнка, так и для мамы: собрать, отвезти – привезти, проконтролировать выполнение домашних заданий. Найти время для игры, активного отдыха и домашних обязанностей. Время от времени у ребёнка возникает психоэмоциональный всплеск, вернее назвать его «выплеск», во время которого происходят истерики, нарушения взаимопонимания, обиды и капризы. Но отказываться от занятий ребёнок не хочет, потому, что во- первых, в дни дополнительных занятий её водят в детский сад до обеда, что ей очень нравится, тем более, что девочка давно не спит днём и лежать в кровати для неё подобно пытке. Во – вторых, дополнительные занятия для неё приносят множество других впечатлений, расширяют круг общения и диапазон интересов.. В-третьих, благодаря этим занятиям, добавляется статус в обществе. «Как я перестану ходить в музыкальную школу? Я же тогда не буду музыкальным ребёнком!». «Как я брошу спортивную школу? Тогда я не буду лучше всех плавать!» К ролям «дочки», «внучки», «садовскому ребёнку», добавились «музыкальный ребёнок» и «юная спортсменка».
Обращается мама трёхлетнего Димы. Рассказывает, что семья неполная: бабушка, мама и Дима. С папой развелись, когда ребёнку было около года, не встречаются, не общаются. Дима не разговаривает, но всё понимает. По мнению невролога, кроме речевой задержки, проблем в развитии не выявлено. Характер у Димы «боевой». Непослушный и очень воинственный дома. В гостях, на улице, в магазине, у врача на приёме всё хорошо, а дома превращается в чудовище. «Мы дома ходим в касках, потому, что ребёнок может нас чем-то ударить, кинуть чем-то тяжёлым. Мы даже боимся приводить его в детский сад, вдруг он так же себя будет вести с другими?». Привели. Закрытый от общения, замкнутый, насупленный мальчик. Прятался за маму, отталкивал её, ударял, хотел, чтобы ушли. В ходе встречи начал проявлять интерес к карточкам, играм, слушал обращения, выполнял задания, не требующие речевых ответов. От страха и смущения у него сжимались пальчика, потели ладошки. В группе не проявлял высокого уровня агрессивности, после серии встреч с мамой и бабушкой, психологической поддержки, индивидуальных и подгрупповых занятий дома «сняли каски». Среди выявленных причин агрессии – непонимание близких, незавершённые обиды и тревогу, связанные с уходом отца и атмосферу в семье, протестные реакции, ошибки воспитания. Через игровые методы удалось нормализовать взаимодействие, скорректировать поведение, развить эмпатию. Каски сняли.
Такие разные игры.
Разгар лета. Прогулка. Бывшая средняя группа через полтора месяца станет старшей. Несколько детей – будущие первоклассники. Большую часть времени они держатся особняком. На занятиях и мероприятиях их часто приглашают в помощники, но далеко не все с радостью берут на себя эту роль. В этом случае никто особенно не принуждает, помощь – дело добровольное. Некоторым нравится роль помощника и наставника, а некоторые склонны к манипуляциям и использованию других. Более младшие для этого больше всего подходят, ведь для них важно внимание старших. Без вмешательства чуткого педагога тут не обойтись.
– Давай, мы будем играть в мяч, а ты нам его приносить, когда он улетит не туда куда нужно?
При этом нарочно кидают мяч за пределы разрешённой территории, чтобы ребёнок получил замечание от педагога, а если пожалуется, то назовут ябедой и играть больше не возьмут.
– Я тебе дам подержать свою машинку, а ты мне подаришь свою.
–Ты мне отдашь свою игрушку, а я тебе завтра принесу гостинец.
– Будешь с нами играть? Только мы будем лечить всех а ты наш нам приводить больных.
– Ты не умеешь играть в эту иргу, вот когда подрастёшь, то будешь с нами.
Четыре пятилетних девочки решили имитировать концерт. Пока одна поёт, зажав в кулаке шишку-«микрофон», другие то подпевают, подтанцовывают или изображают зрителей. Даша, которой всё это время пришлось играть только зрителя, вызвалась тоже солировать.
– А давайте петь «Пусть бегут неуклюже…»?
– Фууу, – морщатся девочки, – это неинтересно!
И поют снова что-то из современной бессмысленной поп-музыки. Даша хлопает им, и снова пытается поменяться ролями:
– Можно, теперь я?
Девочки неохотно соглашаются. Даша поёт песню из старого доброго мультфильма. Девочки не хлопают, смотрят равнодушно и даже с пренебрежением. Даша замолкает.
– Я ещё хорошую песню знаю! Мы помчимся в неведомую даль мимо красного яблока заката…
Девочки перебивают:
– Ты всё время какие-то песни поёшь глупые!
Даша чуть не плачет. Подходит педагог и начинает подпевать Даше. Девочки замолкают и застывают на месте с вытаращенными глазами. Договариваются, что по очереди поют любую песню и а ещё угадывают по пению без слов. Педагог то и дело вынужден отходить к другим мини компаниям, которые строят и рушат, делят руль игрушечной машины, играют в прятки, не придумали себе занятия.
Поиграй со мной!
Вечер. Родители приходят за детьми и
– Мам, давай поиграем?
– Давай попозже, мне нужно приготовить ужин.
– Мам, ты приготовила? Давай поиграем?
– Надо сначала поужинать.
– Ну, пойдём играть?
– Сейчас надо всё убрать. Можешь сама?..
Многие взрослые забывают, как это – играть в игрушки? Ещё чаще на это не хватает сил и времени, ведь нужно постирать, убрать, приготовить, собрать, погладить, выбрать, купить, заказать, узнать, позвонить, ответить, проконтролировать, заглянуть в общий чат, уделить время себе и своим близким. До игрушек ли? Как было бы хорошо, если бы ребёнок сам этим занимался. Только мультики и гаджеты приходят на помощь. И то не всегда и не ко всем. Так, чтобы всё отодвинуть и заняться игрой с ребёнком, мало кому удаётся. У взрослых много более важных, необходимых дел. Для ребёнка очень важно, чтобы взрослый, особенно близкий с ним играл. Когда ребёнок приглашает в игру – это знак доверия. Вы замечали когда-нибудь, как огорчаются те, кто хотел бы играть вместе, но его не берут? Дети могут понять, что у взрослого много важных дел. Настолько важных, что важнее, чем игра с ним. Он ждёт, когда же этих важных дел станет меньше. Но это редко происходит. Важные дела побеждают. Ребёнок со своими играми отодвигается раз за разом. Он перестаёт приглашать и завидует Димке, с которым папа играет в машинки. И Коле, вместе с которым часто после сада вечерами мама строит из «Лего» город, а когда приходит папа, то угадывает, кто что построил, все вместе готовят ужин и «поигрывают». «Поигрывать» – это продолжать что-то делать, например, готовить ужин, и играть во время этого занятия. Это лучше, чем ничего, но не заменит полноценной игры с ребёнком, когда всё внимание уделено только игре и ребёнку. Пусть это будет недолго, минут десять, но регулярно и увлечённо. Это позволит лучше узнать ребёнка, внушит ему веру в себя, поможет укрепить взаимопонимание и внимательное отношение друг к другу. Есть игры- забавы, игры – «возилки», помогающие снять напряжение и наладить контакт(не когда что-либо возят, а когда шуточно борются, «возятся»), игры – «развивалки», «искалки», «бодалки» и тому подобное.
– Ну, во что будем играть?
– Давай в «Искателей»?
В эту игру начали играть недавно после занятий по подготовке к школе как поощрение за старание. Искатель закрывает глаза и отворачивается, пока ведущий прячет выбранный предмет. После этого, руководствуясь указаниями ведущего «тепло», «холодно», «горчо», «жарко», искатель открывает глаза и ищет предмет.
– А давай в «Аэродром»?
Рисуется схематичный план полёта игрушечного самолёта, на дополнительных листах обозначаются места старта и финиша, места дозаправки, посадки и взлёта. «Пилот» берёт самолёт и по командам «диспетчера» перемещает самолёт. Диспетчер ориентируется на план, не показывая его пилоту. «Внимание! Готовимся к взлёту! Набираем высоту… Курс влево и прямо…».
Мама на кухне. Ребёнок приходит с игрушками:
– Давай поиграем?
Он уже приходил, снова отказывать?
– Я ещё не доделала, поэтому буду делать и немного играть, согласен?
Ребёнок рад.
– Ты кем будешь? Этим или этим?
– Давай, этим? Только руки у меня пока заняты, ты же сможешь его передвигать?
Радостно кивает. Начинает игру. Мама следит краем глаза за действиями и озвучивает. Сын тоже поглядывает – не пропустила ли мама чего-то? Если пропустила – повторяет, разъясняет. Так и выходит, не то, чтобы играют, скорее "поигрывают".
– Мам, ты занята опять, да? – спросит в другой раз ребёнок. – Играть не можешь? А поИгрывать?
Альтернатива не заменит полноценной игры, но позволит составить ребёнку компанию, даст возможность пообщаться,не отказывать снова и снова, отодвигая ребёнка на второй план.
Лидер, самоуверенный, эгоист или демонстратор?
Весна. Любительская игра в настольный теннис между парой взрослых. К столу подходит мальчик и молча внимательно наблюдает. Через некоторое время заявляет: «Мне даст кто-нибудь ракетку? Я тоже попробую!» Взрослые улыбаются. Один из них передаёт ракетку. Мальчик встаёт к столу на его место, упускает все подачи, промазывает сам, но пробует снова. Его подбадривают, показывают захваты ракетки, пробует, но больше опирается на своё удобство, не особенно нуждается в подбадривании. Слушает советы и спокойно отвечает: « По-моему, для ребёнка, который играет впервые у меня неплохо выходит!» Взрослые удивляются и одобряют, мальчик так же спокойно и уверенно добавляет: «У меня всегда всё получается с первого раза. И сейчас практически получается. Промахиваюсь потому, что ещё не изловчился… Ну, я пошёл. Для первого раза достаточно». «Хорош! – улыбаются взрослые. – Столько уверенности!». «Обычная детская самоуверенность», – отмечает один из игроков, отбивая шарик. «Не совсем обычная, – возражает другой. – Лидер! Без стеснения и страха подошёл к незнакомым взрослым. Не попросит включить в игру, а спросил. Без вежливости и церемоний. Не побоялся состязаться с взрослым. Не смутился не успешности. Вообще не расценил промахи свои как не успешность. Держался как победитель».
В младшую группу пришёл мальчик, сильно отличающийся от других детей поведением, речевыми навыками, эгоцентризмом. Его было слишком «много». Адаптировался трудно – не принимал принятых правил, всё подвергал переспросам: «А почему нельзя?», «А когда?», «А зачем?», «А если я хочу?», протестам: «Не хочу!», « Не буду!», « Не пойду!», « Не интересно!», «А я хочу, мне можно!», требованиям: «Дай сейчас же!», «Одевайте меня!», «Снимайте с меня!», «Пусть он не ходит сюда!», угрозам: «Я всё расскажу про вас!», «Я больше к вам не приду!», «Я завтра принесу палку и всех побью!», «Я пойду домой! Уйду!», «Всё у вас тут сломаю!». Приносил игрушечное оружие, что не разрешалось, скандалил, когда убирали. Отбирал игрушки, не ждал очереди, не учитывал желания и интересы других, мог смять или сломать творческую работу другого ребёнка, толкнуть, ударить, укусить, бросить, а чаще выбросить чужую вещь, спорил, обзывал детей и иногда взрослых. Однажды, оказавшись в группе старших детей, ударил, толкнул почти каждого, пользуясь их воспитанностью и деликатностью «не обижать маленьких». За рабочий день педагоги очень уставали от него, дети жаловались, родители возмущались.
В семье мальчик слушал только папу, который редко появлялся, так как был занят на серьёзной работе, приезжал в отпуск и иногда общался с сыном по видеосвязи. Мама радовалась, что «растит мужчину», боялась «сломать» характер, отстаивала поведение перед другими родителями. Иногда водила на развивающие занятия, в том числе спортивные – «поставить удар». На консультации приходила, вниманием, лаской и теплом ребёнка окружала. Ремень дома был наготове, но не применялся. Мальчик мог самостоятельно уйти, прогоняя мать, бесстрашно направляясь в сторону дома, или в магазин, не боясь потеряться или остаться без мамы. Мама чуть ли не ежедневно после детского сада покупала что-нибудь сыну: небольшую машинку, «вкусняшку», брелок и т.д. Перед детским садом они могли позавтракать в кафе, полакомиться мороженным и не кушать в садике. Таким образом, она показывала сыну свою любовь и внимание, говорила, что скучает без него. К этому сын быстро привык, подход «через магазин» стал обязательным. Мама решила использовать момент для развития самостоятельности сына и позволила расплачиваться за покупки своей банковской картой. Время от времени начали возникать конфликтные ситуации с требованием банковской карты отдельно от мамы. Затем последовали манипуляции «не пойду с тобой домой, если не купишь…». Мама стала забирать сына позднее. Ребёнок не расстраивался, но успевал выжать из педагога и других детей группы всю жизненную энергию. Возмущённые родители стали жаловаться. Мама стойко находила причины в окружающих. Свои отказы, которые всё же случались, мама обосновывала и разъясняла сыну. Разговаривала с сыном как со взрослым. Это «работало» на начальных этапах. Затем сын стал чаще возражать и требовать. Несмотря на многочисленные вопросы со стороны ребёнка (возникающие не из любознательности, а по привычке получать развёрнутый ответ вместе с отказом или запретом), развёрнутую речь, сообразительность, ребёнок на занятиях не блистал. Не потому, что легко справлялся со всем, скорее, наоборот. Рисование, аппликация, конструирование требовало кропотливости и статичности, что не очень удавалось и не входило в поле интересов. Сниженный самоконтроль и высокий эгоцентризм усиливали воспитательные огрехи. При хорошо развитой общей моторике, двигательной ловкости, точность мелких движений отставала, раздражала ребёнка. Дружить с ним дети не очень хотели – вспыльчивый и резкий, мальчик мог поделиться интересной игрушкой и тут же отнять, ударить, оттолкнуть, обозвать. Так, имея внутренний потенциал и лидерские наклонности, терялось самое важное – умение видеть других, задумываться над потребностями окружающих. Мама решила снизить поток высокой активности сына и стала водить на кружок английского языка и (внимание!) карате. На первом ему было скучновато, а на втором очень понравилось. Мальчик стал требовать от сотрудников детского сада, чтобы его называли исключительно именем боевика – персонажа мультфильма. На своё имя демонстративно не откликался и пояснял, что он вовсе не П., а …(имя персонажа). Кроме всего этого, на занятиях по карате П. был самым младшим, отрабатывая движения удары со старшими детьми, проникся уверенностью, что может противостоять всем. Оказавшись в группе старших, уверенно стал ударять их, привычно требуя своего и отнимая интересующие его предметы. Воспитанные на «нельзя обижать младших» дети возмутились, кто-то заплакал, кто-то огорчился, кто-то поинтересовался, действительно ли это младший. Быстрее всех отреагировал ребёнок из многодетной семьи, давший отпор. Казалось бы, в таком юном возрасте рано делать выводы. Соглашусь, что для окончательных выводов, действительно, рано. Ситуацию можно исправить. Необходимо исправлять в срочном порядке. Мама «взяла тайм аут» на несколько дней, видимо, чтобы погасить эту срочность. Но вопреки рекомендациям от карате не отказалась.
Периодически в магазинах появляются книги по теме воспитания в детях лидера, победителя. Например, «Как воспитать победителей великанов» Бени Джонсона, «Успешные дети. Как помочь своему ребенку сформировать характер победителя» Мишель Борба. Формируя в ребёнке уверенность, смелость, решительность, целеустремлённость, активную позицию, навыки контроля, важно сохранять баланс, развивая также заботливость, внимание к окружающим и так далее.
Нередко можно увидеть на самых разных мероприятиях, в которых ростовые куклы, заводилы-аниматоры, ведущие – организаторы, вовлекая детей в задания и игры, подходят детям, наблюдающим из-за спин или охотно выталкивающих их родителей. Некоторым для решительности, действительно, не хватает такого лёгкого толчка, персонального приглашения. Таких очень мало. Гораздо чаще те, которые прячутся, предпочитают отсидеться в сторонке, а ещё лучше, уединиться дома в уютном кресле с игрушками и мультфильмами. Есть детки, охотно показывающие себя при малейшей возможности, радующиеся вниманию и зрителям даже тогда, когда показывать особенно нечего. Их называют демонстративными. Это не всегда лидеры, но всегда демонстраторы. Их обычно легко определяют по желанию привлечь внимание, «выпучить себя». Желание быть на виду, презентовать себя не всегда сочетается с артистизмом, харизматичностью, высоким уровнем памяти, внимания, интеллекта. Демонстративные дети вообще могут не понимать, что от них хотят, определить, что нужно показать, а что нет. Для них важно получить внимание, дети не задумываются, чем его привлечь, особенно в дошкольном возрасте. Наиболее популярный способ – вызывающее, часто асоциальное поведение. Поэтому важно своевременно помочь таким детям определиться, направить и поддержать интерес в наиболее подходящем для всех направлении.
Тем деткам, которые не любят публичности, можно помочь если не полюбить, то привыкнуть к присутствию других людей, и спокойно относиться к этому, ведь вряд ли они всю свою дальнейшую жизнь будут жить в уединении. При этом способ вытолкнуть в толпу, так же как бросить в середину реки не умеющего плавать человека, вряд ли можно назвать удачным. Вопреки ожиданиям радостного подключения ребёнка к общей деятельности, ребёнок цепляется за окружающих и отказывается что-то выполнять. В редких случаях, ребёнок вяло подключается, даже проявляет желание продолжить, но, как правило, это те дети, которым перед контактом надо присмотреться, оценить обстановку, свои силы. Значительно чаще ребёнок замыкается в себе, может появиться страх перед большим количеством людей. В дальнейшем проявляется страх перед необходимостью публичных выступлений, избегание людных мест и шумных мероприятий, возникнет обида и недоверие.
Вовлекать в публичное взаимодействие лучше по согласию самих участников, постепенно повышая их активность в участии, поддерживая собственным примером, совместным участием, общими занятиями, играми. В дальнейшем поддержка может осуществляться эмоциональной мимикой, жестами, словами. Постепенно можно передавать инициативу ребёнку, подкрепляя наиболее удачные её проявления одобрением, выделением среди менее удачных, похвалой, комплиментом, предложением принять участие в конкурсах, фестивалях, концертах (начиная с домашних сценок и сюжетных Stand Up), любительских видео, поздравлениях родственников и друзей и так далее.
Один из работающих методов при этом – использование фотоаппарата, видеокамеры. Современные дети с ранних лет пользуются различными электронными устройствами. Самыми популярными являются смартфон и планшетный компьютер. Дети с удовольствием делают фотоснимки и видеозаписи, что можно использовать в самых разнообразных задачах, в том числе в качестве преодоления напряжений перед камерой, работы над принятием себя, удовлетворения потребности во внимании, проявлений демонстративности в развивающей и полезной форме, например, для ведения собственного блога. Такие варианты использования техники позволяют «убить двух зайцев одним выстрелом» (возможно, и больше, при этом ни один заяц не пострадает!): удовлетворить потребность в самовыражении и само проявлении, развиваться, делиться информацией с окружающими, распространять полученный опыт. Даже если не всё из перечисленного найдёт применение, метод имеет массу положительных сторон от развлекательной до терапевтической, а это значит, что он позволяет лечить психологические трудности и проблемы, такие как тревожность, страх, заниженную самооценку и многое другое.
Почините моего ребёнка! Или родительские амби
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/n-azarova-32909218/moy-detskiy-sad-70443466/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.