Успешная карьера. Workbook
Алёна Домрачева
Рабочая тетрадь представляет собой путь из ключевых моментов, которые помогут построить успешную карьеру.Основной фокус – сама личность человека, с её особенностями, желаниями и возможностями. Изучив теоретические аспекты и выполнив практические задания, вы сможете услышать и определить себя, а также проработать внутренние проблемы и найти рабочие инструменты для профессионального и личностного развития. Данная работа будет полезна как и для тех, кто ищет своё дело, так и для тех, кто определился с профессией и хочет в ней развиваться.
Алёна Домрачева
Успешная карьера. Workbook
ПРЕДИСЛОВИЕ
Работа занимает важную часть в жизни практически каждого человека. Мой опыт работы психологом показывает, что актуальность карьерных запросов с годами становится всё выше. Многие хотят реализовать себя в работе, иметь отличный заработок, построить успешную карьеру. Лично дляменя – это достойно восхищения. И то, что вы читаете мои слова – это уже большой шаг вперёд. Значит вы готовы сделать свою жизнь лучше.
Поэтому я решила создать данный ворбук и раскрыть карьерные запросы с точки зрения психологии. Здесь вы увидите, как и «классику», так и мои наработки.
Название «Успешная карьера» является целью-максимум. Когда вы изучите воркбук и проработаете ключевые моменты, вы сможете приблизиться к данной цели. Но также, исходя из вашего личного запроса, вы сможете закрыть определённые моменты, которые значимы именно для вас. Возможно, что вы хотите найти профессию, которая вам будет нравиться, узнать, как совмещать работу и личную жизнь и т.д.
В первой главе раскрываются основные моменты связанные с карьерой. Что это такое, зачем это нужно, какие стереотипы могут быть связаны с профессиональной сферой и что может помешать на пути к построению карьеры.
Во второй главе мы окунаемся в профориентацию. Здесь освещаются ключевые моменты, которые могут быть для вас важны при выборе профессии, а также вы можете с помощью различных методик найти ответы на животрепещущие для многих вопросы: какая профессия мне подходит, что выбрать, кто я.
В третьей главе мы входим в работу. Сначала мы разберём промежуточный этап – собеседование, а дальше рассмотрим как можно реализовать себя для построения успешной карьеры, как совмещать работу и личную жизнь, и как уйти.
Для удобства выполнения практических заданий можете заполнять ответы в документе, распечатать нужные страницы или завести отдельную тетрадь для работы.
НАЧНЁМ
ГЛАВА 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КАРЬЕРЕ
ПРО КАРЬЕРУ
Для начала давайте рассмотрим что же означает понятие «карьера». Разберём наиболее часто встречающиеся определения.
Карьера (итал. carriera – бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus – телега, повозка) – продвижение вверх по служебной лестнице.
Карьера(от фр. cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Более узкое понимание карьеры – это не только овладение уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности; карьера – это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА КАРЬЕРА?
Наиболее часто встречаются две причины: реализация себя и материальный аспект. Реализация себя – это реализация своего потенциала, своих амбиций, потребностей. А материальный аспект (денежный) можно рассматривать как: чем выше положение в карьерной лестнице, тем лучше закрывается потребность в материальном достатке (количественно).
В общественном сознании достижение определённого уровня в карьерной лестнице воспринимается как признак успеха. Не зря мы можем часто увидеть такой словосочетание как «успешная карьера». Поэтому «успешность» тоже может является причиной построения карьеры.
Если попробовать определить фокус внимания причин, то можно отметить, что в «реализации себя» фокус внимания направлен на самого человека. В «матрериальный аспект» и «успешность» фокус внимания может быть направлен как на самого человека, так и на других. Человек может стремиться зарабатывать деньги чтобы удовлетворить свои потребности, а также может для удовлетворения потребностей других (пример: отец семейства обеспечивает всю семью). В «успешности» человек может строить карьеру чтобы быть успешным для самого себя (это похоже на «реализацию себя»), а может чтобы получить признание и одобрение других.
Из-за того, что человек хочет быть социально одобряемым, хочет быть уверенным в себе на фоне «успешных других», хочет доказать родителям, бывшим, друзьям и знакомым что: «Вы были неправы, я смогу, я докажу», он может не осознавать свои истинные ценности и потребности.
Я хочу, чтобы перед тем, как мы углубимся в карьерные особенности, вы искренне ответили себе на вопрос: «Какое место работа и построение карьеры занимают в моей жизни?»
Ответить на этот вопрос может первое практическое задание.
Инструкция:
Внимательно изучите список ценностей и выберите ту, которая для вас наиболее значима. Поставьте её на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поставьте её на второе место. То же самое проделайте с оставшимися ценностями. Работайте последовательно, не спеша. Не допускайте, чтобы две различные ценности имели одинаковое значение и были отмечены одной и той же цифрой. ЦИФРЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ.
Я-реальное: Вам предлагается список ценностей. Ваша задача – расположить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в жизни при любых обстоятельствах.
Я-идеальное: Вам предлагается список ценностей. Как бы Вы расположили ценности из предложенного списка, если бы стали таким, каким мечтали (каков Ваш идеал самого себя)?
Я-реальное (…) Активная деятельная жизнь Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Жизненная мудрость Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Здоровье (физическоеипсихическое) Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Интересная работа Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Любовь Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Материально обеспеченная жизнь Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Друзья Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Общественное признание Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Продуктивная жизнь Я-идеальное
(…)
Я-реальное (…) Развитие Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Свобода Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Счастливая семейная жизнь Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Счастье других Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Творчество Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Уверенность в себе Я-идеальное (…)
Я-реальное (…) Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)
Я-идеальное (…)
Расставив свои ценности в рамках вашей настоящей жизни и той, которую бы вы хотели, вы можете наглядно увидеть, что для вас наиболее значимо. Ваше отношение к работе и карьере отражают такие ценности как: «интересная работа» и «материально обеспеченная жизнь» (хотя не всегда «материально обеспеченная жизнь» зависит от нас). Также может реализовываться через ценности «продуктивная жизнь» и «общественное признание».
После того, как вы ответили себе на вопрос: «Какое место работа и построение карьеры занимают в моей жизни?», мы переходим к следующему этапу: разберём стереотипы, связанные с профессиональной сферой.
СТЕРЕОТИПЫ
ГЕНДЕРНЫЕ
Мы все знаем, что физиологические и психологические особенности мужчин и женщин отличаются. Например, у женщин лучше развито быстроевосприятие деталей и свойственна частая смена внимания, а у мужчин – ориентация в пространстве и редкий отклик на ложные пространственные стимулы.
Но сейчас мы живём в то время, когда гендерные особенности становятся размытыми. Всвязи с этим практически не остаются исконно «женские» и «мужские» профессии.
Вы можете добиться успеха там, где вы хотите. И такая вещь как «гендер», при всех ваших других особенностях, не будет препятствием.
ВОЗРАСТНЫЕ
«Мне 30 с хвостиком, поэтому поздно думать о другой работе»
«Я упустил свой момент, уже поздно»
Как часто вы слышите что-топодобное? А может, такие мысли есть и у вас?
На самом деле, выбрать любимую профессию – никогда не поздно. Да, возможно у вас нет столько энергии как в двадцать лет, но в любом возрасте есть свои преимущества.
Вспомните себя несколько лет назад и сейчас: насколько сильно вы изменились? Изменились ли ваши интересы, ценности, чувство ответственности? Возможно, что вы действительно были другим человеком, для которого сегодняшние взгляды на карьеру были неактуальны. Но сейчас вы тот, кто вы есть. И, как вы думаете, переживания по поводу возраста стоят лишения себя лучшей жизни, любимой работы?
Возраст – это цифра. Биологическая цифра. Она не в коем случае не умаляет ваши способности, навыки, качества, то кто вы есть и кем вы хотите быть.
ПРИЗВАНИЕ
Любимая многими нераскрытая загадка. Все ищут ответ, но немногим удаётся его найти. Я воспринимаю «призвание» как что-то глобальное, которое может выражаться в совершенно разных профессиях.
Допустим, призвание «помогать людям». Здесь могут быть врачи, психологи, учителя, продавцы-консультанты, работники службы поддержки и т.д. Если вам нравится помогать людям, для вас эта некая «жизненная миссия», при определённых усилиях вам может быть комфортно в каждой из этих профессий. В какой-то больше, в какой-то меньше.
Призвание – это ваша направленность.
РАБОТА ДОЛЖНА БЫТЬ ОДНА И НА ВСЮ ЖИЗНЬ
На самом деле, на разных жизненных этапах у нас может быть совершенно разная деятельность. И не всегда такая деятельность связана с работой.
Это потрясающе, если вам нравится ваша работа и вы хотите продолжать в ней развиваться до выхода на пенсию (а иногда даже и после). Но человек не может быть ограничен чем-то одним на всю жизнь. В любом случае, если он хочет оставаться в каких-то рамках, то это был результат его выбора, а не других обстоятельств.
Если вы понимаете, что хотите чего-то другого, неужели такой стереотип важнее вашей реализации и вашего счастья?
Преданность – это осознанный выбор.
НУЖНО РАБОТАТЬ ПО ТОЙ ПРОФЕССИИ, ПО КОТОРОЙ ПОЛУЧИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ
Как думаете, какая вероятность того, что тот выбор, который вы совершили в восемнадцать лет, поступая на определённое направление в университет, был искренним, продуманным, и вы точно свяжете своё будущее с этой профессией?
А теперь давайте посмотрим, почему обычно поступают в университет: из-за настояния родителей, чтобы «просто получить корку», чтобы «откосить от армии», потому что «проходил по бюджету», потому что думал, что это «твоё» и т.д.
Не нужно воспринимать свой полученный диплом как «крест», с которым вы должны идти до конца своих дней. Вы меняетесь, меняется и мир вокруг вас.
Диплом – это возможность, а не приговор.
БУДЕТ ЛЮБИМАЯ РАБОТА – БУДЕТ ОДНО СЧАСТЬЕ
Тут и да, и нет. На своей любимой работе вы действительно будете счастливы, вам будет комфортно, но также будут различные трудности и кризисы.
Но, хорошая новость: вы сможете легче это переживать. Несмотря на все «чёрные полосы», вы будете понимать, что занимаетесь любимым делом, и преодоление трудностей того стоят.
Любовь – это свет, даже в самые тёмные времена.
ЧТОБЫ ПОСТРОИТЬ КАРЬЕРУ, НУЖНО ИДТИ ПО ГОЛОВАМ И «СВЯЗИ ВСЁ РЕШАЮТ»
Эти два стереотипа объединяет одно – люди. В первом случае, вам нужно быть «против людей», во втором «к людям». Разберём каждый стереотип отдельно.
На самом деле, всё зависит от ваших принципов и принципов той среды, в которой вы работаете. Вы сможете добиться успеха честным трудом. «Связи», безусловно, облегчат вам жизнь и ваш карьерный путь. Но будете ли вы чувствовать, что занимаете своё место заслуженно? Вопрос.
Вы сами творцы своей судьбы и своего пути.
ЧТОБЫ ПОСТРОИТЬ КАРЬЕРУ, НУЖНО РАБОТАТЬ 24/7 БЕЗ ВЫХОДНЫХ
Успеха тут добиться можно, как и проблем со здоровьем (физическим и психическим). При таком графике существует большая вероятность эмоционального выгорания, при котором у вас не будет сил и энергии ни на работу, ни на личную жизнь.
Вспомните свой опыт: отличается ли ваша продуктивность, когда вы полны энергией и когда у вас нет сил? Думаю, что разница достаточно велика.
Трудоголизм – это не повод для гордости.
Были ли у вас стереотипы, связанные с профессиональной сферой? Если вы увидели их в данном списке, изменилась ли ваша позиция? Если да, то в задании ниже попробуйте сформулировать свою новую позицию.
Если ваша позиция не изменилась, то, как вы думаете, почему? Какие положительные и отрицательные стороны того, что вы будете придерживаться данного стереотипа?
ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ
Давайте разберём ключевые моменты, которые могут помешать построить успешную карьеру. Также вы можете выявить у себя выраженность тех или иных особенностей.
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
«Всё должно быть идеально»
«Я не могу совершить ошибку»
«Я сделал на 99, а не на 100. Я неудачник…»
Я думаю, что с перфекционизмом вы отлично знакомы. Стремиться к совершенству – это девиз перфекционистов. Они очень ответственные, внимательные, «работники мечты» для многих начальников. Но, всё отлично в рамках разумного.
Если это доставляет множество неудобств, проблем со значимыми людьми, ежедневные поводы для тревожности или других тяжёлых эмоциональных переживаний – тут есть повод задуматься.
Трехфакторный опросник перфекционизма (Гаранян Н.Г., ХолмогороваА.Б.)
Инструкция: выразите согласие или несогласие с каждым из ниже следующих утверждений.
Вопросы:
1.Когда меня хвалят, мне кажется, что я произвожу лучшее впечатление, чем я есть на самом деле (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
2.Когда люди хвалят меня за что-либо выполненное мною, я боюсь, что не смогу в будущем оправдывать их ожидания (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
3.Я опасаюсь, что важные для меня люди могут обнаружить, что я менее способный, чем они думали обо мне (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
4.Я чаще вспоминаю случаи, в которых я проявил себя не лучшим образом, чем эпизоды, в которых я был на высоте (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
5.Я редко выполняю разные виды деятельности настолько хорошо, насколько мне хотелось бы (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
6.Мне часто кажется, что многие люди справляются с работой лучше, чем я (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
7.Когда я задумываюсь о своей жизни, мне кажется, что я достиг очень немногого (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
8.Когда я добиваюсь хорошего результата в чем-либо, у меня возникают сомнения, смогу ли я повторить его (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
9.Я часто сравниваю не в свою пользу мои способности со способностями окружающих и думаю, что они умнее и удачливей меня (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
10.Я недоволен собой, если я не достиг максимально хорошего результата, возможного в данном виде деятельности (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
11.После какого-либо не слишком удачного контакта я страшно расстраиваюсь и потом неделями все перебираю, что я сказал или сделал не так (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
12.Я никогда не останавливаюсь на достигнутом, добившись чего-то, сразу ставлю себе новую цель (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
13.Если приложенные мною в какой-либо области усилия не приводят к ощутимому в реальной жизни результату, то я считаю, что это время потрачено зря, даже если получал в то время удовольствие (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
14.Творения других людей (книги, фильмы, какие-то другие полученные ими результаты) часто служат мне напоминанием о том как я мало достиг (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
15.Я часто терзаюсь мыслями о собственном несовершенстве (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
16.В своей работе я ориентируюсь на самые высокие стандарты (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
17.За какое бы дело я ни брался, меня не устраивает средний результат (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
18.В своих жизненных целях и задачах я ориентируюсь на людей, способных и многого достигших (безусловно, да; пожалуй, да; пожалуй, нет; безусловно, нет).
Интерпретация:
Ответы оцениваются следующим образом: «безусловно, да» – 4 балла; «пожалуй, да» – 3 балла; «пожалуй, нет» – 1 балл; «безусловно, нет» – 0 баллов.
Подсчитывается суммарный балл для всех вопросов, описывающий общую выраженность перфекционизма, а также балл по каждой шкале:
1). озабоченность оценками со стороны других при неблагоприятных сравнениях с ними (социально предписываемый перфекционизм) утверждения 1, 2, 3, 6, 8, 9, 14;
2). высокие стандарты и требования к себе (Я-адресованный перфекционизм) – 10, 12, 16, 17, 18;
3). негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве (перфекционистский когнитивный стиль) – 4, 5, 7, 11, 13, 15.
Общая выраженность:
• от 0 до 28 – низкий уровень;
• от 29 до 43 – средний уровень;
• от 44 до 72 – высокий уровень.
Три рекомендации:
1. Научитесь договариваться с внутренним критиком (чей голос призывал вас раньше к совершенству? Может, это был кто-то из родителей?).
2. Дайте себе право на ошибку (ошибки – это нормально и естественно).
3. Объективно оценивайте свои возможности (возможно, что стремление к «идеальности» может истощить вашу энергию и внутренние ресурсы).
ПРОКРАСТИНАЦИЯ
«Сделаю это завтра»
«Потом»
«Вот когда будет всё идеально, тогда и начну»
Неспроста мы опять заговорили про идеально: прокрастинацияи перфекционизм часто взаимосвязаны. Также здесь страх изменений и неопределённости, отсутствие мотивации и навыков принятия решения, неумение планировать. Явно намечаются проблемы с построением карьеры, не правда ли? Хотя у такого человека могут возникнуть трудности на начальном этапе: поиск работы.
Тест на прокрастинацию Irrational Procrastination scale (IPS)
Инструкция: пожалуйста, внимательно прочтите каждый вопрос, прежде чем отвечать. Выберите более подходящий вам ответ по шкале от «Очень редко, почти никогда» до «Очень часто, почти всегда».
Вопросы:
1. Я откладываю задачи сверхразумного.
• Очень редко, почти никогда
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
2.Я приступаю к делу, когда считаю, что его необходимо выполнить.
• Очень редко, почти никогда
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
3.Я часто жалею, что не приступил/а к работе раньше.
• Очень редко, почти никогда
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
4.Есть аспекты моей жизни, которые я откладываю, хотя понимаю, что этого не стоит делать.
• Очень редко, почти никогда
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
5.Если есть важное дело, которое необходимо выполнить, я сделаю его, прежде чем приступить к более мелким задачам.
• Очень редко, почти никогда
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
6.Я откладываю дела так долго, что мое самочувствие или работоспособность излишне страдают.
• Очень редко, почти никогда
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
7.В конце дня я знаю, что мог/ла бы провести время лучше.
• Очень редко, почти никогда
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
• Очень редко, почти никогда
8.Я провожу время с умом.
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
9.Когда мне нужно делать одно, я делаю другое.
• Очень редко, почти никогда
• Редко
• Иногда
• Часто
• Очень часто, почти всегда
Интерпретация:
Результаты:
• от 0 до 23 – низкий уровень;
• от 24 до 36 – средни йуровень;
• от 37 – высокий уровень.
Три рекомендации:
1.Найдите мотивацию (когда вы понимаете «зачем» вам это нужно, появляется смысл и желание для деятельности).
2.Сделайте полезное приятным (добавьте в рутину игру, тем самым сделав «надо» более увлекательным).
3.Отдыхайте (чтобы что-то делать, нужна энергия).
ТРУДОГОЛИЗМ
«Работа – это мой дом»
«Какие выходные и отпуск? Они же без меня не справятся»
«Мне всё равно на личную жизнь, для меня важна только работа»
Знаете ли вы что такое аддитивное (зависимое) поведение? Вы точно знаете про зависимость от вредных привычек, игровую зависимость, но не многие знают, что трудоголизм – это тоже аддиктивное поведение.
Трудоголизм – это бегство от реальности посредством изменения своего психического состояния, в данном случае достигающего сверхценной фиксацией на работе. Подавляется и избегается что-то другое, более значимое и возможно пока неразрешимое, поэтому происходит такая фиксация.
Опросник к трудоголизму (Б.Киллинджер)
Инструкция: ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
Вопросы:
1.Важна ли для вас ваша работа? (да/нет)
2.Нравится ли вам делать вещи совершенно безукоризненно? (да/нет)
3. Свойственен ли вам дихотомизм во взглядах, видите ли вы все в черном или белом цвете без промежутков? (да/нет)
4.Стремитесь ли вы к конкуренции и важна ли для вас победа в ней? (да/нет)
5.Важно ли для вас всегда быть правым? (да/нет)
6.Критичны ли вы к себе, осуждаете ли себя в случае совершения ошибки? (да/нет)
7.Боитесь ли вы все время поражения? (да/нет)
8.Беспокойны ли вы, импульсивны ли вы? (да/нет)
9.Часто ли вам становится скучно? (да/нет)
10.Загоняете ли высебя до истощения? (да/нет)
11.Возникают ли у вас периодически состояния, во время которых вы чувствуете себя чрезвычайно усталым? (да/нет)
12.Испытываете ли вы чувство вины при появлении у вас дискомфорта? (да/нет)
13.Считаете ли вы себя необычным или отличающимся от других? (да/нет)
14.Читаете ли вы постоянно материалы, связанные с работой, даже во время еды или просмотра телевизора? (да/нет)
15.Составляете ли вы список того, что необходимо сделать, или ведете дневник? (да/нет)
16.Обнаруживаете ли вы, что вам становится все труднее и труднее проводить свободное время в выходные, каникулы и во время отпуска? (да/нет)
17.Часто ли вы чувствуете, что вам не хватает времени и вы хотите, чтобысутки продолжались больше 24 часов? (да/нет)
18.Поддерживаете ли вы деловую связь с коллегами во время отдыха? (да/нет)
19.Относитесь ли вы к работе как к игре и выходите из себя, если играете плохо? (да/нет)
20.Избегаете ли вы думать о том, что вы будете делать, когда не будете работать? (да/нет)
21.Вы ответственны на работе, но безответственны в личных делах? (да/нет)
22.Стараетесь ли вы избежать конфликта вместо того, чтобы его разрешить? (да/нет)
23.Характерны ли для вас импульсивные действия, когда вы не обращаете внимание на то, как они повлияют на других людей? (да/нет)
24. Вы боитесь критики, но сами любите осуждать и критиковать? (да/нет)
25.Вы заметили, что у вас ухудшилась память на то, о чем вам говорили другие? (да/нет)
26.Выходите ли вы из себя, если все идет не так, как вы запланировали? (да/нет)
27.Если вас прерывают во время решения вами производственных проблем в домашних условиях, вызывает ли это у вас резкое раздражение? (да/нет)
28.Создаете ли вы безвыходные ситуации для себя и для других? (да/нет)
29.Сконцентрированы ли вы на событиях будущего, вместо того чтобы радоваться настоящему? (да/нет)
30. Не забываете ли вы и не преуменьшаете ли значение семейных событий и и праздников? (да/нет)
Интерпретация:
Если количество положительных ответов превышает 20, то есть высокая вероятность наличия трудоголизма.
Три рекомендации:
1.Найдите причину и попробуйте её решить (от чего вы уходите в работу?).
2.Установите границы (обозначьте границы между работой и личной жизнью).
3.Пересмотрите свои установки по поводу работы (об этом мы говорили в «стереотипах»)
СИНДРОМ САМОЗВАНЦА
«Я не умею ничего особенного. То, что я умею, может сделать каждый»
«Я это не заслужил»
«Случайно получилось»
Синдром самозванца – это психологическое явление, заключающееся в неспособности принять свои успехи и достижения как свою личную заслугу.
Опять же, если смотреть в рамках «успешной карьеры», как вы думаете, человек, который не признаёт свои заслуги и всячески принижает себя, добьётся ли он успеха? Очень сомневаюсь. А если и добьётся, то точно не признает.
Методика оценки выраженности синдрома самозванца (ПаулинаКланс)
Инструкция: для каждого вопроса, пожалуйста, обведите кружком число, которое лучше всего показывает, на сколько верно ваше утверждение. Лучше всего дать первый ответ, который приходит вам в голову.
Неправда – 1.
Редко – 2.
Иногда – 3.
Часто – 4.
Верно – 5.
Вопросы:
1.Я часто добивался успеха в тесте или задании, хотя и боялся, что не справлюсь, прежде чем возьмусь за это дело (1, 2, 3, 4, 5).
2.Я могу создать впечатление, что я более компетентен, чем я есть на самом деле (1, 2, 3, 4, 5).
3.Я избегаю оценок, если это возможно, и боюсь, что другие оценивают меня (1, 2, 3, 4, 5).
4.Когда люди хвалят меня за то, что я сделал, я боюсь, что не смогу оправдать их ожидания от меня в будущем (1, 2, 3, 4, 5).
5.Иногда мне кажется, что я получил свое нынешнее положение или свой нынешний успех, потому что оказался в нужном месте в нужное время или знал нужных людей (1, 2, 3, 4, 5).
6.Я боюсь, что важные для меня люди могут узнать, что я не так способна, как они думают (1, 2, 3, 4, 5).
7.Я склонен вспоминать случаи, в которых я не делал все возможное больше, чем в те времена, когда я делал все возможное (1, 2, 3, 4, 5).
8. Я редко делаю проект или задачу так хорошо, как мне бы хотелось (1,
2, 3, 4, 5).
9.Иногда я чувствую или верю, что мой успех в жизни или на работе был результатом какой-то ошибки (1, 2, 3, 4, 5).
10.Мне трудно принимать комплименты или похвалы по поводу моего интеллекта или достижений (1, 2, 3, 4, 5).
11.Иногда я чувствую, что мой успех был обусловлен какой-то удачей (1, 2, 3, 4, 5).
12.Я иногда разочаровываюсь в своих нынешних достижениях и думаю, что я должен был достичь гораздо большего (1, 2, 3, 4, 5).
13.Иногда я боюсь, что другие обнаружат, как много знаний или способностей мне действительно не хватает (1, 2, 3, 4, 5).
14.Я часто боюсь, что могу потерпеть неудачу в новом задании или начинании, хотя обычно я хорошо делаю то, что пытаюсь (1, 2, 3, 4, 5).
15.Когда я преуспел в чем-то и получил признание за свои достижения, у меня есть сомнения, что я могу продолжать повторять этот успех (1, 2, 3, 4, 5).
16.Если я получаю много похвал и признания за то, что я сделал, я склонен недооценивать важность того, что я сделал (1, 2, 3, 4, 5).
17. Я часто сравниваю свои способности с окружающими и думаю, что они могут быть умнее меня (1, 2, 3, 4, 5).
18.Я часто беспокоюсь о том, что не добьюсь успеха с проектом или экзаменом, хотя другие вокруг меня имеют значительную уверенность в том, что я буду хорошо работать (1, 2, 3, 4, 5).
19.Если я собираюсь получить повышение или получить какое-то признание, Я не решаюсь говорить другим, пока это не станет свершившимся фактом (1, 2, 3, 4, 5).
20.Я чувствую себя плохо и разочарованно, если я не “лучший” или, по крайней мере, "очень особенный” в ситуациях, связанных с достижениями (1, 2, 3, 4, 5).
Интерпретация:
После прохождения теста самозванца сложите вместе числа ответов на каждое утверждение.
• если общий балл равен 40 или меньше, то респондент имеет мало характеристик самозванца;
• если балл составляет от 41 до 60, то респондент имеет умеренный опыт ИС;
• балл от 61 до 80 означает, что респондент часто испытывает чувство самозванца;
• а балл выше 80 означает, что респондент часто имеет интенсивный опыт ИС.
Чем выше оценка, тем чаще и серьезнее «Синдром самозванца» вмешивается в жизнь человека.
Три рекомендации:
1.Научитесь договариваться со своим внутренним критиком (с тем голосом, который необоснованно или преувеличено вас критикует).
2.Переоцените себя (скорее всего, вы часто себя обесценивали).
3.Отмечайте свои успехи (это поможет вам реально оценивать свои достижения и поддерживать самооценку).
СИНДРОМ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ
«Зачем пытаться? Всё равно ничего не получится»
«У меня в семье никто не добился успеха… Значит, такова и моя судьба»
«Я пытался, но уменя не получилось. Значит, что смысла что-то делать больше нет»
Выученная беспомощность – это состояние, при котором человек не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность (занимает пассивную позицию).
В рамках профессиональной сферы, наличие выученной беспомощности может обернуться для вас боком: трудности в достижения целей, проблемы с ответственностью, невозможность добиться успеха и многое другое.
Тест на выученную беспомощность
Инструкция: оцените, насколько каждое из этих утверждений соответствует действительности, по шестибалльной шкале, где:
1 – абсолютно не соответствует;
2 – по большей части не соответствует;
3 – скорее соответствует, чем нет;
4 – в общем соответствует;
5 – по большей части соответствует;
6 – полностью соответствует.
Вопросы:
1.В повседневной жизни я во многом завишу от других людей.
2.Мне не хватает здравого смысла.
3.В житейских ситуациях на мое мнение нельзя полагаться.
4.Я не уверен в своей способности справляться с повседневными проблемами, которые постоянно возникают.
5.Почти все, что я делаю на работе (в учебе), не так хорошо, как это могли бы сделать другие люди.
6.Я не способен добиться успеха.
7.Большинство людей достигают лучших результатов в работе, чем я.
8.В работе я не так талантлив, как большинство других людей.
9.В том, что касается работы или учебы, я не такой сообразительный, как большинство других людей.
10.Думаю, что я не способен самостоятельно справляться с повседневными делами.
Интерпретация:
Если в ответе хотя бы на два-три вопроса вы получили 4 баллаили больше, это уже повод задуматься, не проявляется ли иногда в некоторых сферах вашей жизни выученная беспомощность.
Три рекомендации:
1.Развивайте вариативность мышления (данный навык поможет вам находить различные варианты решения проблем).
2.Пересмотрите свои негативные убеждения (возможно, что стереотипы и негативный опыт мешают вам идти вперёд).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/chitat-onlayn/?art=70207801?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.