PROдвижение писателя
Катя Степанцева
Прочитав книгу "PROдвижение писателя" вы точно будете знать, какие шаги предпринять, чтобы у вашего произведения, наконец-то, появились звезды, отзывы и покупки. Эта книга не только о продвижении, но и важности как такового движения (PRO – профессионального в том числе), чтобы писатель никогда не останавливался и не забывал, ради чего он это делает.
Катя Степанцева
PROдвижение писателя
Кто я такая и почему решила рассказать о продвижении писателей?
Всем привет! Меня зовут Катя Степанцева. Я детская и подростковая писательница, член Союза детских и юношеских писателей, Секретарь Творческого Союза русскоязычных литераторов ЛитО “Щеглы”, победительница конкурса детской и подростковой книги в номинации “Первая любовь” в 2021 году, победительница конкурса “Неодиночество в сети” в 2022 году, финалистка “Электронной буквы-2021”, победительница конкурса “КНИГАсветное путешествие” в номинации “От Волги до Енисея” в 2022 году, спикер конференции “Я пишу для детей и подростков” онлайн-журнала “Чтение детям”, спикер ММКЯ на площадке “Литрес. Самиздат” в 2022 и 2023 годах.
В 2023 году вышла в свет моя книга “Встретимся на Плутоне” в издательстве “Руграм” и тут-то наиболее остро встал вопрос продвижения, он и раньше остро стоял, просто когда все еще было на уровне самиздата, мне было достаточно и того внимания, что я получала от подписчиков сообщества “Щеглы” “Вконтакте” и моих друзей из соцсетей. Но когда книга заняла свое место на книжных полках крупных магазинов: “Лабиринта”, “Читай-города” и других, мне захотелось, чтобы ее заметил массовый читатель, а не только мои друзья, родственники и знакомые. Я поняла, что каждое мое действие приносит новые покупки книги, новых читателей, новых подписчиков в соцсетях.
Хочу проходить этот путь не одна, а с теми, кому тоже страшно, но все-таки интересно идти по пути самопродвижения. Вместе ведь веселей. В рамках дежурства по группе “Щеглы|Союз писателей” я написала несколько постов о бесплатном продвижении писателей и получила большой отклик. Оказалось, эта тема многих интересует. А еще я заметила, что какие-то разрозненные посты и видео по этой теме есть, а вот собранного в одном месте материала нет, поэтому решила все, что делала и делаю сейчас сама, объединить под одной обложкой, чтобы каждому писателю было удобно пользоваться.
Я много общаюсь с начинающими, продолжающими и маститыми авторами, организую выездные писательские семинары с Ириной Щегловой (современной детской и подростковой писательницей, блогером, Президентом Творческого Союза русскоязычных литераторов ЛитО “Щеглы”), читаю лекции, выступаю на конференциях, в том числе и с этой темой и вижу, что она актуальна. Это факт!
Дорогие скептики! (Если вдруг вы тоже читаете эту книгу)… Я понимаю, что вы не хотите заниматься рекламой и продажами. И все эти восклицания: “Я писатель! Я хочу только писать книги!” я тоже понимаю. Но сейчас такое время, что писателю нужно быть и редактором, и корректором, и маркетологом, и пиарщиком, и блогером… Книга сама себя не продаст. Ей помогать надо. Поэтому оставим скепсис. Ай-да со мной покорять мир, ведь наверняка вы, как и я, хотите, чтобы ваши книги были на книжных полках во многих домах и библиотеках, чтобы ваши имена прогремели по всей стране, а может быть и за пределами нее. Так что вперед! По главам книги.
Не думаю, что будет легко. Какие-то главы вам не понравятся. Какие-то задания вы ни за что не захотите выполнять, пробуйте то, на что сейчас у вас хватает сил, смелости и вдохновения. И если вы начнете самопродвигаться вместе со мной, знайте: вас неминуемо ждет успех. Ведь вы уже не будете лежачим камнем.
Прелесть книги в том, что вы можете начать с любой главы, не обязательно читать главы и выполнять задания последовательно.
Оформляем страничку “Об авторе” на электронной площадке
Как мы уже выяснили в современном мире мало написать хорошую историю, нужно еще и умудриться ее продать. Порой для того, чтобы вашу историю купили и прочитали, должно случиться так много событий: победа в каком-либо конкурсе, участие в марафоне, выступление на конференции. А порой к книге может привлечь случайность. Какая-то интересная история из жизни автора, забавные качества личности или необычное фото на странице с биографией.
Не секрет, что людей в первую очередь интересуют люди, поэтому перед покупкой (особенно книги незнакомца), читатель может поинтересоваться и личностью автора. Заполненный профиль помогает читателям принять окончательное решение о покупке или прочтении книги, о продолжении взаимодействия или ждать выхода новых книг. Для автора же это очень важный шаг – позиционирование себя как писателя. Это страшно. Это большая ответственность. Но нужно преодолеть все свои страхи и заявить о себе.
Что делать, если пока еще нечего писать в биографии?
– Может пригодиться любая информация о том, где родился/учился/рос писатель. Всегда интересно узнавать, из какой профессии пришёл автор, в каком городе живет и трудится.
– Напишите в каком жанре предпочитаете работать. А может это вообще смешение жанров? Каких? А может вы попробовали все жанры на свете? Или придумали свой?
–На каких курсах изучали/изучаете сейчас литературное мастерство, какие семинары, конференции по писательскому мастерству посещаете, состоите ли в каких-либо Союзах писателей, Литературных объединениях. На чье творчество опираетесь в написании книг (имеется в виду, кого считаете своим идейным вдохновителем, кого читаете с упоением, кем вдохновляетесь).
– Расскажите, как вы начали писать? Будет здорово, если это будет история, рассказанная с юмором. Но даже если нет, то тоже хорошо. Не нужно много. Пара предложений о начале творческого пути.
– Расскажите, что мотивирует вас писать?
–Есть ли писательские привычки? Ритуалы?
Почему важно написать что-то о себе? Вам необходимо вызвать эмпатию у потенциального читателя, он вас еще не знает. Познакомьте его с собой как с литературным героем, заставьте сопереживать, улыбаться на ваши шутки, заинтересоваться вами, вашей личностью. Влюбиться в вас.
Что написать, если вы уже поплавали в литературных морях и океанах?
Можно примерно то же самое, что и новичкам, добавив следующие пункты:
– Расскажите о своих достижениях: в каких конкурсах выигрывали, в каких попали в шорты и лонги.
– В каких выставках/конференциях участвовали? В каком году?
–Проводите ли встречи в библиотеках/книжных магазинах?
– Презентуйте самую удачную свою книгу. Читателю, не знакомому с вашим творчеством, будет трудно выбрать произведение для первого прочтения. Если какая-то книга лучше всех продается, расскажите о ней, поделитесь кратко отзывами на нее от читателей, экспертов или литературных критиков (парой предложений). Помогите новому читателю определиться с покупкой —это выгодно вам самим.
Что делать, если вы пишете под псевдонимом?
Если ваше настоящее имя будет известно, то вы можете написать любую информацию о настоящем себе.
Если же вы скрываетесь, сочините биографию своему альтер эго, включите фантазию по полной. Например, некоторые книги Стивен Кинг написал под псевдонимом Ричард Бахман. У этого псевдонима есть вымышленная биография. Книги Бахмана, якобы покойного, были изданы его также вымышленной вдовой, Клаудией Иннес Бахман. Интересно, что Клаудия упоминается в цикле “Тёмная Башня” как автор книги “Чарли Чу-Чу” в ключевом мире (в других мирах автор – вымышленная Берил Эванз). Можно сказать, что и Клаудия Бахман – также псевдоним Кинга. Фото Ричарда Бахмана также было предоставлено его женой. В реальности же это фотография Ричарда Мануэля, который был литературным агентом Стивена Кинга.
Для вдохновения посмотрите, как оформлены страницы “Об авторе” у современных писателей: Ирины Щегловой, Тамары Крюковой, Стивена Кинга, Сергея Лукьяненко, Олега Роя и т.д. Полистайте биографии своих любимых писателей-классиков, поищите в них вдохновения.
На некоторых электронных площадках можно внести информацию об авторе самим, на некоторых нужно обращаться в техподдержку. Не бойтесь сложностей. Выбирайте самую красивую или самую таинственную свою фотографию и вперед! К заполненной авторской страничке.
Если вы уже заполняли такую информацию, то можно ее обновить. Добавить новые сведения, что-то дописать, улучшить.
Пишите сами о себе только хорошее. Ни в коем случае не оскорбляйте себя или свое творчество, не принижайте, даже в шутку. Как сказал однажды Филипп Киркоров в одном интервью (хоть я и не поклонница этого артиста, но в этом высказывании полностью его поддерживаю): “Говорите о себе только хорошее, источник забудется, информация останется”.
Вот пример моей странички “Об авторе” на Литрес: https://www.litres.ru/author/katya-stepanceva/ob-avtore/
Пишем пост-знакомство на странице автора в соцсетях
Театр начинается с гардероба, а страничка автора с поста-знакомства. В идеале пост-знакомство повторять нужно хотя бы пару раз в год, так как на автора постоянно кто-то подписывается. А еще потому что мы ведь с вами не сидим на месте. Правда? У нас выходят новинки, появляются отзывы, победы в конкурсах, мы участвуем в значимых мероприятиях, выступаем на конференциях, презентуем книги в библиотеках и так далее.
Людям, которые подписываются на нас в соцсетях, нужно как воздух, знать, с кем они имеют дело. А уж если к вам заглянул потенциальный издатель, тем более будет здорово, если он о вас прочитает сразу в одном месте, а не будет вынужден перелопачивать все ваши посты, в надежде узнать хоть что-то интересное. Да и будем честными, мы порой в соцсетях чего только не пишем! То пост выйдет, что никто не читает нас и мы в депресии наедаемся тортом. То сетуем на неудачи в конкурсах и хаем жюри. То ругаемся на хейтеров, продавцов в магазине, сверлящего соседа. Вот зайдет редактор на нашу страничку, что он увидит? Непонятный пост? Фото нашего кота? Видео с корпоратива?
А еще на вас может подписаться библиотекарь, коллега-писатель, читатель, книжный блогер. Да мало ли кто? Любому из перечисленных мной людей будет очень удобно зайти в специально подготовленный пост и почитать про владельца страницы самую актуальную информацию.
Что написать в посте-знакомства?
– Перечислите свои регалии: победы в конкурсах, шорты и лонги. Приложите фотографии дипломов и благодарственных писем.
– Если участвовали в конференциях, то перечислите в каких. Если есть видео выступления, смело вставляйте его в пост.
– Если есть опыт выступления в библиотеках, презентаций книги на выставках/ярмарках, создайте карусель из дипломов и благодарственных писем за участие.
– Если есть отзывы блогеров или критиков, дайте ссылки на посты, видео или подкасты.
– Перечислите на каких электронных площадках можно прочитать ваши книги, дайте ссылки.
– Если вы давали интервью на сторонних ресурсах, дайте ссылки на страницы с интервью.
Закрепите пост на странице, чтобы он всегда был первым. Если нет возможности закрепить, то пост нужно периодически повторять, чтобы добавлять новые сведения и чтобы пост-знакомство был повыше в ленте. Кстати о фото!
Какие фотографии требуются для блога автора?
Самый идеальный вариант – это специально подготовленные фото, на которых можно понять, что вы за человек или что за книги вы пишете. Здорово, когда автор славянского фентези фотографируется в сарафане и кокошнике или детский писатель в окружении героев своих историй: игрушек, поделок. Потрясающе выглядят фотографии с книгами автора, на фоне книжных шкафов, полок, в библиотеке.
Но даже если у вас нет никаких костюмов, а игрушки только испортят образ, сделайте просто качественные красивые фотографии. Если есть возможность, закажите фотоссесию у профессионального фотографа, чтобы он смог обработать ваши фото. Если такой возможности нет, то хотя бы пусть ваши снимки будут в хорошем разрешении, яркие, четкие.
На фото должно быть хорошо видно ваше лицо. Улыбайтесь. Улыбка – самый короткий путь к сердцу другого человека.
Позаботьтесь о фоне. Бывает, что писатели располагаются на фоне задрипаных штор, старых обоев в цветочек, непрезентабельной мебели. Надеюсь, вы так не делаете? Не делайте. И уж тем более не выкладывайте обрезанные фотографии, на которых видно чью-то руку, ухо и другие части тела или слишком приближенную, пиксельную, размытую.
Помните, что ваши снимки работают на ваш имидж.
Вот как я оформила пост-знакомство https://vk.com/@ffcatkgu-privet-vsemБудет здорово, если фотографии отражают вашу личность: если вы веселый и открытый миру человек, постарайтесь избегать формальных и серьезных фотосессий. Не используйте черно-белые кадры. А если вы человек серьезный, собранный, экспертный, то избегайте выглядеть дурашливым и легкомысленным. Будьте искренними и честными с читателями.
Личная страница или писательское сообщество/блог?
В запрещенной сети у меня было две странички: личная с фото детишек и жизненными проблемами и писательская, чисто про творчество. Там я писала стихи, делилась жизнью писателя, проводила опросы и так далее.
Но когда появились запреты на соцсеть, пришлось страничку удалить и строить продвижение Вконтакте. Там я долго публиковала все, что можно на своей личной странице, не понимая, зачем создавать группу?
Я рассуждала так:
1) если не хочется “светить” своим творчеством перед друзьями, коллегами, родственниками;
2) если писатель боится осуждения близких людей;
3) если писатель пишет абсолютно разные по жанру и содержанию книги (детские рассказы и эротические романы);
4) если мир книги настолько глубок, что требует отдельного пространства…
то лучше завести отдельный блог, в котором писателю будет максимально комфортно рассказывать о своем творчестве. Спрятавшись за псевдонимом можно и биографию себе под стать сделать. Ничто и никто не будет отвлекать от мира книги, героев и событий, но фото и видео контент нужно будет выбирать более тщательно, уже фоточки с пикника или фотосессия в библиотеке не впишутся в эстетику блога.
Конечно, стоит подумать и о тематике. Лучше, если это будет узкая ниша, например, группа, где публикуются рассказы. Или блог, посвященный историям определенного жанра. Или “закулисье” писателя. Сборные "солянки" вести труднее, подписчики могут охладеть к блогу из-за неоправданных ожиданий. Например, подписался кто-то на вашу страницу из-за классных артов и музыки, а вы оказывается их публикуете только раз в год, когда вспоминаете, что давно ничего не писали в блоге. А если уж у вас в блоге все понемногу, то обязательно используйте внутренние хэштеги для удобной маршрутизации читателей по рубрикам.
Совсем недавно одна моя хорошая знакомая рассказала, что ей пришлось закрыть свою писательскую группу, потому что в ней стало слишком много всего, кроме ее книг. Часто авторы, пытаясь раскрутиться, обмениваются рекламой и отзывами на книги друг друга. И вот когда в результате такого обмена ваша группа заполняется отзывами, аннотациями, эстетиками чужих книг, подумайте: а этого ли вы хотели?
Мне комфортно вести свою личную страничку, ведь я не делю свою жизнь на две половины: писательскую и личную. У меня одна большая жизнь, в которой я пишу книги, ращу детей и воспитываю собаку (или наоборот?). Я завела и писательскую страничку (Книги Кати Степанцевой https://vk.com/katyastepantceva), но по привычке в личной бывает то клип сниму, то про книгу свою очередную что-то радостное напишу. Личная страница не обязывает к тематике, можно писать обо всем подряд. Здесь есть место и фото из аквапарка/отпуска/с работы и рекламе книги. В конце концов у меня и подписчиков больше на личной странице.
Но вот что еще всплыло, в ходе размышлений, что не делая свое книжное сообщество человек как бы не принимает до конца то, что он делает. Для него это еще не работа, а некое хобби. Как вязать, вышивать, ухаживать за котиками. Он пытается делиться своим хобби только с близким кругом общения, боясь выйти за ворота привычного двора. Ведь своя писательская группа – это уже общение другого уровня, на нее как правило подписываются незнакомые люди. А вдруг они не одобрят то, что я делаю?
Часто читаю откровения коллег о том, что они даже выпустив 3-5 романов и 20-30 рассказов все еще не считают себя писателями. Даже издав книгу в престижном издательстве. Даже имея постоянные роялти и круг читателей. Как избавиться от постоянно гложущего тебя чувства, что ты никакой не Писатель, а просто иногда что-то там сочиняешь тихонько в уголке?
Писатели – это Толстой, Достоевский, Чехов и так далее…а вы… даже страшно подумать! Вдруг кто-то осудит. Вдруг кто-то скажет, что вы не дотягиваете до звания писателя?
Разрешите себе быть писателем без чьего-то одобрения. Одобрите себя и свою деятельность сами. Примите ее и создайте отдельную страницу для писательского продвижения, а личную оставьте для детей, рецептов и фоточек для друзей.
Если говорить о плюсах отдельной писательской страницы в соцсетях добавлю, что многие важные инструменты продвижения привязаны именно к ней:
1) Донаты
2) Товары группы
3) Реклама сообщества
4) Сайт из сообщества
Не будьте ленивы и нелюбопытны. Исследуйте.
Создаем яркий незабываемый образ писателя
Не забываем и про свой уникальный стиль. Я сейчас про одежду. А вы про что подумали?
Современному писателю кажется, что классики не продвигали свои произведения и вообще себя. Что о них критики говорили и народ, а сами они о себе молчали, сидели ниже травы и тише воды и только писали. Ах да! За них, мол, еще текст говорил. Но…вы удивитесь. Писатели прошлых лет тоже занимались самопиаром. Например, Маяковский очень рано понял важность внешности в самопрезентации. В автобиографии «Я сам» Маяковский рассказывает о расцвете своего футуристического периода: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке – галстук. Очевидно – увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстука ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук».
Казалось бы такая обыденная вещь – галстук. Но именно она стала центральной в образе главного поэта революции. В том числе благодаря такой заметной детали образа, Маяковский стал узнаваем и любим. Галстук стал маячком, на который неизменно летел как мотыльки на огонь, потребитель.
Выбор одежды, как способ самовыражения, присущ многим русским писателям и поэтам. И для поклонников запоминающийся стиль становится частью самого литератора.
Гоголь любил шейные платки и жилеты, которые шил себе самостоятельно.
Самый узнаваемый элемент наряда Ахматовой – шаль. Аксессуар она выбирала исходя из наряда: кружевную шаль надевала с модным платьем в цветочек, желтую по-бакстовски смело сочетала с синим, как на знаменитой картине Альтмана.
Современные писатели тоже не отстают. Например, Наталья Спехова-Роси, детская писательница, появляется на людях в кленовых листиках-сережках. Дина Рубина обожает шляпы и палантины, а Людмила Петрушевская носит брошки, которые создала сама. Алексей Иванов на фотографиях запечатлен в серой кепке.
Вам, современному писателю, обязательно нужно, кроме гениальных текстов, как-то выделяться в огромной толпе конкурентов. Стать узнаваемыми яркими личностями. Придумать себе маленький крючочек, на который вы будете ловить своего читателя.
У меня есть сказка “Только не трогай белого кота!”, главный герой которой списан с нашего белого кота Кеши. Я написала ее, когда он был уже глубоко стареньким. Его обожали дети и всегда гладили, носили на руках, играли с ним. Мне очень хотелось сохранить память о нем. Так и появилась сказка. Друзья часто подкалывали меня за название. Увидев фотографии Кеши на странице “Вконтакте”, спрашивали: “А этого кота можно трогать?” Я делала комиксы из фото и всякие смешные посты. А потом как-то увидела шикарную брошку с белым котом. Купила. А потом сережки. А потом значок. И не заметила, как в моем гардеробе плотно поселился белый кот. Это мой талисман и память об уже умершем домашнем любимце. Он остался в моих аксессуарах и сказке. Порой под каким-нибудь постом читатели и подписчики с удовольствием отмечают красивую брошь с белым котом.
А однажды, когда я собеседовалась на должность воспитательницы в детском саду, мои работодательницы поинтересовались, почему у меня на груди такая интересная брошь? Я рассказала им про сказку и получила двух новых читательниц.
Попробуйте и вы, на основе своего произведения, или на основе ярких качеств вашей личности придумать деталь в своем гардеробе, которая подчеркнет вашу творческую натуру. Даст отсылку к вашему рассказу. Или намекнет на особо любимого героя ваших историй.
Публикуемся на разных электронных платформах
Не нужно делать ставку только на одну площадку. Даже самую раскрученную. Даже самую популярную. Почему? Потому что тем самым вы ограничиваете себя читателями только этой площадки, тогда как могли бы показать свою рукопись большему количеству людей. И может быть даже, заключить контракт на издание и завести полезные связи.
Многие площадки проводят конкурсы, в которых членами жюри являются редакторы популярных издательств. Не пренебрегайте этим шансом. Поизучайте разделы о конкурсах на “Литмаркете”, “АвторТудее”, “Литресе”, “Литнете” и так далее. Подумайте, какая книга подойдет на тот или иной. Попробуйте что-то написать целенаправленно на заявленные темы. На самой площадке разместите один или несколько текстов, чтобы читатели с ними ознакомились. Людям интересно узнать автора поближе: его язык, стиль, сюжетные сюрпризы, так дайте им шанс хоть одно ваше произведение прочитать бесплатно, чтобы решить, стоит ли покупать остальные?
Например, у меня размещены сказки на “Литмаркете”; сказки, рассказы и начало нового романа на “АвторТудей”, а основная часть книг на “Литрес”. Я очень люблю “Литрес” и часто участвую там в конкурсах, но несмотря на это я разместила некоторые свои тексты и на других площадках. И на каждой площадке я получила отзывы. Над одними посмеялась, над другими задумалась. А еще… однажды мне на “Литмаркете” написала редактор издательства “Эксмо”: “Добрый день! Меня зовут Юлия, я редактор подростковой литературы издательства “Эксмо”. Заинтересовала Ваша рукопись “Встретимся на Плутоне”. Можно ли получить текст на рассмотрение? Хорошего дня!” Рукопись я отправила. Да, продолжения разговора не состоялось, но это совсем другая история. Тут главное другое. Если бы моей странички не было на площадке “Литмаркет”, то может быть эта Юля вообще бы мне нигде и никогда не написала? А вы спросите, почему она заинтересовалась именно повестью “Встретимся на Плутоне?”. Скорее всего потому что эта история вошла в шорт-лист “Электронной буквы” на “Литрес”. Видите как все связано?
Другая потрясающая история случилась на том же Литмаркете, когда мою сказку “Розовый единорог” взяла на обзор блогер Ма. Ко. Но об этом я расскажу чуточку позже.
“Литрес” вот уже второй год подряд приглашает меня на ММКЯ в качестве спикера. В этом году в новостных заметках меня упомянули не только на страничке “Литрес”, но и “Литмаркета” в списке авторов площадки, участвующих в ММКЯ.
Вот почему важно быть не на одной электронной платформе и не хранить все яйца в одной корзине. Каждая площадка интересна и полезна. То же самое касается и соцсетей, но рассказывать об инструментах каждой соцсети я в книге не буду, так как об этом написано немало книг, стоит только поискать.
Печатаем тираж своей книги
Автору психологически важно подержать плод своего труда в руках, тогда все, что он делал становится осязаемым, настоящим. Вот оно, твое чудо, пахнет типографской краской, шелестит страничками. Совсем недавно оно было только у тебя в голове. Росло, крепло, прорывалось, беспокоило ночами, не давало есть, спать, работать, а теперь оно вылилось на бумагу и терзает умы и сердца читателей. Разве не для этого мы пишем?
Зачем еще нужен тираж книги?
– Подарить друзьям, родственникам, коллегам. Особенно если вы не скрываете, что написали историю, подарите ее близким людям. Для них это особенно ценный подарок, который будет передаваться из поколения в поколение. Людей восхищают таланты вокруг них. Быть может среди этого круга вы найдете самых преданных фанатов вашего творчества. Также свою книгу можно подарить учителю, врачу, всем, с кем вам приходится пересекаться в жизни. Как-то раз я подарила свою книгу таксисту, он услышал наш с мужем разговор и очень вежливо поинтересовался какие книги я пишу, а у меня как раз случайно один экземпляр в сумке лежал. Я подписала ему и подарила для жены и дочек.
Мои книги есть у учителей моих детей, у некоторых коллег. Они гордятся тем, что знакомы со мной, это так здорово.
– Показать на прямом эфире. Товар нужно показывать лицом, поэтому не стесняемся на прямом эфире доставать книгу, показывать со всех сторон, листать, рассказывать о написании, героях, сюжете, идее.
– Разыграть среди подписчиков. Розыгрыши всегда привлекают огромное количество народу, ведь все любят подарки. Особенно если не нужно ничего этакого делать.
– Снять клип с книгой. Чем чаще вы показываете обложку своей книги, тем больше она примелькается у людей. Чем больше показываетесь сами, тем узнаваемее становитесь. Как говорит писательница Ирина Щеглова: “Надо “светить” лицом”.
– Презентовать книжному блогеру. О сотрудничестве с блогерами расскажу отдельно.
– Отдать в библиотеку. Я подарила несколько книг в разные библиотеки нашей страны. С некоторыми даже сотрудничала, проводя встречи с автором.
– Продавать на книжных ярмарках. В 2019 году я организовала с помощью админов группы “Щеглы” участие нескольких авторов на книжной выставке-ярмарке “ММКВЯ” на ВДНХ. Мы сняли крошечный стенд на 4 квадратных метра и по очереди продавали книги – тиражи с “Литрес”. Это было одно из самых незабываемых событий того года. Так здорово стоять на стенде, рассказывать о своих книгах, подписывать их покупателям. В 2023 году меня пригласило уже издательство “Руграм” на фестиваль “Красная площадь”, там мне было выделено время для продажи своих книг. Я стояла на стенде такая счастливая! Подходили знакомые, поздравляли. Подходили незнакомые, смотрели. Красота!
– Подарить на книжных ярмарках редакторам издательств. Вы удивитесь на книжной выставке, сколько у нас издательств есть на самом деле! Какие они разные: большие и маленькие. На ярмарках за прилавками стоят сами работники издательств, а не обычные продавцы. Подойдите к стендам, поинтересуйтесь, что выпускает издательство, предложите свою книгу на прочтение, рассказав кратко о чем она. На самом деле, это можно делать даже не имея книгу на руках, подходите, знакомьтесь, рассказывайте о себе и своих историях. Помню, как мой друг писатель Павел Шушканов продал таким образом еще не написанную рукопись, просто разговорившись с издателем на стенде.
– Провести презентацию. О презентации можно договориться с библиотекой, с книжным магазином, а если и там и там отказали, то вы легко можете собрать друзей и знакомых в какой-нибудь уютной кофейне. Какие классные фотографии вам подарит эта встреча! А еще радость от улыбок, неожиданных вопросов, благодарностей. Вашей книгой заинтересуются после живого рассказа. Вы почувствуете, как это здорово, быть на одной волне, зажигать сердца, делиться теплотой своей души. Взамен вы получите отклик от неравнодушных слушателей. После таких встреч писатель обретает крылья за спиной.
– Продавать. Не обязательно покупать стул и садиться у метро, крича: “Па-а-купаем! Ка-а-му книгу?” Можно договориться с небольшими книжными магазинами (не сетевыми) о том, чтобы ваше произведение продавалось на их полках. Как правило, руководство магазина идет навстречу и делает выкладку, автор получает деньги по факту продаж. Именно так продает свои книги моя подруга Алена Хабарова в Череповце.
Если вам кажется, что писатели прошлых лет не одобрили бы ваш, напечатанный за свой счет, труд, то вам только кажется. Да, есть мнение, что печать собственных тиражей обоснована стремлением потешить свое самолюбие. Даже считается, что авторы недостаточно талантливы, чтобы быть опубликованными через издательство. Однако опыт Пруста, Стерна, а также Джейн Остен, Натаниэля Готорна и других авторов, публиковавшихся за свой счёт, а затем ставших классиками, это опровергает.
Проводим прямые эфиры в соцсетях
Что нужно для идеального прямого эфира?
– Определиться с темой и целью.
– Выбрать удобное время для эфира. Как правило это вечернее время после работы.
– Создать афишу за несколько недель до эфира.
– Опубликовать афишу не менее двух, а лучше трех раз. Недели за две. За неделю. И за день до эфира.
– Попросить друзей и знакомых опубликовать приглашение на ваш эфир на своих страницах.
– Начать говорить сразу же, как только вышли в эфир. У вас останется запись и как правило, если лектор первые десять минут молчит, занимается своими делами или бубнит что-то невнятное или без конца повторяет: “меня видно? слышно?”, сильно портит о себе впечатление.
– Дать пользу с первых минут эфира.
– Ответить на вопросы.
Что дают прямые эфиры писателям?
Во-первых, узнаваемость. Один раз вас случайно посмотрят, а на второй придут уже целенаправленно, увидев, что вы снова в эфире.
Во-вторых, возможность обкатать программу. Первый эфир, как первый блин, может выйти не важнецким. Вы можете забыть слово в самый ответственный момент, или запутаться в объяснениях. Но с опытом все это уйдет на второй план. Вы станете чувствовать себя увереннее.
В-третьих, они приучают вас к камере, дают возможность раскачаться. Вам будет легче потом выступать вживую. Страшно только в первый раз, потом уже идет по накатанной.
Если не знаете о чем проводить прямой эфир, то для начала выйдите познакомиться с подписчиками, показать себя. Живого человека. Такого какой вы есть. С морщинками и усталыми глазами. С уверенной улыбкой или веснушками. С непослушной челкой. Людям хочется видеть своих героев в лицо. Знать что вы настоящий. Почувствовать ваш голос, его тембр, звучание, переливы. Расскажите историю, любую. Может быть о чем-то что случилось с вами сегодня.
Не бойтесь сознаться, что волнуетесь. Не нужно мучительно выдавливать из себя час эфира, для первого раза даже 10 минут достаточно. Выдохните! И поздравьте себя с первым выходом в люди.
А еще можно читать свои книги онлайн. Помню, я очень любила в одной соцсети читать свои и чужие рассказы, тогда была первая волна коронавируса и все сидели на удаленке по домам. Делать было совершенно нечего, многих обуревал страх за будущее, на людей давили стены. Чтение рассказов спасло меня от депрессии, это были чистые и яркие эмоции. Друзья и подписчики очень поддерживали меня. Мы собирались на чтения и будто становились ближе друг к другу несмотря на расстояния. Такие чтения помогают чувствовать себя увереннее, отработать дикцию, умение работать на камеру. Ну и конечно, такие чтения привлекают новых подписчиков.
С помощью прямых эфиров вы можете показать людям свою экспертность в каком-либо вопросе: например, написания книг, ведения блога, продвижения писателя. Нередко зрители сначала влюбляются в личность, а потом уже начинают лояльно относиться к тому продукту, который эта личность продвигает.
С помощью прямых эфиров вы сможете мягко погрузить в мир вашей книги, читая главу за главой. Заставляя ждать каждого эфира, чтобы узнать, что будет дальше?
Пишем комментарии под чужими постами
Нет, не под всеми подряд! Как вы могли такое подумать? Только под нужными нам постами. А если таких нет, то всегда можно написать свой и собрать тусовку уже на своей страничке.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/katya-stepanceva/prodvizhenie-pisatelya-69969973/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.