Про Гнчу и Карачи

Про Гнчу и Карачи
Сергей Габбасов
Собранная по крупицам из архивных источников, научных публикаций и этнографических экспедиций информация про армянских и азербайджанских цыган.Первая попытка на русском языке дать полную картину истории происхождения, традиционных занятий, этнического самосознания и межэтнических отношений этих малоизвестных, но невероятно интересных народов. Их не миновали ни сталинские депортации, ни веками бурлящий котел конфликтов Закавказья, ни общее несправедливое негативное отношение к цыганам.

Про Гнчу и Карачи

Сергей Габбасов

© Сергей Габбасов, 2024

ISBN 978-5-0060-7001-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ
Цыганами называется этническая группа с исторически непрочной оседлостью (кочевая/полукочевая) в настоящем или прошлом, объединяемая единством происхождения языка и культуры с индийской кастой «дом». Цыгане подразделяются на множество субэтнических групп с огромным количеством экзонимов (преимущественно профессонимов) и небольшим количеством эндонимов, практически целиком сводимых к трем группам: «дом» (цыгане Ближнего Востока и Северной Африки), «лом» (армянские цыгане) и «ром» (европейские цыгане). Группы, чье самоназвание в наше время отличается от родственного с «ром» (французские «мануш», немецкие «синти», испанские и уэльские «кале», финские «каале»), обнаруживают четкую историческую взаимосвязь с таковым. Точно такая же ситуация со многими цыганскими группами, которые ныне не говорят на цыганском языке – наличие большого количества исторического и сравнительного этнографического материала позволяют с высшей степенью уверенности относить к цыганам группы «ром» и венгероязычных «мадьяров», и румыноязычных «лингураров».
Возможно, само слово «цыган» происходит от средневекового этнонима «cingan», «zingar» или «zingan», локализуемого в районе северных притоков Инда (Восканян 1997). Встречается и армян. диал. «?ingan», означающее «бездомный человек, бродяга, скиталец, цыган».

Старую и до сих пор неразрешенную загадку представляют для цыганологии так называемые «среднеазиатские цыгане». Самоназвание «муга?т», «тавоктарош», «согутарош», «косатарош», «мазанг»; внешние экзонимы – «люли?» у тюркоязычных народов и «джуги?» у таджиков. Экзоним «джуги?» созвучен названию полукочевой цыганообразной группы «jogi», распространенной в Пакистане и Северо-Западной Индии, а «люли?» может происходить от «рури» (т.е. «рурец, житель Рура – столицы доисламского Синда»).
В некоторых районах Узбекистана и Таджикистана их называют «мультони» или «мультани» (от пакистанского города Мультан, из которого, возможно, была часть предков современных среднеазиатских цыган) и «гурбет» / «гурват» (от арабского «странники», «чужаки»). Пожилое поколение помнит, что до указа 1956 года о запрете кочевого образа жизни окружающее население обозначало оседлых цыган, живущих ремеслами, как «косибы», а кочевых цыган, основным занятием которых было попрошайничество, – «мультони».
Это неоднородные по происхождению кочевые/полукочевые в прошлом (а некоторая их часть продолжает сохранять высокую степени мобильности) группы – потомки групп мигрантов в Среднюю Азию из сопредельных областей восточно-иранского и северо-западного индийского культурных ареалов. Миграции этих групп происходили в широком временном диапазоне, от V – X до начала XX вв. н. э. Занятия, образ жизни и социальная организация «среднеазиатских цыган» поразительным образом напоминают цыган мега-групп «дом»/«лом»/«ром». При этом нет никаких исторических и лингвистических свидетельств, подтверждающих их родство с таковыми. «Среднеазиатские цыгане» первоначально формировались на территории распространения таджикского языка, откуда их часть со временем расселилась среди тюркоязычных народов (кыргызов, казахов, узбеков). Смешение с таджиками и узбеками проявляется на фенотипическом уровне, в качестве языка внутриэтнического общения используют таджикский. Подробнее о «среднеазиатских цыганах» см.: Габбасов 2020; Marushiakova & Popov 2016.


Таборная стоянка мугат. Заравшан.1880-е годы. Фотограф – В. Ордэн. Альбом «Кавказ и Ср. Азия-3».

Гораздо более исследованной цыганообразной группой являются ирландские «путешественники» (Irish Travellers). Эта этническая группа кельтского (гэльского) происхождения явилась своеобразным фундаментом и для формирования английских цыган, которые появились на Британских островах в 1430 году. Аналогичная группа гэльского происхождения существует и в Шотландии. Подробнее об ирландских «путешественниках» см.: Gabbasov 2019.

На фото ниже – Шотландские «путешественники». Начало XX в.




Ирландские «путешественники». Начало XX в.

Некоторые авторы считают, что разделение на три большие группы («дом»/«лом»/«ром») происходило постепенно в ходе их поступательной миграции из Индостана в Европу (Sampson 1923), другие, основываясь на глоттохронологических исследованиях цыганского языка, предполагают выделение группы «лом» на несколько веков раньше остальных (Дьячок 2002, 2001). Есть мнение, что предки группы «лом» покинули Индостан позже предков «дом» и «ром» (Kutl?k-Garudo 1993; Lesn? 1916). Наконец, отдельного внимания заслуживает предположение, что различия между группами «дом» и «ром» появились еще на территории Индостана (Matras 2012).

ПРО ГНЧУ

Общая Информация
«Лом» – самоназвание армянских цыган (мн. ч. образуется за счет армянского суффикса множественного числа – «ломавтик»). Вплоть до XIX века окружающее население называло их «гнчу» (на западноармянском диалекте) и «кнчу» (на восточноармянском диалекте). С XIX века за ними закрепилось название «боша» в Армении и Грузии и «поша» в Турции, а в грузинском языке, не имеющем слова «цыган», сформировался термин «бошеби».
Армяне региона Васпарукана называют цыган словом «lorik», что, возможно, является наиболее ранним отображением первоначального обозначения цыган в Иране и восходит, вероятнее всего, к праформе «rorig» (Восканян 1997), означающей «житель Рура».
«Боша» и «пхоша» – пейоративное название, употребляемое в армянском, турецком, грузинском и курдском языках по отношению к данной группе цыган.
Термин «боша» в разговорном армянском языке имеет в разной степени негативную коннотацию, поэтому в научной и официальной литературе употребление самоназвания «лом» предпочтительнее (Petrosian 2002).

Регион Проживания
В прошлом «боша» в отдельных кварталах («боша-нну майла»), но в настоящее время сохраняется тенденция к устранению границ с окружающим армянским населением. Кое-где (например, в Ахалцихе) сохраняются отдельные части старинных «боша майла», но в основном это становится частью истории.

В XIX веке в Османской империи большинство «поша» проживало в вилайете Сивас (около 6000 человек жило в городе Боябат); а также в городах Мерзифон (481 дом), Бафра (290 домов), Везиркёпрю (280 домов), Зиле (92 дома). В городе Эрзурум и близлежащих деревнях было около 300 домов «поша». Жили «лом» и в городах Карс (включая окрестности), Сарыкамыш и Олту (Папазьян 1901; Paspati 1870). «Лом», проживавшие в турецком Заиме, назывались «боша-заим» (Папазьян 1901).
В настоящее время в Турции «поша» проживают небольшими группами в провинциях (илах) Агры, Анкара, Артануч, Артвин, Байбурт, Ван, Гюмюшхане, Карс, Кастамону, Самсун, Сивас, Синоп, Чанкыры, Шевшет, Эрзинджан и Эрзурум (Kolukirik 2008; Benninghaus 1991; Lehmann-Haupt 1928, 1913).


Цыгане в Измире (Смирна), 1903 г.

После Русско-Турецкой войны (1828—1829) и подписания Андрианопольского договора архиепископ Карапет Багратуни вручил меморандум командующему Отдельного Кавказского корпуса Русской императорской армии Ивану Паскевичу с просьбой оказать помощь проживавшим на территории Османской империи армянам и грекам избежать преследований со стороны турецкого правительства после возвращения захваченных земель Турции. Иван Федорович обратился к Николаю I с предложением переселить их на территорию Российской империи. Ходатайство императором было утверждено и на казенные земли переселилось около 100 тыс. чел., в том числе около 50 000 (7 298 семей) армян из вилайета Эрзурум и окружающих деревень. Они были переселены в города Ахалкалаки, Ахалцихе и Цалка (ныне территория Грузии) и Александрополь (ныне армянский Гюмри). Среди них были и цыгане-«лом», доселе жившие среди армян (Ванциан 1901; Папазьян 1901; Патканов 1887). Российская империя неоднократно предоставляла серию привилегий (наделы земли, денежные заемы, освобождение от налогов и т.п.) всем новопоселенцам (Армянская 1988).
На новых территориях «боша» жили и в окрестностях перечисленных городов, и на территории современного района Аспинза в Грузии. После Русско-Турецкой войны 1877—78 гг. некоторые переселились в районы Батуми и Карс (Ванциан 1901; Патканов 1887).
В Ереванской губернии в 1829—32 гг. жило 46 семей «армянских боша» (195 человек) и 4 семьи «татарских боша» (17 человек) (Шопен 1852). «Татарские боша» наиболее вероятно являются «боша» -мусульманами: случаи перехода «лом» в ислам случались в Османской империи, где в 1868 г. несколько «поша» турецкого региона Токат стали мусульманами (Патканов 1887).

В Армении «боша» проживают в Ереване (кварталы Сари-Тах, Канакер и Норк-Мараш; в квартале Конд «лом» живут со средневековья) и пригородной деревне Нор-Ачин. Неподалеку от Еревана в деревне Нор Харберд живут потомки тех «боша», которые были переселены в Грецию по условиям Лозаннского мирного договора, один из пунктов которого контролировал обмен мусульман и христиан между Турцией и Грецией, а затем были репатриированы в 1947—48 гг. (Marushiakova & Popov 2016). «Боша» также проживают в городах Арташат, Ахтала, Ванадзор, Гюмри и Нор Ачин; в деревнях Гюлагарак (Лорийская область) и Джабер (Котайская область).
В Ереване (в основном, в собственных домах, но встречаются и квартиры) проживает более 200 семей «боша». Более 100 семей живет в Гюмри и Ахалкалаки (в последнем у цыганского квартала сохранилось название «боша майла») (Marutyan 2011; Хачатрян 2003).
В Грузии «боша» («бошеби») живут преимущественно на границе с Арменией в городах Ахалкалаки и Ахалцихе, где преобладает армянское население, а также в городах Цалка, Шулавери и Марнеули; в деревнях Дилифи (в крае Самцхе-Джавахетии Ниноцминдского муниципалитета) и Кызыл-Килиса (Цалкский муниципалитет); в старинном армянском квартале Авлабари в Тбилиси (Восканян 2011а; Хачатарян 2003; Marutyan 2011; Hofmann 1987; Kalika 1985).

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/sergey-gabbasov/pro-gnchu-i-karachi-69845455/chitat-onlayn/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
  • Добавить отзыв
Про Гнчу и Карачи Сергей Габбасов
Про Гнчу и Карачи

Сергей Габбасов

Тип: электронная книга

Жанр: Прочая образовательная литература

Язык: на русском языке

Издательство: Издательские решения

Дата публикации: 29.11.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: Собранная по крупицам из архивных источников, научных публикаций и этнографических экспедиций информация про армянских и азербайджанских цыган.Первая попытка на русском языке дать полную картину истории происхождения, традиционных занятий, этнического самосознания и межэтнических отношений этих малоизвестных, но невероятно интересных народов. Их не миновали ни сталинские депортации, ни веками бурлящий котел конфликтов Закавказья, ни общее несправедливое негативное отношение к цыганам.