Корейские мифы

Корейские мифы
А. Н. Николаева
Мифы мира. Самые сказочные истории человечества
«Корейские мифы» приглашают читателя отправиться в сказочное путешествие по Стране утренней свежести. Эта книга – уникальный путеводитель по корейской мифологии, тесно вплетенной в традиционную культуру государства Чосон. На страницах этой книги оживают старинные легенды от мифов о происхождении мира и Небесном владыке до сказаний о божественном герое Хвануне и призраке Аран.
Издание знакомит читателя с культурным наследием Кореи через ее народную фольклорную традицию – мифологические сюжеты позволят погрузиться в эпическое прошлое страны и прольют свет на ее древнюю культуру и мировоззрение корейцев.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Корейские мифы

В оформлении обложки использованы иллюстрации:
kaokiemonkey, Zern Liew, salmacis, yanaletters / Shutterstock / FOTODOM
Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM
Во внутреннем оформлении использованы фотографии:
CJ Nattanai, Stock for you, wunchana, AHNsd, Kudryashova Vera,
DONGSEUN YANG, YUU-ME, Wirestock Creators, Tom Robertson, Joe_L,
michal812, Koshevnyk, Pvince73 / Shutterstock.com
Используется по лицензии от Shutterstock.com

© Николаева А. Н., текст, 2023
© ИП Москаленко Н. В., оформление, 2023
© Давлетбаева В. В., обложка, 2023
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023
* * *

Введение
Корейская мифология – явление не очень известное в мире и до сих пор не слишком хорошо изученное. В отличие, скажем, от мифологии древнегреческой – хотя и в последней тоже имеется немало белых пятен. Причин у этого много. Начнем с того, что Корея – как и многие другие цивилизации Дальнего Востока – долгое время существовала изолированно и мало контактировала с иными государствами, не считая тех, что расположены поблизости. Находясь на перекрестке культур, торговых путей, военных притязаний других стран, корейская культура впитывала в себя элементы культуры соседей, в то же время оставаясь достаточно самобытной. Поэтому в корейских мифах и сказках встречаются сюжеты, практически полностью дублирующие, например, китайские и японские. И иногда мы уже не можем с уверенностью судить о том, где заканчивается собственно аутентичная корейская мифология и начинается заимствованная. Кроме того, отдельные мифы могут существовать в различных интерпретациях – более раннего либо более позднего времени. А еще существуют местные варианты одних и тех же мифов и легенд!
Оставим ненадолго повествование об особенностях корейской мифологии и разберемся с тем, что такое, собственно, миф и чем он отличается от религии или сказки. Ведь часто приходится слышать что-то наподобие: «Миф – это такая сказка про богов и героев». А это не совсем верно.


Традиционные корейские постройки внешне напоминают японские и китайские

Мифы – независимо от того, корейские они, греческие, славянские или японские, – рождались в глубокой древности, раньше, чем религиозные представления, и раньше, чем сказки. Корни их лежат во временах первобытного общества. Человек тогда не мог объяснить себе многие явления природы – грозу, наводнение, приливы и отливы, движение солнца по небу. И в итоге возникали мифы, разъясняющие явления природы. Силы, олицетворяющие гром, молнию, морскую стихию, человек представлял себе в виде могущественных существ, схожих внешне с людьми, но значительно более могущественных и – что важно – бессмертных. В наших переводах мифов этих существ обычно называют богами, что не совсем верно, потому как мы не всегда точно знаем, как их называли древние люди. А перевод «боги» вносит путаницу, ставя знак равенства между мифами и религиозными представлениями. Но это все же разные вещи.
Мифологические «боги» (мы тоже будем пользоваться этим определением, чтобы не усугублять недопонимание) всемогущи, сильны, вольны наказывать человека за неправильное поведение и награждать за положительные поступки. Но при этом они, даже имея постоянную «прописку» на небесах (на горе Олимп, в потустороннем мире и так далее), могут в любой момент общаться с людьми, иногда – помогать им в битвах, сидеть с ними за одним столом и даже иметь общих детей! Да, боги обладают бессмертием, но не всегда властны распоряжаться ресурсами мира по своему усмотрению. Интересно, что в большинстве мифологических систем божества не в силах противиться воле судьбы – например, у древних греков ее представляли три богини-мойры, решения которых не мог оспорить даже сам Зевс.
Миф шире, чем религиозное представление. Миф – это целостная картина мира, которая включает в себя и теории о происхождении стихий, земли и неба, и истории о природных силах-божествах; она рассказывает нам о рождении богов, героев и людей, о появлении растений и животных, о том, какими нормами и правилами должны руководствоваться люди.
Позднее на смену мифу приходит религия. И если в мифологической системе мира боги живут рядом с людьми и постоянно взаимодействуют с ними, то в религиозной божество уже находится неизмеримо выше, чем человек. И общение богов (или бога) с людьми в основном осуществляется через избранных личностей – например, пророков. Если с древними языческими богами можно было договориться, принести им жертвы или умилостивить каким-то иным способом, то теперь, чтобы избежать божьего гнева, требуется исполнять жесткие правила – догмы и каноны.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Миф влиял на религиозные представления не только в рамках конкретной культуры, но и в глобальном смысле. Например, во многих мифологических системах были истории об умирающем и воскресающем божестве. Есть версия, что подобные мифы стали основой для некоторых мировых религий – скажем, христианства.
Конечно, ни в одной культуре мира не было такого, чтобы миф сменился религиозными представлениями за один-два дня. Это длительный процесс, на осуществление которого подчас уходили столетия. Более того, мифология и религия некоторое время вполне могли существовать параллельно, а мифологические истории становились основой для религиозного культа и наоборот. Например, после проникновения буддизма из Индии в Японию, Китай и Корею в местных мифах появляются истории о монахах, паломниках и монастырях, перемешанные с преданиями о древних местных богах.
Ну а потом на смену мифологическому и религиозному сознанию приходит философское, основанное на рассуждении и изучении, но это уже более поздняя история.
Нам осталось разобраться со сказкой. В чем ее отличие от мифа и религии? Прежде всего в том, что сказка создается для развлечения. Если миф и религиозное предание воспринимались людьми как истина (первый – как объяснение законов мироздания, второе – как закон, данный свыше), то сказка изначально существует как выдумка. Правда, никто не отрицает ее воспитательный и назидательный потенциал. «Сказка ложь, да в ней намек…» – помните?
Но и здесь тоже существует преемственность. Некоторые сказки основывались на мифологических сюжетах. Например, всевозможные истории о том, как герой или героиня должны выполнить несколько заданий ради достижения какой-то цели, встречаются и в мифах, и в сказках. А всевозможные говорящие деревья, животные, ветер или огонь, которые могут выступать на стороне персонажа сказки, – что это, как не наследие мифа, обожествляющего и «очеловечивающего» природу?

Есть версия, что сказочные сюжеты, в которых герой проходит всевозможные испытания, – это отражение древнейших обрядов инициации, посвящения. Например, когда мальчик становится взрослым мужчиной, удачно пройдя испытания на охоте.

Представитель корейской знати. Фото 1910 г.

В этой книге мы по мере необходимости будем обращаться и к мифам, и к религии, и к сказке. Тем более что в корейской культуре, с большим уважением относящейся к прошлому, их «переплетение» выражено очень явственно. А еще – по устоявшейся традиции будем называть мифологические высшие силы богами, хотя, как мы выяснили выше, это все же не совсем верно.
Вернемся к корейской мифологии. Помимо уже перечисленных причин, сложности в ее изучении объясняются затейливой историей корейской письменности. Например, для записи корейского языка ныне используется письменность, сложившаяся около XV столетия. В Южной Корее к ней добавляются адаптированные китайские иероглифы-ханча. А еще на протяжении нескольких веков корейцы пользовались письмом, которое представляло собой нечто среднее между традиционными корейскими и «привозными» китайскими иероглифами. Чем больше неожиданных поворотов и искусственных изменений было в истории языка – тем сложнее восстанавливать смысл древнейших документов, а значит – и сказочно-мифологическое наследие. Не говоря уже о том, что иероглифическая письменность представляла большую трудность для европейцев. Греческие и римские мифы в этом случае оказались в более выигрышной ситуации!
Ну и, конечно, сама история Кореи, в которой были периоды иноземного владычества, феодальной раздробленности, междоусобных войн… Все это оказало влияние на сохранность мифов, которые подчас приходится восстанавливать по крупицам. Поэтому отдельные сюжеты могут производить впечатление взявшихся из ниоткуда и оборвавшихся на самом интересном месте.
Наиболее неоднозначной судьба корейского государства, пожалуй, была в XX столетии. С 1910 по 1945 год Корея являлась японской колонией, некоторое время часть государства контролировалась Соединенными Штатами Америки и частично СССР, а еще через несколько лет произошел раскол на два государства – Северную и Южную Корею. Впрочем, столь недавние в масштабах истории события уже никак не изменили давно сложившиеся древние мифы, разве что в последних интерпретациях сказок и легенд прослеживается европейско-американское влияние. А вот на государственную символику, истоки которой – в глубокой древности, все эти политические передряги повлияли очень сильно! Как и на современное корейское искусство. Мы для удобства будем говорить о Корее в целом, чтобы не запутать читателя, так как большинство легенд и сказок, не говоря уже о мифах, все же родились много столетий назад.
Итак, предлагаем начать путешествие в мир корейских мифов, преданий и сказок. Может ли в них найти что-то важное для себя человек XXI века? Безусловно. Хотя бы потому, что они представляют собой целый пласт древней культуры – причем не только корейской, с учетом влияния других цивилизаций. А называть себя образованным человеком без представления о вкладе разных народов в мировую культуру как минимум самонадеянно.

Глава 1
Корея: на перекрестке культур и влияний



Сложная история в кратком изложении
Для понимания корейской мифологии и корейской культуры в целом необходимо кратко познакомиться с историей этого государства и с тем, какие источники сохранили для нас сведения о древних мифах и легендах.
Данные археологии свидетельствуют, что Корейский полуостров был заселен людьми вида «человек разумный» около 40 тысяч лет назад. Ничем особенным быт древних людей, живших на территории Кореи, не отличался – охота, собирательство, довольно примитивные жилища.
В древних письменных источниках упоминаются государства наподобие Хвангука, которые якобы существовали в это время, но исторические изыскания показывают, что государства эти либо имеют легендарный характер, либо возникли позднее.
Мифы утверждают, что самое первое государство в Корее (которое сейчас называют еще Древний Чосон или Кочосон) было основано внуком Небесного владыки Тангуном в 2333 году до нашей эры. Но эта дата, скорее всего, также является легендарной. Более правдоподобно выглядят даты IV–III века до нашей эры: в это время появляются упоминания о Древнем Чосоне как едином государстве в заслуживающих доверия исторических хрониках. До того, вероятно, Древний Чосон был чем-то вроде отдельных городов-государств или племенных союзов. Около 108 года до нашей эры Древний Чосон подчинился китайской империи Хань. В Китае в это время наблюдался расцвет даосизма и конфуцианства, и благодаря китайцам эти религиозно-философские системы начинают проникать на землю Кореи и оказывать значительное влияние на ее культуру.
Даосизм полностью сформировался только во втором столетии до нашей эры, но основные его положения, конечно, имели место в Китае значительно раньше.

КТО ОСНОВАТЕЛЬ?
Основателем даосизма часто называют полулегендарного китайского правителя – Желтого императора Хуан-Ди. Он же почитается как первопредок всех китайцев. Но чаще традиция дао, что в переводе означает «путь», связывается с именем Лао-Цзы, мудреца, жившего в VI–V веках до нашей эры.
Основа даосизма – учение о дао, представляющем собой основной закон мироздания. Дао – это часть всего сущего, то, что помогает существовать миру и определяет законы бытия. Для того чтобы соответствовать дао, человек должен стремиться к идеалу – высокому духовному и нравственному состоянию, далекому от жадности, злобы, агрессивного вмешательства в окружающий мир. Законы, по которым существуют вселенная и человек, – одни и те же.


Желтый император Хуан-Ди. Изображение из книги «Очерки китайской истории». 1914 г.

Существование «автора» даосизма – Лао-Цзы – ставится историками под сомнение, как и существование основателей многих других религиозно-философских течений. Либо это мог быть собирательный образ сразу нескольких проповедников нового учения. Именно с даосизмом обычно связывается концепция «инь и ян», единства и борьбы противоположностей: солнце и тьма, день и ночь, добро и зло, земля и небо. Но вполне возможно, что ее происхождение – значительно более древнее. Инь и ян – едины и неделимы, их единство предопределяет гармонию и в то же время изменчивость мира. Инь – женское начало, ян – мужское. Инь – земля, ян – небо, инь – луна, ян – солнце, инь – покой, ян – движение. Одно начало никогда не сможет победить другое, да в принципе и не должно это делать, ведь черное не может существовать без белого, а лето – без зимы. Впрочем, к теории инь и ян мы еще вернемся, когда будем говорить о корейской системе мира и понятиях о гармонии.
В определенной степени оппозицией даосизму выступало конфуцианство, формировавшееся примерно в то же самое время благодаря мыслителю Конфуцию (VI–V в. до н. э.). Оно объединяет в себе черты религии, философии, этического учения. Основа конфуцианства – правила взаимоотношений правителя и подданных, основанные на моральном законе и добродетели. По мнению Конфуция, самосовершенствование правителя и его способность служить примером для подданных будут гораздо действеннее, чем законы, кодексы и репрессивные меры. То есть если даосизм в основном наставляет человека на духовный путь, то конфуцианство предназначено для «вливания» личности в общество, для наставления человека на пути коммуникации с другими.
Во время борьбы против китайских завоевателей складывается несколько раннефеодальных корейских государств, которые были наиболее активны в I–VII веках нашей эры. Это такие государства, как Силла, Пэкче и Когурё. Этот период можно охарактеризовать одновременно и как борьбу, и как взаимное проникновение двух культур – китайской и корейской. В это же время и у Китая, и у Кореи налаживаются прочные торговые отношения с Японией.
На территории Кореи в дальнейшем еще не раз складывались государства, претендующие на самостоятельность и независимость от Китая. К числу известнейших можно отнести Корё, благодаря которому в Европе и на Арабском Востоке и появилось название «Корея». Это государственное образование существовало с X по конец XIV столетия, и именно в это время в Корее, параллельно с сохранявшими свое влияние даосизмом и конфуцианством, наступает расцвет буддизма. Достоверно неизвестно, какими именно путями он проникал в Корею, но, так как в это время была весьма развита торговля, подобных путей могло быть несколько. В XIII столетии создается так называемая «Трипитака Кореана», корейский сборник буддийских текстов, нанесенных на деревянные таблички. Всего этих табличек более 80000, а хранятся они в храме Хэинса в южнокорейской провинции Кёнсан-Намдо.
Во времена Корё наступает общий подъем культуры. В частности, считается, что корейцы изобрели металлический книгопечатный шрифт на 200 лет раньше, чем Иоганн Гутенберг в Европе.

В XI столетии государство Корё воевало с империей Ляо – это государство так называемых киданей, кочевых монгольских племен. В итоге был установлен «осторожный нейтралитет», но монгольских вторжений впереди было еще много.
В тринадцатом столетии государство Корё надолго – более чем на сто лет – стало данником монголов, и зависимость эта прекратилась только с увяданием Монгольской империи. А в конце XIV века военачальник Ли Сонге (известен также как Тхэджо), родственник последнего правителя династии Корё, совершил государственный переворот и стал основателем новой династии, известной как Чосон. Видимо, название было выбрано в честь легендарного Древнего Чосона, основанного Тангуном. При этом Ли Сонге признавал свое подчиненное положение по отношению к Китаю, не желая портить с ним отношения. Официальной религией государства было выбрано конфуцианство.


Дин Юньпэн. Мастера трех философий (Конфуций, Лао-Цзы и Будда). 2-я пол. XVI – нач. XVII в.


Керамический чайник периода Корё. 1-я пол. XII в.

Название «Чосон» становится также и названием страны, столицей ее объявляется Сеул. Несмотря на более или менее стабильное внутреннее положение, Чосон на разных этапах своей истории являлся данником то китайцев, то маньчжуров, то отбивался от японцев, а иногда приходилось признавать вассальную зависимость от нескольких соседей одновременно.
Чосон – это самоназвание корейского государства, существующее по сей день, тогда как в других культурах закрепился вариант «Корея». Примерно «Чосон» можно перевести как «Страна утренней свежести», и до сих пор во всем мире Корею нередко называют еще и таким романтическим образом.
В XVIII столетии в Корею проникает католический вариант христианства, правда, особо широкого распространения он не получает.
Государство Чосон просуществовало до 1897 года. В 1860-х начались династические проблемы: правитель (ван) по имени Чхольчон скончался, не оставив наследника. Трон занял его родственник, получивший храмовое имя Коджон. В Корее в это время уже давно была распространена схожая с японской традиция давать правителям новое имя при восхождении на престол и так называемый «посмертный титул» (посмертное имя) после смерти.
В 1897 году Коджон объявил о создании Корейской империи (Тэхан чегук); впрочем, правитель этот не отличался самостоятельностью. Государственными делами занимались то его отец, то супруга, то японцы, которые никак не могли успокоиться и под предлогом «открытия Кореи внешнему миру» всячески навязывали свое покровительство, подчас весьма агрессивное. Во время Японо-китайской войны Корея, не принимавшая в ней участия, практически являлась разменной монетой: военные действия затрагивали часть ее территории. В итоге Япония установила фактический протекторат над территорией Кореи и ее правителями.


Коджон – первый император Кореи. Фото 1897 г.

Тем не менее, несмотря на такое неоднозначное положение, Корея в это время начинает заявлять о себе на международной арене: открывает учебные заведения западного образца, модернизирует промышленность и армию.
В 1910 году Корея была аннексирована Японией и оставалась ее фактической колонией до 1945 года. После разгрома Японии было подписано соглашение между союзниками – СССР и США – о совместном управлении корейскими территориями. Это и стало поводом для возникновения «двух Корей» – Северной и Южной, появление которых было зафиксировано документом 1948 года.
Скажем несколько слов о государственной символике этих стран.

На протяжении многих веков роль герба в Корее играла императорская печать либо еще какая-то символика, связанная с верховной властью: драконы, цветы, орлы и так далее.
В Корейской Народно-Демократической Республике (она же – КНДР или Северная Корея) вся полнота власти принадлежит Трудовой партии Кореи, по своей идеологии близкой к коммунистической. Государственный герб КНДР (принятый в 1948 году и после этого менявшийся незначительно) обрамлен снопами рисовых колосьев. В центре – изображение гидроэлектростанции как символа развития, силы и прогресса, а на втором плане – «Священная гора революции» Пэктусан. Интересно, что гора эта фигурирует как в древних мифах (о них чуть позже), так и в официальной биографии Великого руководителя КНДР Ким Чен Ира: считается, что родился он неподалеку от нее.
На флаге КНДР революционные традиции и всеобщее равенство символизирует ярко-красный цвет. Синий – это символ объединения с единомышленниками во всем мире, а белый – как это было заведено еще в Древней Корее – символизирует чистоту помыслов, высокие идеалы и честь.
Что же касается Республики Корея (она же – Южная Корея), то ее государственная эмблема с 1948 по 1963 год выглядела так: красно-синий символ «инь и ян», олицетворяющий гармонию мира, окружали черные пунктирные круги. Это ассоциация с триграммами, характерными для даосской культуры; они символически представляли основы бытия. Энергии «инь» соответствует синий цвет, а энергии «ян» – красный.


Эмблема Республики Корея (Южная Корея) с 1948 по 1963 год

В 1963 году государственная эмблема изменилась. Центральная ее часть осталась прежней – красно-синий «инь и ян», но вместо триграмм теперь изображались пять серебряных лепестков гибискуса. Этот цветок – один из корейских национальных символов, который издавна является символом стойкости и жизненной силы, ведь когда увядает один цветок гибискуса, на его месте тут же распускается другой. К тому же цветы этого растения яркие, но в то же время простые – а значит, могут символизировать один из главных принципов корейской философии: «Красота не в роскоши, а в изяществе и гармонии». В 1997 году цвет лепестков на эмблеме изменили с серебряного на золотой.


Гибискус – одно из самых любимых растений в Корее. Даже высшая государственная награда Республики Корея называется «Орден гибискуса»

Южнокорейский государственный символ часто называют эмблемой, а не гербом (впрочем, как и символы некоторых других стран), так как он не соответствует многим правилам геральдики: так, в его основе нет щита. Но в современном мире такие тонкости уже практически не учитываются и эмблемы, если они приняты официально, совершенно равноправны с гербами.
Флаг Республики Корея в его современном виде также был принят в 1948 году. Он представляет собой белое полотнище, в центре которого располагается все тот же символ «инь и ян». По-корейски его именуют еще «тхэгык» – «великие начала», поэтому флаг Республики Корея называется также «тхэгыкки». По углам флага расположены триграммы – наследие даосской философии, – к которым мы еще обязательно вернемся. Интересно, что черный цвет, в который они окрашены, в Корее не несет негативной нагрузки – он считается символом стойкости, скромности, целомудрия и справедливости.
Вот такова в кратком изложении история корейского государства. Посмотрим теперь, как все это стыкуется с историей ее культуры в целом и мифологии в частности!

Источники мифа
Мы только что рассмотрели все культурные влияния на Корею с древности до XX столетия. Но что представляли собой традиционные корейские верования хотя бы в общих чертах? И какие источники сохранили их для нас?
В большинстве своем мифы Кореи много столетий передавались в устной традиции и записаны были достаточно поздно, уже тогда, когда на исходную корейскую мифологию оказала влияние китайская, японская и отчасти индийская культура не только в лице конфуцианства, буддизма и даосизма, но и, скажем, японского синтоизма. Слово «синто» можно примерно перевести как «путь богов». Это представление о том, что все, что существует в мире – люди, животные, деревья, даже камни и скалы, – обладает божественным духом – «ками». Иногда ками называют «богами природы», но на самом деле понятие это немного сложнее. Правильнее будет сказать, что для синтоизма вся природа – это единое целое, одухотворенное некоей могучей силой. Именно поэтому в Японии так сильны традиции любования природой, единения с ней – это может придать сил и помочь обрести гармонию.

Часть японского культа синто – поклонение душам умерших, которые считаются добрыми покровителями живых.
Впрочем, у самих корейцев издавна существовали верования, близкие к японскому синтоизму, и здесь японцы, активно воздействовавшие на корейскую культуру, ничего особенно нового не открыли.
К числу важнейших письменных источников, благодаря которым мы сейчас можем восстановить более или менее полную картину корейских мифов, можно отнести следующие.
• «Самгук Саги», или «Исторические записи о трех государствах» (XII век), – древнейший дошедший до нас историографический письменный памятник Кореи, повествующий об уже известных вам государствах Силла, Пэкче и Когурё. Помимо чисто исторических сведений, там присутствуют изложения мифов о Тангуне – мифическом создателе корейского государства, о различных духах и прочих силах, связанных с природой. Над записями, скорее всего, работал коллектив авторов, руководил же ими придворный историограф Ким Бусик.
• «Самгук Юса», или «Оставшиеся записи о трех государствах» (2-я половина XIII века). Особая ценность этого источника в том, что он частично представляет собой компиляцию более древних документов, не сохранившихся до наших дней. Там содержатся в числе прочего материалы, восходящие к устной традиции: различные мифы о первых легендарных правителях, о волшебных существах. Предполагаемым автором «Самгук Юса» был буддийский монах, проживавший в Корее, по имени Ирён.


Разворот «Самгук Саги». XII в.

К особой категории источников по корейской мифологии следует отнести так называемые понпхури – песенные сказания шаманов. По большей части они передавались от человека к человеку (вернее, от шамана к шаману) в устной традиции, но с течением времени некоторые сюжеты вырывались за границы «профессионального сообщества», становились достоянием общественности и записывались. Слово «понпхури» можно примерно перевести как «разъяснение истоков», «то, с чего все началось» – это фактически синоним понятия «миф».
В основе шаманизма – особой религиозной практики – лежит вера в существование духов, с которыми шаман может общаться, входя в состояние транса. Судя по всему, шаманские практики в Корее существовали с незапамятных времен, и вера в то, что в мире существуют духи природы, духи умерших, очень характерна для мифологической картины мира. Вообще шаманизм на этих территориях был весьма почитаем. Например, в государстве Силла правитель долгое время сочетал с государственными обязанностями «должность» верховного шамана, а барабан – один из популярнейших в Корее инструментов – скорее всего, завоевал популярность именно благодаря шаманским практикам.

ДУХИ ЛЮБЯТ РАЗНООБРАЗИЕ
Для разных шаманских практик использовались различные понпхури. Так, процесс, аналогичный нашему поминанию души умершего, сопровождался обычно исполнением истории о принцессе Пари, которой пришлось спуститься в загробный мир, чтобы найти лекарство для родителей. Она также почиталась как самая первая шаманка.
Интересно, что с течением времени в пантеоне корейских духов появились персонажи, явно заимствованные из буддизма и некоторых других философско-религиозных систем. Понпхури исполнялись во время ритуала: духа нужно было не только вызвать и передать ему свои просьбы, если таковые были, его нужно было угостить и развлечь, и вот для этого-то и служили понпхури, которые нараспев декламировали шаманы или шаманки. Эти песнопения могли быть как широко известными, распространенными практически по всему Корейскому полуострову, так и местными, характерными только для одного какого-то региона. Самые известные сюжеты понпхури – это сказание о Небесном владыке, о появлении луны и солнца, истории о богине чадорождения, о богине злаков, о появлении духов и так далее.
Несмотря на то, что многие мифы дошли до нас лишь фрагментарно, можно сделать вывод, что образ дерева в корейской мифологии имел особое значение. Трудно судить, было ли это «мировое древо», подобное скандинавскому ясеню Иггдрасиль, на корнях и ветвях которого располагались все миры, населенные людьми и богами, но то, что дерево у корейцев так или иначе связывалось с трехчастной моделью мира, – бесспорно. Кроме того, судя по всему, почитались духи, связанные как с природой в целом, так и, возможно, с отдельными деревьями в частности.
Вполне вероятно, что в древней Корее деревья были связаны с явлениями тотемизма – веры в то, что родоначальником какого-то племени либо союза племен является определенное животное, растение или даже явление природы. И, видимо, не зря в мифах об основателе государства Тангуне он, разрешая вопросы мироздания, восседает под деревом. Есть также упоминания о том, что в древних шаманских практиках именно деревья часто считались «путями», связывающими мир людей и мир духов. В Корее почитались ива как символ плодородия, вечнозеленые деревья как символ вечности, памяти, связи поколений; к тому же сосна, например, могла считаться вместилищем души умершего.


Традиционный корейский барабан-бук

Ну а с проникновением в Корею буддизма почитание дерева получило новые оттенки, ведь, как известно, именно под деревом бодхи снизошло просветление на принца Гаутаму, который благодаря этому стал Буддой.
И для исконной корейской мифологии, и для «привозного» даосизма характерны были истории о легендарных правителях, мудрых полководцах, хитрых придворных. В целом же часто встречаются истории, в которых переплетены биографии реальных политических деятелей с мифологическим либо сказочным сюжетом, либо, напротив, легендарная личность преподносится как ван или военачальник, реально существовавший «когда-то, давным-давно».


Неизвестный автор. Павильон у дерева. XVIII в.

…Как уже было сказано, некоторые корейские мифы дошли до нас в нескольких вариациях. Например, считается, что на острове Чечжудо, расположенном чуть южнее Корейского полуострова, мифы сохранились лучше, чем на материке; кроме того, там они более логичны и закончены. Иногда это объясняют тем, что до острова завоевателям было труднее добраться, поэтому там исконная культура сохранилась лучше. Хотя в истории Кореи были враги, которых морские проливы и большие расстояния особо не пугали.

ИЗ ОДНОГО ЖАНРА – В ДРУГОЙ
В корейской культуре много разрозненных историй о демонах, духах, животных, о тех или иных правителях или полководцах. Когда-то они, возможно, были частью стройной мифологической системы, но до нас эти сказания дошли в неполном виде и с течением времени приобрели черты сказки.
В некоторых преданиях местом рождения главного героя (героини) служит небо, вершина горы либо подземелье: возможно, это наследие древнейших мифов, повествовавших о рождении главных стихий, земли и неба. В целом же надо признать, что корейских мифов и преданий о богах до нас дошло относительно немного. Большинство сохранившихся в источниках историй повествуют о создании государства, о различных существах и духах, олицетворяющих те или иные явления, о происхождении правил социума. Значительную часть дошедших до нас мифов составляют не «общекорейские», а местные, связанные с какой-то небольшой территорией: так, например, практически в любом регионе Кореи вам расскажут историю о появлении той или иной горы, реки, долины или чего-то в этом роде. Ну а с конкретными сюжетами мы познакомимся уже в следующих главах!

Глава 2
От лишних светил до первых правителей: устройство мира в мифе



Небесный владыка и его дети
В Корее существует две интерпретации мифа о сотворении мира – один из них был более распространен в северной провинции Хамгёндо, а другой – на южном острове Чечжудо. Оба этих варианта начинаются с того, что «в начале времен» небо и земля представляли собой единое целое. Причем – что интересно – в отличие от многих других мифологических систем, в корейской мифологии не упоминается первородный хаос. Небеса и земля разделяются вполне мирно и спокойно. Причем основой для повествования в данном случае являются так называемые шестидесятеричные циклы – периоды времени продолжительностью 60 лет, характерные для древневосточного календаря.
Дальнейшее на юге описывали так: в первый год, первый месяц, первый день и первый час первого шестидесятеричного цикла появилось небо, а во второй год, второй месяц, второй день и второй час возникла земля. В древних мифах дается описание процесса, согласно которому мы примерно можем представить себе отделение неба от земли по аналогии с раскрывающимися створками раковины.
Между небом и землей выпадала роса, и благодаря ей зародилось многое из сущего в мире. Но все еще не было отделения света от тьмы; и, чтобы исправить этот недостаток, Небесный владыка послал в мир две луны и два солнца. Впрочем, проблему это не решило. Так как владыка переборщил с небесными светилами, днем в мире было страшно жарко, а ночью наступал поистине адский холод. Кроме того, на тот момент еще не существовало отделения мира живых от мира мертвых, мир животных перемешивался с миром людей, потому как последние не умели еще повелевать животными и использовать их, например, для вспашки земли или охоты… Нужно было наводить порядок дальше!

КТО ТАКОЙ НЕБЕСНЫЙ ВЛАДЫКА?
О его происхождении сохранившиеся мифы говорят очень скупо. В отличие от прочих богов, которые в корейской мифологии часто не являются ими изначально, а «обожествляются» в процессе жизни, Небесный владыка, видимо, появился прямо в момент отделения неба от земли и изначально обладал божественными полномочиями. В китайской мифологии ему соответствует Нефритовый император.
Во многих вариантах легенды Небесный владыка предстает, можно сказать, рефлексирующим персонажем, не до конца уверенным в правильности своих действий. Он не знает точно, какие действия нужно предпринять для упорядочения мира, и засыпает, чтобы увидеть вещий сон. В этом сне он проглатывает два лишних светила – одну луну и одно солнце. Проснувшись, Небесный владыка истолковал свое сновидение так: ему нужны как минимум два сына, чтобы они помогали наводить порядок на земле и в небе (по другой версии – руководить миром живых и миром мертвых).


Нефритовый император – китайский «аналог» корейского Небесного владыки. Китайское изображение XVIII (?) в.


А чтобы сын, который будет управлять земной жизнью, хорошо понимал поставленные перед ним задачи, матерью его должна была стать земная женщина. И Небесный владыка отправился на поиски.
Вскоре выбор его пал на красивую и мудрую женщину по имени Чхонмэн. Правда, жила она в совсем бедной хижине. Скрыв, кто он такой, Небесный владыка постучался в двери хижины и попросил приютить его, представившись путником.
Хозяйка дома решила по правилам гостеприимства угостить того, кто зашел к ней, но, к сожалению, дома у нее не оказалось никакой еды. И она отправилась к своему соседу – злому и жадному человеку по имени Сомён. Он пользовался дурной славой: будучи богатым, он еще больше умножал свое состояние тем, что давал съестные припасы и другие ценности «в рост». Так, например, отсыпав кому-то миску риса, он половину риса заменял песком, а вернуть ему требовал только самый чистый и самый крупный рис без всяких добавок!
Вот и в этот раз, когда госпожа Чхонмэн пришла к нему и попросила в долг немного риса, чтобы накормить гостя, Сомён дал ей миску зерна пополам с песком и строго наказал:
– Вернешь потом только самый лучший рис! А если опоздаешь – принесешь потом в три раза больше!
Вздохнула Чхонмэн и понесла домой рис, пересыпанный песком. Дома она постаралась его как следует промыть, но все равно, когда она поставила миску с вареным рисом перед своим гостем, на зубах Небесного владыки то и дело хрустели песчинки.
– Почему у тебя такой странный рис? – спросил он. – Как будто ты хранишь его в песке…
– Это не мой рис, – печально ответила женщина. – Своего у меня нет из-за бедности. Рис пополам с песком дает нам местный богач по имени Сомён, а вернуть потом требует только чистое зерно, да еще и больше по весу, чем давал.
Небесный владыка страшно разгневался. Он схватил миску с «песчаным» рисом и бросил ее в дом Сомёна. А потом приказал богам грома и молнии полностью сжечь жилище жадного богача. Правда, сам Сомён и его домашние успели выскочить из горящего дома, но Небесный владыка превратил их в насекомых. Так вот и появился на свете назойливый гнус, который больно кусается и не дает людям спокойно жить!

Вполне возможно, что в образе жадного богача Сомёна миф образно представляет врагов корейского государства.
Ну а Небесный владыка заключил брак с госпожой Чхонмэн, и вскорости она родила мальчиков-близнецов, прекрасных, как солнце и луна…. Назвали их Тэбель-ван и Собель-ван.
Вполне возможно, что изначально образ Чхонмэн соответствовал богине земли, ведь именно она обычно заключает брак с небом в большинстве мировых мифологических систем.
…Близнецы быстро росли и вскоре начали задавать матери вопросы о том, кто же их отец.
– Возьмите вот эти два тыквенных семечка, – сказала им Чхонмэн, – посадите в землю, и вскоре вы сможете увидеться с ним.
Мальчики так и сделали, и из посаженных ими семечек выросли два огромных тыквенных стебля, тянувшихся прямо на небо! Тэбель-ван и Собель-ван начали карабкаться по ним и вскоре очутились на небесах, где встретились с отцом. А Небесный владыка поручил Тэбель-вану править миром живых, а Собель-вану – миром мертвых. Так и начал вроде бы устанавливаться мировой порядок. Вот только Собель-ван не желал управлять мрачным подземным царством.
– Давай загадывать друг другу загадки, – сказал он брату. – Кто не сможет разгадать, тот и отправится править миром мертвых.


Бьен Сангбек. Собака. XVIII в.

Они начали придумывать загадки – одну заковыристее другой. Вот только Тэбель-ван быстро разгадал все, что придумал для него брат, а Собель-ван подолгу думал над каждой загадкой и в итоге не смог разгадать одну из них.
– Это тебе случайно повезло, – надулся Собель-ван. – Давай проведем еще одно соревнование. Вырастим каждый по цветку, а победит тот, у кого цветок окажется красивее.
Братья призвали в судьи несколько оказавшихся поблизости богов, взяли семена и посеяли их в два красивых горшка. Вскоре на свет явились два прекрасных цветка! Увидев, что цветок Тэбель-вана, пожалуй, вышел красивее, Собель-ван дождался, пока брат уснет, и подменил цветы. В итоге победу присудили ему, и Собель-ван отправился править миром живых. А Тэбель-ван пошел в царство мертвых.
Но, оказавшись на земле, хитрый брат быстро разочаровался. Там по-прежнему царил полный хаос. А самое главное – на небесах все еще светили два солнца и две луны, превращая землю днем в страшное пекло, а ночью пугая всех леденящим холодом. Собель-ван не знал, за что хвататься, и в итоге обратился к брату:
– Тэбель-ван, пожалуйста, прости меня за мою хитрость и помоги разобраться с порядками на земле!

МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ
Обратим внимание, что братья решают спор не силой оружия, а силой интеллекта (загадывая загадки) и при помощи законов гармонии – соревнуясь в красоте выращиваемых цветов. Вполне характерная для Кореи ситуация! Цветок – своего рода символ целой цивилизации, которой братьям предстояло управлять и которая требует грамотного и внимательного подхода.
Брат внял просьбе и вскоре явился на выручку Собель-вану. Они решили начать с уменьшения количества светил. Днем братья при помощи лука и стрел сбили с небосвода лишнее солнце, а ночью – лишнюю луну. Таким образом, климат на земле стал более приемлемым!
Потом нужно было отделить людей от животных. А надо сказать, что в те времена и те, и другие умели разговаривать – поэтому шум и беспорядок на земле были страшные. Тогда Тэбель-ван, приготовив волшебный порошок из сосновой коры, посыпал им животных и птиц, и они сразу лишились дара речи и подчинились человеку.
Но как отделить мир живых от мира мертвых? Здесь братья поступили следующим образом: они попросту взвесили всех живших на земле людей. Тот, кто весил меньше сотни кын[1 - Один кын – около 600 граммов. Соответственно, в мире живых остались те, кто весил более 60 килограммов.], был признан слишком легким и перешел в мир духов (мир мертвых).
Вот таким образом были заложены основные правила существования мира.
На севере была своя интерпретация всех этих событий. Она связана с именем бодхисатвы Майтреи, которого в Корее именовали Мирык. В буддизме бодхисатва – это человек или божество, стремящееся достичь состояния Будды, то есть просветления и духовного пробуждения. Майтрея, имя которого переводят как «Непобедимый», «Одаривающий любовью», «Сострадающий», «Грядущий учитель», буддистами воспринимался как персонаж, который должен явиться в будущем и принести человечеству спасение, помочь выбраться из бесконечного круга перерождений.
Трудно сказать, когда конкретно этот образ – Майтрея-Мирык – закрепился в корейской мифологии и почему именно ему в ряде регионов стали приписывать создание мира. Но примерно с Х по XIV век его культ был весьма распространен и популярен.


Ким Хон До. Горы Гыумган. 1788 г.

Итак, первым делом Майтрея разделил небо и землю. Для того чтобы небесный свод не падал на земную поверхность, творец установил на суше четыре медных столба. Затем он решил, что двух солнц и двух лун будет многовато (да, в этом варианте легенды светила тоже имеются в двойном экземпляре!), и убрал с небес лишние, сотворив из них звезды.

Если верить корейским мифам, Майтрея был великаном. Переведя корейские единицы измерения в наши, мы получим, что его рост составлял более 400 метров!
Изготовив для себя одежду из стеблей вьющихся растений, Майтрея задумался о том, что нужно научиться варить пищу на огне, ведь есть фрукты и овощи сырыми не всегда удобно и вкусно. Но где взять огонь? Майтрея долго расспрашивал зверей, птиц и насекомых о том, где и как можно овладеть огнем, но никто не мог ему ответить на этот вопрос. И вот наконец мышь, встреченная им случайно, сказала:
– Я знаю, как добыть огонь. Но пообещай мне, что, если я открою эту тайну, ты дашь мне право жить в амбарах с зерном, которые начнут строить люди.
Майтрея пообещал, и мышь научила его, как при помощи огнива добывать искры и разжигать костер. А он исполнил свое обещание и позволил мышам с тех пор проживать в амбарах – правда, людям от этого радости немного.
Кстати, чтобы заселить землю людьми, Майтрея взял в руки два блюда – золотое и серебряное – и, обращаясь к небу, запел песню-молитву, прося исполнить его просьбу о появлении людей. И вскоре и на золотое, и на серебряное блюда сели по несколько букашек. Они быстро росли, меняли свой внешний облик и через несколько минут обратились в людей, причем на золотом подносе оказались мужчины, а на серебряном – женщины. И вскоре все они начали заселять землю, производя на свет детей.
Существует множество легенд о появлении холмов и рек, о сути затмений и приливов… Например, популярная в Корее история рассказывает, что солнце, луна и звезды появились тогда, когда трое детей-близнецов – Хэсуни, Тальсуни и Пельсуни – забрались на небо, спасаясь от тигра. Дети были настолько красивы и находчивы, что боги решили оставить их на небесах навсегда, превратив в небесные светила.
Появление островов, гор, проливов и морей считалось делом рук великанов. Например, бабушка-великанша по имени Сонмундэ однажды решила вырыть у себя во владениях погреб. Выкопанную землю она складывала в передник и высыпала в море, вот так и появился остров Чечжудо. Когда великанша решила лечь отдохнуть, ей не хватило места на берегу, и ноги ее оказались в воде. И когда она начала ими болтать, появились первые морские волны. Также появление волн объясняли движением морских драконов – равно как и приливы и отливы.
Впрочем, не все великаны были так безобидны и добродушны, как Сонмундэ. Существует легенда о том, почему корейская гора Амисан имеет форму, напоминающую двугорбого верблюда.
…У подножия этой горы когда-то жили два великана, брат и сестра, со своей матерью. И вот однажды они решили устроить соревнование: кто из них более ловкий и сильный.
– Кто победит, – сказал брат сестре, – тот получит право отрубить голову проигравшему.
И вот состязание началось. Брат должен был пройти в железных башмаках расстояние в 150 верст до города и обратно, а сестра – построить за это время каменную стену вокруг горы Амисан. К вечеру брат должен был вот-вот вернуться, а сестра уже почти достраивала стену. И когда оставалось ей сделать только дозорную башню, мать позвала великаншу ужинать. Та без всякой задней мысли отправилась поесть, и тут вернулся брат.
– Ага! Ты не успела достроить стену! – воскликнул он и отрубил сестре голову.
– Но в том, что она не успела, нет ее вины, – сказала великану мать. – Это я позвала ее ужинать, поэтому твоя сестра и не успела возвести дозорную башню.
– О, какой же я дурак! – закричал великан и сам бросился на меч. Но не рассчитал, меч отлетел и, ударившись в гору Амисан, сделал на ней выбоину. С тех пор гора похожа на спину верблюда с двумя горбами.


Бодхисатва Майтрея. Изображение VII в.

У землетрясений тоже была своя причина. Считалось, что где-то на краю земли стоит великан, который держит на своих плечах огромный столб, подпирающий небо. Когда великан устает, он начинает переминаться с ноги на ногу и перекладывать столб поудобнее – вот тогда-то и возникают землетрясения.

ЛЮДИ И ЗВЕЗДЫ
В корейской мифологии звезды часто связывались со знаменитыми людьми – учеными, поэтами, мудрецами. Они либо посвящались этим замечательным представителям нации, либо прямо олицетворяли их: скажем, умирая, человек возносился на небо и превращался в небесное светило.
А чем вызываются, например, солнечные и лунные затмения? Древние корейцы считали, что в стране тьмы, которую обычно называли Камак Нара, обитают чудовищные собаки, которые время от времени вырываются на волю и начинают преследовать небесные тела. Они отгрызают по кусочку от Луны и Солнца, и те на некоторое время перестают светиться, отращивая новые бока. Псы же возвращаются обратно в свое обиталище.
Были свои духи-покровители у ветра, огня, бури – впрочем, это характерно для любой древней мифологии. Правда, имена этих покровителей – так же, как и легенды о них, – существуют во многих вариациях разного времени.
А о появлении первых государств и о том, как небожители обучали людей всем необходимым ремеслам и занятиям, повествует следующая популярная легенда, также существующая во множестве вариантов.

Потомки медведицы и сына Небес
Много лет назад жил в своих воздушных владениях бог Небес – Хванин, и был у него сын по имени Хванун[2 - В более ранних вариантах мифа Хванин не является владыкой Небес, а лишь одним из его потомков: то есть родословная Хванина и Хвануна значительно длиннее. Судя по всему, можно отождествить бога Небес и Небесного повелителя (Небесного владыку), представленных в разных вариантах мифа. С распространением буддизма Хванина отождествляли с Индрой – повелителем Земли и неба.]. Но сыну никак не жилось спокойно в прекрасном дворце его отца. Он каждый день смотрел вниз, на землю, и очень огорчался, видя, как тяжело приходится живущим там людям. Ведь они тогда не умели ни пахать землю, ни разводить домашний скот, ни заниматься ремеслами!
И вот однажды пришел Хванун к отцу и попросил:
– Пожалуйста, отпусти меня на землю. Я хочу пожить среди людей и помочь им.
Отец был очень растроган таким решением сына и сказал ему:
– Иди, если хочешь. Но обещай мне, что сделаешь людей счастливыми.


Нам Ге У. Цветы и бабочки. XIX в.

Хванун пообещал отцу во что бы то ни стало научить людей всему, что нужно им для счастья и благополучной жизни, и сошел на землю со своими помощниками – духами ветра, дождя и туч, а также с тремя тысячами слуг.

СЛУГИ ИЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ?
История о том, что Хвануна сопровождали на земле три тысячи слуг, в разных источниках и переводах выглядит немного по-разному. Есть версия, что на самом деле отец не слуг дал Хвануну, а сказал ему, что разрешит остаться на земле и жить там по своему усмотрению, если тот сможет за короткое время приобрести три тысячи верных сторонников.
Расположившись под священным деревом на горе Пэктусан, Хванун принял человеческий облик, основал рядом город Шинши[3 - В российских переводах встречается также вариант Синси.] и начал обучать людей врачеванию, обработке земли, различным ремеслам и искусствам. До этого они даже рыбу не умели ловить!
Однажды утром Хванун вышел из своего жилища и остолбенел. Прямо перед ним сидели тигр и медведица, которые, впрочем, вели себя скромно и ни на кого не бросались.
– Что вам нужно от меня? – спросил сын Бога неба.
– Мы хотим стать людьми, – сказал тигр. – И пришли просить тебя о том, чтобы ты помог нам.
– Да, – подтвердила медведица. – Мы уже не первый день следим за тем, как люди ловят рыбу, пашут поле, поют песни! Мы хотим так же!
– А как я узнаю, – ответил Хванун, – что ваше желание стать людьми истинное и что вы потом не передумаете?
– Придумай для нас любое испытание, – предложила медведица. – Мы выполним его, и ты увидишь, что наши намерения серьезны.
– Ну хорошо, – согласился Хванун. – Вот вам несколько пучков полыни и двадцать зубчиков чеснока. Проведите сто дней в пещере, в которую не проникает дневной свет, и питайтесь только этой полынью и чесноком. И тогда я удостоверюсь, что вы действительно хотите стать людьми.
Тигр и медведица согласились и добровольно вошли в пещеру, вход в которую помощники Хвануна завалили множеством камней. Потянулись сто дней их испытания, и тигр не выдержал. Не смог он сидеть в темноте, питаясь только травой полыни и зубчиками чеснока, и отказался от мысли быть человеком. А медведица просидела в темноте на чесноке и полыни положенный срок, и ее желание исполнилось: Хванун превратил ее в прекрасную девушку по имени Уннё. Она была очень рада, но через некоторое время радость сменилась печалью: ведь не было у Уннё ни мужа, ни детей. И вскоре сын Бога неба снова увидел перед собой бывшую медведицу.


Тангун. Изображение XIX (?) в.

– Пожалуйста, – попросила она, – найди мне мужа! Я больше не хочу быть одна!
Подумал Хванун и решил сам жениться на Уннё. Вскоре родился у них сын, который получил имя Тангун, или Тангун Ванг. Он-то и основал город Пхеньян и государство, которое стало именоваться Чосон. Тангуну было суждено править 1500 лет! Он почитается ныне не только как основатель государственности, но и как родоначальник корейского народа.
…Есть ли реальная историческая основа в истории о происхождении Тангуна – точно неизвестно. Основанное им государство, которое в старинных легендах именуют Чосоном, современные исследователи предпочитают называть «Кочосон», то есть «Древний Чосон». Согласно легендам, основано оно было около 2333 года до нашей эры на условной границе севера Корейского полуострова и юга Маньчжурии и просуществовало до первого века до нашей эры. Но самые ранние письменные подтверждения о существовании этого государства относятся лишь к четвертому столетию до нашей эры. Примерно тогда же начинается и острая вражда с Китаем.

Летоисчисление в Южной Корее до 1961 года велось с 2333 года до нашей эры, когда, согласно мифу, начал править Тангун.
«Чосон номер два», или просто Чосон, появился только в эпоху Средневековья и просуществовал почти пятьсот лет.


Син Юнбок. Танец с мечами. Кон. XVIII – нач. XIX в.

А как возникла в этом мифе «медвежья» тема? Почему именно женщина-медведица почитается как одна из родоначальниц корейского народа? Корни, скорее всего, в древнейшем тотемизме. Его суть не только в том, чтобы представить какое-то животное или растение предком рода либо племени, но и в том, чтобы приобрести качества, этому самому тотему присущие. Например, «племя волка» могло рассчитывать на смелость и кровожадность (ничего удивительного, это качества, вполне логичные для воина!), «племя тигра» – на неутомимость и свирепость, «племя медведя» – на мощь и авторитет. И, вероятно, медведь в свое время был одним из самых известных и самых почитаемых в Корее тотемов. В некоторых ритуальных танцах и шаманских обрядах до сих пор используются стилизованные медвежьи шкуры. Вообще, танец в Корее всегда имел очень важное значение и большая часть корейской хореографии также выросла из различных религиозных мероприятий: «танец бабочки», «танец с барабанами» и так далее.
С медвежьим культом, видимо, было связано в Древней Корее поклонение пещерам. Здесь тоже прослеживается вполне логичная связь – ведь превращение медведицы Уннё в женщину произошло именно после пребывания в пещере. То есть последняя превращалась практически в место рождения «первопредков». Особое отношение к пещерам, рядом с которыми часто можно наблюдать «троны для духов предков», всевозможные талисманы и приношения, сохраняется в Корее и сейчас. Поклонение пещерам, камням и скалам как вместилищам духов предков практически так же распространено, как и поклонение духам деревьев. Настоящее время здесь не является ошибкой – многие древние обряды в Корее вполне себе практикуются, особенно в сельской местности. И ничего удивительного в этом нет – вспомним хотя бы нашу Масленицу, которая, являясь по сути языческим праздником встречи весны, многими весело празднуется до сих пор. Правда, мало кто сейчас уже вкладывает в это религиозный смысл… Кстати, возвращаясь к «медвежьей» теме: есть версия, что этот тотем особо почитался не только у корейцев, но и на землях славян! Ведь не просто так медведь стал таким популярным персонажем сказок и одним из символов России.

НЕБЕСНАЯ ВОДА
Огромным почтением в Корее до сих пор пользуется такое явление природы, как дождь. Во-первых, дождь – «посланник Неба». А во-вторых, он особо важен для земледелия, в частности рисоводства, которое в Корее практикуется много столетий.
Также в Корее есть множество местных мифов, разъясняющих, например, появление того или иного города или одного из государств времен раздробленности. Один из них – известный миф о Чумоне, легендарном основателе государства Когурё.


Ким Хон До. Обучение стрельбе из лука. 1780 г.

…В одном из древних корейских государств – Пуё – некогда был правитель по имени Хэбуру. Все у него во владениях было прекрасно, кроме одного печального факта – до самой старости Хэбуру не мог обзавестись наследником.
И вот однажды, проезжая во время охоты по берегу озера, правитель увидел камень необычной формы, который как будто слегка шевелился. Он приказал слугам перевернуть его, и под камнем обнаружился крошечный ребенок, похожий на лягушонка. Он был золотистого цвета, а в остальном выглядел вполне здоровым и крепким. И Хэбуру забрал его с собой, решив, что боги таким образом услышали его молитвы и послали ему наследника. Мальчику (это был мальчик) дали имя Кимва. Когда он вырос, то унаследовал от своего отца часть его владений, а другую часть в это время завоевали пришельцы из Китая. И вот однажды, совершая поездку по своему государству, Кимва встретил девушку, которая жила одна в отдаленной хижине. Ему показалось это странным, и он спросил:
– Кто ты и как тебя зовут? И почему ты живешь в одиночестве, как отшельница?
– Меня зовут Юхва, – ответила та. – Я дочь речного бога и еще недавно жила счастливо со своими родителями. Но однажды в мои покои проник Сын неба и овладел мною. Родители, узнав об этом, разгневались и поселили меня в этой хижине.
Кимва пожалел девушку и взял ее с собой. И вскоре оказалось, что куда бы она ни пошла, ее всюду сопровождают лучи солнца. Согретая ими, она вскоре произвела на свет большое яйцо, из которого вылупился красивый мальчик. Ребенок этот рос не по дням, а по часам, был сильным и ловким, а особый талант у него был к стрельбе из лука. И мать решила назвать его Чумон, то есть «Меткий стрелок».
Правитель Кимва полюбил этого ребенка и стал воспитывать его как своего собственного. Но проблема в том, что у него имелось уже семеро родных детей, которые, конечно же, были не в восторге от появления нового наследника.
– Да зачем он нам нужен? – бубнили они. – Надо уговорить отца избавиться от этого… лучника. Где это видано, чтобы дети рождались из яиц? Навлечет он на нашу голову множество несчастий!
Наследники пытались убедить отца убить Чумона, но тот ни в какую не соглашался. И тогда они решились расправиться с ним самостоятельно. К счастью, мать Чумона – Юхва – узнала о готовящемся заговоре и помогла сыну и сопровождавшим его нескольким доверенным лицам покинуть государство. Вот тут-то и стало окончательно понятно, что Чумон – не простой юноша, а потомок богов: его лошади и лошади его друзей не знали ни усталости, ни голода; а когда им нужно было переправиться через реку, чтобы избавиться от погони, речные рыбы всплыли спинами кверху, образовав живой мост, по которому путники могли перейти на другой берег.
Отъехав на безопасное расстояние от владений своего отца, Чумон решил основать собственное государство. А заодно взять себе новое имя. Так как, согласно преданиям, в момент рождения Чумона солнце стояло в зените, он придумал себе имя Ко – «Высокий». И под новым именем он основал государство Когурё.
Ко-Чумон правил Когурё восемнадцать лет, неустанно украшая свои владения и заботясь о благе подданных. А еще он избавил Когурё от набегов, разделавшись с врагами. И в историю он вошел как правитель с прозвищем Свет Востока.

В 2006–2007 годах на основе легенд об основателе государства Когурё в Корее был снят сериал «Чумон», пользовавшийся большим успехом.

Ким Хон До. Монах, отдыхающий под сосной. Ок. 1800 г.

Был ли Чумон реальным историческим персонажем? Вполне возможно, что да. История государства Когурё не изучена до конца, поэтому, вероятно, о его правителях мы знаем далеко не все. Но детали относительно вылупления из яйца, повелевания рыбами и прочее, конечно, следует отнести к разряду фантастических деталей мифа.
Вообще рождение из яйца приписывалось многим персонажам корейской мифологии – видимо, таким образом подчеркивалось, во-первых, высокое происхождение («не такие, как все»), а во-вторых, близость к первоосновам, ведь яйцо считалось одним из символов Вселенной. Например, считалось, что именно таким образом появился на свет правитель государства Силла – Сок Тхархэ.
Этот персонаж считался сыном правителя мифического государства Ёнсон, правителя этого звали Хамдальпха. Еще в совсем молодом возрасте он женился на принцессе из соседних земель, но у них долго не было детей. И вот наконец на седьмой год брака принцесса родила большое яйцо. Хамдальпха счел это позором, приказал положить яйцо в большой ларец, обложить драгоценностями и пустить по морским волнам.

Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/a-nikolaeva-32101211/koreyskie-mify-69838900/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

notes
Примечания

1
Один кын – около 600 граммов. Соответственно, в мире живых остались те, кто весил более 60 килограммов.

2
В более ранних вариантах мифа Хванин не является владыкой Небес, а лишь одним из его потомков: то есть родословная Хванина и Хвануна значительно длиннее. Судя по всему, можно отождествить бога Небес и Небесного повелителя (Небесного владыку), представленных в разных вариантах мифа. С распространением буддизма Хванина отождествляли с Индрой – повелителем Земли и неба.

3
В российских переводах встречается также вариант Синси.
  • Добавить отзыв
Корейские мифы

Тип: электронная книга

Жанр: Мифы, легенды, эпос

Язык: на русском языке

Стоимость: 409.00 ₽

Издательство: Эксмо

Дата публикации: 23.04.2024

Отзывы: Пока нет Добавить отзыв

О книге: «Корейские мифы» приглашают читателя отправиться в сказочное путешествие по Стране утренней свежести. Эта книга – уникальный путеводитель по корейской мифологии, тесно вплетенной в традиционную культуру государства Чосон. На страницах этой книги оживают старинные легенды от мифов о происхождении мира и Небесном владыке до сказаний о божественном герое Хвануне и призраке Аран.