Лекарство Синтез, или Как прогнать Ссору
Юрий Александрович Погудин
Философско-художественная повесть. Пособие по цельному мировоззрению. Краткий навигатор по смыслам православной христианской культуры.Содержит вопросы для понимания и творческие задания. Может быть важна детям и взрослым, ученикам и педагогам.
Юрий Погудин
Лекарство Синтез, или Как прогнать Ссору
Предисловие
Дорогие читатели!
Эта философско-художественная повесть появилась на свет благодаря моей дочке Тасе. Я написал её для Таи, когда ей исполнилось 7 лет. Постепенно повесть переросла в нечто более универсальное, чем текст только для детей, и стала скорее кратким навигатором по основным смыслам православной христианской культуры, который может помочь и педагогам как философское дополнение к основным курсам воскресных школ и основ православной культуры в школах общеобразовательных.
Книга не выдержана в одном стиле: он постепенно меняется от обращенного к детям младшего возраста вначале – до обращенного к молодежи, и в конце переходит в религиозно-философские рассуждения. Так получилось на вдохновении, но пока я не стал приводить уже непринужденно родившийся текст к усредненному стилистическому знаменателю. Каждый может найти в этой повести что-то своё, и, возможно, открыть что-то новое.
Рисунки, иконы – Таисии Погудиной и Зои Грачёвой. Фото и иллюстрации – из открытых источников в интернете.
Буду благодарен за отклики, которые можно присылать на почту:
yuripogudin@archineo.ru
Сотворческого чтения! Юрий Погудин
29 сентября 2023 года
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МИР И ЧЕЛОВЕК
Добрая Философья
В школе осваивают много разных наук – математику, русский язык, природоведение и другие. Каждая из них похожа на отдельный инструмент в оркестре без дирижера. Поэзия зазвучала тонким голосом скрипки, но вдруг ее заглушил контрабас физкультуры. Не успел он доиграть, как вмешалась развесёлая чечётка математики.. У слушателей закружилась голова, а дирижер всё не приходит. Где же он? И кто это?
«Добрая Философья». Таисия, 7 лет
Вдруг посреди шума, грохота и разноголосой игры, в школу вошла стройная и учёная дама. У нее очень доброе и умное лицо, а в ее руке – чудотворная палочка. После первого взмаха наступила тишина, после второго – запела скрипка, после третьего, не заглушая ее, сдержанно протянул контрабас. Затем послушно, в нужное время и с нужной громкостью зазвучали и другие инструменты-науки. И все это прекрасное многоголосие слилось в одну единую симфонию – мировоззрение.
Кто автор этого чуда? Знакомьтесь: это Философия. Это имя с греческого языка означает любовь к мудрости. Философия, как дирижер, помогает разным наукам зазвучать вместе, а не разрозненно. Для каждой нашлось свое место, и своя мера, и каждая оказалась связана с другой – единым порядком и смыслами.
В первой части этой книги мы поговорим об искусстве Философии – о том, как она соединяет разные науки в одно мировоззрение, и как она помогает изучать мир, заниматься творчеством и понять предназначение человека.
В добрый путь!
Свято место
Во одном дворе гуляли три подружки. Две постарше, и одна помладше. Младшенькая очень хотела играть вместе, но одна из старших стала ее прогонять. Вторая же обидно разыграла младшую, позвонив ей по телефону и помолчав в трубку. Младшенькой стало обидно, и она побежала к своей маме Интуиции. Интуиция объяснила ей произошедшее. Ум человека можно уподобить комнате: она может быть прекрасной, чистой и наполненной творческой жизнью, или – пустой, неуютной и захламленной. Старшие подружки, по-видимому, не умели заняться чем-то стоящим, их умы заполнила Скука. Скука научила их делать неприятные вещи: задираться, дразниться и отталкивать тех, кто младше. Скука всегда приходит к тем детям, чьи умы пустуют без новых и добрых идей. «Природа не терпит пустоты».
Глубокие мысли и идеи добрых умных людей – философов, писателей, поэтов и художников – прогоняют Скуку. Как говорил великий философ Алексей Федорович Лосев, «Живая мысль делает человека бодрее, здоровее, одновременно и сильнее и мягче, менее замкнутым, более простым и откровенным, так что радость живой мысли распространяется как бы по всему телу… Живая мысль сильнее всего и красивее всего, от нее делается теплее на душе, а жизненное дело становится эффективнее и легче, сильнее и скромнее. <…> Только живой ум и может делать нас работниками жизни, неустанными энтузиастами в достижении достойных человека целей, лишает нас скуки, исцеляет от неврастенической лени, бытовой раздражительности и пустых капризов, изгоняет неверие в свои силы и подводит к здоровому общественному служению. Беритесь за ум, бросайтесь в живую мысль, в живую науку, в интимно-трепетное ощущение перехода от незнания к знанию и от бездействия к делу, в эту бесконечную золотистую даль вечной проблемности, трудной и глубокой, но простой, здоровой и усладительной. Певучими радостями овеяна живая мысль, бесконечной готовностью жить и работать, быть здоровым и крепким. Весельем и силой заряжен живой ум. Ваш мозг, воспитанный на стихии живой мысли, запретит вашему организму болеть, наградит долголетием, откроет в каждой пылинке великую мысль, превратит бытовые будни в счастье, осмыслит все трудности и приведет к светлым победам на великих фронтах борьбы за лучшее будущее».
З. Грачева. Живая мысль
Вопросы для обсуждения:
Как ты думаешь, почему из-за скуки человек делает что-то нехорошее?
А почему живая мысль вдохновляет человека?
Задание:
Нарисуй цветными карандашами портрет Скуки
«Королева всех скук». Таисия, 6 лет
О мире как целом
Философия учит о мире как о целом, едином. Чашка на столе – это не весь мир. И целый город – не весь мир. И планета Земля – тоже. И солнечная система – тоже не весь мир.
Может быть, кто-то скажет, что где-то есть еще один мир, где живут инопланетяне. Возможно. Но давайте рассуждать. Если такой мир с инопланетянами есть, то либо до него можно долететь, либо нельзя. Если нельзя, то о таком мире мы никогда ничего не узнаем, и даже не узнаем – есть он или нет. А если долететь туда можно – пусть для этого даже потребуется придумать самый новый и самый быстрый космический корабль – то значит этот мир – вовсе не второй отдельный мир, а часть нашего общего единого мира. Мир – это такое Целое, которое не является частью чего-либо, а значит мир – один.
Вопросы для обсуждения:
Объясни почему, если есть инопланетяне, они – тоже часть нашего единственного мира?
А почему живая мысль вдохновляет человека?
Задание:
Изобрази нашу Вселенную всю целиком. Какая геометрическая фигура подойдет для этого лучше всего? А что за пределами этой фигуры – снаружи от нее?
А что такое целое?
Возьмем книгу, например, учебник или роман. Она – что-то одно? Она – целое или не целое? Конечно, книга – одна, и, если она не разваливается на части, она – целое. У нас вдруг появилось еще одно слово – части. Книга – что-то одно, а частей – много. Это обложка, страницы, печатная краска.. И разве это вся книга? Просто бумага и краска? С такой ерундой никто в мире не согласится. Тут же буквы соединяются в слова, слова – в фразы, фразы – в предложения, предложения – в абзацы, абзацы – в главы, главы – в книгу, а книга еще может быть частью собрания сочинений великого русского поэта, писателя и историка Александра Сергеевича Пушкина. Вот это да, какую мы гирлянду нагромоздили: буквы – слова – фразы – предложения – абзацы – главы – книги – собрание сочинений, а оно дома на полке или в библиотеке, или – на экране компьютера. А как же бумага? Выходит слова – и на бумаге, и на экране, значит слова – это не бумага и не экран. Можно ли слова пощупать? Ой.. их никак не потрогать руками, но иногда от разных слов так грустно или так радостно на душе..
Бумага, краска – это материя книги. А слова, текст – это её идеи. Каждая книга начинается с идеи – как дерево или растение начинаются с семени или зерна. Посмотри, пожалуйста, на стадии созревания ягод: прорастает зернышко, затем становится все больше и больше, пускает листья, потом цветы, и, наконец, ягоды-плоды. Так замысел (идея) поэта, писателя, философа прорастает, вызревает и распускается в тексте книги как листья, цветы и плоды – в растении или дереве.
З. Грачева. Рождение семьи
Мир – целое. Книга – часть мира, но она тоже целое. И каждое дерево – часть мира, и оно тоже целое, потому что оно тоже состоит из частей: корней, ствола, ветвей, листьев, плодов. Благодаря дереву появилась материя книги – бумага, а благодаря человеку появились идеи книги – ее текст. Книга похожа на дерево, а дерево – на книгу, и оба – похожи на мир как целое, состоящее из частей.
Целое состоит из частей. А каждая его часть может тоже состоять из частей. А можно ли сказать, что целое – и есть части? Давай рассуждать. Бумага – это книга? Нет. А буквы – это книга? Тоже нет. Если в бумаге нет книги и в буквах нет книги, то нет книги и во вместе взятых листках и буквах.. А как же рождается целая книга? Целое – это такой союз частей, который больше, чем все части в отдельности. Целое – это что-то новое. Можно сказать, что целое – это чудо. Как чудо – каждый человек, родившийся от папы и мамы.
Однажды в школьный зал проникла злая волшебница по имени Ссора. Она подышала своим леденящим дыханием, и скрылась. Что случилось потом?
Вопросы для обсуждения:
Расскажи, что такое книга как материя и что такое книга как идея?
Объясни, из каких частей состоит текст?
А почему целое не есть просто сумма своих частей?
Что общего между деревом, книгой и человеком?
Задание:
Нарисуй генеалогическое древо своих ближайших родных
Противоположности
«Ссора скрипки и контрабаса». Таисия, 7 лет
Философья в этот день не пришла вовремя на репетицию (задержалась на семинаре), и скрипка и контрабас поссорились. Скрипка сказала: я самая возвышенная, и контрабас не нужен. А контрабас завыл: нет я большой и самый главный. Дело чуть было не дошло до драки, если бы вовремя не поспела виолончель. Не ссорьтесь, сказала она, и скрипка вовремя нужна, и контрабас нам нужен, но чтобы вас соединить, звучать я тоже буду. Мой звук – срединный, между вами, летит пониже скрипки, но выше баса контрабаса, а вместе мы – триада: высокий, низкий, средний. Краям нам нужно дать средину, гармонию – союз.
Виолончель лучше всех усвоила уроки Философьи, и поэтому не дала скрипке и контрабасу подраться. Что такое низкий и высокий? Например, низкий звук – и высокий звук. Это что-то разное. Один – такой, а второй – другой. Они будто разбежались по разным сторонам одного круга, и оказались противо-положны. Это – противоположности. Коварная волшебница Ссора разделила их. Что же делать?
Вопросы для обсуждения:
А почему в оркестре бывает неразбериха?
Ребята, а какие еще бывают противоположности?
Давайте поиграем в игру: я буду называть одну противоположность – а вы другую..
Задания:
Нарисуй, как контрабас и скрипка поссорились
И как их помирила виолончель
Учиться мыслить: лествица категорий
Великий философ Алексей Лосев говорил, что мыслить – значит задавать вопросы и искать на них ответы. Давайте рассмотрим, какие есть вопросы в нашем языке и с какими большими понятиями они связаны.
Вопросы для обсуждения:
Что значит мыслить?
Какие есть в нашем языке вопросы и с какими понятиями они связаны?
Задание:
Нарисуй портрет мудрой Философьи
О гармонии в мире
В мире много интересных соответствий. Например, в неделе – 7 дней, в октаве – 7 нот, а в радуге – 7 цветов.
В круге – 360 градусов, а в году – немногим более 360 дней, так что каждый день Земля продвигается на один градус вокруг солнца.
В году – 12 месяцев и 4 времени года, а в дне и ночи – по 12 часов и в сутках – четыре времени: утро, день, вечер и ночь. Зима – как ночь года, а ночь – как зима дня. Лето – как день года, а день – как лето дня. Можно продолжить про весну и осень..
А еще: у нас пять органов чувств, и есть пять правильных многогранников (тетраэдр, куб и другие – об этом рассказывает Геометрия)..
В центре солнечной системы находится солнце, вокруг него вращаются планеты. А в центре каждого атома – мельчайшей частицы вещества – находится ядро, вокруг которого вращаются электроны. Можно сказать, что солнце – ядро нашей системы, а ядро – солнце атома.
Мир пронизывает гармония – единство его разных частей, пространств и времён.
Вопросы для обсуждения:
Назови, чего в мире 4? а 7? а 12?
Сколько всего правильных многогранников и какие они? А сколько органов чувств у человека и какие они?
Что общего между атомом и Солнечной системой?
Задание:
Нарисуй картину-фантазию о нашей Солнечной системе в технике граттаж
От точки к миру
Однажды утром Философья пришла в гости к Геометрии. Геометрия сидела за большим столом с циркулем в руках и что-то чертила. Философья обошла всю гостиную и внимательно исследовала все предметы аккуратной хозяйки. Вдруг ее взгляд заметил танцующую над столом пылинку в пробивающихся через тюль лучах восходящего солнца. Пылинка – это точка, подумала Философья, а луч – это линия, берущая начало от солнца. Оконное стекло – это плоскость, подхватила Геометрия, а складки тюли – поверхность. Стол – это объемное тело, заключила Философья, а комната – пространство. С большим удовольствием от родившегося единомыслия они запели мысль: от точки к линии, от линии к плоскости, от плоскости к поверхности, от поверхности к объемной фигуре, а от нее – к пространству, а от пространства – к миру. После этой встречи Философья и Геометрия стали дружить.
Вопросы для обсуждения:
Как от точки прийти к миру?
Приведи примеры этих форм из жизни и природы
Задание:
Вырежи из бумаги разных цветов две разные фигуры и продемонстрируй разные способы их взаимного расположения. Сколько их?
Дом как продолжение человека
У дома есть окна. Окно – от слова око, глаз. Окна – глаза дома. У человека есть кровеносная система, у дома – водопроводная. У человека – нервная система, у дома – электрическая. А что в доме продолжает руки человека? А продолжением какого органа человека является компьютер? Да, конечно, это мозг. Дом продолжает наше тело в природе[1 - Развивая идею т.н. органопроекции, заключающуюся в том, что «орудия расширяют область нашей деятельности и нашего чувства тем, что они продолжают наше тело», о. Павел Флоренский пишет: «Обратимся теперь к тому синтетическому орудию, которое объединяет в себе многие орудия и, принципиально говоря, все орудия. Это орудие есть жилище, дом. В доме, как средоточии, собраны все орудия или находятся при доме, возле него, в зависимости от него, – служат ему. Чего же есть проекция жилище? Что именно им проецируется? По замыслу своему, жилище должно объединять в себе всю совокупность наших орудий – всё наше хозяйство. И если каждое орудие порознь есть отображение какого-либо органа нашего тела с той или другой его стороны, то вся совокупность хозяйства, как одно организованное целое, есть отображение всей совокупности функций-органов, в их координированности. Следовательно, жилище имеет своим первообразом всё тело в его целом. Тут мы припоминаем ходячее сравнение тела – с домом души, с жилищем разума. Тело уподобляется жилищу, ибо самое жилище есть отображение тела. <…> Дом подобен телу, а разные части домашнего оборудования аналогически приравниваются органам тела. Водопровод соответствует кровеносной системе, электрические провода звонков, телефонов и т.д. – нервной системе, печь – лёгким, дымовая труба – горлу и т.д. и т.д. И понятно, что иначе быть не может. Ведь, заключаясь в дом со всем телом, мы заключаемся туда со всеми своими органами. Следовательно, удовлетворение каждого из органов, то есть доставление ему возможности действования, происходит не иначе, как через посредство дома, и значит дом должен быть системою орудий, продолжающих все органы» (Флоренский П.А., Сочинения в четырёх томах, т.3(1). – М.: «Мысль», 1999. – с. 415-416).], помогая приспособиться к ее условиям.
Вопросы для обсуждения:
Какие системы есть в доме и как они продолжают наш организм?
На какие части человека какие похожи части дома?
Задание:
Нарисуй жилой дом будущего в 3000-м году
Икигай
Детство и школьные годы – это самое благодатное время для учебы. Интеллектуальные силы в это время – самые восприимчивые и отзывчивые для получения знаний и развития мышления. С самых ранних лет ребята пробуют свои силы в разных занятиях. Какое-то из них в будущем может даже перерасти в профессию. Каждый человек ищет себя и стремится, чтобы его профессия совпадала с его предназначением. У японцев есть для этого специальное слово – Икигаи:
Помочь найти свой икигаи может также изучение профессий, и для этого существует целая наука – профориентация. Например, в ней говорится о том, что есть профессии в которых работа тесно связана с людьми, либо с природой, либо со знаками (текстом, формулами). Каждый человек приходит в мир с определенными талантами, которые могут раскрыться в его профессиональной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
Равны ли по значимости четыре составляющие икигая? Можно ли жить гармонично без какой-нибудь одной из них?
Для чего нужна профориентация?
Чтобы вырастить даже одного ребенка и даже одного специалиста, необходимо много лет. Каков будет выбор повзрослевшего выпускника – между дальними и ближними, между другой страной и Отечеством?
Что общего между матерью и Родиной, между самыми близкими и родной страной?
Синтез
Философья страдала от разлада, который внесло в мир леденящее дыхание Ссоры. Противоположности стали без конца бороться и постоянно норовили прогнать друг друга. Каждая стала заявлять о себе как о самой главной, а другую объявляла ненужной или лишней. Философья стала искать лекарство, которое поможет преодолеть противоположности. Формулу лекарства было найти не просто. Но Философья не отступала и продолжала мыслить: одни говорят, что мир конечен, другие – что бесконечен. Во всем виновата Ссора: она разделила конечность и бесконечность. В усталой задумчивости Философья засмотрелась на играющего с клубком ниток котёнка. Клубок ниток – это шар, подсказала Геометрия. Представим, что по шару ползет муравей, навела на мысль Биология. Шар – конечен, но если шар находится в воздухе, как Земля, продолжила Философья, то муравей будет ползти по нему без конца и края, то есть – бесконечно. Значит, шар – есть единство, синтез конечного и бесконечного[2 - «Вот представь себе шар. И представь, что по его поверхности ползет муравей. Ведь сколько он ни будет ползти по этому шару, он нигде не найдет границы для своего движения. И шар в этом смысле будет для него совершенно безграничным. Тем не менее сам-то шар вполне измерим в отношении поверхности и даже обладает вполне конечной величиной» (А.Ф. Лосев, Дерзание духа, с.15).]. Философья подробно записала формулу, и изготовила лекарство, и назвала его «Синтез». Одну за другой, она стала поить противоположности этим лекарством до тех пор, пока не дошла до одной – самой трудной и таинственной.
Вопросы для обсуждения:
Почему шар соединяет конечность и бесконечность?
Как ты думаешь, мир конечен или бесконечен? Почему?[3 - «a) Допустим <…>, что мир бесконечен, и только бесконечен. Если что-нибудь не имеет конца, – следовательно, оно не имеет границы и формы. Если что-нибудь не имеет границы и формы, это значит, что оно ничем не отличается от всего прочего. Но если оно ничем не отличается от всего прочего, то, следовательно, невозможно установить, существует ли оно вообще или нет. Итак, если мир бесконечен, то это значит, что ровно никакого мира не существует. <…>) Допустим, что мир конечен, и только конечен. Если мир конечен, это значит, что существует его определенная граница. Спрашивается: а что существует вне этой границы и можно ли выйти за пределы этой ограничивающей линии, если я буду продолжать двигаться дальше? Если выйти за эти пределы можно, то ясно, что упомянутая граница вовсе не есть последняя граница, т. е. не есть и вообще граница, и за ее пределами мир продолжает существовать, – причем одинаковое рассуждение надо применить и ко всякому новому пункту, до которого мы дойдем в своем движении за пределы мира, так что, в сущности, граница будет все время ускользать и мир окажется бесконечным. Если же выйти за пределы конечного мира нельзя, а мы все еще продолжаем двигаться (ибо нет никаких особых оснований думать, что двигаться невозможно), то это опять значит, что граница мира отодвигается вместе с нашим продвижением, т. е. что мир в каком-то смысле бесконечен.Итак, мир одновременно и конечен, и бесконечен» (А.Ф. Лосев, Диалектика мифа, 2001, с.160-161).]
Задание:
Нарисуй пожалуйста варианты синтеза квадрата и круга
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДОБРО И ЗЛО
Волк и овечка
Лекарство Синтез безупречно исцеляло противоположности: холодная зима и жаркое лето объединялись в прохладной весне и теплой осени, вертикальное и горизонтальное – в диагональном, круг и квадрат – в восьмиугольнике.. Но стоило применить лекарство к противоположностям хорошее и плохое или добро и зло, вышло что-то страшное.. Не бывает доброго злодея или злого добра – сказала Философьи ее сестра Этика. Это совсем другая противоположность, осознала Философья, она не похожа на все остальные, она – противоположна им. Потому что от соединения круга и квадрата в восьмиугольнике нет никакого худа, а от соединения добра и зла появляется что-то страшное – приходит волчица в овечьей шкуре. Эту волчицу зовут Ложь, она – мать Ссоры. Колдовство Ссоры оказалось намного страшнее и коварнее, чем думалось вначале. Ложь притаилась в засаде между добром и злом, и как только Философья попыталась излить на эту противоположность лекарство Синтеза, зло приняло облик добра, оставшись злом. Добро же осталось собою, но у зла появилось новое оружие – личина. Лекарство Синтеза оказалось не всемогущим. Как распознать и победить зло, если оно притворяется добром, если хищный волк притворяется мирной овечкой?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию (https://www.litres.ru/book/uriy-aleksandrovich-pogudin/lekarstvo-sintez-ili-kak-prognat-ssoru-69786340/?lfrom=390579938) на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
notes
Примечания
1
Развивая идею т.н. органопроекции, заключающуюся в том, что «орудия расширяют область нашей деятельности и нашего чувства тем, что они продолжают наше тело», о. Павел Флоренский пишет: «Обратимся теперь к тому синтетическому орудию, которое объединяет в себе многие орудия и, принципиально говоря, все орудия. Это орудие есть жилище, дом. В доме, как средоточии, собраны все орудия или находятся при доме, возле него, в зависимости от него, – служат ему. Чего же есть проекция жилище? Что именно им проецируется? По замыслу своему, жилище должно объединять в себе всю совокупность наших орудий – всё наше хозяйство. И если каждое орудие порознь есть отображение какого-либо органа нашего тела с той или другой его стороны, то вся совокупность хозяйства, как одно организованное целое, есть отображение всей совокупности функций-органов, в их координированности. Следовательно, жилище имеет своим первообразом всё тело в его целом. Тут мы припоминаем ходячее сравнение тела – с домом души, с жилищем разума. Тело уподобляется жилищу, ибо самое жилище есть отображение тела. <…> Дом подобен телу, а разные части домашнего оборудования аналогически приравниваются органам тела. Водопровод соответствует кровеносной системе, электрические провода звонков, телефонов и т.д. – нервной системе, печь – лёгким, дымовая труба – горлу и т.д. и т.д. И понятно, что иначе быть не может. Ведь, заключаясь в дом со всем телом, мы заключаемся туда со всеми своими органами. Следовательно, удовлетворение каждого из органов, то есть доставление ему возможности действования, происходит не иначе, как через посредство дома, и значит дом должен быть системою орудий, продолжающих все органы» (Флоренский П.А., Сочинения в четырёх томах, т.3(1). – М.: «Мысль», 1999. – с. 415-416).
2
«Вот представь себе шар. И представь, что по его поверхности ползет муравей. Ведь сколько он ни будет ползти по этому шару, он нигде не найдет границы для своего движения. И шар в этом смысле будет для него совершенно безграничным. Тем не менее сам-то шар вполне измерим в отношении поверхности и даже обладает вполне конечной величиной» (А.Ф. Лосев, Дерзание духа, с.15).
3
«a) Допустим <…>, что мир бесконечен, и только бесконечен. Если что-нибудь не имеет конца, – следовательно, оно не имеет границы и формы. Если что-нибудь не имеет границы и формы, это значит, что оно ничем не отличается от всего прочего. Но если оно ничем не отличается от всего прочего, то, следовательно, невозможно установить, существует ли оно вообще или нет. Итак, если мир бесконечен, то это значит, что ровно никакого мира не существует. <…>) Допустим, что мир конечен, и только конечен. Если мир конечен, это значит, что существует его определенная граница. Спрашивается: а что существует вне этой границы и можно ли выйти за пределы этой ограничивающей линии, если я буду продолжать двигаться дальше? Если выйти за эти пределы можно, то ясно, что упомянутая граница вовсе не есть последняя граница, т. е. не есть и вообще граница, и за ее пределами мир продолжает существовать, – причем одинаковое рассуждение надо применить и ко всякому новому пункту, до которого мы дойдем в своем движении за пределы мира, так что, в сущности, граница будет все время ускользать и мир окажется бесконечным. Если же выйти за пределы конечного мира нельзя, а мы все еще продолжаем двигаться (ибо нет никаких особых оснований думать, что двигаться невозможно), то это опять значит, что граница мира отодвигается вместе с нашим продвижением, т. е. что мир в каком-то смысле бесконечен.
Итак, мир одновременно и конечен, и бесконечен» (А.Ф. Лосев, Диалектика мифа, 2001, с.160-161).